Цель моего исследования – подробнее познакомиться с историей одного из самых знаменитых классицистических зданий Москвы.
Вложение | Размер |
---|---|
dom_pashkova.doc | 70.5 КБ |
Исследовательская работа
по истории
на тему:
«230 лет со времени начала строительства Дома Пашкова. Загадочная история
Дома Пашкова ».
Выполнила: ученица 10 класса
МБОУ «Гимназия №1»
Григоренко Ксения.
Куратор: преподаватель истории
Чернова И.Ю.
г. Новомосковск 2013-2014 уч. г.
Содержание.
III. Заключение.
Дом Пашкова, или, как его еще называют, Пашков дом принадлежит к числу самых красивых и известных зданий в Москве. Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда. Здание-дворец, венчающее Ваганьковский холм, ориентировано своим торжественно развёрнутым фасадом на Боровицкую башню Кремля. Играет важнейшую роль в формировании городского ансамбля и силуэта центральной части Москвы, определяет масштаб застройки и облик Моховой улицы, улицы Знаменки и Староваганьковского переулка, между которыми расположилась эта бывшая городская усадьба.
Первым звеном в цепи тех событий, которые привели к постройке дома Пашкова, явилась покупка ветхих зданий Тургеневских богаделен. Здания богадельни располагались глаголем, короткая сторона выходила на Моховую, а более длинная шла в гору позади церкви Михаила Малеина.
Получив пустующие участки по Моховой, Пашков присоединил к ним и проезд к церкви Михаила Малеина. Церковь была ветхая, намечена к сносу, и Пашков решил прибрать к рукам ее владения.
Цель моего исследования – подробнее познакомиться с историей одного из самых знаменитых классицистических зданий Москвы.
В своем реферате я попыталась ответить на вопросы: Когда было построено здание? Кем построено? Когда и кем реставрировался дом? Какое назначение имеет сейчас дом? Все эти вопросы в истории здания неоднозначны, чем и вызвали мой интерес.
Для достижения поставленной в реферате цели, я уделила внимание таким проблемам как история строительства Пашкова дома, история жизни архитектора и владельца здания. В своей работе я постаралась глубже раскрыть историю здания, как общепризнанному символу Москвы.
Пашков дом был построен в 1784—1786 годах. Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое название. К началу 1786 года Пашков вместе с большей частью своих людей переселился в новый дом, построенный Баженовым. На протяжении XX в. высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, это устная традиция и архитектурная баженовская манера.
Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 (12) марта 1737 или 1738) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма.
Пашковы, кроме того, владели усадьбой у Покровских ворот, известной тем, что здесь вскоре после свадьбы были в гостях у С.И. Пашкова Александр Сергеевич и Наталья Николаевна Пушкины и участвовали в устроенном хозяином санном катании. В этой усадьбе выросла правнучка Пашковых, известная поэтесса Е. П. Ростопчина.
Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:
« Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799) ». Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором.
Въезд с Ваганьковского переулка хорошо выражает усадебность ансамбля, который с этой стороны почти совершенно изолирован от города.
Высказывалось предположение, будто Пашков использовал дом Племянниковой, перестроив его в свой дворец. Однако эти предположения не отвечают действительности. Авторы этих предположений выдвигают их в полной уверенности, что на месте дома Пашкова стояли палаты Племянниковой. Но, как мы уже говорили, вершина холма была занята хозяйственной постройкой, которую едва ли представлялось возможным использовать при строительстве нового дворца. Но дело даже не в этих соображениях. Простое сличение планов, снятых Кариным в 1784 и 1788 годах, ясно говорит о том, что дом Пашкова возведена другом месте по сравнению с находившейся в 1784 году на холме постройкой, которую обычно считают палатами Племянниковой.
Первоначальная застройка усадьбы Пашкова, показанная на плане Карина 1788 года, в дальнейшем менялась, как это видно из последующих планов 1802 и 1810 годов. На плане Карина мы видим главное здание (нынешнее старое здание библиотеки имени Ленина) и два дворовых корпуса при въезде с Ваганьковского переулка. Из них корпус, выходящий на Знаменку, в основной части равный противолежащему (16х7 сажен), имеет пристройку со стороны хозяйственного двора, занимавшего угол Знаменки и Ваганьковского переулка.
Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная
лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения.
Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы.
Проект перестройки дома под институт, составленный архитектором Никитиным, не найден.
Значительные пристройки и надстройки дворовых флигелей изменили характер ансамбля. Оба флигеля были перестроены. Корпус к Знаменке надстроен до трех этажей для помещения служащих института. Флигели были соединены новыми пристройками с главным корпусом.
В послеоктябрьский период здание было капитально отремонтировано, территория бывшего сада перед домом со стороны Моховой благоустроена, кроме того, здесь была построена лестница.
В результате перестроек 1839 и 1861 годов характер внутренней планировки и пространственных соотношений в такой мере изменился, что судить по ним о первоначальной архитектуре интерьеров невозможно. В наибольшей мере приближают нас к первоначальному плану здания чертежи Масаклина, которые воспроизводят планировку дворца Пашкова до перестройки 1839 года.
В 30-е годы XX века произошли следующие крупные изменения в облике Пашкова дома: была снесена ограда сада, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика. Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором М. Долгановым в 1930-х годах была сооружена ныне существующая монументальная лестница, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.
Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.
В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия, и здание оказалось на грани разрушения. До 2007 года дом находился на реконструкции.
Дом Пашкова представляет развитие того типа дворца-усадьбы, который сложился в русском зодчестве XVIII века, как архитектурное выражение общественной и частной жизни русского дворянства. Становление этого типа мы видим уже в творчестве Ухтомского и Растрелли; дальнейшее развитие он получает у Казакова, Старова и Баженова.
В доме Пашкова группа парадных помещений сосредоточена в центральном объеме, мощный выступ которого, несущий колонны и скульптуры, ясно говорит об общественном характере этой части здания.
Так как портик, выходящий на Моховую, по своей протяженности превосходит дворовый портик, то для симметрии с дворовой стороны зодчий вводит еще один выступ, протяженность которого равна длине портика со стороны Моховой. Этот выступ служит как бы фоном для дворового портика.
Нельзя не подчеркнуть, что все выступы прямоугольные, и в плане мы нигде не видим того округления, которое так любил применять Баженов для смягчения углов. Однако на фасаде со стороны Моховой это смягчение было достигнуто постановкой статуй.
В. В. Згура впервые обратил внимание на то, что дом Пашкова имеет близкое сходство с Кремлевским дворцом Баженова. И действительно, сопоставляя колонны центрального портика дома Пашкова с колоннами центрального зала Кремлевского дворца, мы видим поразительное сходство их общей формы, пропорций и деталей. В свою очередь, ионические колонны портиков повторяют колонны театрального подъезда дворца.
В проекте Кремлевского дворца Баженов мечтал архитектонически увенчать главный московский холм, на котором расположен Кремль. В доме Пашкова он венчает Ваганьковский холм, причем так же вытягивает здание по холму, как это делал в Кремле, так же подчеркивает комплекс парадных помещений энергичным выступом, вводит галереи, соединяющие этот комплекс с боковыми, более интимными корпусами.
Высота центральной части здания от цоколя до бельведера 35,3 метра. Если же к этому прибавить утраченную ныне статую и естественное возвышение холма, то нужно признать, что в условиях малоэтажной застройки XVIII века Баженов создал мощную композиционную вертикаль, подчинившую себе все прилегающие кварталы города.
В 1812 году, в дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен, а великолепные баженовские интерьеры выгорели. Некоторое время пустовал. В 1815-1818 годах архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников, входившие в состав "Комиссии для строения Москвы" отстроили разрушенные части здания. Интересно, что, несмотря на то, что здание находилось в частном владении, средства на его восстановление выделили из казны – такое важное значение Пашков дом играл для архитектурного облика Москвы. В результате внешний вид дома Пашкова незначительно изменился: он был утяжелен за счет того, что при восстановлении бельведера прежние круглые коринфские колонны заменили на трехчетвертные ионические, таким образом, установив над легким ордером более массивный. В процессе реконструкции изменился вид боковых галерей. Вначале переходные балконы были открытыми, а теперь их накрыли двускатной крышей.
После смерти Пашковых дом перешел к двоюродному брату хозяина – А.И. Пашкову, так как детей у супружеской четы не было. Последней из рода Пашковых, кто владел домом, была внучка А.И. Пашкова (Полтавцева по мужу).
В 1839 году дома Пашкова был выкуплен у Пашковой, для Московского Университета. Затем здесь поочередно находились Дворянский институт и Московская 4-я гимназия, а в 1861 году Пашков дом передали Румянцевскому музею, и здесь начали работать два музея: Румянцевский и Публичный. В соответствии с новым статусом, здание реконструировали и перепланировали несколько раз. Так, к 1870 году здание значительно обветшало, и директор музея В.А. Дашков обратился с письмом к министру народного просвещения. В этом письме Дашков указывал, что выделенных министерством 7 226 рублей 50 копеек для ремонта музея недостаточно, и он будет вынужден обратиться за материальной помощью к купцу А. Захарову. В результате Захаров не только выделил недостающие средства, но и выстроил помещение канцелярии, а также квартиру для проживания смотрителя музея, и казарму для служащих, за что был награжден императором медалью "За усердие". В 1914 году рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал. Это здание предназначалось специально для огромной картины А. Иванова "Явление Христа народу", подаренной музею императором Александром II. Для посетителей музейной библиотеки был ус троен читальный зал на 300 мест, а позднее его расширили до 500 мест, использовав антресоли. В 1916-1919 годы в музее под руководством архитектора В.А. Веснина был построен и оборудован кабинет Л.Н. Толстого.
В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Такое преобразование было вызвано тем, что в музей после революции 1917 года поступили собрания более чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть. Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях. В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем эту часть здания передали отделу рукописей.
Пашков дом. Хроника истории:
1784-1787 - строительство дома Пашкова
1812 - пожар в интерьерах и обрушение крыши
1812-1817 - восстановление здания после войны
1839 - переоборудование интерьеров под классы Дворянского пансиона
1852 - в Пашковом доме помещалась мужская гимназия
1870 - реставрация обветшавшего здания
1895 - капитальный ремонт
1988-1995 - реставрация
2003-2007 – реставрация
ныне принадлежит Российской государственной библиотеке.
Здание, построенное в 18 веке, считающееся одним из символов Москвы, сменившее несколько владельцев и пережившее разнообразные исторические катаклизмы, просто обязано скрывать в себе множество загадок и тайн. Одна из историй утверждает, что Ваганьковский холм, на котором стоит дом, содержит в себе множество подвалов и полуразрушенных ходов. Некоторые исследователи считают, что здесь может быть спрятана легендарная библиотека Ивана Грозного – уникальная коллекция книг, последним владельцем которой был Иоанн IV.
Ходят также и совсем невероятные слухи о том, что в доме Пашкова обитает настоящий «библиотечный» призрак, которого можно попросить о помощи в поисках редкой книги.
Удивительный дом Пашкова уже почти два века привлекает к себе и туристов, и москвичей. Уникальный особняк, который выдержал разнообразные изменения и не одну реставрацию, пережил многих правителей, возвышается на холме в самом центре Москвы как символ вечности и красоты, побеждающей время.
Здание построено в соседстве с Кремлем, и нужно было найти сильное архитектурное решение для того, чтобы оно не только не потерялось в этом соседстве, но получило бы самостоятельное значение, как один из ведущих элементов московского центра. И Баженов достигает этого. Дом Пашкова с самого начала был задуман им как архитектурный образ широкого общественного звучания. Постановка его на холме и обозримость с далеких точек, организация партера и парка, видных с улицы, ориентация на солнечную сторону, усиливающая эффект от восприятия,— все это говорит о том, что, строя его, зодчий думал прежде всего о том, какую роль будет оно играть в общем ансамбле, каково будет его общественное значение.
Ансамбль дома Пашкова представляет одно из наиболее выдающихся произведений но только русского, но и мирового зодчества. Архитектура этого сооружения представляет неповторимое, оригинальное творение Баженова.
Список использованной литературы:
1. Русская архитектура эпохи классицизма и ампира. М, 2000
2. Снегирев И. М. Памятники московской древности. М, 1979
3. Некрасов А. В. К архитектурному облику Москвы. М, 2005
Интернет - ресурсы:
http://dic.academic.ru
http://www.moscow.org
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Финист - Ясный сокол
Лиса Лариска и белка Ленка
Заколдованная буква
Самый главный и трудный вопрос
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен