исследовательская работа к научно-практической конференции
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabot3.doc | 77.5 КБ |
kukly_v_nashey_zhizni.ppt | 804 КБ |
Школьная научно-практическая конференция учащихся
Секция начальных классов
Куклы в нашей жизни
Автор исследования: Яковлева Ксения
ученица 2»Б» класса
МАОУ «СОШ №99»
Научный руководитель: Пышнова А.В
Новокузнецк 2013
Цель исследования:
- Изучить историю возникновения разных кукол
Задачи исследования:
- Узнать, кто, когда и зачем придумал куклу;
- Узнать, из каких материалов делают кукол;
- Найти фотографии и рисунки разных кукол.
Методы исследования:
- Провести беседу со взрослыми;
- Прочитать в энциклопедии;
- Посмотреть в Интернете.
План:
1. Что такое кукла?
2. Когда появились первые куклы?
Литература:
1. Ю.М. Лотман. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. Таллин, 1992, с. 377-380
2. Л. Горалик. Мир Барби // Горалик Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. - М.: НЛО, 2005
3.
Результаты исследования
Первое - детская игрушка в виде фигурки человека.
Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). Существуют куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты).
Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова)
Русское слово « кукла » родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.
В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах
Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) еще в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и обозначали внешность людей или иных живых существ.
Самым древним египетским куклам около 4 тысяч лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.
На русском языке все куклы назывались раньше одинаково – просто куклы. А на социальные функции, выполняемые ими в различных сферах человеческой деятельности, не обращали особого внимания. Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол. В торговом деле – функцию кукол-манекенов. В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции. В качестве примеров можно вспомнить искусственную «Козу» в рождественских обрядах или соломенную «Масленица» в языческих празднествах наступления весны. На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. К сожалению, бывают и «куклы-обманки». То есть якобы пачки денег, а на самом деле простой бумаги, вложенной между верхними и нижними настоящими денежными купюрами. Впрочем, перечисление всех видов и разновидностей кукол заняло бы слишком много места и времени...
Художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы для удешевления делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали из как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.
Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением папье-маше кукол стали делать из этого материала, и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.
После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы, Барби и ее свита. Существуют целые кукольные народы, например Cabbage Patch Kids (детишки с капустной грядки). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.
Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как сувенир: куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в Диснейленде или магазинах.
Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьезным источником дохода. Например, некоторые японские деревянные куклы кокэси издают забавный звук, если им поворачивать голову. В Испании, Италии и в латиноамериканских странах во время карнавалов продают кукол, точно имитирующих тело человека и одетых в карнавальные костюмы.
Педагог-исследователь народной игрушки Галина Львовна Дайн отмечает, что в Советском Союзе в конце 1920-х гг. запрещается кукла . Ее изъяли из детских садов, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки. Был организован Комитет по игрушке при Наркомпросе, а потом при Министерстве просвещения, и начал осуществляться систематический контроль над игрушкой. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что они все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что дети, играя с ней, учатся, приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое законное право на игру с куклой.
Старинная кукла
Пупс
Синти Фарфоровые куклы
Барби Братс
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Цветок или сорняк?
Аэродинамика и воздушный шарик
Ворона
Рисуем тыкву