Исследовательская работа посвящена роли Куйбышевской железной дороги в годы Великой Отечественной войны, труженникам тыла, работающих на железнодорожном транспорте.
Вложение | Размер |
---|---|
eto_nashcha_s_toyuoy_biografiya-_yutlandovy_2.doc | 122.5 КБ |
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № №6»
Это наша с тобой биография…
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Автор: Чекашкин Николай,
ученик 11 класса
Руководитель:Федорова
Татьяна Алексеевна,
учитель истории и обществознания
Ковылкино
2013 год
Содержание
1.1. Введение – с.3
1.2. Актуальность проекта - 3
1.3. Цель проекта - 3
1.4. Направления деятельности - 3
1.5. Методика исследования- 4
4. Список использованных информационных ресурсов - 8
5. Приложение- 9
1. Обзор проекта
1.1. Введение
« Это наша с тобой биография...»
Правда в памяти! У кого нет памяти, у того нет жизни.
В. Распутин
Эта работа посвящена воспоминаниям той далекой войны, когда
гитлеровские войска перешли границу нашей страны, когда все, как один, встали на защиту своей Родины, когда каждый считал своим долгом принять самое активное участие в борьбе с фашизмом. Одни воевали на передовой - другие в тылу врага. Старики, дети и женщины трудились в поле, на заводах, дома. Практически каждая семья потеряла родных в этой жестокой битве.
Старшему поколению пришлось вынести тяжесть самой разрушительной войны в истории человечества. Её рубцы остались на многих из нас, на земле нашей страны, в памяти наших народов.
1.2. Актуальность проекта
Более 70-ти лет прошло с начала Великой Отечественной войны. С каждым годом все меньше и меньше остается очевидцев тех суровых лет. Еще недавно они вспоминали о страшных военных днях и годах, о пережитых страданиях. И вот их уже с нами нет. Страшно становится, когда подумаешь, что наши потомки могут стать «Иванами, не помнящих родства». Поэтому, узнав о жизни семьи Ютландовых, мне захотелось оставить память об этих людях молодому поколению. Это стало толчком в создании моей данной работы.
1.3. Цели проекта.
- изучить историю родного края;
- сохранить память о людях войны и тружениках тыла
- формировать духовные, нравственные и гражданские качества личности;
-укреплять преемственность поколений;
Задачи.
- патриотическое воспитание учащихся на основе духовного наследия, ценностей малой родины;
- развитие навыков самостоятельной работы с научными трудами, документами, архивными материалами
- формирование навыка публичного выступления
- популяризация интеллектуально-творческой деятельности
1.4. Направления деятельности:
Исследовательская
1.5. Методика исследования.
- интервью с дочерью Ютландовых
- работа с домашним архивом,
- исследовательская работа в библиотеке, в городском краеведческом музее, в школьном кабинете краеведения,
В работе использованы исторические источники: устные свидетельства, материалы домашних и государственных архивов, воспоминания, монография Левченко «В тяжелую пору».
2. Реализация проекта
2.1. Роль железнодорожного транспорта в победе над врагом.
Путь к победе в Великой Отечественной войне пролегал через ожесточенные сражения, величайшие тяготы и испытания. Каждый шаг на этом пути, каждые из 1418 военных дней - беспримерный подвиг миллионов людей на фронте и в тылу во имя спасения нашей Родины.
Выстоять, победить коварного врага можно было только общими усилиями фронта и тыла.
Жизнь рабочего поселка станции Ковылкино Куйбышевской железной дороги целиком была связана с железной дорогой. А железнодорожному транспорту в победе над врагом принадлежала важная роль. Ведь железная дорога обеспечивала перевозки всего необходимого для нужд фронта и тыла. По железной дороге эвакуировались и промышленные предприятия, и населения в восточные районы страны.
Вот что писали газеты военного времени: «С запада на восток были переброшены 2593 крупных промышленных предприятий, эвакуировано 18 млн. человек. Такого объема эвакуационных перевозок история не знала».
Значительная роль в победе над врагом принадлежит многотысячному коллективу дороги имени В.В.Куйбышева. Это было обусловлено тем, что временная потеря дорог юга и запада вызвала перемещение возрастающего грузопотока на дороги Центра и тыла. Её значение усиливалось благодаря географическому положению. Она связывала Центр и Юг страны с Уралом и Сибирью, соединяла их со Средней Азией. Куйбышевская магистраль - одна из крупнейших дорог сети: её развернутая длина к началу войны составляла 4229 км, она протянулась от Подмосковья до Урала.
Дорога обслуживала девять областей и автономных республик России: Куйбышевскую, Пензенскую, Оренбургскую, Ульяновскую, Тамбовскую, Рязанскую области, Башкирскую, Мордовскую и часть Татарской республик.
2.2. Знакомство с семьей Ютландовых
Подвиги совершаются не только на поле боя и не только с помощью оружия. Есть подвиги, показывающие величие духа.
Стойко работали люди, обеспечивая фронт одеждой и продовольствием. Это тоже оружие, и сила этого оружия велика.
Сегодня мы познакомимся с семьёй, которую затронула война. Это Ютландовы Мария Яковлевна и Алексей Сергеевич.
Эти замечательные люди проживали по улице Железножорожной в старом доме, построенном еще в конце 19 века. Именно тогда поселок Воскресенская Лашма стал станцией Арапово, позже переименованный в Ковылкино Московской, затем Куйбышевской железной дороги. Для рабочих станции были построены дома, железнодорожная школа, амбулатория и больница.
2.3.«Все для фронта, все для победы»
Всю жизнь Мария Яковлевна и Алексей Сергеевич трудились на железнодорожном транспорте.
Вот что вспоминала в беседах со своими родными Мария Яковлевна о военном времени: «Нам приходилось работать и днем, и ночью, не считаясь со временем, при скудном продовольственном питании. Все службы работали круглосуточно: и диспетчера, и путейцы, и ремонтники, и станционные работники, и локомотивные бригады. Отдыхать никому не приходилось. Работали не только за себя, но и за ушедших на фронт. Рабочие выполняли по три нормы за смену и даже по пяти и более. А после работы бежали в госпиталь, где находились на лечении раненые фронтовики.
Люди всем сердцем откликнулись на призыв: «Все для фронта, все для победы!»»
Это был призыв помочь фронту - кто чем может. Одни самоотверженно трудились за станком, в поле, на ферме, другие отдавали свои сбережения на стройку бронепоезда, танка, самолета, третьи вязали варежки и носки солдатам.
Постановление собрания актива Куйбышевской дороги гласит: «Считать работу по сбору теплой одежды и обуви для нужд Красной Армии важнейшей государственной задачей, обеспечивающей скорейшую победу над врагом». «Действительно, - вспоминала Мария Яковлевна, - жители Ковылкино занимались сбором денег, теплых вещей для фронта, ремонтировали фуфайки, брюки, вязали носки, варежки и отправляли на фронт».
Мария Яковлевна приняла в свою смену Правительственную телеграмму от самого Сталина. Руководитель страны благодарил Ковылкинцев за оказанную фронту помощь.
Сейчас эта Правительственная телеграмма тов. Сталина секретарю райкома партии Сачину, председателю райисполкома Андрианову хранится в музее.
«Передайте трудящимся Ковылкинского района, собравшим кроме ранее внесенных 1209500 рублей на строительство танковой колонны «Мордовский колхозник», дополнительно 1 миллион рублей на постройку танков и самолетов и сдавшим в фонд обороны страны 500 тысяч рублей облигации государственных займов, а также сдавшимся в фонд Красной Армии хлеба 628 пудов, мяса 228 пудов, овощей 320 пудов и шерсти 100 пудов. Мой братский привет и благодарность Красной Армии.
= председатель Сов обороны И.Сталин.»
2.4. Алексей Сергеевич Ютландов – настоящий коммунист
Алексей Сергеевич Ютландов родился в далеком 1909 году в деревне Михайловка Рузаевского района. Подростком пошел работать на железную дорогу. Без отрыва от производства закончил вечернюю школу, а затем школу мастеров социалистического труда. В 1938 году его направили работать на станцию Ковылкино.
Алексей Сергеевич до и во время войны был дежурным по станции, после войны работал старшим весовщиком. руководил погрузкой и разгрузкой вагонов.
Он участник Великой Отечественной войны. Его призвали на фронт в конце 1944 года. Советский солдат восстанавливал разрушенные немцами железнодорожные пути в Чехословакии и Югославии.
Алексей Сергеевич был награжден медалями Сталина, Жукова, к 40-летию Победы, 50-летию Победы, Ветеран труда. орденом Отечественной войны II степени,
Алексей Сергеевич – коммунист с большим стажем, возглавлял партийную ячейку станции Ковылкино. Его близкие рассказывали, что особенно он дорожил юбилейным значком «50 лет КПСС». Всю жизнь он был коммунистом. А коммунистов всегда посылали на самые трудные участки работы. Они возглавляли социалистические соревнования. На общем собрании станции Ковылкино Алексею Сергеевичу вручили «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта». Его уважали и руководство, и свои товарищи по работе. В его трудовой книжке множество благодарственных записей. К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1945-1995 гг. Начальник железной дороги А.С. Левченко подарил фронтовику книгу и с ней благодарственное письмо: ««Вручаю Вам книгу «В тяжелую пору» в знак глубокой благодарности за добросовестный и самоотверженный труд, за героизм, проявленный на фронтах при защите нашей Родины».
И когда Алексей Сергеевич уже был на пенсии, сам начальник станции приглашал его поработать. Не хватало не только грамотных, квалифицированных, но и ответственных специалистов.
Мария Яковлевна Ютландова прожила долгую и не легкую жизнь. Она родилась в первую мировую войну и была в семье четвертым ребенком. Кроме нее было еще три брата. Её отец, Ястребцев Яков Михайлович, вернулся с первой мировой войны больным и вскоре умер. И осталась его жена, Дарья Герасимовна, одна с малыми детьми. Выручали огород и скотина. А еще дети ходили в лес по грибы, ягоды, за шишками и хворостом для печи. Сами ели ягоды только в лесу, а все что собирали, несли к поезду продавать. На вырученные деньги покупали соль, муку. Всю одежду шили и перешивали из старенькой сами. Но все дети ходили в школу. Мария Яковлевна закончила 7 классов в 1932 году и сразу устроилась работать на железнодорожный телеграф. Сначала была ученицей, потом изучила азбуку Морзе и стала радисткой, затем телеграфисткой. Так и проработала на железной дороге всю жизнь.
Как и все связисты, она была военнообязанной по специальности телеграфист-морзист и числилась рядовой запаса второй категории. Вся документация шла через ее руки. Она первая узнавала новости с фронта. Она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Так же, как и Алексей Сергеевич, имеет медаль «Ветеран труда» и юбилейную медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945гг». Вместе с Алексеем Сергеевичем они прожили долгую совместную жизнь. И лишь в 1995 году Мария Яковлевна осталась одна.
3. Заключение.
Они вырастили двух дочерей, обеим дали высшее образование. У них четверо внуков, трое правнуков. Один из внуков продолжил династию железнодорожников – стал машинистом тепловоза станции Ковылкино.
Сейчас этих уважаемых в городе людей уже нет с нами. Но память о них должна жить в наших сердцах, чтобы помнить, какой ценой завоевана свобода, чтобы нам было на кого ровняться, быть чище и лучше.
Каждый год наш народ отмечает великий праздник – День Победы. У Вечного огня, мемориалов погибших встречаемся с героями войны, слушаем их рассказы о трудных фронтовых дорогах, Хочется заверить всех участников войны, оставшихся в живых, что мы помним о них, преклоняемся перед ними и гордимся ими.
4. Список использованных информационных ресурсов.
I. А.С.Левченко «В тяжелую пору» Самарский Дом печати 1984 г.
II. Из личного архива Ютландовых.
Фотографии.
Ютландов А.С. 1)1939г
2)1967г
Ютландова М.Я. 3)1932г.
4)1942г.( Групповая, у госпиталя)
5) Дом, в котором жили Ютландовы
6) Старый город
7) Станция Ковылкино ( фото-2)
Тезисы
Более 70-ти лет прошло с начала Великой Отечественной войны. С каждым годом все меньше и меньше остается очевидцев тех суровых лет. Еще недавно они вспоминали о страшных военных днях и годах, о пережитых страданиях. И вот их уже с нами нет. Страшно становится, когда подумаешь, что наши потомки могут стать «Иванами, не помнящих родства». Поэтому, узнав о жизни семьи Ютландовых, мне захотелось оставить память об этих людях молодому поколению. Это стало толчком в создании моей данной работы.
Путь к победе в Великой Отечественной войне пролегал через ожесточенные сражения, величайшие тяготы и испытания. Каждый шаг на этом пути, каждые из 1418 военных дней - беспримерный подвиг миллионов людей на фронте и в тылу во имя спасения нашей Родины.
Выстоять, победить коварного врага можно было только общими усилиями фронта и тыла.
Жизнь рабочего поселка станции Ковылкино Куйбышевской железной дороги целиком была связана с железной дорогой. А железнодорожному транспорту в победе над врагом принадлежала важная роль. Ведь железная дорога обеспечивала перевозки всего необходимого для нужд фронта и тыла. По железной дороге эвакуировались и промышленные предприятия, и населения в восточные районы страны.
Подвиги совершаются не только на поле боя и не только с помощью оружия. Есть подвиги, показывающие величие духа.
Стойко работали люди, обеспечивая фронт одеждой и продовольствием. Это тоже оружие, и сила этого оружия велика.
Сегодня мы познакомимся с семьёй, которую затронула война. Это Ютландовы Мария Яковлевна и Алексей Сергеевич.
Всю жизнь Мария Яковлевна и Алексей Сергеевич трудились на железнодорожном транспорте.
Приходилось работать и днем, и ночью, не считаясь со временем, при скудном продовольственном питании. Все службы работали круглосуточно: и диспетчера, и путейцы, и ремонтники, и станционные работники, и локомотивные бригады. Отдыхать никому не приходилось. Работали не только за себя, но и за ушедших на фронт. Рабочие выполняли по три нормы за смену и даже по пяти и более. А после работы бежали в госпиталь, где находились на лечении раненые фронтовики.
Люди всем сердцем откликнулись на призыв: «Все для фронта, все для победы!»
Алексей Сергеевич до и во время войны был дежурным по станции, после войны работал старшим весовщиком. руководил погрузкой и разгрузкой вагонов.
Он участник Великой Отечественной войны. Его призвали на фронт в конце 1944 года. Советский солдат восстанавливал разрушенные немцами железнодорожные пути в Чехословакии и Югославии. Награжден многими орденами и медалями. 50 Лет состоял рядах коммунистической партии.
Мария Яковлевна Ютландова прожила долгую и не легкую жизнь. Она родилась в первую мировую войну и была в семье четвертым ребенком.
Выучилась и стала телеграфисткой. Как и все связисты, она была военнообязанной по специальности телеграфист-морзист и числилась рядовой запаса второй категории.
Вместе с Алексеем Сергеевичем они прожили долгую совместную жизнь.
Сейчас этих уважаемых в городе людей уже нет с нами. Но память о них должна жить в наших сердцах, чтобы помнить, какой ценой завоевана свобода, чтобы нам было на кого ровняться, быть чище и лучше.
Смородинка
Спасибо тебе, дедушка!
Бабочка
Всему свой срок
Ворона