В данной исследовательской работе ученик 1 класса рассматривает различные виды пиктограмм, историю их появления, роль пиктограмм в современном мире, а также придумывает собственную пиктограмму.
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 686.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА»
Исследовательская работа
по теме:
Пиктограмма
или знаки в нашей жизни
Выполнил учащийся 1 «Б» класса
Мальцев Евгений Александрович,
Руководитель:
Дубровина Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
п. Майский , 2013г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть ……………...………………………………………….6
Практическая часть………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………..15
Приложение ………………………………………………………………......16
Введение
Я очень часто путешествую с родителями, и мне очень нравится смотреть на дороги, на дорожные знаки. Раньше, когда я не знал и не увлекался дорожными знаками, папа мне объяснял их значение, отвечал на мои вопросы. Теперь, когда я знаю практически все знаки, то наблюдая их я вспоминаю правила дорожного движения и иногда подсказываю папе, как нужно правильно ехать.
Рассматривая знаки каждый раз, я задавался вопросом, что же такое знак? Какие знаки еще существуют в нашей жизни? Откуда появились дорожные знаки? И почему именно так они выглядят?
Так определилась тема нашего исследования: «Пиктограмма или знаки в нашей жизни».
Узнать, что такое пиктограмма, и какую роль она играет в нашей жизни.
3. Задачи:
- Собрать как можно больше интересной информации о данной теме;
- Рассказать детям нашего класса о разных видах пиктограмм, об их значении в нашей жизни;
- Выявить отношение учащихся к данной теме;
- Исследовать историю возникновения правил дорожного движения, дорожных знаков.
- Создать собственную пиктограмму на основе дорожных знаков.
4. Гипотеза:
Мы предполагаем, что знание пиктограмм, в частности дорожных знаков детьми с раннего возраста приведет к соблюдению правил во взрослом возрасте, что повысит дисциплину на дорогах.
5. Методы:
1). Получение информации из разных источников литературы, сети Интернет.
2). Анкетирование
3). Практическая работа
Работа проводилась среди учащихся 1 «Б» класса МОУ «Майская гимназия» в течение первой четверти 2013-2014 учебного года.
Я не только сам попытался создать свою пиктограмму, но и попросил одноклассников принять участие в разработке собственной дорожной пиктограммы. Надеюсь, некоторые из этих пиктограмм приживутся в нашем поселке.
6. Структура работы
Теоретическая часть:
Происхождение (этимология) слова «пиктограмма»
История возникновения пиктограмм
Разнообразие пиктограмм
История дорожных знаков
Интересные факты
Практическая часть:
Анкетирование: «Что означает данный дорожный знак?»
Создание собственной дорожной пиктограммы
Теоретическая часть
Происхождение (этимология) слова «пиктограмма».
Пиктогра́мма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. (Википедия, свободная энциклопедия.)
Древняя письменность многих народов напоминала пиктограммы, так египетские письмена на гробницах фараонов разрисованы значками, которые имеют определенный смысл и несут информацию о жизни и деятельности фараона.
История пиктограммы уходит в глубокую древность и связана с зарождением письменности. Эволюция может быть условно обозначена следующими этапами:
Разнообразие пиктограмм:
История дорожных знаков.
Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы.
Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры.
После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога.
Самые старые из всех дорожных знаков – указатели расстояния. Для того, чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так в Древнем Риме вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы – указатели. А в самом Риме у здания форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.
Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках, старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затесы на стволах, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.
Более 300 лет назад при царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он повелел между Москвой и загородной своей резиденцией – селом Коломенским – через каждую версту поставить высокие столбы, которые в народе прозвали «коломенскими верстами». Тогда же про высоких людей сложилась поговорка: «Высок, как коломенская верста». При Петре I строительство дорог в России резко возросло. На больших дорогах (большаках) стали устанавливать верстовые столбы и окрашивать их полосами в цвета русского национального флага. «Полосатые версты» были хорошо видны.
Позднее стали устанавливать столбы на перекрестках, делать на них надписи, объясняющие, куда какая дорога ведет. Ставили столбы на границах уездов, на них делались надписи с названиями уездов. Между селами также устанавливали небольшие столбы с указателями, какое село должно отвечать за состояние того или иного участка дороги. На опасных участках дороги устанавливались надолбы. Дороги, на которых ставили столбы, назывались столбовыми, на второстепенных дорогах столбов не было.
Но когда по дорогам вместо саней, колясок и телег, запряженных лошадьми, потянулся непрерывный поток машин, оказалось, что одних указателей расстояния мало. Стало понятно, что ездить быстро и без аварий можно лишь в том случае ,если шоферу помогают другие дорожные знаки.
Поначалу каждая страна имела свои знаки, изготовляли их дорожные органы, каждый на свой лад. Когда международные автомобильные сообщения были развиты слабо и водители одной страны редко ездили в другую, то такое положение еще можно было терпеть. Но когда автомобильные сообщения между странами получили большее развитие, возникла необходимость введения международных дорожных знаков.
Попытка ввести единые международные знаки была предпринята еще в 1909 году. С этой целью в Париже собралась Международная конференция по дорожным знакам, на которой были приняты четыре международных знака.
Эти знаки круглой формы имели символы, почти полностью соответствующие тем, которые применяются на современных знаках для обозначения тех же видов опасности.
На сегодняшний день только в России применяется больше двух с половиной сотен дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного движения, и систем постоянно развивается и совершенствуется.
Все дорожные знаки разбиты на группы. Каждый знак имеет свой порядковый номер. Всего 8 групп знаков:
Каждая группа дорожных знаков представлена особой формой, цветовой гаммой и несет в себе информацию, отличающие группы друг от друга.
Интересные факты
С правилами дорожного движения и знаками связано много курьезных случаев и интересных фактов. Остановимся только на двух из них:
Например, интересно происхождение слова «шофер»: первый «самодвижущийся автомобиль» предназначался для перевозки пушек и представлял собой трехколесную телегу с паровым котлом. Когда пар кончался, машина останавливалась, и котел нужно было прогревать заново. Для этого под ним на земле разводили костер и ждали, пока вновь образуется пар. Так, большую часть времени водители первых автомобилей нагревали котел и кипятили в нем воду. Поэтому их стали называть шоферами, что в переводе с французского означаете «кочегар».
Еще одна история связана с дорожными знаками. На сегодняшний день только в России применяется больше двух с половиной сотен дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного движения, и система постоянно развивается и совершенствуется. Не обходилось и без забавных моментов: в какой-то момент из перечня куда-то пропал знак «неровная дорога», вернувшийся в строй только в 1961 году. По какой причине знак пропал, неизвестно, то ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было.
Практическая часть
Анкетирование «Что означает данный дорожный знак?»
Анкетирование проводилось среди учащихся 1 «Б» класса. По результатам анкетирования оказалось, что из 26 человек знак «Круговое движение» знает 18 человек, 12 человек знает знак «Дети», 25 человек знает знак «Пешеходный переход», только 11 человек знают знак «Скользкая дорога» и 18 учеников знают знак «Движение без остановки запрещено» (см. Приложение 1).
Также я попытался составить собственную пиктограмму, с помощью которой я хотел выразить свое отношение к данному месту. При этом пиктограмма должна была представлять из себя два соединенных элемента: узнаваемый дорожный знак, или его элемент (цвет, форма) и символ, отображающий смысл этого места. Я давно заметил, что на площади в поселке Майском, в котором я живу, собирается очень много голубей. Причем именно в одном месте. Я часто наблюдаю за ними, кормлю их семечками. И мне пришла в голову мысль, что они будто машины перед зданием, и у каждой есть свое парковочное место. Так я создал свою пиктограмму (см. Приложение 2).
Я не только создал свою пиктограмму, но и попросил одноклассников принять участие в разработке собственной пиктограммы. Перед работой я им дал некоторые рекомендации по составлению пиктограмм. Вот что у них получилось.
(см. Приложение 3).
Рекомендации по составлению пиктограмм
- не стоит создавать слишком большое количество символов. Символы - это язык, и чем больше знаков, тем сложнее их запомнить
- используйте для пиктограмм знакомые образы
- используйте традиционные и стандартные символы, но убедитесь, что они гармонично вписываются в тематику проекта, включая соответствия по цвету, форме и размеру
- пиктограммы должны быть простыми, иначе они не будут восприниматься в окружающей среде
- числа и буквы могут быть такими же эффективными, как символы.
Заключение
Проведя это исследование, мы убедились, что знание пиктограмм, в частности дорожных знаков детьми с раннего возраста, в дальнейшем приведет к соблюдению правил дорожного движения. Пиктограммы прижились в нашей жизни и мы ими пользуемся очень часто, иногда даже не задумываясь об этом. Знание и пользование пиктограммами облегчает нам жизнь. Появление в наше время новых технологий привлекает к использованию ряда пиктограмм. Пиктограммы играли важную роль в древности и в наше время.
На наш взгляд было бы интересно, если такие пиктограммы прижились у нас в поселке. Большинство из них могло служить как интересные информационные знаки для жителей и гостей поселка.
Приложение №1
Анкетирование : « Что означает данный дорожный знак?»
Фамилия, Имя | ||||||
1 | Бородавка Дарья | + | + | + | - | + |
2 | Бородин Тимур | + | + | + | + | + |
3 | Глотова Таисия | + | + | + | - | + |
4 | Голованёв Матвей | + | + | + | - | + |
5 | Демиденко Тамара | + | + | + | - | + |
6 | Денисов Денис | - | + | + | - | - |
7 | Иевлев Николай | - | - | + | + | + |
8 | Кеба Евгения | - | - | + | - | + |
9 | Кучин Клим | - | - | + | + | + |
10 | Лашкари Арианна | - | - | - | - | - |
11 | Мальцев Евгений | + | + | + | + | + |
12 | Маслова Элеонора | + | - | + | - | - |
13 | Михайлов Егор | + | + | + | + | + |
14 | Никитина Диана | + | - | + | + | - |
15 | Павленко Даниил | + | + | + | + | + |
16 | Рягузова Анжелика | + | - | + | - | - |
17 | Скоков Владислав | + | + | + | - | + |
18 | Смородина Елизавета | + | - | + | - | - |
19 | Слышникова Анаст. | + | - | + | - | + |
20 | Съедина Илона | + | - | + | - | - |
21 | Токарь Дарья | - | - | + | - | + |
22 | Урбонас Арсений | - | + | + | + | + |
23 | Хлапонин Захар | - | - | + | - | + |
24 | Хромых Глеб | + | + | + | + | + |
25 | Чеботарёв Владислав | + | - | + | + | - |
26 | Ширяева Виктория | + | - | + | + | + |
Приложение №2
Приложение №3
Л. Нечаев. Яма
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Рукавичка