Апостол Андрей Первозванный - реальная личность, оказавшая огромное влияние на становление христианства государства Российского.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 41.95 КБ |
Районная научно-практическая конференция младших школьников «Первые шаги в науку»
Направление: социально-гуманитарное и экономическое
Секция: история и краеведение
Название работы:
« Особый культ почитания апостола Андрея Первозванного в России»
Автор работы: Калашникова Оксана
Место выполнения работы:
город Светлоград
МБОУ гимназия №1, 4г класс
Руководитель работы:
Костюченко Марина Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №1 г. Светлограда
высшая категория
г. Светлоград, 2012 год
Оглавление
I.Введение……………………………………………………………………………...3-5
II.Основная часть.
2.1.Имя Андрея Первозванного у православного собора г. Ставрополя……...6
2.2.Житие апостола Андрея
Новый Завет Библии о первом апостоле Христа……………………………………6
Странствия Андрея Первозванного с проповедями слова Божьего …………….6
Легенды о случаях воскрешения апостолом усопших……………………………7
Смерть апостола в Патрах. История Андреевского креста………………………..7
2.3.Распространение культа апостола Андрея Первозванного на Руси
Дни памяти апостола в Православной церкви……………………………………...8
Первая церковь в честь апостола Андрея в Киеве………………………………….8
Первый российский орден Андрея Первозванного………………………………...8
Российский флот под Андреевским флагом…………………………………… ...9
2.4.Спор историков о «русской загадке» Андрея Первозванного
Сомнения церковных историков о факте пребывания апостола на Руси……… .9
«Повести временных лет» о посещении апостолом земли русской……………. .9
Письмо из Византии…………………………………………………………………10
2.5.Методы исследования.
Анкетирование.
Посещение собора апостола Андрея Первозванного в г. Ставрополе.
Работа в читальном зале Петровской районной библиотеки.
Работа с источниками информации.
III. Заключение.
3.1.Результаты исследования.
Результаты анкетирования.
Презентация «Особый культ апостола Андрея Первозванного в России».
Альбом «Образ Андрея Первозванного в произведениях изобразительного искусства».
3.2.Общие выводы…………………………………………………………………10
IV.Библиографический список…………………………………………………...11-12
V.Приложение.
I. Введение.
Учебный предмет, в рамках которого проводится исследовательская работа: окружающий мир.
Учебные дисциплины, близкие к теме исследования: история, курс «Основы мировых религий и светской этики», изобразительное искусство.
Возраст учащихся, на который рассчитана исследовательская работа: учащиеся 3-5 классов.
Тема исследовательской работы: «Особый культ почитания апостола Андрея Первозванного в России».
Объект исследования: личность Андрея Первозванного.
Автор проекта: Калашникова Оксана, ученица 4г класса.
Руководитель проекта: Костюченко Марина Васильевна.
Актуальность проекта.
Многие люди пытаются найти непростые ответы на важные в нашей жизни вопросы: как понимать современный мир, его культуру, духовные начала. Читая Библию, книги о Творце, о православном христианстве, я всё больше и больше проникаюсь интересом к истории моего государства, к христианской религии, хранительнице русской культуры. Большой интерес испытываю к изучению истории возникновения и утверждения христианства на Руси. Тема работы как никогда актуальна, ведь Указом президента РФ за № 49 от 9 января 2012 года - 2012 год объявлен Годом российской истории.
Гипотеза исследования.
Апостол Андрей Первозванный – реальная личность, оказавшая огромное влияние на становление христианского государства Российского.
Цель работы:
1.Доказать факт пребывания Святого апостола Андрея Первозванного на территории будущей Руси.
2.Выяснить, почему этот апостол так почитаем на Руси, и в чём заключается эта почитаемость.
Задачи работы:
1.Провести анкетирование учащихся 4-х классов на тему: «Кто внёс огромный вклад в распространение христианства на Руси?»
2.Собрать информацию об апостоле Андрее Первозванном из различных источников: книг, документов, материалов СМИ, интернета.
3.Посетить собор Андрея Первозванного в г.Ставрополе, побеседовать с его служителями.
4.Посредством исследования расширить знания по истории возникновения и утверждения христианства на Руси.
5.Представить собранный материал одноклассникам и учащимся 3-5 классов.
Методы исследования.
1. Анкетирование учащихся 4 классов по данной теме.
2.Экскурсия в кафедральный собор Андрея Первозванного в г. Ставрополе, беседа с его служителями.
3.Получение информации по теме «Житие Андрея Первозванного» в читальном зале Петровской районной библиотеки. Работа с библиографами библиотеки.
4.Самостоятельное получение и изучение дополнительной литературы по теме «Особый культ апостола Андрея на Руси».
5.Получение информации по теме в сети Интернет.
6.Обобщение полученных данных.
Проблемность работы заключается в следующем: чем отдалённее эпоха, тем меньше у нас достоверных источников и достоверной информации.
Предполагаемые продукты исследовательской работы.
1.Подборка материала о кафедральном соборе Андрея Первозванного в г. Ставрополе.
2.Перечень литературы по теме, которой располагает Петровская районная библиотека.
3.Подборка иллюстративного материала по теме: «Образ апостола Андрея в произведениях изобразительного искусства».
4.Презентация материалов.
Организация исследования.
1. Анкетирование учащихся 4-х классов на тему: «История российской государственности»
№п/п | Вопрос анкеты | Распространённые варианты ответов | % учащихся |
1. | Кто внёс большой вклад в образование и становление нашего государства? | а) Д. Донской | 28% |
б) Иван III | 15% | ||
в) Ярослав Мудрый | 9% | ||
г) Александр Невский | 9% | ||
2. | Кого можно считать основоположником христианства на территории будущей Руси? | Князь Владимир | 72% |
3. | Какие изменения произошли на Руси с принятием христианства? | а) Люди перестали верить во множество богов, а стали поклоняться Богу Единому. | 36% |
б) Началось повсеместное крещение людей. | 27% | ||
в) Строительство церквей. | 18% | ||
г) Объединение людей в единое государство. | 9% |
Вывод: Анкетирование показало слабые познания детей по истории становления российской государственности, знание исторических личностей, внесших большой вклад в образование христианского государства,но вызвало заинтересованность детей к поиску ответов на данные вопросы.
2.Сбор информации об апостоле Андрее Первозванном из различных источников: книг, документов, материалов СМИ, интернета.
Результат работы: подобран материал
- о жизни и смерти апостола Андрея, истории Андреевского креста
- о миссионерской деятельности Андрея Первозванного
- легенды о случаях воскрешения апостолом усопших
- о памяти апостола в Православной церкви
- о первом российском ордене Андрея Первозванного
- мнения церковных историков о факте пребывания апостола на Руси.
3. Посещение собора Андрея Первозванного в г. Ставрополе, беседа с его служителями.
Результат работы:
- история создания и современный статус собора
- рассматривание икон святого Андрея Первозванного - рассматривание ларца с уникальной иконой Андрея Первозванного.
4. Презентация « Особый культ почитания апостола Андрея Первозванного в России».
Результат работы: выступление с презентацией перед учащимися 4-х классов.
II. Основная часть.
Мы знаем много христианских праздников. Любим праздновать в такие дни. Старики рассказывают о христианских обычаях и традициях. Но мы мало знаем об истории нашего государства, о русской культуре. Совершенно естественно мне захотелось узнать: а кто же
первым внёс учение Христа на землю русскую? (Приложение 1 «Сбор информации в ДО МКУК ПМЦБ»)
Совсем недавно вместе с родителями я побывала в кафедральном соборе Андрея Первозванного города Ставрополя. Храм поразил меня своей великолепной архитектурой, уникальными иконами. Но больше всего меня поразила дивная икона апостола Андрея Первозванного, уникальная наличием частицы мощей самого апостола. ( Приложение 2 «В соборе Андрея Первозванного»)
Так кто же он, этот человек, именем которого называют храмы, пишут иконы? Почему он – Первозванный? И почему имя Андрея Первозванного так почитаемо у нас в стране?
Новый Завет Библии, к которому я обратилась, объясняет это так: Андрей Первозванный – это первый апостол, которого позвал за собой Христос. Поэтому его так и назвали Первозванным.
Было это в первом веке нашей эры. В маленьком городке римской провинции Галилеи возле большого, богатого рыбой озера жили братья Пётр и Андрей со своим отцом Ионой. Как и большинство жителей городка, они были рыбаками.
Тем временем на берегу реки Иордан крестил людей великий пророк Иоанн Креститель. Братья приходили слушать его проповеди и прониклись верой в Христа. А однажды, когда братья рыбачили на берегу Галилейского озера, к ним подошёл сам Христос и сказал: «Идите за мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Андрей и Пётр бросили сети и стали верными учениками Христа.
Андрей сопровождал своего учителя вплоть до конца и стал свидетелем его распятия, воскресения и вознесения. Затем, согласно легендам, Андрей начал странствовать, проповедуя слово Божие. Он прошел через Фракию и Македонию и добрался до скифских земель на берегах Чёрного моря, которое в то время называли «Гостеприимным». Затем он дошёл до Херсона и поднялся по Днепру до места, где стоит теперь город Киев. Своим спутникам он сказал при этом: «Видите эти горы? Воссияет на них благодать Божия, и возникнет великий город со многими церквями».
Прошло много столетий, прежде чем пророчество апостола сбылось. В 957 году княгиня Ольга побывала в Константинополе и приняла там крещение. Вернувшись в Киев, она по мере сил способствовала распространению христианства среди своих подданных. И многие из киевлян, которые были язычниками, обратились ко Христу. Однако крестить Русь суждено было её внуку, князю Владимиру. Сам он принял крещение в городе Херсонесе – там, где теперь находится Севастополь. Владимир вернулся в Киев, и всем жителям повелел выйти к Днепру и креститься. Произошло это важное для Руси событие в 988 году.
Но вернёмся к Андрею Первозванному. Жил он во времена, когда римские императоры – язычники преследовали христиан, бросали их в тюрьмы, подвергали пыткам. Но апостол находил в себе смелость проповедовать христианское учение и совершал чудеса исцеления.
Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших. В городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
В Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
В Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи. В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружающая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
Видя это, многие люди обращались в христианство.
Особо хочу остановиться на том, как святой Андрей посетил греческий город Патры. Известно, что именно там он умер мучеником на кресте. На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.
Правитель города Эгеат в то время был в отъезде, а когда вернулся, обнаружил, что не только многие простые горожане, но даже и знатные люди, включая его собственную жену, стали христианами. Эгеат решил силой вернуть подданных к прежней вере, а проповедника приказал бросить в тюрьму. На следующий день состоялся суд. Эгеат требовал от святого отказаться от веры. Но Андрей был твёрд. Тогда обезумевший от гнева правитель воскликнул:
- Раз так, ты умрёшь так же, как и Тот, чьим именем ты проповедуешь. Ты будешь распят, но чтобы ты мучился подольше, твоё тело не будут приколачивать гвоздями, а просто привяжут к кресту.
Так и было сделано. Крест для такого вида казни отличался от того, на котором распяли Христа. Он имел форму буквы «Х». Неземной свет озарил фигуру мученика, который внутренним взором уже видел себя рядом со Спасителем. Спустя полчаса свет рассеялся, и в тот же миг земная жизнь апостола Андрея закончилась.
Люди, присутствовавшие в это время на площади, даже те, кто ещё не принял христианства, были потрясены до глубины души свершившимся чудом. Видя это, Эгеат рассвирепел и приказал хватать всех подряд, бросать в темницы и жестоко пытать, чтобы заставить забыть странного проповедника, добровольно решившего разделить участь своего Учителя, и таинственный свет, озаривший его. Не успел Эгеат отдать это жестокое приказание, как неожиданно упал на землю и умер в ужасных судорогах.
Тело апостола Андрея сняли с креста, который с тех пор начал называться Андреевским, и похоронили. С 1208 года мощи апостола находятся в Италии. В 2008 году ковчег с частицей мощей был передан в российский город Челябинск.
На Руси особый культ апостола Андрея Первозванного получил распространение с 1080-х годов .В православной церкви память апостола празднуют 30 июня и 30 ноября.
Первая церковь в честь апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 году трудами великого князя Всеволода Ярославовича, сына Ярослава Мудрого.
Картины с изображением святого Андрея создавались многими великими живописцами, в том числе Мурильо, Эль Греко, Сурбараном. (Приложение 3 «Образ Андрея Первозванного в изобразительном искусстве»)
И даже первый на Руси орден тоже связан с именем Андрея Первозванного.
Он был утверждён Петром в 1698 году.
Выбирая Андрея Первозванного покровителем для своего ордена, Пётр укреплял позиции России, как европейской страны. К тому же Петру нравился образ этого святого, который большую часть своей жизни провёл в странствиях и считался покровителем моряков.
Я думаю, что царь Пётр ощущал какую-то связь между этим проповедовавшим в чужой стране христианином, одержимым светом истинной веры, и собой, решившимся на невиданные по размаху реформы в отсталой России.
На знаке ордена Андрея Первозванного изображён сам распятый святой. На концах креста золотые буквы: SAPR – «Святой Андрей Покровитель России». Выше – двуглавый российский орёл, увенчанный тремя коронами. На оборотной стороне знака, на груди орла, начертан девиз ордена: «За Веру и Верность». В старину орден носили на голубой шёлковой ленте. Великие князья получали его при крещении. Отсюда пошёл современный обычай перевязывать младенцев мужского пола лентой голубого цвета.
Первым кавалером ордена Андрея Первозванного стал Фёдор Алексеевич Головин – ближайший соратник Петра I . В 1689 году он заключил Нерчинский мир о границе между Россией и Китаем. Головин занимался и организацией российского флота.
Знаки ордена были возложены и на самого Петра Великого. В настоящее время его награда хранится в Алмазном фонде России.
Орден Святого Андрея, имеющий уже более 300-летнюю историю, указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1998 года был восстановлен в системе российских наград.
А корабли современного российского флота и сейчас ходят под Андреевским флагом, который несёт в себе символику Андреевского распятия.
О «русской загадке» Андрея Первозванного говорят давно и в положительном, и в отрицательном смысле. Но говорят, ничего не определяя и не объясняя. Со мною, наверное, согласится каждый: чем отдалённее эпоха, тем меньше у нас достоверных источников и меньше информации. Говоря об Андрее Первозванном, мы становимся как бы равноправными участниками споров, и за каждым из нас остаётся право на своё собственное мнение.
I. Факт пребывания апостола Андрея на территории будущей Руси ставили под сомнение даже православные церковные историки. Среди них: митрополит Платон, архиепископ Филарет, академик, профессор А.В.Карташёв и другие. А святой Григорий Богослов (IVвек) писал, что Андрею жребий выпал на Индию. Н.М.Карамзин, приведя в «Истории государства Российского» этот рассказ, заметил: «Впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия. И этот жребий апостолов не связывается с крещением Руси».
Так митрополит Илларион писал: «Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла, Индия –Фому, Египет – Марка... Похвалим же и мы …великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира…» Более того, первый список «Повести временных лет» и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора летописца прямо заявляют, что на Русь апостолы не ходили и что они в наших землях «не быша».
II. Но уже с 1116 года сын Всеволода Ярославовича – Владимир Мономах приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» русский вариант легенды об апостольской миссии Андрея Первозванного. Так с того времени рассказы о посещении апостолом Андреем земли русской непременно включаются во все последующие летописные списки.
Существование другой версии, которая по моему мнению считается наиболее правильной, также подтверждается. Так, церковный историк, профессор, обер-прокурор Святейшего синода Карташов А.В. отмечает, что материал, накопившийся в VIII-IX столетиях, позволяет с полной уверенностью сказать, что Первозванный апостол прошёл через Скифию европейскую, которую можно называть местом, где образовалось позже русское государство, и затем, по северному и западному побережью Чёрного моря вернулся в Византию.
В то же время монах Епифаний составляет рассказ об апостоле Андрее. В том рассказе упоминается о «железном жезле с изображением животворящего креста, на который апостол всегда опирался». Из этого рассказа, отмечает А.В.Карташёв, ведут своё начало крест и жезл, фигурирующие в русских сказаниях. И гораздо позже историк церкви, митрополит Макарий (1816-1882) замечает по этому поводу: «Предание о благовести святого апостола Андрея даже в глубинных областях нашего Отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно».
О том, что Византия при случае прямо внушала русским верование о проповеди на Руси апостола Андрея, мы имеем документальное свидетельство. Это письмо к русскому князю Всеволоду Ярославовичу, написанное от лица императора Михаила Дуки (1072-1077) его секретарём, знаменитым учёным своего времени, Михаилом Пселлом, с целью сватовства за брата императора дочери Всеволода. В этом письме говорилось: «Духовные книги и достоверные истории научают меня, что наши государства оба имеют один некий источник и корень, и что одно и то же спасительное слово распространено в обоих государствах». Это слово Божие, которое принёс Андрей Первозванный.
III. Заключение.
Таким образом, изучив все собранные материалы, я оставляю за собой право считать, что Андрей Первозванный – это реальная личность, которая имеет самое прямое отношение к возникновению и распространению христианства на Руси.
Такая особая почитаемость не может возникнуть на пустом месте. Человек, именем которого называют храмы и корабли, рисуют картины, может быть только реальной личностью.
Русь Великая в своём развитии прошла через многие испытания. Но всегда действовала по законам христианства, основоположником которых и был Первозванный апостол.
Эти законы сформулировали современные правила нашего общества и определили форму жития существующего государства.
IV.Библиографический список
Интернет ресурсы:
Золотой циркуль
Лиса-охотница
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Интересные факты о мультфильме "Моана"