Цель работы – изучить прозвища и особенности их происхождения у школьников 1-11 классов, а так же выявить их роль в бытовой коммуникации современного общества.
Вложение | Размер |
---|---|
mir_shkolnykh_prozvishch.zip | 61.78 КБ |
РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»
Направление Языкознание
Мир школьных прозвищ
Исследовательская работа
Выполнена учеником 9класса муниципального образовательного учреждения «Междуреченская средняя школа №6» Пинежского района
Ермолиным Кириллом Алексеевичем
Научный руководитель – учитель муниципального образовательного учреждения «Междуреченская средняя школа №6» Пинежского района
Баженова Татьяна Владимировна
с. Карпогоры, 2011
Оглавление
Приложение 1. Анкета 11
Приложение 2. Картотека школьных прозвищ учащихся 12-13
Междуреченской средней школы
Актуальность работы. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Однако первые в нашей жизни прозвища мы получаем от родителей и близких нам людей. Независимо от культурных условий каждый маленький ребенок оказывается буквально осыпан разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем. Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение и особенности мало изучены и не достаточно представлены в учебных пособиях. В бытовой коммуникации, которая составляет сферу неформального общения, занимающую значительное место в повседневной жизни индивидуума, они играют большую роль.
Цель работы – изучить прозвища и особенности их происхождения у школьников 1-11 классов, а так же выявить их роль в бытовой коммуникации современного общества. Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. выявить, как определяют слово «прозвище» толковые словари;
2. провести анкетирование с целью выявить, все ли школьники имеют прозвища;
3. установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;
4. проанализировать отношение школьников к прозвищам;
5. составить картотеку школьных прозвищ.
Объектом исследования данной работы является система прозвищ, существующая в школьном возрасте в данный период времени.
Предмет исследования –прозвища людей как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.
Методы исследования: метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение); анкетирование, анализ; статистические исследования (подсчёт, вычисление).
Практическая значимость. Данный материал можно использовать на классных часах, для публикаций.
2.1. Роль имени в жизни человека
Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространённых и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Имя – это своеобразный ответ на вопрос "какой я?" и главное "кто я?". Спросите у маленького ребенка: "Кто ты?" – и он, скорее всего, ответит: "я – мальчик", или "я – Коля". Будущую жизнь каждого человека в большей части определяет его пол, но и его имя в этом процессе имеет не последнее значение. Оно позволяет ребенку психологически воспринимать себя как личность, что является важным фактором развития. Поэтому еще наши предки отводили особую роль имени в жизни человека.
Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Например, у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а своё имя! И пока он долга не вернёт, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени его не называют.
Когда родители выбирают имя ребёнку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.
Имя даётся человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определённый период жизни человеку, кроме имени, данного при рождении, даётся прозвище. Почему это происходит?
2.2. Что такое прозвище?
В словарях Ушакова и Ожегова даются следующие понятия прозвищ:
ПРОЗВИЩЕ - названье, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица.(8, т.3,с.934)
ПРОЗВИЩЕ - название, даваемое человеку по какой-н. характерной его черте, свойству.(4, 532)
Итак, прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очерёдность появления ребёнка в семье. Например, в древности у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Меньшой и т.п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку трусливому, небольшого роста, Короб – плотному, норовящему всё копить. Бывали прозвища и по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.
Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище).
2.3. Как возникают прозвища?
Среди прозвищ можно выделить следующие группы:
2.4. Функции прозвищ
Зачем нужны прозвища? Прозвища являются не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения, быть средством проявления симпатии и средством оскорбления. Прозвище выступает и в качестве различения детей с одинаковыми именами. Это и способ выдвижения лидеров микросообщества. Прозвища не всегда выражают негативное отношение к человеку, к его привычкам. Могут выражать и позитивное, если в человеке нравятся какие-либо привычки, черты характера, особенности речи. В лицейском братстве тоже были прозвища. А.С.Пушкин был Французом, В.Кюхельбекер – Кюхлей, И. Пущин – Иван Великий, Большой Жанно. Друзья А.С.Пушкина давали прозвища по внутренним качествам лицеистов. Современные прозвища не затрагивают внутреннюю сторону личности. Почему? Можно сделать предположение, что подростки не видят её, не умеют или не хотят видеть. Это характеризует нынешнюю молодёжь как поколение духовно бедное, бесчувственное.
2.5. Практические исследования
В результате анкетирования (Приложение 1) нами было опрошено 106 человек. Из них 39 человек имеют прозвища. Составлена картотека школьных прозвищ учащихся Междуреченской средней школы (Приложение 2).
В результате исследования нами были сделаны следующие выводы. Людям прозвища даются в разные периоды жизни. Первые прозвища дети получают от родителей и близких людей (Котёнок, Птичка, Солнышко). Затем прозвища появляются у учеников в начальной школе. Дети в это время не обременены особым чувством терпимости и такта, поэтому могут с лёгкостью наградить одноклассника малоприятными прозвищами (Пышка, Хомяк, Толстый). Прозвища широко распространены в подростковом периоде. Иногда они являются причиной разногласий школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать своё прозвище как обидное. В старших классах прозвища появляются реже. Видимо, учащиеся становятся серьёзнее и более терпимее настроены по отношению к одноклассникам.
В ходе исследовательской работы нами была достигнута цель – изучены прозвища и особенности их происхождения у школьников 1-11 классов, а так же выявили их роль в бытовой коммуникации современного общества. Выполнены следующие задачи:
2. проведя анкетирование, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9-й класс, а в 10-11-ом – резко сокращается; выяснили, что прозвища могут даваться людям в разные периоды жизни. Первые прозвища дети получают от родителей и близких людей. Затем прозвища появляются у учеников в начальной школе. Широко распространены они и в подростковом периоде. В старших классах прозвища проявляются реже;
3. нами составлена картотека школьных прозвищ. Прозвища учащихся средних и старших классов даны им в основном по имени, фамилии, внешнему виду. Когда-то, в далёкой древности, процесс был обратный: человеку давали «прозвание» по роду его занятий, по его мастерству, особенностям характера или яркой манере (например, предка Н.В.Гоголя прозвали Гоголем за его горделивую осанку). И прозвище переходило в фамилию. Так появились Столяровы, Кузнецовы. Сегодня мы видим обратный процесс: прозвище даётся по фамилии.
4. в сообществе детей прозвище отражает отношение к человеку. В нашей школе подростки в большой степени доброжелательны друг к другу. Прозвища дают товарищам не обидные, поэтому дети не обижаются на тех, кто их так называет, а некоторые даже гордятся своими прозвищами. Многие учащиеся не обращают внимания на то, что их товарищи называют их по прозвищам. В то же время дети, не имеющие прозвищ, называют других не по имени, а по прозвищу. Скорее всего, прозвище среди подростков является проявлением симпатии; свидетельством о принятии человека сообществом.
Библиография
1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.
3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.
4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984.
5. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. М., 1975.
6. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.
7. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.
8. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1/ Под ред. Проф. Д.Ушакова. – М.: Терра, 1996.
9. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.
(Приложение 1)
Анкета
1. Фамилия. Имя. Отчество.
2. Класс.
3. Есть ли у вас прозвище?
4. Назовите своё прозвище.
5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)
6. Кто дал вам прозвище?
7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)
8. Менялось ли у вас прозвище?
9. Считаете ли вы его обидным?
11. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?
12. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?
13. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)
14. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?
15. Знаете ли вы прозвища детей из других класс?
(Приложение 2)
Картотека школьных прозвищ учащихся Междуреченской средней школы
В результате анкетирования нами было опрошено 106 человек. Из них 39 человек имеют прозвища.
№ | Фамилия, имя | класс | прозвище |
1 | Кудрявцева Люда | 2 | Солнышко |
2 | Тонкая Дарья | 2 | Ранетка |
3 | Хахлина Ирина | 2 | Зайка |
4 | Худяков Иван | 2 | Зайка |
5 | Шардакова Настя | 2 | Солнышко |
6 | Широкий Никита | 2 | Солнышко |
7 | Щепоткин Сергей | 2 | Ёжик |
8 | Щепоткина Настя | 2 | Зайка |
9 | Багрий Мария | 3 | Манюнька |
10 | Кузнецова Рита | 3 | Зайчик |
11 | Некрасов Женя | 3 | Солнышко |
12 | Пинчук Люба | 3 | Мартышка |
13 | Пономарёв Даня | 3 | Кудряшка |
14 | Азадов Альфред | 4 | Альфрукт |
15 | Новинская Валерия | 4 | Принцесса |
16 | Вдовина Настя | 5 | Айсикью |
17 | Рябов Илья | 5 | Медвежонок |
18 | Касьян Дарина | 6 | Косяк |
19 | Назарова Света | 6 | Петка |
20 | Павленко Максим | 6 | Макута |
21 | Чуйкин Андрей | 6 | Дрюша |
22 | Белов Юра | 8 | Жирков |
23 | Домнин Эрнест | 8 | Эрни |
24 | Зацепина Лена | 8 | Леночкин |
25 | Клевакин Дима | 8 | Клей |
26 | Лунёв Дима | 8 | Лунтик |
27 | Лутьянов Ваня | 8 | Жириновский |
28 | Олейникова Лиза | 8 | Вета |
29 | Порохина Ульяна | 8 | Яша |
30 | Хромцова Юля | 8 | Юльбух |
31 | Батоногов Вася | 9 | Петрович |
32 | Бородий Артём | 9 | Артюга |
33 | Красова Настя | 9 | Стаха |
34 | Москвина Ира | 9 | Мося |
35 | Рябов Виталий | 9 | Витас |
36 | Поташев Алёша | 10 | Поташ |
37 | Савин Сергей | 10 | Серый |
38 | Шепелев Лёня | 10 | Леонард |
Сказка "Морозко"
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Сочинение
Если хочется пить...