В ходе работы над проектом ребята знакомятся с техникой бумагокручения - квиллингом, изучают строение клеток эукариот и создают модели клеток, выполненные в данной технике. Важным моментом является развитие мелкой моторики пальцев рук.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_gorod.rar | 2.13 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
Персональный проект
по биологии
учащихся 5 класса
Тема: Создание моделей клеток эукариот в технике «квиллинг».
Руководитель проекта: учитель биологии
Н. С. Титова
Авторы проекта: ученица 5б класса
Ушанова Полина;
ученица 5б класса
Рожкова Ирина;
ученица 5б класса
Гурина Валерия
Ивантеевка
2012-2013 учебный год
Содержание
Введение
На уроках природоведения мы изучали строение клеток. И нас очень заинтересовала данная тема. Хотелось узнать больше о клетках и их строении. Нам было очень удивительно, что из таких крошечных структур состоят живые организмы. Как же устроены клетки? Нина Сергеевна предложила более подробно изучить строение клеток и оформить это как проект по созданию моделей клеток эукариот. Перед нами встал вопрос как после изучения клеток нам их «подать»? Полина занималась техникой бумагокручения и предложила создать модели клеток в технике бумагокручения «квиллинг». Нам понравилась эта идея, и мы принялись за работу.
В начале работы мы поставили перед собой проблему, определили цель и сформулировали задачи. Далее подробно изучили строение клеток и технику бумагокручения. Каждая из нас выбрала понравившиеся нам клетки для изготовления моделей. Продуктом нашего проекта стали модели клеток, которые теперь можно использовать на уроках биологии. В ходе проекта мы овладели навыками проектной деятельности и взаимодействия в команде, что в дальнейшем обеспечит нам успешную социализацию в обществе.
Актуальность данного проекта заключается в детальном изучении клеток эукариот, а также в необычном и интересном подходе к изучению материала по биологии.
Объектом исследования является процесс изготовления моделей клеток эукариот, используя технику бумагокручения – «квиллинг».
Предметом исследования являются клетки эукариот.
Проблема: Можно ли создать модели клеток эукариот работая в технике «квиллинг»?
Цель проекта: Создать модели клеток эукариот.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Учитель должен:
Ученики должны:
Продуктом персонального проекта стали модели клеток эукариот:
Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
Стоимость проекта 350 рублей.
Последовательность работы над проектом:[1]
Постановка проблемы.
Постановка цели;
Четкое понимание, каким должен быть проектный продукт;
Способы достижения цели.
Определение задач;
Определение способов работы;
Определение сроков работы;
Оценивание ресурсов, которые имеются в наличии.
Выполнение намеченного плана;
Создание проектного продукта.
Сравнение полученного результата с замыслом;
Анализ выполненного проекта (чувства, эмоции, приобретенные знания, умения, навыки, оценка своих достижений).
Написание отчета о работе над проектом;
Представление исследовательского проекта.
Отчет учащихся 5б класса по исследовательскому процессу.
Перед нами была поставлена цель. Для достижения этой цели нам необходимо было решить сформулированные нами выше задачи. Мы как настоящие ученые рассматривали строение клеток эукариот, в учебниках, в электронный микроскоп, раскрывали их свойства. Изучать клетки было очень интересно, при этом мы даже не заметили, как выучили строение всех этих клеток. После изучения клеток эукариот каждая из нас выбрала ту клетку, какую ей хотелось изобразить в совершенно новой для нас технике бумагокручения. И мы приступили к изучению квиллинга. Хотелось бы сказать несколько слов об этой технике.
Название техники бумагокручения — квиллинг произошло от английского слова «quill» — «птичье перо».
Квиллинг возник в конце XIV — начале XV века. В средние века в Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике пера бумагу с позолоченными краями. Казалось, что эти бумажные шедевры созданы из тонких золотых полос. Техника квиллинга сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира.[2]
Это искусство дает возможность увидеть необычные свойства обычной бумаги и создавать из нее настоящие шедевры. Мы попытались выполнить модели клеток эукариот в этой технике. И вот, что у нас получилось (фото1 см. приложение).
Работа была непростая, в первую очередь, нам было необходимо освоить технику квиллинг.
Основы мастерства.
Возьмите лист бумаги (для тренировки подойдет и белая), расчерти по длинной стороне листа тонким простым карандашом 5 полосочек по 7 мм и аккуратно отрежь их ножницами (канцелярским ножом). Будьте внимательны и старайтесь резать точно по линии, чтобы элементы выглядели аккуратно (рис 1 см. приложение).
Двумя пальцами, загните кончик полоски и начните наматывать на деревянную палочку (рис. 2 см. приложение).
В конце нанесите капельку клея на свободный кончик полоски и приклейте его (рис 3 см. приложение).
Снимите с палочки получившуюся тугую спираль. Назовем ее «столбик» (рис. 4 см приложение).
Если снять скрученную полоску с палочки не приклеивая кончика и дать ей немного раскрутиться, то получим «свободную спираль» (рис. 5 см. приложение). Не забудьте приклеить кончик!
Сделайте «свободную спираль» и прижмите ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму «капли» (рис. 6 см. приложение).
Если «свободную спираль» прижать с двух сторон, получится так называемый «глаз» (рис. 7 см. приложение). Немного выгнув «глаз» вы можете получить «месяц» (рис. 8 см. приложение).
Прижимая и сдавливая свободную спираль, вы можете выполнить элементы разной формы: (рис 9[3] см. приложение). Чтобы сделать двухцветный элемент, склейте две полоски разного цвета (рис. 10 см. приложение). Причем накручивать начинаем с того цвета, который должен быть в центре.
Изучив эукариотические клетки, и базовые элементы техники квиллинг мы выбрали понравившиеся нам клетки и приступили к выполнению моделей. Для того чтобы ярче показать различия в клетках грибов, растений и животных мы договорились одинаковые органоиды клеток выполнить одним цветом.
Ход работы над клеткой грибов.
Выполнила Рожкова Ирина.
Я выбрала себе модель грибной клетки. Внимательно изучила ее строение и все органоиды. На листе формата А3, бумага для акварели нарисовала клетку гриба. Всю клетку закрасила голубым карандашом (подготовила основу) и начала работу в технике квиллинг.
Ядро.
Первое, что я сделала – это ядро клетки. Для ядра понадобилось 36 полосок оранжевого цвета по 7 мм. Затем склеивала по две полоски и формировала из них 18 «глаз».
1 ярко оранжевая полоска шириной 7 мм ей обклеиваем готовое ядро (рис 16 см. приложение).
Ядрышко.
Для ядрышка нужно изготовить «махровый цветочек». Для этого нужно взять 2-е полоски коричневого цвета, шириной 15 мм, склеить их и острыми ножницами по всей длине сделать надрезы (рис. 11 см приложение). Затем накрутить полоску на деревянную палочку (рис. 12 см. приложение), закрепить кончик капелькой клея и снять с палочки. У получившегося цветка отогнуть лепестки и наклеить на основу (рис. 13 см. приложение).
Оболочка ядра.
44 коричневых полоски шириной по 7 мм, склеиваем их по две и делаем из них 14 «глаз» и 8 «капелек».
4 коричневых полоски шириной 7 мм ими обклеиваем готовую оболочку ядра (рис 16 см. приложение).
Выполнение:
Сначала приклеиваем к основе ядрышко. Затем вокруг ядрышка наклеиваем «глаза» и обклеиваем их оранжевой полоской. Далее приступаем к оболочке ядра. Вокруг ядра наклеиваем 1 «каплю» затем 4 «глаза» и еще 1 «каплю» и обклеиваем готовую часть оболочки коричневой полоской, оставляем пространство для ядерной поры, а затем опять приклеиваем 1 «каплю», 3 «глаза», 1 «каплю», обклеиваем коричневой полоской и снова оставляем пространство для ядерной поры. Таким образом, делаем до конца оболочку ядра и обклеиваем ее коричневой полоской.
Вакуоль.
42 полоски синего цвета шириной по 7 мм, 28 полосок склеиваем по две и делаем 14 «месяцев», из оставшихся полосок делаем 14 «свободных спиралей».
Выполнение:
В центре нарисованной вакуоли размещаем и наклеиваем 14 «свободных спиралей», затем вокруг них размещаем 14 «месяцев».
Митохондрии.
32 желтых полоски шириной по 7 мм, склеиваем по две и делаем из них 10 «глаз» и 6 «капелек»;
3 желтых полоски шириной по 7 мм ими обклеиваем готовые митохондрии (рис. 17 см. приложение).
Выполнение:
Делаем три митохондрии. Первую митохондрию составляем из 2 «капель» по краям и 3 «глаз» в центре, готовую митохондрию обклеиваем желтой полоской. Вторая митохондрия состоит из 2 «капель» по краям и 4 «глаз» в центре, снаружи обклеиваем желтой полоской. Третья митохондрия выполняется, как первая.
Рибосомы.
15 ярко-розовых полосок шириной по 7 мм, делаем из них 15 «столбиков» и наклеиваем их на основу.
Лизосомы.
6 бледно-розовых полосок шириной по 7 мм, делаем из них 6 «свободных спиралей» и наклеиваем их на основу.
Мембрана клетки.
6 малиновых полосок шириной по 7 мм, делаем из них 6 «спиралек» и наклеиваем на основу (рис. 15 см. приложение).
Клеточная стенка.
54 желтые полоски шириной по 7 мм, 54 оранжевые полоски по 7 мм. Склеиваем желтые и оранжевые полоски между собой и начинаем накручивать на деревянную палочку с желтой полоски, чтобы она оказалась в центре. Делаем 54 «свободных спирали» из них формируем 42 «глаза» и 12 «капелек».
Выполнение:
Наклеиваем согласно рисунку (рис. 18 см. приложение)
Модель грибной клетки готова (фото 2 см. приложение).
Очень жаль, что я закончила проект. Мне очень понравилось работать в группе с одноклассниками мы старались все делать вместе и сдружились во время выполнения проекта. Мне бы хотелось выполнить еще какой-нибудь проект.
Ход работы над клеткой грибов.
Выполнила Гурина Валерия.
Я выбрала себе модель растительной клетки. Внимательно изучила ее строение и все органоиды. На листе формата А3, бумага для акварели нарисовала клетку растения. Всю клетку закрасила голубым карандашом (подготовила основу) и начала работу в технике квиллинг.
Ядро. Для ядра понадобилось:
22 оранжевых полоски шириной по 7 мм, склеиваем их по две и делаем из них 11 «капелек».
Ядрышко.
Для ядрышка нужно изготовить «махровый цветочек». Для этого нужно взять 2-е полоски коричневого цвета, шириной 15 мм, склеить их и острыми ножницами по всей длине сделать надрезы (рис. 11 см приложение). Затем накрутить полоску на деревянную палочку (рис. 12 см. приложение), закрепить кончик капелькой клея и снять с палочки. У получившегося цветка отогнуть лепестки и наклеить на основу (рис. 13 см. приложение).
Оболочка ядра.
16 коричневых полосок шириной по 7 мм, склеиваем их по две и делаем из них 8 «месяцев».
Выполнение:
Сначала приклеиваем к основе ядрышко. Затем вокруг ядрышка наклеиваем «глаза». Далее приступаем к оболочке ядра. Вокруг ядра наклеиваем 8 «месяцев», оставляем пространство для ядерных пор
Хлоропласты.
64 зеленых полоски шириной по 7 мм, склеиваем по две и делаем из них 32 «глаза»;
6 зеленых полосок шириной по 7 мм ими обклеиваем готовые хлоропласты (рис 14 см. приложение).
Выполнение:
Делаем 6 хлоропластов, для этого наклеиваем «глаза» согласно рисунку (рис 19 см. приложение) и обклеиваем их зелеными полосками.
Митохондрии.
40 желтых полоски шириной по 7 мм, склеиваем по две и делаем из них 20 «глаз»;
3 желтых полоски шириной по 7 мм ими обклеиваем готовые митохондрии (рис. 17 см. приложение).
Выполнение:
Делаем три митохондрии. Первую митохондрию составляем из 5 «глаз», готовую митохондрию обклеиваем желтой полоской. Вторая митохондрия состоит из 8 «глаз» снаружи обклеиваем ее желтой полоской. Третья митохондрия состоит из 7 «глаз» снаружи готовую митохондрию обклеиваем желтой полоской.
Вакуоль.
51 синяя полоска шириной по 7 мм, делаем из них 36 «свободных спиралей» и 15 «месяцев».
Выполнение:
В центре нарисованной вакуоли размещаем и наклеиваем 36 «свободных спиралей», затем вокруг них размещаем 15 «месяцев».
Рибосомы.
16 ярко-розовых полосок шириной по 7 мм, делаем из них 16 «столбиков» и наклеиваем их на основу.
Лизосомы.
7 бледно-розовых полосок шириной по 7 мм, делаем из них 7 «свободных спиралей» и наклеиваем их на основу.
Мембрана клетки.
4 малиновые полоски шириной по 7 мм, делаем из них 4 «спиральки» и наклеиваем на основу (рис. 15 см. приложение).
Клеточная стенка.
64 желтые полоски шириной по 7 мм, 64 оранжевые полоски по 7 мм. Склеиваем желтые и оранжевые полоски между собой и начинаем накручивать на деревянную палочку с желтой полоски, чтобы она оказалась в центре. Делаем 64 «свободных спирали» из них формируем 42 «глаза» и 22 «капельки».
Наклеиваем согласно рисунку (рис. 19, 20 см. приложение)
Модель растительной клетки готова (фото 2 см. приложение).
Мне очень понравилась эта работа, я теперь многое узнала о клетках эукариот, хотя специально ничего не учила и не запоминала. Спасибо Нине Сергеевне! Очень хочется приступить к новой работе.
Ход работы над клеткой грибов.
Выполнила Ушанова Полина
Я выбрала себе модель растительной клетки. Внимательно изучила ее строение и все органоиды. После этого на листе формата А3, бумага для акварели нарисовала клетку животного. Всю клетку закрасила голубым карандашом (подготовила основу) и начала работу в технике квиллинг.
Ядро. Для ядра понадобилось:
52 оранжевых полоски шириной по 7 мм, склеиваем их по две и делаем из них 26 «глаз».
Ядрышко.
Для ядрышка нужно изготовить «махровый цветочек». Для этого нужно взять 2-е полоски коричневого цвета, шириной 15 мм, склеить их и острыми ножницами по всей длине сделать надрезы (рис. 11 см приложение). Затем накрутить полоску на деревянную палочку (рис. 12 см. приложение), закрепить кончик капелькой клея и снять с палочки (рис. 13 см. приложение). У получившегося цветка отогнуть лепестки и наклеить на основу. В моей клетке я показала два ядрышка.
Оболочка ядра.
70 красных полосок шириной по 7 мм, склеиваем их по две и делаем из них 35 «столбиков».
2 ярко оранжевые полоски шириной по 7 мм, обклеиваем ими готовое ядрышко.
Выполнение:
Сначала приклеиваем к основе 2 ядрышка. Затем вокруг ядрышек наклеиваем 26 «глаз». Далее приступаем к оболочке ядра. Вокруг «глаз» наклеиваем 35 красных столбиков, при этом, оставляем пространство для ядерных пор. Таким образом, делаем до конца оболочку ядра и обклеиваем ее ярко оранжевой полоской.
Митохондрии.
92 желтых полоски шириной по 7 мм, склеиваем по две и делаем из них 46 «глаз»;
7 желтых полосок шириной по 7 мм ими обклеиваем готовые митохондрии.
Выполнение:
Делаем пять митохондрий. Первую митохондрию составляем из 9 «глаз», готовую митохондрию обклеиваем желтой полоской. Вторая митохондрия состоит из 6 «глаз» снаружи обклеиваем ее желтой полоской. Третья и четвертая митохондрия состоит из 10 «глаз» снаружи готовую митохондрию обклеиваем желтой полоской. Пятая митохондрия состоит из 11 «глаз» снаружи готовую митохондрию обклеиваем желтой полоской.
Рибосомы.
28 ярко-розовых полосок шириной по 7 мм, делаем из них 14 «столбиков» и приклеиваем их к основе.
Лизосомы.
10 синих полосок шириной по 7 мм, делаем из них 10 «столбиков» и приклеиваем их к основе.
Оболочка клетки.
3 малиновых полоски шириной по 7 мм, делаем из них 3 «спиральки» (рис. 15 см. приложение) и наклеиваем на основу (рис 22 см. приложение).
Микроворсинки.
14 малиновых полосок шириной по 7 мм, склеиваем по две и делаем из них 7 «глаз» наклеиваем их с одной стороны на основу рядом с оболочкой клетки (рис. 21 см. приложение).
Заключение
При работе над этим проектом мы поняли, что изучать биологию можно совсем иначе - это очень интересное и увлекательное занятие. А главное мы изучили строение клеток эукариот и даже не заметили как.
Работая в группе, мы научились учитывать интересы друг друга, отстаивать свое мнение, видеть красоту обычных вещей. Научились сами находить необходимую нам информацию, систематизировать ее и оперировать ею, а также выделять значимое.
Результатом нашей работы стали модели клеток эукариот выполненные в технике бумагокручения – «квиллинг», которые мы уже представили на уроках биологии в 5 классах.
Наша работа заинтересовала одноклассников и учащихся других классов. Очень приятно, что даже старшеклассники во время нашей работы не проходили мимо, а пытались угадать, кто из нас какую модель клетки делает. Мы считаем, что модели клеток помогут учащимся, уже начиная с 5 класса различать особенности каждой из клеток эукариот, дадут понять ученикам, почему эти организмы (растения, грибы, животные) отнесены к разным царствам живой природы и послужит доказательством того, что клетка – это структурная единица всех живых организмов.
Литература
[1] Методичка «Что такое учебный проект», М. А. Ступинская, Первое сентября 2012
[2] Набор для творчества «Раскрой свой талант».
[3] Фото из интернета.
Пчёлки на разведках
Сила слова
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Калитка в сад
Под парусами