Деятельность Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР) и Регионального Совета БЕАР ориентирована на становление широкого международного сотрудничества в Баренцевом регионе, содействие комплексному развитию регионов Северо-Запада, решению их социально-экономических и экологических проблем. Среди направлений сотрудничества: экономика и туризм, защита окружающей среды, транспорт и коммуникации, энергосбережение, сельское хозяйство и оленеводство, коренные народы, информационные системы, Северный морской путь, здравоохранение, наука, культура и образование, молодежное сотрудничество, сотрудничество в рамках Программ ЕС Тасис и Интеррег.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sikalyuk_a.docx | 42.23 КБ |
Доклад:
на тему:
Сотрудничество в Баренц Евро-Арктическом регионе. Денежно-кредитная и валютная политики стран БЕАР.
Сикалюк Анна Игоревна,ученица 11 б класса МБОУ СОШ №49 г.Мурманска
Научный руководитель: Цыганкова Н.С,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №49 г.Мурманска
Г. Мурманск
2013 г.
План:
I. Введение.
- Что такое Баренц Евро-Арктический регион?!
II. Содержание:
1. Деятельность СБЕР.
2. «Северное измерение»
3. Поморская торговля.
III. Денежно-кредитная и валютные политики стран БЕАР.
1. Россия. Цели денежно-кредитной политики.
2. Налоговая и финансово-кредитная системы Норвегии
3. Финляндия и негативные процессы в еврозоне.
4. Денежно-кредитная и валютная политики Швеции.
5. Направления в сотрудничестве БЕАР.
IV. Заключение.
- Цели и задачи БЕАР.
Баренц Евро-Арктический регион - это территория регионов Баренцева моря, объединенных в международную общественную организацию с целью развития международного сотрудничества. Основан 11 января 1993 г., что закреплено в "Киркенесской декларации", подписанной министрами иностранных дел Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, а также представителем ЕС. Преимуществом Баренцева региона является географическое положение, способствующее естественным связям между северными территориями Европы и России. Регион включает в себя области Норрботтен и Вестерботтен в Швеции, Лапландию, Кайнуу, Северная Похъянмаа в Финляндии, Нурланд, Тромс и Финнмарк в Норвегии, Архангельскую и Мурманскую области, Республику Карелия и Ненецкий Автономный округ в России. Территория Баренцева региона составляет примерно 1,4 миллиона квадратных километров и отличается от других областей Европы богатыми ресурсами, такими как лес, рыба, руда, минералы, нефть и газ. В регионе проживает около пяти миллионов человек, в том числе коренные народы.
Деятельность Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР) и Регионального Совета БЕАР ориентирована на становление широкого международного сотрудничества в Баренцевом регионе, содействие комплексному развитию регионов Северо-Запада, решению их социально-экономических и экологических проблем. Среди направлений сотрудничества: экономика и туризм, защита окружающей среды, транспорт и коммуникации, энергосбережение, сельское хозяйство и оленеводство, коренные народы, информационные системы, Северный морской путь, здравоохранение, наука, культура и образование, молодежное сотрудничество, сотрудничество в рамках Программ ЕС Тасис и Интеррег.
Активизируется сотрудничество стран-членов Баренцева региона и ЕС в рамках стратегии "Северного измерения", ставшей, после ее одобрения в декабре 1998 года на саммите Европейского Союза в Вене, составной частью политики ЕС. Одной из целей стратегии "Северного измерения" является финансирование ЕС тех проектов в России, которые представляют значимость для всего Европейского Союза. Объективно осуществление стратегии "Северное измерение" будет отвечать интересам субъектов РФ при условии ориентации конкретных проектов на комплексное развитие Северо-Запада России. В частности, в 2000 году руководство Тасис включило Баренцев регион в число приоритетных наравне с Калининградской областью. Органам Баренцева региона на центральном и региональном уровнях предстоит определиться в действиях, необходимых для того, чтобы Баренцев регион получил четко обозначенную роль в "Северном измерении" ЕС, а сама стратегия наполнилась реальным содержанием.
«Северное измерение» является международным проектом Европейского союза, охватывающим страны Северной Европы, Балтии, а также Россию.
В рамках проекта «Северное измерение» рассматриваются конкретные проблемы и возможности, возникающие в этих регионах и направлен на укрепление диалога и сотрудничества между ЕС и его северными государствами-членами, странами Европейской экономической зоны (Норвегия и Исландия) и Россией.
С расширением ЕС 1 мая 2004 важность Северного измерения существенно возросла: сегодня восемь стран – членов ЕС (Дания, Германия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия и Швеция) окружают Балтийское море, а длина общей границы между ЕС и Россией значительно увеличилась. Северное измерение нацелено на то, чтобы обеспечить безопасность и стабильность в регионе, а также помочь избежать появления новых разделительных линий в Европе в связи с расширением ЕС.
Оно направлено на решение специальных вопросов регионального развития в Северной Европе. Такие вопросы включают: холодные климатические условия, большие расстояния, большое различие в уровне жизни, проблемы окружающей среды, в том числе и проблемы ядерных отходов и управление сточными водами, недостаточная транспортная и приграничная инфраструктура.
Северное измерение также нацелено на развитие богатого потенциала региона, например, в том, что касается природных ресурсов, экономической динамики и богатого культурного наследия.
Основными приоритетными темами для диалога и сотрудничества стали:
• Экономика, бизнес и инфраструктура
• Людские ресурсы, образование, культура, научные исследования и здравоохранение
• Окружающая среда, ядерная безопасность и природные ресурсы
• Приграничное сотрудничество и региональное развитие
• Правосудие, свобода и безопасность.
Что касается сотрудничества в Баренц Евро-Арктическом регионе?!
Поморская торговля.
Еще с 17-го, а то и с 16-го века, благодаря поморской торговле, между Россией и Норвегией существовали контакты вплоть до революции России. Норвежская рыба обменивалась на российское зерно и древесину. Поморы приезжали, обычно, в Северную Норвегию после таяния льда на Белом море и оставались в Норвегии все лето. Часто, приезжали одни и те же люди, и, таким образом, завязывались дружеские связи. Связи между Россией и Норвегией укрепились также и за счет норвежских поселений на Кольском полуострове в период с 1850 года и до революции. Норвежцы приезжали в Россию, чтобы заниматься рыболовством и избежать жизни в нищете. Они создавали поселения, где в основном жили норвежцы. После революции все связи между кольскими норвежцами и их семьями в Норвегии были прерваны. Сейчас есть еще пожилые люди, которые немного помнят язык, а их родственники стали возобновлять утерянные связи.
В настоящее время торговля России и Норвегии процветает. За последние годы оборот норвежско-российской торговли показывал стабильный рост - с 1 миллиарда долларов в 2001 году до более 2,5 миллиарда в 2007 году. Несмотря на положительную динамику, во внешней торговле друг друга страны занимают незначительное место - около 1%. Швеция, Дания и особенно Финляндия намного активнее торгуют с Россией, чем Норвегия. В Норвегию Россия поставляют в первую очередь металлы, алюминий и никель, поставки которых составляют около 69% всего российского экспорта в Норвегию в стоимостном выражении. На втором месте топливно-энергетические товары, затем идут продукты питания (в основном, морепродукты) и различное сырье.
Что касается торговли России с Финляндией?! В первом полугодии 2013 г. оборот внешней торговли товарами между Россией и Финляндией, по данным Таможенного управления Финляндии, составил 10250 млн. долл. США. По сравнению с уровнем предшествующего года товарооборот вырос на 172 млн. долл. США, или на 2,8%. По итогам января-июня 2013 г. у России сложилось положительное сальдо во внешней торговле с Финляндией в размере 3413 млн. долл. США, что выше аналогичного показателя за 2012 г. на 1,8%.
Российский экспорт товарной продукции в январе-июне2013 г. вырос на 2,6% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, и составил 6832 млн. долл. США. Объем российского импорта из Финляндии вырос на 3,3% к уровню 1 полугодия2012 г., составив 3418 млн. долл. США.
Денежно-кредитная и валютная политики стран БЕАР.
Россия.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
В предстоящий трехлетний период основной целью денежно-кредитной политики Банка России будет обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен и является одним из важнейших условий формирования сбалансированного и устойчивого экономического роста. К 2015 году Банк России планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции, в рамках которого обеспечение ценовой стабильности признается приоритетной целью денежно-кредитной политики. Кроме того, неотъемлемыми характеристиками нового режима являются объявление количественных целей по инфляции, принятие решений в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции, а также активное информационное взаимодействие центрального банка с обществом и его подотчетность. Наряду с этим финансовая стабильность, то есть бесперебойная и эффективная работа финансовой системы, рассматривается Банком России как необходимое условие реализации государственной макроэкономической, в частности денежно-кредитной, политики. Финансовая система должна обеспечивать сохранность сбережений и их трансформацию в инвестиции, оптимальное распределение рисков, а также стабильное функционирование платежно-расчетных систем. Невыполнение этих требований может препятствовать реализации мер денежно-кредитной политики и искажать их воздействие на экономику.
В среднесрочной перспективе перед Банком России стоит задача по дальнейшему снижению темпа роста потребительских цен. Данный процесс должен протекать постепенно: целевая траектория инфляции будет определяться с учетом перспектив экономического роста (установленные цели по инфляции достижимы без создания существенных рисков для устойчивости экономического роста), а также задачи по поддержанию устойчивого функционирования банковского сектора и финансовых рынков. Целевое значение изменения потребительских цен, установленное с учетом вышеуказанных факторов, составит 5,0% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году. Цель по инфляции определена для индекса потребительских цен, в расчет которого включаются цены широкого набора товаров и услуг. Выбор данного индикатора в качестве целевого обусловлен тем, что, хотя базовый индекс потребительских цен менее волатилен и в большей степени поддается воздействию мер денежно-кредитной политики, общий индекс лучше характеризует изменение стоимости жизни и его динамика влияет на формирование инфляционных ожиданий субъектов экономики.
Банк России будет стремиться достичь цели по инфляции, устанавливая процентные ставки по своим операциям с учетом особенностей трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, то есть процесса влияния решений центрального банка на экономику. Процентные ставки по операциям Банка России напрямую воздействуют на формирование стоимости средств на денежном рынке (наиболее краткосрочном сегменте финансового рынка), что, в свою очередь, влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Уровень процентных ставок является одним из факторов, определяющих экономические решения домашних хозяйств и фирм (в том числе относительно потребления, сбережения, инвестирования) и в конечном итоге влияющих на динамику инфляции.
Решения о направленности денежно-кредитной политики принимаются Банком России на основе комплексного анализа экономических процессов. В связи с тем, что влияние денежно-кредитной политики на экономику распределено во времени, особое внимание при ее проведении уделяется макроэкономическому прогнозированию и оценке рисков отклонения инфляции от целевого уровня.
Банк России продолжит реализацию мер по оптимизации системы инструментов денежно-кредитной политики с целью усиления действенности процентного канала трансмиссионного механизма. Достижению данной цели также будут способствовать меры Банка России по развитию инфраструктуры финансовых рынков, увеличению их глубины и совершенствованию платежной системы Банка России. Кроме того, действенность трансмиссионного механизма будет улучшаться в результате укрепления банковского сектора, в том числе благодаря внедрению нормативов Базеля III. При этом, по оценкам Банка России, указанные меры не окажут заметного негативного влияния на динамику кредитования, поскольку банки уже в значительной степени выполняют требования к капиталу.
Банк России намерен продолжить повышать гибкость курсообразования и к 2015 году завершить переход к режиму плавающего валютного курса, что позволит избежать возможного конфликта целей денежно-кредитной политики.
Важную роль в формировании инфляции играют ожидания экономических агентов относительно ее дальнейшего изменения, а также динамики краткосрочных процентных ставок и других экономических индикаторов. Проведение активной информационной политики, включая регулярное разъяснение широкой общественности целей деятельности Банка России, содержания принимаемых им мер и их результатов, будет, наряду с обеспечением подотчетности центрального банка, способствовать улучшению понимания проводимой денежно-кредитной политики и повышению доверия к Банку России, что позволит усилить его воздействие на ожидания экономических агентов.
Успешность реализации государственной макроэкономической политики в значительной степени зависит от координации деятельности Банка России и Правительства Российской Федерации. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, вносит позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности. При разработке и реализации денежно-кредитной политики Банк России придает большое значение развитию механизмов взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в области тарифной политики, управления остатками бюджетных средств на счетах в Банке России, пополнения и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В первом полугодии 2013 года темпы роста ВВП снизились до 1,4% к соответствующему периоду 2012 года. Рост производства товаров и услуг поддерживался за счет повышения потребительского спроса и роста экспорта. Валовое накопление, по оценке, внесло отрицательный вклад в прирост ВВП.
В январе - сентябре объем инвестиций в основной капитал сократился на 1,4% вследствие значительного снижения прибыли нефинансовых организаций, а также неопределенности перспектив экономического развития. Темпы роста расходов населения на покупку товаров и оплату услуг замедлились, по оценке, до 4%. По оценкам, в экономике сформировался небольшой отрицательный разрыв выпуска. Ослабление экономической активности сопровождалось некоторым ростом уровня безработицы, который в сентябре с исключением сезонного фактора составил, по оценке, 5,6% (5,3% в январе 2013 года), а также незначительным повышением задолженности по зарплате. Кроме того, несколько снизилась загрузка рабочей силы (за счет расширения неполной занятости, предоставления неоплаченных отпусков) и производственных мощностей. Тем не менее уровень безработицы остается вблизи исторического минимума, а загрузка мощностей близка к предкризисным значениям, что свидетельствует о том, что отклонение совокупного выпуска от потенциального уровня является небольшим. Банк России в январе - октябре 2013 года не изменял направленность денежно-кредитной политики и сохранил уровень ставок по основным операциям предоставления ликвидности.
В то же время Банк России принял ряд решений по совершенствованию системы процентных инструментов с целью усиления действенности денежно-кредитной политики. Банк России объявил 13 сентября 2013 года о введении ключевой ставки - индикатора направленности денежно-кредитной политики (ею стала единая ставка по основным операциям на аукционной основе на срок 1 неделя). Одновременно было завершено формирование границ процентного коридора Банка России, образованных ставками по операциям постоянного действия на срок 1 день, путем снижения ставок по кредитам "овернайт" и кредитам, обеспеченным нерыночными активами и поручительствами, на срок 1 день. Данному решению предшествовало последовательное снижение с апреля 2013 года ряда ставок по операциям предоставления ликвидности, направленное в том числе на формирование верхней границы процентного коридора.
В целях улучшения функционирования денежного рынка за счет частичного высвобождения рыночного обеспечения, полученного Банком России по операциям предоставления ликвидности, в июле 2013 года было принято решение о начале проведения аукционов по плавающей процентной ставке по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, на срок 12 месяцев. Данные аукционы носят нерегулярный характер. В сентябре 2013 года были введены регулярные аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, по плавающей процентной ставке на срок 3 месяца. Минимальный спред к уровню ключевой ставки Банка России для данных кредитных аукционов был установлен в размере 0,25 процентного пункта.
Норвегия.
Денежно-кредитная политика Норвегии в 2012 году определялась следующими исходными условиями:
– высокой стабильностью курса норвежской кроны и низкой инфляцией;
– низким уровнем безработицы и высокими постоянно растущими доходами населения;
– низкими ставками кредитования в норвежских банках.
Цель денежно-кредитной политики, которой придерживается Банк Норвегии, направлена на поддержание низкого и стабильного уровня инфляции, что подразумевает ежегодный рост потребительских цен примерно на 2,5 %. Для достижения этой цели применяется инфляционное таргетирование с учетом изменения потребительских цен, уровня производства и занятости. При этом не учитывается изменение потребительских цен, связанное с изменением процентных ставок, налогов и акцизов.
Начиная с 2009 года, курс норвежской кроны постоянно укрепляется по отношению к евро, российскому рублю и корзине валют основных торговых партнеров Норвегии. В первые три года последнего пятилетнего периода (2008 – 2012 годы) средний уровень инфляции, определенный по годовому изменению индекса потребительских цен, был ниже запланированного, но близок к нему, однако, в 2011 году произошло его значительное снижение до 1,2 %, в 2012 году эта тенденция сохранилась, и инфляция составила 0,8 %. Динамика потребительских цен в 2012 году характеризовалась существенным снижением цен на электроэнергию (17,5 %), что вызвано дождливой погодой в летние месяцы и образованием больших запасов водной энергии, а также незначительными разнонаправленными изменениями цен (+/- 5%) по другим товарным группам и услугам.
Динамика цен производителей характеризовалась существенным повышением в нефтегазовой отрасли (7,5 %) и снижением в цветной металлургии (11,4 %). В остальных отраслях сохранялась относительная стабильность. В течение последних пяти лет Норвегия имеет положительный платежный баланс, который в 2012 году характеризовался 17-процентным ростом, что связано с опережающим ростом экспорта во внешнеторговом балансе и денежных поступлений из-за границы в балансе факторных доходов.
Государственный долг характеризуется отсутствием внешних заимствований, в 2012 году он вырос на 10,7 % за счет эмиссии государственных краткосрочных облигаций и составил 21 % ВВП (28 % ВВП континентальной Норвегии).
Ставки процентов коммерческих банков, как по кредитам, так и по депозитам, характеризуются незначительным ростом среднегодовых показателей и снижением текущих показателей к концу 2012 года.
Финляндия.
2011-2012 годы характеризовались развитием негативных процессов в еврозоне на фоне экономической стагнации и финансового кризиса, что, несомненно, отражалось на экономиках всех его членов, включая Финляндию. Это выразилось в ослаблении экспортного потенциала страны и снижении спроса на внутреннем потребительском рынке, падении промышленного производства, сокращении инвестиционной активности, усилении бюджетного дефицита. Высокая нагрузка на общественный сектор экономики в условиях сокращения налогооблагаемой базы остается одним из основных факторов, обусловливающих дефицит консолидированного бюджета страны и высокий уровень госдолга.
Превышение расходной части бюджета над доходной наблюдается уже в течение последних трех лет и по итогам 2012 года величина бюджетного дефицита составила 1,9% ВВП (в 2010 г. – 2,5%, в 2011 г. – 0,8%), в то время как еще в 2008 г. профицит бюджета составлял 4,2% от ВВП. Уровень государственного долга в 2011 г. составлял 49,0% по отношению к ВВП, а по итогам 2012 г. вырос до 53,0%. В абсолютном выражении государственный долг Финляндии в 2012 г. вырос за год на 10,3 млрд. евро и составляет 103,1 млрд. евро (в 2008 г. – 63,0 млрд. евро).
Рост бюджетного дефицита и объемов государственной задолженности побудил финские власти к ужесточению финансовой политики, курсу на сокращение расходов и изменение налоговой системы страны, что нашло отражение в Правительственной программе на период с 2011 до 2015 года, которая продолжает реализовываться. Главными задачами программы являются стабилизация государственной экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, повышение конкурентоспособности финской экономики, повышение занятости и борьба с бедностью, сокращение неравенства в обществе. В программе стоит задача по сокращению дефицита бюджета до 1% и изменению негативной тенденции роста государственной задолженности.
Изменения налоговой системы, в частности, вследствие изменения размеров акцизов, налогов на капитал и на наследство, привели к повышению общего объема налоговой нагрузки. Данный показатель по итогам 2012 г. составил 43,6% ВВП, что остается практически на уровне прошлого года (в 2011 г. – 43,5%), однако выше уровня 2009 и 2010 гг. (42,7% и 42,4% соответственно). Эксперты предполагают дальнейшее увеличение налоговой нагрузки до уровня 44,2% ВВП в 2013 г. и 44,5% в 2014 г.
Швеция.
В 1997 году в целях укрепления доверия к денежно-кредитной политике Швеция начала проводить курс на укрепление независимости Центрального банка страны и ограждения Центрального банка от влияния политических сил. В частности, центральной задаче Центрального банка — обеспечению денежно-кредитной политики — отдан приоритет перед поддержкой правительства в достижении постоянного экономического роста и занятости. Центральный банк избавлен от необходимости подчиняться каким-либо правительственным указаниям и нормативным актам. Хотя правительство по-прежнему определяет границы обменных курсов, в которых может колебаться национальная валюта, оперативное управление валютной политикой перешло в руки Центрального банка.
Одновременно укреплено положение управляющего ЦБ. Политически мотивированные увольнения запрещены, а глава ЦБ может быть смещён со своего поста только при неспособности выполнять свои обязанности или при совершении «грубых упущений». С целью деполитизации Центральному банку планируется перестроить его руководящие органы. В дальнейшем парламент будет утверждать напрямую не Совет директоров Центрального банка, а Административный совет, который, в свою очередь, будет избирать Совет директоров, отвечающий за проведение денежно-кредитной и валютной политики. Руководство Центрального банка будет отчитываться не перед парламентом, а перед административным советом. Срок полномочий членов совета директоров увеличивается до шести лет.
Таким образом, шведская банковская система находится в процессе серьезной перестройки. Тяжелый кризис начала 90-х годов вызвал необходимость значительных расходов государства на банковский сектор. При этом государственное участие осуществлялось через финансовую организацию, находящуюся в управлении частными бизнесменами и банкирами, и привело к оздоровлению банков. Были существенно снижены расходы, пересмотрены подходы к вопросам стимулирования труда персонала, активно внедряются современные банковские технологии, создана система гарантий по депозитам. Шведские власти сделали правильные выводы по результатам анализа причин кризиса. Независимость Центрального банка существенно укреплена, он избавлен от подчиненности правительству, приняты меры к деполитизации управления банком. Положительные тенденции восстановления банковского сектора Швеции позволяют надеяться на полное преодоление последствий кризиса.
В настоящее время ведущее место в банковской системе Швеции занимает старейший в мире Центральный банк Швеции (Riksbank) (образован в 1668 г.). Он обладает монополией эмиссии национальной валюты — шведской кроны (печатание банкнот и производство монет осуществляется государственным предприятием), управляет золотым и валютным резервами страны, отвечает за формирование денежно-кредитной политики и функционирование платежной системы. Основным инструментом контроля за работой платежной системы страны является объединяющая все банки Швеции электронная система “Рикс”.
Центральный банк Швеции имеет независимый статус и подчиняется юрисдикции парламента Швеции (Риксдага). Основные задачи Центрального банка Швеции:
— поддержание ценовой стабильности, достижение целевого показателя инфляции на уровне 2%;
— стабилизация валютного курса (в настоящее время 1 шведская крона примерно равняется 0,1 евро);
— обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы;
— регулирование внутренних банковских операций;
— поддержание стабильности и устойчивости финансовой системы, постоянный ее мониторинг и финансовый анализ (функции более общего характера).
Направления в сотрудничестве БЕАР.
Баренц-программа (Баренцева программа) – главный документ, обобщающий направления и содержание сотрудничества на ближайшую перспективу, основа сотрудничества, где определяются приоритетные районы. Типы проектов (билатеральные и мультилатеральные, малые, средние и долгосрочные проекты). Цели и задачи первой Баренцевой программы (1994 г.). Вторая Баренцева программа (1997 г.). Третья Баренцева программа на 1997-1999 г.г. Четвертая Баренцева программа, рассчитанная на 2000-2003 г.г. Пятая Баренцева программа (2004-2006 г.г.). Другие программы: Интеррег, ТАСИС. Программы Совета Министров северных стран.
Политическое и административное сотрудничество. Встречи министров иностранных дел.
Сотрудничество в экономической сфере. Развитие индустрии, торговли и инфраструктуры. Проект «Еврорегио Карелия», «Никель», «Полярная загадка» и др. Проекты в сфере коммуникаций.
Сотрудничество в области образования и здравоохранения. Проекты «Nordpraktik», Институт развития ребенка. Сеть бизнес-центров. Международный центр «Женщина и управление». Международная горная школа. Переквалификация отставных офицеров при помощи университетского колледжа г. Альта. Проект 1994 г. общественной организации «Беллона». Проект OCEANOR. Проект «Реабилитация детей и взрослых с ограниченными возможностями».
Культурное сотрудничество. Баренц фестивали и музыка в БЕАР, танец в БЕАР, литература в БЕАР, изобразительное искусство, учеба кадров (подготовка менеджеров культуры БЕАР). Проекты «Северный Ренессанс», «Северный сосед». Проекты по программе «Коренные народы».
Цели и задачи БЕАР.
Сегодня по мере развития процессов децентрализации и регионализации, предпринимаются шаги по укреплению существующих и созданию новых региональных структур. Предполагается, что этот процесс послужит приближению политических и административных к гражданам и улучшит демократические функции общества.
За 10 лет Баренцева сотрудничества достигнуто много. Это уникальное содружество подтверждает ценность взаимодействия на разных уровнях - между правительствами, регионами и людьми. Баренцево сотрудничество также служит рамками для укрепления и развития Северного измерения в политике Европейского Союза и взаимодействия с Канадой, Японией, США и другими арктическими регионами на севере Европы.
Задача Баренцева сотрудничества - способствовать стабильности, экологическому прогрессу и поддержанию мира в Северной Европе через улучшение условий жизни и обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Эти цели могут быть достигнуты только путём настойчивых усилий в различных областях - от всеобщей безопасности, экологии и экономики до заботы о высших человеческих ценностях.
Список используемой литературы и интернет источники:
Швейня
Сила слова
"Разделите так, как делили работу..."
Шум и человек
Астрономический календарь. Март, 2019