Работа содержит материал о том, какие бывают родословные, как их составлять, какими способами
Вложение | Размер |
---|---|
yana_rodoslovnaya.doc | 75.5 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г.Улан-Удэ
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей
«Малая академия наук»
Республиканская научно-практическая конференция
учащихся 5-6 классов
«Серебряная альфа»
Номинация: История моей семьи
Тема: Моя родословная
Выполнила: Бадмаева Яна Баировна
ученица 5 «б» класса МОУ Шибертуйская СОШ Бичурского района
Домашний адрес: РБ, Бичурский район, у.Шибертуй,
ул.Платонова,4, телефон:8 (30 133) 55 237
Руководитель: Бадмаева Марина Баясановна
Телефон: 8 (30 133) 55 1 86
2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………………..4-6
1.Что такое родословие
2. Моя родословная
3. Традиции моей семьи
Заключение……………………………………………………………………….……..7
Литература………………………………………………………………………………8
Приложения
Введение
Каждый человек должен знать свое происхождение, историю своего рода. Это знание более всего связывает с историей его страны, народа. Любовь к Родине начинается с семьи.
Семья имеет большое значение в нашей жизни. Это смысл существования, источник наших взглядов, ценностей и традиций. Именно поэтому необходимо возрождать традиции, историю своей семьи, работать над изучением своих родословных.
Мой брат в прошлом году начал изучение истории своей семьи, родословной. Мне тоже стало интересно, поэтому я стала заниматься этой работой. Познание своего рода – жизненная задача всех и каждого. Этим определяется актуальность темы.
Гипотеза: семейные традиции стимулируют изучение родословной.
Новизна работы в том, что будет усилено внимание к семье, как к основе воспитания. Духовность, прежде всего, проявляется в бережном сохранении семейных, фамильных реликвий, наград, верность памятным датам семьи, семейным и фамильным традициям.
Цель моей работы – изучить родословную, историю и традиции моей семьи для создания семейного музея.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по данной проблеме;
- собрать необходимый материал;
- изучить свою родословную, семейные традиции.
Объект исследования - традиции семьи
Предметом исследования является семья, родословная
В ходе исследования мы применили следующие методы: изучение различных источников о родословии. Этот метод позволил выяснить, что такое генеалогия и какими способами можно составлять родословные, что для этого нужно сделать. Также применили эмпирический метод, то есть провели анкетирование, беседы и опрос родственников. Был сделан тщательный анализ полученных сведений.
Практическая значимость работы в том, что данное исследование можно использовать на уроках обществознания, на классных часах и других внеклассных мероприятиях.
Для написания данной работы были использованы материалы школьного музея, семейного архива, воспоминания моего прадеда, прабабушки, научно-историческая литература, интернет-ресурсы. Перечень материалов дан в конце работы.
Глава 1.Что такое родословие?
1.1.Генеалогия (греческое - родословие) – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей, фактов биографии. [4].
Генеалогия (греческое) – систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве родов и фамилий [7].
В более широком смысле генеалогия – наука о родственных связях вообще. Генеалогия, как знание родства, появилась вместе с человеческим обществом и живет на всех этапах его развития.
Родословие – путь познания истории края, истории страны.
Родословие – часть исторического краеведения, помогающая в воспитании национального самосознания.
Родословие – это истоки, корни нашей духовности и культуры. Через родословную возрождаются семейные традиции, создаются малые музеи. От любви к своим родителям зарождается любовь к своему народу, любовь к Родине[6].
1.2. Как составить свою родословную?
Чтобы начать составление своей родословной нужно сделать четыре шага, составить 4 документа, которые положат основу родословной. Во-первых, составить генеалогическое древо. Во-вторых, календарь семейных памятных дат. В- третьих, создать альбом «родословная книга». В-четвертых, комплект личных главных листов для обмена с родственниками. [9].
1.3. Виды родословий.
Я узнала, что родословная обычно составляется в виде генеалогических таблиц, схем и росписей. Они могут составляться в разных вариантах: от родоначальника – к потомкам - нисходящая, от одного из потомков – к предкам - восходящая. Родословные классифицируются: по гендерному подходу ( мужские, женские и смешанные), по графическому изображению ( вертикальные, горизонтальные и круговые), по информационному отношению ( именные, биографические).[8]. Существенно дополняют и расширяют схемы родословные поколенные росписи.
Глава II. Моя родословная
2.1.Каждый народ имеет свои мифы и предания о происхождении. Прочитав книгу «Золотая книга о бурятах», я узнала, что бурятский народ состоит из 4 основных племен: булагат, эхирит, хори и хонгодор. [1]. Миф о происхождении моего племени гласит: однажды предок Хоредой бродил по острову Ольхон и увидел 3 лебедей, спустившихся на берег озера и превратившихся в трех девиц. Хоредой похитил одежду одной из них, она не смогла улететь, осталась на земле, вышла замуж и родила 11 сыновей, от которых пошли 11 хоринских родов.[3] Наша родословная берет начало оттуда.
2.2.Родословная по отцовской линии. Борсай Ухаасай
Одним из сыновей Хоредоя был Борсай Ухаасай, который является моим предком, у него было 4 сына. Далее родословная разветвляется, потомков становится очень много. В основном они проживают в улусе Дабатуй. По сведениям моей бабушки над составлением родословной работают представители нашего рода, есть некоторые данные, но там есть неточности. [13] В нашей семье до прошлого года никто этим не занимался, я до сих пор не знала о своих дальних родственниках по боковым линиям со стороны отца. Начав искать материал, я заинтересовалась работой.
Я знаю свою родословную до 13 колена по отцовской линии: Борсай Ухаасай- Бааhата- Оолэн – hалдай – Гэсэл –Банзар –Гэлэб –Шойнин –Цэрэмпэл –Бадма – Федор – Баир – Яна. ( Приложение) Свою родословную мы с родителями составили разными способами: нисходящую, восходящую, круговую таблицу и поколенную роспись. Сложным оказалось составить круговую таблицу, так как раньше в родословные женщин не вписывали. Я сделала свое родовое древо, включив всех и мужчин и женщин.
2.3. Родословная по материнской линии. Гушад
По материнской линии родословная до 12 колена: Гушад- Шобхор Босой- Жиглы- Яхуун- Цырен-Сунды- Цэбэг-Бадма Енхобо- Цырен- Баясан-Марина-Яна.
Этот род делится на 2 группы: харанууд и шаранууд. Родословная шаранууд составлена, есть данные, не можем найти сведений про харанууд, наш род идет от него. Потомки 1 группы сейчас проживают в с. Усть-Обор, что находится в Читинской области. Данные надо искать, наверное, именно там. Представители 2 группы проживают в основном в Монголии, они вынуждены были уехать в 30-е годы 20 века.
В настоящее время в Бичурском районе живут потомки 3 хоринских родов: хаоцайского, бодонгутского и гучитского. Хоринские буряты пришли в долину среднего Хилка из хоринско-кижингинских степей через верховья Хилка вниз по течению на рубеже XVII-XVIII веков. Восточное крыло бичурских бурят составляют люди бодонгутского рода, которые образовали села Хонхолой, Аяга, Шанага, и Амгалантуй. Потомки хаоцайского рода в Бичурском районе образовали селения Шибертуй, Дабатуй, Гутай, Заган [12].
Что интересно гучитский род и улус Хайранга в материалах музея не упоминаются. Расспросив знатоков местного материала, я узнал, что представители гучитского рода образовали селения Хайсхар, Алтачей. О улусе Хайранга, это тоонто моего прадеда, нигде нет информации. Мы предположили, что потомки гучитского рода основывали свои селения по реке Хилок. Еще в ходе исследования я узнала, что помимо 3 хоринских родов, на территории Бичурского района проживают ашбагаты (улус Киреть) и цонголы ( улус Харлун). Эти села бурятские, они расположены южнее, то есть по противоположной границе нашего района. В школьном музее материала по истории села еще мало, содержит ошибки, есть неточности, предстоит еще дополнить.
Прадед и прабабушка начали искать сведения уже давно, людей, занимающихся родословными мало. Работу «Угай бэшэг» начал Батобазар, затем свою книгу подарил Ендону Цыбиковичу. Эта книга сейчас хранится у невестки Нимасу Данзановны. Занимаются родословными семья Санжиевых: Александр Балданович и Сэсэг Дармаевна, Очирова Галина Номогоновна.
Каждый бурят должен знать свое родословное древо предков двенадцати поколений, знать свои корни. В Интернете на сайте о родословии есть такие данные, что 99% людей не знают свои родословные. Я решила выяснить, сколько детей знают о своих предках и до какого колена, поэтому провела анкетирование среди 5-8 классов нашей школы. Результаты оказались такими: из 62 опрошенных респондентов только 16% знают свою родословную, многие не знают своих прадедов, историю своей семьи, традиции.
Глава III. Традиции моей семьи
Наша семья очень большая и богата своими традициями. Мои прадед и прабабушка прожили вместе 62 года, они свято чтили традиции и обычаи бурятского народа, соблюдали обряды, за годы существования их семьи у них появились и собственные традиции.
В воспитании детей у бурят существовали выработанные в течение столетий свои традиции, сложившаяся система нравственного воспитания, определенные этические принципы и нормы. Важным в воспитании было привитие детям послушания и почтительного отношения к родителям, уважения, внимания и чуткости к старшим, особенно старикам.[3]
Традиции бурятского народа начинаются с воспитания детей. Счастье для бурята, прежде всего – дети. Чем их больше, тем богаче считались родители. Прадед и прабабушка родили и воспитали 5 сыновей и 3 дочерей, внуков – 23, правнуков-34. Общее количество семьи на данный момент составляет 87 человек.
Традиционный праздник «Сагаалган» празднуем всей семьей. Праздник Белого месяца олицетворяет собой добро, любовь и чистоту помыслов. Есть обычай, молодые должны обязательно сходить в гости к старшим, чтобы поздравить их. Это приветствие называется «Золголго», сопровождается приветствием «Мэндэ амар».
Особой страницей в истории моей семьи является Великая Отечественная война. Мои прадеды участвовали в этой войне. По отцовской линии воевали прадед и его брат. Оба попали на Западный фронт. Прадеда отправили на Сталинградский фронт, там он был ранен, попал в плен. Судьба его младшего брата была трагичной, он в 1942 году пал смертью храбрых. По материнской линии воевал прадед и его 2 брата. Они попали на Восточный фронт, поэтому им посчастливилось вернуться домой живыми.
Ежегодной стала традиция отмечать 9 мая всей семьей. В День Победы собираемся большой, дружной семьей, чтобы поздравить прадеда и прабабушку. Эта традиция началась с 1986 года, всей семьей на целый день выезжаем на природу. На таких встречах старшее поколение рассказывает нам о войне, послевоенных годах, родовых легендах, преданиях, истории нашей семьи, о родственниках. Соревнуемся, играем, поем, слушаем разные истории, предания.
Еще одна традиция – обоо тахилган. Каждое лето собираемся все родом, для того, чтобы поклониться своим онгонам. Этот обряд собирает не только нашу семью, но и дальних родственников по боковым линиям.
Наша прабабушка умела хорошо шить. Она была мастерицей, шила национальные костюмы, одеяла, матрасы из овечьей шерсти. Научила этому мастерству не только дочерей, невесток, но и внучек. Я с пяти лет участвую в конкурсе «Дангина». На конкурс нужно приготовить 4 костюма: на визитку, танец, песню и показ мод. Моя прабабушка сшила все костюмы, они мне очень нравятся.
В 2007 в районе прошел конкурс «Моя семья», наша семья приняла участие и по итогам вышла на 1 место. В конкурсе участвовали 4 поколения семьи: прабабушка, ее дети, мои родители (внуки) и я (правнучка). Условиями конкурса было знание бурятского языка, родословной, знание национальных обрядов и традиций.
Заключение
Изучив литературу, собрав необходимый материал, я пришла таким выводам:
На данный момент собран материал по созданию семейного музея, но предстоит работа по изучению, сбору и систематизации . В дальнейшем я буду продолжать изучать историю своей семьи, работать над изучением родословной, ведь многого еще я не знаю.
Список использованной литературы:
Загадка Бабы-Яги
Н. Гумилёв. Жираф
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Что такое музыка?
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку