В работе даны теоретические основы самооценки и понятие конфликта. раскрыты методики и тесты, определяющие самооценку учащихся и уровень конфликтности. Исследуя самооценку, автор доказала частично свою гипотезу о влиянии самооценки на конфликтность.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 325.5 КБ |
НОУ Семеновская православная гимназия
имени святого апостола и евангелиста Луки
Исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.
Исследовательская работа по психологии
Выполнила:
Удалова Елена учащаяся 10 класса
Семеновской православной гимназии
Научный руководитель:
Баринова С.В.
педагог - психолог
Семенов2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………3-4 стр.
Глава І Теоретические основы исследования взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности
§ 1. Понятие и определение самооценки…………………………………5-7 стр.
1.1 Определение самооценки……………………………………………… 5 стр.
1.2 Виды самооценки………………………………………………………6-7 стр.
§2 Сущность конфликта………………………………………………… 7-8 стр.
2.1 Понятие конфликта………………………………………………………7 стр.
2.2 Виды конфликтов………………………………………………………7-8 стр.
Глава ІІ Эмпирические исследования взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.
§ 1 Организация и методики исследования…………………………… 9-17 стр.
§ 2 Анализ результатов исследования…………………………………17-24 стр..
Заключение……………………………………………………………….25-27 стр.
Список литературы…………………………………………………………..28 стр..
Приложения
Человек.. Сколько ещё « непознанного есть об
этом существе? Сколько людей в мире,
столько и характеров, и личность,
и закономерностей, в поведении одного
конкретного человека и целого общества.
Разве это всё » не является интересным для изучения
и исследования? Разве такие явления
нельзя назвать уникальными?
Введение.
Умение оценивать себя закладывается в раннем возрасте, а развитие и совершенствование его проходит в течение всей жизни человека. Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие. Между тем в школе вопросам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание, ее роль недооценивается. Однако неадекватная самооценка может стать причиной различных отклонений в поведении человека. В наше время одна из основных проблем подросткового возраста заключается в повышенной конфликтности у детей. Повышенная агрессивность, неумение находить выход из конфликтных ситуаций часто становятся источниками нарушения межличностного общения подростка с родителями, педагогами, сверстниками. Изучение проблемы конфликта и конфликтной личности рассматривается в рамках науки конфликтологии такими исследователями как С.Г.Шуман, В.П. Шуман, М.Т.Авсиевичем, Л.И.Мельником, Т.А.Полозовой, Н.В. Гришиной, А.И. Сорокиной и др. Вопросы влияния самооценки на уровень конфликтности личности изучалась А.А.Реаном. Самооценка является своеобразным итогом развития самосознания, самоуважения, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру, умением владеть ситуацией и правильного поведения в ней.
Цель исследования - исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности старшеклассника.
Объект исследования - учащиеся 10 класса НОУРО «Семеновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки»
Предмет исследования – влияние самооценки на уровень конфликтности личности старшеклассников
Гипотеза
1)Самооценка безусловно влияет на конфликтность личности
2)Предполагается, что
Задачи исследования:
1) Провести обзор психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Выявить особенности самооценки и конфликтности личности старшеклассников на примере учащихся 10 класса Семеновской православной гимназии.
3) Доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Методы исследования:
Глава І Теоретические основы исследования взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности
§ 1. Понятие и определение самооценки
1.1 Определение самооценки
Что же представляет собой самооценка? Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации. Поэтому, оценивая себя как личность, человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.
Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов человека. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, профессионализм).
Самооценка как правило, субъективна и представляет собой преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу:"Я талантлив", "Я абсолютная бездарность" , «Я уважаем», «Я никому не интересен» и т.д.. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.
1.2 Виды самооценки
Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности - парциальной.
Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.
Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям личности.
Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по - разному.
Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.
Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «Ты не на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.
Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая сильную психотравму.
§ 2 Сущность конфликта
2.1 Понятие конфликта
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях одного человека или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют, независимо от пола и возраста. Использование обыденных знаний порой недостаточно, чтобы разрешить возникший конфликт с минимальными потерями для конфликтующих сторон. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что каждое агрессивное действие в конфликте приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
2.2 Виды конфликтов.
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.
Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить:
Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д Например, ребята одноклассники предлагают сходить в кино, а человеку надо заняться домашними делами. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований родителей, конфликт между хочу и надо.
Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы. Конфликт между личностями происходит в непонимании друг другу, в неумении выслушать или принять точку зрения собеседника.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов класса нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в коллективе.
Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит коллектив.
Глава ІІ Эмпирические исследования взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности
§ 1 Организация и методики исследования
В исследовании принимали участие
I этап исследования - подбор методик для диагностики уровня самооценки и конфликтности личности.
Первая методика предполагала исследование самооценки личности с трех позиций: самого учащегося, его одноклассников и классного руководителя
Тест «Изучение самооценка личности». (Приложение 1.)
Следующая методика помогла определить эмоциональное состояние исследуемых объектов (учащиеся 10 класса), цель ее также в определении собственной оценки личности.
Тест « Самооценка эмоциональных состояний» автор: А Уэссман и Д.Рикс. (Приложение 2.)
Список утверждений по всем шкалам
«Спокойствие — тревожность»
10. Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.
9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.
8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.
7. В целом уверен и свободен от беспокойства.
6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.
5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.
4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.
3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.
2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.
1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.
«Энергичность — усталость»
10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.
9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.
8. Много энергии, сильная потребность в действии.
7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия.
6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодрым.
5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
4. Довольно усталый. Апатичный (сонный). В запасе не очень много энергии.
3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.
2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии.
1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.
«Приподнятость — подавленность»
10. Сильный подъем, восторженное веселье.
9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность.
8. Возбужден, в хорошем расположении духа.
7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
6. Чувствую себя довольно хорошо, в порядке.
5. Чувствую себя чуть чуть подавленно, так себе.
4. Настроение подавленное и несколько унылое.
3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно.
Настроение определенно унылое.
2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо.
«Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности»
10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.
9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.
8. Очень уверен в своих способностях.
7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
6. Чувствую себя довольно компетентным.
5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограниченны.
4. Чувствую себя довольно неспособным.
3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.
2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.
1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается.
Еще одной из методик определения уровня самооценки стал, предложенный педагогом – психологом рисуночный тест «Несуществующее животное» учащимся предлагалось нарисовать, результаты обрабатывала педагог – психолог. (Приложение 3.)
К тесту дана была инструкция – нарисовать несуществующее животное на листе бумаги простым карандашом.
Следующая группа тестов была дана на определение уровня конфликтности исследуемых объектов.
В первом тесте оценка уровня конфликтности определялась с трех позиций: с позиции ученика; с позиции одноклассника – сверстника; с позиции классного руководителя.
Тест «Оценка уровня конфликтности» автор В.И.Андреев. (Приложение 4.)
1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?
а) нет
б) когда как
в) да
2) Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?
а) да
б) ответить затрудняюсь
в) нет
3) Кто вы в большей степени?
а) пацифист
б) принципиальный
в) предприимчивый
4)Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
а) часто
б) периодически
в) редко
5)Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?
а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;
б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;
в) чаще советовался бы с людьми.
6)В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?
а) пессимизм
б) плохое настроение
в) обида на самого себя
7)Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
а) да
б) скорее всего да
в) нет
8)Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?
а) да
б) скорее всего да
в) нет
9)Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе
а) раздражительность
б) обидчивость
в) нетерпимость критики других
10)Кто вы в большей степени?
а) независимый
б) лидер
в) генератор идей
11)Каким человеком считают вас ваши друзья?
а) экстравагантным
б) оптимистом
в) настойчивым
12)С чем вам чаще всего приходится бороться?
а) с несправедливостью
б) с бюрократизмом
в) с эгоизмом
13)Что для вас наиболее характерно?
а) недооцениваю свои способности
б) оцениваю свои способности объективно
в) переоцениваю свои способности
14) Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.
а) излишняя инициатива
б) излишняя критичность
в) излишняя прямолинейность
Затем учащимся была предложена анкета, задача которой – определение характера поведения личности в определенных ситуациях.
Анкета «Конфликтная ли Вы личность?» (Приложение 5.)
В классе начался спор на повышенных тонах.
Ваша реакция:
1) Не принимаю участия.
2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую
считаю правильной.
3) Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства?
Часто ли вы спорите с друзьями?
Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.
На улице или в транспорте вам наступили на ногу…
Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
Не повезло. На улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?
За каждый ответ под №1 поставьте себе 4 очка, №2 – 2 очка, №3 – 0 очков
После подсчета баллов группа разбивается на три психологических типа.
В заключение, учащимся был дан тест на определении самооценки конфликтности.
Тест «Самооценка конфликтности» (Приложение 6.)
Тест позволяет определить степень собственной конфликтности.
Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице.
Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.
Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.
1. Рветесь в спор | 7 6 5 4 3 2 1 | Уклоняетесь от спора |
2.Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений | 7 6 5 4 3 2 1 | Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном |
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего |
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов | 7 6 5 4 3 2 1 | Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов |
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента | 7 6 5 4 3 2 1 | Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента |
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку | 7 6 5 4 3 2 1 | В напряженной обстановке чувствуете себя неловко |
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8. Не уступаете в спорах | 7 6 5 4 3 2 1 | Уступаете в спорах |
9.Считаете, что люди легко выходят из конфликта | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта |
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя | 7 6 5 4 3 2 1 | Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины |
§ 2 Анализ результатов исследования
Тест «Изучение самооценка личности»
А) Собственная позиция
Низкая самооценка – 10% (1ч)
Адекватная самооценка – 40% (4ч.)
Завышенная самооценка – 50% (5ч)
Б)Оценка сверстников
Низкая самооценка – 10% (1ч.)
Адекватная самооценка – 50% (5ч.)
Завышенная самооценка – 40% (4ч.)
В) Оценка классного руководителя
Низкая самооценка – 30% (3ч.)
Адекватная самооценка – 70% (7ч.)
«Методика самооценки эмоциональных состояний» автор: А Уэссман и Д.Рикс учащиеся сами оценивали свое эмоциональное состояние.
Низкое эмоциональное состояние – 10% (1ч.)
Адекватное эмоциональное состояние – 10% (1ч.)
Высокое эмоциональное состояние – 80% (8ч.)
Рисуночный тест «Несуществующее животное» учащимся предлагалось нарисовать, результаты обрабатывала педагог – психолог.
Низкая самооценка – 30% (3ч.)
Адекватная самооценка – 20% (2ч.)
Завышенная самооценка – 50% (5ч.)
Итоговый результат по всем методикам:
Исследования самооценки показали, что в коллективе класса преобладают одноклассники с адекватной самооценкой, а это говорит о том, что большая часть класса способна адаптироваться к условиям различных социумов, так как эти ребята в силу умения адекватно оценивать себя имеют возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Адекватная самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Такой человек, по моему мнению, не склонен к конфликтам.
Низкая самооценка – 10% (1ч.) Гульнева Ксения
Адекватная самооценка – 60% (6ч.) Бабушкина Даша,Вавилова Маша, Гетун Семен, Сатуров Алексей, Сироткина Настя, Удалова Лена
Завышенная самооценка – 30% (3ч.) Левичева Оля, Ложкарева Настя, Опарышева Евгения
В тоже время почти треть класса – это ребята с завышенной самооценкой, склонных, по нашей гипотезе, к конфликтным ситуациям. Так ли это, покажут дальнейшие исследования.
Тест «Оценка уровня конфликтности» автор В.И.Андреев
А) Собственная позиция
Средний уровень конфликтности – 80% (8ч.)
Высокий уровень конфликтности – 20% (2ч.)
Б)Оценка сверстников
Средний уровень конфликтности – 100% (10ч.)
В) Оценка классного руководителя
Средний уровень конфликтности – 100% (10ч.)
Первый тест показал, что с позиций всех участников исследования: и конкретного ученика, и его одноклассников, и классного руководителя – учащихся, склонных к конфликтам в классе нет.
Анкета «Конфликтная ли Вы личность?»
Низкий уровень – 20% (2ч.)
Средний уровень – 70% (7ч)
Высокий уровень – 10% (1ч.)
Тест «Самооценка конфликтности» отвечали учащиеся.
Низкий уровень – 10% (1ч.)
Средний уровень – 50% (5ч.)
Высокий уровень – 40% (4ч.)
Итоговый результат по всем методикам:
Низкий уровень конфликтности – 10% (1ч.) Сироткина Настя
Средний уровень конфликтности – 70% (7ч.) Бабушкина Даша, Вавилова Маша, Гетун Семен, Сатуров Алексей, Удалова Лена, Опарышева Евгения, Ложкарева Настя.
Высокий уровень конфликтности – 20% (2ч.) Гульнева Ксения, Левичева Оля
Выводы:
Все исследования проведены успешно, получены качественные и количественные результаты.
Выявлены учащиеся с низкой, адекватной и завышенной самооценкой.
По изучению и определению уровня конфликтности также определены показатели с высоким уровнем конфликтности, средним уровнем конфликтности, и низким уровнем конфликтности.
Заключение
В данном исследовании были рассмотрены теоретические и эмпирические аспекты влияния самооценки на уровень конфликтности личности. Проведённые исследования доказывают прямое влияние самооценки на конфликтность, тем самым подтверждая выдвинутую нами гипотезу.
Так в нашем исследовании одна из учащихся с явно завышенной самооценкой действительно проявляет себя как конфликтная личность. Она уверенно и безапелляционно отстаивает свою точку зрения, превозносит свои интересы над интересами других, не терпит критики, чаще всего переоценивает свои способности, ведёт себя конфликтно. В меньшей степени, но тем не менее проявляется склонность к конфликтности еще у двух учениц, у которых выявлена завышенная самооценка.
Также выявлена ученица с довольно низкой самооценкой, но при этом с достаточно высокой конфликтностью. Это обстоятельство ни в коей мере, на наш взгляд, не опровергает выдвинутой нами гипотезы, так как явление это скорее исключение, чем правило. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой. Отсюда и конфликтность.
Большинство исследуемых имеют адекватную самооценку, эти учащиеся реально оценивают свои способности и возможности, знают что хотят от себя, от окружающих, умеют справляться со своими эмоциями и адекватно ведут себя в конфликтной ситуации.
Влияние самооценки велико и не только на сам конфликт, но и на то поведение личности в конфликте - для людей с завышенной самооценкой характерно соперничество, т.к. они выбирают, как правило, наступательную стратегию в конфликте. Частичное достижение целей воспринимается самим оппонентом как поражение, приводит к отказу от разумных компромиссов и неоправданному риску. Заниженная самооценка и связанная с ней недооценка благоприятных возможностей, которые представляет ситуация, порождают готовность довольствоваться малым, идти на "неразумные" компромиссы. Приспособление является еще одним важным способом реагирования в конфликте для людей с заниженной самооценкой, т.к. неуверенность такого человека в себе не позволяет четко представить ситуацию, вследствие чего ему легко навязать другое видение конфликта. Люди с адекватной самооценкой способны реально оценить сложившуюся ситуацию и свое поведение в ней. Это свидетельствует о том, что они предпочитают пойти на компромисс и сотрудничество. На сколько конфликтна личность зависит еще от многих факторов. Большое влияние оказывает социальное окружение. Если в коллективе, группе, семье царит доброжелательное атмосфера, и человек видит свою принадлежность и значимость, то и вероятность конфликта будет наименьшей.
Работая над данной проблемой мы, для себя многое открыли и хотим поделиться некоторыми рекомендациями по повышению своей самооценки.
1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых вы не можете превзойти.
2.Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.
3.Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация, допускаемая вами в свой разум, пускает там корни и влияет на ваше поведение.. Если вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от них.
4. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.
5.Сделайте список ваших прошлых достижений. Это не должно обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.
6.Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.
7. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.
8.Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.
Каждый человек по – своему уникален и неповторим, каждый со своими взглядами и особенностями, мыслями и желаниями, каждый по – разному ведет себя в различных ситуациях. Поэтому мы хотим предложить некоторые советы поведения в конфликтных ситуациях.
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте на тем, какой результат вы хотите получить.
2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
7.Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть от стыда при встрече с ним и не мучатся раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.- С. 552
2.Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий (под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова). - Л.: Лениздат, 1987.- С. 143
3. Конфликт и пути его разрешения (сост. Лисепкий К.С.). - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1990. - С. 19
4. Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина Г.М.). -Белгород: изд-во Белгородского ГУ, 1997. - С. 342
5.Немов Р.С. Психология М.: Владос 2000.
6.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога М.: Владос пресс 2002.
7.Психология. Словарь. (под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского) М. 1990.
8.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология М.: Издат. «Академия» 2001.
9.Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно – практическое пособие.- М.: МЭСИ 2000
10. Столин В.В. Самосознание личности М.1983.
11. «Самооценка» Тисленко О.С.
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Сказка "12 месяцев". История и современность
Соленая снежинка
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
У меня в портфеле