Мотивы изучения молодежной субкультуры разнообразны. Кто-то стремится таким образом найти способ улучшения своих отношений с детьми, учениками, соседями. Другие ищут в культуре молодых будущее современной культуры, надеясь оказаться готовыми к грядущим переменам. Многие приходят к ее изучению, желая помочь молодежи в решении проблем. В любом случае очевидна актуальность исследований, помогающих удовлетворить все возможные мотивы. Также, во всех случаях недостаточным оказывается информированность, наличие знаний о различных аспектах молодежной субкультуры. Построение диалога с новым поколением требует понимающего подхода.
Вложение | Размер |
---|---|
Субкультура в современном мире | 631.5 КБ |
VI районный конкурс творческих исследовательских работ.
Выполнила:
ученица 11 «А» класса
МОУ СОШ №2
Тазитанова Дарья.
Руководитель:
Медцкер Елена Ивановна
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №2
первой квалификационной категории
БАРАБИНСК,2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение
I. Теоретическая часть
1.1 Молодёжная субкультура. Определение понятия.
1.2 Причины и сущность формирования молодежных субкультур.
1.3 Функции молодёжных субкультур и их многообразие.
II. Практическая часть
2.1 Исследование наиболее известных молодёжных субкультур.
2.2 Исследование степени информированности молодёжи о современных субкультурах.
Результаты исследования.
Выводы.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение.
Молодость счастлива тем,
что у неё есть будущее.
Н.В.Гоголь, русский писатель.
Мотивы изучения молодежной субкультуры разнообразны. Кто-то стремится таким образом найти способ улучшения своих отношений с детьми, учениками, соседями. Другие ищут в культуре молодых будущее современной культуры, надеясь оказаться готовыми к грядущим переменам. Многие приходят к ее изучению, желая помочь молодежи в решении проблем. В любом случае очевидна актуальность исследований, помогающих удовлетворить все возможные мотивы. Также, во всех случаях недостаточным оказывается информированность, наличие знаний о различных аспектах молодежной субкультуры. Построение диалога с новым поколением требует понимающего подхода.
Разнообразным может быть и отношение к объекту изучения. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодых, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.
Для нашей страны в современной ситуации наиболее актуальным становится последнее. Так, А.В. Мудрик указывает, что, осуществляя социальное воспитание педагогам необходимо иметь представление об особенностях и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры, что позволит минимизировать её негативное влияние.
Одним из возможных аспектов этого «негативного влияния» выступает наркотизация молодежи в субкультурах. К сожалению, во многих современных субкультурах употребление психоактивных веществ является в большей или меньшей степени значимым атрибутом (элементом), который может выступать как ритуал приобщения к субкультуре, способ идентификации, достижения аутентичности, формой протеста по отношению к остальной культуре и др.
Нас заинтересовали вопросы:
Какие виды молодёжных субкультур известны современным подросткам?
Почему молодёжь объединяется в неформальные группы?
Как относятся подростки к неформалам?
Тема представленной исследовательской работы «Субкультура в современном мире».
Цель:
Выявить и проанализировать причины появления молодёжных субкультур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие субкультуры.
2.Выяснить причины, по которым молодёжь вступает в субкультуры.
3.Узнать, какие виды субкультуры существуют в современном обществе.
4. Разработать и провести анкетирование среди учащихся 10-11 классов с целью изучения их информированности о молодёжных субкультурах.
Объектом исследования являются молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет.
Предметом исследования является изучение особенностей молодёжных субкультур.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №2 Барабинского района.
Предмет, цели и задачи определили структуру исследовательской работы.
Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с определением понятия, причин и функций молодёжной субкультуры.
Во второй главе приводятся исследования самых известных видов субкультур, а также степени информированности молодых людей о молодёжных субкультурах.
В заключении подводятся итоги нашей работы.
ГЛАВА I
1.1 Молодёжная субкультура. Определение понятия.
Для начала обратимся к самому понятию «субкультура». В самом общем виде, субкультура – это некоторая особая культура в рамках общей культуры общества. «Особость» субкультуры определяется отличием образующих ее ценностей, норм, культурных форм, от принятых в общей культуре. Вместе с тем субкультура неразрывно связана и даже производна от общей культуры. Данная интерпретация удобна для культурологического анализа. Культура общества выступает здесь как единство в многообразии, подчеркивается ее принципиально плюралистический, вариативный характер.
Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социальной группой людей, например, "субкультура - это социальная, этническая или экономическая группа с особым собственным характером в пределах общей культуры общества" (С. Фрис). В таком контексте это понятие используется для определения образцов поведения и ценностей у различных меньшинств. Предметом исследования при таком подходе может выступить субкультура мормонов в США или субкультура старообрядцев в России, субкультура китайской диаспоры в Великобритании или субкультура криминального сообщества (мафии) в Италии. В таком подходе решаются проблема отношений и взаимодействий субкультуры с обществом, проблема сосуществования субкультур.
Важно отметить, что в любом определении понятия субкультура подчеркивается принципиально немассовый, в известном смысле эзотеричный ее характер, явное или скрытое противопоставление общей культуре. Вектор становления субкультуры противоположен вектору установления культурного господства.
«Молодежная субкультура» не сразу стала описываться и анализироваться именно как субкультура (в данной модели). Ей, можно сказать, отказывали в равноправии с иными субкультурами (этническими, религиозными). Ее феномены длительное время рассматривались как «девиации» (отклонения от норм) и как таковые привлекали внимание в большей степени криминологов, чем культурологов.
Оформление собственно научного подхода со своей методологией включенного наблюдения относится к 1920-м годам, когда группа социологов и криминологов из Чикаго начала собирать данные о подростковых уличных бандах и различных девиантных группах. Акцент на исследовании субкультуры девиантных групп молодежи доминировал в течение нескольких десятилетий.
Это связано, по-видимому, с природой основного критерия, определяющего специфику молодежи как группы – возрастом. Как показано в работах В.И.Слободчикова, категория возраста не имеет отражательного статуса и смысла, эта категория складывалась и функционировала стихийно и поэтому включала в себя многие культурно-ситуативные смыслы. Каждый конкретный возраст всегда имеет историю (социокультурные ориентиры) своего возникновения. Возраст специально конструируется в рамках определенной общественной практики и в целях управления этой практикой.
И так, можно сделать вывод:
Субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.
1.2 Причины формирование молодежных субкультур.
Существует целый ряд концепций, объясняющих сущность и причины вовлечения молодежи в ту или иную субкультуру.
Социопсихологический подход связывал склонность к девиантному поведению в коллективной форме с особенностями подросткового возраста.
Во многих направлениях формирование молодежных субкультур и механизмы включения в них рассматривались в контексте социализации.
На раннем этапе исследований акцент делался, главным образом, (используя термин А.В.Мудрика) на молодежь как жертву социализации и формирование субкультур виделось скорее как нарушение механизмов социализации.
В исследованиях криминальных молодежных группировок социологами Чикагской школы причину складывания группировок и включения в них подростков видели в неблагополучии среды, социального окружения, не оставляющей возможности для нормальной социализации.
Роберт Мертон интерпретировал криминальное поведение как следствия разрыва между притязаниями личности и возможностями их реализации в том социальном пространстве, в котором живут молодые люди.
А. Коен в своих исследованиях показал, что преступления группировок были по существу неутилитарными, они были деструктивными - как по отношению к отдельным людям, так и нормам и совершались из соображений престижа и для подтверждения идентификации с группой. Ведущая идея Коена заключается в том, что молодые люди не становятся антисоциальными после включения в группировку: в группировку приходят именно антисоциально ориентированные подростки для поддержания (институциализации) своих антисоциальных норм и ценностей. А.Коен утверждал, что у групп подростков одного и того же возраста, но по-разному ориентированных, существуют значительные отличия в представлении о статусе и критериях его достижения. Для «послушных учеников из среднего класса» – это «образование, квалификация, уважение, замужество, признание заслуг со стороны значимых взрослых, а в их лице - общества в целом». Для «мальчишек из подворотни» - «моментальное удовольствие, грубость, жестокость, высокий уровень риска и волнения, ценности, которые не сулят каких-либо похвал со стороны взрослых и общественно значимого признания».
Уолтер Миллер, применив для объяснения позиции подростков понятие «маргинальность», напротив, попытался доказать, что дело не в стремлении к идентификации с нормами среднего класса, а в желании подростков приспособиться к ценностям "более низкого" класса. Маргинальная позиция складывается, когда подростки начинают чувствовать свою незначительность, поскольку у них отсутствуют возможности для реализации своих потребностей в самоуважении и самоидентификации. Таким образом, подростки не специально выбирают девиантный путь, они просто выбирают некий путь, позволяющий им самореализоваться, добиться хотя бы какого-то признания и этим путем часто оказывается девиантная ассоциация.
Весьма интересные результаты дал функциональный подход. В отличие от тех, кто видел в молодежи социальную проблему, его представители - Т. Парсонс и Ш. Айзенштадт считали, что все молодежные субкультуры, несмотря на поведение, стиль или сленг, были, в конечном счете, некоторыми адаптивными формами, их существование помогало обществу в целом достигать стабильности, и с этой точки зрения они были социально значимыми и положительными.
Культурно-исторический анализ, проведенный в рамках данного подхода выявил различия в процессах перехода детей во взрослый статус.
В доиндустриальных обществах подростковость перемещалась во взрослость через принимаемое всеми и достаточно очевидное окончание детства и начало взрослой жизни. Поскольку большой разницы между ценностями, передающимися от поколения к поколению, не существовало, период взросления был «естественным» и безпроблемным, и самой молодости (в нашем понимании) не было. Но в индустриальных обществах все эти процессы намного усложнились. Молодежь индустриальной эпохи уже не могла, как прежде, воспользоваться прежним молодежным опытом поколения взрослых, поскольку традиционные роли, которые они могли воспринять в семье, уже не могли им помочь в приобретении новых взрослых статусов и ролей.
В традиционном обществе окончание детства отмечалось ритуалом или празднованием, что, по сути, означало, что подросток занял аутентичное место во взрослом обществе. В современных индустриальных обществах, наоборот, роли, представленные в пределах семьи, перестали гармонировать с более широкой социальной системой. Таким образом, идентификация с членами семьи не гарантировала и не обеспечивала достижения полной социальной зрелости и статуса взрослого в социальной системе.
Т. Парсонс видел основную функцию молодежной культуры в положительной помощи, которую оказывали молодежные субкультуры процессу тяжелого перехода детей во взрослый статус.
По представлениям функционалистов, молодежная культура имеет общую социально-психологическую основу, поэтому как бы вовсе не обязательно выделять внутри этой целостности различные субкультуры - выделять какие-то стили, интересы или мировоззрения. Возрастные группы могли способствовать сохранности и поддержанию стабильности социальной системы. Однако, помимо этой интегративной функции они могли иметь и "дезинтегративную функцию", которая демонстрируется в девиантных группах сверстников.
Причины вовлечения молодёжи в ту или иную субкультуру.
1.Вызов взрослым и эксперименты с собственной жизнью.
2. Возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.
3. В юном возрасте люди стараются быть не похожими на других ищут близкий для них стиль и способ выделиться из толпы.
4. Попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность».
1.3Функции молодёжных субкультур.
М. Брейк выделяет следующие функции субкультур для молодежи:
1. Они предлагают решение некоторых структурных проблем молодежи на "магическом" уровне, особенно проблем, созданных внешними противоречиями социоэкономической структуры, которые коллективно переживаются молодежными поколениями. Часто эти проблемы являются частью классовых переживаний - эффектом осознания классовой принадлежности и сопротивления молодежи социально-экономической заданности их будущего.
2. Они предлагают некую новую культуру, из которой можно отобрать значимые культурные элементы, такие как: стиль (моду), досуговые ценности, повседневные идеологии и жизненные стили. Эти элементы способствуют формированию идентичности вне той солидарности, которая предписывается им "соответствующей" (их уровню) работой, семьей и школой.
3. Они есть некая альтернативная форма социальной реальности, которая, конечно же, апробируется в классовой культуре, но опосредуется ближним окружением (соседством) или несуществующей - символической общиной, воспринятой через масс-медиа.
4. Субкультуры предлагают осмысленный, значимый путь жизни в рамках "свободного" времени - в течение досуга, который вынесен за рамки инструментального и скучного мира работы.
5. Субкультуры предлагают новые экзистенциальные дилеммы для принятия индивидуальных решений. В частности, они могут включать использование бриколлажа молодежного стиля для конструирования своей идентичности вне школы или работы.
Молодежная идентичность, соответствующая определенной субкультуре, предполагает обязательность соблюдения "правильного" вида (стиля) - "прикида" (одежда, обувь, стиль прически, аксессуары), а также разделения общих групповых вкусов (музыкальных, литературных, кинематографических). Соблюдение этих правил невероятно значимо и служит реальным пропуском в субкультуру, не допуская никаких подделок, фальши. Различные стилевые группы в равной степени нарушают законы "правильного" общества. При этом они сами довольно значимо отличаются друг от друга.
Основными компонентами стиля считаются: имидж, манеры, арго (слэнг, жаргон).
Сегодня молодежные движения можно разделить на такие группы:
Связанные с музыкой: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы.
- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы,эмо.
- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
- Связанные с уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
- Враждебно или асоциально настроенные группы: скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры
- Элита: мажоры, рейверы,яппи.
- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.
- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
ГЛАВА II
2.1 Исследование наиболее известных молодёжных субкультур
Хиппи. Культура «хиппи» возникла в 60-е г. в Европе. Идеи ненасилия, всеобщей и свободной любви, коммунальной жизни, возвращения к естественным отношениям, движение за экологию стали основными составляющими ее мировоззрения. Широкое распространение среди хиппи получили восточные религиозные и философские представления: дзен-буддизм, индуизм, йога. Субкультурная активность молодежи в 70-х годах стала принимать форму контркультуры. Выдвигались и апробировались на практике альтернативные способы взросления: игра вместо работы, наркотики вместо спиртного, коммуны вместо семьи. В эту молодежную субкультуру оказывались вовлеченными и зрелые люди.В России культура хиппи активно формировалась в конце 70-х и 80-х гг. Неотъемлемым элементом жизни хиппи стало употребление марихуаны. В сущности, все виды наркотиков находили легкий путь в среду «хиппи». Жизнь в «коммунах» выступала фактором быстрого формирования зависимости и широкого распространения наркотических средств.
Стиль. Длинные волосы, бороды у юношей, джинсы, "фенечки" (браслеты, ожерелья, которые плетутся самими хиппи) – бросающиеся в глаза черты внешнего облика.
Панки (от англ. рunk — гнилушка, гадина). Все элементы панковской субкультуры: поведение, имидж, слэнг носят вызывающий характер и призваны эпатировать, раздражать, возмущать взрослых. Нарочитое нарушение норм поведения в общественных местах панки объясняют тем, что они просто сумасшедшие. Это считается хорошей чертой характера, потому что таким способом они реализуют себя вне контроля. Важным понятием для понимания панковской субкультуры является: «прикол» и «прикалываться». Этим понятием определяется практически все формы совместной активности: шутить, дружно демонстративно драться, играть в детские игры, веселиться за счет других и т.д. В нашу страну панк пришел через прибалтийские республики СССР в начале 80-х. В России панковская субкультура в ряде случаев ассимилировала элементы примитивного анархизма, а зачастую использовалась как эффектное прикрытие банального хулиганства.
Стиль. Торчащие в разные стороны или постриженные в форме гребня, окрашенные волосы; «боевой раскрас» лица; утыканная булавками, специально порванная одежда.
Растаманы. Субкультура, возникшая на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Карибского бассейна, на Российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Мало кто из молодых россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религозного движения афро-американского населения 20-го века, увидевшего в эфиопском императоре Хайле Силасиа – своего рода мессию, собирателя «пребывающих в рассеянии» выходцев из Африки. В большинстве своем они являются поклонниками музыки «рэггей». Эта полная «тепла» и радости музыка с характерным запоминающимся ритмическим рисунком также выросла из традиционных религиозных песнопений и благодаря Бобу Марли в конце 60-х, начале 70-х получила мировое признание. Вряд ли все любители «рэггей» предали свою жизнь в руки «Джа» (имя бога в рассматрваемой традиции), но очевидно, что многие отдали ее в сети марихуаны. Употребление данного наркотика - значимый атрибут субкультуры растаманов. Марихуана (гандж) – выступает как священное растение, дарованное свыше («Джа научил растаманов курить гандж»), средство вхождения в особые экстатические состояния. Сладковато-жженый запах травы – весьма частый фон концертов музыки «рэггей».
Стиль.Красно-желто-зеленые (цвета флага Ямайки) береты, волосы, заплетенные в косички (дрэды) - вот наиболее броские черты внешнего вида «растаманов».
Готы. Конец ХХ - начало ХХI века становится новой стадией развития готической субкультуры. Это время стремительного формирования «dark culture» («темной культуры),происходили также существенные изменения, в частности именно в этот период стали регулярными различные крупные готические фестивали, на которые съезжаются готы со всей страны и из других стран - подобные мероприятия с гигантским количеством различных акций на каждом из них дали огромный толчок к расширению субкультуры. Готика превратилась в такую «могущественную» культуру, что стала вовлекать в себя все новые и новые музыкальные стили. В конце ХХ века появилась третья волна готической музыки - готический металл. Для него характерно тяжелое «металлическое» звучание с готической эстетикой.
Характеризуется пристрастием к «темному» и мрачному восприятию мира. особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него). Характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению.
Стиль.
Самый часто встречающийся цвет волос - черный, хотя иногда пряди выделяются другими цветами - фиолетовым, красным, зеленым, синим, серебряным. Основные стили прически - «взрыв на макаронной фабрике», «конский хвост», ирокез или просто распущенные или собранные в хвост волосы. В одежде также преобладает чёрный цвет. Основная одежда: плащи, камзолы, корсеты, кружевные платья, длинные кружевные юбки, камзолы, белые кружевные рубашки, панталоны, штаны
Обувь: готические остроносые ботинки или сапоги, высокие каблуки, ботинки с застежками.
Украшения:серебряные украшения, кулоны, кольца, браслеты, цепочки, серьги, шипованные ошейники.
Виды готов:
Mopey и Perky Goth
Это два кардинально противоположных восприятия готической культуры. Mopey Goths называют тех, кто постоянно пребывают в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят, что они «относятся к жизни слишком серьезно» хотя многие считают что Mopey Goths и есть настоящие готы и именно они представляют собой саму суть субкультуры. Perky Goths ) называют тех, кто относится к готической более «расслабленно» Там же, они любят «тусоваться» в клубах и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них, они считают Mopey Goths слишком замкнутыми в себе. Это может показаться странным, но большинство готов в мире являются Perky Goths, все же состояние постоянной депрессии и тотальная замкнутость - это редко встречающиеся вещи. . Для Mopey Goths готическая субкультура и мировоззрение - фетиш, они относятся к ним очень серьезно, даже излишне серьезно, с другой стороны Perky Goths нельзя считать ненастоящими готами (так как их подавляющее большинство), и они без сомнения живут той же субкультурой, просто они относятся к ней чуть менее серьезно.
Tribal Goth
Вид готов близких к модернисткому направлению. Для них характерен «обильный» пирсинг, одежда используется разнообразная, часто это кофты-сетки , «иногда одежда выглядит как прикид таежного шамана»
Vampyre Goth
Готы, тяготеющие к вампирской эстетике, они считают себя вампирами. Часто наращивают или имплантируют себе длинные клыки, иногда пользуются зубными протезами с клыками, в одежде предпочитают романтический стиль.
Эмо. Выражение эмоций— главное правило для эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо — ранимый и депрессивный человек.
Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках.
Эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события. Эмо-культура начисто лишена агрессивности.
Стиль.
Традиционной причёской эмо считается косая чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» — «сердечки» по бокам.
Часто эмо прокалывают уши. На лице и иных частях тела может быть пирсинг.И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят. Ногти покрывают чёрным лаком.
Одежда.
Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие «шокирующе»-яркие сочетания считаются допустимыми.
Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца.
Рейв. Молодежные культуры начала 90-х гг. часто связывают с культурой "рейв". "Рейв" - это вечеринки, которые проходят в клубах или в любых других, самых неожиданных, но, как правило, заранее объявленных местах, куда съезжаются молодые люди. Постоянных посетителей "рейвов" называют рейверсы. В центре субкультуры «рейв» – танцы: довольно продолжительные (многочасовые), экстатичные, с хаотичными, движениям, которыми «рейверсы» словно заряжают друг друга. Достижение определенных психологических состояний – весьма определенная цель подобных танцевальных марафонов. Исследователи сопоставляют подобные танцы с массовыми ритуальными танцами традиционных народов. Влияние подобных танцев на психику очевидно, но плохо изучено. Достигнуть желанных состояний способствует употребление «рейверсами» различных наркотических смесей. Вновь напрашивается аналогия с ритуалами во время которых было принято использование одурманивающих веществ, которое контролировалось шаманом, жрецами. Самая известная смесь, ставшая чуть ли не синонимом "рейва", - это «экстази».
Стиль..Рейверсы восприняли многое от символики хиппи: длинные волосы, подчеркнуто простая одежда, сшитая из натуральных тканей и произведенная в странах третьего мира.
Рокеры появились в середине 60-х годов в Англии. Рокеры – выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих , без образования и довольно частенько из неполных и трудных семей. Одежды рокера – кожаная куртка, потрепанные джинсы, топорные огромные башмаки, долгие волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, обычно, украшена значками и надписями. Главной элемент субкультуры рокеров – мотоцикл, также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл – символ свободы, власти и устрашения, главной источник получения мощных ощущений. Значительное место в субкультуре рокеров занимает рок-музыка, прослушивание записей представляется одним из главных занятий рокеров.
Субъективный мир рокера – точный, в нем нет места сомнению, и чувствам вины, отвлеченные понятия и отвлеченные рассуждения не свойственны этому стилю, а межличностным контактам присущи прямота, открытость и простота. Одно из проявлений этого стиля – размашистое применение кличек вместо настоящих имен. Иное – известность физиологических возможностей общения, т. е. Разнообразные потасовки, толчки, удары, выпады захватнического типа. Это нужная составная часть стиля рокеров, позволяющая им высказывать и аргументировать собственную «мужественность».
Стиль.Одежды рокера – кожаная куртка, потрепанные джинсы, топорные огромные башмаки, долгие волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, обычно, украшена значками и надписями
Рэп является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом. Хип-хоп зародился в афроамериканской среде в конце 60-х годов в США. молодые выходцы из Ямайки организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов. До 1979 года рэп был неформальным движением, которое находилось вне интересов музыкальных медиа-корпорацийК середине 80-х годов рэп перестал быть музыкой сплошного веселья, дискотек и вечеринок. В нем все чаще появляется социально-агрессивные речитативы. Рэп стал служить средством самовыражения афроамериканцев, которым было много что рассказать о своем социальном статусе, политических правах и бытовом расизме. История современного российского репа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи.
Виды рэперов.
R`n`B
Представители данной группы, являются частью другой субкультуры, но на них оказала сильное влияние хип-хоп и они слушают «легкий вариант рэпа» — «нео-соул» (nu soul).
Представителей этой группы на данный момент большинство и они формируют общий образ субкультуры. Наиболее подвержены воздействию маркетинга и рекламы коммерческих компаний. В основном, барьером для вступления в их ряды служит уровень доходов, т.к. одежда и украшения, а так же посещение развлекательных учреждений требует больших расходов. В основной среде R&B-ишников присутствует «золотая молодежь» — дети обеспеченных родителей. Они очень подвержены веяньям моды и легко покидают данную субкультуру, переходя в другие. Слушают то, что модно на данный момент и их мало интересует история субкультура или биографии исполнителей.
Стиль.
R&B-ишники не носят «бейсболки», у них менее массивные украшения и не мешковатая одежда.Джинсы с заниженной талией, часто узкие и «дырами», ремни с большой пряжкой футболки и массивные очки, «боксерские» кеды или кроссовки.
Рэпер.
Большинство рэпперов носят джинсы-»трубы» и плотные рубашки или спортивные футболки (хоккей или баскетбол), куртка-аляска, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру.
Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость.
Шапочки, «бейсболки», повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки — все это обязательные «примочки» молодого рэпера.
Украшениям уделяется отдельное внимание. Это очень дорогие вещи, как правило, из золота с обилием камней.
В основном участниками данной группы являются школьники и студенты. Интересуются разными стилями рэпа и, как правило, знают историю своего стиля и биографии полюбившегося исполнителя. Могут формировать «фан-клубы».
Бэкпэкер.
У данной группы нет общих опознавательных знаков. Основа философии бэкпэкера — это принципиальное отсутствие какой либо привязки к местности и готовность к путешествию. Кроссовки, одежда цвета хаки, куртка с капюшоном и другая одежда — главное требование удобство для путешествий.
Очень активная, закрытая и наименьшая группа в субкультуре. Имеет свои ритуалы по принятию (например: наличие «неформальных поручителей» при приеме в свою среду) в ряды, требования к интеллектуальному уровню.
Причем «бэкпэкеры» стоят на стыке двух субкультур — музыкальной и туристической Часть из них увлекается рэпом и сильно влияет на сообщество рэпперов.
Бэггер.
В субкультуре хип-хопа есть группа людей, которые не слушают рэп, не танцуют брэйк и не рисуют граффити. Их интересует только стиль одежды рэперов. Их называют «бэггеры»
«Бэггер» предпочитает просторные спортивные штаны и аккуратно заправляет штанины в высокие кроссовки или вставляет на концах штанин резинки, а за его плечами всегда болтается капюшон «кенгурушки» (куртка с капюшоном). Одежда рядового «бэггера» — это мягкая широченная футболка с капюшоном и лёгкие просторные спортивные или камуфляжные штаны. В отличие от «рэперов», края штанин и рукава которых болтаются и пачкаются, у «бэггеров» штанины и рукава непременно заканчиваются резинкой или манжетой.
В среде бэггеров не принято употребление спиртного и курение.
Достаточно большая группа в субкультуре рэперов. Требований к вступлению в свою группу не выдвигают, в основном упор делается на общение и соблюдение требование своей моды.
Брейк-данс– это один из элементов молодёжной субкультуры хип-хоп. Брейк-данс – уличный танец - появился в 70-80 годах прошлого столетия, одновременно с зарождением хип-хопа в Америке. В конце 90-х годов брейк-данс дошёл и до России.
Какую одежду носят брейк – дансеры?
Это должна быть одежда, в которой удобно танцевать. Это могут быть широкие штаны и футболки, то есть одежда в спортивном стиле. А вообще, одежда брейк-дансеров зависит от формата выступления Особенность музыки breakdance — это частые миксы DJ, в одной композиции может звучать работа нескольких исполнителей. Темп — от 110 до 135 ударов в минуту.
Но все же направление музыки для этого танца не ограничено только выше перечисленными. Можно танцевать под любую музыку(часто это бывают ремиксы разных песен). На мировых батлах также прогрессируют такие жанры как European electronica и даже оперные композиции.
Ба́йкеры — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.
Стиль.
Стереотипный внешний вид байкера: банданаили черная вязаная шапочка, «косуха» или кожаная мотокуртка, кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носяточки, нередко игнорируют шлемы.
Мотоциклы.
Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Чаще всего они относятся к классучопперов (собранный вручную мотоцикл с использованием большого количества тюнинговых запчастей), сильно отличающийся от сошедшего с заводского конвейера и имеющий ярко выраженную индивидуальность.
Скинхеды– направление в западной, а затем и международной молодежной субкультуре, возникшее в 60-е годы ХХ века и существующее до сих пор. Первоначально скинхедами называли движение молодых людей, выходцев из рабочих кварталов, которые сами работали в доках или на заводах, а то и обивали пороги бирж труда Один из основополагающих свидетелей развития движения в 1980 годах стал Гевин Уотсон.
Новый бум скинхед-движения можно отметить и в новом веке. Была центром бума Германия. Как преступная организация скинхеды проявились, с приходом политической партии «Национальный фронт», которая несла признаки расизма. Именно в 70-е годы начинается положительный образ превращатся в преступную организацию.
Стиль.
Короткая прическа - длинные волосы рабочим носить небезопасно, может затянуть в станок, обязательные подтяжки и ботинки - как у английских докеров. Самая большая вольность, которую себе позволяли скинхеды – короткие юбки у своих подруг (скин-герлс), тоже просто и аккуратно одетых и коротко стриженных.
2.2 Исследование степени информированности современной молодёжи о молодёжной субкультуре.
Для выявления степени информированности современной молодёжи о молодёжной субкультуре нами была разработана анкета « Что я знаю о молодёжных неформальных объединениях?». Анкетирование проводилось среди учащихся 10- 11 классов. В анкетировании участвовало 32 человека.
Результаты исследований.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1.С каким из приведённых ниже характеристик молодёжной культуры вы согласны? Молодёжная культура-это . | а) поиск возбуждения, автономии и индивидуальности; б) стремление создавать новое, а не просто принимать имеющееся; в) особые одежда, музыка, досуг, которые поощряются коммерчески | 28% 45% 27% |
2) Какие виды неформальных групп вам известны? | а)эмо; б) готы; в)панки; г) скинхеды; д) хиппи; е) рэперы. | 92% 92% 76% 32% 12% 24% |
3) Как вы думаете, почему молодёжь объединяется в неформальные группы? | а) нечем заняться, скучно; б) объединяет общая философия, взгляды на жизнь; в) хотят выделиться из толпы; г) потеряли смысл в жизни; д) поиск острых ощущений; е) ненависть к обществу, протест. | 36% 28% 24% 24% 12% 12% |
4) Ваше отношение к молодёжным неформальным объединениям? | а) положительное; б) отрицательное; в) мне всё равно. | 21 % 54% 25% |
л
ВЫВОДЫ:
Данные проводимых исследований позволяют сделать вывод о том, что для многих молодых людей молодёжная субкультура - это стремление создавать новое, а не просто принимать имеющееся; наиболее известными являются неформальные группы – эмо, готы, панки.
Результаты анкетирования подтверждают выявленные психологами причины образования молодёжных субкультур: нечем заняться, скучно, объединяет общая философия, взгляды на жизнь, хотят выделиться из толпы, потеряли смысл в жизни.
Большинство молодых людей негативно относится к неформальным объединениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Молодежные субкультуры - это период подготовки молодых людей к миру вне семьи. Они играют столь важную роль в социализации молодых людей, потому что именно молодежные субкультуры создают набор ценностей, позиций и поведенческих норм, которые возвращают чувство власти, потерянное молодыми людьми в результате их маргинальной социо-экономической и культурной позиции в современном обществе.
Молодежная культура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствуют себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Молодежная субкультура обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.
.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение №1.
Вывод: данные проводимых исследований позволяют сделать вывод о том, что для многих молодых людей молодёжная субкультура - это стремление создавать новое, а не просто принимать имеющееся.
Приложение №2.
Вывод: наиболее известными являются неформальные группы – эмо, готы, панки.
Приложение №3
Вывод: причины образования молодёжных субкультур: нечем заняться, скучно, объединяет общая философия, взгляды на жизнь, хотят выделиться из толпы, потеряли смысл в жизни
Приложение №4
Вывод: большинство молодых людей негативно относится к неформальным объединениям.
Приложение №5
Приложение №6
Приложение№7
Приложение №8
Приложение №9.
Усатый нянь
Две лягушки
Пятёрки
Рисуем пшеничное поле гуашью
Акварельные гвоздики