Войди в природу другом. Мой друг - сосна обыкновенная.
Вложение | Размер |
---|---|
voydi_v_prirodu_drugom._moy_drug_-_sosna_obyknovennaya.docx | 794.64 КБ |
ГОРОДСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЕКЦИЯ
«Мой дом – Земля»
ТЕМА РАБОТЫ
«Войди в природу другом.
Мой друг – сосна обыкновенная»
г. Тула 2013 г.
Оглавление
Земля – наш общий дом
Сосна в творчестве художников и поэтов
В каждой веточке, в каждом листочке,
Даже в самой далёкой звезде,
В полевом неприглядном цветочке –
Всюду вижу я жизнь на Земле.
Эта жизнь в ярком солнечном свете,
В голубом говорливом ручье,
И на нашей счастливой Планете
Мы встречаем её везде.
Мы всё видим своими глазами,
Не прожить без природы никак!
И беречь её нужно нам с вами,
Никому нельзя разрушать!
Я хочу, чтобы воздух был чистым,
Голубою в реке вода,
Чтобы в мире всё было лучистым,
Чтобы солнце светило всегда!
Год назад, когда я была ученицей второго класса, меня пригласили в качестве зрителя на защиту проектов, подготовленных старшими ребятами нашей школы. С большим интересом я слушала выступления третьеклассников и четвероклассников, которые в увлекательной форме рассказывали о результатах своей исследовательской деятельности. В какой-то момент я поняла, что тоже хочу создать свой проект. Вот только тема… И тут пришла очередь выступать одной девочке, которая стала рассказывать об экологических катастрофах. Охрана окружающей среды, конечно, вот тема для моего будущего проекта!
В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. В своей жизни мы часто не замечаем, что чем-то вредим окружающей среде. Иногда мы это делаем просто машинально. Человек всегда должен отвечать за свои поступки!
Первое, что появилось на нашей планете – это растения. Без них не было бы ни жизни, ни людей. Так почему же люди так легкомысленно уничтожают их? Неужели они не понимают, что этим вредят не только планете, но и себе?! Нельзя забывать, что растения – это легкие нашей планеты, а без легких никто не может прожить. Именно они одаряют нас самым главным богатством – воздухом.
Прошлой весной мы с папой посадили во дворе нашего дома маленькие сосны. Они радуют глаз и поднимают мне и всем проходящим настроение. Летом же я решила побольше узнать об этом замечательном дереве. Я включилась в исследовательскую работу. Моими помощниками стали родители и мой учитель.
Цель работы: изучение сосны, выяснение пользы дерева для человека и составление рекомендаций: «Что я могу сделать для своего дерева? Что я могу сделать для всех деревьев?».
Задачи работы:
1. Наблюдать за деревом.
2. Изучить ствол, кору, крону, листья, плоды, семена дерева.
3. Узнать о том, какую пользу приносит дерево.
4. Познакомиться с художественными произведениями о дереве.
5. Подружиться с деревом, ухаживать за ним, составить рекомендации по сохранению деревьев.
Актуальность работы: деревья играют огромную роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, но большинство людей не обращают на них внимания. Люди забывают о том, что деревья – живые существа и могут нуждаться в нашей помощи.
Гипотеза: я предполагаю, что человек может дружить с деревом и помогать ему, когда это нужно. Если человек будет многое знать о дереве, о том, какую пользу оно приносит всему живому, то он сможет лучше заботиться о сохранении деревьев на нашей планете.
Сначала я решила узнать, какие сведения о сосне содержатся в ресурсах Интернета. Оказывается, полное название растения – сосна обыкновенная! Она широко встречается в зоне лесов Европы и Азии. Каково было мое удивление, когда я узнала, что Древнегреческая легенда утверждает, что растение получило свое название по имени нимфы Питис. Сильно любила Питис веселого и озорного бога Пана, покровителя рыбаков и охотников. И так же сильно ревновал ее Борей, бог холодного северного ветра. Из ревности он превратил нимфу в красивое вечнозеленое дерево, получившее название Pinus: это латинского название дерева. Новым для меня оказалось и то, что сосна - одно из древнейших лечебных растений. Ее хвою включали для приготовления компрессов и припарок 5000 лет тому назад. В Древнем Египте смола сосны входила в бальзамирующие составы. В Греции и Риме сосну использовали при лечении простудных заболеваний. На Руси было принято жевать смолу сосны для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта.
2.2. Изучение ствола и коры
Когда же я прочитала, что на севере нашей Тульской области по берегам реки Оки в Алексинском районе есть большие участки земли, на которых растут сосны, я попросила папу отвезти меня в эти места. И вот я в сосновом бору. Ещё дома мы с мамой составили план-вопросник наших наблюдений. Я выбрала одну сосну, подошла к ней и стала ее изучать. И вот какие выводы я сделала:
1. Какой высоты ствол? Высота моей сосны около 15 метров. Если есть хорошие условия (подходящая почва, много солнца и тепла, чистый воздух), сосны вырастают до 40 метров.
2. Где ствол шире, а где уже? Внизу ствол шире, а к верху сужается. Он прямой. В нижней части веток нет.
3. Какого цвета кора? Кора сосны в нижней части ствола красно-бурого цвета, а в верхней части красновато-жёлтая. После дождя кора темнеет, а в солнечный день она светлее.
4. Погладь кору. Какая она? Кора сосны шершавая, толстая, с глубокими трещинами. Там, где кора повреждена, выделяется смола. Поверхность коры шелушится. На ощупь кора тёплая, своё тепло она сохраняет даже зимой. Обнимешь дерево – как будто согреешься.
5. Понюхай кору. Что напоминает тебе запах коры? Кора пахнет смолой, орехом, немного ванилью, свежестью.
6. Есть ли в стволе дупла? Есть ли на коре трещины? Может ли там кто-нибудь жить? В стволе моей сосны нет дупла. Трещины на коре глубокие и мелкие. В них живут насекомые.
2.3. Изучение кроны, листьев, плодов и семян дерева
Дальше мои наблюдения были направлены на крону, листья и плоды растения. Вот что я для себя отметила и зарисовала. Дерево держит крону как причёску. Крона у дерева округлая, ажурная. Нижняя часть ствола лишена ветвей. Сосна очень светолюбивое дерево, поэтому её нижние ветки довольно рано отмирают.
Игловидные листья сосны называются хвоинками. Длина хвоинок 3-4 сантиметра, а расположены они по две и держатся на ветке 2-3 года.
Цветки сосны невзрачные.
Плоды – округлые серо-коричневые шишки. В них находятся семена. Они лежат попарно на верхней стороне чешуй открыто (голо), поэтому хвойные и называются голосемянными.
Само семя - как маленькое зёрнышко. У него есть тоненькое крылышко. Оказавшись в воздухе, семя начинает быстро вращаться, и ветер может унести его очень далеко.
2.4. Изучение хвои
Как только я вошла в сосновый лес, то сразу ощутила необычный запах. Мои родители подтвердили мои ощущения, что такой запах бывает только в хвойных лесах. Чем же обусловлен запах хвойного леса? На помощь мне снова пришёл Интернет. Оказывается, в хвое, коре и древесине сосны вырабатываются ароматические вещества – эфирные масла, часть которых, испаряясь, и образует этот запах.
Я решила убедиться опытным путем в наличии эфирного масла и смолы в хвое.
Способ определения запаха был следующий: 1) необходимо наполнить банку на четверть объёма хвоей, плотно закрыть крышкой, через несколько минут открыть и определить характер и интенсивность запаха; 2) с помощью родителей приготовить хвойный отвар: заполнить банку водой до половины, довести до кипения, дать настояться и ещё раз оценить запах.
Определение запаха хвои
Результат: запах естественный, ароматический, отчётливый; после кипячения запах сохраняется, но становится очень сильным.
Вывод: это запах эфирного масла, который усилился после кипячения.
Определение вкуса отвара
Результат: вкус отвара горький, маслянистый, смоляной.
Вывод: проделав этот опыт, я убедилась в том, что в хвое есть эфирное масло и смола.
2.5. Какую пользу приносит дерево
Работая с разными источниками информации, я узнала, какую же пользу приносит сосна.
Значит, и мои сосенки, которые мы посадили во дворе дома, тоже приносят пользу, очищая воздух от вредоносных бактерий! Значит, и моя семья внесла небольшой вклад в охрану окружающей среды! Но на этом мы не остановились. На своем дачном участке мы с папой посадили 35 туй и 10 ёлочек!
Как же я была рада, когда уже на заключительном этапе над этой работой я узнала, что в нашем городе руководством областного центра проводится «Зелёная акция» в рамках Года экологии. В Туле на пересечении улиц Первомайской и Фрунзе высадили сосны! В настоящее время ведутся подготовительные работы для высадки хвойных возле памятника Вересаеву. Накануне 100 молодых сосен были высажены и в Пролетарском районе. В каждом районе Тулы подготовлены площадки для высадки деревьев.
2.6. Рекомендации по сохранению деревьев
На уроках окружающего мира мы часто ведем разговор об экологии, об отношении человека ко всему живому. На одном из таких уроках мы с ребятами из моей группы составили следующие рекомендации по уходу и сохранению деревьев.
Рекомендации
Природа нуждается в нашей защите, в нашей помощи. Об этом сейчас думают многие люди. Почему же охрана природы стала такой важной и необходимой?
Люди загрязнили моря, реки, леса, воздух, гибнут растения и животные. Я читала, что у нас на Земле ежедневно исчезает по одному виду растений и животных. Это больше, чем появляется новых видов.
Нельзя ломать ветки деревьев, потому что деревья – наши друзья. Они выделяют кислород, которым мы дышим. Цветы радуют нас своим видом, птицы поют для нас, солнце светит тоже для нас. А если всего этого не будет? Что будет с нами?
Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Я считаю, что охрана природы – дело не только взрослых, но и школьников. Мы делаем кормушки и скворечники для птиц, ведем борьбу с мусором, оказываем помощь больным деревьям, сажаем цветы.
Я надеюсь, что все люди планеты одумаются и перестанут разрушать Землю, ведь она – наш общий дом.
В начале работы мною была выдвинута гипотеза: если человек будет многое знать о дереве, о том, какую пользу оно приносит всему живому, то он сможет лучше заботиться о сохранении деревьев на нашей планете.
Я считаю, что сведений, содержащихся в моей работе, достаточно для подтверждения выдвинутой гипотезы!
Приложение
Сосна в творчестве художников и поэтов
И. Шишкин. Вечер
И. Шишкин. Сосна на песке
И. Шишкин. Рожь
И. Шишкин. Утро в сосновом бору
Л.Татьяничева Июль в тайге
Полон ягоды подол
У лесной поляны.
Охраняют тиходол
Сосны-несмеяны.
У оленя на губах
Алый сок клубники,
И запутался в рогах
Колокольчик дикий.
Л.Преображенская Дятел
Дятел – красный колпачок
Опустился на сучок.
Как по лесенке высокой,
По стволу прошёлся боком.
Хоть у дятла крепок нос,
Но и он устал в мороз
По коре весь день долбить.
Где бы шишку раздобыть?
Осмотрелся. Вот она,
Спелых семечек полна.
До чего ж они вкусны!
Много шишек у сосны.
Значит, есть ему всегда
И зимой в лесу еда.
Расти бы сосенке…
Расти бы сосенке большой,
Качаться на ветру.
Не раз мы, верно, в выходной
Под этой самою сосной,
Вдыхая запах смоляной,
Сидели бы в бору.
Прошли бы годы.
И потом (всё в жизни может быть!)
Она желтеющим бревном
Легла бы в стену – в новый дом,
Чтоб долго-долго в доме том
Могли мы жить да жить.
Или в столярной мастерской
Столом могла бы стать,
Чтоб мог за ним сынишка мой,
Склонясь кудрявой головой,
Читать вечернею порой,
А я – стихи писать.
Иль даже попросту она
Студёною зимой,
Уже не сосенка, сосна,
Дыханьем солнечным полна,
В печи до пепла сожжена,
Согрела б нас собой.
А может быть…
Да что гадать!
Не быть, не быть тому.
Столом красивым ей не стать,
Прохожим веткой не махать
И нас зимой не согревать-
И всё лишь потому,
Что как-то в полдень голубой
Шагал через сосняк
Один парнишка озорной.
С малюткой встретившись сосной,
Её небрежною рукой
Сломал он. Просто так.
Сломал и бросил. Убежал,
Не думая о ней.
Нет, он не сосенку сломал,
А радость, красоту украл.
Он их и у себя украл,
И у своих друзей.
Когда от вздоха ветерка
Средь ёлочек-подруг
Качнётся сосенка слегка,
И к ней, бездумная пока,
Твоя потянется рука –
Остановись, мой друг!
Серебряное копытце
Девчата
Будьте как солнце!
Ласточка. Корейская народная сказка
Сказка "12 месяцев". История и современность