Введение.
Виртуальная коммуникация породила особый язык – язык виртуального общения. Этот особый язык стал постепенно перебираться в нашу повседневную жизнь. В настоящее время проблема чистоты современного русского языка актуальна, потому что речевая свобода, с одной стороны, - благо для языка, это способствует его развитию, вовлекаются в активную сферу пользования различные пласты: и разговорная речь, и просторечие, и жаргон, современный компьютерный сленг; с другой стороны, - дозировка «коверкания» речи зависит от внутренней культуры человека, получается некая искусственная смесь, которая и не воспринимается серьезно. Возможно, мы живем в эпоху языковой распущенности, и это является большой потерей для общества.
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_zashchity_issledovatelskoy_raboty_2.docx | 21.99 КБ |
zashchita_issledovatelskoy.pptx | 192.62 КБ |
nauchnaya_statya.docx | 60.18 КБ |
Тезисы защиты исследовательской работы
СЛАЙД 1.
Тема исследовательской работы – «Влияние социальных сетей на речь учащихся» Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь по электронной почте, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Над темой своей работы я задумалась давно, поскольку сама являюсь пользователем сети Интернет. Мне далеко не безразлична судьба русского языка, ведь культура общения на родном языке, как мне кажется, уходит на второй план.
СЛАЙД 2.
Актуальность проблемы: Использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся.
Цель: выявление факторов отрицательного влияния социальных сетей на речь.
СЛАЙД 3.
Задачи:
- определить наиболее популярные сети среди подростков;
- посетить различные Интернет – сайты, чаты, форумы, на которых часто общаются ученики школы;
- раскрыть отрицательные факторы влияния социальных сетей на речь учащихся;
- исследовать представления учащихся по поднятой проблеме и провести опрос среди подростков 12-14 лет
СЛАЙД 4.
Гипотеза: Использование особых языковых средств при общении в интернете негативно сказывается на речи учащихся, снижает культуру общения между подростками.
СЛАЙД 5.
В работе мы использовали следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы и Интернет – источников;
- практический анализ информации в социальных сетях;
- анкетирование, опрос.
СЛАЙД 6.
« Мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлить донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы»
Слова принадлежат Владимиру Ивановичу Далю, великому писателю, учёному, автору «Толкового живого великорусского языка».
К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. Стремительные негативные изменения, которые происходят в нём, заставляют многих учёных, исследователей всё чаще и чаще говорить о том, что он истощается, теряет свой блеск, глубину.
СЛАЙД 7.
Вот цифры и факты, которые подтверждают это мнение:
Первая часть нашей работы посвящена анализу анкет и опросов среди учащихся выбранных классов, который показал, что наиболее распространенной является В контакте.
СЛАЙД 9. Для чего же посещают социальные сети опрошенные нами ученики? Ответы были разными, но лидирующую позицию удерживает «общение с друзьями».
СЛАЙД 10. Количество времени, которое подросток проводит в интернет-сетях тоже весьма разное:
СЛАЙД 11. По результатам опроса также стало известно, что 16 % учащихся регулярно пользуются сокращениями и заменой слов, иногда- 78 %, и только 6% не используют вообще.
СЛАЙД 12-14. Во второй части работы мы рассмотрели влияние социальных сетей на речь учащихся через основные составляющие интернет – сленга.
В современном интернете понятие о смайлах изменилось. Раньше таковым термином называли графическое изображение, изображавшую какую-либо эмоцию.
СЛАЙД 15. Второй основной составляющий атрибут общения в социальных сетях - олбанский язык .
Основой олбанского языка является возведение ошибок в правило.
СЛАЙД 16. На самом деле от него прямо таки веет книжной ученостью. В качестве доказательства можно привести строго научную фонетическую транскрипцию начала повести Тургенева «Муму»
Видимо и сам Тургенев не подозревал, что олбанский язык представляет собой разновидность совершенно невинного языка, позволяющего хотя бы на время «учти из наскучившего царства «культуры» в мир бесконечно свободной «природы»»
СЛАЙД 17. Одна из основных проблем распространения Интернет – сленга коверканье слов - неизбежно снизит грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью «сетеяза» в любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Результаты опроса показали, что в общении Интернет – сленг используют 34 % учащихся нашей школы
СЛАЙД 18. В ходе исследовательской работы мы выяснили, что социальные сети отрицательно влияют на речь учащихся. Большинство опрошенных отметили то, что социальные сети либо вообще не влияют на их речь, либо положительно влияют, лишь 13% отметили негативное влияние социальных сетей.
Подростки начинают использовать сленг не только за компьютером, но и в повседневной жизни: в учебных тетрадях, в общении между собой, даже в разговоре с учителем. Язык засоряется множеством иностранных слов, употребляющихся без перевода. Большинство учеников вместо чтения постоянно общаются в Интернете. Работая над данной темой, мы пришли к выводу, что своим стилем общения подростки лишь показывают неуважение к родному языку, русский язык теряет все свое богатство, красоту и образность.
Мы считаем, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.
Слайд 1
Автор: Бакурова Азиза Азаматовна Россия, Тюменская область, Сладковский район, с. Усово МАОУ Сладковского района Усовская СОШ, 8 класс. Научный руководитель: Турова Светлана Ивановна учитель русского языка и литературы МАОУ Сладковского района Усовская СОШ Влияние социальных сетей на речь учащихсяСлайд 2
Актуальность проблемы : Использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся. Цель : выявление факторов отрицательного влияния социальных сетей на речь
Слайд 3
Задачи : - определить наиболее популярные сети среди подростков; - посетить различные Интернет – сайты, чаты, форумы, на которых часто общаются ученики школы; - раскрыть отрицательные факторы влияния социальных сетей на речь учащихся; - исследовать представления учащихся по поднятой проблеме и провести опрос среди подростков 12-14 лет
Слайд 4
Гипотеза: Использование особых языковых средств при общении в интернете негативно сказывается на речи учащихся, снижает культуру общения между подростками.
Слайд 5
Методы исследования: Теоретический анализ литературы и Интернет – источников; Практический анализ информации в социальных сетях; Анкетирование, опрос.
Слайд 6
« Мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлить донельзя, либо, образумясь , свернуть на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы» Даль Владимир Иванович
Слайд 7
К 1990 г. количество владеющих русским языком в мире достигало 350 млн. человек. В 2010 г. оно сократилось до 278 млн. человек.
Слайд 12
Смайл Смайлики широко используются в популярной культуре, само слово «смайлик» также часто применяется как общий термин для любого эмотикона (изображения эмоции не графикой, а знаками препинания).
Слайд 15
Олбанский язык Это , во-первых, правило: «пиши, как слышишь», во-вторых, написание в конце слов тех шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — « превед » вместо «привет» или « красавчег » вместо «красавчик»), и, в-третьих, использование буквосочетания « сч » на месте буквы «щ».
Слайд 16
« В адной из аддаленных улиц Масквы , ф серам доме з белыми калоннами , антресолью и пакривифшымся балконам жыла некагда барыня, вдава , акружонная многачисленнай дворней...» Тургенев, «Муму»
Слайд 19
Спасибо за внимание!
РАЙОННАЯ КонФЕРЕНЦИЯ «ШАГ В БУДУЩЕЕ – 2013». |
Влияние социальных сетей на речь учащихся |
С. Усово, 2013 г. |
Автор: Бакурова Азиза Азаматовна
Россия, Тюменская область, Сладковский район,
с. Усово
МАОУ Сладковского района Усовская СОШ, 8 класс.
Научный руководитель:
Турова Светлана Ивановна
учитель русского языка и литературы
МАОУ Сладковского района Усовская СОШ
Содержание
Введение ____________________________________________ с.2
Глава 1. Общение в социальных сетях – часть образа жизни современного подростка
Глава 2 Влияние социальных сетей на речь учащихся
2.1 Использование смайлов и графических знаков
2.2 Олбанский язык
2.3 Особенности интернет-сленга
Заключение_____________________________________ с.13
Список литературы_и интернет-источников__________________________________ _с.14
Приложения__________________________________________с.15
«ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ»
Бакурова Азиза Азаматовна
Россия, Тюменская область, Сладковский район, с. Усово,
МАОУ Сладковского района Усовская СОШ, 8 класс
Научная статья
Введение.
Виртуальная коммуникация породила особый язык – язык виртуального общения. Этот особый язык стал постепенно перебираться в нашу повседневную жизнь. В настоящее время проблема чистоты современного русского языка актуальна, потому что речевая свобода, с одной стороны, - благо для языка, это способствует его развитию, вовлекаются в активную сферу пользования различные пласты: и разговорная речь, и просторечие, и жаргон, современный компьютерный сленг; с другой стороны, - дозировка «коверкания» речи зависит от внутренней культуры человека, получается некая искусственная смесь, которая и не воспринимается серьезно. Возможно, мы живем в эпоху языковой распущенности, и это является большой потерей для общества.
В русскоязычном Интернете социальные сети появились сравнительно недавно, но сразу завоевали огромную популярность. Общаясь в социальных сетях мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.
Над темой своей работы я задумалась давно, поскольку сама являюсь пользователем сети Интернет. Мне далеко не безразлична судьба русского языка, ведь культура общения на родном языке, как мне кажется, уходит на второй план. Отчасти это связано с появлением новых технологий. Раньше люди вместо Интернета общались через письма, поэтому старшее поколение не так пострадало от этой проблемы. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить.
Актуальность проблемы: Использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся.
Объект исследования: речь школьников 6-8 классов.
Предмет исследования: говорящий online-субъект в пространстве социальных сетей.
Цель: выявление факторов отрицательного влияния социальных сетей на речь
Задачи:
- определить наиболее популярные сети среди подростков;
-посетить различные Интернет-сайты, чаты, форумы, блоги, на которых часто общаются ученики школы;
- раскрыть отрицательные факторы влияния социальных сетей на речь учащихся;
- исследовать представления учащихся по поднятой проблеме и провести опрос среди подростков 12-14 лет
Гипотеза: Использование особых языковых средств при общении в интернете негативно сказывается на речи учащихся, снижает культуру общения между подростками.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы и Интернет- источников;
- анкетирование, опрос.
« Мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлить донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы»,- эти слова принадлежат Владимиру Ивановичу Далю, великому писателю, учёному, автору «Толкового живого великорусского языка».
В школе мы изучаем русский язык с первого по одиннадцатый класс. Это один из богатых и удивительных языков мира.
К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. Стремительные негативные изменения, которые происходят в нём, заставляют многих учёных, исследователей всё чаще и чаще говорить о том, что он, теряет свой блеск, глубину.
По статистическим данным к 1990 г. количество владеющих русским языком в мире достигало 350 млн. человек. В 2010 г. оно сократилось до 278 млн. человек.
Глава 1. Общение в социальных сетях – часть образа жизни современного подростка
Проведённое анкетирование, показало, что чаще всего школьники посещают социальную сеть Вконтакте (58%), на втором месте – Одноклассники (35%), Мой Мир (7%) (Приложение 1).
Для регистрации в социальных сетях у каждого свои причины: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Посещают социальные сети чаще для того, чтобы пообщаться с друзьями (55%), для чтения новостей и прослушивания музыки (34%). 11% опрошенных используют доступные Интернет-ресурсы для поиска новых друзей (Приложение 2).
О количестве времени, которое подросток проводит в Интернете можно сказать следующее: «до 3 часов в день» 82% опрошенных, 15% проводят до 6 часов в сутки (Приложение 3).
Большинство учащихся, которых мы опросили, считают для себя времяпровождение в социальных сетях полезным, лишь менее 30% процентов заявило об обратном.
Самая главная проблема состоит в том, что многие подростки становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн - переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Такая зависимость весьма схожа с наркотической или алкогольной.
Таким образом, общение в социальных сетях является не просто времяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого втекает множество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на речь учащихся.
Глава 2 Влияние социальных сетей на речь учащихся
2.1 Использование смайлов и графических знаков
Более совершенным графическим средством отображения эмоционального настроя собеседника являются смайлики.
Смайлик – это пиктограмма, изображающая эмоцию. Половина опрошенных подростков используют смайлики постоянно, и только 28% - иногда, не используют 11% (Приложение 4). Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы пользователями социальных интернет сетей в разного рода «улыбочки» или сокращения. Такие как двукратное и многократное повторение скобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.
В переписках по электронной почте или ICQ, когда обмен сообщениями занимает секунды, общение посредством письменной речи происходит так, как если бы мы видели собеседника. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернет сленгом. Было бы странным думать, что выражать эмоции при помощи знаков стали только с появлением Интернета.
2.2 Олбанский язык
В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго.
Третий язык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно перестали быть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практически превратился в диалект, непонятный для непричастных. Ситуация стала меняться в самое последнее время, когда все больше и больше стал заявлять о своих правах так называемый «олбанский» язык получивший огромное распространение.
Основой «олбанского» языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколько технических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русского языка на «олбанский».
Это, во-первых, правило: «пиши, как слышишь» . Во-вторых, написание в конце слов тех шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»), и, в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ». На первый взгляд может показаться, что перед нами нечто необычное.
Начнем с того, что от него прямо-таки веет книжной ученостью. В качестве доказательства достаточно привести строго научную фонетическую транскрипцию начала повести Тургенева «Муму»: «В адной из аддаленных улиц Масквы, ф серам доме з белыми калоннами, антресолью и пакривифшымся балконам жыла некагда барыня, вдава, акружонная многачисленнай дворней...» Как видим, и Тургенев в какой-то степени «жжот», хоть и не подозревает об этом, «олбанский» язык представляет собой разновидность совершенно невинного языка, позволяющего хотя бы на время сбросить оковы ненавистной орфографической регламентации (уйти из наскучившего царства «культуры» в мир бесконечно свободной «природы»).
2.3 Особенности интернет-сленга
Одна из основных проблем распространения интернет–сленга коверканье слов- неизбежно снизит грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции в помощью «сетеяза» в любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Причина появления и распространения «сетеяза», с одной стороны – бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным, а с другой – новизна. «Каждое очередное употребление эту новизну, а значит, игру, остроумие и веселость стирает и превращает в банальность». Следовательно, перспектив дальнейшего развития у этого стиля мало Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь; другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими; и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются.
Как и в любом профессиональном “языке” в среде людей, так или иначе связанных с компьютерами, существуют и неофициальные обозначения тех или иных понятий, то, что можно назвать профессиональным “арго” (или жаргоном). Некоторые слова данной лексической системы заимствованы из жаргонов других профессиональных групп: например, "чайник" (неопытный программист) и "движок" (алгоритм - ядро компьютерной программы) взяты из жаргона автомобилистов, где они обозначают соответственно неопытного водителя и автомобильный двигатель. «Тачкой» в городском фольклоре называется автомобиль, а в компьютерный жаргон это слово перешло со значением "компьютер".
Один из распространённых способов, присущий всем жаргонизмам, стоящим рядом с определённой терминологией, — это трансформация какого-нибудь термина, как правило, труднопроизносимого или большого по объёму.
Сюда можно отнести:
сокращения (компьютер — комп, винчестер — винт, клавиатура — клава);
В результате профессионализация основами слов выступают профессиональные термины английского происхождения, которые уже имеют эквивалент в русском языке:
хард драйв, хард диск, хард, тяжелый драйв — hard drive (жёсткий диск, винчестер);
термины других профессиональных групп, к примеру, автомобилистов: чайник — начинающий пользователь, движок — ядро, «двигатель» программы. Второе значение термина движок это ещё и семантически эквивалентно английскому аналогу engine — двигатель). Иногда и сам компьютер называют машиной, хотя термин «машина» по отношению к компьютеру пришел из речи советских программистов, расшифровывающих аббревиатуру ЭВМ (электронно-вычислительная машина). Слово «глюк» и словообразовательный ряд от него, широко употребляющиеся в компьютерном жаргоне, получают здесь значение «непредвиденных ошибок в программе или некорректной работы оборудования». Например: «У меня принтер глючит».
Ещё один способ — метафоризация — широко используется почти во всех жаргонных системах. С его помощью были организованы такие слова, как: блин, болванка, матрица — компакт-диск, селёдка — пластиковая упаковка от записываемых дисков (обычно на 10-100 дисков), по аналогии с советской консервной банкой для сельди, крыса, животное, пацюк (укр.) —манипулятор мышь, реаниматор — специалист или набор специальных программ по «вызову из комы» компьютера, программное обеспечение которого серьёзно повреждено и который не в состоянии нормально функционировать. Также существуют глагольные метафоры: тормозить — крайне медленная работа программы или компьютера, сносить, убивать — удалять информацию с диска, резать — записывать информацию на оптический диск (в этом случае резак — записывающее устройство). Есть ряд синонимов, связанных с процессом нарушения нормальной работой компьютера, когда он не реагирует ни на какие команды, кроме кнопки reset (афоризм на семь бед один reset). В таком случае о компьютере говорят, что он повис, завис, встал, упал. Слово «упал» также относят к ОС (Операционной системе) или другому важному ПО (Программному обеспечению), в случае сбоя нормальной работы программы, вследствие чего необходимо её переустанавливать, либо в случае нарушения работы канала связи. Хотя слово «зависание» (произошло зависание, в случае зависания) сейчас уже можно исключить из жаргонизмов — оно официально употребляется как термин. Это не единственный пример наличия синонимов в лексике жаргона.
Способ метонимии (оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению) встречается в образовании жаргонизмов у слова «железо» — в значении «компьютер, физические составляющие компьютера», «кнопки» — в значении «клавиатура». Но есть примеры фразеологизмов, мотивация смысла в которых понятна чаще посвященному: «синий экран смерти» (Blue Screen of Death, текст сообщения о критической ошибке Windows на синем фоне), «комбинация из трех пальцев» (Ctrl-alt-delete — вызов диспетчера задач, в старых системах, доWindows 98, — перезагрузка системы), «топтать батоны» (работать на клавиатуре, button — кнопки).
В компьютерном сленге присутствуют слова, не имеющие семантической мотивировки. Они находятся в отношении частичной омонимии с некоторыми общенародными словами: лазарь —лазерный принтер; вакса — операционная система VAX; пентюх, пень — микропроцессор Pentium; квак, квака — игра Quake.
Многие слова компьютерного жаргона образуются по словообразовательным моделям, принятым в русском языке. Например, аффиксальным способом. Весьма распространённым является суффикс -к-:
игровой жаргон — леталка, стрелялка, ходилка, бродилка;
Утилиты — смотрелка, сжималка, чистилка, рисовалка.
Впоследствии слова могут вытесняться терминами. Напр., для игрового жаргона: симулятор, квест, 3D action (экшен).
В словах «сидюк», «резак» (компакт-диск или устройство чтения компакт дисков и записи информации), «писюк» (от PC — персональный компьютер) встречается суффикс -юк-, -ак-, характерный для просторечия.
С суффиксом -ов: (игровые) мочилово, стрелялово, ходилово.
С суффиксом -яш, -к: полезняшки (утилиты).
Молодежный сленг - одна из самых открытых и подвижных систем в современном русском языке: он постоянно пополняется не только за счет семантических переосмыслений исконно русских слов и иноязычных заимствований, но и за счет смелого и активного процесса словообразования.
Но не менее интересно выяснить причины использования сленга молодежью в социальных интернет-сетях.
Заключение.
В ходе исследовательской работы я выяснила, что социальные сети скорее отрицательно влияют на речь учащихся. Конечно же, в такой форме общения есть и положительные черты - но проводить время в интернете опасно не только для речи, но и для здоровья, и для психики тоже.
С появлением социальных сетей люди в целом вернулись на много лет назад – в то время когда человек не может нормально пообщаться с другими людьми, сделать что-то элементарное своими руками.
Мы считаем, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека. Если не исправить эту ситуацию сейчас, то деградация всей нации неизбежна.
Список литературы и сайтов
1. Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – Вып. 12. – С.24-30
2. Омельченко Е. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла. Журнал исследований социальной политики, Том 3. N 1. , С. 59-87
3. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2005. – С. 48 – 49.
4. Стратегия государственной молодёжной политики в РФ от от 18 декабря 2006 г. N 1760-р.
5. http://www.quans.ru/research/control/select-calc/;
6. http://medpnz.ru/page.php?al=kak_dolgo_prodlilsja_vsplesk_rozhdaemosti_v_penze.
7. ru.wikipedia.org
Рисуем подснежники гуашью
Паук
Спасибо тебе, дедушка!
Плавает ли канцелярская скрепка?
Простые летающие модели из бумаги