Материал о населении, его составе и традициях села Новоцарицыно
Вложение | Размер |
---|---|
naselenie_sela_novotsaritsyn.doc | 128 КБ |
3
Введение
Как рождается, живёт и умирает человек, известно. А народ? Если считать народами племена, которые объединяли людей с одинаковыми обычаями и языком, то они, видимо, существуют с каменного века. Постепенно из родственных племён стали складываться более крупные народы. Проблемы изучения народов, населяющих планету, их возникновения, формирования, быта, традиций, культуры стоят в ряду важнейших проблем истории и этнографии.
Народы живут сотни и тысячи лет. За это время меняется многое: одежда и жилища, пища и религия, даже характер народа, но предки продолжают жить в потомках, входящих уже в состав других, соседних или вновь сформировавшихся народов.
Для нашего села тема появления и формирования народов, населяющих его, была и остаётся актуальной, так как население села является многонациональным. Народы, отличающиеся своей культурой, заселяли село в разное время. Несмотря на это все народы живут вместе, взаимодействуют друг с другом, обмениваются хозяйственным и культурным опытом. Совместное проживание создаёт условия для формирования особой культуры села, совмещающих в себе черты народов, населяющих село.
Один из путей к пониманию природы этой культуры лежит через осмысление обычаев и традиций каждого народа в отдельности.
Изучая жизнь и быт русского народа, мы опирались на этнографические словари и атласы: Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянская одежда (Середина XIX – начало XX в.);
Историко-этнографический атлас. История русского народного жилища и костюма (Середина XIX – начало XX в.). Описание занятий, жилищ и первых поселений казахов Москаленского района мы нашли в книге
4
Поминовой Н.Г. «Москаленская земля. Страницы истории». В нашей работе мы в большей степени обращаемся к воспоминаниям и рассказам местных жителей и старожилов села.
В существующей этнографической литературе народы Сибири изучены достаточно широко, народы, населяющие село Новоцарицыно остаются неизученными. Поэтому предметом нашего исследования являются народы, живущие в селе Новоцарицыно. Цель – описать народы, их появление на территории села, культуру, быт, традиции и обычаи. Исходя из цели, ставим перед собой следующие задачи:
1. проанализировать национальный состав населения Новоцарицыно;
2. выяснить историю появления данных народов на территории села;
3. охарактеризовать традиционную культуру народов;
4. осмыслить взаимодействие разных народов и формирование особой культуры села Новоцарицыно.
Исследование строится на изучении народов, проживающих на территории села Новоцарицыно с конца XIX века до наших дней.
В своей работе мы использовали следующие типы и виды источников: письменные (хозяйственные записи), вещественные (предметы быта, одежда, жилища), языковые и обрядовые пережитки, источники личного происхождения (воспоминания старожилов, рассказы местных жителей).
В своей работе мы опирались на методы исследования: опрос, наблюдение, сравнительно-исторический метод, статистика.
Настоящая работа состоит из трёх основных частей (введения, основной части и заключения) и представляет собой попытку рассмотрения истории заселения территории села Новоцарицыно казахами, русскими, немцами и другими народами, формирование культуры этих народов – это и составляет содержание основной части данного исследования.
5
История села и формирование национального состава
Село Новоцарицыно с прилегающими к нему территориями, расположено на юге Москаленского района, в 30 километрах от рабочего посёлка Москаленки, недалеко от границы с Казахстаном. В состав Новоцарицынской сельской администрации входят следующие населённые пункты: аулы Дюсетай, Жанаул, Кзыл-агаш, Ромадан, Тумба, а также Татьяновка и Селивановка.
Площадь Новоцарицынского сельского поселения составляет 481970 кв/ км., что составляет 20,5 % от территории Москаленского муниципального района Омской области [I, 2, 6].
Официальной датой основания села считается 1906 год, но единичные самовольные поселения появились здесь раньше.
Название села, старожилы связывают с воцарением новой царицы. Возможны два варианта:
6
По данным сельскохозяйственной книги 2009 г. населения посёлка на 1 января 2009 года составляло 3044 человек, плотность населения - 5, 9 человек на квадратный километр [I, 2, 6] .
Национальный состав населения по переписи 2002 года выглядит так:
Казахи – 60 %;
Русские – 30 %;
Немцы – 5%;
Другие (татары, чеченцы, украинцы, белорусы, грузины) – 5 % [I, 2, 8].
Таким образом, история села Новоцарицыно насчитывает более ста лет.
Поселение занимает большую территорию, на которой проживает многонациональное население. Большинство населения села Новоцарицыно составляют казахи.
7
Казахское население
2.1. Заселение села казахами
На территории, где сейчас находятся сёла Новоцарицыно и Татьяновка, были пастбища, где казахи пасли свой скот. Старожилы помнят казахские названия этих мест: Новоцарицыно – Кундукуль, Татьяновка – Баймурза. Кундукуль в переводе означает «песчаное озеро», а Баймурза – «щедрый, богатый».
В 50-х годах XIX века возникают первые поселения казахов – аулы, до этого они вели кочевой образ жизни. «Первые жилища представляли собой норы, почти скрытые в земле» [II, 7, 17].
С началом переселения русских в начале XX века земли стали нарезаться переселенцам. Казахи вынуждены были сокращать пастбища и переходить к осёдлому образу жизни. Ломка традиционного образа жизни всегда сопровождается определёнными трудностями. Возможно, она была и была причиной голода в период с 1904 по 1909 годы среди казахов, память о котором сохранили старые люди [см. Приложение 1].
Таким образом, казахи являются первыми жителями, основателями села. Вероятно, поэтому численность казахского населения составляет большинство населения села Новоцарицыно.
8
2.2. Традиционная культура казахского народа
Казахи – кочевой народ. «Жили казахи зиму и лето в юртах, не делали запасов сена. Кочевали круглый год, меняя стоянки» [II, 7, 17]. У казахских родов были большие стада овец и лошадей, но главным считалось даже не количество скота, а его упитанность. А чтобы скот был сытый, приходилось кочевать с места на место в поисках пастбищ и воды для скота. Земледелием казахское население не занималось – кочевой образ жизни не позволял ухаживать за посевами [II, 7, 19]. При кочёвках удобными и практичными жилищами были юрты. Юрту можно было собрать и разобрать за два часа. Сначала ставили по кругу раздвижные деревянные решётки, к ним прикрепляли деревянную раму, затем из отдельных жердей выкладывали купол, не забыв при этом про верхнее отверстие: оно играло роль окна и дымохода одновременно. Летом юрту снаружи покрывали берестой, а зимой – войлоком. Если хорошо протопить очаг, который ставился в центре юрты, то в ней было очень тепло в любые морозы [см. Приложение 1].
Современные казахи юрты используют только во время народных гуляний. Проживая на одной территории с русскими, казахи позаимствовали у них не только осёдлый образ жизни, но и жилища, земледельческий опыт и язык. Современные казахи, как и русские, выращивают картофель, огурцы, помидоры, свеклу, морковь, лук, чеснок и другие овощи.
В казахской кухне можно выделить блюда «земледельческие» и блюда «скотоводческие». К первым относятся супы с кусочками теста, лепёшки, то есть то, что можно приготовить из зерна и муки. К таким блюдам можно отнести баурсаки и куордак. Ко вторым относится пища, которую готовят из мяса лошадей и овец и их молока – беш-бармак. Наиболее популярным блюдом среди современных казахов является беш-бармак, баурсаки. Излюбленным лакомством является кумыс (молоко лошади), айран
9
(молочное блюдо – кефир) и курт (переваренный творог). Совместное проживание с русскими приводит к тому, что народы взаимодействуют друг с другом. Участились случаи смешанных браков казахов и русских. Поэтому, накрывая праздничный стол, современные казахи наряду с национальными блюдами ставят и русские блюда: салаты, пельмени, манты и другие. Казахское население не употребляет в пищу мясо свиней и не разводят этих домашних животных в своём хозяйстве [см. Приложение 3].
В казахских семьях всегда было много детей. Среди Новоцарицынских казахов распространена старая пословица: «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». И современные казахские семьи чаще всего многодетны. Но само понятие «многодетная семья» сегодня имеет другой смысл: еще 10-20 лет назад многодетной считалась семья, в которой воспитывалось 5 – 12 детей, современная многодетная семья насчитывает 3 ребёнка.
В отличие от русских, казахи нашего села сумели сохранить национальную одежду. Старые люди используют элементы национальной одежды ежедневно (платки, тюбетейки, жилеты), молодые казахи носят национальную одежду по праздникам и на еженедельные пятничные молитвы. Женский национальный казахский костюм включает: шопан (верхняя одежда в виде плаща), яркий, цветастый платок, яркое, чаще всего красное платье, и камзол (жилет, одевающийся поверх платья), сапоги (кожаные или лайковые, поверх которых одеваются галоши – маши). Мужской костюм включает в себя вельветовые брюки и пиджак, кожаные сапоги и тюбетейку [см. Приложение 3].
В основе религиозных праздников казахов лежит лунный календарь. Наиболее значимыми религиозными праздниками мусульман являются: Ромадан и Курбан-байрам. Ромадан (Ураза) – предписанный Кораном месяц поста. В это время мусульмане полностью отказываются от еды на время от
10
рассвета до заката. Никаких удовольствий в течение дня. С наступлением темноты запреты снимаются, но верующим рекомендуется не предаваться излишествам. В дни Ромадана принято посещать мечеть и много молиться. Особенно тщательно эти обычаи соблюдают пожилые люди.
Окончание поста отмечается праздником Ураза-байрам. В этот день раздают неимущим милостыню, жертвуют на мечеть. Накануне этого праздника верующие стараются собрать вместе всех членов семьи и их не выпускать, так как считается, что в этот день посещают души умерших. Взрослые мужчины посещают кладбище, поминают умерших родственников.
В день Уразы-байрама время печали, в конце концов, уступает место времени радости. Из дома в дом ходят празднично одетые люди. А вечером приходит черёд обильной трапезе [II, 9, 544-546].
Не менее важным религиозным праздником считается Курбан-байрам – праздник жертвоприношения. В эти дни люди угощают друг друга мясом, принесённого в жертву животного. Во время Курбан-байрама в доме каждого мусульманина царит дух гостеприимства и щедрости. Любой человек, вошедший в дом, не будет выпущен без угощения.
Среди новоцарицынских казахов особенно популярен и любим праздник Навруз – символизирует начало нового сельскохозяйственного года, начало весны. Отмечается в день весеннего равноденствия. В этот день в селе устраиваются народные гулянья, конные гонки, шумная ярмарка. Казахи в национальных костюмах исполняют национальные песни и танцы, готовят национальные блюда.
Отмечают казахи и семейные праздники. Свадебные обряды проводятся отдельно для молодых и пожилых людей. Празднуются казахские юбилеи – 13, 15,17,25, 37, 50 лет. Отмечаются и такие события как поступление ребёнка в школу и окончание школы. Существуют и поминальные обряды, в которых участвуют только взрослые мужчины и пожилые женщины [см. Приложение 1].
11
Благодаря преемственности среди казахов, их самобытная культура сохраняется на протяжении столетия и передаётся из поколения в поколение. Вековое взаимодействие казахов и русских привело к тому, что казахи говорят на русском языке, ведут осёдлый образ жизни, занимаются земледелием, празднуют русские праздники. Всё это не мешает казахам сохранять и свою культуру. Они знают свой язык, хранят национальную одежду, готовят национальные блюда, соблюдают свои традиции.
12
Русское население
3.1. Заселение села русскими
Первыми русским поселением стала деревня Татьяновка. Здесь много лесов и плодородной земли, но не было пресной воды, в поисках которой люди и стали переселяться в район села Новоцарицыно.
Жителями первых русских поселений стали переселенцы из Полтавской, Харьковской, Могилевской, Гомельской губерний. Об этом говорят первоначальные названия улиц села Новоцарицыно: Полтавская, Харьковская, Донская. Кроме того, есть сведения, что Василий Сарлаев, отец которого Амвросий пришёл ходоком в Татьяновку, говорил по-польски [см. Приложение 2], что доказывает близость их прежнего места проживания к границе с Польшей. По рассказам, первым в эти места приехал Сарлаев Амвросий, который здесь зимовал. Затем приехали другие семьи: Зинченко, Чураковы, Витебские, Петровы, Долгопятовы [см. Приложение 2].
Малоземелье, нужда, голод заставляли крестьян густонаселённых районов ехать в поисках счастья в далёкую и неосвоенную Сибирь. Наиболее мощный поток переселенцев хлынул в Сибирь после строительства железной дороги. Так Анна Михайловна Сасько вспоминала, что её семья проживала в Могилевской губернии. Земли не хватало, отец ходил на заработки в город, но этого не хватало, чтобы прокормить многодетную семью. Тогда было решено уехать в Сибирь. В 1906 году семья приехала в село Новоцарицыно. Здесь получили землю в расчёте 15 гектаров на одну мужскую душу. Государство выделило пшеницу для посева и ссуду на лошадь. Потом расплачивались каждый год с государством в течение 10 – 20 лет. Максимальный размер ссуды составлял 118 рублей 29 копеек, минимальный – 51 рублей 28 копеек [см. Приложение 2].
13
Новички привозили с собой свою культуру, свои обычаи и традиции, умение вести хозяйство. И повсюду, где только селились русские люди, появлялись пашни, сенокосы, строились мельницы – развивалось земледелие.
Русское население появляется в селе Новоцарицыно в начале XX века, когда в поисках лучшей доли, люди переселялись в Сибирь. Русские теснили казахов, оказывали воздействие на их образ жизни, хозяйственную деятельность, жилища, пищу. Казахи также делились хозяйственным и культурным опытом с русскими.
14
3.2. Традиционная культура русского народа
Русское население, проживающее на территории села Новоцарицыно занимались и занимаются земледелием и животноводством, следовательно, производят зерно, молоко, овощи, мясо. Сельское хозяйство обеспечивало и обеспечивает пропитание, а также приносит дополнительные доходы семьям. В старину русские строили деревянные избы, современные жилища представляют собой одно и двухквартирные дома с печным отоплением.
Когда-то большое значение имело декоративное оформление дома – резьбой по дереву, узорными и вышитыми тканями, рушниками [II, 2, 143-145]. Сегодня в домах уже не встречаются такие украшения, хотя старожилы хранят в своих сундуках забытые кружева, ткани, скатерти и рушники.
Русская народная одежда (штаны и льняная рубаха, сарафан и сорочка, лапти) давно не носится. Современная одежда более удобна и практична. Востребованной остаётся лишь валяная обувь Валенки спасают от лютых сибирских морозов.
Основу традиционной русской пищи составляют злаки, из которых пекут хлеб. Хлебную основу составляют ритуальные и праздничные блюда (каравай, кулич, блины, кутья). Среди овощей главными являются капуста, картофель, огурцы, помидоры. Одно из самых любимых блюд – русские пельмени.
Религия русского народа – православие. С церковными праздниками связаны календарные обряды. Наиболее развиты обряды зимнего солнцестояния (Святки), приуроченные к Рождеству и Крещению и конца зимы (Масленица) [II, 2, 147-148].
Святки сопровождаются колядованием, гаданиями и ряженьем. На Масленицу устраиваются массовые народные гуляния – пекут блины, провожают зиму, сжигают чучело Зимы. В последнее время в нашем селе
15
праздник Масленицы утратил своё значение. Всё чаще он празднуется в кругу семьи. Это объясняется тем, что он совпадает с казахским национальным праздником начала нового сельскохозяйственного года (Наурыз). В селе отмечается именно этот праздник. Широко празднуются такие религиозные праздники как Рождество и Пасха. В эти дни готовится обрядовая пища (крашеные яйца, куличи, творожные пасхи), дети и взрослые ходят по домам односельчан с обрядовыми песнями и гостинцами.
Возродилась традиция на Крещение окунаться в прорубь, очищаясь от болезней и грехов. В канун Крещения люди стараются запастись водой, так как набранная в эту ночь вода считается святой.
Любимые светские праздники – Новый год и Старый Новый год. Существует обычай: в ночь на 13 января (канун Старого Нового года) ходить по домам односельчан и посевать любой крупой. Считается, что таким образом гости приносят счастье в дом. Этот русский обычай переняли казахи и немцы посёлка. Теперь всё население в этот вечер ходит друг к другу в гости и приносят друг другу счастье.
Русское население чтит память умерших родственников. Для этого у них есть особый день – «родительский день» (второй понедельник после Пасхи).
Существуют у русского населения и семейные обряды и традиции. К ним относятся крестины, именины, свадебные и поминальные обряды.
Русский народ издревле был хранителем народного искусства и ремесла. В нашем селе сохранились такие виды русского искусства и ремесла: деревянное ремесло (изготовление веников и дуг для упряжи лошадей), плетение кружев, вязание, резьба по дереву.
Таким образом, русский народ, переселившись в Новоцарицыно, привёз с собой свою самобытную культуру. Со временем многое забывалось,
16
появлялись новые традиции и обычаи – все эти процессы – результат взаимодействия живущих на одной территории народов.
17
Немецкое население
4.1. Заселение села немцами
Немецкое население в селе Новоцарицыно появилось в начале Великой Отечественной войны. До сих пор одну из окраин села называют Немецким краем, хотя немцев на том краю почти не осталось. Немецким называют и озеро, расположенное неподалёку.
Причиной переселения немцев в село стала насильственная депортация из Поволжья и Украины.
«Дома, в Саратове, остался только что выстроенный дом и хозяйство, - вспоминает репрессированная Шультайс Ирма Яковлевна, - собирались быстро, взяли с собой только необходимые вещи еду, остальное всё оставили» [см. Приложение 4]. В 1941 году ей было 13 лет. Вместе с матерью и сёстрами были высланы сначала на север (отец в это время находился в трудармии), а 1943 году были высланы в Сибирь. Так немецкая семья оказалась в селе Новоцарицыно. Здесь родились и выросли дети и внуки, здесь прошла вся трудовая жизнь.
Нелегко было устраиваться на новом месте. Первым делом пришлось учить русский язык, ведь в Саратове жили в немецком посёлке, где разговаривали только на немецком языке, в школе обучали детей на немецком. Ирма Яковлевна вспоминает, как русские ребятишки, встретив на улице, дразнили и смеялись над немецкой речью. Местное население относилось к немцам с опаской, презрительно [см. приложение 4].
Появление немецкого населения в селе было вызвано войной. Людей заставляли покидать обжитые места и уезжать в Сибирь. Немцы, также как и русские привезли свои язык, культуру, традиции и обычаи, которые со временем менялись. Изменения были обусловлены совместным проживанием немцев с казахами и русскими.
18
4. 2. Традиционная культура немецкого народа
Немцы селились компактно, изолированными группами. Старались не контактовать с местным населением. Переселенцы из Поволжья и Украины вспоминали, по сравнению с людьми тех областей, где они проживали ранее, сибиряки одевались и питались скудно. Село было убогим. Весной и летом дороги размывали дожди [см. Приложение 4].
Освоившись на новом месте, немцы работали, как и местные жители в колхозе, занимались сельским хозяйством.
Немецкая национальная одежда, как и у русских, вышла из обихода. Известно лишь, что немцы отличались и отличаются аккуратностью и практичностью, поэтому предпочитали удобную одежду, как правило, тёмных цветов. Обязательным атрибутом женщины-немки был фартук, причём фартуков у женщин было несколько – праздничные и будничные.
Немецкое население неприхотливо в еде, ели и едят всё, что есть.
Из мяса наиболее предпочтительны свиное и куриное. Сибирские немцы любят картофель. Наиболее распространёнными национальными блюдами являются: штрудели (жареный картофель с закатанным в рулет тестом), кранденпрай (тушёная с мясом капуста и картофельное пюре), катовельклис (кусочки теста с картофелем). Любимое лакомство местных немцев – насыпной пирог (кухо) [см. Приложение 4].
Являясь христианами, новоцарицынские немцы относятся к католической ветви христианской церкви. Календарные обряды и обычаи делятся на три цикла: зимний, весенний и летне-осенний. Основу же составляют церковные праздники, среди которых центральное место занимает Рождество. В это время у католиков ограничивается употребление в пищу мяса животных. Во время Рождества запрещался любой трудовой деятельности (кроме приготовления пищи и кормления скота), сегодня этот обычай забыт.
19
На Рождество ставили ёлку и украшали её, ёлка – символ вечной жизни. Считалось, что ёлка во дворе отгоняет несчастье. Среди немцев был распространён обычай, украшать ёлки прямо во дворе, эта традиция тоже утрачена. Накануне этого праздника все должны были вымыться в бане, после чего одевались в праздничную одежду – новую (праздничная одежда немцев отличалась дороговизной). Рождество – это семейный праздник, поэтому устраивались «святые» ужины при свечах в кругу близких людей, существовал обычай обмениваться подарками. Особое внимание уделялось рождественскому хлебу – он стряпался из самой лучшей муки.
Встреча Нового года во многом повторяла встречу Рождества. В новогоднюю ночь взрослые немцы ходили по улицам с мешком, в котором были сладости, лук и чеснок. Если навстречу попадались дети, то они должны были рассказать новогоднее стихотворение, за что получали сладости, если же встречался взрослый – его заставляли съесть лук или чеснок. Молодёжь тоже рядилась и с песнями и плясками ходила по домам с поздравлениями. Поздравляя, обсыпали хозяев зёрнами пшеницы и гороха. Считалось, что это будет способствовать хорошему урожаю [см. Приложение 4]. Эти обычаи и традиции давно не соблюдаются.
В новогоднюю ночь дети оставляют под ёлкой башмаки или чулки, в которых утром находят подарки.
Весенний праздник – Масленица (фастнахт – постная ночь) – ночь перед постом. С этого дня начинался пост перед Пасхой.
Но наиболее важный праздник – Пасха – самый главный церковный праздник.
Последнее воскресенье перед Пасхой – Пальмовое воскресенье – освящали вербу. Сегодня это воскресенье у немцев, как и у русских, называется вербным.
Огромное значение имели и имеют крашеные яйца и пасхальный заяц, который ночью приносит подарки. Отмечали немцы Сибири и 1 апреля –«День дураков» (априльнар) – все шутили и обманывали друг друга [см. Приложение 4].
20
Осенний праздник – праздник по случаю окончания уборки урожая и убоя скота (шлахфест), у этих праздников не было чётко фиксированной даты, она зависела от погодных условий.
Существуют у немцев и семейные праздники, например, свадьба. Свадебный обряд делился на три комплекса обычаев: досвадебные обряды и обычаи, свадьба и послесвадебные обряды. В отличие от русских, у немцев отсутствуют поминальные обряды [см. Приложение 4].
Проживая рядом с русскими, немцы утратили многие национальные обычаи и традиции, а также освоили ряд русских национальных традиций. Возможно, этот процесс объясняется резким сокращением в последние десятилетия численности немецкого населения. Причиной же сокращения численности немцев в селе является массовая эмиграция немцев в Германию.
21
Заключение
В ходе нашего исследования, было установлено, что село Новоцарицыно было основано около ста лет назад. Село занимает огромную территорию, на которой проживает многонациональное население. Мы выяснили, что большинство населения составляют казахи (60%), которые и являются первыми жителями и основателями посёлка. Русские и немцы появились на территории Новоцарицыно значительно позже. Вероятно, поэтому численность представителей этих народов меньше.
Казахское население появляется на территории села в конце XIX века. Казахская культура оказалась более выносливой и устойчивой, и практически не претерпела изменений, изменился лишь образ жизни хозяйство. Среди казахов существует преемственность, то есть свои обычаи, обряды и традиции они передают из поколения в поколение. Именно поэтому их древние традиции живы до сих пор.
Русское население появляется в селе в начале XX века, когда в поисках плодородных земель и лучшей жизни люди переселялись в Сибирь. Русский народ привёз с собой свой язык, свою культуру, и со временем местное казахское население перенимает элементы русской культуры: язык, земледелие, жилище.
Появление немецкого населения было вызвано войной, таким образом, немцы заселили территорию села во второй половине XX века. Так же как и русские, немцы привезли в Сибирь свой язык и свою культуру, которые со временем менялись под воздействием совместного проживания немцев с русскими и казахами. Немцы утратили много своих традиций и обычаев, но и усвоили ряд русских национальных традиций. В последние несколько лет немецкое население активно переселяется в Германию, возможно, это и является причиной того, что немецкая культура изменчива и непостоянна.
22
Таким образом, анализ процесса заселения села представителями разных народов, и характеристика их культур позволяют говорить о формировании особой, самобытной культуры села Новоцарицыно. Эта культура сочетает в себе черты трёх основных народов, населяющих село.
Представители разных народов дружат, соседствуют, ходят друг к другу в гости, вместе растят детей, вместе работают. Так, например, казахи свободно общаются на русском языке, готовят русские блюда, празднуют русские праздники, но при этом свято хранят и соблюдают свои национальные традиции. Казахи с удовольствием празднуют вместе с русскими Старый Новый год и Масленицу, а русские охотно принимают участие в народных гуляньях на Навруз. Культура немцев и русских села приобрела некоторые сходства. Частым явлением в селе являются смешанные браки казахов и русских, русских и немцев, казахов и немцев. В народе сложилась поговорка: «Казахи обрусели, русские оказахели».
Представители других народностей (татары, чеченцы, украинцы, белорусы, грузин) нашего села составляют единицы населения. Люди этих национальностей перенимают культуру русских, казахов и немцев, так как они проживают в смешанных браках (русский – украинка, немка-белорус, татарка- казах, чеченец - казашка).
23
Список использованных источников и литературы
Байбекова Т.Т. Новоцарицыно, 2008. беседа.
Сасько А.М Новоцарицыно, 1995. рукопись.
Шакпутовой К. Новоцарицыно, 2008. беседа.
Шультайс И.Я. Новоцарицыно, 2008. беседа.
2. Сельскохозяйственная книга Новоцарицынского сельского
поселения.
24
2
Оглавление
2. Казахское население 7
2.1 Заселение села казахами 7
2.2 Традиционная культура казахского народа 8
3. Русское население 12
3.1. Заселение села русскими 12
3.2. Традиционная культура русского народа 14
4. Немецкое население 17
4.1. Заселение села немцами 17
4.2. Традиционная культура немецкого народа 18
III. Заключение 21
IV. Список используемых источников и литературы 23
V. Приложение 25
25
Приложение
а) Воспоминания Байбекова Турлумбека Турлумбековича
Байбеков Т.Т. 1938 года рождения. Пенсионер. 4о лет проработал в Новоцарицынской средней школы учителем химии. В настоящее время является муллой новоцарицынских мусульман. Отей Турлумбека Турлумбековича являлся одним из первых поселенцев конца XIX – начала XX века. Турлумбек Турлумбекович был опрошен нами с целью установления истории заселения казахами села и характеристики казахской культуры.
Мой отец часто вспоминал о том, как на территории нынешнего села появились первые русские люди. Их было всего несколько семей. Поселившись на новом месте, они стали строить дома, разводить хозяйство. Со временем к первым поселенцам стали приезжать родственники. Так появилось небольшое поселение. Государство выделяло русским наделы земли для земледелия, а казахские пастбища стали сокращаться. Отец помнил события 1904 – 1909 годов, когда местное население переживало голод (Пастбища сократились, это привело к сокращению численности скота).
Вспоминал мой отец и то, что он родился и вырос в юрте. Юрта была очень удобным жилищем казахов. Юрту можно было собрать и разобрать за два часа. Сначала ставили по кругу раздвижные деревянные решётки, к ним прикрепляли деревянную раму, затем из отдельных жердей выкладывали купол, не забыв при этом про верхнее отверстие: оно играло роль окна и дымохода одновременно. Летом юрту снаружи покрывали берестой, а зимой – войлоком. Если хорошо протопить очаг, который ставился в центре юрты, то в ней было очень тепло в любые морозы.
26
Сегодня, являясь муллой, я стараюсь сохранить и передать своим детям и внукам обычаи и традиции своего народа. Среди них есть традиции, связанные с семейными праздниками. Свадебные обряды проводятся отдельно для молодых и пожилых людей. Празднуются казахские юбилеи – 13, 15,17,25, 37, 50 лет. Отмечаются и такие события как поступление ребёнка в школу и окончание школы. Существуют и поминальные обряды, в которых участвуют только взрослые мужчины и пожилые женщины.
Данные воспоминания позволяют нам установить, когда и как появились казахи и первые русские, получить представление о хозяйственной культуре казахов.
27
б) Воспоминания Сасько Анны Михайловны
Сасько Анна Михайловна 1902 года рождения. В настоящее время нет в живых. Её воспоминания хранятся в Музее Новоцарицынской средней школы. Родители Анны Михайловны были переселенцами из Могилевской губернии. В селе Новоцарицыно прошло детство Анны Михайловны, здесь она выросла и проработала всю жизнь дояркой.
Мои родители – одни из первых переселенцев села Новоцарицыно. Мне было 4 года, когда моя семья переехала в Сибирь. Мы жили в Могилевской губернии, но земли не хватало, отец ходил на заработки в город, но этого не хватало, чтобы прокормить многодетную семью. Тогда было решено уехать в Сибирь. В 1906 году семья приехала в село Новоцарицыно. Здесь получили от государства землю в расчёте 15 гектаров на одну мужскую душу. Государство выделило пшеницу для посева и ссуду на лошадь. Потом расплачивались каждый год с государством в течение 10 – 20 лет. Максимальный размер ссуды составлял 118 рублей 29 копеек, минимальный – 51 рублей 28 копеек.
Кроме моих родителей в 1906 году в село приехали семьи Зинченко, Чураковы, Витебские, Петровы, Долгопятовы. Но первым поселенцем стал Амвросий Сарлаев, он зимовал в деревне Татьяновка в 1905 году.
23. 12. 1995.
Записывала Штанг. Э. В.
Данные воспоминания дают возможность выяснить, когда, как и откуда появилось в селе русское население.
28
в) Воспоминания Шакпутовой Сандугаш Хаиржановны
Шакпутова Сандугаш Хаиржановна. 1968 года рождения. Работает психологом в Новоцарицынской школе. Является внучкой мусульманского муллы. Была опрошена нами с целью выяснить основные обычаи и традиции казахского населения.
Современные казахи, как и русские, выращивают картофель, огурцы, помидоры, свеклу, морковь, лук, чеснок и другие овощи.
В казахской кухне можно выделить блюда «земледельческие» и блюда «скотоводческие». К первым относятся супы с кусочками теста, лепёшки, то есть то, что можно приготовить из зерна и муки. К таким блюдам можно отнести баурсаки и куордак. Ко вторым относится пища, которую готовят из мяса лошадей и овец и их молока – беш-бармак. Наиболее популярным блюдом среди современных казахов является беш-бармак, баурсаки. Излюбленным лакомством является кумыс (молоко лошади), айран (молочное блюдо – кефир) и курт (переваренный творог). Накрывая праздничный стол, современные казахи наряду с национальными блюдами ставят и русские блюда: салаты, пельмени, манты и другие. Казахское население не употребляет в пищу мясо свиней и не разводят этих домашних животных в своём хозяйстве.
В казахских семьях всегда было много детей. Среди Новоцарицынских казахов распространена старая пословица: «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». И современные казахские семьи чаще всего многодетны. Старые люди используют элементы национальной одежды ежедневно (платки, тюбетейки, жилеты), молодые казахи носят национальную одежду по праздникам и на еженедельные пятничные молитвы. Женский
29
национальный казахский костюм включает: шопан (верхняя одежда в виде плаща), яркий, цветастый платок, яркое, чаще всего красное платье, и камзол (жилет, одевающийся поверх платья), сапоги (кожаные или лайковые, поверх которых одеваются галоши – маши). Мужской костюм включает в себя вельветовые брюки и пиджак, кожаные сапоги и тюбетейку.
Данные сведения позволяют установить традиционную культуру казахского населения.
30
г) Воспоминания Шультайс Ирмы Яковлевны
Шультайс Ирма Яковлевна. 1928 года рождения. В 1943 году её семья была выслана в Сибирь. В настоящее время пенсионер, репрессированная.
Нами была опрошена с целью: охарактеризовать появление немцев села и их культуру.
Мне было 13 лет, когда началась война. Мы жили в то время в Саратове в немецком посёлке. Я ходила там в школу. В нашей семье было четверо сестёр. И вот приказ правительства: немцы должны быть выселены из центральной части России. Дома, в Саратове, только что выстроенный дом и хозяйство. Нас с сёстрами и матерью выселили в Сибирь, а отца забрали в трудармию. Так в 1943 году мы попали в село Новоцарицыно. Здесь родились и выросли мои дети и внуки, здесь прошла трудовая жизнь. Работала я дояркой.
Нелегко было устраиваться на новом месте. Первым делом пришлось учить русский язык, разговаривали мы только на немецком языке. Русские ребятишки, встретив нас на улице, дразнили и смеялись над нашей речью. Местное население относилось к нам с опаской, презрительно.
Село было убогим. Местные жители одевались и питались скудно. Отсутствовали дороги. Немецкая национальная одежда вышла из обихода. Одежду была, как правило, тёмных цветов. Обязательным атрибутом женщины-немки был фартук, причём фартуков у женщин было несколько – праздничные и будничные.
Немецкое население неприхотливо в еде, ели и едят всё, что есть.
Из мяса наиболее предпочтительны свиное и куриное. Сибирские немцы любят картофель. Наиболее распространёнными национальными блюдами
31
являются: штрудели (жареный картофель с закатанным в рулет тестом), кранденпрай (тушёная с мясом капуста и картофельное пюре), катовельклис (кусочки теста с картофелем). Любимое лакомство местных немцев – насыпной пирог (кухо).
Один из любимых праздников – Рождество. Во время Рождества запрещался любой трудовой деятельности (кроме приготовления пищи и кормления скота). Рождество – это семейный праздник, поэтому устраивались «святые» ужины при свечах в кругу близких людей, существовал обычай обмениваться подарками. Особое внимание уделялось рождественскому хлебу – он стряпался из самой лучшей муки.
Встреча Нового года во многом повторяла встречу Рождества. В новогоднюю ночь взрослые немцы ходили по улицам с мешком, в котором были сладости, лук и чеснок. Если навстречу попадались дети, то они должны были рассказать новогоднее стихотворение, за что получали сладости, если же встречался взрослый – его заставляли съесть лук или чеснок. Молодёжь тоже рядилась и с песнями и плясками ходила по домам с поздравлениями. Поздравляя, обсыпали хозяев зёрнами пшеницы и гороха. Считалось, что это будет способствовать хорошему урожаю.
Весенний праздник – Масленица (фастнахт – постная ночь) – ночь перед постом. С этого дня начинался пост перед Пасхой.
Но наиболее важный праздник – Пасха – самый главный церковный праздник.
Последнее воскресенье перед Пасхой – Пальмовое воскресенье – освящали вербу. Огромное значение имели и имеют крашеные яйца и пасхальный заяц, который ночью приносит подарки. Отмечали немцы Сибири и 1 апреля –«День дураков» (априльнар) – все шутили и обманывали друг друга.
32
Осенний праздник – праздник по случаю окончания уборки урожая и убоя скота (шлахфест), у этих праздников не было чётко фиксированной даты, она зависела от погодных условий.
Существуют у немцев и семейные праздники, например, свадьба. Свадебный обряд делится на три комплекса обычаев: досвадебные обряды и обычаи, свадьба и послесвадебные обряды. Немцы не поминают своих умерших родственников.
Воспоминания Ирмы Яковлевны - подробное описание событий, связанных с депортацией немецкого народа в Сибирь. Содержат характеристику немецкой культуры.
Сказка "12 месяцев". История и современность
Голубая лягушка
Пейзаж
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Ворона