Интересные факты из жизни Сергея Павловича королева.
Вложение | Размер |
---|---|
sergey_pavlovich_korolev_rodilsya_30_dekabrya_1906_g.doc | 86 КБ |
Освоение космоса.
№ п/п | Ф.И.О. | Название работы | Раздел | Руководитель проекта (Ф.И.О. полностью) |
1 | Ковтун Анастасия Алексеевна | Сергей Павлович Королев. Страницы жизни. | Реактивное движение | Учитель физики и математики Ковтун Галина Викторовна. |
.
Основополагающий вопрос
Как деятельность Сергея Павловича Королева способствовала развитию космонавтики в СССР?
Цель работы:
- показать, что С.П. Королев был основоположником ракетно-космической техники, которая превратила нашу страну в космическую державу
Задачи :
- изучить этапы становления С.П. Королева как выдающего конструктора и ученого в области космонавтики
- проследить личностные черты характера С.П.Королева в процессе жизнедеятельности
- раскрыть значение освоения космоса не только для нашей страны, но и для всего мира в целом.
Сергей Павлович Королев родился 30 декабря 1906 г. в городе Житомире. Отец, Сергея Павловича Королева, Павел Яковлевич Королев работал учителем словесности житомирской гимназии. Когда Сереже было 5 лет, родители разошлись. По решению матери маленького Сережу отправили в Нежин к бабушке и дедушке по материной линии.
В 1917 году мать Сережи и ее новый муж, молодой инженер Григорий Михайлович Баланин, переехали в Одессу и взяли с собой Сережу. В стране наступили трудные революционные годы, голод, разруха, бесконечная смена власти. Только в феврале 1920 года жизнь стала налаживаться. Обучаясь в гимназии Сергей отличался от одноклассников исключительными способностями и неукротимой тягой к авиационной технике, находил время для занятий во многих кружках. После закрытия гимназии Сергей получал образование дома, так как отчим помимо педагогического образования имел еще и техническое.
Зная о склонности пасынка, отчим Григорий Михайлович записал Сергея в модельный кружок портового клуба. Мальчик занимался с огромным удовольствием, любил читать статьи об авиации, авиамоделированию, конструированию. В 1922 году в Одессе открылась стройпрофшкола, в которой преподавали самые лучшие педагоги, Сергей поступил в эту школу в возрасте 15 лет. Прекрасная память позволяла мальчику хорошо учиться, запоминать наизусть множество интересных книг. Обучаясь в школе, Сергей познакомился с летчиками из гидроавиационного отряда, под руководством старших Королев С.П. изучал строение моторов, помогал конструкторам выполнять макеты самолетов. В школьной мастерской, часами напролет работал за станком, вытачивал детали сложной конфигурации. Столярная работа очень пригодилась Сергею, когда он начал работать над моделированием самолетов. Занятия в школе требовали от Сергея особой организованности, он умело распределял время между математической, астрономической, гимнастической и боксерской секциями спортклуба «Сокол», а также музыкальными и литературными вечерами.
В 1923 году было образовано общество друзей Воздушного флота. Сергей сразу стал членом этого клуба. За время, проведенное в клубе, С.П.Королев получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Однако его особенно увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения.
В августе 1924 года Сергей Королев поступил учиться в Киевский политехнический институт на механический факультет по профилю авиационной техники. Одновременно обучение в институте приходилось совмещать с работой разносчиком газет, столярщиком, кровельщиком, чтобы прокормить себя. Сергей прекрасно учился, все преподаватели отмечали у него огромную трудоспособность, интерес не только к техническим, но и к другим дисциплинам. За два года обучения Королев С.П. освоил инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом.
Осенью 1926г. Сергей Королев переводится из Киевского политехнического института в Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. Сергей Королев учился со свойственным ему трудолюбием, подолгу сидел над техническими книгами в библиотеке. Особой популярностью в училище пользовались лекции тридцатипятилетнего авиационного конструктора Туполева, который читал студентам механического отдела курс по самолетостроению. Туполев заметил выдающиеся способности Сергея Королева, и в дальнейшем считал его одним из лучших своих учеников.
Будучи студентом, Сергей Королев очень интересовался работами К.Э. Циолковского. Его удивляла и поражала уверенность, с которой К.Э.Циолковский утверждал возможности вселенной, ее освоения для пользы человека. Встреча с Константином Циолковским сыграла решающую роль по определению жизненного пути Сергея Королева. Всем смыслом его жизни стало одно – строить самолеты и пробиться к звездам.
Производственную практику студент выпускного курса МВТУ Королев, проходил в ЦАГИ, в КБ А. Н.Туполева. Одновременно готовил дипломный проект, решив сконструировать легкий двуместный самолет. В сентябре 1929 года студент Королев успешно защитил свой проект.
В марте 1930 года инженер-аэромеханик Королев становится сотрудником крупнейшего в стране Центрального конструкторского центра, руководителем которого являлся Д.П. Григорович. Первым осуществленным проектом Сергея Королева стал одноместный самолет, но перед испытательными полетами Сергея Павловича свалил тиф, он был настолько тяжело болен, что две недели находился на грани жизни и смерти. Сильный иммунитет победил страшную болезнь. Организм Сергея Королева настолько ослаб, что ему на несколько месяцев пришлось оставить работу. Сергей Королев сидел дома, и подолгу зачитывался книгами К.Э.Циолковского, по несколько раз перечитывая заинтересовавшие его места, делал пометки. Идеи высказанные К.Э.Циолковским, С.П.Королеву очень нравились, что-то хотелось додумать, что то попробовать.
Так в сознании Королева накрепко слились два слова ракета и планер в одно слово ракетоплан. Однажды на улице случайно Королев познакомился с человеком, с которым давно искал встречи. Это был Фридрих Артурович Цандер конструктор ракетных двигателей, последователь К.Э. Циолковского. Цандер уже был наслышан о С.П.Королеве.
В марте 1931 года Сергей Павлович Королев окончательно оправился от болезни и возвратился в ЦАГИ. В 1931 году он женился на Ксении Винцентини, которую он давно и нежно любил.
Судьба казалось бы снова стала благоприятна к Сергею Королеву. Любимая жена, мать, отчим, бабушка все рядом. Хорошо, и на работе и в ЦАГИ все движется вперед. Рабочий день начинался в 7 утра и заканчивался около полуночи. Первая половина дня уходила на работу в КБ А.Н.Туполева, потом ГИРД. Выступая в печати, читая на предприятиях лекции, гирдовцы привлекали в свой круг сторонников идей К.Э. Циолковского.
На одной из первых встреч гирдовцев С.П. Королев предложил построить реактивный планер прообраз будущего самолета ракетоплана, С.П. Королев вновь блеснул своей напористостью, умением организовать дело. На аэродроме осовиахима С.П. Королев и Ф.А. Цандер встретились с Б.И. Черановским, самым тщательным образом осмотрев БИЧ-5 наблюдали, за его полетом. Королев уговорил конструктора ознакомиться с реактивным двигателем ОР-1. Позднее вся ответственность за выполнение работ по двигателю и ракетоплану легла на С.П.Королева.
В феврале 1932 году самим С.П.Королевым было произведено испытание автопилота в полете. День за днем коллектив ГИДР вел эксклюзивные исследования, расширял тематику исследований, устанавливал деловые связи с научными учреждениями. У С.П. Королева проявился неожиданный талант организатора. Появился единый план творческой жизни на котором, оказались взаимосвязаны все службы. Делопроизводство с папками входящими и исходящими документами распоряжения, выдаваемые под расписку вход по пропускам все утверждало соответствующий строгий порядок, внушало каждому что он работник важного для страны научного учреждения.
ГИДР стал школой для многих будущих конструкторов, и, прежде всего для самого Сергея Павловича Королева. 17 августа был произведен в Нахабино первый запуск ракеты ГИРД-09.Сергей Павлович продиктовал сообщение: «Старт состоялся на станции № 17 полигона Нахабино 17 августа в 19 часов 00 минут. Вес объекта 18 килограммов. Вес топлива твердый бензин 1 киллограмм, давление в кислородном баке 13,5 атмосферы. Продолжительность полета от момента запуска до момента падения 18 секунд, вертикальный подъем на глаз примерно 400 метров.»
В сентябре 1933 года ГИРД и Газодинамическая лаборатория в Ленинграде были объединены в Реактивный научно – исследовательский институт. Начальником института назначили И.Т. Клементьева, а заместителем по научной части Сергея Павловича Королева. С.П. Королев был горд и счастлив. Основная задача института была доказать на практике возможность осуществления принципа движения исходя из состоянии науки и техники, осуществление задачи было выполнено на высоком уровне и в удивительно короткие сроки.
В марте 1934 года в Ленинграде проходила первая Всесоюзная конференция по изучению стратосферы. С.П. Королев читал доклад о полете человека в стратосферу на ракетоплане, показал, что для такого полета лучше использовать жидкое топливо, так как оно лучше твердого дает возможность управлять двигателем. Он рассказал, каким ему видится первый реактивный корабль. По расчетам, пилотская кабина должна быть герметичной, весом не менее 2 тысяч килограммов, иметь жизненный запас для человека и вместимостью от одного до двух человек.
В декабре 1934 года в военном издательстве вышла книга С.П.Королева «Ракетный полет в стратосфере.» В 1936 году в РНИИ создается новый крупный отдел летательных аппаратов. Главным конструктором был назначен Сергей Павлович, получивший таким образом возможность вести работу по целому семейству автоматически управляемых пилотируемых ракетных летательных аппаратов. Развитию и становлению оборонного комплекса страны С.П. Королев уделял львиную долю своего времени.
Всему задуманному не суждено было свершиться. Осенью 1937года волна репрессий захлестнувшая, страну достигла и ракетного института. После того как военные заговорщики К.Н.Тухачевский и другие были расстреляны, началась чистка ближайшего их окружения. 28 июня 1937 года бюро октябрьского райкома, куда входила парторганизация института, в своем постановлении о неблагонадежных в классовом и политическом отношении назвала С.П. Королева врагом народа.
С.П. Королева понизили в должности, не уменьшив объем работы. Стали приостанавливать проводимые Сергеем Павловичем работы. В 1938 году Королева арестовали. На следствии С.П.Королева обвинили в том, что он якобы член троцкистской контрреволюционной группы и занимался вредительством в области военной техники, что все ранее арестованные дали против него показания.
27 сентября 1938 года правосудие сказало свое слово: десять лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. Местом его заключения была Колыма. Началась каторга вместе с остальными заключенными. С.П. Королев трудился с утра до ночи, добывая золотоносный песок. С.П.Королев писал письма в Москву, просил, чтобы пересмотрели его дело. За облегчение его участи боролись депутаты СССР, знаменитые летчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов.
А.Н. Туполев, сам находившийся за решеткой в стенах Центрального конструкторского бюро, созданного НКВД, настаивал на том, чтобы к нему перевели несколько инженеров и конструкторов. Решающее значение в этом деле сыграло назначение наркомом внутренних дел Л.П. Берии, который, чтобы снять напряженность приступил к частичному пересмотру дел. В их числе оказалось и дело С.П. Королева. 13 июня 1939 года он был возвращен. Но через некоторое время С.П. Королев снова был признан виновным и осужден на восемь лет в исправительных трудовых лагерях.
Казалось, этого удара С.П. Королев не вынесет, но несгибаемая воля и вера в собственную правоту взяли верх. После долгих размышлений С.П. Королев решает обратиться лично к И.В. Сталину. В этом письме Сергей Павлович ставил акцент, не на личном положении, а на интерес обороны, страны на которую он работал не покладая рук и не щадя себя. Голос С.П. Королева все таки был услышан. 13 сентября 1940 года он был переведен в особое техническое бюро НКВД в группу А.Н.Туполева.
Работал Сергей Павлович по воспоминаниям сокамерников неистово, органически влившись в общее дело. Вместе с учеными он работал над созданием пикирующего бомбардировщика. Все специалисты работали не на страх, а на совесть.
В июле 1941 года туполевское КБ вместе с заводом было эвакуировано за Урал в Омск. Вскоре С.П. Королев был назначен заместителем сборочного цеха, где шла работа по строительству бомбардировщика ТУ-2. Досконально разобравшись в делах, он составил четкий план каждого подразделения, фактически ста пятидесяти рабочих.
К середине декабря 1941 года начались летные испытания ТУ-2,а в августе 1942 года государственная комиссия приняла ТУ-2 к испытаниям, а затем и к серийному производству. Этот самолет был признан намного лучшим, чем немецкие и итальянские бомбардировщики. В пригороде Омска параллельно с А.Н.Туполевым работал и научный коллектив В.М. Мясищева. Вскоре В.М. Мясищева перевели в Казань на авиазавод №22. От В.М.Мясищева С.П. Королев узнал что в Казани на Авиамотостроительном заводе №16 есть отдел, который работает над реактивными двигателями. Он стал хлопотать о смене места, чтобы быть поближе к реактивной технике, и добился своего в ноябре 1942 года состоялся перевод С.П.Королева в Казань. В КБ его приняли прекрасно, хотя и оставался он по прежнему заключенным.
1 января 1943 года С.П. Королева назначили руководителем определенной группы, которая занималась конструированием авиационной ракетной установки. Отнимая время у сна и отдыха, С.П. Королев продолжал проект реактивного самолета-перехватчика, начатый еще в Омске. Еще в декабре 1942 года С.П. Королев представил мотостроительному заводу рукопись из 58 листов расчетов, эскизов, компоновок самолета-перехватчика и приложил объяснительную записку в которой предельно лаконично, определил назначение и применение проектируемого самолета «как средство борьбы с немецкой авиацией в обороне наземных объектов городов, укреплений, а также для внезапной и быстрой атаки наземных целей противника зенитных точек, переправ»
Через несколько дней руководство завода, несмотря на очень заманчивые характеристики предлагаемого самолета все раки сказали С.П.Королеву не отвлекаться от поставленной первоочередной задачи и сосредоточить усилия на доработке проекта ракетной установки ПЕ-2. Королев со своей группой выполнил приказ в бесприцидентно короткий срок за 4 месяца. С. П. Королев, хотя это и не входило в его обязанности, опробовал двигатель лично, непосредственно на различных высотах и скоростях.
В августе 1944 года произошло долгожданное событие С.П.Королева и остальных участников освободили из заключения. Шла война, освобожденные не могли разъехаться по домам. Вольнонаемный С.П. Королев посылает письмо в Наркомат авиационной промышленности с настойчивой просьбой начать строить твердотопливные баллистические ракеты дальнего действия на твердом топливе. С этой целью он считает необходимым создать специальное конструкторское бюро с экспериментальной и опытной базой. Предложения С.П. Королева не остались без внимания, он получил одобрение на создание проектного задания.
8 мая 1945г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германских войск. Еще четыре месяца С.П. Королев оставался работать в казанском КБ, подводил итоги более чем двухлетней работы, выполнял наброски, эскизы, проекты, чертежи самолетов различных типов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР Сергей Павлович Королев был удостоен Государственной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
Предложение С.П.Королева о запуске искусственного спутника Земли нашло поддержку в Академии наук СССР. М.И. Тихонрав и С.П. Королев начали комплектовать отдел по разработке искусственных спутников Земли. С.П. Королев использует каждую возможность подключить к идеям освоения космоса широкую научную общественность. Он встречается с астрономами, физиками, медиками, юристами. Постепенно идея о прорыве в космос сплачивает многих сторонников ее осуществления. В апреле 1956г на всесоюзной конференции по исследованию верхних слоев атмосферы, С.П. Королев в своем докладе заявляет с трибуны о том, что полет человека в ракете реально осуществимая задача.
Запуск первого спутника Земли состоялся 3 октября 1957г. в 22 часа по московскому времени. Это была мировая сенсация. А в конце 1957г. начался завершающий этап подготовки к запуску второго спутника Земли, который по весу был больше первого спутника. Дальнейшим шагом в области космонавтики – было подготовка к запуску в космическое пространство человека.
К началу 1960г. была создана комиссия по отбору кандидатов в первый отряд космонавтов, а также был создан центр подготовки космонавтов, а 14 марта 1960г. начались тренировочные занятия. Впервые в истории предстояло подготовить людей к полету в невесомости. Будущие космонавты первыми проверяли на себе специально сконструированные центрифуги для выяснения возможностей человека при перегрузках и особенно при возвращении на Землю. Первый опыт запуска в космическое пространство прототипа «Восток» в мае 1960 года закончился неудачно, не сработала тормозная установка, старт второго усовершенствованного корабля состоялся через три месяца, на его борту находились мыши, крысы, микробы и собаки. Этот полет и приземление были удачными.
8 апреля 1961г. Государственная комиссия по организации первого полета человека в космос утвердила дату 12 апреля, и кандидатуру первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Полет продолжался 108 минут. В апрельские дни весь мир произносил знаменитые слова «Гагарин», «Восток», «Космос». А С. П. Королев так и остался до конца своих дней ни кому не известным конструктором. Его имя было засекречено.
Годы заключения, годы напряженного труда на пределе человеческих возможностей подорвали здоровье Сергея Павловича Королева. Он не любил лечиться. После полета Ю.А. Гагарина Королеву С.П. оставалось жить меньше пяти лет. Основные замыслы в области освоения космического пространства он не смог осуществить.
В 1962 году С.П. Королев руководил летными испытаниями первой стратегической ракеты на твердом топливе, получил согласие правительства на доработку тяжелой ракеты с полезным грузом от 75 до 100 тонн
В 1963 году руководил космическим полетом кораблей «Восток», пилотируемых Валерием Быковым и первой женщиной космонавтом Валентиной Терешковой, закончил научно – техническую справку «О возможности использования корабля «Восток» для экспериментальных исследований, внес предложение в правительство о создании лунного пилотируемого корабля многоцелевого назначения.
В 1964 году осуществил руководство полетом спутников системы «Электрон», а также трехместного корабля «Восток»
В 1965 году руководил созданием лунного корабля и разгонного блока для осуществления облета Луны с помощью корабля «Восход –2» с Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым на борту и выходом человека в открытый космос, возглавил создание многоцелевого корабля «Союз».
В 1966г. С.П. Королев отправил в Академию Наук СССР отчет о своей научной деятельности за 1965 год, под псевдонимом «Профессор», 1 января в газете «Правда» появилась статья «профессора» «Шаги в будущее».
Сергей Павлович Королев выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно – космической техники. Дважды герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно – космической державой.
16 января 1966 года Сергей Павлович Королев скончался во время операции. Легенду о безымянном конструкторе развеяли слова правительственного некролога. Земляне узнали, что под именем таинственного Главного «скрывался» Сергей Павлович Королев. Люди Земли никогда не забудут его слова: «…. То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальностью, завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли!»
При написании работы о страницах жизни выдающегося конструктора Сергея Павловича Королева, были использованы энциклопедические данные, интернет ресурсы. Попытка виртуальной экскурсии в музей ракетно – космической корпорации имени С.П. Королева «Энергия», четырежды награжденной, Орденом Ленина и Орденом Октябрьской Революции, не была осуществлена, так как посещение музея осуществляется только экскурсионно. Работать по данной темой было интересно и в конце пишу следующие строки о космосе:
Ракета в даль взлетает ночью
Разрывая небо в клочья,
Разрывая узы счастья
С берегом родным.
С неба звезды – как цветочки
Шлют ей в след тире и точки.
И моргнет ей в след маяк земли
Ни на день и на не неделю
Будет словно в колыбели
Жить она в пучине неба
В космосе родном.
Не страшны ей там метели
Слух не режут птичьи трели
Там простор ей, там нет суеты.
Ракета – не металла груда
Не космическое чудо.
Ракета – королева красоты
Жизнь ее идет по кругу
Нынче север, завтра к югу.
В космосе ракеты все равны
Ракета островок России,
Жить не может без стихии
Жить не может без простора
И без высоты.
В ней закон: или все живы,
Или всем одна могила
В ракете перед смертью все равны
И ни на день и ни на неделю
Будет словно в колыбели
Жить она в пучине неба
В космосе родном.
Не страшны ей там метели
Слух не режут птичьи трели
Там простор ей, там нет суеты.
После дальнего похода
Ракета в базу полным ходом
Мчится как на алых парусах
Чтобы отдохнуть немного
Подышать родной природой
Подтянуть стальные пояса
А потом вновь вылет ночью
Разрывая небо в клочья
Разрывая узы счастья
С берегом родным.
Будут звезды – как цветочки
Слать ей в след тире и точки
И моргнет ей в след маяк земли
Будут звезды – как цветочки
Слать ей в след тире и точки.
И моргнет ей в след маяк земли
И ни на день и ни на неделю
Будет словно в колыбели
Жить она в пучине неба
В космосе родном.
Не страшны ей там метели
Слух не режут птичьи трели
Там простор ей, там нет суеты.
Сказки пластилинового ослика
Кто чем богат, тот тем и делится!
Любили тебя без особых причин...
Глупый мальчишка
Рисуем тыкву