сочинение на антикоррупционную тематику в рамках конкурса среди учащихся ОУ, ССУЗов, ПУ ЧР
Вложение | Размер |
---|---|
korruptsiya.docx | 38.29 КБ |
Министерство юстиции ЧР
Прокуратура ЧР
Министерство образования и молодежной политики ЧР.
Сочинение-эссе
на антикоррупционную тематику
в рамках республиканского конкурса сочинений среди старшеклассников общеобразовательных учебных заведений и учащихся ССУЗов, ВУЗов.
Сочинение подготовили:
учащиеся 11 Л класса МБОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары Бурашникова Наталья, Гаврилова Ольга.
Руководитель:
учитель обществознания СОШ №39 – Егорова Наталия Анатольевна.
Чебоксары. Октябрь 2013 г.
Наше решение принять участие в конкурсе сочинений, посвященных борьбе с коррупцией, продиктовано не столько и не только желанием посоревноваться, сколько желанием выразить свою жизненную и гражданскую позицию относительно данного вопроса. Как бы коррупцию не называли – преступление, нарушение норм права, морали и религии, и т.п., для нас – это, прежде всего, зло, разрушающее не только государство. Оно разрушает и развращает Человека, делая его алчным властолюбцем, привыкшем жить не по нормам общества, а в обход их. Коррупция - явление столь древнее, если не как мир, то хотя бы, как власть. Она сопровождала человека на протяжении всей истории его существования. Коррупция - интернациональная проблема, свойственная всем странам, независимо от уровня политического и экономического развития, с разницей лишь в масштабах.
Но, для начала, обратим внимание на корни этого опасного явления. Или воспользовавшись медицинской терминологией: «прежде чем назначить лечение, нужно установить правильный диагноз». На ранних этапах истории античных обществ коррупция почти отсутствовала. Как считают историки, коррупция, скорее всего, возникла из обычая делать подарки, чтобы добиться расположения. Первое в истории европейской философии объяснение коррупции дал Платон. Он считал, что корыстолюбие - это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не для правителей, не для воинов. Этим пороком, по мнению Платона, считается собственность. Поэтому пока те, кто обладают властью и силой, лишены собственности, а те, кто производят материальные блага, не имеют силы и власти, тогда государство процветает. В противном случае происходит его вырождение.
По мере того, как усложнялся государственный аппарат и усиливалась власть правительства, стали появляться профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике же чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. В России коррупция также явление не новое, появившееся не сегодня и не вчера. Официальные упоминания о посуле, как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий, имеются в Двинской уставной грамоте 1397-1398 гг. А большая часть историков российского законодательства полагает, что понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской Судной грамоты 1397 г. Благодаря подношениям и мздоимству на Руси появилось множество поговорок и пословиц о взятках и взяточниках. Такие как: Не подмажешь - не поедешь. Судьям то и полезно, что в карман полезло. Закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло и мн. др., которые ничуть не утратили своей актуальности и сегодня (как говорится, VoxpópulivoxDéi - «глас народа — глас божий»). А со второй половины XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Но, как видно из краткой истории развития коррупции в разное время и в разных странах, и сегодня в поведении людей ничего не меняется. И сегодня продолжают существовать мздоимцы и лихоимцы. При этом практически со времен появления первых государств и по сей день, человечество постоянно борется с этим злом. Где-то более успешно, а где-то менее. Но и сегодня, в начале нового тысячелетия нам пока не удалось искоренить коррупцию в полном ее объеме. Эта проблема стала столь острой во всем мире, касаясь всех сторон общественной жизни, что для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией, отмечаемый ежегодно 9 декабря.
Итак, начав серьезный разговор о коррупции, нельзя обойти вопрос о том, что означает термин "коррупция".Коррупция (от лат. corrumpere– «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Но коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий возможностью распределения по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания. Негативные же последствия коррупции для различных сфер жизни общества и государства очевидны. Вот, например, только некоторые из них:
В экономической сфере:
1.Расширяется теневая экономика. Тем самым уменьшаются налоговые поступления, слабеет бюджет — государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы
2.Снижается эффективность рынка, т.к. нарушаются его конкурентные механизмы, поскольку чаще в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки.
3.Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов». В итоге страдает потребитель.
4.Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.
Социальные последствия
1.Коррупция подстёгивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения.
2.Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Она же, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег. (Вчера – уголовник, сегодня - депутат)
3.Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.
Политические последствия
1.Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению интересов власти, поскольку ее действия мотивируются желанием сохранения привилегий и получения коррупционных платежей.
2.Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.
3.Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.
4.Граждане разочаровываются в ценностях демократии.
В духовной сфере происходит вырождение общечеловеческих ценностей, их замена на жажду наживы и личностное обогащение, при этом не столько за счет своего труда, сколько за любой другой счет. Возникает общая любовь к «халяве». Общество теряет веру в справедливость власти и закона, в саму возможность ее торжествования. Возникает разобщенность, безверие, когда «человек человеку становится – волком». А это, в конечном итоге, может привести к более негативным последствиям, нежели в экономике или политике.
В последнее десятилетие в РФ на самом высоком уровне проявляется заинтересованность в победе над этим общим злом. С самых высоких трибун нам сообщают о тех или иных «достижениях» в этой области. Ещё в 2006 году первым заместителем Генпрокурора РФ Александром Буксманом было заявлено, что коррупционный рынок России оценивается экспертами почти в 250 млрд. долларов. К. Кабанов, возглавляющий Национальный антикоррупционный комитет России, в 2007 году открыто заявил, что борьба с коррупцией у нас больше напоминает имитацию. Если в 2004 году в мировом Индексе восприятия коррупции, составленном неправительственной организацией Transparency International, российский индекс составлял 2,8 (90-е место), то в 2007 – уже 2,3 (143-е место). А в 2010 году Россия с индексом 2,1 опустилась аж на 154-е место, оказавшись ниже Непала и Камбоджи. Дальше, кажется, катиться некуда, хотя последнее (178-е) место пока твердо занимает Сомали. В 2012 году Россия заняла 133-е место. В 2011 году она была 143-й, но изменение в рейтинге, как поясняет Transparency, обусловлено новой методикой подсчета, а не какими-либо успехами России. Не зря, принимая антикоррупционный закон, президент Дмитрий Медведев заявил, «…что коррупция ни много ни мало угрожает национальной безопасности страны». Воскликнув при этом: «Хватит ждать! Надо что-то делать!». 25 декабря 2008 года в РФ был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». То есть теперь есть и законодательная база, и план противодействия, и намерения высшей власти самые решительные. Но почему-то воз, как говорится, и ныне там, а точнее, он всё больше сползает в болото всепоглощающей коррупции. Не обошел своим вниманием тему борьбы с коррупцией и ныне действующий президент В.В. Путин. В своей Предвыборной ПРОГРАММЕ Кандидата в Президенты РФ на 2012–2018гг. он говорит: «Нас всех не устраивает многое. Это и сохраняющаяся бедность, … и распространённость коррупции, и неэффективность деятельности значительной части чиновников по решению проблем людей, включая обеспечение безопасности граждан. Эти проблемы появились не сегодня и не вчера, но…они особенно нетерпимы… Будут созданы реальные механизмы общественного контроля за деятельностью власти в наиболее чувствительных и опасных с точки зрения проявлений коррупции и неэффективности сферах: государственных закупках, дорожном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, правоохранительной деятельности». Но граждане страны пока считают (60% россиян по подсчетам "Левада-центра"), что нынешняя кампания, когда в России затеяны громкие дела о хищениях в министерстве обороны и других ведомствах, ведется "для отвода глаз". Позиции России в антикоррупционном рейтинге более чем плачевны. По мнению Елены Панфиловой, главы российского подразделения Transparency International для того, чтобы выбраться из этой "нижней трети", российская власть должна по-настоящему, а не для создания видимости, привлечь к борьбе с коррупцией общество. Например, к шумному расследованию коррупции в министерстве обороны, по мысли Панфиловой, можно было бы добавить независимый общественный аудит использования собственности в системе минобороны.
Почему же в России так сложно решается вопрос борьбы с коррупцией? Ведь совсем не обязательно изобретать велосипед в этой области, когда существует огромный опыт иностранных государств и определенные исторические успехи России в противодействии коррупции. Может быть, этот опыт недостаточно изучен в нашей стране? Попробуем предложить некоторые, на наш взгляд, известные и доказавшие свою состоятельность, методы. В первую очередь, общество само должно проявлять активность в этом вопросе. Начинать надо с самих себя. Сегодня бороться с коррупцией сложно, поскольку само общество инфантильно (практически каждый считает, что от него ничего не зависит и он лишь «маленький винтик»), при этом, именно общество является основным заказчиком противодействия коррупции. Специалисты считают, что основные механизмы такого противодействия - это реальная политическая конкуренция, независимые СМИ и активное общество. Что же делаем мы?! Сегодня нам уже не кажется диким то, что каждое действие какого-либо человека, к которому ты обратился за помощью должно поощряться, пусть не взяткой, но каким-либо подарком (шоколад, цветы, коньяк и т.п. – в зависимости от сложности решения вопроса). Мы находим такое поведение должным и даже оправдываем его. Но ведь и это тоже проявление коррупции, а мы сами умышленно поощряем и провоцируем на коррупционные действия. Более того, не задумываясь, сами становимся «коррупционерами». Таким образом, получается, что мы - люди сами и развиваем низовую коррупцию в стране, а затем наши дети, глядя на взрослых, учатся делать то же самое. Так формируется жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение, который наука трактует как «традиции». Тогда возникает вопрос, а нужна ли людям борьба с коррупцией, если они сами ее и порождают? Ведь «не подмажешь, не поедешь» - снова вспоминается народная мудрость. Нам думается, что для того чтобы в стране не было коррупции, начинать борьбу с ней нужно, в первую очередь с самих себя, а уже потом спрашивать с остальных и с государства.А вот, к примеру, в таких странах, как Нидерланды, Швеция или Дания, низовая коррупция практически исключена. Поскольку, в общественном сознании там культивируется вызывающий уважение образ чиновника как человека, который выполняет важную задачу - проводит политику государства и обслуживает население. Даже если чиновник работает в правительстве, его не меняют с приходом нового премьер-министра. Поэтому основная задача чиновника - сохранить лояльность государству, а не конкретному лицу. Возможно, такой метод может подойти и нам, главное, он не требует значительных финансовых вложений. Но благодаря этому, с одной стороны, мы получаем граждан уважающих государственных лиц, а с другой – чиновник, не боящийся частой смены власти, остается «слугой» государства – народа, а не личных интересов. Итак, решение номер один – активное гражданское общество. И в этом государству могут помочь такие социальные институты как: независимые СМИ, от части, школы и трудовые коллективы, а также личный положительный пример высших чинов (и не только президента или премьера), плюс - социальная реклама. Можно с юных лет учить детей, что нельзя участвовать во взяточничестве, т.е., например, идя к врачу, не подкупать его шоколадками или другими подарками за доброе к нам отношение; устраивая ребенка в детский сад, не поощрять заведущую за получение «места» в нем; в школе не вознаграждать учителей за положительные оценки в аттестате, а прежде всего, учиться самому; поступая в институт, не давать взятки за зачеты и т.д. Ведь каждый их тех, кого мы назвали и нет, делает свою работу, это его прямые обязанности и он получает за выполнение этих обязанностей зарплату. Какие еще могут быть «подношения»?!
Следующий момент: нужно системно и постоянно вести борьбу не столько с последствиями, сколько с причинами и условиями коррупции. Конечно, говоря словами известного киногероя: «вор должен сидеть в тюрьме». В этом есть один из важных принципов – неотвратимость наказания.Но, на наш взгляд более важным должно стать создание таких условий, при которых, чиновнику от государства «дешевле» не нарушать закон, нежели действовать наоборот. Как, например, это происходит в США: полицейскому гораздо удобнее быть честным «копом», зарабатывая при этом достойную заработную плату и социальное обеспечение (одни из самых высоких в стране), нежели дискредитировать себя, совершая корыстные преступления.Если же кто-то и нарушает установленные нормы, то в таком случае его пожизненно лишают возможности работать в данной сфере. И права человека не нарушаются, и сохраняется законопослушание. При этом в обществе (опять не обойтись без морали и идеологии) воспитывается уважение к «людям в погонах», а работа полицейского автоматически становится престижной, достойной и желаемой. Чего так не хватает нашему обществу, своего рода, метод «кнута и пряника». А у нас, к сожалению, работа в государственном аппарате в большинстве случаев - это, своего рода, каста – туда нужно только попасть. Попав однажды, всегда будешь «при деле», какие бы проступки или преступления ты не совершил – проехал на служебном автомобиле по встречной, или нанес ущерб государству в особо крупном размере – положение твое за тобой и сохраняется, а иногда даже наоборот – повышается. (Правда, надо отдать должное власти – некоторых, не всех, но все-таки привлекают к ответственности). Какое же здесь уважение граждан к чиновникам?! Ведь основными причинами коррупции граждане страны называют жадность, аморальность чиновников и бизнесменов, а также неэффективность государства, несовершенство законов. Решение номер два – законодательно закрепить пожизненное лишение права занимать любые должности, относящиеся к органам государства (исполнительная и законодательная власть, суд, полиция, гос. медицина и т.д.), при этом автоматическое лишение всех заработанных ранее привилегий (повышенных пенсий, государственных дач, например). Когда госслужащему (или депутату) будет что терять, то возможно он задумается. Позитивные же действия должностных лиц могут поощряться государственными организациями. Систему поощрений нужно направить на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном плане, и в моральном вести себя честно и эффективно. Да, чиновники должны получать достойную оплату труда (что сегодня в РФ уже есть, но, видимо, чем больше есть, тем больше хочется), но при этом, за любые, даже за незначительные нарушения должно последовать реальное, соответствующее деянию, наказание, а не «домашний арест или условный срок». Конечно, не нужно забывать о том, что наказание необходимо применять как к тем, кто даёт взятку, так и к тем, кто ее получает. Поскольку чиновник – это лицо государства, немного перефразировав известное изречение – это его ум, честь и совесть.
Значит, отсюда вытекает следующий вариант решения проблемы. Необходимо усовершенствовать законы, но не усложнять их, оставляя всевозможные лазейки, а делать их максимально простыми, с четко прописанными санкциями за совершенные нарушения. Когда-то итальянский просветитель Ч.Беккариа утверждал: "Хотите предупредить преступления? Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми…Сделайте так, чтобы законы меньше покровительствовали сословиям, чем самим людям. Сделайте так, чтобы люди боялись их и только их. Страх перед законами благодетелен, но страх человека перед человеком гибелен и порождает преступления. Порабощенные люди всегда более сластолюбивы, распутны и жестоки, чем свободные люди». Решение номер три – сильные, а главное, простые и понятные как судьям, так и обычным людям законы, и обязательное их исполнение всеми, без каких-либо смягчений к одним и жесткостью к другим.
К этому можно добавить необходимость прозрачности и отчетности действий властей на всех уровнях. Как, например, в Нидерландах или в Сингапуре, где все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке становятся доступными общественности. И каждый чиновник имеет право ознакомиться с информацией, характеризующей его как с положительной, так и с отрицательной стороны. А у нас сегодня, зачастую власть и общество напоминают две далекие планеты. Порою кажется,что власть живет в своем мире, далеком от остального общества, а общество – в своем, а вспоминают друг о друге только в период предвыборных гонок. Важно, чтобы чиновники, депутаты не «прятались» в своих спецавто от людей, не скрывали своих доходов, не вели двойную жизнь, а были бы открыты для общественности, оставаясь истинными народными избранниками. Но надо отметить, что в этом направлении РФ сделала некоторые шаги – запреты на коммерческую деятельность для государственных деятелей, обязательная легализация доходов как своих, так и членов своей семьи, запрет на владение банковскими счетами в иностранных банках – хотелось бы верить, что эти меры позволят хотя бы немного снизить уровень коррупции.
Также необходимо ликвидировать излишние административные барьеры. В частности, сократить количество необходимых для документов подписей. Это уменьшит возможности для коррупции. А при назначении должностных лиц необходимо наличие гарантий того, что именно личные и профессиональные заслуги, а не родственные связи или политическое покровительство стали определяющими факторами.
Ну, и самое главное, поскольку коррупция – это общественно-опасное явление, угрожающее национальной безопасности, то деятельность, направленная на искоренение коррупции должна носить системный, постоянный характер. Нельзя бороться с коррупцией время от времени, что называется «по факту», реагируя только на то, что уже произошло (пошумели, покричали и забыли). В основе борьбы с любыми видами преступлений, в том числе и с коррупционными, должны лежать не только экстренные карательные, но и длительные, грамотные профилактические меры (например, пропаганда законопослушного поведения или, опять же, личный положительный пример др.). Они должны распространяться и на обычных граждан, и на официальные должностные лица. А для этого не вредным будет значительно повышать уровень правовой грамотности населения.
Конечно, есть и еще один, казалось бы, самый простой способ избавления от коррупции и он просматривается из самих ее истоков. Теоретически, когда не было государства – не было и коррупции. Таким образом, если уничтожить государство, коррупция, за ненадобностью, исчезнет сама собой. Но, уточним, этот способ лишь теоретический, более того, он выглядит как крайняя дикость, которая не подходит здравомыслящим людям.
Итак, наша работа – это лишь маленькая попытка найти способы борьбы с коррупцией. Конечно, мы понимаем, что и обществу, и тем, кто ведет борьбу с ней от лица государства, все эти «рецепты» давно знакомы, и мы не открываем здесь Америку. Но своей работой, что хочется отметить еще раз, мы хотим выразить свою позицию и привлечь внимание общественности к нашей общей проблеме – коррумпированность российского общества. Какие бы замечательные способы и методы борьбы с коррупцией сегодня не предлагались, они будут бессильны, если эта борьба будет вестись только государством, или только общественностью. Исключительно, прилагая совместные усилия, как общества, так и государства, возможно добиться успеха в этом непростом деле. Нельзя, уповать только на власть, ждать, что все чиновники разом вдруг станут честными, при этом самим, нарушая нормы, оставаться равнодушными к проблемам общества. Ведь, действительно, мы получаем только тех правителей, каких заслуживаем. Коррупция лишает общество надежды на будущее. Но даже глубоко укоренённую коррупцию можно преодолеть совместными усилиями по изменению системы, порождающей такую коррупцию. Одновременно борьба с коррупцией будет способствовать решению экономических, социальных и политических проблем общества. И это тоже замкнутый круг.
Выбор за нами! Нам ясно, от чего мы уходим. Но то, к чему мы придем, зависит от совместных усилий по борьбе с коррупцией!
Рождественские подарки от Метелицы
Рукавичка
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Аэродинамика и воздушный шарик
Сладость для сердца