Особенностью климатических условий Древнего Египта было то, что разливы Нила, делающие землю плодородной, периодически сменялись засушливыми и неурожайными годами. В такое время продукты ценились гораздо больше, чем золото.
Согласно древним источникам, египетские правители в плодородные годы были обязаны создавать запасы продовольствия, которых хватило бы на несколько лет, однако довольно часто они пренебрегали своими обязанностями
В Большом папирусе Харриса ест сведения о том, что продукты питания были не менее ценным приношением, чем драгоценные металлы, одежды, ароматные масла и благовония.
В ежедневный рацион богатых жителей входили мясные блюда, простые же египтяне питались ими только по праздникам. На стенах многих гробниц археологами были обнаружены изображения предназначенных на убой животных и сцены самих боен.
Некоторые фразы, характеризующие убойный скот, до настоящего времени не удалось перевести на более понятный язык (например, «бык — уста стада» или «бык ките»), а расшифровка отдельных названий лишь приблизительна (возможно, бык «хериса» являлся лучшим производителем потомства, но это не точно).
На бойне к делу приступали мясники в количестве 4-5 человек, которые набрасывались на животное и быстро его забивали. Приемы мясников остаются неизменными до настоящего времени.
В период Древнего царства большая часть мяса добывалась охотой на живущих в пустыне газелей, ориксов (сернобыков) и прочих представителей отряда парнокопытных. Особо искусные охотники старались приручить и одомашнить пойманных животных, однако это не всегда удавалось сделать. В дальнейшем данный вид животноводства практически полностью утратил свое значение.
Неизвестно, употребляли ли древние египтяне в пищу свинину, баранину или козлятину, но что их разводили в Верхнем и Нижнем Египте известно достоверно.
Разведением кур жители Египта стали заниматься лишь со II тысячелетия до н. э., однако птицеводство получило распространение гораздо раньше.
Особого внимания заслуживает такой продукт питания, как рыба. В разное время в некоторых египетских городах и номах запрещалось употреблять те или иные виды рыбы. Источники сообщают, что завоевавший Египет эфиопский царь, мусульманин по вероисповеданию, отказался пировать за одним столом с правителями Дельты и Юга, поскольку они не были обрезаны и питались нечистой пищей (рыбой), что являлось ужасным оскорблением для царского дворца. Только житель священного города жрецов Шмуна, не евший, согласно традиции, рыбу, был удостоен великой чести.
В рацион египтян входили и различные овощи, внесенные в годовой календарь Мединет-Абу под названием «ренпут». Особенно ценными продуктами были лук, порей и чеснок. По свидетельству «отца истории» Геродота, строители пирамиды Хеопса получили за свои труды редиса, лука и чеснока на 1600 серебряных талантов.
Однако ученым не удалось обнаружить никаких доказательств этому утверждению, хотя в Большом папирусе Харриса встречается иероглифическое изображение данных растений.
Связки чеснока были найдены в некоторых фиванских гробницах, что свидетельствует о щедрых дарах Рамсеса III. Арбузы, дыни и огурцы довольно часто фигурируют на жертвенных стелах рядом со связанными стеблями папируса. А горох, бобы и нут (турецкий горох, напоминавший по форме голову сокола) являются частыми находками в гробницах.
Известно, что на своих огородах египтяне выращивали салат-латук, растение бога плодородия Мина, итифаллическая статуя которого обычно возвышалась перед участком, засаженным латуком. Египтяне употребляли это растение в больших количествах, зная, что оно возвращает мужчинам половую силу, а женщинам — плодовитость. Ели латук обычно в сыром виде с солью и растительным маслом.
Сады Древнего Египта не отличались разнообразием плодовых культур. Груши, персики, миндаль и вишни появились здесь лишь после римского завоевания, а об апельсинах, лимонах и бананах древние египтяне не слышали вовсе.
Наиболее распространенными культурами были виноград, фиги, финики и сикомор (смоковница). Последнее растение выращивалось не только из-за вкусных плодов, но и из-за прочной древесины, являющейся превосходным материалом для изготовления гробов для мумий.
Гранатовые, оливковые и яблоневые деревья, завезенные кочевыми азиатскими племенами гиксосов, прижились в Египте и давали при соответствующем уходе хороший урожай. Оливковое масло, получаемое из мякоти оливок, использовалось не только как продукт питания, но и материал для освещения. До появления олив египтяне выращивали другие масличные культуры, преимущественно ореховое дерево «бак».
Хорошим лекарственным средством являлись орехи дум-пальмы и плоды ююбы (зизифы), а кокосовыми орехами питались лишь немногие избранные, поскольку их выращивание в Египте было затруднено неподходящими климатическими условиями. Бедные жители Египта лакомились сердцевиной стеблей папируса и корневищами некоторых водяных растений.
Молоко считалось особо ценным продуктом. Хранили его в пузатых глиняных сосудах с закупоренным горлышком, что препятствовало проникновению насекомых. В некоторых источниках встречается упоминание о таких молочных продуктах в рационе египтян, как сливки, масло, творог.
Для придания напитку или кушанью сладкого вкуса они использовали мед или плоды рожкового дерева. Сбором воска и меда диких пчел занимались специальные люди, отправлявшиеся за ними в далекие пустыни.
Эти люди, как и сборщики скипидарной смолы, пользовались милостью фараона, который оказывал им всяческую помощь.
Некоторые египтяне занимались разведением пчел на собственных садовых участках, используя в качестве ульев большие глиняные кувшины. Добываемый мед обычно шел не только на еду, но и на продажу. Хранили его в тщательно запечатанных каменных сосудах, что позволяло оставлять неизменными ценные свойства этого продукта.
Вложение | Размер |
---|---|
nastya_1.ppt | 1.04 МБ |
Слайд 1
Пища древних египтянСлайд 2
Главными продуктами питания древних египтян были мясо и хлеб. Однако не стоит думать, что это была примитивная кухня. Адольф Эрман пишет, что даже беглый взгляд на списки жертвоприношений в гробницах позволяет нам увидеть, что египтяне очень хорошо разбирались в мясе и понимали толк в выпечке. В этих любопытных списках они требуют для умершего не меньше десяти различных сортов мяса, пять видов птицы, шестнадцать видов хлеба и пирогов, шесть сортов вина и четыре – пива, одиннадцать видов фруктов, а также «всяческие сласти». В то же время в храмах употреблялось еще больше – до тридцати сортов хлеба.
Слайд 3
В Древнем Египте выращивались многие злаковые культуры: пшеница, ячмень, чечевица, просо. Лучший хлеб выпекался из пшеницы, причем пеклись не только простые хлебные караваи, но и многочисленные хлебобулочные и даже кондитерские изделия с добавлением меда и фруктов. Необычным разнообразием отличались формы хлебобулочных изделий – находили изображения хлебов, напоминающих решетку от мясорубки, ручку от штопора и даже водопроводный кран. Но это, конечно, с точки зрения современного человека. Древние же придавали им совершенно иное значение – по их мнению, они были похожи и символизировали звездное небо, свиток папируса, лежащую корову и солнечный диск.
Слайд 4
Хлеб и пироги делались из пшеничной муки, которая вырабатывалась весьма примитивным способом: с помощью двух каменных терок или каменных ступ. В каменных ступах мужчины толкли зерно и получали пшеницу «грубого помола», а для получения муки «высшего сорта» привлекались женщины, которые растирали зерно между двумя камнями. Далее наставал черед теста – его замешивали и тщательно месили в корзинах или глиняных мисках. И только потом кондитер придавал им изысканные формы. Хлеба и булки запекались в прямом смысле слова на печи , так как египтяне налепливали изделия на раскаленную глиняную печь. Во дворцах фараона, где кормилось множество людей, тесто месили ногами. Хлеб пекли впрок и хранили в специальных кладовых или относили в храмы. Так, например, 26 числа месяца хаях фараон преподносил храму Осириса в Мединет-Абу 3694 каравая различных сортов хлеба и 600 пирогов.
Слайд 5
В отношении мяса египтяне были также большими профессионалами, хотя любимым видом мяса было мясо птицы. Самым популярным блюдом среди всех слоев древнеегипетского общества был жареный гусь, который многократно изображается на барельефах и картинах. Причем это блюдо подавалось как на праздничный стол, так и на циновку пастуха в поле. Гуся поджаривали на вертеле или жарили на углях, так что современный гусь-гриль вполне может дать представление о вкусовых пристрастиях древних жителей Египта. Кстати, таким же образом жарили рыбу. Египтяне очень хорошо разбирались в рыбе и знали, какой вид и в какое время (года?) нужно ловить и есть. В отношении птицы египтяне гордились своим умением выращивать ее в инкубаторах, что, благодаря жаркому климату, позволяло им получать гораздо больший приплод, чем если бы они выращивали птицу естественным путем.
Слайд 6
Но вернемся к мясу. Всем сортам «мясного мяса» египтяне предпочитали говядину, при этом быки и коровы традиционно считались символами силы и плодородия. Мясо коров или быков жарили на маленькой жаровне или варили в больших котлах. Также широко употреблялась в пищу баранина – вареная или жареная на вертеле. Ели также коз, газелей, антилоп, а вот свинину и крокодилов ели гораздо реже и не везде. Свинину, в основном, употребляли в пищу пастухи, батраки и рабы. А крокодилов рисковали есть только в отдельных номах (областях) и то, только рыбаки.
Слайд 7
Мясо также входило в состав регулярных храмовых жертвоприношений, и в тот же день, 26 числа месяца хаяха в храм Мединет-Абу было отправлено 5 быков и 206 голов гусей и прочей птицы.
Слайд 8
Отдельная тема в древнеегипетской кухне – напитки. Чаще всего египтяне пили воду из Нила. Очищали ли они ее каким-либо способом – неизвестно, однако до сих пор в верховьях Нила речную воду местные жители употребляют, так сказать, в натуральном виде и ничем при этом не болеют. Остается лишь предполагать, что иммунитет древних египтян был «настроен» на присущую Нилу микрофлору и микрофауну.
Слайд 9
Вторым по популярности напитком было специфическое египетское пиво. Готовили его следующим образом. Молотое зерно ячменя – «зерна Верхнего Египта» – или другие виды молотых злаков смачивали и оставляли сбраживаться. После этого его сушили и делали из него своеобразное тесто, из которого формировали большие «батоны». Эти батоны слегка запекали и снова заливали водой для брожения. Через пару дней брагу фильтровали и старались выпить в свежем виде, так как еще через пару дней пиво становилось кислым и невкусным. Некоторые источники утверждают, что крепость такого пива составляет около 8 градусов. При желании от такого напитка можно было изрядно захмелеть и мудрецы предостерегали молодых людей от чрезмерного потребления пива, так как оно, несомненно, вредило их здоровью и заставляло говорить «то, что они не помнили». Писец Ани так поучал молодых египтян: «Не делай себя беспомощными, много выпив в пивной, чтобы слова твои не повторялись и не выходили из твоего рта так, что ты сам не знал, что произнес их. При падении твои члены будут разбиты, и никто не подаст тебе руку, чтобы помочь подняться, потому что твои товарищи, пьющие с тобой пиво, встанут и скажут: «Пойдем вон от этого пьяницы». Да, нравы в пивных, которых в Фивах было немало, выглядят, мягко говоря, недружественными.
Слайд 10
Кстати, именно напоив пивом, подкрашенным в кровавый цвет, боги смогли утихомирить разбушевавшуюся богиню Хатхор, когда та приняла облик богини-львицы Сехмет и отправилась на землю покарать восставших против бога Ра людей».
Слайд 11
Самым «престижным» и дорогим напитком в Египте было вино, а история виноделия в Египте насчитывает столько же лет, сколько и сама цивилизация. Так, иероглиф, обозначающий давилку для винограда, появился в древнеегипетской письменности не позже I династии, то есть более пяти тысяч лет назад. При этом вино делалось не только из винограда, но и из пальмового сока, фиников и, возможно, гранатов.
Слайд 12
Питие вина всегда было атрибутом праздника и иногда даже носило обрядовое значение. Например, вино использовалось в ритуале «отверзания уст» мумии при захоронении ее в усыпальнице. Вино и пиво также замуровывались в могилах вместе с пищей для того, чтобы ка было не только сыто, но и пьяно, и не помышляло выбраться из могилы, чтобы дебоширить среди живущих. Естественно, пиво и вино также были в списке храмовых подношений 26 числа месяца хаяха. Тогда фараон повелел отправить в храм 905 кувшинов пива и 33 кувшина вина. Понятно, что вино предназначалось жрецам,а пиво доставалось всем жаждущим.
Военная хитрость
Сказка об осеннем ветре
Карандаши в пакете
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Филимоновская игрушка