Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsia-1.pptx | 1.77 МБ |
Слайд 1
Воспитание детей в доме Романовых. "Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства"…Слайд 2
Содержание: Введение (несколько слайдов) Концепция и традиции воспитания ( ещё несколько слайдов) Примеры ( ещё чуть-чуть) Подведём итоги
Слайд 3
Введение… Рано или поздно мы все станем родителями. Ну или уже ими стали. А воспитывать своих чад надо. Но как? В школе такому не учат… Логичнее всего перенять опыт у взрослого поколения. А как интересно воспитывали детей в царских семьях?
Слайд 4
Цель работы: Узнать культуру воспитания семьи Романовых, через которую , возможно, раскроется внутренний мир династии. Почерпнуть что-нибудь и для себя
Слайд 5
Последние 300 с лишним лет российского самодержавия (1613-1917 гг.) исторически связаны с династией Романовых, закрепившейся на российском престоле в период, получивший название Смуты.
Слайд 6
Первым царственным ребенком, который воспитывался с учётом нового времени, был будущий император Павел I. Сначала Павел попал в руки тетки своего отца – императрицы Елизаветы. Мальчик стал капризным, неуправляемым, пугливым и диковатым. Но спустя время её сменили толковые наставники: С. Порошин, Ф. Бехтеев и Никита Иванович Панин, которые приложили все усилия, чтобы исправить вред, причиненный ребенку в первые годы его жизни. В первую очередь Павлу стали внушать чувство ответственности – он должен был осознать, принять душой и разумом тот факт, что он не простой мальчик, желания которого исполняются окружающими, но наследник Российского Престола, что он не имеет права на капризы и своеволие, что некоторые вещи просто невозможны для потомка великих государей». Проводя подобную линию воспитания, наставники Павла Петровича положили начало одному из главных принципов воспитания императорских детей – впоследствии все государи из рода Романовых вырастали людьми исторически образованными, привыкшими в ранних лет гордиться своими предками и нести ответственность за то великое наследие – Россию.
Слайд 7
Павел I
Слайд 8
Семен Андреевич Порошин, став одним из наставников великого князя, писал в своём дневнике некую программу воспитания: · вскормить любовь к русскому народу; · поселить в нем почтение к истинным достоинствам людей; · научить снисходительно относиться к человеческим слабостям, но строго следовать добродетели; · уничтожить предубеждения, которые легкомысленными людьми почитаются за непреоборимые истины; · сколько можно, обогатить разум полезными знаниями и сведениями. (прямая государственная наука) Это и положило основу воспитания последующих правителей страны.
Слайд 9
Пример №2:
Слайд 10
Екатериной II для внуков, Александра и Константина, разработала педагогическую систему, которая послужила следующим поколениям. А именно, воспитывая в детях разумность и систематизацию. · «…Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда в людях человек, достойный почтения». · «Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать…» · «Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном общении со всеми…» · «… отдалять от глаз и ушей их высочеств все худые примеры, и чтобы никто при детях грубых, непристойных и бранных слов и не сердился»
Слайд 11
Пример №3:
Слайд 12
Разберём чуть лучше воспитание Александра I : Александр I был любимым внуком Екатерины, и она сама руководила его воспитанием. Она предполагала полный отказ от грубого и прямолинейного принуждения, отсутствие физического наказания, воспитания уважения ко всем людям, вне зависимости от их социального положения, подвижный образ жизни, естественность манер и поведения. Любые капризы и ложь приравнивались Екатериной и первыми воспитателями ребенка к болезни, которая кратковременна и требует немедленного выздоровления. Характерно, что на 6-ом году жизни мальчика, решением Екатерины, надзор за его воспитанием был поручен генерал – адъютанту графу Н. И. Салтыкову, человек умному, доброму и набожному. Он был широко известен, и уважаем в придворных кругах. Все окружение мальчика составляли глубоко религиозные и очень порядочные люди. Екатерина Великая готовила для России будущего царя реформатора. В тоже время под влиянием своего отца будущего императора Павла, Александр I проникся духом авторитарности и страстной любви к военной муштре и парадам. Ему постоянно приходилось лавировать между царствующей Екатериной, и ненавидевшем свою мать, и мечтавшем о власти, Павлом. Негативной чертой характера, вероятно явившейся результатом педагогических просчетов, стало отсутствие любви к серьезному учению, некоторая склонность к праздности. Однако, все это сочеталось с незаурядным умом и ярко выраженным духом свободолюбия.
Слайд 13
Пример №4:
Слайд 14
Брат уже упомянутого Александра I – Николай I . Он формировался при полном отсутствии воздействия либеральных идей. Его педагогами являлись люди характеризующиеся суровостью требований и даже склонностью к физическому наказанию. Мальчика с детства окружал дух казармы и военных приказов. Характерной деталью его воспитания явилось то, что ребенок буквально с самых ранних лет был окружен игрушечным оружием, а его любимым занятием было присутствие на военных парадах и смотрах. Для его педагогов были характерны всплески гнева, которые иногда перерастали в избиение подростка. В результате этого, у мальчика сформировался сильный, жесткий и вспыльчивый характер. Любая склонность к отвлеченным интеллектуальным рассуждениям и дискуссиям, в других людях вызывали в нем раздражение и гнев.
Слайд 15
Пример №5:
Слайд 16
А как воспитывали девочек? Государыня сумела воспитать и передать детям чувство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Дети очень любили своего отца. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». Духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности. Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишься слушаться Бога, когда станешь старше». Царица была строгой матерью. Она не допускала, чтобы дети праздно проводи ли время, они всегда были заняты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чтение. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам неприятно Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», - вспоминала Анна Вырубова .
Слайд 17
Продолжение… Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить детей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежности. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми». Государыня очень заботилась о нравственном воспитании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден , - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они читали. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины.
Слайд 18
Вывод: Семья —хранительница традиций, колыбель человека и «колыбель культуры». Прежде чем воспитывать детей, необходимо воспитать себя. Вот один из принципов воспитания в Царской Семье. Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Конечно, идеальных семей не бывает. И все воспитывали своих детей как считали правильным. В семьях одной большой династии, про которые мы рассказали в презентации, без труда прививалось детям – любовь к Богу, любовь к Родине. "Детей воспитай в страхе Божии. Старайся о учении их науках, потребных к их званию ”
Слайд 19
Дополнительное вложение (для тех кто подзабыл): Династия царей и императоров России - РОМАНОВЫ (1613-1917 гг.) Царь Михаил Федорович : время жизни - 1596—1645 / правление -1613—1645 Царь Алексей Михайлови ч: время жизни -1629—1676 / правление -1645—1676 Царь Федор Алексеевич : время жизни -1661—1682 / правление -1676—1682 Царевна-правительница Софья Алексеевна : время жизни -1657—1704 / правление -1682—1689 Царь Иоанн Алексеевич : время жизни -1666—1696 / правление -1682-1696 Император Петр I Алексеевич : время жизни -1672—1725/ правление -1682—1725 Императрица Екатерина I Алексеевна : время жизни -1684—1727 / правление -1725—1727 Император Петр II Алексеевич : время жизни -1715—1730 / правление -1727—1730 Императрица Анна Иоанновна : время жизни -1693—1740 / правление -1730—1740 Иоанн VI Антонович : время жизни -1740—1764 / правление -1740—1741 Императрица Елизавета Петровна : время жизни -1709—1761 / правление -1741—1761 Император Петр III Федорович : время жизни -1728—1762 / правление -1761—1762 Императрица Екатерина II Алексеевна : время жизни -1729-1796 / правление -1762-1796 Император Павел I Петрович : время жизни -1754-1801 / правление -1796-1801 Император Александр I Павлович : время жизни -1777-1825 / правление -1801-1825 Император Николай I Павлович : время жизни -1796-1855 / правление -1825-1855 Император Александр II Николаевич : время жизни -1818-1881 / правление -1855-1881 Император Александр III Александрович : время жизни -1845-1894 / правление -1881-1894 Император Николай II Александрович : время жизни -1868-1918 / правление -1894-1917
Слайд 20
Список использованной литературы: Кравцова М. В. «Семейные традиции воспитания в императорских семьях» Мельник Т. Воспоминания о Царской Семье и Ее жизни до и после революции - Белград, 1921. Интернет ресурсы
Слайд 21
Просим прощение, если позволили немного вольный стиль… Старались как могли Михаил Федорович
Слайд 22
Работу выполнили ученики 11 «А» МОУ гимназии №1 А именно: Якушев Николай и Абрамова Алина Всем хорошего дня
Пустой колос голову кверху носит
Сторож
Сказка "12 месяцев". История и современность
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)