Цель работы показать развитие волонтерского движения в стране, познакомить читателя с культурой волонтерской деятельности, с тем, как планируется, организуется и координируется работа волонтеров на примере Новороссийского колледжа радиоэллектронного приборостроения.
Вложение | Размер |
---|---|
volontyorstvo.docx | 95.85 КБ |
Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
Краснодарского края
Тема: «Исторические вехи волонтерства»
Автор Шепилова Анна Андреевна
Научный руководитель Рузмикина Людмила Васильевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. | 1 |
Глава 1. Развитие волонтерского движения в мире. | 2 |
1.1 Основные вехи волонтерства | 2 |
1.2 2011 - Европейский год волонтёрской деятельности | 5 |
1.3 Яркий представитель волонтерского движения. | 7 |
Глава 2. Развитие волонтерского движения в России. | 9 |
2.1 История развития волонтерского движения в России | 9 |
2.2 Государственная политика в области добровольчества в Российской Федерации. | 17 |
2.3 Понятие гражданственности и ее развитие через волонтёрство. | 36 |
Глава 3. Участие НКРП в волонтерском движении. | 40 |
Заключение. | 44 |
Список литературы. |
ВВЕДЕНИЕ
Мне бесспорно и ранее было известно, что существуют такие люди, которые бескорыстно, по долгу совести и сердечному порыву, помогают людям, нуждающимся в посторонней помощи. Да и сама я неоднократно принимала участие в различных благотворительных акциях. Но события, произошедшие летом 2012 года в Крымске и с. Ново-Михайловском, заставили меня совсем иначе оценить волонтерскую деятельность. В первую очередь, я захотела знать об истории волонтерства в мире и нашей стране, а затем рассказать о том, что в данном направлении, делается в моем родном колледже. Именно поэтому я и начала работу над данной темой.
Актуальность данной темы отражает нашу действительность. Огромное количество людей нуждаются в посторонней помощи. Одним из главных признаков волонтерства является социальная значимость работы, которую они выполняют. Волонтеры по личной инициативе, без материальной выгоды готовы помочь людям, окружающей среде, и их деятельность – путь к миру справедливости, воспитанию нравственности, гражданственности и доброты. А это как раз то, что так не хватает современному обществу.
В государственной политике российского общества благотворительности уделяется значительное место – так я узнала, что 2006 год был объявлен «Годом благотворительности». Данной работой я хочу рассказать о нашем небольшом вкладе в такое нужное дело.
Очень точно о данном движении сказал генеральный секретарь ООН Кофи Аннан : «В сердце волонтерства собраны идеалы служения и солидарности, и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше…»
Цель моей работы показать развитие волонтерского движения в стране, познакомить читателя с культурой волонтерской деятельности, с тем, как планируется, организуется и координируется работа волонтеров.
ГЛАВА 1.
1.1 ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ВОЛОНТЕРСТВА
Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому.
В России в конце 80-х годов стало зарождаться волонтерское движение. Но если глубже заглянуть в историю, то существовало оно всегда, просто не имело такого названия. Как известно, волонтеры действуют на благо конкретным людям и обществу в целом, не получая вознаграждения. Более того, в России их становится все больше и больше, а в ряды волонтеров активно стремится молодежь. Молодые красавицы на конкурсах красоты выступали на протяжении всей истории таких мероприятий «За мир во всем мире», волонтеры Green peace активно требовали срочных действий во время летних пожаров 2010 года, «Молодая гвардия» отправилась на помощь больным в институт Склифосовского. И все это совершенно бескорыстно. Доброволец работает не ради денег, но, тем не менее, он все равно что-то получает. Это моральное удовлетворение, уважение или возможность самореализации. Молодежь, состоящая в волонтерских организациях, набирается опыта для будущей работы, реализует творческий потенциал и лидерские качества, удовлетворяет амбиции. Всех волонтеров объединяет идея. У человека появляется гордость, самоуважение, удовлетворение от работы, результатов своей деятельности. Часто у людей возникает психологическая потребность в общении. Человеку важно знать, что он кому-то нужен, что его деятельность оказывает реальную помощь. Часто человек, переживший кризис, может четко прогнозировать ситуации. Вместо озлобленности его энергия направляется на борьбу со злом, которое он сам когда-то пережил. Способ поделиться чувствами с другими направлен на помощь людям. Многие современные проблемы невозможно решить без привлечения волонтерской деятельности.
Направления волонтерской деятельности могут быть различными:
- профилактика и борьба с наркоманией, алкогольной зависимостью и курением;
- профилактика ВИЧ/СПИДа;
- оказание помощи престарелым гражданам или детям-сиротам, инвалидам и другим людям, нуждающимся в помощи;
- сохранение чистоты окружающей среды;
- пропаганда здорового образа жизни и многое другое.
Различные волонтерские мероприятия, акции, программы часто сопровождаются необычным антуражем. Различные кепки, футболки, значки часто присутствуют в волонтерской деятельности молодежи. Идейность, следование определенным принципам дают почувствовать молодым людям свою значимость. Вот некоторые принципы волонтерской деятельности:
Волонтерская деятельность это законный путь участия людей в жизни общества. Волонтеры всегда имеют право выбора. Волонтеры уважают права, достоинство и культурные особенности других людей. Волонтеры пропагандируют здоровый образ жизни (не курят и не употребляют спиртные напитки). Волонтеры всегда доброжелательны и никогда не употребляют слов и выражений, которые могли бы обидеть или причинить вред другим и т.д. В нашей стране ведется контроль волонтерской деятельности. В 1995 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях», который закрепил возможность создания благотворительного сектора. Наше государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот, а также оказывает поддержку их деятельности. Деятельность волонтерских организаций регулируется также Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 года. Волонтерские организации в России в большинстве ориентированы на молодежь, не обремененную многочисленными семейными проблемами и постоянной трудовой занятостью. Часто благотворительные сообщества организуются при ВУЗах. Часто будущие врачи, педагоги, юристы применяют полученные знания на практике. Не обойтись и без проблем. Сложное экономическое положение нашей страны затрудняет использование безвозмездного труда.
В годы советской власти волонтерство приняло новую форму — добровольно-принудительную. Участие в общественных работах было обязательно для всех. Основной принцип добровольности был нарушен. Поэтому сформировалось негативное отношение граждан к подобному труду. На сегодняшний день волонтерская деятельность в России постепенно набирает силу. Несмотря не экономический кризис и отсутствие нормативных актов, в сознании людей появляются мысли о взаимопомощи. Сложно не согласиться со знаменитым французским писателем Ларошфуко в том, что «мы помогаем людям, чтобы они, в свою очередь, помогли нам; таким образом, наши услуги сводятся просто к благодеяниям, которые мы загодя оказываем самим себе».
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В МИРЕ
Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу.
Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие “социум”. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить.
Однако только в ХХ веке, на пропахшем войной и индивидуализмом европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.
Молодые люди — французы и немцы, встретились и пришли к замечательной мысли, ставшей впоследствии лозунгом волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». После Первой Мировой, в 1920 г. во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием — этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день.
С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.
1.2 2011 - ЕВРОПЕЙСКИЙ ГОД ВОЛОНТЁРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В Европейском союзе 2011 год был назван Европейским годом волонтёрской работы. Речь идёт о длившейся на протяжении всего года компании, целью которой являлось не только признание уже осуществляющейся волонтёрской работы, но и возможность найти решениестоящих перед волонтёрами проблем, а также привлечь больше участников к волонтёрскому движению. В рамках Европейского года при планировании мероприятий особое внимание рекомендовали обратить прежде всего на:
a) повышение общего уровня информированности людей о волонтёрской деятельности, её ценности для общества и о возможностях для всех желающих поучаствовать в волонтёрской работе
b) увеличение способности общества задействовать помощь волонтёров.Для достижения этих целей ведётся работа над созданием условий в поддержку волонтёрской деятельности, а также для признания волонтёрской работы как средства выражения активной гражданской позиции.
Читая о вовлеченности граждан разных стран в волонтерское движение, мне очень понравилось отношение к волонтерству в Эстонии. На территории Эстонии проживает порядка 1 миллиона человек в возрасте 15-74 лет. Из них 27% осознанно принимали участие в волонтёрской деятельности. Волонтёры вносят большой вклад в такие сферы как: благотворительность, защита окружающей среды,развитие общественной жизни на местах и защита животных. В тоже время, значительное количество жителей Эстонии (20%) принимали участие, например, в ходе спасательных работ, в работе органов опеки, в субботниках, а также в организации различных кампаний,но не воспринимают деятельность такого рода как волонтёрскую работу.
Таким образом, можно предположить, что почти половина жителей Эстонии в течение года как минимум один раз принимала участие в волонтёрской работе.
Сравнивая волонтёров с не волонтерами, мы выяснили, что в волонтёрской работе большую часть добровольцев составили молодые люди в возрасте (15–24 лет), тогда как людей в возрасте 65 лет и старше было значительно меньше. Люди, принимающие участие в волонтёрской работе также различаются по уровню образования. Так, среди них несколько меньше волонтёров с начальным и основным образованием. Кроме того, среди волонтёров значительно меньше людей, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком и пенсионеров, а вот студентов и учащихся больше. Среди волонтёров есть и работающие люди, в основном это руководители предприятий и учреждений, а также руководители среднего звена, иными словами, люди с достаточно высоким уровнем дохода. 78% волонтёров принимают участие в работе в том случае, если речь идёт о необходимости выполнить какую-то конкретную работу. Для этой группы волонтёров важно не только почувствовать себя нужным, но и провести время с пользой. Волонтёры первого типа относятся к волонтёрской работе, в общем, несколько покровительственно, их контакты с организациями, занимающимися организацией деятельности волонтёров, были скорее положительными. Меньше всего люди верят в финансовую состоятельность таких организаций, и немногие полагают, что поиском новых волонтёров занимаются достаточно активно. По отношению к государству также занимают критическую позицию. От государства ожидают создания понятной законодательной базы, регулирующей деятельность в данной сфере, а также признания ценности волонтёрской работы государством. Практически все волонтёры данной группы готовы и в дальнейшем принимать участие в волонтёрской работе, но только в том случае, если представитсяподходящая возможность или случай.
1.3 ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Изучая тему волонтерства, я узнала о таких ярких представителей волонтерства как Лафонтен Анри, Мать Тереза, Эдгар Кан. Но больше всего мне понравилась деятельность Метери Терезы. Мать Тереза Калькуттская (настоящее имя Агнес ГонджаБояджиу - 27 августа 1910 —5 сентября 1997) католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным.
Родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албанцев.В восемнадцать лет она вступила в монашеский орден
«Ирландские сестры Лорето». В 1931году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.
Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.
В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.
В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Она умерла в 1997 году в возрасте 87 лет. В октябре 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью.
ГЛАВА 2.
2.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
Развитие волонтерства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень. К слову сказать, ныне сбор пожертвований или фандрайзинг – один из наиболее распространенных видов волонтерства за рубежом.
История волонтерского движения в России отличается от зарубежной. Понятие “волонтер” сильно изменилось за последние 20 лет. Если в 80-е
годы волонтеры ехали на целину или БАМ, то они получали за свою работу зарплату, и неплохую, которой государство компенсировало тяжелые
условия жизни. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было.
Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации.
Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: “Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации”.
Принимающая организация оплачивает проживание и питание участников, а также расходы по культурной программе лагеря. Волонтер должен за свой счет добраться до места проведения лагеря, то есть оплатить проезд и оформление визовых документов. Этот принцип является большим плюсом, так как даёт возможность многим добровольцам относительно недорого участвовать в международных проектах.
Молодые граждане России, принимающие участие в добровольческой (волонтерской) деятельности, уже давно ждут своего «звездного» часа — широкого официального признания. На территории Российской Федерации и за ее пределами уже много лет проводится социальные мероприятия, в которых молодежь разных стран принимает добровольное участие: спортивные соревнования, экологические акции, культурные мероприятия и многое другое. Юноши и девушки в регионах объединились в сообщества, но единого направления, общей основы для добровольческой деятельности долгое время не было.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Правительством Российской Федерации в 2008 году, содействие развитию и распространению добровольческой деятельности (волонтерства), отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
В 2009 году — в Год молодежи в Российской Федерации произошли значительные изменения — стало особенно активно развиваться плодотворное сотрудничество между добровольцами всей страны и федеральными органами власти. В 2009 году Правительством Российской Федерации были приняты несколько важных документов, свидетельствующих о значительном внимании государства к добровольческой деятельности. Так, был принята в новой редакции Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, в которой определены цели молодежной политики: вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности молодежи. В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, принятой Правительством в этом же году, впервые была определена основная цель государственной политики в области содействия развитию добровольчества — активизация потенциала добровольчества как ресурса развития общества.
Любая деятельность требует количественной и качественной оценки. В качестве одного из показателей эффективности добровольческой деятельности, в части взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с добровольцами, был принят, так называемый, целевой индикатор «доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодежи (в процентах)». В 2015 году доля молодых добровольцев, к которым в России относятся молодые люди от 14 до 30 лет, должна составлять не менее неменее 18% в общем количестве молодежи.
А также установлены планы по вовлечению молодежи — самой социально-активной части населения в добровольческую деятельность. Если задаться вопросом: кто эти планы должен реализовывать, то ответ становится очевидным: молодые добровольцы являются основными субъектами реализации государственной политики. В связи с этим, наряду с традиционными способами учета и работы с добровольцами, в условиях активного развития телекоммуникационной инфраструктуры страны и распространения интернет - сервисов, стали появляться интернет - проекты обеспечивающие формирование электронных баз данных, в которых добровольцы могут самостоятельно регистрироваться для подтверждения своих добровольческих намерений, а также записывать и результаты своей деятельности. Так начинает формироваться новое поколение добровольческих сообществ — виртуальные добровольческие центры. Одним из таких интернет - проектов во многом станет проект JABA.RU. С помощью Интернет молодые добровольцы в виртуальном пространстве рассказывают о себе, своих объединениях, акциях, участии в конкурсах и соревнованиях, общаются между собой, делятся опытом и впечатлениями, приглашают на свои мероприятия представителей соседних регионов России и других стран.
В России существуют трудности появления волонтерства, такие как:
Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты (судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций (между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью...), режима благоприятствования процессам создания волонтерства и другим формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.).
Государственные. Отсутствие государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих процесс регенерации жизненной ткани общества, а главное — отсутствие потребности у власти в таких программах.
Социально-психологические. Иждивенческая психология, разрушенность нормальных общественных и государственных институтов (например, института уголовного наказания).
Технологические. Нет школ и традиций волонтерства, нет социальных служб, как таковых, нет просто социальных работников. Существует и проблема подготовки, обучения волонтеров элементарным способам действия.
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В
РОССИИ.
1. В отличие от большинства других объектов деятельности волонтеров, тюрьмы являются не порождением определенных социальных процессов, а изобретением человечества, в котором общество обрекает на моральные, а нередко и физические, страдания отдельных своих членов. Хотя условия содержания заключенных в различных странах отличаются, не бывает хороших тюрем. Обществу следует избавиться от взгляда на тюрьму, как на благо. Она не является таковым ни для общества, ни для отдельного человека. Как правило, тюремное заключение делает человека более криминальным, бывший заключенный, даже если он не совершает вновь преступления, выносит на волю тюремный мир и становится разрушителем жизни, принося несчастье своим близким и окружающим его людям.
Тюрьма — это фабрика преступности, она не сдерживает ее рост и не является эффективным способом решения проблемы преступности. Рост тюремного населения, как правило, приводит впоследствии к соответствующему росту преступности. Таким образом, хотя тюрьма и обеспечивает сегодня безопасность общества от криминальных индивидов, она создает опасность для будущих поколений людей.
2. Тюремное заключение применяется в настоящее время неоправданно широко. Особенно в странах бывшего коммунистического блока и США. Число заключенных составляет здесь от 150 до 700 на 100 тысяч населения. В странах бывшего СССР нарушения прав человека в пенитенциарных учреждениях носят массовый и вопиющий характер. В России этот факт в настоящее время признается высшими должностными лицами страны.
Общее представление об условиях содержания в пенитенциарных учреждениях России дают официальные цифры о заболеваемости (в 42 раз выше, чем на воле) и смертности (в 17 раз выше, чем на воле) от туберкулеза. Около 100 тысяч заключенных больны открытой формой туберкулеза. Из-за постоянных стрессов и психологического дискомфорта 30% заключенных имеют психические расстройства. Причем, эти цифры, по оценке экспертов, занижены более, чем в два раза.
Неоправданно широко применяется заключение в тюрьму подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. В настоящее время в Российские следственные тюрьмы катастрофически переполнены. В камерах, рассчитанных на 8 человек, размещается до 20-25, на 30 человек — до 100. По сведениям правозащитных организаций в пенитенциарных учреждениях России широко применяются пытки, истязания, избиения заключенных и другие незаконные способы воздействия на них с целью получения вынужденных признаний в совершении преступления или изменения поведения заключенных в направлении, нужном администрации пенитенциарных учреждений.
3. Наиболее эффективным способом борьбы с преступностью являются социальные программы, направленные на преодоление причин, порождающих ее, и прежде всего программы помощи “группам риска” (маргиналам, алкоголикам, наркоманам, бездомным, безработным, беженцам, сиротам, детям из неполных или неблагополучных семей и т. п.).
Тюремное заключение должно использоваться как крайняя мера, в исключительных случаях, а, как правило, следует применять альтернативные наказания, направленные не на изъятие человека из общества, а на решение его проблем. Значительная часть полномочий, которая дана сегодня в сфере уголовного правосудия правоохранительным органам, должна быть передана самому населению, локальной общности (community). Прежде всего это относится к правонарушителям из социально незащищенных групп (дети, подростки, женщины, престарелые и т.п.).
Наказание в виде лишения свободы должно исполняться в регионе прежнего проживания, в местных пенитенциарных учреждениях, что позволит заключенному сохранять родственные и социальные связи, а общине — участвовать в помощи и исправлении своего члена. Исключение из этого правила может быть сделано лишь в особо оговоренных случаях или пожелании самого заключенного.
4. Волонтерское движение в сфере уголовного правосудия — может стать кардинально новым и эффективным способом решения проблем, связанных с преодолением и предупреждением преступности. Это безусловно относится к работе волонтеров в тюрьмах. Они являются живой нитью, связывающей “тюрьму” и “волю”, их деятельность в тюрьмах способна превратить нынешние фабрики преступности в реальные исправительные учреждения. Следует отдавать себе отчет, что проблема исправления правонарушителя не может быть решена в системе тюремщик — заключенный. Качественно новую ситуацию создает система пенитенциарный сотрудник — волонтер — заключенный.
Необходима полная проницаемость тюрем для волонтеров. Это сделает невозможными случаи нарушения прав человека в пенитенциарных учреждениях, случаи жестокого обращения администрации с заключенными и насилия одних заключенных над другими. Включение волонтеров в жизнь тюрьмы может в значительной степени смягчить существующую во многих странах конфронтацию между сообществом заключенных и персоналом тюрем, а значит — между заключенным и общества. Деятельность волонтеров сможет преобразовать тюремную субкультуру изнутри и, соответственно, решить проблему негативного влияния этой субкультуры на общество, проблему ресоциализации освобождающихся. Особую актуальность это имеет для таких стран как Россия, где доля бывших заключенных, по оценке экспертов, превышает четверть взрослого населения.
Объектами волонтерской деятельности в системе уголовного правосудия должны стать также жертвы преступления, семьи заключенных, группы риска.
5. Учитывая важность развития нового института для решения проблем предупреждения преступности, следует внести в национальные законодательства нормы, определяющие статус волонтера, процедуры и механизмы защиты волонтеров (судебной, административной, социальной и т. п.), решение конфликтных ситуаций между объектом и субъектов волонтерской деятельности, создать режим благоприятствования процессам развития волонтерского движения и другим формам проявления жизни локальной общности (community): налоговые таможенные льготы, система страхования и компенсации ущерба, понесенного при выполнении своей работы, бесплатное предоставление помещений и необходимого оборудования, создание системы льгот для коммерсантов и предпринимателей, финансирующих деятельность волонтеров и т. д .
Деятельность волонтеров должна регулироваться только законом, имеющим механизмы исполнения. Волонтер должен иметь право постоянного беспрепятственного посещения пенитенциарных учреждений.
Представляется важным разработать международные стандарты и правовые документы, определяющие статус и условия работы волонтерских организаций.
2.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
В течение последних 10 лет в результате предпринимаемых совместных общественно-государственных усилий в России постепенно создаются определенные предпосылки и условия формирования институциональных механизмов содействия развитию добровольчества. Качественный и количественный рост добровольчества стал более заметен с 2006 года, когда к вопросам развития и поддержки добровольчества существенно возросло внимание государства, общества и СМИ. В этот период Правительством Российской Федерации утверждена и с тех пор действует Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации, предусматривающая ее реализацию до 2016 г.
Одним из ключевых направлений данной Стратегии является вовлечение молодежи в социальную практику посредством развития механизмов добровольчества. В последние два десятилетия в Российской Федерации идет
процесс становления и активного развития добровольчества, а с 2006 года молодежное добровольчество становится компонентом государственной молодежной политики, как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития России.
С 2007 года тема добровольчества, как важнейшего индикатора построения гражданского общества ежегодно отмечается в Посланиях Президента России. В докладах Общественной Палаты; принят и реализуется ряд законодательных решений, способствующих развитию добровольчества.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р
содействие развитию и распространению добровольческой деятельности (волонтерства), отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики и в целом - достижения целей модернизации страны.
В 2009 году существенный толчок в развитии молодежного добровольчества дал учрежденный Президентом Российской Федерации 2009 год - Год Молодежи, целью проведения которого являлось "развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей".
В 2009 году по результатам совместных усилий Минэкономразвития, Общественной палаты и экспертного добровольческого и благотворительного сообщества. Правительством Российской Федерации утверждена (от 30 июля 2009 г. N І054-р) «Концепция содействия развития благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации». Чрезвычайно важным шагом в содействии развитию добровольческой деятельности стало введение в законодательство Российской Федерации норм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-Ф, в котором содействие развитию добровольчества определено одним из видов социально ориентированной деятельности.
В Концепции содействия развития благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации обозначены цели и задачи, а также проблемы, на решение которых направлены создаваемые механизмы содействия развитию добровольчества.
Основная цель механизмов системной поддержки и развития добровольчества - активизация потенциала добровольчества как ресурса развития гражданского общества, способствующего привлечению в социальную сферу трудовых ресурсов добровольцев, расширению масштабов и повышению эффективности деятельности организаций некоммерческого сектора.
Основными задачами Концепциями являются:
-обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в добровольческой деятельности;
-содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций;
-развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки добровольческой деятельности;
-формирование условий для эффективного использования потенциала добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса в деятельности государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций.
Основными принципами реализации задач содействия развитию добровольчества определены партнерское взаимодействие государства, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества на федеральном уровне и в регионах. Приоритетным направлением является содействие институциональному развитию добровольчества, что может обеспечить расширение масштабов добровольческой деятельности и повышение ее результативности.
Таким образом, становится очевидным, что именно государственная политика, формируемая и реализуемая совместными общественно- государственными усилиями, должна играть решающую роль в создании благоприятных условий и содействии формированию среды, способствующей продвижению и развитию добровольчества и молодежного добровольчества, в частности.
Данный концептуальный подход полностью отвечает задачам, поставленным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым по осуществлению системной модернизации страны, целью которой является построение современной России -страны:
-нацеленной на новый уровень качества жизни общества;
- устремлённой в будущее;
- занимающей достойные лидерские позиции в мире.
Чтобы реализовать столь масштабную стратегию, какой является модернизация страны, необходимо решить не менее масштабную задачу - создать условия для миллионов молодежи (граждан всех возрастов), желающих и готовых быть активными участниками социальных преобразований. Одним из эффективных путей содействия решению данной проблемы является системное развитие и поддержка добровольчества – это признанный во всем мире способ объединения усилий и ресурсов общества и государства в решении общих социальных проблем, ресурсом повышения эффективности работы НКО; развития территорий местных сообществ; позитивного развития молодежи и человеческого потенциала.
Обоснованием роли и места добровольчества в процессе модернизации, как механизма реализации государственной политики, являются обобщенные задачи и положения, содержащиеся в Посланиях Президента Российской Федерации, решению которых добровольчество может способствовать наиболее эффективно, включая следующие:
-создание условий и возможностей для развития институтов гражданского общества; повышения эффективности деятельности некоммерческих благотворительных и социально ориентированных организаций; роста гражданского самосознания и реализации благородных устремлений граждан участия в помощи социально незащищённым гражданам;
-воспитание молодёжи в духе гражданской социальной активности; стремления к достижению личного успеха, нетерпимости к коррупции, как части общенациональной культуры страны;
-создание стимулов, мотиваций и условий для здорового образа жизни молодежи;
- формирование общества свободных и ответственных людей;
- укрепление ценностей и институтов демократии;
-создание наилучших возможностей для того, чтобы каждый гражданин на деле мог реализовать свои знания, возможности, опыт;
-создание возможностей для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон;
-формирование с учётом мнений граждан, реализации и повышению эффективности социальной политики; развитию общественно - государственных консультаций; взаимодействию и укреплению доверия между органами государственной власти, институтами гражданского общества, общественными группами и объединению их усилий в решении социальных проблем общества;
-в системе образования: способствовать личностному росту, раскрытию способностей каждого ученика, воспитание новой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире;
-приток в Россию инновационных технологий и передовых идей; формирование позитивного имиджа России в мире в ее становлении лидерских позиций в мире.
Решить задачи по достижению целей модернизации, как отмечается в Послании возможно лишь совместными усилиями государства и общества с особым акцентом на необходимости формирования «инновационной культуры основанной на гуманистических идеалах, творческой свободе, стремлении к улучшению качества жизни». Чтобы реализовать столь масштабную стратегию, необходимо решить не менее масштабную задачу - создать условия для миллионов граждан и в первую очередь для молодых граждан, желающих и готовых быть активными участниками социальных преобразований.
Особое внимание в решении задач, определяющих высокое качество жизни, прежде всего, это улучшение здоровья, образования, культуры, экологии, отводится вопросам молодежной, социальной, демографической политики и развитию человеческого потенциала. Становится очевидным, что в центр социально-экономической политики России поставлены интересы человека, развития личностного роста молодежи и улучшения качества жизни всего общества.
Успех достижения целей социально экономического развития во многом будет зависеть от того как Россия ответит на целый ряд новых вызовов и задач предстоящего периодам, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Одним из важнейших вызовов, непосредственно связанных с молодежью, как основного носителя инновационного потенциала развития страны, является «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития».
Развитие человеческого потенциала невозможно без расширения возможностей выбора - круга вероятных сценариев самореализации человека как личности. Самыми элементарными предпосылками для человеческого развития являются долгая и здоровая жизнь, образование, достойный уровень жизни и обладание политическими и гражданскими свободами, необходимыми для участия в жизни общества. Из доклада «О развитии человека» за 2003 г.
Человеческий капитал, как правило, рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях, или в более широком контексте, как «совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом››. Другими словами, в современном осмыслении понятие «человеческий капитал» определяется не только как результат сформированной системой образования компетентностей/способностей специалистов, выраженный в финансовых показателях, но и результат реализации возможностей людей (умений, способностей, компетентностей) с точки зрения их капитализации в деятельности различных организаций, как институтов экономической деятельности.
Основываясь на данных дефинициях, следует отметить, что именно добровольчество является одним из эффективных инструментов развития и формирования человеческого капитала. С одной стороны, добровольчество, являющееся образовательной методологией для всех людей, получающих в ходе добровольческого труда новый опыт, знания, навыки, а с другой, как
спланированный, управляемый и целенаправленный процесс, обеспечивает общественно полезную добровольческую занятость молодежи, людей всех возрастов, в организациях, учреждениях, использующих труд добровольцев, тем самым повышая эффективность их работы. Особая роль принадлежит молодежному добровольчеству в системе образования. Признается, что организованное на всех уровнях и стадиях обучения, добровольчество является методом формирования знаний и навыков подростков и молодежи, создает условия для их активного участия в жизни общества”
В целом, как и во многих экономически развитых странах, где добровольчество признается и ценится и государством и обществом, в России уже наблюдается появление тенденций и признаков развития добровольческого движения, представляющего собой эффективную систему, через которую люди осуществляют добровольческую деятельность. В наиболее развитом виде добровольческие движения, к числу которых относятся:
а) концептуальная основа, обосновывающая роль добровольчество в обществе;
б) специализированные организации, способствующие развитию добровольчества (локальные, региональные, национальные добровольческие центры);
в) активно действующие НКО, привлекающие к своей деятельности добровольцев;
г) направленные усилия с целью популяризации идеи добровольчества среди населения (фокус - молодежь). К ним следует отнести общероссийские добровольческие акции «Весенняя Неделя добра», в которой ежегодно участвуют до 1 млн. молодых людей, информационные и образовательные кампании «Так просто!››, акции «Поезд молодежи», молодежные образовательные форумы, конференции, награды в области добровольчества и др.;
д) опытные руководители и специалисты добровольческих центров, общественных организаций, социальных служб, которые владеют методологией привлечения добровольцев;
е) система обучения и обмена информацией;
ж) пожертвования в виде материальных (оборудование и деньги) и людских (работа на общественных началах) ресурсов.
Свидетельством о создании предпосылок системного развития добровольчества в субъектах Российской Федерации, является тот факт, что в ряде регионов (Тверская область.Санкт Петербург, Москва, Самарская область (Самара, Тольятти.Новокуйбышевск), Липецкая. Пермская области, Республики Татарстан, Карелия.и др.)) накоплен позитивный опыт создания условий для активного участия граждан в общественно значимой добровольческой деятельности.
В этих регионах наиболее активно идет процесс создания нормативных правовых основ добровольчества через принятие региональных законодательных актов, концепций, региональных или муниципальных целевых программ поддержки и развития добровольчества, на базе которых формируется действующая инфраструктура поддержки добровольчества, как правило, через создание специализированных организаций, полностью посвященных развитию добровольчества (добровольческих центров).
Вместе с тем, продолжает сохраняться значительный разрыв между уровнем вовлеченности граждан в добровольческую деятельность (3.02% экономически активного населения - по данным ГУВШЭ) и их готовностью к участию на добровольных началах (более 40%). Согласно данным всероссийского обследования НКО общий уровень вовлеченности в добровольческую деятельность в некоммерческом секторе в пересчете на полную занятость составил 0,43% от численности экономически активного населения или 0.46% от числа занятых в экономике, что в 3-17 раз меньше показателей ведущих экономически развитых стран.
Таким образом, актуальность системного развития и поддержки добровольчества на государственном и общественном уровне подтверждается с одной стороны задачами социально экономического развития страны, а с другой - готовностью миллионов российских граждан вместе с государством быть активными участниками решения социально значимых проблем на пути
инновационного и модернизационного развития России. Создание инфраструктуры поддержки молодежного добровольчества в образовательной среде и в социуме будет способствовать преодолению негативных тенденций, отмечаемых в Концепции: снижение уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования; слабое развитие форм самоорганизации и
саморегулирования общества; низкий уровень доверия в обществе.
Решение проблем, обуславливающих недоиспользование потенциала добровольчества (волонтерства), позволит создать реальные условия для молодежи, граждан всех возрастов быть активными участниками процессов, обеспечивающих новое качество жизни, повысить доверие общества к
государству, будет способствовать дальнейшей консолидации общественно - государственных усилий для достижения целей социально экономического развития и модернизации страны.
Резюмируя, в контексте значимой роли молодежи в процессах модернизационного и инновационного развития страны, отметим, что успех достижения поставленных целей имеет прямое отношение к развитию и поддержке молодежного добровольчества, как эффективного инструмента вовлечения молодых людей в социальную практику, готовых быть активными участниками, причастными к происходящим переменам.
МОЛОДЕЖНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ.
Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Реализация приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагает существенное повышение степени вовлеченности молодежи в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные процессы с целью увеличения ее вклада в социально-экономическое развитие страны.
Государственная молодежная политика, в которой среди приоритетных направлений названы вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности, является одним из важнейших факторов достижения в процессе социально экономического развития устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики и укрепление позиции России в мировом пространстве.
Приоритетные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу определены в следующих документах:
-Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. №301-р, от 28 февраля 2009 г. №251-р, от І6 июля 2009 г. №997-р);
-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября2008 г. №1662-р;
-Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1663-р;
-Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.
Государственная молодежная политика представляет собой самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:
- выделение приоритетных направлений;
- учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
-участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
-взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
- информационная открытость;
- независимость оценки результатов Стратегии.
Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России.
К числу ключевых приоритетов государственной молодежной политики, определенных в указанных документах, относятся:
-создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи;
-развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны;
-создание условий для раскрытия творческих способностей молодежи, формирование общенациональной системы поиска и поддержки талантливых молодых граждан;
-вовлечение молодежи в социальную практику;
-патриотическое воспитание молодежи, формирование и развитие ценностей здорового образа жизни;
-обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Достижение поставленных целей предполагается осуществить за счет решения следующих задач.
Первая задача - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития. Обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи. Решение данной задачи будет достигаться за счет:
-развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и
др.);
-модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети, модернизации системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;
-оказания информационно-консалтинговой помощи молодежи, разработки специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, при осуществлении поиска, применения и распространения актуальной информации, обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;
-развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования
-нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов;
-поддержки межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно - практические и бизнес - конференции, дискуссионные клубы,
молодежные обмены), участия в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;
-реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.
Вторая задача - формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи. Данная система включает в себя:
-обеспечение многократного увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора;
-создание и развитие системы "социальных лифтов" (поддержки и сопровождения) лауреатов премий и талантливой молодежи из малых городов и сельской местности, адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;
-развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;
-повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников, активная пропаганда и популяризация достижений талантливой молодежи в России и в мире, организация стажировок в лучших отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах мира;
-распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления;
-вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.
Третья задача - гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Задачу позволит решить:
-развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;
-развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;
-популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;
-поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;
-стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников.
Кроме того, в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. №1433-р) одной из основных задач названа задача создания и развития системы волонтеров (добровольных помощников) в массовом спорте.
В Основных направлениях развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на
период до 2015 года, Министерство природных ресурсов РФ указывает (приказ МПР РФ от 22 апреля 2003 г. №342), что представляется необходимым, в сфере эколого - просветительской деятельности развивать институт волонтеров для работы в заповедниках и национальных парках.
С 2008 года вопросам молодежного добровольчества уделяется значительное внимание в связи с проведением в 2012 году Саммита АТЭС, в 2013 году - Универсиады в Татарстане и Олимпиады «Сочи 2014».
При создании определенных организационных и экономических условий поддержки молодежного добровольчества, молодежь будет выступать мощным ресурсом для решения проблем общества, в том числе и решения проблем собственно молодежи усилиями самой молодежи. В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики одним из механизмов развития молодежного добровольчества в России является проект "Доброволец России". Основными целями проекта «Доброволец России» являются:
-мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;
-формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян;
-развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи;
Основными видами работы по реализации указанных направлений являются:
-развитие и поддержка общественных организаций и молодежных объединений;
-формирование информационных банков данных о потребностях и возможностях организации добровольческого труда молодежи в регионах России и за рубежом;
-привлечение молодежи к добровольческому труду в регионах России и за рубежом в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи.
В результате этой работы формируется открытая и доступная для молодых людей система поддержки молодежных инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России. Молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в обществе, почувствовать себя причастным к реализации государственной молодежной политики.
Проект "Доброволец России" адресован каждому молодому человеку в возрасте от 14 до 30 лет, живущему в Российской Федерации. Проведение в 2009 году в Российской Федерации «Года молодежи» содействовало дальнейшему созданию условий для реализации профессиональных и творческих возможностей молодых людей, пропаганде нравственности и здорового образа жизни,
воспитанию гражданской ответственности и распространению идеалов мира и взаимопонимания между народами.
В целях реализации Стратегии ГМП Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ предполагается разработки и введение оценки эффективности государственной молодежной политики и положения молодежи в России. В качестве основного критерия оценки эффективности государственной молодежной политики рассматривается влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи в российском обществе, на динамику и качество
ее общественной и социально-экономической активности. Эффективность вовлечения молодежи в социальную практику осуществляется по целевому индикатору «доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодежи (процентов)››. На 2010 год показатель установлен на уровне 7 процентов от общей численности молодежи, а на 2015 год- 14%.
Таким образом, в контексте приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, государственная молодежная политика является важнейшим инструментом создания условий для повышения степени вовлеченности молодых граждан в общественно-политические и социокультурные отношения, увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.
Основными мотивами добровольческой деятельности являются:
-реализация личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.
-общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации – потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.
-самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности – основа мотивации самовыражения и самоопределения.
-профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное
представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.
-приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом – одна из насущных потребностей современного человека. Добровольческая деятельность должна способствовать развитию таких социальных навыков, как:
- развитие коммуникативных способностей;
-опыт ответственного взаимодействия;
-лидерские навыки;
-исполнительская дисциплина;
-защита и отстаивание прав и интересов;
-делегирование полномочий;
-инициативность.
Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения. Добровольческая деятельность должна предоставлять людям возможность совместного взаимодействия. Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью. Выполнение общественного и религиозного долга. Социальная добровольческая деятельность является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.
Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени. Вместе с тем, организация свободного времени не может быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности.
2.3 ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЁРСТВО.
В научных трудах российских мыслителей немало говорится о воспитании достойных граждан. Так Петр Аркадьевич Столыпин ещё в начале прошлого века отмечал:
«Прежде всего, надлежит создать гражданина… и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот».
Сегодня в России происходят изменения практически во всех сферах жизни общества: трансформируется общественное сознание, пересматривается система приоритетов и ценностей. И вопрос о гражданственности по-прежнему важен. Ведь развитие общества зависит от готовности людей жить в новых условиях не меньше, чем от совершенствования законодательства и развития экономики.
И снова мы обнаруживаем проблему столетней давности, о которой писал философ Иван Ильин:
«И в науке, и в жизни все еще господствует формальное понимание государства, извращающее его природу и разлагающее в душах все основные начала гражданственности. Следуя этому пониманию, люди строят государственную жизнь так, как если бы она сводилась к известным, механически осуществляемым, внешним поступкам, оторванным от внутреннего мира и от духовных корней человека…».
Над проблемой гражданственности рассуждали во все времена. Многие ученые пытались дать ей определение, понять её истоки и суть, однако точного научного обоснования «гражданственности» так и не было дано.
ВОЛОНТЕРСТВО КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ.
«Самое благородное проявление сердца - это безвозмездная помощь» Веселин Георгиев.
Постепенно человек понимает, что многое в окружающем обществе можно сделать самостоятельно, не дожидаясь изменений, инициированных государством. В какой форме это можно сделать? Став волонтером.
Помогая другим людям, пытаясь вникнуть в их проблемы, человек познаёт себя. Сегодня волонтёрская деятельность широко развита во всём мире и представляет собой глобальный процесс объединения людей, которые стремятся внести свой вклад в решение общественно-значимых проблем.
Добровольная помощь может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на искоренение бедности или преодоление последствий стихийных бедствий.Воснове мотивов, побуждающих людей к добровольческой деятельности, лежит спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку:
-потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, проявить
себя;
-потребность общественного признания;
-потребность применения профессионального и житейского опыта;
-желание реализовать себя, воплотить свои идеи;
-потребность влиять и участвовать в социальных изменениях.
Добровольчество — это уникальная возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества. Эта потребность вытекает из осознания этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии человека.
В процессе волонтёрской деятельности человек совершенствуется нравственно, учится общению, взаимодействию и сотрудничеству, гуманности. Так как волонтёрская деятельность носит активный и творческий характер, человек получает возможность проявить себя. Волонтёрская деятельность помогает сформировать отношение к происходящему вокруг, в том числе в политической жизни, выработать гражданскую позицию
Альтруизм является основополагающим качеством волонтёра. Как сказал Георгий Александров: «Альтруизм – самовозгорание во имя погашения чужой беды». Другим важным качеством волонтёра является гуманистическое мировоззрение.
Волонтерство способствует становлению и реализации человека как личности, помогает понять своё предназначение. Помогая другому, человек начинает понимать, что ему нужно. Человек получает возможность заявить о своей жизненной позиции, выразить своё внутреннее «Я», выразить свою гражданскую позицию активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и интересов, а не просто декларированием своих убеждений. Это важное условие социализации и развития личности. Волонтёрство даёт возможность человеку приобрести единомышленников, получить общественное признание, а также стать участником постоянных социальных и политических изменений.
Понятие волонтёрства тесно связано с формированием гражданственности, развитием взаимоотношений между человеком, государством и местным сообществом. С чем это связано? Волонтёрство начинается и происходит добровольно, а добровольный выбор, как отражение личной позиции, - это основополагающий принцип волонтёрства.
Существует множество ярких примеров проявления населением своей гражданской позиции через волонтерство. Так, время летней аномальной жары в Подмосковье в 2010 году сотни добровольцев в течение нескольких дней самоорганизовались без помощи государственных органов, и стали тушить пожары, приобретать и подвозить лесникам и пожарным недостающее оборудование, собирать и распределять гуманитарную помощь для пострадавших. Они не остались в стороне и не посчитали обязанностью государственных структур решать проблему, но проявили свою гражданскую позицию. 2010 год многим запомнился не пожарами и аномальной жарой, а поисками пропавшей Лизы Фомкиной. Пятилетняя девочка потерялась в лесу вместе с тетей и в течение 5 дней ее практически никто не искал. И только когда информация опропавшей попала в Интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиски своими силами Девочку искали около 500 добровольцев, прочесывая лесные завалы и жилые кварталы. Запоздалая реакция органов внутренних дел и МЧС привела к тому, что Лиза умерла от переохлаждения на девятый день со дня пропажи, ее нашли на десятый день. Потрясённые этой историей волонтёры, практически самостоятельно организовавшие поиски, решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось, и организовали общественный поисковый отряд «Лиза Алерт».
Социальную зрелость общества принято определять по тому, насколько активно население участвует в волонтёрской деятельности. В свою очередь, активная гражданская позиция, добровольное участие в общественных и политических мероприятиях способствует развитию демократии.
ГЛАВА 3
УЧАСТИЕ КОЛЛЕДЖА В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ.
Волонтерское движение в колледже формировалось в 2000-м году на основе клубов по интересам «Дом Добрых Дел» и «Милосердие». Направленность этих клубов диктовалось политической ситуацией в стране, когда нужно было проявлять доброту и милосердие к самым незащищенным социальным группам населения нашей страны - к старикам и детям. Несколько лет клуб «ДДД» шефствовал над приютом «Надежда».
Сегодня это волонтерский отряд, чья деятельность направлена на шефство над детдомом «Юнга» и детского коррекционного дома «Клуб Милосердия» и оказывает благоустроительную помощь и гуманитарную поддержку дому-интернату престарелых.
При студенческом парламенте школы «Лидер» создан молодежный центр «Волонтер», который возглавляет Балоян Валерия. В 2012 г на трех отделениях колледжа созданы волонтерские отряды «Белый»,«Синий», «Красный» по цветам государственного флага. Эти отряды, работающие по тем направлениям, которые актуальны на сегодняшний день:
«Антинарко»
«Я успешен. Я не курю»
Участие в акциях «Спаси и сохрани»
«Ты не одинок»
«Наследники победителей помнят»
«Георгиевская лента»
«Чужой беды не бывает»
По инициативе студенческого парламента 2013 г начинает работу проект « Я выбираю жизнь». Суть его в том, что в наш колледж поступают школьники с устойчивой привычкой курения. Центр «Волонтер» приподдержки вице-президентов организует показ видеофильма «Способ Алена Карра», возможно проект поможет несовершеннолетним подросткам выбрать самый правильный выход из этой ситуации. В период зимних каникул волонтеры нашего колледжа объявляют акции «Чистый колледж», «Чистый город», «Чистый пляж», «Пионерская роща: из прошлого – в настоящее».
Наши волонтеры мобильно откликаются на оказания помощи благоустройства внутригородских районов администраций, за что имеют ряд благодарностей.
ИНТЕРВЬЮ.
Трагедия летом 2012 года не стало исключением. Наводнение в Краснодарском крае — стихийное бедствие, вызванное проливными дождями. В течение 6—7 июля 2012 года выпала более чем трёх-пятимесячная норма осадков. Число пострадавших — более 34 тысяч человек, погиб 171 человек. Специалисты присвоили данному наводнению статус выдающегося. Всего за период спасательных мероприятий было спасено 872 человека, проведена эвакуация 2912 человек. В зоне ЧС была задействована группировка в 10600 человек, 2600 единиц техники и 10летательных аппаратов.
Неравнодушные студенты нашего колледжа так же стали добровольцами ликвидации последствий стихийного бедствияи помощи пострадавшим. Они дали интервью об участие молодежи в волонтерском движении.
Воробьев Александр, 4 курс:
- Что тебя побудило вступить в ряды волонтеров, оказывающим помощь людям в г. Крымске и п. Ново-Михайловском?
-Желание помочь людям.
-Считаешь ли ты, что твоя помощь сыграла определенную роль?
-Да. Жители Крымска нуждались в любой помощи.
- Милосердие как нравственное качество, оно свойственно современной молодежи?
-Я считаю, что да. Никого не принуждали вступать в волонтерство и ехать в Крымск, это было собственный выбор присутствующих там.
- Как трагедия жителей города повлияла на твои поступки?
-Особо ни как.
- От своей помощи ты ожидал какой-либо благодарности?
-Нет.
- В будущем ты готов поступить так же?
-Я думаю да, ведь от беды никто не застрахован, но каждому будет приятно получить помощь.
- Опиши, что ты увидел, прибыв в Крымск, и свою работу.
-Когда я приехал в Крымск, я увидел страшные картины, о которых неприятно вспоминать. Меня и других ребят отправили в Крымский тех. колледж, в котором мы проделали объемную работу по расчистки здания.
Черных Сергей 2 курс:
-Считаешь ли ты, что твоя помощь сыграла определенную роль?
-Наверно нет, я считаю, что мало сделал для жителей Крымска.
- Милосердие как нравственное качество, оно свойственно современной молодежи?
-Нет, я считаю, что нынешняя молодежь не такая как раньше, современная молодежь более безразлично относится к трагедиям других людей.
- Как трагедия жителей города повлияла на твои поступки?
-Думаю, что никак.
- От своей помощи ты ожидал какой-либо благодарности?
-Нет.
- В будущем ты готов поступить так же?
-Да, я готов помочь в беде, ведь всем в такой ситуации нужна помощь.
- Опиши, что ты увидел, прибыв в Крымск, и свою работу.
-Когда я и мой друг приехали в Крымск, мы увидели разрушенные дома, снесенные мосты и нам было жутко от увиденного. Наша работа заключалась в том, что мы разносили воду пострадавшим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом на основе изученного и проанализированного материала следует, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только может помочь решению многих социальных проблем общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Данные примеры демонстрируют, как человек может проявить свою гражданскую позицию в экстренных ситуациях, не дожидаясь помощи со стороны органов власти. Но помимо экстренных случаев проявить свою гражданскую позицию можно и в повседневной жизни, помогая государству выполнять взятые им обязательства. Так, например волонтеры посещают детей в больницах (в утренние и вечерние часы), осуществляют гигиенический уход, читают с ними книги, играют в развивающие игры, гуляют, помогают воспитанникам детских домов и одиноким пожилым людям, помогают собрать необходимое количество средств, для проведения дорогостоящих медицинских операций и т.д.
Каждый волонтер верит в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень проста. Это доказала трагедия в Крымске. Даже сейчас, проезжая по дороге мимо пострадавших населенных пунктов мы видим плакат, на котором написано: «Спасибо люди за милосердие!». И это значит, что такая деятельность нужна людям. А это значит, что живет в сердцах доброта, милосердие, отзывчивость. И это значит, что у такого народа, у такой страны есть будущее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтёрство
http://volonter.valaam.ru/ru/volunteering.htm
http://ec.europa.eu/citizenship/eyv2011/doc/National%20report%20EE.pdf
http://www.cloudwatcher.ru/analytics/6/view/53/
http://www.tehbez.ru/BPravo/DocumShow.asp?DocumID=145082&Docum Type=0
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/288928/
http://www.prison.org/lib/howhelp/doc001.htm
http://www.coast.ru/referats/librery1/prison/biblio/hth_1.htm
http://www.magadan.ru/ru/oiv/2-44-22/news/2013-01-16-17-39-29.html
http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow.asp?DocumID=145374&DocumType=36
http://www.rg.ru/2010/12/03/imushestvo-dok.html
http://www.slideshare.net/taniaevlampieva/ss-14129951
http://kguki.info/index.php?option=com_content&task=view&id=765&Itemid=336
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мать_Тереза
http://www.sbornet.ru/publics/show-6.htm
Цветок или сорняк?
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Эта весёлая планета