Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 9-11 классов, проанализировать отношение к прозвищам.
Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
Вложение | Размер |
---|---|
prozvishcha.docx | 30.4 КБ |
Министерство образования и науки Республики Тыва
XV республиканская научно-практическая конференция молодежи и школьников
Исследовательская работа на тему:
«Мир школьных прозвищ»
Выполнил: Балчый-оол Буян Эдуардович,
ученик 11 “б” класса МБОУ СОШ с. Бай-Хаак
Руководитель: Оюн Зинаида Овеш-ооловна
– учитель родного языка и литературы
МБОУ СОШ с.Бай-Хаак
Автором изучено наличие прозвищ и особенности их происхождения у учащихся 9-11 классов МБОУ СОШ с. Бай-Хаак. Данное исследование позволяет связать лингвистическое знание с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное, выяснить отношение школьников к прозвищам
Бай-Хаак – 2013г.
Содержание
Введение | 3 |
1. Выбор темы-проблемы | 4 |
1.1. Область исследования, объект исследования | 4 |
1.2. Актуальность темы | 4 |
1.3. Формулировка цели и задач исследования | 4 |
1.4. Этапы исследования. Методы исследования | 5 |
2. Теоретические исследования | 6 |
2.1. Из истории собственного имени | 6 |
2.2. Особенности прозвищ как языкового явления | 6 |
3. Практические исследования | 8 |
3.1. Прозвища, образованные от фамилии носителя прозвища | 8 |
3.2. Прозвища, образованные от собственного имени или отчества | 8 |
3.3. Прозвища, связанные с особенностями внешности человека | 8 |
3.4. Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, особенности его характера | 9 |
3.5. Другие прозвища, встречающиеся в нашей школе | 9 |
4. Заключение | 10 |
5. Список используемой литературы | 11 |
6. Приложение №1: Анкета | 12 |
Введение
Фамилия, имя, отчество. Эти три слова или аббревиатура Ф.И.О., их обозначающая, стоят в бланках различных документов, в школьных журналах и т.д. В них фиксируют официальные именования людей, с которыми человек проходит через всю жизнь.
Но представим свой класс, своих одноклассников и сразу вспоминаем, что у многих ребят, да и у нас тоже, есть ещё одно именование. Его не записывают в классный журнал, о нём могут не знать взрослые. А вот одноклассники употребляют его часто.
Когда идёшь по школьному коридору, то слышишь примерно следующее:
- Привет, Kаппа.
- Привет, Кива.
- Ты Банана не видел?
- Видел. Он с Шоколадом в столовую пошёл.
Вы, конечно же, догадались, что речь идёт о прозвищах.
Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы: «Мир школьных прозвищ».
1. Выбор темы-проблемы
1.1. Область исследования, объект исследования
Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.
Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.
База исследования – учащиеся 9-11 классов МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского района
1.2. Актуальность:
- прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены
- возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
-исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
1.3. Цель исследования
Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 9-11 классов, проанализировать отношение к прозвищам.
Гипотеза
Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
Задачи:
1.4. Этапы исследования
Ноябрь – изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала.
Декабрь – проведение анкетирования, обработка результатов.
Январь-февраль – написание научно-исследовательской работы.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- анкетирование;
-анализ;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
2. Теоретические сведения
2.1. Из истории собственного имени
Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.
Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?
У тувинцев, если дети в семье часто умирали, то, желая сохранить новорожденным жизнь, им давали неблагозвучные имена типа Кодур-оол - Кодур-кыс (от слова "кодур" - "лишайный"), Калдароол - Калдармаа (от слова "калдар" - "чумазый") и т.д. В этих же целях иногда мальчика называли девичьим именем, девочку мужским; или девочку одевали как мальчика, а мальчика как девочку, при этом первой стригли волосы, второму, наоборот, их отращивали и заплетали в косы. К этому же типу защитительной магии относился обычай давать ребенку кличку или прозвище, в то время как настоящее его имя не произносилось вслух, чтобы его не услышали злые духи, которые, по поверьям тувинцев, забирали души маленьких детей. Подобные представления широко бытовали у соседних с тувинцами народов, в частности монголов.
В школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Мало исследованы причины возникновения прозвищ.
Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.
2.2. Особенности прозвищ как языкового явления
Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
В словаре С.И. Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».
Изучая дополнительную литературу, я узнал, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика. Прозвищами же занимается – деантропонимия. (Происходит превращение имен собственного в нарицательное. Такое явление называется деантропонизация.)
Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.
Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем.
Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы.
Я задумался над вопросом: почему прозвища так распространены в нашей школе? Хорошо это или плохо? Какова история их возникновения?
Много вопросов возникает по поводу прозвищ: почему одни обидные, а другие нет и даже красивые, приятные? Почему одни понятны любому, кто бы их ни услышал, а другие – лишь небольшой группе ребят? И нет в науке об именованиях людей более трудного для изучения раздела, чем прозвища. Почему? Да потому, что имена, отчества, фамилии зафиксированы в памятниках письменности, в литературных произведениях, в различных документах. А по прозвищам такого материала в литературе мало. И я тоже решил проанализировать прозвища учащихся 9-11классов нашей школы.
3. Практические исследования
3.1 Прозвища, образованные от фамилии носителя прозвища.
Добрая половина школьных прозвищ возникла на основе фамилий учеников. Способы образования их очень разные, самый распространённый – это когда берётся часть фамилии и к ней прибавляется суффикс:
Коммисарчик (от фамилии Комиссаров), Суванова (от фамилии Суваан), Сайфук (от фамилии Сайфуддинов), Шурик (от фамилии Шурышева), Хертешка (от фамилии Хертек), Санта (от фамилии Сандак),Иголкина (от фамилии Наголкина), Пурушкек ( от фамилии Пуружен)
3.2 Прозвища, образованные от собственного имени или отчества.
Приблизительно такая же картина – отсутствие эмоциональной окраски – наблюдается и в большей части прозвищ, образованных от имён. Возникают прозвища по искажённому произношению имени: Некит (от имени Никита), Сашка (от имени Саша), Пашка (от имени Паша), Чайна (от имени Чаяна), Шолбик(от имени Шолбана), Серый (от имени Сергей) Регион, Регинчик (Регина).
Подчас ребятам кажется, что имена слишком похожи на слова нарицательные, и появляются прозвища, звучащие, как такие слова: Валет от Валентины, Павлин от Павла.
Порой к изменённым именам ещё добавляется рифмующееся слово: Сашка - простоквашка (от имени Саша),Лянчик – обезьянчик (от имени Лияна, сокращённо Ляна), Лёха-лепёха, Буянчик-тараканчик
Прозвищ, образованных от имён, гораздо меньше, чем от фамилий, но их достаточно в современном ребячьем языке.
3.3 Прозвища, связанные с внешностью и характером ребенка:
Цыпа ( светловолосый ), Тас-оол ( лысая голова ), Аскак-Ашак ( хромая ходьба), Кара-Моос ( очень смуглое лицо ), Зая ( симпатичные ушки ) ,(Орус) ( похож на русского), Камбала ( большие глаза ), Каранмай ( смуглое лицо ), Достак-Карак (большие глаза ), Хаванчук ( курносый ),Кара-Хопуй ( смуглое лицо ), Халбаажык (жировые складки живота свисают вниз), Хорлангы ( раздраженная кожа ), 5 тонн (избыточный вес),
И хотя эти прозвища, данные ребятам за какие-нибудь свойства и недостатки, обидные, я всё-таки остановлюсь и на них. Какие же признаки выделяются в прозвищах? Прежде всего, внешний вид. Здесь и рост, и комплекция, и цвет волос: Пончик, Конопатая, Шкаф, Кишка, 5тонн, Тоткан...
3.4 Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, его характер, а также какое-то событие в жизни этого человека:
Герой (провожала подругу от одного конца села до другого ), Акула ( переменное настроение ), тувинский Цицерон- М. Кенин-Лопсан ( остроумие, ораторские способности ), Kаппа ( постоянно носила одежду этой фирмы ), Ёх ( в своей речи постоянно использовал это междометие ), Однако ( часто произносила это слово ), Хакер ( хорошо разбирался в компьютерах ), Аныяк ( любила песню «Аныяк кыс» ), Дарган ( кузнец ), Молоток ( кузнец ), Далган-Чиир ( в детстве ел сырое тесто ), Лендей ( хорошо учился ).
3.5 Другие прозвища, встречающиеся в нашей школе.
Эти прозвища я не смог отнести ни к одной выше описанной группе.
Одурек, Пикач, Кенду, Крот, Чылгычы, Кушкаш, Сарадак, Орбит, Феррари, Али-Баба, Банан, Крыса, Дагаа, Санта, Шерман,
Заключение
Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда как те примерно двадцать процентов, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе
Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе.
Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми располагают лингвисты, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей.
5. Список использованной литературы
6. Приложение №1: Анкета
Анкета
1. Фамилия. Имя. Отчество.
2. Класс.
3. Есть ли у вас прозвище?
4. Назовите своё прозвище?
5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)
6. Кто дал вам прозвище?
7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)
8. Менялось ли у вас прозвище?
9. Считаете ли вы его обидным?
11. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?
12. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?
13. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)
14. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?
15. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?
Хитрый коврик
Заяц-хваста
Музыка космоса
Два плуга
Золотая хохлома