Исследовательская работа по изучению пагубного влияния компьютера и компьютерных сетей на здоровье школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_1.doc | 319.5 КБ |
МОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа
на тему:
«Влияние компьютера и компьютерных сетей на детей и подростков»
Выполнила: ученица 10Б класса
Заец Людмила Петровна
Руководитель: учитель биологии
Кижватова Елена Васильевна
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
1. Актуальность темы |
2. Цель исследования |
3. Объект исследования |
4. Методики исследования |
5. Задачи исследования |
6. Проблема |
Актуальность темы:
Сегодня персональный компьютер (ПК) превратился в непременный атрибут нашей работы и жизни. С появлением сети Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.
Дети и подростки зачастую предпочитают общение с ним любым другим видам развлечений, они стали проводить меньше времени на свежем воздухе, меньше играть в подвижные игры. Пользователи сети Интернет стали меньше общаться лично, отдавая предпочтение чатам, электронной почте, ICQ и т.д.
В настоящее время вопрос об опасности работы населения за дисплеями персональных компьютеров (ПК) поднялся до уровня общенациональной проблемы в США, Германии и других странах. В частности, в Германии работа за дисплеями входит в список 40 наиболее вредных и опасных профессий.
При этом, как показали исследования, отдельные технические параметры дисплеев вовсе не гарантируют ни комфортности работы, ни ее эффективности. Значение имеют лишь их оптимальные и допустимые сочетания, которые и внесены в Государственные стандарты России, которые утверждены в 1997 году. Согласно их требованиям все изготовляемые и ввозимые в Россию, все продаваемые и устанавливаемые дисплеи подлежат сертификации, которая является обязательной с 1 октября 1998 года.
В целях профилактики «компьютерных заболеваний» современной наукой разработан ряд норм и правил работы на ПК. Согласно СанПиН 2.2.2.542-96 «Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ» непрерывная длительность работы школьников на ПК не должна превышать 10 – 30 минут в зависимости от возраста. После работы должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого часа работы – физические упражнения для профилактики общего утомления. Длительность перемен между сеансами работы на компьютере должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из помещения, где установлен компьютер.
Не смотря на то, что человек ещё не так давно знаком с компьютером, уже стали приобретать очертания профессиональные заболевания компьютерщиков. Это, в первую очередь, остеохондроз и зрительные расстройства. Кроме того, у них наблюдаются расстройства нервной системы, учащение приступов аллергии, снижение иммунитета.
Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики, возникающие в результате связи «компьютер – психика». О ее актуальности говорит факт появления в 1996 году в американской официальной классификации психических болезней (DSM) нового раздела «кибернетические расстройства». К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания.
Современный этап развития общества характеризуется бурным информационным ростом. Ежедневно человеку приходится сталкиваться с огромным объемом новой информации, 80-90% которой он воспринимает через орган зрения.
Персональные компьютеры с каждым годом все больше и больше входят в нашу жизнь. Более 10 млн жителей России пользуются дома компьютерами. Все это, к сожалению, не проходит бесследно. 40% пользователей ПК испытывают явления зрительного утомления ежедневно, у 92% зрительное утомление развивается время от времени. Длительные зрительные перегрузки приводят к истощению компенсаторных возможностей организма и возникновению различных заболеваний органа зрения.
Невнимательное отношение к своему здоровью, к гигиене зрения, освещения, нерациональные зрительные нагрузки усугубляют ситуацию. Компьютерная астенопия приводит к кратковременному или стойкому понижению остроты зрения. И чем раньше мы обратимся к врачу-специалисту за помощью или начнем соблюдать необходимые правила при работе с компьютером, тем больше шансов сохранить и восстановить свое здоровье.
Цель исследования:
Изучение пагубного влияния компьютера и компьютерных сетей на здоровье человека
Объект исследования:
Ученики старших классов Зубово-Полянской средней школы №1
Методики исследования:
1. Лабораторное исследование
1) Измерение давления до просмотра (до работы) и после.
2) Измерение температуры до и после работы
3)Определение остроты зрения помощью компьютерной программы “Орбис”.
2. Анкетирование
3. Статистический анализ
Задачи исследования:
1. Оценить степень неблагоприятного воздействия ПК и сети Internet на здоровье старшеклассников,
2. Исследовать соблюдение пользователями правил работы на ПК;
3. Провести сравнение здоровья лиц, соблюдающих правила работы на ПК, и тех, кто их не соблюдает.
Проблема:
расстройства здоровья, возникающие в результате связи «компьютер – подросток».
Методы исследования
1. Лабораторное исследование.
1). Измерение давления проводилось до и после урока информатики медицинской сестрой нашей школы.
2). Измерение температуры учащиеся выполняли дома до и после работы на компьютере. Для чистоты эксперимента было рекомендован 1 час компьютерного времени.
3). Программа “Орбис” предназначена для исследования остроты зрения с использованием персонального компьютера. Авторы программы Корняков Василий Николаевич, программист, Хоружина Ольга Петровна, врач офтальмолог, Рабочий Александр Викторович, врач невролог, врач функциональной диагностики
“Orbis” в переводе означает круг, кольцо.
Метод основан на использовании колец Ландольта – наиболее достоверного, удобного, общепринятого интернационального оптотипа. Обследуемый должен определить с какой стороны кольца расположен разрыв. Благодаря использованию колец различного диаметра создаются условия для определения как более высокой, так и более низкой остроты зрения без изменения расстояния. Установив тот уровень, при котором обследуемый распознает разрывы в наименьших по диаметру кольцах, программа определяет остроту зрения. Этот показатель представляет собой соотношение двух расстояний: того, с которого ведут проверку, к тому, на котором разрывы в знаках данного ряда видны под углом в 1 минуту.
Программа удобна для домашних и профессиональных пользователей персональных компьютеров, как скрининговый метод при выявлении дефектов зрения.
Программа удобная, быстрая, проста в применении, доступна каждому владельцу персонального компьютера, не требует глубоких знаний и определенных навыков
Авторы надеются, что представленная Вашему вниманию программа поможет следить за состоянием зрения. При снижении остроты зрения ниже 1.0 настоятельно рекомендуется посетить офтальмолога в ближайшем лечебном учреждении и согласовать вопросы дальнейшего обследования, лечения и наблюдения.
В интернете в настоящее время уже немало программ по диагностике различных заболеваний и состояний организма. Многие программы являются уникальными по своей значимости, возможностям и перспективам.
В отличие от других аналогичных программ “Орбис” позволяет использовать стандартные устройства ввода-вывода информации: клавиатуру, мышь, джойстик, звуковую карту с отображением манипуляций пациента, используя настраиваемые графические указатели и звуковые сигналы. Это позволяет расширить круг обследуемых, сократить время обследования, а также использовать программу практически на любом персональном компьютере, в том числе в домашних условиях.
Руководство пользователю программой
1. Исследование лучше проводить в комнате при равномерном искусственном общем освещении, а не при дневном (т.к. отсутствуют внешние факторы среды, влияющие на освещение, такие как время суток, погода).
2. Исследование проводится монокулярно (то есть отдельно на каждый глаз). Второй глаз можно прикрыть повязкой или свободной ладонью.
3. Запуск программы файлом Ptest1.exe
4. Необходимо настроить размер кольца Ландольта, для этого приложите к линейке на мониторе обычную линейку, и регулируя бегунком, выставите расстояние между ближайшими рисками (одинакового размера) так, чтобы оно соответствовало 1 см масштабной линейки.
5. Расстояние от середины монитора до середины надбровной дуги обследуемого должно соответствовать 2 метрам.
6. Нажмите кнопку “пуск” в верхнем правом углу панели для начала тестирования.
В качестве органа управления используется мышь. Правую клавишу мыши нажимаете в том случае, если не видите направления разрыва в кольце. Соответственно размеры кольца будут увеличиваться до тех пор, пока не будет возможно определение направления разрыва.
При возможном определении направления разрыва кольца необходимо с помощью мыши направить графический указатель в эту сторону и нажать левую клавишу мыши. Программа регистрирует только тот результат, который был зафиксирован нажатием кнопки мыши.
NB! При случайном нажатии правой клавиши мыши, во избежание получения неверного результата, необходимо начать тестирование заново, нажав кнопку “пуск” в правом верхнем углу окна.
По окончании тестирования результат высвечивается в верхнем левом углу экрана.
Дополнительные возможности:
Для настройки расстояния от дисплея до обследуемого откройте панель настройки расстояний и размеров:
В панели “расстояние от дисплея” необходимо выставить параметры с учетом имеющейся длины шнура мыши.
2. Возможна индивидуальная настройка временных интервалов с учетом скорости реакции, навыков манипулирования мышью.
Настройка панели “временные интервалы”.
3. Тестирование возможно с использованием мыши, клавиатуры или джойстика.
Панель “дополнительные органы управления и отображения”.
А. Использование мыши предусмотрено по умолчанию.
В программе пользователю предлагается выбор различных указателей: геометрическая фигура или графический элемент.
Для выбора рисунка необходимо отметить галочкой пункт “использовать графику” и кнопкой справа выбрать желаемый рисунок из списка меню.
Перемещая бегунок напротив панели “смещение Х” или “смещение Y” возможно перемещение рисунка относительно оптотипа.
Для выбора геометрической фигуры необходимо убрать галочку напротив строки “использовать графику”.
Программой предусмотрен выбор цвета указателя (геометрическая фигура).
Б. При использовании клавиатуры, необходимо убрать галочки напротив “использовать графику” и “отобразить направление указателя”.
Нажатием стрелок “верх”, “вниз”, “вправо”, “влево” указываете направление разреза на кольце. Если разрез не виден вовсе, необходимо нажать клавишу пробела.
В. Для работы с джойстиком поставьте галочку напротив строки “использовать джойстик”.
4.Тестирование возможно с использованием звукового сигнала и без него.
Отметьте галочкой строку “звуковой сигнал” и нажатием кнопки справа выберете желаемые звуки из каталога программы.
5. Панель “настройка алгоритма” используется авторами программы. Не рекомендуется самостоятельно изменять параметры настройки алгоритма, так как это может привести к неправильной работе программы.
RS! На результат исследования может влиять общее состояние больного, утомляемость, психическое волнение, подъем (понижение) артериального давления, сосудистые спазмы.
3. В качестве метода исследования было выбрано анкетирование. Этот метод также позволяет провести исследование соблюдения правил и норм работы на ПК.
Для решения поставленных задач нами была разработана анкета, состоящая из 22 вопросов, которая приводится ниже. Анкетирование было письменным и анонимным, т.к. это позволяет повысить достоверность получаемых данных. Было опрошено 25 учащихся десятых классов школы №1 пгт. Зубова Поляна и все из них пользуются услугами Internet. Опрос проводился в классах, обучающихся по стандартной программе.
Анкета
Дата рождения:_____________________________________________
1. Как давно вы пользуетесь компьютером:
____________________________________ лет.
2. Сколько времени Вы проводите за компьютером:
а) до 2-х часов в день;
б) от 2-х до 5 часов в день;
в) более 5-ти часов в день.
3. Какими программами Вы пользуетесь чаще всего:
а) текстовым редактором (Word);
б) графическим редактором (Paint, Photoshop);
в) играми;
г) другое _____________________.
4. Сколько времени Вы проводите в Интернете:
а) до 2 часов в неделю;
б) от 2 до 5 часов в неделю;
в) до 2 часов в день;
г) от 2 до 5 часов в день.
5. Какова Ваша потребность в компьютерных играх:
а) отношусь к ним равнодушно;
б) периодически возникает желание поиграть;
в) и дня не могу без них обойтись.
6. Как Вы относитесь к Интернету:
а) равнодушно;
б) пользуюсь им только по необходимости;
в) испытываю ежедневную потребность в Интернете;
г) не представляю свою жизнь без Интернета.
7. Влияет ли Интернет на Вашу учебу:
а) не влияет;
б) помогает учиться;
в) мешает учебе.
8. Как давно Вы пользуетесь Интернетом:_________________________________ лет.
9. Как влияет Интернет на Ваше общение с окружающими:
а) никак не влияет;
б) благодаря Интернету у меня появились новые друзья, общение с прежними не изменилось;
в) с появлением Интернета стал (а) меньше общаться с друзьями;
г) Интернет заменяет мне реальное общение.
10. После работы за компьютером затуманивается ли у Вас зрение (предметы кажутся неясными, расплывчатыми):
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
11. Вызывает ли у Вас работа за компьютером раздражение глаз (покраснение, жжение, зуд, чувство «песка» под веками):
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
12. Появляется ли у Вас головная боль во время работы за компьютером:
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
13. Имеются ли у Вас нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость или астигматизм):
а) нет;
б) да.
14. Если имеются, то связано ли их появление с компьютером:
а) нет;
б) да.
15. Вы работаете за компьютером:
а) в освещенной комнате;
б) в темноте;
в) при тусклом свете.
16. Как часто Вы делаете перерывы в работе на компьютере:
а) вообще не делаю;
б) каждый час;
в) каждые 20 минут;
г) другое __________________________________.
17. Выполняете ли Вы упражнения для глаз:
а) вообще не делаю;
б) каждый час во время работы на компьютере;
в) каждые 30 минут во время работы на компьютере;
г) другое __________________________________.
18. Появляется ли у Вас боль и усталость плеч и спины во время работы на компьютере:
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
19. Появляется ли у Вас боль и усталость рук, кистей и пальцев во время работы на компьютере:
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
20. Стали ли Вы чаще болеть с появлением компьютера:
а) да;
б) нет;
в) не обращал (а) внимания.
Результаты исследования:
1. Лабораторное исследование
1)Измерение давления до и после работы на ПК
Измерения, полученные мною, выглядят следующим образом:
Ф.И. испытуемого | давление до работы за ПК | давление после работы за ПК |
Бажанов Вячеслав | 110/80 | 120/80 |
Борькина Татьяна | 110/80 | 120/80 |
Валуев Артём | 120/80 | 120/80 |
Вирясова Кристина | 100/80 | 110/80 |
Гордеев Алексей | 100/80 | 110/80 |
Кураев Александр | 120/90 | 120/80 |
Маметьев Константин | 110/80 | 120/80 |
Меринова Альбина | 100/80 | 120/80 |
Маркина Светлана | 100/80 | 110/80 |
Улакина Светлана | 130/90 | 110/80 |
Барсукова Ирина | 120/80 | 120/80 |
Шаров Виктор | 110/70 | 110/80 |
Козлова Мария | 110/70 | 110/70 |
Шаров Сергей | 130/90 | 120/80 |
Шуманова Ирина | 110/80 | 110/80 |
Пинясова Марина | 90/70 | 110/80 |
Пинясов Илья | 120/80 | 120/80 |
Щукин Роман | 110/80 | 110/80 |
Тилимов Денис | 110/80 | 110/80 |
Пахомов Максим | 120/90 | 110/80 |
Яшунин Дмитрий | 120/80 | 120/80 |
Тюркина Юлия | 110/90 | 120/80 |
Куприянова Татьяна | 100/80 | 110/80 |
Шейкина Нина | 100/80 | 110/80 |
Кулагина Кристина | 100/90 | 120/80 |
Среднее значение | 100,8/81,2 | 114,8/79,6 |
2)Измерение температуры до и после работы на ПК
Измерения, полученные мною, выглядят следующим образом:
Ф.И. испытуемого | t до работы за ПК | t после работы за ПК | ∆t |
Бажанов Вячеслав | 36,6 | 36,9 | 0,3 |
Борькина Татьяна | 36,4 | 36,6 | 0,2 |
Валуев Артём | 36,6 | 36,9 | 0,3 |
Вирясова Кристина | 36,5 | 36,7 | 0,2 |
Гордеев Алексей | 36,6 | 36,7 | 0,1 |
Кураев Александр | 36,6 | 36,9 | 0,3 |
Маметьев Константин | 36,6 | 36,8 | 0,2 |
Меринова Альбина | 36,6 | 36,8 | 0,2 |
Маркина Светлана | 36,5 | 36,7 | 0,2 |
Улакина Светлана | 36,6 | 36,8 | 0,2 |
Барсукова Ирина | 36,4 | 36,5 | 0,1 |
Шаров Виктор | 36,5 | 36,7 | 0,2 |
Козлова Мария | 36,5 | 36,7 | 0,2 |
Шаров Сергей | 36,7 | 36,9 | 0,2 |
Шуманова Ирина | 36,6 | 36,8 | 0,2 |
Пинясова Марина | 36,8 | 36,9 | 0,1 |
Пинясов Илья | 36,6 | 36,8 | 0,2 |
Щукин Роман | 36,4 | 36,6 | 0,2 |
Тилимов Денис | 36,6 | 36,8 | 0,2 |
Пахомов Максим | 36,4 | 36,5 | 0,1 |
Яшунин Дмитрий | 36,7 | 36,9 | 0,2 |
Тюркина Юлия | 36,6 | 36,8 | 0,2 |
Куприянова Татьяна | 36,4 | 36,4 | 0 |
Шейкина Нина | 36,6 | 36,9 | 0,3 |
Кулагина Кристина | 36,6 | 36,8 | 0,2 |
∆t средняя = 0,2 |
3) Определение остроты зрения помощью компьютерной программы “Орбис”.
В результате проверки остроты зрения при помощи программы “Орбис”, мы получили следующие данные:
Острота зрения | До начала работы, % | После 1 часа работы на компьютере, % |
1,0 | 96 | 88 |
0, 9 | 4 | 12 |
2. Основные результаты анкетирования приведены в таблицах №1 и №2, а также диаграммах №1 – №3.
Таблица №1 «Частота появления симптомов КЗС и заболеваний скелетно-мышечной системы во время работы на ПК»
Симптом | Частота появления, % | ||
каждый раз | иногда | никогда | |
Головная боль | 0 | 36 | 64 |
«Глазные» симптомы КЗС | 0 | 36 | 64 |
«Зрительные» симптомы КЗС | 0 | 32 | 68 |
Боль и усталость рук, кистей и пальцев | 0 | 12 | 88 |
Боль и усталость плеч и спины | 0 | 40 | 60 |
Таблица №2 «Соблюдение учащимися правил профилактики при работе на ПК»
Вид мероприятия | Интервал, минут | ||||
5…20 минут | 30 минут | 60 минут | Более 60 минут | Не вып. | |
Перерывы | 20% | 8% | 36% | 16% | 20% |
Упражнения для глаз | 1,1% | 11,2% | 4,4% | 4,4% | 78,9% |
Диаграмма №1 «Время, проводимое за ПК в день»
Диаграмма №2 «Время, проводимое в сети Internet»
Диаграмма №3 «Освещение при работе на ПК»
Кроме того, выяснилось, что:
1. Средний стаж работы старшеклассников на ПК – 4 года, использования Интернет-3 года;
2. Симптомы КЗС наблюдаются у 16 % опрошенных .
3. Симптомы скелетно-мышечных расстройств после и во время работы за ПК периодически появляются примерно у 12% опрошенных;
4. У 8 % в результате работы на ПК появились расстройства зрения (близорукость и астигматизм);
5. Нормы и правила работы на ПК полностью соблюдают только 12% опрошенных
6. У 8 % (на мой взгляд, наблюдается синдром интернет-зависимости, а у 4% – симптомы компьютерной игромании;
7. Случаев появления аллергии, учащения её приступов и снижения иммунитета в результате использования ПК не выявлено;
8. Среди соблюдающих нормы и правила работы на ПК только у 2 человек периодически появляется головная боль; остальных симптомов КЗС и скелетно-мышечных расстройств в данной группе старшеклассников не выявлено.
Рекомендации:
Освещенность рабочего места 500 лк., высота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, либо стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног. Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100 – 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. Оптимальное расстояние глаз от экрана видеомонитора – 60-70 см.
Убрать блики и повысить контрастность изображения можно при помощи защитных фильтров, при покупке которых также нужно проверять наличие паспорта с результатами проверки именно этого образца. Коэффициент его зеркального отражения должен быть не более 1%, а коэффициент пропускания 35 – 40% при низкой освещенности и 55 – 60% при высокой.
В целях защиты от электромагнитного излучения и других вредных факторов при работе на ПК я предлагаю выполнять следующие рекомендации:
1. По возможности пользоваться жидкокристаллическим монитором;
2. При приобретении монитора необходимо обращать внимание на наличие гигиенического сертификата, кроме того он должен быть правильно настроен;
3. Располагать системный блок и монитор как можно дальше от пользователя;
4. Так как электромагнитное излучение от стенок монитора наиболее сильное, располагать монитор в углу, так, что бы излучение поглощалось стенами;
5. Не оставлять компьютер включенным в течение длительного времени без надобности;
6. Разместить монитор так, что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше;
7. Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства;
8. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги пользователя могут прочно стоять на полу;
9. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края;
10. По возможности сократить время работы за компьютером и делать перерывы в работе каждые 10 – 20 минут;
11. Выполнять комплекс упражнений для глаз и общую лечебную гимнастику;
12. Как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его;
13. Единственным средством профилактики Intrnet-зависимости и игромании является самоконтроль и саморегуляция. Следите за тем, сколько времени вы посвящаете Интернету и компьютерным играм, не стали ли вы более раздражительны в последнее время.
Выводы:
1. Симптомы компьютерного зрительного синдрома и скелетно-мышечных расстройств появляются в результате работы на ПК более, чем у 18% старшеклассников;
2. Работа на ПК может явиться причиной появления расстройств зрения;
3. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и сетью Internet может привести к появлению компьютерной игромании и Интернет-зависимости;
4. Нормы и правила работы на ПК полностью соблюдают только 12% старшеклассников;
5. Основной причиной появления «компьютерных» заболеваний является непрерывная работа за ПК в течение длительного времени (более 20 минут), а также не выполнение профилактических мероприятий (перерывы в работе, гимнастика для глаз и физкультурные минутки).
6. На основании измерения температуры до и после работы на ПК выяснилось, что
температура увеличивается после работы на ПК в среднем на 0,2°.
7. На основании измерения давления до и после работы на ПК выяснилось, что давление
после работы на ПК повышается.
8. На основании исследования, проведенного с помощью компьютерной программы
Орбис, выяснилось, что острота зрения падает при использовании компьютера.
Список литературы
1)А. И. Савостьянов – «Психическое здоровье школьника»
2) О. С. Лихачевская – «Как сохранить зрение при работе на компьютере»
3) Дорис Шнайдер – «Тренировка зрения для работающих на компьютере»
4) www.myref.ru
Рукавичка
Муравьиная кухня
Снегири и коты
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны