Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Двуглавый орел на гербе России" | 81 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 18"
«Двуглавый орел на гербе России»
Номинация – исследовательские работы
Работу выполнил: Алексеев Артем Сергеевич, 12 лет, МБОУ «СОШ № 18», 6А класс 385077, Республика Адыгея, г. Майкоп, х. Гавердовский, пер. Клубный 1А, кв. 6. 89064387022 Руководитель: Гордиенко Наталья Вячеславовна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 18» |
Майкоп
2013
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
5 | |
7 | |
7 | |
10 | |
| 12 |
I. Введение.
Актуальность работы. Государственная символика является важным компонентом конституционно-правового статуса любого государства. Герб, флаг, гимн - это лицо нашей страны, имеющее древнюю и не простую историю. Нашим долгом является, знание и защита символики, как внутри страны, так и за её пределами.
К государственным символам любой страны относятся прежде всего государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX в. во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, гимн и флаг. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядит герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.
Герб и государство — эти два понятия тесно связаны друг с другом. Герб — слово польского и немецкого происхождения, дословно переводится как «наследство». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово «герб» определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях государственных или других документах».
Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое должно отражать, в первую очередь, суверенитет и могущество этого государства. Двуглавый орел присутствует в государственной и родовой геральдике многих стран и народов, но до сих пор не существует единой и общепризнанной версии его столь широкой распространенности в европейской символике.
Объектом нашего исследования выступает герб как символ верховной власти.
Предметом исследования является двуглавый орел как главный элемент герба, несущий определенную смысловую нагрузку.
Целью исследования является сравнительный анализ изменений облика двуглавого орла (а значит и смысловой нагрузки) на гербе Российского государства, а также изучение влияния исторических лиц и событий на внешний вид герба.
Достижение цели исследования предлагается обеспечить решением следующих задач: проанализировать причины появления государственного герба, выделить этапы становления гербов с двуглавым орлом, сопоставить смыслы и значения изображения двуглавого орла в гербах.
Источниковая база работы - Федеральный Конституционный закон «О Государственном Гербе Российской федерации», принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года, одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых.
Хронологические рамки: в данной работе исследуется эволюция Российской государственного герба в периоды с X века и по наши дни.
В процессе исследований отдельных вопросов применялись методы: изучение письменных исторических источников, сравнительный анализ визуальных изображений.
Практическая значимость работы состоит в углублении знаний о гербе России и в более детальном изучении истории нашей страны.
II. Основная часть
1. Рождение двуглавого орла.
Двуглавый орел — очень древний символ, история которого насчитывает более 3000 лет. Истоки возникновения этого символа власти в истории человечества тесно связаны с древнейшим культом тотемизма (прародительства), который на заре человеческой цивилизации отражал неразрывную связь представителей одного рода со своими предками. Он был широко распространен в шумерской культуре. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии. Древним хеттам также хорошо был знаком этот символ, их государство к середине II тысячелетия до н. э. достигло своего расцвета. В ходе археологических раскопок на территории современного турецкого села Богазкей было обнаружено самое древнее (VIII век до н. э.) изображение двуглавого орла, высеченное в скале. Двуглавый орел с распростертыми крыльями держит в лапах двух зайцев, якобы царь бдит, взирая по сторонам, побеждает своих врагов — трусливых зайцев. Считается, что хетты, как и шумеры, использовали данный символ в религиозных целях. Также изображения двуглавого орла были встречены в Мидии, в древнем Египте и на ассирийских памятниках.
В «Словаре международной символики и эмблематики» говорится, что «римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией». Позднее орел стал знаком императорской, верховной власти. В греческой мифологии орел — посланник Юпитера, и в орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда.
В арабском мире двуглавый орел стал популярным элементом восточного орнамента. Этот символ появился на штандартах турок-сельджуков, которые украшали им подставки для Корана. Двуглавый орел был распространен и в Персии как символ победы, а также в Золотой Орде на монетах, отчеканенных во времена правления ханов Узбека и Джанибека.
Считается, что европейцы впервые узнали изображение двуглавого орла во время крестовых походов. Этот символ можно встретить на штандартах и печатях тамплиеров, отправившихся в Святую землю. С тех пор двуглавый орел стал часто использоваться в европейской геральдике. В Византии и Балканских странах он чаще имел декоративный характер. Двуглавых орлов изображали на тканях, ритуальных сосудах, стенах культовых сооружений, а также на печатях территориальных княжеств и имперских городов
С конца XIV в. золотой двуглавый орёл на красном поле всё чаще фигурировал на различных государственных регалиях Византии. В XV в., при императоре Сигизмунде двуглавый орёл был принят в качестве государственной эмблемы Священной Римской (Германской) империи. Он изображался чёрным в золотом щите с золотыми клювами и когтями, головы орла были окружены нимбами.
Впоследствии двуглавого орла изображали на гербах Австрии, Германского Союза, Российской империи, Королевства Югославии, Сербии и Черногории, на гербе Шаханшаха Ирана Мохаммад-Реза Шаха Пехлеви.
Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. Появление двуглавого орла в России как символа государственности связано с династическим браком основателя Московского государства великого князя и «великого государя всея Руси» Ивана III Васильевича в 1472 г. на Софье Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XI Палеолога. Двуглавый орел свидетельствовал о высоком происхождении Софьи Палеолог и был воспринят как символ преемственности Московской державой духовного христианского наследия Византийской империи. Отныне на многие столетия двуглавый орел стал символом русской государственности.
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственного герба является печать Ивана III на его грамоте 1497 г. Именно печатью 1497 г. И.М. Карамзин связал истоки символики позднейшего государственного герба. «Иоанн, - писал он - по свойству с царями греческими принял и герб их …» Важно отметить, что на этой печати двуглавый орел помещен с оборотной стороны, обе головы орла венчали зубчатые короны, крылья были опущены вниз, клювы закрыты, а на лицевой стороне господствует изображение конного всадника с копьем — уже тогда традиционной эмблемы великих московских князей. Таким образом двуглавый орел стал государственным гербом Российского государства.
При царе-самодержце Иване IV Грозном (1533-1584) рост могущества Российского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати 1562 г. увенчан двумя коронами. На лицевой стороне печати на груди орла был изображен щит со св. Георгием, побивающим змия, а на оборотной стороне печати на груди орла щит с единорогом — личным знаком царя.
Изображение московского герба на груди орла с тех пор становится традиционным. В правление царя Федора Ивановича на государственном гербе изображен уже крест на Голгофе, но пропадает единорог, а при Борисе Годунове он снова появляется.
При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче государственный герб претерпевает ряд существенных изменений. До середины, XVII века широко используются печати, на которых двуглавый орел коронован двумя коронами, а между головами поднимается православный восьмиконечный крест - символ православного государства. Но вскоре крест был заменен на третью корону. Три короны на русском гербе символизировали Святую Троицу.
2. Государственный герб Российской империи.
Со времен Петра I на груди орла был помещен древнейший герб Москвы. На нем — изображение Всадника Небесного, олицетворяющего образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия, что символизировало извечную борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. В лапах орел прочно удерживает скипетр и державу — незыблемые символы власти, державности, единства и целостности государства. В связи с принятием Петром Великим 22 октября 1721 г. императорского титула на гербах взамен царских корон стали изображать императорские. При Петре I впервые на крыльях орла стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, в эпоху Петра Великого сложился основной комплекс символов государственного императорского герба России.
До конца XVIII в. принципиальных изменений русского герба не произошло, тем не менее, в его изображении легко обнаруживаются специфические черты, соответствующие периодам правления императоров и императриц.
Новый император Александр I уже 26 апреля 1801 г. повелел «употреблять герб без креста Иоанна Иерусалимского».
Николай I особых изменений в герб не внес. Но при Александре II была проведена своеобразная геральдическая реформа. Специально для работы над гербами создаётся Гербовое отделение, которое возглавил удачливый предприниматель в области геральдики и нумизматики, любимец высшего общества и императора Николая I барон Бенгард Кене. Кенё предложил три варианта российского герба: Большой Средний и Малый (каждый вид должен был применяться в определенной ситуации), ориентируясь в их художественном воплощении на предшествующие проекты (в частности, Павла I) и общепринятые в европейской монархической геральдике нормы и правила. Весной 1857 г. варианты были представлены Александру II и получили его одобрение. Однако работа над их совершенствованием продолжалась до начала 1880-х гг. Окончательно же проекты гербов были утверждены Александром III, Большой государственный герб - 24 июля 1882 г., Средний и Малый - 23 февраля 1883 г.
3. Эволюция герба России и СССР в ХХ в.
Октябрьская революция 1917 г. ознаменовала начало «войны с орлами», что означало уничтожение символики российского самодержавия. Символы Февральской революции — серп и молот — оказались весьма удачными и ёмкими и прочно заняли свое место в государственной символике Советской России и СССР. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР, где в статью 89-ю было включено описание Государственного герба, повторявшего рисунок Государственной печати: Герб РСФСР «состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Три четверти столетия Россия прожила под советской государственной эмблемой — перекрещенными серпом и молотом. В целом советский герб достоин уважения. Советская символика отличалась порывом к высокому идеалу, была на редкость вдохновляющей и повлияла на другие народы значительнее, чем символы Российской империи.
Возвращение исторических символов Российской империи произошло не сразу и не самым легким путём. Перестройка 90-х годов дала новый импульс общественной жизни, стало возникать множество клубов движений, партий со своей атрибутикой. Советский Союз еще существовал, но все очевиднее становилась неустойчивость этого государственного объединения, все сильнее ощущался подъем национальных чувств. В прибалтийских и кавказских республиках, на Украине, в Белоруссии начался процесс возвращения национально - государственной символики. Становилось совершенно очевидно, что государственную символику необходимо менять.
После объявления государственного суверенитета Российской Федерации уже 5 ноября 1990 г. правительством РСФСР было принято решение о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. Восстановление двуглавого орла как традиционного государственного символа России вызывало немало споров и возражений. Но после событий августа 1991 г., а затем последовавшего в декабре этого же года распада Союза ССР, для формирования государственной политики в области геральдики 20 февраля 1992 г. была создана Государственная геральдическая служба РФ. В соответствии с ее предложениями 16 ноября 1993 г. Президент России подписал распоряжение о разработке государственного герба РФ, а уже 30 ноября 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал указ, в соответствии с которым Государственным гербом Российской Федерации вновь стал двуглавый орел. Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите, над орлом — три исторические короны Петра Великого (две малые и одна большая), в лапах орла — скипетр и держава, а на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона.
При внешней схожести с гербом Российской империи Государственный герб Российской Федерации является символом единения народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы трех ветвей власти в России — законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла — не только древний символ столицы России, но и олицетворение победы добра над злом, защиты Отечества.
В декабре 2000 г. Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации».
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.
III. Заключение
Двуглавый орел — так что же означает этот символ?
Орел с глубокой древности известен как царский символ, он царь птиц, он знак верховенства, он знак царей земных и небесных. Орел связан с солнцем: орел — царь птиц, Солнце — царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Орел с когтями — символ борьбы с несправедливостью и врагами. Орел ассоциируется и с мудростью, храбростью, силой, нравственностью. Орел — посланник богов, связующее звено между людьми и богами. Белый орел символизировал у некоторых народов холодный сезон, черный — жаркий. Орлы — это символы движения солнца, а значит, они помечают точки солнцестояний. Белый орел — зимнее солнцестояние: самая длинная ночь, самый короткий день, природа на пике угасания. Черный орел — символ летнего солнцестояния: природа в пике расцвета, самый длинный день и короткая ночь. Соответственно разные знаки несут разную энергетику. Белый двуглавый орел нацеливает на позитивное, черный, наоборот, содержит негативный импульс. Часть авторов утверждает, что все империи, существовавшие под знаком черного орла (Священная Римская, Австро-Венгерская, Российская) умерли, но нам кажется, что в данном случае дело не в символике цвета, а в других причинах.
Скорее всего, российский двуглавый орел с момента заимствования его из Византии был белым. Таким его можно видеть на царском оружии XVII века. В обозе Софьи Палеолог главным были не вещи, а ее спутники, обладавшие древним знанием; но оно со временем забылось, вот и стал имперский орел черным. Современный российский двуглавый орел — это орел золотой, по сути, произошло обновление древней символики. Золотой цвет мы, граждане России, можем воспринимать как цвет расцвета, могущества, усиления политического влияния России в современном мире.
Нам кажется, существующий ныне герб не отражает идеологических, классовых, религиозных, «имперских» устремлений, он строго соответствует исторической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет государства. Создание герба и его символическое наполнение неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления государства, как сильного и могущественного. Государственный герб определяет уровень развития общества, его современное состояние, позволяет изучать историческое прошлое во всем его многообразии, даёт представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом.
Подводя итог данной работы, хочется отметить, что поставленные цели и задачи были выполнены. Нам удалось проследить процесс исторического развития государственного герба России, начиная с X в. и заканчивая новейшей историей. Особый интерес представляет история складывания российской национально-государственной символики, отражавшей историю эволюции Российского государства. Начало появления первого из государственных символов - герба совпало с окончательным этапом формирования Российского централизованного государства в конце XV - начале XVI в, в правление Ивана III. В течение длительного времени (после 1917-го года и до 1990-х годов) национально-государственная российская символика была подвергнута забвению, ее место заняли другие символы, олицетворявшие иные задачи государства. Только в начале 1990-х годов с воссозданием суверенного Российского государства стала воссоздаваться национально-государственная символика России как самостоятельного государства на рубеже XX-XXI в.
IV. Список литературы и Интернет-ресурсов:
Баешко Л.С. Энциклопедия символов. М.: Эксмо, 2007. — 302 с.
Борисов Н.С. Что я знаю об истории своей страны. М., Просвещение, 2009. — 192 с.
Зуев М.Н. Государственные символы России: Методические рекомендации к наглядным пособиям. М.: «СПЕКТР-М»,2005. – 32с.
Романовский В.К. Символы Российской государственности. М., Русское слово, 2002. — 96 с.
Символы, святыни и награды Российской державы. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 335 с.
Если хочется пить...
Привередница
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Рыжие листья
Иван Васильевич меняет профессию