На уроках математики мы используем для измерения линейку, с помощью мер длины записываем измерения в тетрадь. А что же существовало до того, как изобрели линейку, сантиметр, метр? Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, инженеры, конструкторы и обыкновенные школьники.При решении различных задач, чтении книг, особенно художественной о старинных временах, мы постоянно сталкиваемся с различными единицами измерения. Мне стало интересно узнать об истории возникновения различных единиц измерения, различных способах измерения. Ведь потребность считать и сравнивать предметы возникла у людей не сразу, но очень давно, - ещё на ранней ступени развития человечества, возникла в процессе его трудовой деятельности. Особый интерес вызвали единицы измерения на Руси.
Вложение | Размер |
---|---|
uchenicheskaya_issledovatelskaya_rabota_2013.doc | 180.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Ж И В Ы Е М Е Р К И
ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 7 КЛАСА
ГРИНЬКО АНТОН
РУКОВОДИТЕЛЬ:
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
КРОПОТИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
г. Белогорск 2013
Содержание
1. | Введение……………………………………………………………………………2-5 | |
2. | Любопытные способы измерений…………………………………………….6 | |
3. | Единицы измерения Древней Руси………………………………………….7-10 | |
4. | Установление длины старинных русских мер опытным путём (экспиремент)……………………………………………………………………11-13 | |
5. | Старинные меры в творчестве поэтов и писателей……………………14-15 | |
6. | Заключение………………………………………………………………………….16 | |
7 Литература………………………………………………………………………..17 | ||
1. Введение
При решении различных задач, чтении книг, особенно художественной о старинных временах, мы постоянно сталкиваемся с различными единицами измерения. Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает о том, как в половодье зайцев спасал:
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минуты вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных единицах длины и площади?
В рассказе И.С. Тургенева, «Муму» я прочитал такие строки «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья» .
В рассказе Л. Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно?» банкиры продают кулаку Пахому землю по цене «тысяча рублей за день». Под этим подразумевался участок земли, который можно обойти за день. Толстой рассказывает, как жадный Пахом побежал так быстро, что к концу дня упал мертвым.
«В самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали Дюймовочкой.» Это в сказке Андерсена «Дюймовочка». В сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок» есть строки: «Да ещё рожу конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами»
На уроках математики мы используем для измерения линейку, с помощью мер длины записываем измерения в тетрадь. А что же существовало до того, как изобрели линейку, сантиметр, метр? Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, инженеры, конструкторы и обыкновенные школьники.
Мне стало интересно узнать об истории возникновения различных единиц измерения, различных способах измерения. Ведь потребность считать и сравнивать предметы возникла у людей не сразу, но очень давно, - ещё на ранней ступени развития человечества, возникла в процессе его трудовой деятельности. Особый интерес вызвали единицы измерения на Руси.
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили логтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять -
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди мерою вещей!
Было проведено анкетирование учащихся с 5 по 11 классы. В анкетировании приняло участие 70 учеников. Результаты анкетирования таковы:
1.Знаете ли вы историю возникновения единиц измерения?
Да – 47%, , 53 % не знают историю возникновения старинных мер, немного – 39%, нет – 8%.
2.Какие старинные единицы измерения вы знаете? 62% опрошенных учеников называли старинные единицы измерения. В основном: аршин, сажень, локоть. Некоторые учащиеся добавляли такие единицы, как фут, дюйм, верста. Но, все же 53 % не смогли назвать ни одной старинной единицы измерения.
3.Почему, по вашему мнению, в современном мире люди используют международную систему единиц (СИ)?
У 89% опрошенных – для удобства, 11% - не знает для чего.
4. Хотели бы вы узнать о старинных единицах измерения и историю их возникновения? Да – 82%, нет – 18%.
5. Надо ли современному человеку знать старинные единицы измерения и почему?
Да – 72%, нет – 28%. Обоснование ответов «Да» сводятся к следующему:
- надо знать историю;
- встречаются в кулинарных книгах;
- старинные единицы измерения встречаются в пословицах, поговорках, сказках, легендах, в литературе зарубежных стран;
- некоторые старинные единицы измерения используют сейчас;
- расширить кругозор.
«Нет» - не удобно использовать; люди будут путаться; не надо, т.к. есть современная система измерений.
Из анкеты видно, что
53% опрошенных не знают историю возникновения единиц измерения,
8% вообще не знают старинных единиц измерения. Но 82% опрошенных учеников хотят знать историю возникновения единиц измерения и
72% считают, что современному человеку надо знать старинные единицы измерения.
Таким образом, мы я пришел к выводу, что тема «Возникновение единиц измерения» актуальна и в настоящее время.
ГИПОТЕЗА: возможно применение старинных единиц измерения в настоящее время в практической деятельности человека.
Цели:
Задачи:
Объект исследования: Единицы измерений.
Предмет исследования: Возникновение единиц измерений.
Метод исследования: Поисковый.
2. Любопытные способы измерений
У наших предков были и весьма любопытные способы измерения.
У славян была такая мера длины, как “вержение камня”– бросок камнем, “перестрел” –расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояния измерялись и так: “ Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня пути”.
В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: “От погоста во все стороны на бычачий рев”, это значило – на расстояния с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – “коровий крик”, “петушиный крик”.
Мерой служило и время “пока закипит котел воды”.
Эстонские моряки говорили, что до берега еще “три трубки” (время затраченное на выкуривание трубок).
“Пушечный выстрел” – тоже мера расстояния.
Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера “соломенный башмак” – расстояние, на котором этот башмак изнашивался.
В Испании известна мера расстояния – сигара: путь, который может пройти человек, куря сигару.
В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.
Единица аптекарского веса до последнего времени называлась граном, что значит зерно.
Единицей массы драгоценных камней и жемчуга является карат – вес семени одного из видов бобов равный 200 мг.
У римлян мерой земляных участков был югер (от “югум” –ярмо). Это участок земли, вспахиваемый за день двумя волами, впряженными в деревянное ярмо.
3. Единицы измерения Древней Руси
На Руси существовали свои измерения. Было выяснено, что первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаги человека. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях. Мы выяснили, что наиболее распространенными старинными мерами длины являются перст, вершок, пядь, сажень, локоть, аршин.
Дадим целостное представление о мерах длины.
Перст указующий. В старину палец руки называли перстом. Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную систему мер, долгое время он использовался для определения размеров мелких предметов.
Слово «перст» ныне считается устаревшим, однако в богатом русском языке сохранилось немало порожденных им слов и выражений: перстень, наперсток, перчатки, перст судьбы, один как перст.
С длиной пальца связана и другая старая русская мера длины – вершок, встречающаяся еще в «Домострое» (XVI в.). Когда-то так называли верхнюю часть чего-либо. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм.
Повсеместно употреблялись доли вершка: половина, четверть и т.д. Кроме того, в ряде областей в быту использовалась мера длины корх (кулак), равная двум вершкам (ширине сжатой в кулак ладони).
Третьей единицей длины, родственной персту и вершку, так как также ведет происхождение от пальца, стал дюйм. Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, примерно 2 см 5 мм.
Слово «дюйм» голландского происхождения и появилось в русском языке благодаря Петру I. Сама же единица длины была заимствована им у англичан и вскоре вошла в официальное употребление наравне с вершком. Впоследствии между этими мерами установилось соотношение
1 вершок дюйма
В наше время в дюймах измеряют самые разные величины: толщину досок и плитки, длину гвоздей и болтов, диаметр труб и некоторых деталей, размеры автомобильных шин и дисков и др. Также параметры различных устройств и носителей информации, например, диагональ экрана монитора или диаметр жесткого диска. В долях дюйма выражают также высоту шрифта при компьютерном наборе текста (ее измеряют в пунктах, принимая 1 пункт равным одной семьдесят второй).
К наиболее древним рукотворным мерам ( упоминается в документах c XII в.) относится пядь (или пядень). Статус официальной единицы длины, для которой были установлены соотношения ее с другими единицами, ей присвоили только в 16 веке. Название мерки произошло по одной версии от славянского глагола «пяти» - растягивать, а по другой от слова «пясть» - кисть руки.
Известно о трех древнерусских пядях. Малая пядь определялась расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев. Великая пядь равнялась расстоянию между концами большого пальца и мизинца. Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного (по некоторым источникам – среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком. Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см.
До нас название мерки дошло в образных выражениях и крылатых словах, поэтому используется, как правило, в переносном смысле. Иногда под «пядью» понимают малую часть чего-либо.
К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также локоть, о чем свидетельствует, в частности, «Русская правда» Ярослава Мудрого (XI в.). Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46см и 38см соответственно.
Таким образом, в древнерусском локте укладывались в точности две пяди: великие (в первом случае) или малые (во втором). В некоторых документах упоминается также большой локоть, равный длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54см или две пяди с кувырком.
В качестве мерила локоть широко использовался (наряду с пядью и саженью) в строительном деле. Особое значение он приобрел в торговле: при розничной продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки.
С конца XI в. локоть начал вытесняться более крупной единицей длины – аршином, использование которого началось с торговых отношений с Востоком. Длительное время локоть и аршин применялись одновременно друг с другом: первым измеряли ткани русского производства, вторым – иностранного. Однако со временем аршин стал доминировать, проник в различные отрасли производства и в XVII в. был признан официальной мерой длины в государстве.
Считается, что слово «аршин» восходит к персидскому «арш» - локоть, которое было некогда заимствованно тюркскими языками, откуда и попало в русский язык. Аршин равнялся длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца.
В XVI- XVIII столетиях его величина составляла около 72см и (по некоторым источникам) была в полтора раза больше, чем у локтя (так, согласно «Торговой книге» 2 аршина = 3 локтям).
Название сажень происходит от славянского слова сяг – шаг. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени – маховую, косую, казенную, мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую, трубную. Этой меряли только длину труб на соляных промыслах. Маховая или мерная сажень–расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см). Сажень простая (152 см) – расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Сажень косая (248 см) – расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.
Мера длины, равная 1/10 дюйма, называлась линией (очевидно, потому, что ее можно было отложить при помощи линейки). К наиболее мелким старинным русским мерам длины относится точка, равная 1/10 линии. Возможно, отсюда появилось слово точность.
Для измерения больших расстояний в древности была введена мера, называемая поприще, а затем взамен ее появляется верста. Название это происходит от слова вертеть, которое в начале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. Длина версты в разное время была различной – от 500 до 750 саженей. Да и верст-то было не одна, а две: путевая – ею измеряли расстояние пути и межевая – ею измеряли земельные участки.
Из вышеизложенного видно, что соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоятельный народ, каждый город стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле.
4. Установление длины старинных русских мер опытным путем (эксперимент)
Для уточнения собранных нами данных мы решили повести эксперимент – установить опытным путем длины старинных русских мер. Были измерены с помощью сантиметра 10 учеников нашего класса, члены семьи. Мы измеряли вершок, пядь, локоть, аршин. Все результаты измерения заносили в таблицу
Измеряемый | Вершок см | Пядь см | Локоть см | Аршин см |
Мама | 5 | 17 | 40 | 65 |
Папа | 5 | 17 | 40 | 69 |
Бабушка | 4,5 | 16 | 36 | 63 |
Дядя | 5,5 | 21 | 40 | 71 |
Ученик 1 | 4 | 15,5 | 35 | 64 |
Ученик 2 | 5 | 19 | 40 | 64 |
Ученик 3 | 5 | 18 | 36 | 65 |
Ученик 4 | 4,5 | 17 | 35 | 63 |
Ученик 5 | 4 | 17 | 36 | 64 |
Ученик 6 | 5 | 16,5 | 36 | 64 |
Ученик 7 | 5,5 | 17,5 | 35,5 | 64 |
Ученик 8 | 5 | 18,5 | 37 | 65 |
Ученик 9 | 5 | 19 | 35 | 63 |
Ученик 10 | 5 | 17,5 | 34 | 65 |
норма | 4,5 см | 19 см | 46 см | 72 см |
Для обоснования и дальнейшего анализа результаты мы начали работать над их статистической обработкой.
Мы узнали в 1 четверти по алгебре, что существует целая наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе – это статистика. Простейшими статистическими характеристиками являются:
среднее арифметическое – частное от деления суммы чисел на их количество;
мода – наиболее часто повторяющееся значение в ряду чисел;
размах – разница между наименьшим и наибольшем значением в ряду чисел. Данные заносили в таблицу
Характеристика | Вершок | Пядь | Локоть | Аршин |
Приблизительное значение величины | 4,5 | 23 | 38 | 72 |
Среднее арифметическое | 4,8 | 20,0 | 36,8 | 65,9 |
Мода | 5 | 19 | 40 | 64 |
Размах | 1,5 | 4,5 | 6 | 19 |
Мы провели свою статистическую обработку результатов исследования и сравнили результаты с данными теории. Мы получили расхождения в каждом измерении.
Характеристика | Вершок | Пядь | Локоть | Аршин |
Приблизительное значение величины | 4,5 | 23 | 38 | 72 |
Среднее арифметическое | + 0,3 | - 3 | - 1,2 | - 4,1 |
Мода | + 0,5 | - 4 | + 2 | - 8 |
Размах | 1,5 | 4,5 | 6 | 19 |
Можно предположить, что соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоятельный народ, каждый город стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле.
Опираясь на слова великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, который сказал, что «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры» можно смело сказать, что пользоваться данными мерами длины было весьма и весьма неудобно, т.к. они были неточны в измерениях и сугубо личными для каждого из нас, даже, несмотря на то, что эти измерения «были всегда при человеке».
С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В разные века предпринимались попытки ввести эталоны. За это время система мер претерпела множество изменений.
Мы выяснили, что основная современная единица измерения длины – метр. Была принята в во Франции в конце 18 века. Метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора.
Таблица мер длины
1 км = 1000 м
1 м = 10 дм = 100 см
1 дм = 10 см = 0,1 м
1 мм = 0,001 м
В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
В ходе работы выяснил, что некоторые единицы измерений используются и в настоящее время. Это в некоторых странах длину измеряют в милях, футах, ярдах, дюймах. Моряки используют, так называемую, морскую милю. При взвешивании драгоценных камней в настоящее время используют единицу измерения – карат. В кулинарии используют такие единицы измерения как фунт, золотник, унция. И конечно мы пользуемся маленькими монетами, выпущенными еще при Иване Грозном, это копейками.
5. Старинные меры в творчестве поэтов и писателей
Рассмотрение истории развития русских мер длины показало, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система, старые меры также остались в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи – сравнениях и фразеологизмах и др.
Старинные меры длины упоминаются в разговоре. Представление о величине каждого из названных предметов строится на основе словесного описания, которое приобретает особое значение, так как упомянутые «живые мерки» есть у каждого человека.
Также они используются в случае, когда нужно определить или примерно оценить размер небольшого предмета или малое состояние, не используя никакие измерительные инструменты.
Таким образом, современное общество не только по-прежнему встречаемся со старыми мерами длины в обыденной жизни, но и продолжает использовать их: на словах – в непринужденной беседе или по прямому назначению.
На уроках литературы нами было отмечено, что в произведениях русских поэтов и писателей есть упоминание о старинных русских мерах длины. Мы решили дать толкование некоторым пословицам и поговоркам, которые использовались в старину.
Пословицы, поговорки | значение |
Слышно за версту | Разговаривать громко |
За семь верст киселя лаптем хлебать | Добираться куда-то без особой надобности |
Всяк на свой аршин меряет | Оценивать свой вкус |
Писать аршинными буквами | Писать очень крупно |
Пядь за пятью | Делать что-то постепенно, не спеша |
Сам с вершок, а голова с горшок | Говорят об умном человеке |
Пядь родной земли | Не отдать врагу даже горсти родной земли |
От горшка два вершка, а уже указчик | Говорят о самонадеянном человеке, не имеющего жизненного опыта |
Один как перст | Человек не имеющий родных |
Нос с локоть, а с ума ноготь | Говорят о взрослом не очень умном человеке |
Быть на вершок от смерти | Находиться в опасной ситуации |
Не продвинуться ни на шаг | Дело не продвинулось с места |
Семь пядей во лбу | Говорят об очень умном мудром человеке |
Полено к полену - сажень | Накопление богатства |
6. Заключение
Знание старинных мер измерений актуально до нашего времени и интересно потому, что заставляет учащихся обратиться к истории языка и использовать полученные знания при изучении других предметов, таких как
. Вспомнив старорусские способы измерения чего-либо, мы можем на практике без труда измерить что угодно. Измерить, значит сравнить с эталоном.
Рассмотрение истории развития русских мер длины показало, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система, старые меры также остались в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи – сравнениях и фразеологизмах и др.
Старинные меры длины упоминаются в разговоре: можно услышать о веревке «толщиной в палец» или дыре «шириной в ладонь». Представление о величине каждого из названных предметов строится на основе словесного описания, которое приобретает особое значение, так как упомянутые «живые мерки» есть у каждого человека.
Также они используются в случае, когда нужно определить или примерно оценить размер небольшого предмета или малое состояние, не используя никакие измерительные инструменты.
Таким образом, современное общество не только по-прежнему встречаемся со старыми мерами длины в обыденной жизни, но и продолжает использовать их: на словах – в непринужденной беседе или по прямому назначению.
Список литературы
Лиса-охотница
Упрямый зяблик
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Снежный всадник
Медведь и солнце