Проект рассчитан на учащихся 8-11 классов. Предполагаемый проект даст возможность расширить знания о вирусных заболеваниях, строении и особенностях вируса гриппа, о том, как сохранить здоровье, какое влияние оказывает здоровый образ жизни, а также учащиеся получат практические советы и рекомендации по профилактике гриппа.
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_orvi_i_grippa.rar | 2.16 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42
Полный адрес: 350062, Краснодарский край, город Краснодар, у л. Яна Полуяна, 40
Социальный проект:
« Профилактика ОРВИ и гриппа »
Автор: Суховая Анастасия Игоревна
9 класс
Руководитель: Черткова Лина Петровна,
учитель биологии.
2013-2014 учебный год
Содержание
Профилактика ОРВИ и гриппа
Цели проекта:
Для решения поставленных целей я:
№ | Основные этапы проекта и мероприятия | Сроки реализации | Место и адрес реализации |
I | Организационный этап. Определение целей и задач, разработка плана проекта и ожидаемых результатов. | Сентябрь, 1 неделя | МБОУ СОШ № 42. Кабинет биологии |
2 | Разработка опросника по выяснению степени осведомленности учащихся в данном вопросе. Опрос | Сентябрь, 2 неделя | МБОУ СОШ № 42 Кабинет биологии |
3 | Обсуждение хода реализации проекта и конкретных заданий теоретической части | Сентябрь, 3 неделя | МБОУ СОШ № 42 Кабинет биологии |
4 | Анализ, систематизация и о формление полученной информации | Сентябрь, 4 неделя | МБОУ СОШ № 42 Кабинет биологии |
5 | Подготовка презентации, лекции | Октябрь, 1 неделя | МБОУ СОШ № 42 Кабинет биологии |
6 | Выступление с презентацией на классном часе | Октябрь, 2 неделя Ноябрь 3неделя | МБОУ СОШ №42 |
7 | Выступление на родительском собрании |
Ожидаемые результаты:
- для окружения школы
Окружающие узнают о способах сохранения своего здоровья, о мерах по профилактики вирусных заболеваний.
- для школы:
Школа получает возможность интеграции ЗОЖ в учебный процесс с целью воспитания ответственного отношения к своему здоровью, нравственных качеств личности учащихся; обогащения форм работы с детьми по сохранению и развитию ЗОЖ молодежи.
Создание стенда и презентаций. Повышение сознательности у учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
- для участников проекта
Реализация проекта будет способствовать развитию самостоятельности, чувства ответственности; овладению культурой межличностных отношений, усвоение навыков информационно-коммуникативной культуры.
Учит отвечать за порученное дело, находить информацию, отбирать важное, оценивать свою деятельность, презентовать результаты своей работы; выступать со сцены.
Актуальность темы проекта:
В наши дни особенно актуальна проблема вирусных заболеваний.
Заболеваемость гриппом и ОРВИ (острыми респираторно-вирусными инфекциями) среди детей подвержена сезонным колебаниям и ежегодно достаточно высока в период с октября по апрель. Высокая заболеваемость детей помимо медицинского аспекта проблемы сопряжена с проблемой социально-экономической: пропуском школьных занятий (как следствие – снижением качества образования), а в младшей возрастной группе – с днями нетрудоспособности родителей по уходу за детьми.
ПОЧЕМУ ОРВИ?
ОРВИ, грипп и заболевания носоглотки стали серьезной медицинской и социальной проблемой современного общества. Экономические потери государства из-за респираторных инфекций занимают второе место в общем числе экономических потерь после травм. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) 1 рубль, вложенный в профилактику, дает экономию 8 рублей, затрачиваемых на лечение.
Профилактическая направленность заложена в основу российского здравоохранения. Высокая распространенность и большая интенсивность поражения детского населения респираторными заболеваниями, в структуре которых грипп и ОРВИ занимают первое место, выдвигают проблему профилактики гриппа, ОРВИ в число особо актуальных и значимых.
Краткая аннотация проекта
Автор не только изучил данный вопрос в плане сохранения собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний), но и провел социологическую работу по выяснению степени осведомленности учащихся в данном вопросе. В ходе опроса выявлено, что учащиеся не знают четко, что такое грипп и ОРВИ, и, следовательно, в чем опасность этих заболеваний.
Это обстоятельство инициировало автора проекта на широкие просветительские действия: проведение классных часов, изготовление презентации.
Проект рассчитан на учащихся 8-11 классов. Предполагаемый проект даст возможность расширить знания о вирусных заболеваниях, строении и особенностях вируса гриппа, о том, как сохранить здоровье, какое влияние оказывает здоровый образ жизни, а также учащиеся получат практические советы и рекомендации по профилактике гриппа.
В процессе проведения проекта изменилось отношение к здоровью и здоровому образу жизни, появилось чувство ответственности за свою безопасность и здоровье.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос:
Легко ли быть здоровым?
Проблемные вопросы:
1. Почему важна профилактика?
2. Как сохранить здоровье?
Учебные вопросы:
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
По учебной программе:
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.
Выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека.
Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности.
Основная часть
Нередко словом «грипп» в быту называют любое острое респираторное заболевание, что ошибочно, так как кроме гриппа на сегодняшний день описано еще более 200 видов других респираторных вирусов (аденовирусы, риновирусы, респираторно-синцитиальные вирусы и др.), вызывающих гриппоподобные заболевания у человека. Но первое место занимают грипп и ОРВИ. Вирусные заболевания носоглотки стали серьезной медицинской и социальной проблемой современного общества. Экономические потери государства из-за респираторных инфекций занимают второе место в общем числе экономических потерь после травм. По данным ВОЗ 1 рубль, вложенный в профилактику, дает экономию 8 рублей, затрачиваемых на лечение.
ОРВИ - острая респираторная вирусная инфекция, протекающая в верхних дыхательных путях, сопровождается недомоганием, першением и болью в горле, кашлем.
Грипп - вирусное инфекционное заболевание, вызывающее поражение слизистой оболочки дыхательных путей и общую интоксикацию организма. Грипп является одним из самых тяжёлых и социально значимых вирусных заболеваний. Так в США 30 млн. человек заболевают в год. (1,2 слайд)
3 Слайд Я провела опрос с целью выяснения степени осведомленности учащихся в данном вопросе. В опросе участвовало 23 человека
Слайд 4 Грипп: источники и пути заражения.
Вирус гриппа очень легко передается. Наиболее распространенный путь передачи инфекции – воздушно-капельный. При этом вирусные частицы по воздуху переносятся от зараженного человека к здоровому во время кашля или чихания. Во время кашля, чихания, разговора, больной гриппом разбрызгивает мельчайшие частицы слюны, слизи и мокроты, которые содержат большое количество вирусов гриппа. На короткий промежуток времени вокруг больного образуется зараженная зона с радиусом 2-3 метра. Также встречаются другие пути передачи - например, при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д )
Слайд 5. Что собой представляет вирус гриппа?
Вирусы гриппа, размножаясь в дыхательных путях, вызывают разрушение мерцательного эпителия, который уже не может выполнять свои защитные функции, и бактерии из окружающей среды с лёгкостью проникают в организм. Таким образом, появляется опасность развития бактериальной суперинфекции. Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 ч количество инфекционного потомства достигает 10 тысяч, а концу первых суток –10 миллионов. Эти расчеты объясняют столь короткий инкубационный период при гриппе – от проникновения вируса в организм, до развития болезни 1-2 суток
Слайд 6. А теперь поговорим, какие симптомы отличают грипп от остальных простудных заболеваний.
Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39?С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах.
Для гриппа, в отличие от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.
ОРВИ может начинаться как остро, так и постепенно, температура тела редко поднимается выше 38?С. Такие симптомы как чихание, сухой кашель, боль в горле, осиплость голоса появляются сразу в начале заболевания.
Слайд 7. Наиболее часто встречаются следующие виды осложнений: бронхит; пневмония; отит; осложнения со стороны сердечно - сосудистой системы (особенно среди пожилых и детей): миокардиты, а также сердечная недостаточность; мышечные осложнения (миозиты); обострение хронических заболеваний.
Иногда грипп приводит к смертельному исходу. В мире показатели смертности от гриппа достигает 0,2%. Смерть при гриппе наступает от интоксикации, кровоизлияний в жизненно важные центры, легочных и сердечнососудистых осложнений.
Слайд 8. Вакцинация
Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцинация или как мы ее называем - прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала. Вакцинацию лучше проводить осенью (сентябрь-ноябрь), поскольку заболевания гриппом начинают регистрироваться, как правило, между ноябрем и мартом. Вакцинироваться надо заблаговременно, поскольку если развилась болезнь, вакцинация уже не поможет.
Во время проведения прививки вы должны быть здоровы. После проведения профилактической прививки в течение нескольких дней следует предохраняться как от переохлаждения, так и от перегревания и ограничить посещение публичных мест.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» обязательной иммунизации подлежат дети, посещающие детские дошкольные учреждения, школьники 1-11 классов, медицинский персонал, работники образовательных учреждений, лица старше 60 лет.
Наибольшая защищенность от гриппа у 89—92% развивается через 2 месяца. Однако у 30% больных иммунный ответ возникает уже спустя 2 недели. Прививки защищают от гриппа на 6—12 месяцев, в зависимости от вида прививки и контингента.
Слайд 9.
Каждый должен готовить свой организм не только к «встрече» с вирусом гриппа, но и другими вирусами, вызывающими простудные заболевания. В период с декабря по март необходимо обратить внимание на неспецифическую профилактику.
Для снижения заболеваний очень большое значение имеет выполнение санитарно-гигиенических норм:
Слайд 10. Как защитить себя и других?
Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:
- прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой), желательно использовать одноразовые, которые после использования необходимо выбросить в мусорную корзину.
- Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.
- избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам.
- соблюдайте «дистанцию» при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).
- В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо: избегать тесных контактов с больными людьми; ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.
Слайд 11. Точечный массаж при простуде может быть рекомендован не только при простудных заболеваниях (грипп, ОРВИ, ОРЗ), но и при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей. При простудных заболеваниях массаж активизирует иммунную функцию организма. Особенно эффективен массаж на первых этапах заболевания простудой.
Сначала двумя пальцами указательным и средним медленно и плавно совершаем круговые движения. Постепенно усиливаем воздействие на массируемую область. Затем опять ослабляем надавливание, чередуя интенсивное воздействие с мягким надавливанием. Каждую зону (точку) необходимо массировать около 5 минут. При простуде эффективно проведение массажа 3 раза в день. Обычно хватает 10 процедур в курсе лечения.
Также точечный массаж можно проводить для профилактики заболеваний в периоды межсезонья
Как и любой способ лечения, точечный массаж при простуде будет тем эффективнее, чем раньше его начать. Особенно действенно проведение его с профилактической целью сразу же после контакта с больным, во время массовых вспышек заболевания или после переохлаждения. При выраженной картине заболевания массаж следует проводить 2 раза в день.
Противопоказания к точечному лечебному массажу.
Точечный массаж исключен при беременности, гнойнички на коже, родинки, бородавки, новообразования.
Слайд 12
В случае заболевания гриппом в первую очередь необходимо обратиться к врачу. В дополнение к назначенным врачом средствам можно использовать нелекарственные методы лечения, такие как:
Малина обыкновенная. Используя как в различных сборах, так и отдельно. Сок малины с сахаром - освежающее питьё при высокой температуре. Настой сухих листьев: 1 столовую ложку заварить стаканом кипятка, настоять 20 минут. Пить по стакану горячего настоя 2 раза в день.
Напиток из шиповника. Сухие ягоды шиповника растолочь. На 1 литр холодной воды использовать 5 столовых ложек ягод. Поставить на огонь, прокипятить 10 минут. Настоять, укутав, 8-10 часов, процедить. Можно пить с мёдом, вареньем, сахаром. Желательно принимать отвар шиповника в течение недели.
Липа. Хорошее жаропонижающее средство. 2 чайные ложки на стакан кипятка. Пить горячим на ночь по 1-2 чашки.
Мед и прополис. Мед и прополис не только обладают выраженным противомикробным действием, но и богаты разнообразными биологически активными веществами, витаминами и минералами. При гриппе рекомендуется пить чай с небольшим количеством меда.
Черная редька. Используется при кашле. Нарезать сырую редьку очень тонкими ломтиками, посыпать их сахарным песком. Появившийся сладкий сок применять по соловой ложке каждый час. Натереть редьку на терке и отжать сок через марлю. Смешать один литр сока с жидким медом и пить по 2ст.л. перед едой и вечером перед сном.
Лук и чеснок. В период эпидемии гриппа рекомендуется съедать небольшую луковицу или несколько зубчиков чеснока. Смесь натертого чеснока с натуральным медом в соотношение 1:1. Применять на ночь 1ст.л. смеси, запивая кипяченой водой
Слайд 13. Если Вы все-таки заболели, то:
Слайд 14. Если в доме больной необходимо:
- разместить больного в отдельной комнате или отгородить его ширмой;
выделить для больного отдельные предметы ухода, посуду, постельное белье;
- помещение, где находится больной, должно проветриваться несколько раз за день и быть теплым (температура комфорта - 20-21°С); проводится ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств;
при уходе за больным использовать маску, часто мыть руки.
Таким образом, профилактика ОРВИ и гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни:
И в заключение — простой метод предохранения от гриппа, когда-то рекомендованный главным санитарным врачом СССР академиком Петром Николаевичем Бургасовым.
Когда вы вечером приходите домой с работы или других общественных мест, где вы могли иметь контакт с больными гриппом, в первую очередь тщательно вымойте руки с мылом. Затем высморкайтесь и намыленными пальцами изнутри протрите ноздри. Вирус гриппа мыла боится. Академик Бургасов всю свою жизнь пользовался этим методом профилактики и никогда не болел не только гриппом, но и даже простым ОРЗ.
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!
В конце занятия можно провести опрос учащихся и задать им вопрос: «Что нужно делать, чтобы не заболеть?» (Подвести итог: вести здоровый образ жизни, сделать прививку, тщательно мыть руки, использовать маску и т.п.)
Глупый мальчишка
Колумбово яйцо
Агния Барто. Сережа учит уроки
"Портрет". Н.В. Гоголь
Ласточка. Корейская народная сказка