Учебный проект на тему "Национальные праздники Хакасии"
Вложение | Размер |
---|---|
Учебный проект. НРК Хакасия | 418.28 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорска
средняя общеобразовательная
школа №1 имени 50-летия "Красноярскгэсстрой"
Доклад на тему:
Национальные праздники Хакасии
Работу выполнили:
Белозерова Марина, Гусарова Альбина
Работу проверила:
Нехаева Ю. А.
2013
Оглавление:
Ведение
1.Урен хурты
2. Чыл Пазы
3. Тун Пайрам
Вывод
Список Литературы.
Введение:
Эта тема актуальна в наше время, поскольку люди проживающие на территории Хакассии практически не знают о культуре и традициях хакасского народа.
Цели:
Урен хурты.
Праздник Урен хурты - основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно. Зарож-дение плужного земледелия со сложными ирригационными системами относится к периоду Кыргызского государства (VI-XIII вв. ). До сих пор остатки старинных оросительных сооружений называются "хыргыс аргы-лары" - кыргызские арыки или "хыргыс чолы" - кыргызские трассы, а древние пашни "хыргыс тарлаа" - кыргызские пашни. После монгольского завоевания произошел упадок земледельческой культуры. Ко времени при-
соединения Хакасии к России земледелие сохранилось только в подтаеж-
ных районах и было примитивного подсечно-мотыжного типа.
В посевную страду хакасы придерживались различных суеверных
обычаев. С первого дня работы на пашне они не умывались, иначе можно
смыть счастье. Запрещалось спать вместе с женой, иначе посев будет с
сорняком. Нельзя было делать талкан, иначе зерно будет с сажей и т.д.
После завершения посевной хакасские земледельцы проводили праздник
Урен хурты.
Все готовились к этому празднику, делали хлебное вино из остатков
зерна, вино из перебродившего айрана, хлебные и молочные продукты. В
назначенный день люди выходили на пашни, где разводили костры. Ру-
ководитель праздника окраплял засеянные поля вином, кланялся небу и
произносил слова:
"Чаше чайачы худайыбыс, аяп пир
Пктщтараан ас-таматбысха.
Нанныр пир, сых пир,
Салтн таматбыс хуртбазын,
& ползын, тузтнв ползын!"
"Верховный бог-творец, пожалей
Наших посеянных семян.
Дай нам дождя, дай нам влагу,
Пусть не постигнет их засуха,
Пусть колосья будут высокими,
Пусть урожай будет богатым".
Все присутствующие на празднике вторили старцу, повторяя его
слова. Становились на колени: мужчины - на правое, женщины - на ле-
вое и кланялись. Далее руководитель обращался к земле, просил духа-
хозяина пашни оградить молодые побеги от уничтожения вредными на-
секомыми и дать хороший урожай. Затем он читал заклинание:
"Пусть на посеянной пашне образуются камни!
Пусть посевы съест кобылка!
Пусть вырастает хлеб с колосом менее четверти!
Пусть вырастает хлеб с корнем менее горсти!"
Вероятно, от подобного заклинания ждали противоположного ре-
зультата. В конце ритуала, после окончания крапления, старец произво-
дил гадание - "тбрж", бросая через плечо чашку с ложкой. Если данные
предметы падали емкостью вверх, то это предвещало хороший урожай, и
все кричали: "Ах тбрк!" (букв, белая судьба). Но если они падали вверх
дном, то народ с сожалением восклицал: "Хара TopiK" (черная судьба). До
тех пор, пока не совершится гадание "торк", за стол не садились. После
ритуальной части, собравшиеся на поле потчевали друг друга вином со словами: "Урен хуртын тайна". - Жуй зернового червя!".
Чыл Пыз.
Хакасия – это не только край бескрайних степей с многочисленными курганами, хранящими многовековые исторические и культурные ценности, причудливых гор неописуемой красоты, лесов, ценных пород богатейших недр. Но главное богатство Хакасии – люди, живущие здесь. Здесь, на сравнительно небольшой территории, проживают представители более ста наций и народностей:хакасы, русские, поляки, немцы, узбеки, корейцы, киргизы и многие другие.
Большую работу по сохранению культуры, языка, истории представителей своих народов, ведут национальные общественные организации, которые не только представляют интересы членов диаспор, но и активно участвуют в общественной жизни республики.
Каждый народ, живущий в нашей республике, имеет право на уважение к его истории, обычаям и традициям, на внимание и интерес к его происхождению, к его быту и нравам. А знание всего этого, в свою очередь, расширяет кругозор каждого из нас, поднимает наш собственный культурный уровень.
Много прекрасных обычаев и традиций есть у каждого народа, и, наверное, самые привлекательные из них – праздники. Они замечательны тем, что праздничная атмосфера помогает людям лучше узнать и, главное понять друг друга.
Праздники придумали ещё в глубокую древность. Уже самые первые люди ощущали потребность собраться вместе после удачной охоты, скинуть с себя груз повседневных забот и повеселиться при свете костра, позабыв хотя бы на некоторое время горе - невзгоды.
Со временем человек стал осваивать всё новые просторы Земли, совершенствоваться, появились первые государства, а необходимость в праздниках была всё та же. Мы празднуем государственные и традиционные праздники, которые передавались многие века из поколения в поколение.
Но ни один праздник не ждут так, как Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках, а взрослые загадывают заветные желания и все желают друг другу счастья, добра и радости в наступающем году.
Называется он у всех по-разному:у народов Вотока – «Навруз», «Наврус» или «Нооруз», у японцев – «Праздник Сакуры», у русских – «День Берендея», а у хакасов – «Чыл Пазы» – праздник хакасского Нового года. Праздник Нового года, начинался с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и заканчивался первыми раскатами грома. Подготовка к празднику начиналась с шитья новой одежды, уборки всей территории аала и юрты. В это время нельзя допускать никаких ссор в доме, наоборот родным и близким старались дарить как можно больше внимания и душевного тепла.
В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца, затем возвращались домой, и кормили семейно-родовых духов-хранителей (тёсей). Праздновали Чыл пазы всем аалом:необходимо было зайти в каждую юрту с угощениями и обращением:«Чыл пазы чылды, чылан кибi сойылды!» («Пришёл Новый год, снялась змеиная шкура»). Гостей угощали сыром, сметаной, чаем с печеньем.
Еще одна традиция праздника Чыл пазы - это разведение костров. Отношение к огню у хакасов особое. В этот день разводили три огня. В Чыл пазы проходят и другие обряды - дарение небесным духам лошади, чтобы они могли быстрее прийти на помощь людям.
А в мае, при первых раскатах грома, следовало, сбежав 3 раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести «Элем-Салам!» («Пусть выйдет Старый год, пусть войдёт Новый год!»). Считалось, что первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года.
Вот, пожалуй, малая толика традиций, связанных с праздником мудрости, обновления, надежды – Чыл пазы.
Вместе с весенним праздником Чыл пазы мы широко отмечаем в Хакасии древний замечательный праздник – восточный Новый год.
Природно-климатические условия Хакасии ещё в глубокой древно-
сти обусловили формирование особого хозяйственно-культурного типа -
кочевого и полукочевого скотоводства и связанных с ним специфическо-
го уклада жизни и культурно-бытовых традиций. В этих условиях сло-
жился особый цикл хозяйствования, ход которого определялся по лунно-
му календарю. Начало этого цикла связано с наступлением весны, что и
стало отмечаться как праздник Нового года. Название праздника Чыл
пазы буквально означает "начало года".
Хакасы пользовались системой измерения времени и пространства,
созданной ещё далекими предками тюрко-монгольских народов Южной
Сибири. Во времена Кыргызского государства, как сообщали китайские
летописи, население с помощью "двенадцати животных считает годы".
Год начинался с периода весеннего равноденствия. Весенний Новый год,
знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие наро-
ды Востока.
Жители одного аала всегда встречали Чыл пазы вместе. Каждая се-
мья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась
к встрече праздника. Необходимо было справить и одеть новую одежду.
До начала Чыл пазы на всей территории аала - в скотных дворах,
кошарах, у коновязей, вокруг каждой юрты - весь сор, все нечистое тща-
тельно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от сне-
га, фязи и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветрива-
ли до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли
постель, одежду, обувь и т.д. При этом соблюдалась одна обязательная
формальность - оставить возле дверей дома, в углу кошары небольшую
соринку, чтобы не вымести свою удачу (улус). Празднование Чыл пазы начинали с прилета первых птиц, первого
кукования кукушки и растягивали до первых раскатов грома.
В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили
на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Необходимо
было совершить моление на играющее в утреннем мареве солнце. Поч-
тенный старец произносил молитву:
"Алтын пЛмё Пай хазып "Златолистая священная береза
Айнанхурчан турзын! Пусть опояшется лунойI
КумJt п}рле Пай Хазын Серебрянная священная береза
KjhHen хурчан турзын!" Пусть опояшется солнцем!"
Затем возвращались домой. В каждой юрте находились фетиши -
изображение почитаемых духов-предков, называемые "тбси". Во время
праздника Чыл пазы необходимо было совершить ритуальное кормление
семейно-родовых тёсей. Вероятно, в этом обряде отразилось поклонение
воскресающим силам природы.
Затем начинался общий, аальный праздничный пир "той". Начина-
лись взаимные визиты и угощения. В каждую юрту, богатую или бедную,
надо было зайти, хотя бы ненадолго. Люди обращались друг к другу со
словами: "Чыл пазы чылды, чылан киб1 сойылды" - Пришел Новый год,
снялась змеиная шкура". Хозяин, зачерпнув или налив араки небольшой
деревянной или фарфоровой чашкой и попросив благополучия для скота,
брызгал вино вверх и по сторонам юрты, отливал немного в огонь и вы-
пивал, стряхнув остатки из чашки в огонь. Возлияние огню делалось,
впрочем, во всех случаях, при приготовлении любого кушанья: кусочек
мяса, жира, масла сбрасывался в огонь. Следующая чашка араки подава-
лась по очереди каждому из гостей хозяином на мужской половине, хо-
зяйкой - на женской. Одновременно на столиках появляются приготов-
ленное заблаговременно угощение, состоящее из пызлаха, сметаны и чая
с печеньем.
Во время первого кукования кукушки - звукового сигнала начала
весны - нельзя выходить утром на улицу натощак. Если услышишь впер-
вые ей голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обя-
зательно промолвить: "Мин тохпын". - Я сыт", - и кукушка будет обма-
нута. Южные хакасы, услышав звуки первых кукушек, выходили на
кладбище и жгли пищу умершему в прошедшем году. Исходя из этого
обычая, можно предположить, что когда-то предки хакасов хоронили
останки кремированных умерших через год, как это делали их предки-
кыргызы.
В мае звучали первые раскаты грома, служившие завершающим
вестником наступившего Нового года. При первом громе надо было,
обежав три раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном
и произнести: "Элем-Салам!" - Пусть выйдет Старый год, пусть зайдет
Тун Пайрам
Тун пайрам (рус. праздник первого айрана) — хакасский народный праздник, получивший официальный статус в наше время (1980).
Один из праздников, возникших еще в гуннскую и древнетюркскую эпохи из поклонения родной земле и основе существования — скотоводству. Проводился в степных районах Хакасии. В конце мая-начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник, устраивался праздник первогоайрана. Перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялись первые молочное продукты. Тун пайрам (дословно — «первый, первородный праздник») был связан с почитанием скотоводства — основы традиционного хозяйства. Для него готовились первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые национальные платья. Из айрана перегоняли первую араку. В определенный день жители нескольких ааловсобирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня (по-хакасски — изых) и разводили большой костер. Почтенный старец вместе с собравшимися обходил их по солнцу (кунгер) девять раз, кроплением айрана на костер, березки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. Обряд обхождения по солнцу дошел до хакасов со времен Тюркских каганатов. Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять ее на следующий день запрещалось.
После ритуальной части устраивались состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, традиционная борьба (курес). Хакасы боролись, подпоясавшиськушаками (хур). Борцам необходимо было держаться за кушаки и бросить соперника на землю. Победителем считался тот, кто положит на спину или на четыре конечности своего соперника.
Меткость в стрельбе из лука — качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное, и в военное время. Многие скотоводы были одновременно и охотниками.
Еще один вид состязания в силе — это поднятие камня (хапчан тас). Он весил около 80 килограммов. Состязание проходило по установленным правилам: поднять камень до пояса, сделать приседание, поднять в полный рост и перекинуть его через плечо.
Самое любимое развлечение — конные скачки (чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лошадях и мог отобрать наиболее пригодных в скачках коней. Эти конские ристалища имели древние устоявшиеся традиции и разработанные до мельчайших подробностей правила. Почти у каждого бая имелись свои беговые лошади (тулбары). Хозяева скакунов сами в забеге не участвовали, а садили мальчиков-подростков. Седоки держались на конях без седел, а для отличия на голову повязывали платок определенного цвета. Дистанции (меет) скачек бывали от одной до двадцати пяти верст. На скакунов ставили крупные заклады — до трехсот рублей деньгами, до ста голов крупного рогатого скота. Выигравший пари ставил угощение всему собравшемуся народу. Айранные или кумысные праздники были характерны для многих скотоводческих народов Сибири и Центральной Азии.
На празднике звучала музыка различных музыкальных инструментов: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах. Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха. Победителем среди тахпахчи(исполнителей тахпаха) считался тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.
В первые годы Советской власти этот праздник прекратил своё существование. Только в 1980 году, в связи с 50-летием Хакасской автономной области, было решено восстановить и проводить регулярно Тун пайрам. Инициаторами стали журналист Юрий Забелин, историк Виктор Бутанаев, этнограф Виктор Кривоногов, художник Александр Котожеков, театральный деятель Эльза Кокова, партийно-государственные деятели Хакасии (Владимир Штыгашев, Елена Филатова) и другие. Первый праздник прошел в Аскизском районе Хакасии на Базинской поляне 21 июня 1980 года. В последние годы проводится в дни празднования Дня Республики Хакасия в июле, на Сагайской поляне. У хакасского народа видное место занимает скотоводческий празд-
ник Тун-пайрам, проводившийся в степных районах Хакасии. Тун-
пайрам - это праздник первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце
мая - начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. В
это время перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и
появлялись первые молочные продукты. Праздник Тун-пайрам был свя-
зан с почитанием скотоводства - основы традиционного хакасского хо-
зяйства.
К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, го-
товили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В
определенный день жители нескольких аалов собирались утром на бли-
жайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и раз-
водили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня, на-
зываемого по-хакасски - "ызых". "Ызых" освящался и считался храните-
лем благополучия скота. Почтенный старец подходил к коню, мыл его
молоком, окуривал богородской травой "ирбен". К хвосту и гриве привя-
зывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали
на волю, сняв уздечку. Выборный старец краплением айрана на ритуаль-
ные костер, березки, коновязь благословлял небо, землю и желал, чтобы
скот и молочные продукты не переводились у скотоводов.
После ритуальной части устраивались спортивно-массовые меро-
приятия. К ним относились конные скачки, соревнования по силе и лов-
кости. Победителей щедро угощали айраном и аракой (молочная водка,
перегнанная из айрана). Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками.
Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю.
По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть
съедена во время праздника. Оставлять ей на следующий день запреща-
лось. После ритуальной части, как было сказано выше, устраивались
спортивно-массовые мероприятия. Большой популярностью у хакасов
пользуется борьба (курес). В борьбе (курес) существуют определенные
правила.
Соперники делятся по весовой категории. Сначала на поле выходят
борцы легкого веса, которых постепенно сменяют все более сильные и
ловкие. Борцы-соперники выходят на поле с разных сторон, обвязанные
поясом (хур). Они подходят друг к другу и каждый из них дает возмож-
ность своему сопернику схватиться руками за пояс (хур). Судья дает сиг-
нал и начинается схватка. Обычными приемами борцов являлись: захва-
ты ногой, бросок через левое или правое бедро, броски через голову в
положении "полулежа" (прогибом) и т. д. При проведении борцовских
приемов борцы не должны выпускать из рук пояс (хур) соперника. Побе-
дителем считался тот, кто положит на спину или на четыре конечности
своего соперника. Первый раунд заканчивался, когда все пары сразятся
по одному разу. Судьи разбивают всех победителей на пары и начинается
второй раунд. Все повторяется сначала. Наступает момент, когда в каж-
дой весовой категории выявляется победитель. Победителей щедро уго-
щают айраном, вручают награды.
Стрельба из лука - второй вид спортивных игр. Меткость в стрель-
бе — качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное время, и в
военное. И в древности, и в наше время многие скотоводы были одно-
временно и охотниками. С появлением огнестрельного оружия стрельба
из лука, как военное искусство, стала исчезать и сохранилась лишь как
вид спорта.
Однако самая популярная часть праздника - это конные скачки
(чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лоша-
дях и мог отобрать наиболее пригодных для участия в скачках коней.
Существовали строгие правила проведения скачек. Устраивались не-
сколько заездов. В первом из них участвовали лошади-двухлетки, во вто-
ром - трехлетки, в третьем - четырехлетки, в четвертом - пятилетки, в
пятом - все остальные возрастные категории, начиная с шестилеток. В
шестом заезде бежали только жеребцы (чорга), в седьмом - только ино-
ходцы (сайбыр).
Дистанция заезда - от 3 до 10 км. Старт находился вдали от места
проведения праздника, но финиш всегда в центре, и всегда возле него
толпились сотни зрителей, ждавшие исхода скачек.
Специальные лица отвечают за порядок на скачках: они определяют,
какая лошадь и какой седок пришли первыми. Они же дают звания лоша-
дям* победителям в заездах. Всадников-победителей угощают айраном,
вручают призы: скот, деньги и т. д.
Еще один вид состязания в силе - это поднятие камня (хапчан тас).
Он весит около 80 кг. Состязание проходило по установленным прави-
лам: поднять камень до пояса, сделать приседание, подняться в полный
рост и перекинуть его через плечо. Победителем этого состязания счита-
ется тот, кто больше всех по количеству раз проделает это упражнение.
Победитель угощается айраном, аракой и получает специально установ-
ленный для этого вида состязаний приз.
На празднике Тун-пайрам звучит музыка различных музыкальных
инструментов: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах и т.д. Со всех аалов
съезжаются на конкурс мастера тахпаха. Победителем конкурса среди
тахпахчи (исполнителей тахпаха) считается тот, чей тахпах продолжи-
тельнее и остроумнее.
Вывод:
Мы рассмотрели праздники хакасского народа. Изучили их культуру и традиции. Они очень интересны. Обряды хакасского народа очень необычны. Изучили их культуру и традиции. Она очень интересна. Обряды хакасского народа очень необычны.
Список Литературы.
1. http://xn----7sbab3bbulzjlg7dvg.xn--p1ai/?f_n=26
2. Бутанаев, В. Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. — Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996.
Алексей Анненко, Юрий Забелин. Тун пайраму — 25! И века… История возрождения праздника. — Абакан: Хакасское книжное издательство, 2005.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F3%ED_%EF%E0%E9%F0%E0%EC
4. Бутанаев В.Я. Погребально-поминальные обряды хакасов в Х1Х-начале XX вв. // Историко-культурные связи народов Южной Сибири. -Абакан. ,1988.
5. Бутанаев В.Я. Свадебные обряды хакасов в конце XIX - начале XX вв. // Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. - Новосибирск, 1987.
6. Бутанаев В.Я. Этническая история хакасов XVII-XIX вв. - М., 1990.
7. Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. - Абакан, 1998.
8. Жигульский К. Праздник и культура. - М., 1985
Прекрасное далёко
Как я избавился от обидчивости
Почему Уран и Нептун разного цвета
Рыжие листья
Хризантема и Луковица