В своём исследовании ученица пыталась показать, что различные музыкальные стили по-разному влияют на психоэмоциональное состояние и здоровье детей 8-9 лет. Школьники данного возраста предпочитают классической музыке современные танцевальные композиции. Если развивать ребёнка средствами музыкального искусства, то это положительно повлияет на его здоровье в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_chelovek.docx | 437.27 КБ |
Содержание
Введение……………………………………………………………………… | 4 |
Секрет волшебного воздействия…………………………………………… | 5 |
Влияние музыки на развитие ребенка……………………………………… | 6 |
Музыка и спорт……………………………………………………………… | 7 |
Практическая часть: базовое исследование уч-ся 2 «Б» класса…………. | 9 |
Заключение…………………………………………………………………… | 13 |
Список используемой литературы………………………………………….. | 14 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А: детская дискотека……………………………………... | 15 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б: сказка про весёлые нотки……………………………... | 16 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В: мои друзья в стране «Музыки»………………………. | 17 |
Цель:
Выявить особенности целебного влияния музыки на настроение, здоровье и психическое состояние детей. Помочь ребёнку понять сложный мир музыкальных звуков, заложить основы приобщения к музыкальному искусству. Актуализировать знания о музыке.
Задачи:
1.Изучить теоретический материал по данной теме.
2. Выявить знания учеников по вопросам музыки в целом.
3.Предложить рекомендации по оздоровлению средствами музыкального искусства.
4.Определение особенностей влияния музыкальных композиций классического стиля, стиля Metal и релаксационной музыки на психоэмоциональное состояние детей 8-9 лет.
5.Определение зависимости влияния музыки от отношения человека к данной музыке.
Гипотеза:
Различные музыкальные стили по-разному влияют на психоэмоциональное состояние и здоровье детей 8-9 лет. Школьники данного возраста предпочитают классической музыке современные танцевальные композиции. Если развивать ребёнка средствами музыкального искусства, то это положительно повлияет на его здоровье в целом.
Введение
Есть на Земле одна страна,
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?
Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И людям красоту дарить.
Он учит душу ввысь смотреть
И, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье,
Где все у музыки во власти.
В мире нет ребёнка, которому бы не нравилось слушать музыку, вопрос лишь в репертуаре. Одним нравится классическая музыка, другим – мелодичная, третьим – ритмичная, танцевальная. То, что музыка способна влиять на настроение детей, наверное, замечали многие, но знаете ли вы, что она обладает и целебными свойствами?
По мнению врача Джеймса Корнинга, классическая музыка способна лечить психические заболевания.
Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение (Аристотель),
-Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках (Д. Шостакович),
-Музыка — акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде (Ключевский В.),
-Музыка — поэзия воздуха. (Жан Поль).
Секрет волшебного воздействия
Каким образом музыка способна исцелять? Пока ученые не пришли к единому мнению.
Музыка является тем, ключиком, который помогает восстановить утерянный баланс и создать гармонию между душой и телом. Лучше познать себя помогут произведения Бетховена, Бородина, Шопена. Симфонии Чайковского «лечат душу» и помогают избавиться от неприятных, тяжелых воспоминаний. Возьмите под контроль свои негативные эмоции – послушайте произведения Шостаковича. Выйти из депрессивного состояния, поднять настроение и оптимистично взглянуть на мир помогут музыкальные труды Бизе, Моцарта, Штрауса.
Другая теория, высказываемая в отношении лечебных свойств музыки, сводится к определенному ритму. В природе вибрирует все, в том числе и человеческий организм. В случае заболевания того или иного органа, меняется его вибрация, а правильно подобранная музыка, способна наладить его работу и как следствие, излечить недуг. Наглядный пример – наше сердце. Поэтому для «здорового звучания» больного органа, прописывают регулярно слушать ту музыку, которая будет звучать с ним в унисон.
Считается, что воздействие звуковых вибраций определенного инструмента, способно влиять и исцелять конкретный орган. Вот рекомендации специалистов, которые вы можете взять себе на заметку:
- пианино – помогает работе щитовидной железы;
- духовой орга́н – придает ясность уму;
- барабан – нормализует ритм сердца и работу кровеносной системы;
- флейта – расширяет, очищает и восстанавливает работу легких;
- скрипка – восстанавливает душевный покой, побуждает к состраданию и самопожертвованию;
- виолончель – благотворно влияет на почки;
- арфа – оказывает положительное влияние на работу сердца;
- аккордеон (баян) – улучшает работу всех органов брюшной полости;
- цимбалы – очищают и нормализуют работу печени.
Оркестр, в котором так много различных музыкальных инструментов, посредством классической музыки, способен чудесным образом воздействовать на весь организм в целом.
Поистине универсальным средством, считаются произведения Моцарта. Исследования положительного воздействия его музыки в различных областях, просто потрясают. В лечебных целях ее слушают для скорейшего выздоровления от простуды, головной боли, снятии нервного напряжения, улучшения настроения. Из теста, замешанного под музыку композитора, получается очень пышный и вкусный хлеб.
Даже коровы способны оценить произведения мастера – слушая его музыку, они больше дают молока.
Уделите всего несколько минут в день, чтобы поправить свое здоровье, но и понять, насколько был бы скучен мир без музыки.
Влияние музыки на развитие ребенка
В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни.
Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению.
В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных детей. Те, которые не поступали в школу, посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и полонез Огинского. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?
Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность!
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное), и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную). Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.
Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.
Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.
Музыка и спорт
Заниматься спортом – вот смысл для многих людей, а музыка и спорт — хорошо сочетаются, дополняя друг-друга. Чтобы прийти в любой вид спорта человека должно заинтересовать что-то в нем, у него должен появиться какой-то стимул, который привлечет его, сделает более сильным и поможет решить на первом этапе развития море проблем. Если поначалу ничего не хочется, то с момента, когда вникаешь в каждое упражнение, в каждое повторение появляется интерес к спорту. Музыка и спорт — отличный симбиоз.
Как заставить себя заниматься спортом? Самое главное обстановка, если вам не хочется делать повторения, то, быть может, стоит включить интересную и в то же время зажигательную музыку, которая взбодрит вас, заставит сделать то, что вы обязаны, чтобы не отставать от спортивной программы. Некоторые атлеты создают специальный график, где они отмечают планки, которые нужно постичь через определенный промежуток времени. Естественно они вкладывают силы и умения, чтобы выполнить упражнения и достичь следующего этапа своего развития. Но без музыки иногда невозможно что-то сделать.
Какую музыку стоит слушать во время занятия спортом? Все зависит от вашего вкуса, но ни в коем случае не включайте что-то спокойное и мелодичное. Музыка должна быть заводной, быстрой и стремительной, она должна вас заводить, тогда результаты будут на лицо. Кто-то любит рэп, кто-то рок, но всем можно собрать любимые композиции воедино и прослушивать их именно тогда, когда вам этого хочется.
Музыка заряжает энергией. Вы не задумывались почему многие фитнес центры рекомендуют своим клиентам заниматься музыкой? Уже давно доказано, что мелодия способна успокаивать и заряжать энергией, она может помочь вам лучше выполнять упражнения. Люди по-настоящему не могут жить без музыки, а спортсмены тем более. Сейчас даже те, кто предпочитает делать утренние или вечерние пробежки аналогично вставляют наушники в уши и слушают любимые композиции при этом, усталость происходит не так быстро, как раньше, так как мозг задумывается о чем-то другом и человек легче выполнять, как циклические повторения, так и упражнения из тяжелой атлетики.
Практическая часть:
Базовое исследование учащихся 2 «Б» класса сш № 40
Таблица № 1 – Опрос школьников
Вопрос анкеты | Кол-во опрошенных 17 чел., 8-9 лет |
Что такое музыка? | |
Знают | 15 различные определения) |
Не знают | 2 |
Какую музыку предпочитаешь слушать? | |
Классическая | 1 |
Рок, Metal | 3 |
Современная | 13 |
Разговаривают ли в твоей семье о музыке? | |
Да | 8 |
Нет | 7 |
Иногда | 2 |
Может ли музыка плохо воздействовать на человека? | |
Да | 9 |
Нет | 8 |
Кто оказал влияние на выбор твоего муз. вкуса? | |
Телевидение | 2 |
Семья | 5 |
Влияю сам на себя | 10 |
Способна ли музыка изменить человека? | |
Да, в лучшую сторону | 9 |
Да, зависит от музыки | 8 |
Вправе ли взрослый вмешиваться в муз.выбор ребёнка? | |
Да | 10 |
Нет | 7 |
Почему большинство детей предпочитают зарубежную музыку отечественной? | |
Она классная | 3 |
интересно | 6 |
Мода, реклама | 7 |
Заруб.не слушаю | 1 |
Проанализировав таблицу № 1 и анкеты школьников, можно сделать следующие выводы:
- Знает, что такое классическая музыка, слушает и увлекается ею всего один ребёнок из 17 человек;
- 90% детей предпочитаю слушать современную танцевальную музыку;
- Школьники отдают предпочтение зарубежным исполнителям, но почему происходит такой выбор, объяснить не могут;
- Все учащиеся понимают и знают, что музыка оказывает влияние на человека. Что различные музыкальные композиции способны изменить настроение, психоэмоциональное состояние ребёнка, либо улучшить это состояние, либо вызвать негативные эмоции;
- В половине семей не разговаривают о музыке, исполнителях и направлений. Не обсуждают и не знают представленные новинки на музыкальном рынке;
- Дети 8-9 лет очень хорошо знают такие направления в музыке, как Рэп, Хип-Хоп, Рок, Шансон, Поп. Мало знакомы с классикой и джазом.
Следовательно:
Необходимо воспитывать любовь и интерес к музыке у детей, в первую очередь внутри семьи.
Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями дома и в школе на уроках музыки.
Развивать по возможности навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
Развивать общую музыкальность путем развития основных и неосновных музыкальных способностей.
Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.
Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни, музыка дома в семье).
Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Большее внимание уделить изучению классической музыки, композиторов и их произведений.
Таблица № 2 – Влияние различных муз. направлений на психику детей
количество испытуемых 17 ч. | |
8-9лет | |
классическая музыка | |
понравилась | 3 |
не понравилась | 11 |
не знаю | 3 |
музыка стиля Metal | |
понравилась | 8 |
не понравилась | 6 |
не знаю | 3 |
релаксационная музыка(шум дождя, шорох листьев) | |
понравилась | 8 |
не понравилась | 2 |
не знаю | 7 |
Так, после прослушивания музыкальной композиции классического стиля у детей 8-9 лет наблюдается тенденция к увеличению уровня активности, а также к увеличению потребности в достижении. Композиция данного стиля также способствует высвобождению неосознанных аспектов переживаний, уходу в мир фантазий.
Музыкальная композиция в стиле Metal привела к значительному снижению уровня активности и к агрессивности у детей 8-9 лет. Также было выявлено, что композиция данного стиля способствует настойчивости, упрямству.
После прослушивания релаксационной музыки у детей 8-9 лет наблюдается снижение уровня активности, а также меньшее стремление к релаксации и психологическому освобождению. Также у этих детей наблюдается увеличение стремления оградиться от всяческих влияний и тенденция к увеличению потребности в отдыхе.
Выдвинутая мною гипотеза о том, что различные музыкальные стили по разному влияют на психоэмоциональное состояние и здоровье детей 8-9 лет, что школьники данного возраста предпочитают классической музыке современные танцевальные композиции, была подтверждена в ходе практической исследовательской работы. Полученные результаты анкетирования подтвердили моё предположение.
Рекомендации психотерапевтов:
• При головной боли: «Весенняя песня» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Венгерская рапсодия»Листа, «Фиделио» Бетховена, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, вальсы Штрауса
•Улучшает сон, действует успокоительно: Сюита Грига «Пер Гюнт», «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, прелюдии Шопена
• Язва желудка рубцуется при прослушивании «Вальс цветов» Чайковского
• Кровяное давление и сердечную деятельность: нормализует «Свадебный марш» Мендельсона
• При онкологических заболеваниях: хороши произведения Моцарта, Генделя, произведения Баха, Рахманинова
•Для поднятия общего жизненного тонуса: Чайковский – «Шестая симфония» (3ч.), Бетховен – «Увертюра Эдмонд», Шопен – «Прелюдия №1 (опус 28), Лист – «Венгерская рапсодия»№2
Заключение
Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, мною были сделаны следующие выводы:
1)музыка способна порождать особую энергетику;
2)музыка обладает многогранной силой, в том числе оздоравливающей;
3)терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времён и нашли научное подтверждение в наше время.
Выдвинутая гипотеза о том, что различные музыкальные стили по разному влияют на психоэмоциональное состояние и здоровье детей 8-9 лет, что школьники данного возраста предпочитают классической музыке современные танцевальные композиции, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности.
Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как это достигать, необходимы. Я считаю, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни.
Подводя итог исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
Используемая литература:
1.Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей – Ростов-на Дону, 2004.
2. «Большая советская энциклопедия», 2003г.
3.Лобанова Е.А. «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»(Образование в современной школе. 2005г. №9).
4.Райгородский Б.Д. «Что может музыка?» (Музыка в школе, 2004г. №4)
5.Фролова Т.А. «Влияние музыки на здоровье человека» (Музыка в школе 2008г., №1)
ПРИЛОЖЕНИЕ А:
Детская дискотека
ПРИЛОЖЕНИЕ Б:
Сказка про весёлые нотки
(автор Саломатина Маша)
Жили в лесу на опушке нотки. Жили дружно, веселились, танцевали, песни пели:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Мчатся быстро на такси.
Ждут их в музыкальной школе,
Ждут в оркестре их и в хоре….
Но вдруг на их чудесную, сказочную опушку нагрянула Баба-Яга, увидела весёлые нотки, схватила ноту МИ и потащила в свою избушку, чтобы нотка пела ей песенки.
Пошли нотки во дворец к князю помощи просить. Вошли они туда, а там князь стоит у дверей их встречает. Рассказали нотки князю о своей беде и велел князь снаряжать поход по спасению ноты МИ.
Нотки пошли выручать из беды свою сестренку ноту МИ, без неё у них не получалось сыграть музыку. Шли нотки, шли и видят впереди стоит избушка на курьих ножках. Долго пришлось искать бабу-ягу, много лесов было исхожено.
Попалась Баба-Яга и досталось ей от воинов князя. Связали они её и отправили за море. Освободил князь нотку и вернул подружкам. Когда нотки пришли домой, они стали веселиться и петь песни.
ПРИЛОЖЕНИЕ В:
Мои друзья в стране «Музыки»
Крутильный маятник своими руками
Военная хитрость
Ласточка. Корейская народная сказка
Рисуем "Ночь в лесу"
Ворона