История возникновения SMS языка.
Какие особенности характерны для языка SMS? Почему при составлении текстов SMS школьники нарушают языковые нормы? Задумываемся ли мы над нормами языка, составляя SMS?
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_sms.pptx | 1.32 МБ |
iazyk_sms.doc | 246 КБ |
Слайд 1
Язык SMS ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Автор – Замалова Динара 8 класс МОУ «Аксаринская Сош »Слайд 3
Цель работы - исследовать язык SMS -сообщений Задачи, методы и способы их решения: изучить особенности языка SMS -сообщений; определить типичные нарушения языковых норм в данных сообщениях (сбор материала – запись и исследование текстов SMS ; практическая работа; составление таблицы); рассмотреть отношение школьников к языковым нормам при составлении текстов SMS (работа с научными статьями, реферирование; анкетирование).
Слайд 4
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА Рождество 1992 г. Первая в мире SMS - ка Нейл Папуорт « Merry Christmas – 92» 2000 г. Short Message Service Служба коротких сообщений
Слайд 5
ОТ ПИСЬМА К SMS-СООБЩЕНИЮ «Целую твои ручки, мой ангел, с надеждой на скорейшую встречу, твой Пушкин» ваше благородие ваша милость Ваше высокопревосходительство милостивый государь ваша честь Пока! Ну я те позже звякну! Б удет настроение, скинь смс милая котёнок моя зайка трампомпуличка
Слайд 6
ЖАНРЫ SMS Любовные SMS SMS -поздравления SMS -пожелания «осколки-мысли»,
Слайд 7
Плюсы языка СМС Передача большего количества информации за минимальное количество времени ; Секретность информации ; Наглядно-эмоциональное окрашивание речи; Служит одновременно для передачи информации и эмоций; Возможность передачи информации при недоступности адресата; Возможность научиться лаконично и четко формулировать свои мысли.
Слайд 8
Минусы языка СМС Затруднение в понимании содержания; Ограниченное количество символов; Пренебрежение правилами грамматики и орфографии, что приводит к тотальному снижению грамотности.
Слайд 9
Особенности языка SMS Отклонения от норм литературного языка Сокращения, искаженное написание слов Использование словаря Т9 Использование вежливых слов Использование символов, смайлов
Слайд 10
Тексты SMS Незнаю ! я может буду не дома! Правописание частицы не с глаголами. Употребление строчной буквы в начале предложения. Отсутствуют знаки препинания при вводном слове.
Слайд 11
Тексты SMS Приветик че не пишешь как дела Какой предмет учишь! Не обозначены границы предложений. Использование жаргонной лексики. Неправильное использование знаков препинания.
Слайд 12
Сокращения, искаженное написание слов Я тя лю ( я тебя люблю) Я тя лю , моя зайка! Чё (что) Чё звонил? Звякну (позвоню) Ну я те позже звякну!
Слайд 13
Сокращения, искаженное написание слов Медляк (медленный танец) Есть медляки послушать? Сори (извини) Ой, сори, я не хотела, чтоб так получилось! Тренька (тренировка) Сказал, чтоб я поскорее пришла на треньку .
Слайд 14
Использование словаря Т9 Словарь Т9 используют всегда 6 из 7 опрошенных учеников 11 класса; 5 (из 6) восьмиклассников; 6 (из9) учащихся 4класса. Из четвероклассников (3 из 9) словарем Т9 никогда не пользуются.
Слайд 15
Использование вежливых слов 11 КЛАСС Пожалуйста, спасибо, привет, доброе утро, здравствуйте, до свидания, извини, Вы, благодарю Спасибочки, please , приветик, пож. Спасиб а , с дравствуйте, д ос видания
Слайд 16
Использование вежливых слов 4 КЛАСС С добрым утром, привет, пожалуйста, пока, спокойной ночи, здравствуйте, до свидания, спасибо П а ка, д ос в е дани е , в здравствуйте Споки-ноки
Слайд 17
Использование символов, смайлов Смайлы – это маленькие графические изображения, которые подростки используют, чтобы передать настроение, чувства, ведь текст несет лишь оттенок тех эмоций, которые предназначаются для адресата. Смайлы : Символы: , . ? ! : ; «» - $ @ &
Слайд 18
Отношение школьников к такой форме общения, как SMS Большинство учащихся 8 класса (58%) отдают предпочтение электронным средствам общения, для учеников 11 класса самые популярные виды общения – беседа в компании (40%) и SMS -сообщения (35%) ; четвероклассники любят встречаться с друзьями (52%) , отправлять эсэмэски (35%) , общаться дома (13%) .
Слайд 19
Задумываетесь ли вы над грамотностью, создавая SMS ? 1 ВОСЬМИКЛАССНИК (из 6) ВСЕГДА обращают внимание на грамотность при создании SMS , ИНОГДА – 4 человек, ВООБЩЕ НЕ ЗАДУМЫВАЕТСЯ – 1 человек. ОТВЕТЫ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ: ВСЕГДА следят за грамотностью – 2человека, ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ – 3 человека, ВООБЩЕ НЕ ЗАДУМЫВАЮТСЯ – 5 человека
Слайд 20
Задумываетесь ли вы над грамотностью, создавая SMS ? ВСЕ учащиеся 11 КЛАССА задумываются над грамотностью при составлении SMS , однако были даны комментарии, что следить за грамотностью при создании сообщений непринципиально, так как главное – передать информацию, а писать грамотно иногда не позволяет «недостаток денег на счету».
Слайд 21
Тексты SMS - очень важный фактор, влияющий на речь
Слайд 22
Ошибки в SMS -ках Опасны тем, что вторгаются в речевое поведение подростка «на волнах» постоянной потребности в общении, минуя логический контроль, а значит, исключая любую возможность критического анализа.
Слайд 23
Заключение. Выводы I. Тексты SMS вписываются в современную социокультурную ситуацию, характерными чертами которой являются: Жаргонизация литературного словаря; Расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры.
Слайд 24
Заключение. Выводы II . Характерные особенности языка SMS : Использование просторечной и жаргонной лексики; Искаженное написание слов; Многочисленное количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок; Использование сокращений.
Слайд 25
Заключение. Выводы II. Характерные особенности языка SMS : Использование просторечной и жаргонной лексики; Искаженное написание слов; Многочисленное количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок; Использование сокращений.
Слайд 26
Заключение. Выводы V. Необходимо обратить внимание школьников на культуру общения, на грамотное оформление своих мыслей при составлении SMS.
Слайд 27
Замалова Динара Я, Замалова Динара Ильдусовна родилась 20.01.1997 года.Проживаю в деревне шатаново , ул. Береговая . Учащаяся 8 класса МОУ «Аксаринская СОШ». Учусь отлично, а также активно участвую в общественной жизни школы, района и области. В свободное время занимаюсь бисероплетением .
Слайд 28
Северская О.И. Что послать– SMS , СМС, СМС-сообщение или эсэмэску ? // Русский язык. Первое сентября.– 2008. – № 2. Кулинич М. От письма к SMS –сообщению.// Русский язык в школе и дома. – 2008. – № 6. Веретенникова А.Е. Пути совершенствования письменной речи http://www.irex.ru/press/pub/polemika/06/ver/ Торчилин В. Гибель письменной речи // http://science.ng.ru/human/2000-05-24/4_speech_death.html Игры, в которые играют люди. Берн Э. Москва, 2005 Используемая литература
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Аксаринская средняя общеобразовательная школа»
Язык SMS
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Выполнила:
Ученица 8 класса
Замалова Динара
Проверила:
Учитель русского
языка: Олейник
Елена Прокопьевна
2011 г.
Оглавление
5.1. Сокращения, искажённое написание слов…………16 – 17
5.2. Использование словаря Т9………………………………..17
5.3.Использование вежливых слов……………………………17
5.4.Использование символов, смайлов……………………….17
как SMS…………………………………………………….18 – 19
На улице и в метро, на лекциях и в лифтах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы. Не номера, а SMS-сообщения, попросту смски.
Еще десять лет назад об SMS-ках никто даже не думал. Но сейчас без них уже невозможно представить нашу жизнь. Телефонные сообщения так прочно вошли в наш быт, что ими пользуются все – от школьников (а может, и детсадовцев) до депутатов и членов правительства. Мало того, что это дешево, удобно и оперативно, это еще и позволяет выразить те мысли, которые порою не решаешься высказать вслух.
Тема исследовательской работы выбрана не случайно. Она продиктована, в первую очередь, тем, что язык SMS имеет свои особенности. Настораживает то, что SMS-сообщения многими пользователями воспринимаются как разновидность устной речи, к тому же зачастую не очень грамотной. Глаза образованного человека не хотят воспринимать орфографических и пунктуационных ошибок, которыми пестрят SMS-сообщения.
Меня заинтересовали вопросы:
История возникновения SMS языка
Какие особенности характерны для языка SMS? Почему при составлении текстов SMS школьники нарушают языковые нормы? Задумываемся ли мы над нормами языка, составляя SMS?
Цель моей работы - исследовать язык SMS-сообщений.
Задачи, методы и способы их решения:
(сбор материала – запись и исследование текстов SMS; практическая работа; составление таблицы);
(работа с научными статьями, реферирование; анкетирование).
Работая над данной темой, я познакомилась со статьями В.И. Земзеревой, О.Северской.
В процессе исследования провела наблюдение над языком SMS-сообщений, выявила их языковые особенности; через анкетирование рассмотрела вопрос об отношении школьников к грамотному оформлению текстов сообщений.
Пришла к выводу, что тексты SMS вписываются в современную социокультурную ситуацию, характерными чертами которой являются жаргонизация литературного словаря, расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры.
Считаю, что современное электронное общение школьников необходимо корректировать: развивать умение слышать себя и грамотно оформлять свои мысли.
Понятие SMS, как и сам мобильный телефон, заимствованное. Придумал SMS Нейл Папуорт – инженер фирмы Vodafon. Он же отправил первую в мире SMS-ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: «Merry Christmas – 92». Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service. Эта аббревиатура переводится так: Служба коротких сообщений. «У нас ее побуквенно заимствовали, переписав кириллицей – транслитерировали, но перевели по-своему: СМС по-русски – это уже Служба Мобильных Сообщений. Это сокращение нам советуют писать русскими буквами, причем все они должны быть большими, прописными».
Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни – сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи, только во Франции за один день люди обмениваются более чем 20 миллионами сообщений, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год.
Многочисленные рекламные службы широко пользуются услугами SMS. Можно, например, получить анонсы кинофильмов. Можно оформить подписку на SMS – новости. А уж метеосводки, гороскопы и курсы валют на экране телефона стали нашими постоянными спутниками.
А как сказать: СМС… пришла? пришло? Обычно род буквенного сокращения определяется по роду главного слова. А главное слово в этом сокращении – Служба. Фраза «Пришла СМС» звучит почти как «Это он, это он, ленинградский почтальон!». Но вряд ли для кого-то «конвертик» на дисплее символизирует стоящую у дверей Службу Мобильных Сообщений! Это все же само сообщение в конверт запечатано! СМС пришло? Не получается, слово сообщение в аббревиатуре – не главное. Некоторые предлагают для такого «письма» особое название: СМС-сообщение. С таким сложным словом проблем почти не возникает: СМС-сообщение точно «пришло», но неловкость возникает от того, что сообщение упоминается дважды – и в аббревиатуре, и во второй части сложения, это просто «масло масляное» какое-то! Поэтому лучший выход – пользоваться словом эсэмэска, так советует «Орфографический словарь русского языка» под редакцией В.В.Лопатина (и писать его рекомендуют именно так, не «СМС-ка», а эсэмэска). Тогда это будет однозначно существительное женского рода: эсэмэска пришла, эсэмэска отправлена.…Однако в статьях, напечатанных в журнале «Русский язык в школе», используется выражение SMS-сообщение.
По стилю SMS-письма пришли на смену телеграфным сообщениям, которые всегда отличались краткостью. Но SMS-ки интенсивно вытесняют из нашей жизни не только телеграммы, но и письма.
Конечно, крохотные SMS-ки нельзя сравнивать с письмами. Вспомним, как подписывали в XIX веке официальные письма: «С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга Александр Пушкин», или письма любимым: «Целую твои ручки, мой ангел, с надеждой на скорейшую встречу, твой Пушкин». (В эсмэсках наших школьников: Я люблю тебя! Ну я те позже звякну! Будет настроение, скинь смс..).
А какими были обращения в XIX веке: ваше благородие, ваша милость, ваше высокопревосходительство, милостивый государь, ваша честь и т.д. (В эсмэсках наших учеников встречаются следующие обращения: милая, котёнок, моя зайка, трампомпуличка…)
Даже в менее отдаленные времена обращались в письмах: дорогая, милая мама; здравствуйте, мои дорогие мама, папа, сестра, брат и т.д. Особенно любили перечислять всю родню в своих письмах деревенские жители. Они всегда передавали множество поклонов и приветов.
Отход от эпистолярного жанра к SMS-сообщениям не способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли, общающихся между собой людей при помощи SMS остаются за пределами переписки. Целостность беседы нарушается, превращается в осколки-мысли, даже скорее не мысли, а какой-то набор формальных вопросов и таких же формальных ответов. Невольно ощущаешь, что втягиваешься в некую игру регулярных вопросов типа «Как дела? Что делаешь?» и таких же ответов: «Нормально. Сижу».
Тексты SMS отличаются жанровым своеобразием:
бытовые, любовные (SMS-признания, романтические SMS, SMS-извинения), SMS-приколы (шутки, розыгрыши, веселые афоризмы), SMS-мудрость и др.
Например:
Любовные SMS
Между нами сейчас километры,
Но я голос твой нежный ловлю,
И мне хочется крикнуть сквозь ветер:
Я люблю тебя! Очень люблю!
Однажды ты у меня спросишь: что я люблю больше – тебя или жизнь? Я отвечу, что жизнь. Ты уйдешь, так и не узнав, что жизнь – это ты…
Любовь – это счастье, но только когда веришь, что она будет вечно. И пусть это может оказаться ложью, но только вера дает любви силу и радость.
SMS-мудрость
Глаза дружбы редко ошибаются.
Вольтер, французский философ
Прекрасное – это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.
И.Кант, немецкий философ
Бытовые SMS
Совет дня!
Что делать, чтобы у вас не убежало молоко?
Очень просто. Надо покрепче привязать корову.
Знаешь, ты такая хозяйственная.… Как мыло!
С приходом SMS отмирает еще одна разновидность эпистолярного жанра – поздравительные открытки, которые в прежние времена люди рассылали десятками по всей стране своим друзьям и родственникам. Сейчас родных поздравляют по телефону или просто отправляют небольшое стихотворное поздравление с добрыми пожеланиями.
SMS-поздравления (новогодние SMS, валентинки, поздравления с днем рождения и т.д.), SMS-пожелания (поздравления отцу, маме, друзьям и т.д.).
Какие эсэмэски отправляют наши школьники?
SMS, которые можно назвать словами «осколки-мысли», т.е. вопросы – ответы:
- Приветик! Чем занимаешься?
- Я музончик слушаю и убираю дома. (5 класс)
- Ты кого любишь?
- Тебя! (9 класс)
SMS-поздравления:
Надюха! Поздравляю тя, что ли!
SMS-пожелания:
Спокойной ночи и сладких снов! Я очень очень лю тя! (9 класс)
Солнышко светит ярко,
Кошки мурчат лениво.
Доброе утро, Зайка,
Боже, ты так красива!
Среди обычных текстов в SMS встречаются изречения и высказывания выдающихся людей:
Умение прощать – свойство сильных. Слабые не прощают.
М.Ганди
Я – часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо…
Гете «Фауст»
Нам кажется, что СМС можно назвать языком, включив его в группу искусственных языков как специальных языков, которые в отличие от естественных конструируются целенаправленно и применяются для выполнения отдельных функций естественного языка. А может быть и естественным самосоздавшимся языком, способным выступать посредником межъязыкового и междиалектного общения. Ведь этот язык является одним из средств преодоления языкового барьера. Язык SMS уже принят обществом.
По своей структуре язык SMS может входить в подгруппу смешанных языков, созданных на основе заимствованных из различных языков ,частично на основе искусственно придуманных слов ( как волапюк ), либо как язык, построенный преимущественно на основе интернациональной лексики (как эсперанто и идо).
В ходе исследования учащихся нашей школы, преподавателей, родителей мы хотели выяснить причины, побуждающие людей разных возрастов, характеров и социальных категорий прибегать к общению через SMS, плюсы и минусы данного средства связи, а также реальность выделения языка SMS в самостоятельный язык общения людей.
При проведении исследования нас интересовали следующие вопросы:
1.Возраст
2.Род занятий
3.Частота использования SMS
4.Цели использования SMS
5.Плюсы SMS – связи
6.Минусы SMS – связи
7. Примеры используемых в SMS сокращений
8. Примеры используемых заимствований
9. Наиболее часто используемые смайлы.
Анализируя полученные результаты, мы выяснили, что причинами ставшего столь распространенным использования SMS - сообщений для всех возрастов и категорий пользователей сетью является, прежде всего возможность быстрой передачи информации даже в тех местах и в то время, когда телефонный разговор или другое средство связи невозможно (например, на лекциях, на уроках, на совещаниях, на экзаменах, в транспорте и т.д.).
Среди наших респондентов в возрасте от 10 до 17 лет одним из целевых назначений SMS считается общение с друзьями, родителями, а также возможность завести новые знакомства.
Мы приводим результаты опроса и анкетирования наших респондентов:
Всего опрошено | возраст | Пользование СМС | ||||
учащиеся
|
взрослые | Очень часто | По мере необхо-димости | редко | Предпо-читаю звонить | |
60 | 40 | 20 | 40 | 7 | 3 | 10 |
Цели использования языка СМС:
1. Быстрая передача информации.
2. Возможность общения.
3. Проявление индивидуальности и творчества.
4.Сохранение тайны переписки (секретность языка).
5. Возможность отправки сообщения в ситуациях, когда телефонный разговор невозможен.
6. Эмоциональное окрашивание сообщений смайлами.
7. Наиболее дешевая возможность общения.
Плюсы языка СМС | Минусы языка СМС |
Передача большего количества информации за минимальное количество времени; Секретность информации; Наглядно-эмоциональное окрашивание речи; Служит одновременно для передачи информации и эмоций; Возможность передачи информации при недоступности адресата; Возможность научиться лаконично и четко формулировать свои мысли. | Затруднение в понимании содержания; Ограниченное количество символов; Пренебрежение правилами грамматики и орфографии, что приводит к тотальному снижению грамотности. |
Наши наблюдения привели нас к выводу, что в русском языке текстинг пока оставил самые бледные следы. В русском языке не наблюдается такой всепобеждающей тенденции к компрессии как в английском. Во-первых, в силу русской ментальности. Например, ни один из наших респондентов не захотел принести в жертву компрессии суффиксы субъективной оценки – «котенок». «зайка», «книжечка», «грязищщааа» А во-вторых, из-за лексико-грамматических особенностей русского языка. Настоящую «абракадабру» рождают лишь редкие пользователи СМС - связи. Большинство абонентов знакомы лишь с некоторыми особенностями «мобильного жаргона», или текстинга.
Следующее наблюдение говорит о том, что, как правило, «искусство» набора СМС доступно в основном нашему (13-17 лет) поколению, за исключением небольшого количества особо продвинутых родителей. Если говорить об СМСках тех, кому за 20 , то можно отметить их языковую корректность и стилистическую дифференциацию.
Пример:
Елена, Вам удобно будет встретиться завтра в 13-30? ФИО
Ни фсем : ) но я тебя фсе равно люблю:)
Привет, дорогая. Ты наверно спишь после рабочей недели звони как проснешся .
Можно сказать, что в формате исследуемого жанра эти три сообщения представляют:
1.Официально-деловой (высокий) стиль
2. Разговорный (низкий) стиль
3. Нейтральный (средний) стиль.
Вероятно, именно к такому языковому облику должны прийти СМСки нашего поколения по мере взросления их отправителей. Ведь, например, исследования молодежного жаргона показали, как уменьшается уже к первому курсу ВУЗа количество жаргонных слов в речи молодежи и как происходит стандартизация их языка.
Учащиеся нашей школы с пониманием отнеслись к просьбе участвовать в эксперименте и предоставили для анализа свои SMS-сообщения, ответили на вопросы анкеты (см. приложение). Я записала эсэмэски, провела наблюдение над их языком.
На какие особенности языка SMS-сообщений я обратила внимание?
Для выявления типичных орфографических, пунктуационных, грамматических и лексических ошибок в текстах SMS были проанализированы SMS-сообщения учащихся 4, 5, 6, 8, 9 и 11классов.
Свой анализ я оформила в такую таблицу.
Тексты SMS | Отклонения от языковых норм |
Я бывает неправильно делаю, неотрицаю! я, не знаю как ты, но я люблю тебя! | 1.Неправильное построение предложения. 2.Правописание частицы не с глаголами. 3.Неуместный повтор местоимения я. 4.Отсутствуют знаки препинания при вводном слове. 5.Употребление строчной буквы в начале предложения. |
Ой как вкусно! | Отсутствует запятая после междометия ой. |
Незнаю! Я может не пойду гулять! | 1. Правописание частицы не с глаголами. 2.Употребление строчной буквы в начале предложения. 3. Отсутствуют знаки препинания при вводном слове. |
как делишки | 1.Отсутствуют знаки препинания. 2.Употребление строчной буквы в начале предложения. |
Спокойной ночи и сладких снов я очень люблю тебя | 1.Не обозначены границы предложений. 2.Отсутствуют знаки препинания. |
Скажи пожалуйста домашнее | Отсутствуют знаки препинания. |
Приветик че не пишешь как дела | 1.Не обозначены границы предложений. 2.Использование жаргонной лексики. |
он просто лапочка | 1.Отсутствуют знаки препинания. 2.Употребление строчной буквы в начале предложения. 3. Использование жаргонной лексики. |
Который час! | Неправильное использование знаков препинания. |
Я музончик слухаю! и убираю в доме. | 1.Неправильное построение предложений. 2. Использование жаргонной лексики. |
У-у-у!Тебе не повезло!!! | Использование просторечий. |
Я даже не знаю че учить то по ней надо! | 1.Использование просторечий. 2.Правописание частицы то со словами. |
В основном по ЕГЭ Принимают! | Внутри предложения неуместное написание слова с прописной буквы. |
Я знаю, ты имела ввиду то, что я не пришла на трени… | 1.Правописание устойчивого выражения «иметь в виду». 2. Использование жаргонной лексики. |
Че щас делать собираешься? | Использование просторечий. |
Я смотрю счастливы вместе! Щас только со школы пришла! | 1.Использование просторечий. 2.Употребление строчной буквы и отсутствие кавычек в именах собственных. |
Обращайтесь если у вас будут проблемы. Да ты неволнуйся все у вас будет хорошо. | 1.Отсутствует запятая между предикативными частями СПП. 2. Правописание частицы не с глаголами. |
Если не здам то пойду, а эгзамены надо здавать: историю, биология, русский с литрой сочинения, физру и наконец мед комиссию. | 1.Отсутствует запятая между предикативными частями СПП. 2.Правописание приставки с. 3.Грамматические ошибки в употреблении однородных членов предложения. 4.Использование сокращений. 5.Неправильное построение предложений. 6.Ошибка в написании слова экзамены. 7.Вводное слово не выделено запятыми. |
Собираюсь покушать а так домой собираюсь по маленьку как родители | 1.Не обозначены границы предложений. 2.Отсутствуют знаки препинания. 3.Отсутствует запятая перед противительным союзом а. 4.Неправильное написание наречия. |
Ты сможеш прислать фотку | 1.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. 2.Пропущен ь после шипящих в глаголах 2л. ед.ч. 3.Использование сокращений. |
Солнышко светит ярко, Кошки мурчат лениво Доброе утро, Зайка, Боже, ты так красива! | Отсутствуют знаки препинания между предложениями. |
Че вы сегодня на трени вообще придете? | Использование просторечной и жаргонной лексики. |
Привет трампомпуличка! Извини что сразу не ответила коки красила! | 1.Отсутствуют знаки препинания при обращении, между частями СПП. 2. Использование жаргонной лексики. |
И тебе того же милая | 1.Обращение не выделено запятыми. 2.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. |
И оденься по теплее. | Неправильное написание наречия потеплее. |
Ты надеюсь не дерешся ни с кем? Че он прям такая бомба чтоли чтобы из за него драться? | 1.Отсутствуют знаки препинания при вводных словах, между предикативными частями СПП. 2. Пропущен ь после шипящих в глаголах 2л. ед.ч. 3.Использование просторечий. 4.Правописание частицы ли со словами. 5.Дефисное написание предлога из-за. |
Так, че этот у этого козла… Не плакай! Мы тебя любим и случаем! | 1.Использование просторечий. 2.Неуместный повтор местоимения этот. 3.Употреблена неправильная форма глагола плакать в повелительном наклонении. 4.Словарь Т9 |
Унассканересть | 1.Отсутствуют пробелы между словами. 2.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. |
Солнышко чем занимаешься? | Обращение не выделено запятой. |
Че к чему? Если я реально незнаю во сколько освобожусь! | 1.Использование сокращения. 2. Правописание частицы не с глаголами. |
Привет как утебя настроение. Хочу пару слов сказать. Будет настроение скинь смс. | 1.Отсутствуют знаки препинания между предложениями. 2.Слитное написание предлогов со словами. 3.Отсутствует запятая между частями сложного предложения. |
Хотел просто простица. ПРОЩАЙ. Недумал что ты такая жестокая. | 1.Неправильное написание глагола. 2. Правописание частицы не с глаголами. 3.Отсутствует запятая между частями СПП. |
Надюха! Поздравляю тя, что ли! | Использование сокращения. |
Смотрю Счастливы Вместе | 1.Неуместное употребление слова вместе с прописной буквы. 2.Не выделено кавычками название сериала. 3.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. |
Я заболела, ранеток не смотрела, завтро не приду, спокойной ночи. | 1.Неправильное написание наречия завтра. 2. Не выделено кавычками название сериала. |
Биология контролка лука притащить половину. | 1.Использование сокращения и жаргонной лексики. 2.Отсутствует запятая между частями сложного предложения. |
Если спишь то спокойной ночи. | Отсутствует запятая между предикативными частями СПП. |
Ты кого любиш | 1. Пропущен ь после шипящих в глаголах 2л. ед.ч. 2.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. |
Тебяя | Словарь Т9 |
Прийдли | Словарь Т9 |
Или тебе что то не нравится? | Неправильное написание местоимения с частицей то. |
Ну и нинада | 1.Неправильное употребление и правописание частицы. 2.Неправильное написание слова надо. |
Стабой штоли | 1.Неправильное написание местоимений тобой и что. 2.Правописание предлогов с местоимениями. 3.Правописание частицы ли. |
Да всякую фегню | 1.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. 2.Использование жаргонной лексики. |
Классифицируя ошибки, допущенные юными отправителями SMS, пришла к выводу: наиболее частыми являются следующие:
Я лю тя (я люблю тебя)
Я лю тя, моя зайка!
Днюха, дэрэ, бездник (день рождения)
Ну че ты пойдешь на днюху?
Трям, пт, салют зд., прет, Превед Медвед, прювет (привет, здравствуй)
Салют, как дела?
Щас (сейчас)
С чем щас возишься?
Предки (родители)
Мои предки на даче.
Чё (что)
Чё хотел?
Искл. (исключение)
За искл. тебя все придут.
Телек, TV (телевизор)
TV смотрю.
Звякну (позвоню)
Когда освобожусь звякну!
Серьёз (серьёзно)
На полном серьезе.
Ваще (вообще)
Ну ты ваще!
Дэнс, диско (дискотека)
Че на диско идете?
Медляк (медленный танец)
Станцуем медляк.
Слышь чё (слышишь что)
Слышь че тебе надо?!
Сори (извини)
Ой, сори, я не хотела тебя обидеть!
Ти (ты)
Как ти?
Тренька (тренировка)
Встретимся на треньке.
Словарь Т9 содержит набор наиболее часто употребляемых слов, соответствующих грамматическим нормам русского языка.
Используют ли словарь Т9 наши школьники? В каких случаях? (вопрос анкеты)
Словарь Т9 используют всегда
Составители SMS для передачи просьбы, ответа, приветствия используют вежливые слова.
На вопрос анкеты «Какие вежливые слова вы используете в SMS? Как вы их записываете?» учащиеся нашей школы ответили следующим образом:
Пожалуйста, спасибо, привет, доброе утро, здравствуйте, до свидания, извини, Вы, благодарю – слова, использованные в привычной нам форме; спасибочки, please, приветик, пож. - слова, слегка измененные по форме автором SMS, и, к сожалению, оказались слова с орфографическими ошибками – спасиба, сдравствуйте, досвидания. (11 класс)
С добрым утром, привет, пожалуйста, пока, спокойной ночи, здравствуйте, до свидания, спасибо - в основном повторяются слова, связанные с приветствием собеседника, просьбами и благодарностью за ответ. Были допущены ошибки в следующих словах – пака, досведание, вздравсвуйте. Слова, использованные в слегка измененной форме, – споки-ноки. (4 класс)
Смайлы – это маленькие графические изображения, которые подростки используют, чтобы передать настроение, чувства, ведь текст несет лишь оттенок тех эмоций, которые предназначаются для адресата.
С помощью символов автор SMS отделяет слово или несколько слов друг от друга.
Ребята нашей школы чаще всего используют смайлы ( J L ) и такие символы, как , . ? ! ; ) : ( «» - $ @ &
как SMS
Потребность в общении – сложное социально-психологическое явление. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению с помощью электронных средств.
Один из вопросов анкеты:
Какие современные способы общения со своими сверстниками вы предпочитаете (беседа в компании, общение дома, на улице, с помощью чатов, SMS-сообщений, по электронной почте)? Расположите перечисленные формы общения в порядке убывания.
Большинство учащихся 8 класса (58%) отдают предпочтение электронным средствам общения, для учеников 11 класса самые популярные виды общения – беседа в компании (40%) и SMS-сообщения (35%); четвероклассники любят встречаться с друзьями (52%), отправлять эсэмэски (35%), общаться дома (13%).
Одна из задач моей работы – рассмотреть отношение школьников к языковым нормам при составлении текстов SMS. Ребятам было предложено ответить на вопрос анкеты «Задумываетесь ли вы над грамотностью, создавая SMS?» На этот вопрос 75.6% опрошенных ответили утвердительно. Интересно сравнить ответы учащихся 4, 8 и 11 классов.
всегда следят за грамотностью при составлении SMS 2 человека,
если есть время –3,
вообще не задумываются – 4.
иногда - 4 ,
вообще не задумывается - 1.
Таким образом, ребята осознают, что они не всегда соблюдают правила русского языка, общаясь с помощью SMS. «…чем более ребёнок эмоционален, тем чаще в SMS он допускает отклонения от норм литературного языка».
«Как слово наше отзовется?» (Тютчев). Это выражение, ставшее крылатым, имеет глубинный смысл. Ведь слово играет важнейшую роль в формировании нашего сознания и мировоззрения.
По мнению психологов, тексты SMS – очень важный фактор, влияющий на речевое поведение школьника: слова, проникая в подсознание, удерживаются там, способствуют формированию языковых моделей и норм. Ошибки в SMS-ках очень опасны тем, что вторгаются в речевое поведение подростка «на волнах» постоянной потребности в общении, минуя логический контроль, а значит, исключая любую возможность критического анализа. Поэтому современное электронное общение учащихся необходимо корректировать. Можно предложить памятку юным отправителям SMS.
Памятка отправителям SMS
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Тексты SMS вписываются в современную социокультурную ситуацию, характерными чертами которой являются
2. Характерные особенности языка SMS:
3. Болезни современного языка находят отражения в текстах SMS.
4. Причины нарушения языковых норм в SMS-сообщениях:
5. Необходимо обратить внимание школьников на культуру общения, на грамотное оформление своих мыслей при составлении SMS.
В подтверждение этого уместно привести слова К.Г. Паустовского:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».
Замалова Динара Ильдусовна родилась 20.01.1997 года. Проживаю в деревне Шатаново, улица Береговая 14. Учащаяся в 8 класса МОУ «Аксаринская СОШ».
С удовольствием посещаю школу. Учусь отлично, а также активно участвую в общественной жизни школы, района и области. Добиваюсь хороших результатов.
В свободное время занимаюсь бисероплетением и люблю постряпать. Мне нравится улавливать самые красивые моменты природы и запечатлять их на фотоаппарат.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Я бывает неправильно делаю, неотрицаю! я, не знаю как ты, но я люблю тебя! (11 класс)
Ой как вкуснооо! (8 класс)
Незнаю! я может буду не дома! (4 класс)
как дела (11 класс)
Спокойной ночи и сладких снов я очень люблю тебя (8класс)
Скажи пожалуйста домашнее (11 класс)
Привет! Чем занимаешся? (9 класс)
Приветик че не пишешь как дела (8класс)
он просто супер (4класс)
Какой предмет учишь! (4 класс)
Я телек смотрю! и убираю в доме. (9 класс)
У-у-у! Тебе не повезло!!! (9 класс)
Я даже не знаю че учить то по ней надо! (11 класс)
В основном по ЕГЭ Принимают! (11 класс)
Знаю, ты имела ввиду то, что я не позвонила вчера… (11 класс)
Че щас делать собираешься? (9 класс)
Я смотрю смех без правил! С улицы щас только зашел! (9 класс)
Я вам помогу если у вас будут проблемы. Да ты неволнуйся все у вас будет хорошо.
Если не здам то пойду, а эгзамены надо здавать: историю, биология, русский с литрой сочинения, физру и наконец мед комиссию.
Собираюсь покушать а так домой собираюсь по маленьку как родители
Ты сможеш прислать фотку
Солнышко светит ярко,
Кошки мурчат лениво
Доброе утро, Зайка,
Боже, ты так красива! (11 класс)
Че вы сегодня на денс вообще придете? (11 класс)
Привет трампомпуличка! Извини что сразу не ответила коки красила! (11 класс)
И тебе того же милая (11 класс)
И оденься по теплее.
Ты надеюсь не дерешся ни с кем? Че он прям такая бомба чтоли чтобы из за него драться? (4класс)
Так, че этот у этого козла… Не плакай! Мы тебя любим и случаем! (4класс)
Унассканересть
Котенок чем занимаешься? (8 класс)
Че к чему? Если я реально незнаю во сколько освобожусь!
Привет как утебя настроение. Хочу пару слов сказать. Будет настроение скинь смс.
Хотел просто простица. ПРОЩАЙ. Недумал что ты такая жестокая.
Надюха! Поздравляю тя, что ли!
Смотрю Счастливы Вместе
Я заболела, ранеток не смотрела, завтро не приду, спокойной ночи. (6 класс)
Биология контролка лука притащить половину. (6 класс)
Если спишь то спокойной ночи. (6 класс)
Ты кого любиш (8 класс) – Тебяя (8 класс)
Прийдли (6 класс)
Или тебе что то не нравится? (6 класс)
Ну и нинада (6 класс)
Стабой штоли (6 класс)
Да всякую фегню (6 класс)
Я тя лю, моя зайка! (9 класс)
Ну че ты пойдешь на днюху? (11 класс)
Превед Медвед, как дела?
Чем щас занимаешься? (9 класс)
Мои предки уехали. (6 класс)
Чё звонил? (11 класс)
За искл. Тани все будут.
Телек смотрю.
Ну я те позже звякну! (11 класс)
На полном серьезе.
Я в технарь ещё еду!
Ну ты ваще! (9 класс)
Че вы сегодня на денс вообще придете? (11 класс)
Я в Тиме.
Есть медляки послушать?
Слышь че тебе надо?!
Ой, сори, я не хотела, чтоб так получилось!
Ти где?
Сказал, чтоб я поскорее пришла на треньку. (9 класс)
Анкетирование учащихся 4, 8 и 11 классов
Вопросы анкеты
В опросе принял участие 22 ученика (4кл. –9; 8кл.– 6; 11кл. – 7).
Результаты анкетирования:
11 класс (опрошено 7 человек)
1. Современные способы общения со своими сверстниками (в порядке убывания):
2. Чаще всего подростки используют смайлы ( J L =) ) и такие символы, как , . ? ! ; : «» ( )
3. Почти все учащиеся единодушны в этом вопросе, 6человек ответили «да» из 7 опрошенных. Используют словарь Т9 всегда.
4. Пожалуйста, спасибо, привет, доброе утро, здравствуйте, до свидания, извини, Вы, благодарю – слова, использованные в привычной нам форме; спасибочки, please, приветик, пож. – слова, слегка измененные по форме автором SMS, и, к сожалению, оказались слова с орфографическими ошибками – спасиба, сдравствуйте, досвидания.
5. Над грамотностью при составлении SMS задумываются все, однако, были даны комментарии, что следить за грамотностью при создании сообщений не принципиально, так как главное передать информацию, а писать грамотно иногда не позволяет недостаток денег на счету.
8 класс (опрошено 6 человек)
1. Современные способы общения со своими сверстниками (в порядке убывания):
2. Чаще всего дети используют смайлы ( J L ) и такие символы, как . , ; : ! ? ( ) * $ #
3. 5 человек используют словарь Т9 всегда, причем были даны комментарии, что причинами использования являются: быстрота написания SMS и грамотность употребляемых слов (однако, словарь Т9 может сохранять новые слова, вводимые владельцем телефона, и не всегда их написание соответствует языковым нормам русского языка).
4. До свидания, спокойной ночи, доброе утро, спасибо, пожалуйста, привет – в основном повторяются слова, связанные с приветствием собеседника, прощанием, просьбами и благодарностью за ответ. К сожалению, была допущена ошибка в употреблении слова: извени.
5. Почти никто из опрошенных не задумываются над грамотностью при создании SMS (1 человек), иногда - 4 , вообще не задумывается - 1.
4 класс ( опрошено 9 человек)
1. Современные способы общения со своими сверстниками (в порядке убывания):
встречи с друзьями – 52%
общение с помощью SMS – 35%
общение дома – 13%
2. Некоторые используют смайлы ( J ) и такие символы, как . , : ; ? ! - $ @ &
3. 4 человека используют словарь Т9 всегда, 8 человек – никогда, комментариев к данному вопросу не было.
4. С добрым утром, привет, пожалуйста, пока, спокойной ночи, здравствуйте, до свидания, спасибо - в основном повторяются слова, связанные с приветствием собеседника, прощанием, просьбами и благодарностью за ответ. К сожалению, были допущены ошибки в следующих словах – пака, досведание, вздравсвуйте. Слова, использованные в слегка измененной форме, – споки-ноки.
5. Всегда за грамотностью при составлении SMS следят 4 человека, если есть время –3 человека, вообще не задумываются –2человека.
~ ~
У меня в портфеле
Сказка "Узнай-зеркала"
Алые паруса
Зимний дуб
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"