Научно-исследовательская работа ученицы 10 класса Филипповой Анны "Роль денег в жизни молодежи". Молодёжь - одна из многочисленных групп населения, которая сталкивается со множеством проблем при рыночной экономике.
Цель работы: выяснение роли денег в жизни молодёжи. Проведён социологический опрос учащихся 6-7классов и 10-11 классов. В процессе работы сделаны выводы:
- потребности молодёжи в последние годы возросли;
- многие учащиеся понимают такие функции денег как средство обращения и средство сбережения;
- молодые люди всё более нацелены на материальный успех.
Работа полезна всем, кто интересуется проблемами молодёжи.
Ученица стала дипломантом районной научно-исследовательской конференции учащихся "Ступень в будущее" и лауреатом 2 степени Всероссийского конкурса исследовательских работ «Первые шаги в науку» в 2008-2009 уч. г.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_deneg_v_zhizni_molodyozhi.doc | 112.5 КБ |
Роль денег в жизни молодежи.
Работа Филипповой Анны Ивановны.
Ямало-Ненецкий автономный округ, село Белоярск, муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования»,
10 А класс.
Аннотация.
Исследовательская работа «Роль денег в жизни молодежи» написана с целью выяснения роли денег в жизни молодёжи.
Объект исследования: ценности молодёжи.
Предмет исследования: деньги в системе ценностей молодёжи.
В ходе работы использованы различные методы исследования: теоретические (изучение литературы, анализ) и практические (эмпирические: социологический опрос, составление диаграмм).
При выполнении работы решались следующие задачи:
1.найти и изучить литературу о функциях денег, об отношении молодёжи к деньгам, о деньгах в иерархии ценностей;
2.провести анкетирование среди учащихся;
3.сопоставить результаты анкетирования с данными, полученными при изучении литературы.
Проведён социологический опрос учащихся 6-7 классов (37 человек) и старшеклассников 10-11 классов.
В результате ознакомления с литературой и анализа результатов социологического опроса сделаны следующие выводы:
- потребности молодёжи в последние годы возросли;
- многие учащиеся (с 6 - 7 класса) понимают такие функции денег как «средство обращения» и «средство сбережения»;
- молодые люди становятся всё более нацеленными на материальный успех.
Гипотеза о том, что деньги занимают главное место среди ценностей молодёжи, подтвердилась.
Данная работа может быть полезна старшеклассникам при изучении обществознания, классным руководителям при организации воспитательной работы в классе. Сведения, содержащиеся в работе, представляют интерес для тех, кто интересуется социологическими исследованиями среди населения.
Роль денег в жизни молодежи.
Работа Филипповой Анны Ивановны.
Ямало-Ненецкий автономный округ, село Белоярск, муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования»,
10 А класс.
Краткая аннотация.
Молодёжь - одна из многочисленных групп населения, которая
сталкивается со множеством проблем при рыночной экономике.
Цель работы: выяснение роли денег в жизни молодёжи.
Проведён социологический опрос учащихся 6-7
классов и 10-11 классов. В процессе работы сделаны выводы:
- потребности молодёжи в последние годы возросли;
- многие учащиеся понимают такие функции денег как средство
обращения и средство сбережения;
- молодые люди всё более нацелены на материальный успех.
Работа полезна всем, кто интересуется проблемами молодёжи.
VI районная научно- исследовательская конференция учащихся
«Ступень в будущее»
Роль денег в жизни молодёжи.
Автор: Филиппова Анна Ивановна, муниципальная образовательная школа – интернат
« Белоярская школа –интернат среднего (полного) общего образования», 10а класс.
Научный руководитель: Витязева Вера Алексеевна, учитель истории и обществознания, муниципальная образовательная школа – интернат « Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
село Белоярск, 2008 год.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………..3
Из истории денег…………………………………………………….........................................4
Функции денег………………………………………………………………………………….5
Деньги в жизни 6-7 классов………………………………………….......................................6
Деньги в иерархии ценностей…………………………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………….......................................8
Список литературы…………………………………………………………………………….10
Приложения…………………………………………………………………………………I - IV
3
Роль денег в жизни молодёжи.
Работа Филипповой Анны Ивановны.
Ямало-Ненецкий автономный округ, село Белоярск,
муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования», 10А класс.
Введение
При переходе нашей страны от плановой к рыночной экономике роль денег в нашей стране резко возросла. Если раньше дефицитом были товары и люди искали возможность потратить свои деньги на что-нибудь полезное, то теперь такой проблемы нет - были бы деньги. Следовательно, дефицитом стали деньги. Современная молодёжь в российском обществе - одна из самых многочисленных групп населения. Она сталкивается со множеством проблем, одной из которых является падение социальной ценности труда, престиж ряда важных для общества профессий. Последние исследования показывают, что молодёжь отдаёт предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным.
Тема исследования «Роль денег в жизни молодёжи», заинтересовала меня, так как значительная часть молодёжи вписалась в новую экономику. Молодёжь сегодня входит в новые слои общества. В бедные слои общества уходит скорее пожилая часть населения, которая не смогла освоить рыночные отношения, встать на ноги, заняться бизнесом. Не все, но многие 20-летние сегодня живут материально лучше, чем их родители. Тема исследования является актуальной, так как в настоящее время деньги играют немалую роль в жизни человека. Человеку, не имеющему достаточного количества денег, не всегда возможно добиться желаемой цели. Без денег нельзя получить и образования. Часто людей оценивают по богатству. Есть понятия «престижное учебное заведение», «престижная должность». Все эти понятия и проблемы связаны с деньгами. Чаще всего с этими проблемами сталкиваются молодые люди.
Учёные доказали, что молодёжь начала входить в число наиболее влиятельных социально-политических сил России. Происходит осознание своей роли в обществе и самим юношеством. Молодое поколение считает себя главным фактором устойчивости развития России и в определённой степени движущей силой коренных преобразований в обществе. Всё это свидетельствует, что в молодом поколении нарастает потенциал движения к рыночной экономике, гражданскому обществу.
Исследовательская работа проведена с целью выяснения роли денег в жизни молодёжи.
4
Задачи:
Объект исследования: ценности молодёжи.
Предмет исследования: деньги в системе ценностей молодёжи.
Гипотеза: Деньги занимают главное место среди ценностей молодёжи.
Методы:
теоретические (изучение литературы, анализ);
практические (социологический опрос, составление диаграмм).
Опрос можно проводить в форме интервьюирования и анкетирования.
Было выбрано анкетирование, так как при интервьюировании учащиеся не всегда откровенны и серьезны.
Первым этапом моей работы являлось изучение литературы по теме. Я ознакомилась с учебными пособиями по обществознанию и экономике, также нашла информацию в интернете. Информация об истории денег, о функциях денег содержится в пособиях по обществознанию и экономике, авторами которых являются А. И. Кравченко и Е. А. Певцова (1,2), А.Ф. Никитин (3), И. В. Липсиц (4).
Из истории денег.
Деньги - это особый универсальный товар, служащий для соизмерения различных видов труда и принимаемый в уплату за товары и услуги. Деньги появились уже в древности. Сначала в роли денег выступали шкурки зверей, скот, зерно, затем - благородные металлы: золото и серебро. Роль денег в жизни человека велика, но нужно работать и трудиться, чтобы заработать эти деньги. А деньги нужны для того, чтобы воплотить мечты, обеспечить будущее, удовлетворить свои потребности. Потребность можно определить как состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремится преодолеть. Потребности людей многообразны. В основании лежат потребности физиологические (еда, питьё, тепло), второй уровень - потребности безопасности и защищённости (жильё, укрытие), третий - потребности социальные, связанные с общением, контактами с другими людьми, чётвёртый и пятый уровень названы высшими
5
потребностями - это потребности в уважении, признании, самоуважении и самовыражении, потребности в красоте (5).
Впервые деньги появились в древнем Китае. Они произвели большое впечатление на европейских путешественников. Марко Поло писал, что это новый способ достижения той цели, к которой всегда стремились алхимики. Деньги - товар, используемый в качестве равноценного материала стоимости всех других товаров.
Функции денег.
Практически с глубокой древности можно проследить доказательства того, что деньги исполняли три основные функции (3, 4):
1) средства обращения;
2) меры стоимости;
3) средства сбережения.
Существуют и другие классификации функций денег(2):
1) меры стоимости;
2) средства сбережения
3) средства платежа;
4) средства обращения;
5) мировые деньги.
Встречается классификация, в которой помимо перечисленных называется функция средства распределения (6).
Охарактеризуем некоторые из функций:
Средство обращения. Процесс обмена является постоянным. Деньги были рождены торговлей и возникли, как техническое средство, облегчающее обмен товарами. Ведь без денег более или менее легко может состояться только прямой обмен, когда у каждого из партнёров есть то, что нужно другому. Но даже, если на рынок придут всего три человека, они могут и не договориться об обмене, если им не помогут деньги. Как товаропоизводитель, получив деньги за свой товар, не останавливает производство, так и покупатель нуждается в постоянном приобретении товаров. Поэтому можно говорить об обращении денег. Денежное обращение – это движение денег в процессе их выплаты, передачи, использование при купле-продаже. Движение денежной массы обусловлено производственным циклом (производство – распределение –обмен –потребление)
Мера стоимости. Менее очевидна, но не менее важна вторая роль денег - роль меры стоимости, или, проще говоря, единого измерителя ценности товаров для продавцов и покупателей. В принципе, любые товары можно измерить между собой при помощи
6
различных "линеек". Например, можно принять в качестве единой меры количество энергии, затраченной на производство товара. Эта мера, хотя и вполне реальная, неудобная для использования в повседневной жизни. Оценить энергоёмкость товаров можно только с помощью специальных приборов, а потом при обмене использовать квитанции, в которых будут указаны энергозатраты на каждый товар. И эти квитанции опять-таки превратятся в деньги, только "энергетические".
Человечество, придумав деньги, смогло их использовать только потому, что сделало ещё одно великое открытие: все товары можно сопоставить друг с другом на основе их относительной стоимости, а саму эту ценность выразить с помощью единого измерителя - денег.
Средство сбережения. Удивительное свойство денег как средства сбережения - их способность победить - или, во всяком случае, обмануть само время. Действительно, деньги дают возможность сохранить часть полученной прибыли на будущее, как бы законсервировать их до тех пор, пока они не потребуются. Конечно, с той же целью доходы можно вложить и в покупку какого-нибудь долговечного товара, например, дома, земельного участка или произведения искусства. Ведь при необходимости их можно продать и получить на руки наличные деньги.
Вторым этапом работы являлось социологическое исследование. Было проведено анкетирование учащихся 6-7 классов и старшеклассников. Чтобы сравнить данные социологического опроса с данными других исследований, обращалась за информацией к интернету и преподавателям.
Деньги в жизни учащихся 6-7 классов.
Формирование отношения к деньгам начинается в раннем возрасте. В связи с этим было решено провести исследование среди учеников среднего звена (6-7 классы). Всего было опрошено 37 человек. На вопрос «Для чего нужны деньги?» - 78,4% ответили «для удовлетворения своих потребностей». На вопрос «Дают ли Вам родители деньги на карманные расходы?» - 97,3% ответили «да». В среднем на неделю, на день на месяц родители дают своим детям от 30 рублей до 500 рублей. Некоторые шестиклассники и семиклассники ответили, что они собирают деньги в копилку. Так же в анкете был вопрос «Нужно ли подросткам учиться и зарабатывать свои деньги?» 81% ответили «да», 13,5% «нет», 5,5% затрудняются в ответе. На вопрос «Дают ли Вам родители деньги за хорошие оценки?» 64,9% ответили «да» , 32,4% ответили – «нет», 2,7% ничего не ответили. Данный социологический опрос показал, что учащиеся 6-7 классов понимают, для чего
7
нужны деньги и представление о таких функциях денег как «средство обращения» и «средство сбережения».
Деньги в иерархии ценностей
Изученная литература помогла ответить на вопрос, как молодёжь оценивает деньги. Для 56,8% молодых людей главным в жизни являются деньги. В принципе такое положение нормальное для рыночного общества, где деньги - одна из главных ценностей. Поэтому желание «жить хорошо» отражает естественное стремление людей, важно, чтобы оно не переходило нравственные границы. Учёные полагают, что одним из критериев нравственных границ служит тот способ, каким люди стараются добыть деньги. Здесь картина следующая: считается возможным заниматься перепродажей товаров - 25%; вступить брак по расчёту - более 30%; получать взятки - 20%; украсть - 10%.
Результаты отечественных и международных исследований подтверждают, что молодые люди становятся всё более нацеленными на материальный успех. Так происходит в США, Англии, Швеции, России и в других странах. В последние годы наблюдается обесценивание подлинных ценностей в работе, таких, как стремление к самовыражению или необходимость творчества, реализация своих способностей. Высокая зарплата – вот что оказывается главным при выборе места работы.(1)
В первой половине 20 века были опрошены старшеклассники. Они отвечали на вопрос «Чтобы вам в жизни хотелось иметь больше всего?». 32% респондентов написали: деньги, богатство, вещи.(7) Я задала такой же вопрос старшеклассникам 21 века. 41% респондентов назвали в ответах деньги, квартиру, машину, хорошую зарплату, достаток. Выходит, что спустя более полувека потребности этого рода возросли, так как мир развивается, появляется очень много нового, всё дорожает и люди всё больше нуждаются в удовлетворении своих потребностей. Потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена. Напротив, они меняются с течением времени, даже в пределах того или иного исторического периода, не говоря уже об исторической эпохе. И ещё: потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства.
Сегодняшняя молодежь выросла в условиях резкого контраста материальной обеспеченности. Жизненный уровень большинства жителей России снизился, однако некоторые люди стали жить богаче, чем прежде. Всё это самым непосредственным образом коснулось молодых. Немногим родители дают достаточное количество денег, и ещё какая-то часть подростков в наше время способна заработать себе на жизнь. Примерно половина молодых людей подрабатывают в свободное от учёбы время.
8
Большую часть заработанного они тратят на развлечения, меньшую - отдают в семейный бюджет и откладывают на оплату дальнейшего образования.
Всё большее число молодых людей задумываются о своей карьере, о собственном престиже. Современная молодёжь заботится о своём будущем: как найти хорошую работу и удовлетворить свои материальные потребности. Как правило, акцент при этом делается на получение большей зарплаты и возможности сделать хорошую карьеру. Хотя очень не многим, имеющим экономическое или юридическое образование, знающим иностранные языки и компьютер, удаётся в первое время достичь желаемого.
В 1999 и 2007 году проводился социологический опрос на тему «Что правит миром?». В 1999 году 39% респондентов ответили деньги, а в 2007 году деньги назвали уже 51%; любовь назвали в 1999 году 4 %, а в 2007 году 11%; голод 1% в 1999 году и в 2007 году; случай в 1999 году 5%, в 2007 году 4% ; разум - 17% (1999 год), 12% (2007 год); грубая сила в 1999 году и в 2007 году - 4%; высшая сила - 17% (1999 год), 10% (2007 год); затрудняются в ответе в 1999 году - 13%, в 2007 году - 4%. Среди других ответов назывались разум, высшая сила и грубая сила. Таким образом, влияние денег в современном мире стоит на первом месте. (С данными социологического опроса познакомила заместитель директора школы по воспитательной работе Корозникова А.А. Корозникова А.А. в начале 2008 года была на учебе в Москве, в Российской академии образования (РАО). Информация содержалась в выступлении президента РАО Никандрова Николая Дмитриевича.)
Заключение
Роль денег в условиях рыночной экономики возрастает. Подрастающее поколение, школьники, в скором будущем станут активными участниками экономической жизни. Чем больше им будет известно о роли денег в жизни общества, тем легче им будет в дальнейшем строить самостоятельную жизнь. В процессе работы над темой «Роль денег в жизни молодежи» была изучена литература, выяснены функции денег в мире экономики.
Деньги выполняют в экономике три главные функции:
1) средства обращения (помогают товарам обмениваться, минуя трудности бартера. Эта функция обеспечивает разделение труда в экономике);
2) измерения ценности товара (деньги почти такая же единица измерения
ценности, как метр - единица измерения длины);
3) средства сбережения (надежнее всего хранить богатство именно в деньгах, если есть уверенность в том, что не будет инфляции).
9
Помимо трех основных функций ученые называют и другие функции: средство платежа, мировые деньги, средство распределения.
На втором этапе работы был проведён социологический опрос среди учащихся шестых и седьмых классов. Всего было опрошено 37 человек. 78,4% респондентов считают, что деньги нужны для удовлетворения своих потребностей. 97,3% имеют деньги на карманные расходы.
Было проведено анкетирование и среди учащихся старших классов. Им предлагалось ответить на вопрос «Чтобы вам в жизни хотелось иметь больше всего?» 41% респондентов назвали в ответах деньги, квартиру, машину, хорошую зарплату, достаток. Семьдесят лет назад 32% старшеклассников хотели больше всего иметь богатство, деньги, вещи. Результаты социологических опросов учащихся Белоярской школы были сопоставлены с результатами других исследований и сделаны выводы:
1) потребности молодёжи в последние годы возросли;
2) учащиеся с 6-7 класса понимают такие функции денег как «средство обращения» и «средство сбережения»;
3) молодые люди становятся всё более нацеленными на материальный успех.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования («Деньги занимают главное место среди ценностей молодежи»), подтвердилась.
Результаты работы могут заинтересовать старшеклассников, родителей, учителей. В настоящее время молодёжь оценивают по – разному, часто критикуют. Факты, изложенные в работе, будут аргументами для защиты той или иной точки зрения о молодёжи. В дальнейшем можно провести социологические исследования среди студентов и работающей молодёжи с целью выяснения проблем, так или иначе связанных с деньгами.
10
Список литературы.
I
Приложения.
Анкета для учащихся 6-7 классов.
Уважаемые ребята,
Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Анкета анонимная, просим отвечать откровенно.
1. Для чего нужны деньги?______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Дают ли Вам родители деньги на карманные расходы? _____________________________________________________________________________
3.Сколько денег дают вам на день (неделю, месяц)? _____________________________________________________________________________
4. На что вы расходуете карманные деньги ? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Собираете ли вы деньги в копилку? ____________________________________________
4. Как вы считаете, нужно ли подросткам трудиться и зарабатывать свои деньги? Почему?______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Дают ли вам родители деньги за хорошие оценки?_______________________________
_________________________________________________________________
II
Анкета для старшеклассников.
Уважаемые старшеклассники!
Мы хотим узнать, что интересует современную молодёжь. Анкета анонимная, поэтому мы рассчитываем на вашу откровенность. Просим Вас ответить на следующие вопросы:
III
IV
Что правит миром?
Ценности 1999 год 2007год
Сила слова
Вокруг света за 80 дней
Рисуем лошадь акварелью
Без сердца что поймём?
Кто должен измениться?