История создания и современный вид Храма Дмитрия Солунского в Базарном Сызгане.
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina.docx | 532.47 КБ |
МКОУ Базарносызганская СОШ №2
Дмитриевская церковь в Базарном Сызгане
Быкова Алина Сергеевна
ученица 9 класса Базарносызганской СОШ №2
Руководитель Цуканов Сергей Анатольевич
Учитель истории и обществознания
Базарносызганской СОШ №2
2013 год
Ведение.
Целью данной исследовательской работы является систематизация материала об истории Дмитриевской церкви (см. приложение 1) в посёлке Базарный Сызган Ульяновской области.
Актуальность темы заключается в том, что вопросы знания истории родного края являются необходимым условием изучения истории , в формировании целостной картины исторического развития и России в целом и своей малой Родины в частности.
Источниками для изучения выбранной темы являются: материалы школьного краеведческого музея, данные районной газеты «Новое время», интернет – ресурсы.
Дмитриевская церковь в Базарном Сызгане
Ценнейший архитектурный памятник – каменная Дмитриевская церковь, построенная в 1875 году по проекту архитектора Константина Тона, украшает бывшую торговую площадь Базарного Сызгана. Вот уже сто сорок два года это творение талантливого зодчего напоминает местным жителям о нравственном подвиге их земляка Андрея Корниловича Щербакова. По сведениям 1859 года Базарный Сызган – село Карсунского уезда, с церковью православной, почтовой станцией, этапным домом, шерстомойкой. К 1913 году в селе было 593 двора, две церкви, две школы, волостное правление, станция железной дороги. Церковь расположена на возвышении в центральной части поселка Базарный Сызган Ульяновской области. Снаружи и изнутри церковь оштукатурена, декор интерьера: профилированные карнизы, росписи на стенах. Основные габариты церкви: 37 х 20 м. Планировочные и конструктивные особенности, декоративное убранство, выполненное в русско-византийском стиле, дают возможность отнести сооружение церкви к концу XIX начало XX века. В советский период времени в данной церкви располагался склад потребкооперации. Сегодня культовое сооружение используется по прямому назначению. Данная церковь включена в список выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ульяновской области Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г. №959-р. Фото церкви 1960 г. (см. приложение 2)
Сызганская солдатская слобода, как первоначально именовалось село Дмитриевское, «Базарный Сызган тоже», была основана на речке Сызганке, притоке Инзы, около 1680 года. В сохранившихся документах эта слобода упоминается с 1685 года. Первая деревянная церковь во имя Димитрия Солунского была построена здесь в 1691 году. За более чем 170-летний период своего существования её неоднократно перестраивали. Последний раз деревянный храм был «обновлён» на средства купца А.К. Щербакова в 1853 году.
В 1865 году в Базарном Сызгане была заложена каменная приходская трёхпрестольная церковь, строительство которой продолжалось почти десять лет. Инициатором постройки каменного храма стал упомянутый выше купец – фабрикант Андрей Корнилович Щербаков, который, судя по всему, единолично финансировал это предприятие. 10 июля 1875 года симбирский епископ Феоктист освятил главный престол нового храма в соответствии с местной традицией во имя Димитрия Солунского, небесного покровителя Базарного Сызгана.
Среди достоинств вновь возведённой церкви тогда были отмечены выразительность её архитектурного облика, художественная роспись стен алтаря, сплошная позолота иконостасов и иконы хорошего греческого письма.
В сентябре следующего 1876 года епископ Феоктист снова посетил Базарный Сызган и отметил, что после освящения двух приделов местный храм стал ещё благолепнее. За заботу об украшении храма он выразил благодарность сыну храмоздателя А.К. Щербакова – церковному старосте Дмитриевской церкви Алексею Андреевичу Щербакову. До конца XIX столетия во всех епархиальных отчётах каменная церковь села Базарный Сызган упоминается как один из лучших храмов Карсунского уезда.
В начале XX века был выполнен, вероятно, единственный в дореволюционный период капитальный ремонт церкви, по окончании которого в 1905году епархиальное начальство выразило благодарность ещё одному потомку храмоздателя – владельцу базарносызганской писчебумажной фабрики Григорию Матвеевичу Щербакову, исполнявшему в те годы обязанности церковного старосты.
В советский период Дмитриевская церковь села Базарный Сызган оставалась действующим православным храмом до 1932 года, а затем была закрыта. После этого церковное здание более полувека использовалось как складское помещение. Храм не подвергался целенаправленным разрушениям, но, оставшись полузаброшенным, постепенно ветшал и из-за разрушения штукатурки на фасадах приобретал всё более непрезентабельный вид. Однако при этом почти все элементы декора и даже кресты на главах оставались на своих местах.
Благодаря тому, что дверные и оконные проёмы были закрыты и наглухо заделаны, в здании сохранилась даже часть подлинного иконостаса с несколькими старинными иконами.
7 ноября 1988 года в наспех отремонтированном старинном храме после длительного перерыва состоялось первое богослужение. После этого в течение нескольких лет велись сложные и дорогостоящие ремонтно-реставрационные работы, которые к настоящему времени в основном завершены.
Проект до сих пор не найден
Хотя проект на постройку каменного Дмитриевского храма Базарного Сызгана найти пока не удалось, а имя автора проекта считается неустановленным, особенности архитектурной эстетики объекта прямо указывают непричастность к его созданию выдающегося русского зодчего, основоположника так называемого «официального направления русско-византийского стиля» Константина Андреевича Тона. Именно в его проектных разработках, известных по альбомам 1838и 1844 годов, мы находим аналогичный декор вместе с подобными и даже тождественными композиционными и конструктивными решениями. Естественно, возникает вопрос был ли автором проекта каменного храма в Базарном Сызгане непосредственно сам К.А. Тон (это весьма вероятно с учётом финансовых возможностей и связей А.К. Щербакова) или же проект в «тоновском вкусе» создал кто-то из местных специалистов? Впрочем, даже если верным окажется последний из предложенных вариантов, то и в этом случае, при таком объёме прямых заимствований (до 90 %), неизвестный нам «поклонник Тона» всё равно не может претендовать даже на соавторство. Следовательно, в любом случае автором проекта каменной Дмитриевской церкви села Базарный Сызган может и должен считаться архитектор Константин Тон.
Храм и площадь – единый исторический памятник
К Дмитриевской церкви Базарного Сызгана примыкает бывшая торговая (базарно-ярмарочная) площадь, которая вместе с храмом образует историческое ядро данного поселения. Сформировавшаяся в конце XVII–начале XVIII столетий базарно-ярмарочная площадь вскоре стала не только центром экономической жизни села, но и его визитной карточкой, тем символом, который позднее был закреплён в названии населённого пункта, превратив Сызганскую слободу в Базарный Сызган.
Решая вопрос о статусе Дмитриевской церкви (она может быть отнесена к архитектурным памятникам не только регионального, но и федерального значения), было бы целесообразным одновременно включить в число охраняемых объектов и соседнюю площадь в качестве исторического памятника местного значения.
В крайнем случае, следует добиваться включения территории бывшей торговой площади Базарного Сызгана в охранную зону стоящего рядом ценнейшего архитектурного памятника – каменной Дмитриевской церкви, построенной в 1875 году по проекту К.А. Тона.
Храмоздатель Щербаков
Если своеобразием архитектурного облика рассматриваемый памятник обязан зодчему, то сам факт его появления в селе Базарный Сызган – заслуга храмоздателя, богатого купца-предпринимателя, местного уроженца Андрея Корниловича Щербакова. Его предки – выходцы из государственных крестьян Карсунского уезда. По непроверенным данным первоначальным капиталом они обзавелись, торгуя на Жадовской, Казанской, Карсунской и Троицкой ярмарках. Вероятно, от них же А.К. Щербакову досталась шерстомойка в селе Базарный Сызган, позднее вошедшая в число лучших среди аналогичных промышленных предприятий Симбирской губернии.
В 1838 году купеческий сын Андрей Щербаков был избран Карсунским городским головой, но в том же году, отказавшись от должности, перебрался из Карсуна в губернский город Симбирск. Став жителем Симбирска (сначала симбирским купцом 2-й гильдии, а позднее – 1-й гильдии), Андрей Корнилович расширил масштабы своей предпринимательской деятельности. Кроме доходов от торговли и собственного предприятия (шерстомойки в Базарном Сызгане), он получал значительные прибыли от арендуемых им удельных мельниц и помещичьих суконных фабрик, управление которыми доверил своим сыновьям. Однако для него, в отличие от большинства предпринимателей той эпохи, «тупое накопительство» не стало основным смыслом жизни.
В свой симбирский период А.К. Щербаков начал активно заниматься благотворительной деятельностью, жертвуя значительные суммы на строительство и украшение церквей Симбирской епархии. А после избрания Щербакова в 1843 году церковным старостой Симбирского кафедрального собора, масштабы его благотворительной деятельности стали поистине беспрецедентными. За свои пожертвования Андрей Щербаков чуть ли не ежегодно удостаивался особой церковной награды для мирян – благословения от Синода русской православной церкви. За те же заслуги в 1853 году он был награждён золотой медалью на анненской ленте, а позднее получил звание потомственного почётного гражданина. Оказавшись в числе наиболее уважаемых представителей симбирского купечества, в середине 60-х годов Щербаков активно участвовал в создании местных земских органов, а в 1870-м был избран в депутаты Симбирской городской думы.
Наряду с церковной благотворительностью, которая оставалась его основным занятием, Андрей Корнилович никогда не забывал о необходимости помогать беднейшим согражданам и откликался на общегосударственные нужды. Так, в 1855–1856 годах он пожертвовал на созывавшееся тогда в связи с Крымской войной государственное ополчение 275 рублей серебром – больше, чем кто-либо другой из симбирских купцов.
В 1865 году, после многолетнего спора с соседкой – помещицей Е.А. Столыпиной, Щербакову наконец-то удалось открыть собственную суконную фабрику в Базарном Сызгане. В том же году по его инициативе в центре родного села была заложена каменная Дмитриевская церковь, строительство которой стало для Андрея Корниловича главным и последним делом в его жизни. На возведение этого храма ушла значительная часть семейных капиталов, и к концу 1870-х годов материальное положение Щербаковых заметно ухудшилось. После очередного пожара на Базарносызганской суконной фабрике в 1877 году её пришлось временно закрыть, а владелец предприятия был вынужден объявить себя банкротом.
В 1878 году был продан большой дом Щербаковых на Дворцовой улице Симбирска, после чего почти все Щербаковы перебрались на историческую родину – в село Базарный Сызган. Там, в Сызгане, потомки А.К. Щербакова в течение нескольких лет безуспешно пытались восстановить производство сукна на принадлежавшей им фабрике, а после её продажи купцу Н.С. Белоусову, открыли в селе новую писчебумажную фабрику, которая оставалась в их собственности до 1917 года. Из осевших в Базарном Сызгане детей и внуков А.К. Щербакова по архивным документам нам известны имена нескольких владельцев недвижимости, церковных старост Дмитриевской церкви, почётных попечителей местного училища. Это Алексей Андреевич, Фёдор Андреевич, Андрей Алексеевич, Григорий Матвеевич и Александр Григорьевич Щербаковы. В краеведческой литературе упоминаются ещё уроженец Базарного Сызгана Михаил Фёдорович Щербаков (1865–1948) и потомственный почётный гражданин Иван Алексеевич Щербаков, открывший в Сызгане в 1908 году первое фотоателье.
Впрочем, заслуги и известность этих Щербаковых (каждого в отдельности и всех вместе) намного менее значительны, чем заслуги одного Андрея Корниловича Щербакова с учётом той роли, которую он играл в экономике и общественной жизни Симбирского края.
Следует особо подчеркнуть нравственный подвиг выходца из «подлого сословия», который всей своей жизнью показал, что истинная нравственность не является привилегией одного только благородного дворянства. Хотя имя этого незаурядного человека крайне редко встречается в публикациях на краеведческие темы, а его портрета нет в галерее знаменитых уроженцев нашего края, об Андрее Щербакове ещё долго с благодарностью будут вспоминать его земляки. Во всяком случае, до тех пор, пока стоят стены воздвигнутого им величественного храма.
Современное состояние храма
Сейчас храм во имя Димитрия Солунского является памятником истории и культуры, находится под надзором Отдела охраны объектов культурного наследия Ульяновской области. Сохранное обязательство от 19.12.2007 г. рассказывает о техническом состоянии памятника-храма (см. приложение 3): «Храм пятикупольный, построен в эклектическом стиле. Ядром его является четверик с полукруглой абсидой. С западной стороны к нему примыкает каменная четырёхгранная в основании и восьмигранная в верхних ярусах колокольня. Изящный четверик храма освещается окнами, расположенными на барабане центральной главы, также парными окнами второго света и более крупными окнами нового уровня южного и северного фасадов. Окна с ампирными решётками и со сложными переплётами с двумя профилированными обрамлениями. Пять глав на многогранных барабанах над храмом и колокольня увенчаны луковками с шестиконечными крестами. Полуциркульные проёмы звона прорезаны только по сторонам света. На углу верхних ярусов колокольни огибающие лопатки поддерживают упрощённый антаблемент с карнизом малого выноса и объединены килевидными сандриками. Вход колокольни выполнен в виде арочного перспективного портала на полуколоннах с многоступенчатой полукруглой папертью. Над входом икона Спасителя. Со стороны южного фасада –могила Андрея Корниловича Щербакова с надгробным крестом. Территория церкви по периметру ограждена металлической решетчатой изгородью с воротами , увенчанными крестами.
Внутри храм и притвор соединяются широким арочным проемом , с профилированным обрамлением с надписью: «Свет храма твоего в правде». В центральном алтаре ,перекрытом конхой , уцелела основа напрестольной сени. Основной объём храма перекрыт парусным сводом, поддерживаемым двумя рядами квадратных столбов на высоких основаниях ,соединённых арками и куполом в центральной части, с его шелюги опускается цепь с паникадилом. Четырёхъярусный иконостас (см. приложение 4) основного храма сохранил ранне-баррочную архитектурную основу: иконы над профилированным цоколем разделены витыми полуколоннами. В первом ярусе иконы вертикальные с арочным завершением и заплечниками , во втором –лежачие с полукружиями по бокам. В третьем –вертикальные с арочным завершением и заплечниками. Профилированные обрамления икон завершены лучковыми сандриками, в третьем и четвёртом ярусах - вертикальные с арочным завершением и заплечниками. Солея в три ступени имеет прямоугольный амвон, солеи перед предельными иконостасами также прямоугольные . В боковых приделах сохранились трёхярусные иконостасы с деревянной резьбой и царскими вратами. В храме сохранились старинные иконы: в главном приделе - в центре храмовая икона «Димитрия Солунского», слева- «Богоматери», справа - «Спасителя».В южном приделе –в центре «Святая Троица», слева и справа –пророки, во втором ряду в центре «Господь на престоле со Святой Богородицей и Иоанном Крестителем» и по 3 иконы Святых апостолов. В южном пределе наверху- «Матерь Божья». На северной стене храма находится икона «Собор архистратига Михаила», на южной стене икона «Смоленской Божьей Матери»,у центральной левой колонны установлен сохранившийся крест со Спасителем, на центральном столбе справа установлена икона «Троеручница с Афона(копия),сделанная в 1906 году. Исторические стенные росписи внутри храма не сохранились. Предметом охраны являются фундаменты, несущие конструкции, декоративные украшения, живопись, предметы декоративного искусства ,планировка, и объёмно-пространственное решение храма, форма и материал дверных проёмов. Общее внешнее состояние храма: работоспособное, фундаменты –кирпичные, ленточные, стены -кирпичные. Стены наружные 1400-1500мм, стены внутренние 1100мм. Фасады оштукатурены и окрашены. Стены малых барабанов деревянные ;крыша- купола над центральным барабаном, малыми главками и колокольней, завершенные крестами, над апсидой скатная криволинейная. Стропильная систем деревянная. Покрытие стовель сталь. Храм богато декорирован изящными поясками, цепочками из окружностей .
Окрашен в белый цвет, стены в бирюзовый. Состояние внутренних архитектурно-конструктивных элементов памятника: общее состояние работоспособное; перекрытия плоские и сводчатые. Своды выполнены из керамического кирпича на известково-песчаном кладочном растворе. Полы в храме дощатые с покрытием из ДВП, окрашены.В полах установлены чугунные литые решётки для аэрации подпольного пространства. Пол в притворе бетонный с покрытием из чугунных литых плит и метласхкой плиткой. Стены оштукатурены, окрашены и расписаны. В стены заложены металлические тяги, обеспечивающие пространственную жесткость всего здания. Столбы и колонны выполнены из керамического кирпича на известково-цементном растворе. Окна арочные. Предметы прикладного искусства (мебель, осветительные приборы, резьба по дереву, металлу и пр.) сохранились часть резного деревянного иконостаса, кованые петли и ручки дверей, чугунные литые решётки пола, состояние удовлетворительное;
Сад, парк, двор, ворота и града в пределах территории храма захоронения священнослужителей, территория благоустроена.
Заключение.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
- Дмитриевская церковь является историческим памятником и украшением нашего посёлка;
- имя Андрея Корниловича Щербакова по праву заслуживает нашей памяти;
- исследование не следует считать законченным, работа по сбору материалов будет продолжена.
Данная работа может быть использована на уроках исторического краеведения, а также в новом учебнике исторического краеведения Ульяновской области.
Источники:
1.Сайт: http://monomax.sisadminov.net/main/view/article/962#Алексей Сытин
2.Сайт: http://hautiev-sh.livejournal.com/23045.html Шарпудин Хаутиев
3.История Базарного Сызгана.- «Новое время».-2007.-№ 37.
4.Охранное свидетельство памятника истории культуры церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского от 19.12.2007 г.
Приложение .
Приложение 1 Дмитриевская церковь (современное состояние)
Приложение 2 Дмитриевская церковь (60- е годы 20 века)
Приложение 3 Дмитриевская церковь (вид со стороны алтаря)
Приложение 4 Дмитриевская церковь (придел)
Фильм "Золушка"
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Карандаши в пакете
Почему Уран и Нептун разного цвета
Аэродинамика и воздушный шарик