Исследовательская работа посвящена изучению творчества поэта А.П.Рудакова.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по краеведению | 73 КБ |
Исследовательская работа на тему
«Литературное творчество поэта - земляка».
Номинация
«Литературное краеведение»
Цели:
4. Воспитать бережное отношение к творчеству народных талантов.
Задачи:
Оглавление.
1.Цели и задачи.
2.Введение.
3.Краткое жизнеописание А.П.Рудакова.
4.Поэтическое творчество:
1)стихи о природе, проблема экологии;
2)философские стихотворения;
3)стихи о любви, о женщине.
5.Басни.
6. Проза под пером автора.
7. Заключение.
8.Анализ результатов и заключения.
9.Литература.
10.Приложение.
Введение.
«Важность изучения своего села, города, края в процессе воспитании детей была осознана еще в 19 веке. Недооценка, принижение ценности культурного наследия России, важности патриотического воспитания недопустимы. Краеведение, по образному выражению Д.С.Лихачева, способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».
История родного края неразрывно связана с жизнью людей. Именно они создают историю, вносят свой личный вклад в развитие общества. Много таких замечательных людей проживает и в деревне Ключи Аскинского района Республики Башкортостан.
Сегодня я хочу рассказать о жизни и творчестве одного из моих односельчан, который многие годы своей жизни посвятил воспитанию детей. Это - Алексей Петрович Рудаков.
Много лет А.П.Рудаков радует нас своим творчеством.
Стихи он начал писать (как сам рассказывает) со школьной скамьи. Кроме стихов – он автор многочисленных басен, историй, фельетонов, рассказов и сказок.
В одном из номеров районной газеты «Надежда» было написано о том, что все жанры подвластны «острому перу» А.П.Рудакова. И я полностью согласна с этим. «Острый» глаз автора быстро замечает как отрицательные стороны жизни, некрасивые поступки людей, так и всю неповторимую прелесть милой душе родной природы. И по праву Алексея Петровича Рудакова можно назвать и поэтом, и прозаиком, и сатириком.
Стихи о природе.
Поэт любуется красотою родной природы. Он чутко и внимательно наблюдает за временами года, например, за зимой:
«Как хороша, чиста зимою,
Хоть и по грудь в снегу стоит,
Деревня утренней порою
Огнями окон в мир глядит…»
(«Зимнее утро в деревне»),
«Пурга три дня нещадно бушевала,
Деревья гнула как могла, качала…»
(«Пурга»),
«Уж день стал в росте прибавлять…»
(«Февраль бокогрей).
Радует автора приход весны:
«Весна, как только ты пришла,
Всем жизненную силу придала…»
Он видит «голубые облака» с «рыжими боками», множество птиц, готовящихся вить гнезда. Тут и «грачи орут». «скворцы снуют», «голуби объясняются в любви». «толкуют тетерева».
В общем, все как у людей, и все живое радуется приходу долгожданной весны. («Весна в марте»).
Навевает тоску скучная осень, и вновь рождается стихотворение:
«Эх, осень, осень, скучная пора
Дождем и стужей гонишь со двора…» («Осень»).
Перед нами как – будто картина И.Е.Репина: сначала осень «холодом и снегом не пугала, леса раскрасив в яркие цвета». Но прошло время, и осень «журавлей отлет оплакала дождями».
Зато лето не проходит без любимого занятия – рыбалки:
«…Кто на рыбалке не бывал,
Кто по утрам не зоревал,
И прелести рыбалки не узнал,
Тот много в жизни потерял!» И главное не улов, а то, что он «душой и телом отдыхает!»
Философские стихотворения.
Наряду со стихотворениями о родной природе, поэта волнует судьба родного края, живущих здесь людей. Он затрагивает глубокие философские проблемы о смысле жизни, цели, об ответственности детей перед родителями:
«…И доживают одиноко старики,
В тоске и грусти пребывая,
И своим детям вопреки,
О них частенько вспоминая» (Журавль»).
Автор видит жизнь деревни, такие ее стороны, как, например, нехватку невест («На водоразделе»), опустевшие и незасеянные поля:
«Техники, горючего в достатке нет,
В том виновен цен диспаритет» («Заброшенное поле»).
Эти и многие другие проблемы подняты и в стихотворении «Печальная история села», которое я привожу в приложении. О чем же стихотворение, которое так сильно взволновало меня?
Наша деревня появилась во время пугачевских волнений. Крестьяне купили у башкир земли, заложили деревню. Занимались хозяйством, пахали, сеяли хлеб. Со временем деревня превратилось в большое село. Пережили люди и голод, и мрачные тридцатые годы сталинских репрессий. Жизнь была очень тяжелой. И, наверное, неудивительно, что никто не хотел такой же участи своему ребенку. Детей старались отправлять в города, где можно было учиться или работать. А когда получили паспорта, «из села много семей уехало тогда». Село редело. И в результате из 600 дворов осталось только 100. И говоря словами автора, «что будет дальше?».
Действительно, что ждет нашу деревню? (А сколько таких деревень сейчас в России?!) Будут ли здесь строить дома, играть шумные свадьбы? Эти вопросы волнуют и меня. Я бы хотела, чтобы деревня жила, росла и расцветала, ведь здесь живут такие добрые и хорошие люди.
Печальная история села.
Во время Пугачева от помещиков
Крестьяне семьями бежали,
И несколько смышленных мужиков
В глухих лесах деревни создавали.
Тогда и зародилось поселение наше
Среди лесов, почти без пашен.
У башкир и лес, и землю закупили
В несколько домов деревню заложили
По берегам оврагов неглубоких,
Среди лесов дремучих и высоких.
В оврагах речки малые текли,
Пока леса вокруг не извели.
Под берегами родники струились,
По лесу звери разные водились.
Не мало было диких пчел.
И поселенец в лес за медом шел.
Со временем деревня вырастала,
А пашен было явно мало.
Тогда на хитрость мужики пошли,
Башкирские леса негласно подожгли
Лес сгорел. Гарь по дешевке откупили,
Откупленную гарь раскорчевали,
Распахав, хлебами засевали.
Шло время, поселение росло,
И превратилося в богатое село.
Село в шестьсот сорок дворов
И несколько в округе хуторов.
На видном месте церковь возвышалась,
Своею красотою резко выделялась.
На площади шумел большой базар,
Где продавали нужный всем товар.
Славилось село трудолюбивыми людьми
Не только были хлеборобами они,
А катовалами, портными, скорняками,
Колесниками, шорниками, кузнецами,
На продажу калачи иные выпекали,
А кое-кто и в лавках торговали,
Ремеслом, торговлей занимались,
Но от земли своей не отрывались.
Земля всегда кормилицей была
Особенно для жителей села.
Ее лелеяли, как малое дитя, ласкали,
Всегда навозом щедро удобряли
И в результате кропотливого труда
Хлеб на столе бывал всегда.
Но не у всех. Кто на земле потел,
Тот круглый год пшеничник ел.
А кто трудился так себе, ленцой,
Хлеб ел, бывало, часто с лебедой.
Настало время – в селе колхоз создали
Крепкие хозяйства разорили,
Хозяев за Урал в Сибирь препроводили,
А остальных в колхоз загнали.
Колхозники тогда еще не понимали,
Что их к земле колхозной привязали,
Им даже паспортов не дали –
И переездов никаких не разрешали.
Работали колхозники за трудодни,
Оценивались граммами зерна они.
Когда несправедливость положения познали,
Тогда колхозники задумываться стали,
Как уберечь детей от неоплатного труда?
И стали отправлять подростков в города
А ощутив свободу, как получили паспорта,
Из села много семей уехало тогда.
Жители села тихонько все старели,
Дома ветшали, улицы редели,
Многие и вовсе исчезали,
Бурьяном бурно летом зарастали.
Результат истории села таков:
Из 600 осталось меньше 100 дворов.
Село деревней захудалой стало
В ней не поют частушек, как бывало,
Давно уж шумных свадеб не играют,
Что будет дальше? Жители не знают.
Действительно, что же будет дальше с нашей деревней? А сколько таких деревень сейчас в России?! Будут ли здесь строить дома, играть шумные свадьбы? Эти вопросы волнуют и меня. Я бы хотела, чтобы деревня жила, росла и расцветала, ведь здесь живут такие добрые и хорошие люди.
Проблема экологии.
Алексей Петрович большое значение придает одной из актуальнейших проблем современности – экологии.
В стихотворении «Любителям попариться» поэт говорит, что не надо рубить березку, и предупреждает, что
«…Чтоб попариться и любоваться было чем,
Беречь природу нужно повсеместно всем».
В другом стихотворении тоже есть предупреждение, что природу надо любить, «Чтоб ее потомкам сохранить» («Родник и ключ одно и тоже»).
Стихи о любви, о женщине.
Богата любовная лирика:
«…Когда с тобою в паре танцевали,
У меня, казалось, крылья вырастали.
Рука в руке, и рук твоих тепло
Приятно мне сердечко жгло…» («Откровение»).
Стихотворение написано в форме послания первой любви лирическому герою. Она теперь уже давно замужем, и он тоже женат, и ответа писать не надо.
Стихотворение «Памяти женщин 20 столетия» отражает ту нелегкую долю, которая досталась женщинам нашей страны в годы сталинских репрессий, в годы Великой Отечественной войны. Женщины боролись с голодом и горем.
Несмотря на все невзгоды, она осталась прежней:
«…Красивой, доброй, терпеливой,
Гордой, строгой, справедливой…».
И именно у женщин надо научиться «…Как надо жизнь и родину любить…».
Басни.
А.П.Рудаков – очень внимательный человек. От него не ускользает ни одно событие, которое происходит в деревне. Некоторые люди по понятным причинам, как огня боятся «его острого пера».
А.П.Рудаков – автор многочисленных басен. Это такие басни как, например, «Слон, Моська и Осел», «Кукушка - наставник», «Случай в свинарнике» и другие.
Автор рассказал мне историю создания басни «Кукушка – наставник».
Однажды в школу приехал с проверкой совсем еще молоденький инспектор и стал требовать от директора то, чего и сам не знал.
«Кукушка куковала нудно, долго,
Но для тетерки никакого толку,
Давно тетерка ясно знала,
Что та кукушка ни птенца не воспитала». Таков итог.
А в басне «Случай в свинарнике» через образ хряка показывается любитель попить. И свинарь (руководитель) не может его наказать, так как сам грешит тем же. Басня, таким образом, очень поучительна.
Проза.
Алексей Петрович – автор многих очерков, фельетонов.
Буквально в 2005 году он написал историю «Мой дед рассказывал». Здесь повествуется о появлении названия «Поросенково озеро».
Фельетон «Кому живется весело, вольготно …» описывает спор двух мужиков. Андрюха и Иван поругались из-за того, что не могут решить, кто из них живет вольготнее, веселее.
В данном фельетоне поднята проблема алкоголизма.
Узнать героев фельетона нетрудно. И хоть автор на этот раз и взял псевдоним Филимон Крапива, многие, наверное, догадались, кто это написал.
Современная сказка «О старике и старухе, и корове Пеструхе» рассказывает, как провели у себя дома приватизацию старик со старухой. Но ничего они от новых рыночных отношений не выиграли, только корову потеряли.
Таким образом, автора волнует жизнь людей, их проблемы, недостатки. Он думает о судьбе людей, Родины.
Заключение.
Мы сделали небольшой обзор творчества Алексея Петровича Рудакова. Оно богато и разнообразно. Стихотворения близки мне по своей тематике, нравятся своей красотою, задушевностью. Я рада, что живу в одной деревне с таким замечательным и талантливым человеком, который так же, как и я, любит свой родной край.
Поэт пишет о себе:
По жизни шагая неспешно,
Дальний путь уже прошел,
Не буду плакать безутешно,
Что в жизни счастья не нашел.
Со всеми шел, вперед не забегая,
И не тащился сзади всех,
Трудности в пути не огибая,
В работе, как всегда, имел успех…
И свою работу я хочу завершить словами учителя Аскинской средней школы №1 Л.Шайбаковой, которая посвятила А.П.Рудакову стихотворение собственного сочинения:
Вы поэт, а не властелин,
Шагайте и далее смело.
Доставляет нам удовольствие
Творения Ваши читать,
За вечерним чаем семейно
В Ваши музы вникать.
Вам бы жить и жить, «сквозь
годы мчась»
(как у Маяковского в стихах).
Могу лишь «спасибо» сказать
И продолжать стихи Ваши читать.
Я хочу присоединиться к автору вышеприведенных строчек и пожелать А.П.Рудакову творческих успехов. И я была бы очень рада, если бы вышел в свет поэтический сборник Алексея Петровича.
Анализ.
Данная исследовательская работа написана в соответствии с направлением «Литературное краеведение» движения «Дорогами Отечества». Для проведения исследования поэтического творчества местного поэта были привлечены стихотворения А.П.Рудакова, также была изучена его биография. Проведен анализ стихотворений, басен, рассказов и фельетонов, сделан обзор, приведены отрывки из стихов, имеется их анализ, проведено разделение по тематике. Данная тема может быть продолжена и дополнена в будущем… Исследование интересное и достойно внимания.
Литература.
Рисуем осенние листья
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Рисуем пшеничное поле гуашью
Какая бывает зима
Нора Аргунова. Щенята