Россия – уникальное, единственное в своем роде государство, объединившее в себе культуры Запада и Востока. Своеобразие нашей страны проявилось и в культуре.
Русская культура не имеет аналогов, не похожа ни на одну из известных сегодня мировых культур, в то же время, общепризнанна. Из многочисленных памятников русской словесности, дошедших до наших дней, наибольшее распространение получили былины, песни, сказки.
Наряду с героическим эпосом, повествующим о непобедимых, добрых и справедливых богатырях, в некоторых прозаических жанрах, например, в сказках, мы встречаемся с таким интересным явлением, как «русский дурак».
Целью данной работы была попытка исследовать происхождение социального феномена «дурак». В соответствии с этим выделены цели:
1. определить основные черты, характерные для «дурака»;
2. определить его социальный статус;
3. попытаться ответить на вопрос: плохо или хорошо быть «дураком» в России.
Основными источниками для нашего исследования стали русские народные сказки, пословицы, поговорки.
В результате анализа источников, сопоставления и систематизации полученных данных были сделаны следующие выводы.
1. Феномен дурака в русской культуре имеет глубокие исторические корни.
2. Дурак имеет ряд характерных черт: добродушен, ленив, имеет необычный тип мышления, силен физически. Он пользуется неизменной народной любовью и сегодня.
3. Такое отношение к дураку в России можно объяснить русским менталитетом. Душа русского народа предрасположена к символической трактовке вещей. Так в оборванных, слабоумных, убогих странниках народ видел прообраз Христа, странствующего и гонимого нечестивцами.
4. Ряды мнимых дураков пополнялись, хотя быть дураком совсем непросто: нужно отказаться от всех своих амбиций, голодать, вжиться в роль. У реального дурака нет семьи, друзей, есть только люди, благоговеющие и жалеющие его.
Однако «лишь одним дуракам даровано умение говорить правду, никого не оскорбляя» (Эразм Роттердамский). Возможно, это и стало причиной добровольного ухода людей в мир дураков.
На данном этапе работу нельзя считать завершенной. Исследование может быть продолжено по следующим направлениям:
· расширение географии исследования (анализ зарубежного фольклора) и сопоставление образа русского и иностранного дурака;
· более широкое изучение русской культуры, отражения образа дурака в различных видах искусства, развитие темы в авторских произведениях
Вложение | Размер |
---|---|
fenomen_duraka_v_russkoy_kulture.doc | 70.5 КБ |
Содержание
1. Введение 3
2. Глава 1. Определение понятий 4
3. Глава 2. Характеристика дурака 6
4. Заключение 8
5. Список использованной литературы 9
Введение
В наши дни многие задумываются над вопросом: по какому пути идет Россия в своем развитии, почему происходят различного рода катаклизмы именно в нашей стране? По поводу России можно долго спорить, но нельзя не согласиться с одним: Россия – уникальное, единственное в своем роде государство, объединившее в себе культуры Запада и Востока. Возможно, этим объясняется неповторимость России. Русский народ – народ границы. Русский язык – язык вопроса, где исчерпывающим ответом могла быть только пауза. Так продолжалось на протяжении всей истории. И многие наши проблемы, в том числе и трудности постсоветского развития, связаны с этой существеннейшей особенностью отечественного самосознания.
Своеобразие нашей страны проявилось и в культуре.
Русская культура не имеет аналогов, не похожа ни на одну из известных сегодня мировых культур, в то же время, общепризнанна. Из многочисленных памятников русской словесности, дошедших до наших дней, наибольшее распространение получили былины, песни, сказки. Изначально они предавались в устной форме, позже их стали записывать.
Наряду с героическим эпосом, повествующим о непобедимых, добрых и справедливых богатырях, в некоторых прозаических жанрах, например, в сказках, мы встречаемся с таким интересным явлением, как «русский дурак». Кто же он?
Целью нашей работы была попытка исследовать происхождение социального феномена «дурак». В соответствии с этим выделены цели:
Основными источниками для нашего исследования стали русские народные сказки, пословицы, поговорки. Итак, прав ли был Гоголь, сказав: «В России есть две беды: дураки и дороги»?
Глава 1. Определение понятий
Согласно «Толковому словарю иноязычных слов», слово «феномен» имеет следующее значение:
1. феномен - явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь. Таким образом, из самого определения правомерно возникает вопрос: сущностью чего именно является «дурак».
2. феномен - редкое, необычное явление. Фактически, дурак, таким и является.
3. феномен - человек в чём–либо исключительный (синоним слова «уникум»). Данное значение относится к людям.
Теперь дадим определение слову «дурак».
В толковых словарях находим:
«Дурак – 1. Глупый человек; 2. в старину: придворный или домашний шут».[1]
«Дурак – 1. Глупый, тупой человек. 2. Любитель делать что-либо.
3. Придворный или домашний шут».[2]
«Дурак – глупый человек, тупица, тупой.// Малоумный, безумный, юродивый.// Шут, промышляющий дурью, шутовством».[3]
«Дурак – 1. Глупый человек. 2. Придворный или домашний шут в
XVIII в.».[4]
Таким образом, можно сделать вывод, что есть два типа «дурака»: «дурак генетический», действительно умственно неполноценный, и «дурак прикидывающийся».
Первый тип дурака не представляет для нас интереса по той простой причине, что таких полно во всем мире, и наш, «русский дурак» от иностранных ничем не отличается.
Второй тип дурака, «дурак прикидывающийся», мало связанный с отсутствием ума в физиологическом смысле этого слова, заслуживает повышенного внимания.
Любой тип дурака связан, прежде всего, с глупостью, настоящей или кажущейся. Рассмотрим причины возникновения мнимой глупости. Некоторые исследователи, в том числе Иван Ильин, отдают приоритет моноидеизму (от греч. – «монос» - один, единственный). Моноидеизм – состояние, при котором человеческая душа до такой степени увлечена и пленена одной-единственной идеей, что только ею она и живет, отстраняясь от всего остального.[5] В данном случае уместно вспомнить слова Ф.М. Достоевского: «Не человек проникается идеей, а идея захватывает человека».
В душе царит одно-единственное желание, одна-единственная идея, одна-единственная цель – и эта цель становится насущной потребностью будней.
В русском языке есть три понятия для определения людей-моноидеистов, избравших идеей слабоумие: убогий, юродивый, блаженный. Эти три понятия по сути своей очень близки, и терминологическое их использование оставалось и остается делом субъективным.
Убогий (от слова Бог) – отмеченный Богом человек, будь то отмеченность бедностью, увечьем или слабоумием. Убогий означает несчастный вообще, свое несчастье ему приходится переносить как неполноценность. При этом не исключено, что эта неполноценность в другом измерении может выступать как «прибавочная стоимость». В образе убогого может (во что веками верит народ) являться сам Спаситель со своими апостолами.
Юродивый в сущности означает не так уродившийся, своеобразный, простоватый, придурковатый. Этот термин касается не столько телесных атрибутов или физических данных человека, сколько его душевных способностей и его душевных установок.
Вот как об этом пишет С.С. Аверинцев в энциклопедическом словаре «Христианство»:
«Юродивые – люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия – юродство о Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых, забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. Юродивые нередко вращались среди самых порочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. Почти все юродивые Востока и некоторые из них на Руси были иноки. Выражение апостола: «мы безумны Христа ради» послужило основой и оправданием подвига юродства».[6]
Третий термин – блаженный – означает то, что человек в земной жизни достиг определенной степени высшего счастья, которым он, наконец, сможет насладиться. Такой человек ведет уединенный образ жизни, утопая в христианском моноидеизме.
Но: наряду с этим, слова блажь, блажить, блаженный применимы к человеку, который потакает своим причудам, ведет себя нелепо или специально разыгрывает из себя простака или беспокойного упрямца.
Здесь возникает главная проблема: как отличить плута от больного, «ложного дурака» от «истинного»? Озорство это или своенравность? Легкомысленное ли это расположение духа или глубокомысленное символическое поведение? Что заставляло людей прикидываться дураками?
Глава 2. Характеристика «дурака»
Если проанализировать возможности человека-дурака, то можно сделать вывод о том, что дураком быть иногда выгодно. Для подтверждения данного тезиса достаточно обратиться к пословицам и поговоркам русского народа.
С дурака и спрос не велик.
Дураку закон не писан.
Дуракам всегда везет.[7]
Эта мудрость неоднократно подтверждалась и в сказках, и в жизни.
Именно в сказках можно найти наиболее полный образ дурака.
Прочитав русские народные сказки из сборника А.Н. Афанасьева (на наш взгляд, данный сборник наиболее приближен к фольклору и мало переработан), мы представляем себе «дурака». Символично, что дураков на Руси называли Иванами. Из всех народных сказок исключением является Емеля-дурачок из сказки «По щучьему велению». В большей части сказок ущербность Ивана Дурака - не в бедности, а в лишенности разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устраненный от каких-либо "полезных" дел, не отличающийся красотой. Физически Иван-дурак не слаб. Надо обладать незаурядной ловкостью, чтобы голыми руками поймать в проруби щуку.
Дурак часто выступает как заменитель своих братьев, нередко неудачный, за это его просто бьют, пытаются утопить в реке и т.п.[8] Здесь мы видим отголоски европейской традиции - ритуальное битье и поношение дураков, например, во время средневековых "праздников дураков".
Он не женат, в отличие от братьев и, следовательно, имеет потенциальный статус жениха. Место Ивана Дурака среди братьев напоминает место "третьего".
Любимое место дурака – это печь. На ней он сидит целыми днями и ничего не делает по хозяйству. Все его время занимает либо ловля мух, либо чистка носа. Ивана Дурака призывают к полезной деятельности только для того, чтобы сбросить с себя собственные обязанности: так, старшие братья, которые должны ночью идти на отцовскую могилу, посылают вместо себя Ивана Дурака, а сами остаются дома и спят.[9]
Основной чертой характера является простодушность. Часто встречается выражение «дурачина-простофиля». Дурак все берет на веру, для него нет переносного значения слов, он понимает все буквально. Эта простодушность – в какой то степени, честность, потому что дурак не умеет врать. На все вопросы он дает честные ответы. Будь это вопрос о том, не он ли убил дьячка, или о том, что он несет в корзине. Дурак откровенно сознается, что нашел клад или что-либо еще. Однако, в некоторых вопросах, касающихся его лично, дурак не так уж и доверчив. Как говорил И. Шарапов, «дурак умен для себя».[10] Например, Емеля не отпустил щуку до тех пор, пока она не сказала ему заветных слов и не доказала свою силу. Только после этого щука обрела свободу. Куда делось простодушие дурака в данном случае? Получив заветные слова или чудо-коня Сивку-бурку, дурак ни за что не проболтается о них. Почему?
С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему "неуму" Иван Дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу, становится Иваном Царевичем, т.е. приобретает то, что является прерогативой и привилегией других социальных функций - производительной и военной.
Все это говорит о том, что на самом деле дурак не глуп, когда нужно, он сможет придумать такие загадки, которые никто не угадает (даже царевна с умными книжками)[11]. В определенных случаях, когда Иван-дурак чувствует угрозу собственному здоровью, например, его должны за проделки побить, он предусмотрительно готовит дубину.
Дурак не жаден: он охотно делится с близкими найденным золотом, он сговорчив (например, легко соглашается продать в долг быка незнакомому человеку).[12] Но дурак может проявить поразительную настойчивость (заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет). Поставив себе цель, например, заполучить у братьев лошадь, он не успокоится, пока не получит то, что желает. Братья от такой назойливости не смогут отбиться, приходится ублажать дурака.
Кроме простодушия, второй особенностью дурака является его непомерная лень. На элементарную просьбу помочь по хозяйству дурак вещает с печи: «Неохота мне». Только угроза остаться без гостинцев может заставить Ивана слезть с печи и попытаться что-то сделать. Дурак не может избавиться от лени и тогда, когда у него появляется волшебная сила. С помощью данной силы любое дело становится по плечу, но лень все равно мешает делать дураку добрые дела.
Дурак обладает креативным мышлением, он носитель особой речи, в которой помимо загадок, прибауток, шуток, отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи. Например, его загадки: «На дороге добро, в добре-то добро же, я взял добро да добром из добра добро и выгнал»[13]
Итак, перед нами предстает дурак как безобидный, добродушный чудак, у которого есть реальная возможность в будущем продвинуться далеко вверх по социальной лестнице, потому что в конце большинства сказок Иван-дурак женится на царевне и получает полцарства в придачу. Остается надеяться, что такое бывает только в сказках.
Его отказ от "ума", причастность его к особой "заумной" речи напоминает ведущие характеристики юродивых, явления, получившего особое развитие в русской духовной традиции.
Среди русского народа дураки, блаженные, убогие пользовались неизменным «почетом». Люди терпели их выходки, заботились о таких убогих, давали им приют, если те странствовали. К дуракам относились доброжелательно.
Заключение.
Таким образом, феномен дурака в русской культуре имеет глубокие исторические корни.
Дурак имеет ряд характерных черт. Добродушен, ленив, имеет необычный тип мышления, силен физически. Он пользуется неизменной народной любовью и сегодня.
Какова же причина такого отношения к дуракам в России?
Скорее всего, здесь дело в непонятном русском менталитете. Душа русского народа предрасположена к символической трактовке вещей. Для обыкновенного русского человека нет ничего простого – для него все значимо, во все есть тайный смысл. Так в оборванных, слабоумных, убогих странниках народ видел прообраз Христа, странствующего и гонимого нечестивцами; в жестах юродивых люди видели или хотели видеть какие-то знаки свыше, предсказывающие судьбу.
Люди боялись прогневать Бога, прогнав или иначе обидев дурака. Такое отношение могло привести к «добровольному» пополнению рядов слабоумных.
Народ догадывался о таком шарлатанстве, но разве человеку под силу отличить настоящего дурака от ложного?
Вряд ли, кто-либо может быть уверен, разыгрывает ли человек дурака или является им на самом деле. Однако быть дураком, пусть даже ложным очень нелегко. Нужно отказаться от всех своих амбиций, голодать, вжиться в роль. У реального дурака нет семьи, друзей, есть только люди, благоговеющие и жалеющие его. Не каждый выдержит такое отношение к себе. Почему люди становились дураками?
Возможно потому, что в России всегда было тяжело жить, было множество духовных и бытовых проблем.
Во все времена в России здравому человеку нельзя было высказывать свои мысли, а дураку это разрешалось, так как «Лишь одним дуракам даровано умение говорить правду, никого не оскорбляя» (Эразм Роттердамский). И загадочная русская душа выбрала именно такой путь для себя. Русский Иван-дурак, молодой, не слишком искушенный и не вполне обходительный парень, не так давно поднявшийся с печи, ищет то, что в принципе невозможно найти. Пафос русской культуры – в борьбе вечности с ее тенью – бесконечным накоплением и продлением жизни. Победа – на кончике иглы, на грани катастрофы. И ее ничем невозможно приблизить. Единственный шанс – прыжок, который может сделать необыкновенный человек.
Список использованной литературы
[1] С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: Астрель, 2007, 132
[2] Словарь русского языка: в 4 т./АН СССР, ин-т русск. языка; под. ред. А.П.Евгеньевой -2-е изд. – М.: Русский язык, 1981, Т.1, 453
[3] Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание / В.И. Даль – М.: Астрель АСТ, 2006, 59
[4] Большой толковый словарь русского языка: около 60000 слов / под ред. Д.Н. Ушакова – М.: АСТ: Астрель, 2008, 225
[5] И.Ильин Сущность и своеобразие русской культуры.- М., 1996, 243
[6] Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверенцева . – М., АСТ: Астрель, 2005, 472
[7] Фелицына В.П., Мокиенко В.М. Русский фразеологический словарь. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999, 114
[8] Иванушка-дурачок. Русские сказки: из сборника А.Н. Афанасьева.- М.: Худож. лит., 1987, 309
[9] Сивко-бурко. Русские сказки: из сборника А.Н. Афанасьева.- М.: Худож. лит., 1987,132
[10] Грушко Е.А, Медведев Ю.М. Энциклопедия русской мудрости. – М.:ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000, 99
[11] Царевна, разрешающая загадки. Русские сказки: из сборника А.Н. Афанасьева.- М.: Худож. лит., 1987, 205
[12] Дурак и береза. Русские сказки: из сборника А.Н. Афанасьева.- М.: Худож. лит., 1987, 312
[13] Царевна, разрешающая загадки. Русские сказки: из сборника А.Н. Афанасьева.- М.: Худож. лит., 1987, 205
Вокруг света за 80 дней
Любимое яичко
Астрономический календарь. Май, 2019
Нарисуем попугая цветными карандашами
Свинья под дубом