Работа рассказывает о важности куклы в психологическом формировании ребёнка, в становлении его внутреннего мира, духовного и творческого развития.
Вложение | Размер |
---|---|
issl._rabota.doc | 82 КБ |
prezentatsiya_k_rabote.ppt | 906 КБ |
Содержание
Введение…………………………………….2
1. История куклы
1.1 Куклы наших бабушек……………………..4
1.2 Промышленные куклы……………………..6
1.3 Современные куклы………………………...8
2. Влияние куклы на психологическое
развитие ребёнка
2.1 Какими куклами предпочитают играть
современные дети……………………………9
2.2 Роль куклы в развитии ребёнка…………….12
Заключение…………………………………...14
Литература…………………………………....15
Приложения…………………………………..16
Введение
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
У каждого человека детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Но все ли игрушки воспитывают в детях доброту, милосердие, сострадание, те качества человека, которые в наше время так необходимы не только детям, но и взрослым.
Тема работы
Значение куклы для духовного и творческого развития ребёнка.
Цель работы
В ходе исследования установить, какими куклами предпочитают играть современные дети для выявления влияния современной куклы на психическое развитие детей.
Задачи
Практическая ценность
При взгляде на витрины современных магазинов глаза разбегаются... Кажется, что с игрушками у детей проблем не будет – выбирай, что душа пожелает. Увы, это не так. При невиданном ранее игрушечном изобилии дети перестают играть. Перестают подражать маме, одевая и умывая любимую куклу Катю. И даря дочери уже пятую по счёту куклу Барби с гардеробом и автомобилем в придачу могут ли родители быть уверены, что не погубят ростки детской инициативы и творчества.
Гипотеза
Изучение влияния современных кукол на психическое здоровье детей позволит при выборе родителями столь важной игрушки в жизни ребёнка задуматься, не навредят ли они ему.
Методы исследования
История куклы.
Игрушки наших бабушек.
В стародавние времена отношение к игрушкам было более трепетное, чем сейчас. Наши предки берегли их как зеницу ока, старались их не сломать и уж тем более не выбрасывали. Самыми распространенными куклами в России были тряпичные куклы.
Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на попечение кукол. Они знали, что детишки при деле, и с ними ничего дурного не случится. Своих подопечных деревенские девочки кормили, умывали, делали кроватки, подушечки и одеяльца.
Кстати, раньше у кукол не было своего лица. По поверьям, игрушка без глаз, носа и рта считалась недоступной для вселения в нее злых духов, а значит, и безвредной для ребенка.
Были и такие игрушки, которые защищали от недугов.
Обереги
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.
Пеленашка.
В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, как мы её понимаем сегодня. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так и для его матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные обряды.
Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому ребёнку. Куклу Пеленашку изготавливали из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы.
Обрядовая свадебная кукла.
Современный свадебный обряд не мыслится без сомкнутых колец, красно-голубых лент на кузове машины и нарядной куклы во главе свадебного экипажа. Элементы этой символики сопровождали свадебный обряд в разные исторические времена, и наиболее древним из них остаётся кукла.
В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.
Рождение промышленной куклы.
Деревянная кукла
В 13 – начале 14 в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров узкой кукольной специализации. В различных регионах Европы начинают закладываться основы кукольного цехового отдела.
Основным местом продаж кукол оставались ярмарки. Там продавались пряничные, глиняные, тряпичные и деревянные куклы. Кукол вырезали токари-корзинщики, а изготовители игральных костей делали их из простой и слоновой кости, а также латуни.
Дорогие утончённые деревянные куклы, обряжаемые в драгоценные одежды, стали играть роль своеобразных глашатаев моды.
Восковая кукла.
В конце 16-17 столетии в Европе появляются восковые куклы. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности. В эпоху промышленных революций куклы из воска пользовались широкой популярностью во многих странах, несмотря на то, что это понятие стало синонимом английской куклы. Причина такого громкого успеха крылась в том, что матовая фактура воска придавала тёплый и «живой» вид куклам, делая их необычайно приятными на ощупь.
Куклы-автоматы.
Эпохой расцвета заводных, или автоматических, кукол стал 18 век. Кукла снабжались внутренним механизмом, позволявшим имитировать движения или поведение человека. Автоматические куклы, уникальные и дорогие механизмы, входившие в частные коллекции, не являлись детскими. Они либо забавляли своих хозяев, либо демонстрировались публике и в целом служили утехой для взрослых.
К концу XІX в. число кукол-автоматов значительно возросло, так что танцующие, шагающие, кланяющиеся и даже поющие куклы уже никого не удивляли, тем более что технический прогресс позволял создавать всё новые и новые варианты механических игрушек.
Фарфоровая кукла.
В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству.
Вначале кукол делали с волосами, отлитыми в форму, и с неподвижными «распахнутыми» глазами. Позднее головы подкрашивали в телесный цвет, парики изготовляли из мохера или настоящих волос, глаза теперь открывались и закрывались, а рты оставались закрытыми либо открытыми. Туловища выполнялись из материи, реже – из бисквитного фарфора.
Русская матрёшка.
Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу.
Он вырезал их из дерева, а внутри они содержали в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок. Изображали они Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – богов рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С. В. Малютин. Он тут же набросал на бумаге русский вариант забавной фигурки. Токарь московской мастерской «Детское воспитание»
В. П. Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. «Настоящая Матрёна!» – воскликнул кто-то, увидев куклу. И назвали её Матрёшка. Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки. Сейчас она – традиционный сувенир России и символ ее культуры.
Современные куклы
Барби
Эта игрушка стала не просто хитом продаж, а настоящим явлением на рынке. Америку, а следом и весь остальной мир залихорадило. Уже через каких-то пять лет после появления на рынке продажи игрушки исчислялись миллионами штук.
На Барби трудятся в поте лица производители кукольной одежды, снабдившие Барби таким роскошным и разнообразным гардеробом, который врезается в память девочки даже с полным отсутствием воображения. Ее одежда всегда следовавшая моде, отличается качеством и детальностью, прежде невиданными в американском производстве игрушек. Эта игрушка обрела вечность. Она окружила себя героями-партнерами. В ее домике можно разыгрывать нешуточные драмы бытия – любовь, счастье, смерть. Братц
Кукла Барби очень долго занимала лидирующее положение на рынке игрушек, но в последнее время она сдаёт свои позиции большеголовым куклам Братц. Эти куклы, абсолютно не похожие на людей, за несколько лет завоевали 40 % рынка и не намерены останавливаться.
Братц нарисовал Картер Брайант, бывший дизайнер компании, выпускающей кукол Барби, а запустил в свет иранский иммигрант Айзек Лариан.
Ему самому эскизы не понравились (кукла показалась ему жутко уродливой), зато они очень понравились его 11-летней дочери. В Братц мало кто верил, но они обернулись грандиозным успехом. Эти куклы очень быстро меняются – новые коллекции сменяют старые не реже, чем два раза в год. Братц можно расчёсывать, красить, переодевать. Некоторые из них могут разговаривать («Быть умной клёво», «Я учусь моде, глядя на фотографии звёзд в журналах»).
Кукла Катя
Это кукла отечественного производства, в которой сочетаются и детские пропорции, и внешняя привлекательность, и соответствующие игре ребёнка размеры. Эта игрушка отвечает нескольким несложным критериям. Прежде всего, ребёнок чётко понимает её назначение, т.к. игрушка соответствует его возрасту. Она привлекательна, имеет спокойные, нейтральные цвета и оставляет простор для фантазии. Подражая маме, ребёнок умывает её, расчёсывает, убаюкивает и укладывает спать. Тем самым познаёт окружающий мир, открывает для себя социальные отношения, осваивает нравственные нормы.
Влияние куклы на психологическое здоровье ребёнка
Какими куклами играют современные дети
Для того чтобы выяснить, какими куклами предпочитают играть современные дети, нами было проведено анкетирование среди девочек начального звена и их родителей. Было опрошено 20 девочек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Любишь ли ты играть в куклы?
2. Какими куклами тебе больше нравится играть?
На первый вопрос все опрошенные девочки ответили положительно, значит все девочки начального звена играют в куклы.
По второму вопросу мы получили следующие результаты:
Кукла Барби – 10 чел. или 50 % опрошенных
Кукла Братц – 5 чел. или 25 % опрошенных
Кукла Катя – 2 чел. или 10% опрошенных
Кукла – пупс – 3 ученицы 1 класса или 15 % опрошенных
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшей популярностью в начальной школе пользуется кукла Барби.
Родителям девочек было предложено ответить на два вопроса:
1. Как часто Вы покупаете новых кукол дочери?
Ответы мы получили следующие:
По возможности – 9 чел. или 45%
Перед приближающимся праздником – 7 чел. или 35%
По желанию дочери – 4 чел. или 20 %
2. Каких кукол Вы предпочитаете покупать своей дочери?
Ответы родителей были следующими:
Разнообразных кукол Барби – 5 чел. или 25%
Современных кукол Братц – 3 чел. или 15%
Простых отечественных кукол – 3 чел. или 15%
По желанию дочери – 9 чел. или 45%
Таким образом, можно сделать вывод, что основная масса родителей идёт на поводу у ребёнка, покупая ту куклу, которую он попросит, не задумываясь над тем, какое влияние оказывает кукла на психологическое развитие и состояние здоровья ребёнка.
Опрос же продавцов магазинов игрушек показал, что наиболее популярная кукла среди девочек – кукла Братц. Но покупательницам этой куклы в основном от 12 до 15 лет. Они покупают её с целью коллекционирования, в качестве подарка подруге или в связи с выпуском новой коллекции этой столь популярной куклы. Второе место по распродажам занимает очень популярная ранее кукла Барби с гардеробом одежды, мебелью, бой – френдами, автомобилями и целыми домами. Наши отечественные куклы и игрушечные пупсы не пользуются большим спросом среди маленьких покупательниц. Их в основном покупают родители, убеждённые в том, что если игрушка отечественная, то обязательно качественная.
Роль куклы в развитии ребёнка
В русской культуре куклы – это всегда куклы – дети. От грудничков до малолеток. Когда-то давным-давно крестьянские девочки мастерили тряпичных кукол, названия которым давались по имени предстоящего праздника – Масленица, Троица и так далее. Во время праздника кукол отдавали странникам, идущим поклониться святым местам. Если странников не было, кукол сжигали, чтобы хоть дым долетел до неба. Красивый обряд. Игрушечные пупсы и Мальвины с детскими пропорциями тела практически исчезли с прилавков магазинов. А «Взрослые» заморские куклы, став любимыми игрушками, не порождают у детей чувство нежности и ласки или потребность заботиться, как это бывает с пупсами, игрушечными младенцами и простыми тряпичными куклами. Для девочки из современного общества – это невосполнимая утрата: в условиях малых семей и ограниченного контакта с детьми младшего возраста не реализуется потребность в заботе о малышах, не развиваются материнские инстинкты. В результате материнский инстинкт у девочек не формируется правильно, он остаётся в зачаточном состоянии. Девочки начинают сызмальства ориентироваться не на создание семьи, а на что-то другое.
Если наши родные игрушки развивают у будущих мам навыки ухода за малолетними детьми, то какие именно навыки развивает у девочек игра с куклой Барби или с куклой Братц? Что, играя, делает девочка с этой самой куклой. Она её одевает, раздевает, наряжает, заводит женихов и т.д. Девочка, играя с такой куклой, отрабатывает сразу два стереотипа поведения: первый – служанка при очень богатой бездельнице; второй – сама эта бездельница. Они модные, наглые и томные. И ни о каких жизненно важных навыках здесь и речи быть не может! Да и в строении куклы прослеживаются чисто анатомические уродства. Непропорционально длинные ноги (в норме для любого человека – расстояние от талии до макушки равно расстоянию от талии до пяток). Такая аномалия, как у куклы в природе встречается редко и считается, в основном, генетическим уродством. Непропорционально короткие руки ( в норме для прямо стоящего человека – кончики пальцев вытянутых по швам рук будут расположены на уровне середины бедра). Чудовищная худоба и телосложение, не соответствующее женскому телу – широкие плечи и узкие бёдра! Всем этим «прелестям» может стремиться соответствовать и девочка, чьё детство прошло в обожании любимой куклы. Это не считая того, что воспитывается богатая бездельница.
Психологи в России бьют тревогу: полки игрушечных магазинов ломятся от страшных игрушек. Если за санитарно – гигиеническими показателями игрушек ещё следят, то их внешний вид не контролирует никто, хотя такие игрушки способны пагубно влиять на характер ребёнка и его психику. Министерство образования России ещё в 2002 году направляло в правительство предложения по созданию органа, который бы занимался социальной, психологической и педагогической экспертизой игрушек. Ни в России, ни за рубежом нет методов проведения подобных экспертиз, нет и официальных критериев для их проведения.
Всё зависит от фантазии и психики производителя. Как правило, психологов и педагогов на предприятии нет, а игрушки разрабатывают художники и инженеры.
А ведь игрушка для ребёнка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный сложный мир, открывает для себя социальные отношения, учится управлять своим поведением , усваивает нравственные нормы общества.
Заключение
Кукла во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью ребёнка, в которой формируется его типичный облик: ум, характер, физические и нравственные качества. Однако конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток и на содержание и на внешний облик куклы. В изменении характера, внешнего облика и направленности куклы на протяжении человеческой истории наглядно отражена история куклы, обусловленная историей развития общества, историей развития ребёнка в обществе.
Современные куклы, чаще всего произведённые по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», для самостоятельного духовного и художественного творчества ребёнка. Ребёнок, окружённый пластмассовыми Барби и Братц, в будущем представляет собой человека, заряженного демоническими энергиями западного «массового общества».
«Модные» куклы современного общества – разнообразные, страшные, уродливые и одновременно комичные копии людей – способны испортить вкус ребёнка, лишить его таких качеств, как сострадание, забота о ближнем, проявление нежности.
В нашем современном мире в целях сохранения психического здоровья ребёнка куклы, которыми играют все девочки без исключения, должны отвечать нескольким несложным критериям. Прежде всего, ребёнок должен чётко понимать её назначение. Для этого кукла обязана соответствовать его возрасту, быть привлекательной, пропорциональной, похожей на маленького ребёнка и иметь спокойные, нейтральные цвета. Кроме того, она должна оставлять простор для фантазии. Именно этим качествам в большей мере соответствуют куклы Кати, Маши, Марины отечественного производства.
И хотелось бы, чтобы родители, в очередной раз покупая дочери куклу, руководствовались приведёнными выше критериями.
Список литературы.
1. Абраменкова В., «Осторожно: антиигрушка» – журнал «Дошкольное
воспитание», № 4, 2005
2. Барби портит девочек // http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-2795-catid-8
3. Семёнова О., «Может ли Барби стать Варей… и кому это нужно» - журнал
«Здоровье от природы», март 2006.
4. 365 кукол со всего света. Автор: М. С. Левина, "Рольф" – 2000
5. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7.Часть3. –М.: Аванта+, 2000
Слайд 1
Тема работы Значение куклы для духовного и творческого развития ребёнка. Цель Установить, какими куклами предпочитают играть современные дети для выявления влияния современной куклы на развитие детей.Слайд 2
Актуальность При взгляде на витрины современных магазинов глаза разбегаются... Кажется, что с игрушками у детей проблем не будет – выбирай, что душа пожелает. Увы, это не так. При невиданном ранее игрушечном изобилии дети перестают играть. Перестают подражать маме, одевая и умывая любимую куклу Катю. И даря дочери уже пятую по счёту куклу Барби с гардеробом и автомобилем в придачу могут ли родители быть уверены, что не погубят ростки детской инициативы и творчества.
Слайд 3
Гипотеза Изучение влияния современных кукол на психическое здоровье детей позволит при выборе родителями столь важной игрушки в жизни ребёнка задуматься, не навредит ли она ему.
Слайд 4
Куклы наших бабушек Самыми распространенными куклами в России были тряпичные куклы. Раньше у кукол не было своего лица. По поверьям, игрушка без глаз, носа и рта считалась недоступной для вселения в нее злых духов, а значит, и безвредной для ребенка. Позднее этот обычай канул в лету. Были и такие игрушки, которые защищали от недугов (обереги, пеленашки, обрядовые свадебные куклы).
Слайд 5
Промышленные куклы Позднее куклы вступили в промышленное производство. На фабриках выпускались деревянные, восковые, фарфоровые куклы. Затем стали выпускаться куклы – автоматы, которые снабжались внутренним механизмом, позволявшим имитировать движения или поведение человека. Танцующие, шагающие, кланяющиеся и даже поющие куклы уже никого не удивляли
Слайд 6
Современные куклы Барби Эта игрушка стала не просто хитом продаж, а настоящим явлением на рынке. Америку, а следом и весь остальной мир залихорадило. Уже через каких-то пять лет после появления на рынке продажи игрушки исчислялись миллионами . На Барби трудятся в поте лица производители кукольной одежды, снабдившие Барби таким роскошным и разнообразным гардеробом, который врезается в память девочки даже с полным отсутствием воображения. Ее одежда всегда следовавшая моде, отличается качеством и детальностью, прежде невиданными в американском производстве игрушек. Эта игрушка обрела вечность и окружила себя героями-партнерами.
Слайд 7
Кукла Братц Кукла Барби очень долго занимала лидирующее положение на рынке игрушек, но в последнее время она сдаёт свои позиции большеголовым куклам Братц. Эти куклы, абсолютно не похожие на людей, за несколько лет завоевали 40 % рынка и не намерены останавливаться. В Братц мало кто верил, но они обернулись грандиозным успехом. Эти куклы очень быстро меняются – новые коллекции сменяют старые не реже, чем два раза в год. Братц можно расчёсывать, красить, переодевать. Некоторые из них могут разговаривать («Быть умной клёво», «Я учусь моде, глядя на фотографии звёзд в журналах»).
Слайд 8
Кукла Катя Это кукла отечественного производства, в которой сочетаются и детские пропорции, и внешняя привлекательность, и соответствующие игре ребёнка размеры. Она привлекательна, имеет спокойные, нейтральные цвета и оставляет простор для фантазии. Подражая маме, ребёнок умывает её, расчёсывает, убаюкивает и укладывает спать. Тем самым познаёт окружающий мир, открывает для себя социальные отношения, осваивает нравственные нормы.
Слайд 9
Результаты исследования 2. Какими куклами тебе больше нравится играть? 1. Как часто Вы покупаете новых кукол дочери? 2. Каких кукол Вы предпочитаете покупать своей дочери?
Слайд 10
Что по этому поводу думают продавцы Опрос же продавцов магазинов игрушек показал, что наиболее популярная кукла среди девочек – кукла Братц. Но покупательницам этой куклы в основном от 12 до 15 лет. Они покупают её с целью коллекционирования, в качестве подарка подруге или в связи с выпуском новой коллекции этой столь популярной куклы. Второе место по распродажам занимает очень популярная ранее кукла Барби с гардеробом одежды, мебелью, бой – френдами, автомобилями и целыми домами. Наши отечественные куклы и игрушечные пупсы не пользуются большим спросом среди маленьких покупательниц. Их в основном покупают родители, убеждённые в том, что если игрушка отечественная, то обязательно качественная.
Слайд 11
Выводы В русской культуре куклы – это всегда куклы – дети. Игрушечные пупсы и Кати с детскими пропорциями тела практически исчезли с прилавков магазинов. А «Взрослые» заморские куклы, став любимыми игрушками, не порождают у детей чувство нежности и ласки или потребность заботиться, как это бывает с пупсами, игрушечными младенцами и простыми тряпичными куклами. Для девочки из современного общества – это невосполнимая утрата: в условиях малых семей и ограниченного контакта с детьми младшего возраста не реализуется потребность в заботе о малышах, не развиваются материнские инстинкты. Девочки начинают сызмальства ориентироваться не на создание семьи, а на что-то другое. А ведь игрушка для ребёнка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный сложный мир, открывает для себя социальные отношения, учится управлять своим поведением, усваивает нравственные нормы общества. Таким образом, можно сделать вывод, что современные куклы, чаще всего произведённые по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», для самостоятельного духовного и художественного творчества ребёнка.
Ночная стрельба
Чья проталина?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Красочные картины Джастина Геффри