Мы считаем себя великой европейской державой. Мы имеем огромные территории и огромные количества ресурсов, но положение детей, стариков и инвалидов в нашем государстве таково, что бывает мучительно стыдно за свои бездействия и страшно за свою старость. Поэтому я попыталась разобраться в этом вопросе и найти выход из данного положения. Данная работа направлена на анализ правовой защиты детства ,старости и инвалидности в нашей стране, регионе, станице, и поиске путей выхода из данной нелицеприятной ситуации. Хотелось бы донести до всех слоев население важность данной проблемы. В своей работе я постаралась проанализировать правовые документы, защищающие детство и старость , выявить недостатки Российского законодательства в данном вопросе, отношение жителей города Лабинска , и найти пути выхода из сложившийся ситуации.
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ правового аспекта и конституционные гарантии положения стариков, детей и инвалидов в России | 57.32 КБ |
Приложения1-2 | 114.39 КБ |
Никто не забыт - ничто не забыто
Но чтобы не забыли - надо помнить
А чтобы помнить - надо знать.
Введение:
Мы считаем себя великой европейской державой. Мы имеем огромные территории и огромные количества ресурсов, но положение детей, стариков и инвалидов в нашем государстве таково, что бывает мучительно стыдно за свои бездействия и страшно за свою старость. Поэтому я попыталась разобраться в этом вопросе и найти выход из данного положения.
Актуальность: данная работа направлена на анализ правовой защиты детства ,старости и инвалидности в нашей стране, регионе, станице, и поиске путей выхода из данной нелицеприятной ситуации. Хотелось бы донести до всех слоев население важность данной проблемы.
Цель исследования – В своей работе я постаралась проанализировать правовые документы, защищающие детство и старость , выявить недостатки Российского законодательства в данном вопросе, отношение жителей города Лабинска , и найти пути выхода из сложившийся ситуации.
Предмет исследования – Правовые документы, документальные материалы, характеризующие положение детей, стариков и инвалидов в нашей стране.
Задачи исследования: собрать правовые документы и теоретический и практический материал о положении детей, стариков и инвалидов в нашей стране, провести социологический опрос, выявить отношение жителей города Лабинска к данной проблеме, провести анализ полученных материалов и обобщить данные. Для написания своей работы я использовала правовые документы, энциклопедическую, монографическую, научно-популярную литературу, интернет ресурсы, социологические опросы. Методологической основой данной работы является гуманизм, объективность, использование критически-сравнительного метода.
План исследования:
1. Законодательная база по защите детей, стариков и инвалидов.
Социальная политика Президента и правительства нацелены на построение гражданского общества в России. Создана Общественная Палата. Но без активной поддержки рядовых граждан мы еще долго будем испытывать описанные безобразия во всех сферах. Главное богатство любого общества – «человеческий капитал». В России произошли значительные потери этого богатства. Современная реальность такова, что любой человек в любое время может стать инвалидом. В России более 10 % населения официально признаны инвалидами. В стране ежедневно рождается 82 ребенка с врожденными и наследственными заболеваниями. Ежегодно впервые признается инвалидами свыше 1 млн. человек. Половина из них - люди трудоспособного возраста. Но реально работают всего 11 процентов из них, да и то в большинстве случаев на самых низкооплачиваемых местах.
Я считаю, что основным аспектом деятельности должна быть правовая защита наиболее уязвимых категорий населений нашей страны. Я не хочу сказать, что таких законов не существует, они есть и мы их в данной работе рассмотрим, но перед нами стоит другой вопрос: «А как выполняются данные законы?» вот на этом хочется остановиться поподробнее.
В Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, были в максимальной степени учтены все стороны жизни ребенка в обществе. В Российской Федерации права ребенка регулируются : Конституцией, Семейным кодеком РФ (ст.54 ), Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который был принят 24 июля 1998 года ,где выделены основные права детей . Проанализировав данные правовые документы , я выделила основные с моей точки зрения правовые нормы, которые необходимо неукоснительно соблюдать, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным: Права ребенка жить и воспитываться в семье. ( Ст. 69 ,73 и 123 СК). Право ребенка знать своих родителей. Место жительства ребенка (ст. 20 ГК РФ), (ст. 65 СК) Обеспечение интересов ребенка в семье. ( ст.54, 63 и 65 СК), (ст. 125,156 УК РФ) Право ребенка на образование, а также духовное и физическое развитие. (ст. 54 и 63 СК) Право на уважение человеческого достоинство ребенка. (ст. 54 и 65 СК) Право ребенка на общение с родственниками. (ст. 55 СК)Право ребенка на защиту. (ст. 56 и 68 СК ), Защита прав и законных интересов ребенка судом и прокуратурой. (ст. 225 ГПК РСФСР) Право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК). Обязательность учета мнения ребенка, достигшего 10 лет (ст. 57 СК). Какие действия не могут быть совершены против воли ребенка, достигшего 10 лет? изменение имени и фамилии ребенка (ст. 59 СК); восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК), усыновление ребенка (ст. 132 СК); изменение имени, отчества и фамилии ребенка при усыновлении (ст. 134 СК); запись усыновителей в качестве родителей ребенка (ст. 136 СК);изменение фамилии и имени ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК); передача ребенка на воспитание в приемную семью (ст. 154 СК). Право ребенка на имя, отчество, фамилию (ст. 19 ГК РФ). Когда возникает право ребенка на имя? (ст. 19 ГК РФ). Гражданство ребенка (ст. 14 и 15, 17 Закона РФ о гражданстве РФ от 28. 11. 91 г.).Возможно ли двойное гражданство ребенка? (ст. 3 Закона РФ о гражданстве РФ).Право ребенка на получение содержания от родителей (ст. 60 СК).Вправе ли ребенок самостоятельно распоряжаться своим имуществом? (ст. 26 ГК РФ). Может ли быть ограничено право ребенка распоряжаться своими доходами? (ч. 4 ст. 26 ГК РФ). Имеют ли дети и родители право собственности на имущество друг друга ? (глава 16 «Общая собственность» ГК РФ ).Права внебрачных детей (ст. 53 СК).Права и обязанности родителей. (ст. 85-88 , 61 СК. ) [4] С моей точки зрения в Семейном кодексе и в других нормативно - правовых документах права ребенка и механизм их защиты раскрыт достаточно четко, поэтому возникает вопрос :«Почему же эти законы не исполняются в нашем обществе? В чем причина?»
Рассмотрим законодательную базу старости в нашем государстве. В ст. 38 Конституции РФ говориться: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».(3 .стр.15) В соответствии с этим законом ст. 87 СК обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются — содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) на содержание нетрудоспособных родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду. Размер алиментов на нетрудоспособных нуждающихся родителей определяется судом в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно, исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон (п. 3 ст. 87 СК.) В частности, во взыскании алиментов не может быть отказано по тем соображениям, что родители находятся в лечебном учреждении, доме престарелых, доме инвалидов и т. п. Размер алиментов будет в этих случаях определяться с учетом обеспечения, которое они получают от государства, и расходов, которые должны производить сами. Дети вправе заключить соглашение о предоставлении содержания своим родителям. Соглашение об уплате алиментов заключается каждым из совершеннолетних детей с каждым из родителей, а в случае недееспособности одной из сторон — ее опекуном (ст. 99 СК.) Соглашение о выплате родителям алиментов может быть заключено независимо от того, являются родители нетрудоспособными или нуждающимися или нет, поскольку в данном случае речь идет не о взыскании алиментов в судебном порядке, а о добровольном принятии на себя обязанности по содержанию родителей. При злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности. В соответствии со ст. 157 УК за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей совершеннолетние трудоспособные дети наказываются обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до 3 месяцев. В отличие от обязанности содержать родителей суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход (ст. 88 СК). Но, несмотря на это в нашей стране огромное количество стариков живущих в впроголодь или вообще бездомных. К хорошей законодательной базе необходимо гуманное и ответственное гражданское общество, какое необходимо воспитывать с раннего детства и до глубокой старости всеми возможными средствами.
Некоторые из аспектов жизни детей-инвалидов определены Законодательством РФ, но, почему-то, не исполняются или исполняются, но организованы так, что воспользоваться ими не возможно. Я приведу ряд законодательных актов, касающихся положения детей-инвалидов и их родителей, которые, по моему мнению, необходимо пересмотреть.
1. Необходима регистрация транспортных средств с ручным управлением, а также транспортных средств, принадлежащих инвалидам I и II группы, в карточках учета транспортных средств в графе "Особые отметки" делается запись "Разрешена установка знака "ИНВАЛИД"". (Приложением МВД России от 27 января 2003г. №59). Регистрировать автотранспорт для перевозки ребёнка- инвалида нельзя.
2. Соответственно использование автостоянок, предназначенных для инвалидов. Использование автостоянок родителям детей-инвалидов не разрешено.
3. Транспортным налогом не облагаются автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами. (Пункт 2 статьи 358 главы 28 Налогового кодекса РФ) Родителям детей-инвалидов такая льгота не положена.
4. Существуют школы, где на льготных условиях обучают управлению автомобиля инвалидов I и II группы. Родителям детей-инвалидов нет.
5. Инвалидов I и II группы не уплачивают госпошлину при сдаче экзаменов на право управления транспортным средством. Родители детей-инвалидов уплачивают эту госпошлину.
6. На железнодорожных вокзалах инвалиды I и II групп могут в ожидании отправления поезда провести время в медпунктах или дождаться там заказа на автотранспорт. Дети-инвалиды такого права не имеют.
7. В аэропортах инвалиды I и II групп, а также инвалиды на колясках должны обслуживаться работниками медпунктов. В медпунктах инвалиды могут провести предполетное время и дождаться вызванной автомашины. Дети-инвалиды такого права не имеют.
8. Инвалиды I и II групп имеют право на внеочередное обслуживание на предприятиях торговли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ в учреждениях здравоохранения и других организациях, а также право внеочередного приема должностными лицами. (Указ Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" от 02.10.92 № 1157). Дети-инвалиды такого права не имеют.
9. Использование бесплатно одного места в коммерческом транспорте ИНВАЛИДАМИ И УЧАСТНИКАМИ ВОВ. Дети-инвалиды такого права не имеют.
10. Бесплатная установка телефона для одиноких инвалидов I и II гр. , а также для семей, состоящих только из инвалидов I или II гр., а также семьи, состоящие из инвалидов I и II гр. (одновременно). Дети-инвалиды такого права не имеют.
11. 80% скидка при установке телефона инвалидам I и II гр. Дети-инвалиды такого права не имеют, даже 50% скидки.
12.Внеочередная установка квартирного телефона участникам ВОВ, ветеранам боевых действий (ФЗ № 5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах»).Инвалидам I и II групп установка телефона осуществляется вне очереди (Указ Президента от 2 октября 1992 года "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"). Дети-инвалиды такого права не имеют.
13. Компенсационная выплата на услуги МГТС для многодетных семей составляет 50% от установленного тарифа (абонентской платы, установленной ОАО МГТС) независимо от способа включения телефона - индивидуальный или спаренный. (Об отдельных мерах социальной поддержки многодетных семей). Дети-инвалиды такого права не имеют.
14.. Бесплатное пользование услугами бань для многодетных семей. Дети-инвалиды такого права не имеют.
15. Ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента - 850 руб. для многодетных семей. Дети-инвалиды такого права не имеют.
16. Матерям, родившим более 10 детей- бесплатные лекарства по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений при амбулаторном лечении. У родителей детей-инвалидов такого права нет.
17. Бесплатное зубопротезирование матерей, имеющих 5 и более детей (Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 14 июня 2007 г. N 761 "О проведении в Российской Федерации Года семьи") У родителей детей-инвалидов такого права нет.
18. Внеочередное право на устройство детей из многодетных семей, дети работающих одиноких родителей, дети учащихся матерей, дети инвалидов I и II групп, дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекой, дети-сироты, дети-близнецы; в городские учреждения образования, культуры, спорта и здравоохранения. (Постановление Правительства РФ от 14.02.06 года № 104-ПП) Этим Постановлением дети-инвалиды данное право утеряли.
19.. Предоставление надомных социальных услуг одиноким инвалидам. (Постановление Правительства РФ от 15.04.96 N 473) У родителей детей-инвалидов такого права нет.
20. Социальные работники имеют ряд дополнительных прав (Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ст.36 п.2). Родители детей-инвалидов не имеют подобных прав.
21. От уплаты единого социального налога освобождаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые являются инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности.
Сумма дохода, освобождаемая от обложения ЕСН, не должна превышать 100 000 руб. в течение года (подп. 3 п. 1 ст. 239 НК РФ). Дети-инвалиды, инвалиды детства (группу инвалидности получают только с 23 лет) родители детей-инвалидов не имеют подобных прав.
22. Многодетные родители удостаиваются «Патриаршим Знаком Материнства». Родители детей-инвалидов не имеют подобных прав.
23. Многодетные родители награждаются с мая 2008 года орденом "Родительская слава". Родители детей-инвалидов не имеют подобных прав.
24. Дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение, но только по основному заболеванию "О внесении изменений в федеральный закон "О государственной социальной помощи", касающийся особенностей предоставления санаторно-курортного лечения в рамках государственной социальной помощи. Об этом сообщает пресс-служба Кремля. Закон был принят Госдумой 24 ноября 2010г. и одобрен Советом Федерации 1 декабря 2010г. Дети-инвалиды, состоящие на учете у психоневролога, такого права не имеют.
2. Проблемы старости, детства и инвалидов в России.
Ежегодно в России более 2 тысяч детей погибают от жестокости родителей, 15 % подростков и молодежи живут в семьях, в которых родители и другие родные - алкоголики, наркоманы, судимые. В 2009 году Генеральная прокуратура зафиксировала более 150 тысяч случаев жестокого обращения с детьми, число зверств по сравнению с 2007 годом увеличилось в 1,5 раза. И подавляющее большинство детей пострадало от рук собственных родителей. Данные цифры ужасают, поэтому я провела социалогический опрос среди подростков на тему «Наказывают ли их родители?» Результатом социологического опроса среди несовершеннолетних детей явилось, что, 20% детей считают, что стоит наказывать детей ,80% что не нужно. Каким же должно быть воспитание детей в нормальных благополучных семьях, чтобы для детей было нормой физическое наказание. Опрошенные взрослые на вопрос нужно ли наказывать детей и каким образом ответили в основном что необходимо для того , чтобы они выросли порядочными людьми. А как наказывать точка зрения взрослых расходится: 20% опрошенных уверены, что ребенка можно наказывать физически, 60% экономически,20% морально. У 100% опрошенных детей процесс наказания унижает человеческое достоинство. Для 70% детей обидно физическое наказание, для 30% - моральное.100% детей ответили, что когда вырастут, не будут наказывать своих детей, хотелось бы в это верить, так как все взрослые когда-то были детьми, и все были против наказаний, но что с ними произошло когда они выросли. Почему же в нашей стране огромное количество детей страдают от жестокого обращения родителей? Причина - практически полная деградация института семьи: пьянство и наркомания, деморализация, растущая вседозволенность родителей по отношению к детям, приобретшая чудовищные формы. Сегодня на учете в органах системы профилактики Кубани стоят тысячи пап и мам, представляющих угрозу для собственных детей. В 2011 году в специализированных учреждениях Краснодарского края прошли курс реабилитации более 5,8 тысяч несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. Самым ярким показателем распада семьи, разрушения ее устоев и принципов является такое явление, как «социальное сиротство». На Кубани в мирное, относительно благополучное время, ежегодно, около 4-х тысяч детей остаются сиротами. Причем, 90% из них имеют живых родителей. Ежегодно более двух тысяч родителей лишались родительских прав в отношении двух с половиной тысяч собственных детей, восстанавливались же в своих правах лишь около 50 родителей. Примером жестокого обращения с детьми очень много. Еще не так давно особо тяжкие преступления, и преступления, совершенные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения подростков , были исключением, теперь же это один из статистических показателей. Несовершеннолетними в 2012 году совершено 17 убийств. На 75% увеличилось количество преступлений, совершенных подростками в наркотическом опьянении. На 3,7% увеличилось число учащихся, совершивших преступления. На 20,8% увеличилось количество преступлений, совершенных ранее судимыми подростками. В 2012 году в Краснодарском крае произошло уменьшение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними на7,9% по сравнению с 2011 годом, но снизить этот показатель хотя бы до уровня 2010 года не удалось. Я вижу еще одну причину того, что дети ищут заботу и внимания в на улице в том что им кажется , что родителям не интересны их проблемы. Примером служат результаты социологического опроса учащихся МОБУ СОШ № 4 города Лабинска на вопрос «Чем занимаются родители в вечернее время?» учащиеся ответили: 22,20% родителей заняты работой, 2,70% уделяют время своим детям, 2, 70% смотрят ТВ, 70,37% заняты своими делами. По результату опроса, большинство родителей, а это-70,37%,чаще занимаются своими делами, чем проводят время со своими детьми. Лишь только 2,7% опрошенных уделяют время своим детям. В последнее время обозначилась еще одна тревожная тенденция. Только за три месяца 2012 года в крае было зарегистрировано 253 без вести пропавших несовершеннолетних, что на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года (225 чел.). Каждого десятого ребенка (26) не удалось разыскать, двое обнаружены мертвыми. Большую часть (74%) из общего числа пропавших без вести детей и подростков составляют учащиеся школ (186 чел.). Каждый восьмой подросток не учился, не работал (19 чел). Ежегодно в России пропадают до десяти тысяч детей в возрасте до трех лет. За шесть лет количество сексуальных преступлений против малолетних выросло в 26 раз. В целях предупреждения детской безнадзорности и подростковой преступности,, создания правовых и организационных условий для защиты жизни и здоровья детей администрацией Краснодарского края, по инициативе губернатора А.Н. Ткачева, разработан и внедрен в жизнь Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Уже больше четырёх лет данный закон работает в нашем крае, принес положительные результаты, безнадзорных детей и правонарушений , совершенные подростками стало гораздо меньше. По данным Лабинского ОВД за последние месяцы 2013 года в августе было задержано 328 несовершеннолетних, в сентябре 46, а в октябре – 53. По итогам рейдов за три месяца было выявлено 427 несовершеннолетних, находящихся на улицах района после 22 часов, из них в августе – 328, сентябре-46, октябре-53. Я ознакомилась с действующим ФЗ «О профилактике безнадзорности несовершеннолетних», А так же с ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних».
В результате пришла к выводу, что все меры, прописанные в законе направлены на устранение последствий, приводящих к безнадзорности детей. Это рейды по семьям, находящимся в социально опасном положении, постановки на учет, ограничение родителей в правах, помещение детей в приюты, интернаты, детские дома, которых в России сегодня более 15 000.
Но я считаю, что эта работа не достаточно эффективна. Ведь главное не устранение последствий, а предотвращение их возникновения.
Я предлагаю перенести акцент с работы с детьми на работу с родителями и с семьей. Общество и государство должны направить все меры на сохранение и укрепление семьи – основы государства.
1. Проводить диагностику семейного неблагополучия (финансовую, социальную, психологическую)
2. Создать условия реабилитации неблагополучных семей.
3. Пропагандировать в обществе семейные ценности.
4. Принять государственный закон о единой системе воспитания.
5. Принять закон об усилении ответственности родителей за воспитание детей.
6. Законодательно решить вопрос о семейной зарплате: введение оплаты родителям за достойное воспитание и содержание своих детей.
7. Обязательно ввести в школьную программу предметы «Этика и психология семейной жизни».
Я провела социологический опрос среди жителей города Лабинска на вопрос «Ваше отношение к закону № 1539» 50% населения все равно, положительно относятся к закону 12, 5 % , 37,5% относятся к нему отрицательно. Как видим отношение неоднозначное, но большинство на стороне данной законодательной инициативе. Что предлагают исправить жители города: 67,6% считают, что нужно исправить время, 20,6 %- возраст, 11,% ничего не нужно менять.
Не секрет, что старики — один из самых незащищенных слоев нашего общества. Они живут, экономя каждую копейку, чтобы и на пропитание хватило, и на лекарства, и чтобы вовремя рассчитаться за коммунальные услуги. Многие пенсионеры при этом еще умудряются откладывать деньги, чтобы помочь сыну построить квартиру или подкинуть на учебу внучке–студентке. И хорошо, если родные эту помощь ценят. Вообще–то нас всех (во всяком случае, тех, кому сегодня «за тридцать») в детстве учили, что старость надо уважать, а стариков — жалеть. От души и бескорыстно. Только теперь почему–то все чаще приходится слышать, что пожилых людей надо защищать. От кого? У кого просят помощи, живущие в России старики и насколько эффективна та помощь, которую им сегодня могут предложить? Результатом социологического опроса, который я провела среди пожилых людей, оказалось, что более половины взрослых детей (60 %) не живут со своими родителями. Навещают 1 раз в неделю 40 %, и 1 раз в год 20% (т.к. они не проживают в данной местности) 40 % взрослых детей не навещают своих родителей. 100% пожилых людей помогают своим взрослым детям. Не всегда помогают родителям 70% опрошенных и только 30 % помогают своим родителям морально ,материально, физически. 70% пожилых людей знают о своих правах , 30% не знают.100% опрошенных не подали бы в суд на алименты , если бы их дети им не помогали. 30% объяснили это тем , что это их дети, а 70% т.к. им самим тяжело.100% пожилых людей пожелали своим детям: здоровья, материального благополучия, чтобы работа была, семейного благополучия.
Результатом социологического опроса среди молодых людей оказалось: что, 10% опрошенных живут с родителями, а 90% нет. Навещают своих родителей 1 раз в неделю 40 %, 50% навещают редко, т.к. у 40% нет времени, а 50% заняты на работе.100% опрошенных считают , что родителям нужна моральная поддержка.80% считают , что их пожилым родителям необходима материальная поддержка, 20% так не считают.30% уверены что родители должны им помогать, 70% думают наоборот .100% опрошенных родители помогают материально. За своими пожилыми родителями ухаживают 100%. 100% воспитывают любовь к старикам у своих детей. Дети, опрошенных людей, часто навещают своих бабушек и дедушек у 60%, у 40% нет. Вывод данного опроса в том, что взрослым детям не хватает времени на общение со своими родителями, они с удовольствием получают помощь от своих родителей пенсионеров, а те с таким же удовольствием эту помощь оказывают. Что наша жизнь? Цейтнот. Суета сует. И в этом бешеном ритме, в этой спешке мы, сами того не замечая, раним своих родителей. Мы редко им звоним, еще реже навещаем, а если и едем в гости, то «по поводу», ведь у нас столько серьезных и важных дел! И только когда наши старики уходят навсегда, мы понимаем, что дороже и важнее их никого на свете и не было. И становится горько оттого, что уже не у кого просить прощения.
А что же происходит с детьми-инвалидами в нашей стране? Места для детей-инвалидов с психоневрологическими нарушениями в нашей стране нет. Их не принимают в детсады и школы, им вообще негде работать, когда они вырастают. Их дальнейшая судьба - только социальный интернат или дома взаперти.
В России три четверти всех детей-инвалидов – это дети с задержкой физического или умственного развития, только встретить их на улице сложно. Дом ребенка, детский дом, психоневрологический интернат, кладбище – вот типичная биография такого ребенка. Сама система социальной поддержки устроена таким образом, что помощь может быть получена только теми, кто смог преодолеть многочисленные бюрократические барьеры. Это приводит к тому, что поддержку не получают как раз, самые нуждающиеся. Государственная машина отгораживает себя от тех, кому она должна служить в первую очередь.
Большая часть льгот (лекарства, лечение, реабилитация, отдых и т.п.) – декларативны, а на деле никак не реализуются. В большей степени дети-инвалиды живут на крошечные пенсии и личные деньги их родителей.
Жизнь семьи, воспитывающей инвалида в условиях фактического отсутствия помощи со стороны государства, в сопровождении регулярных уговоров специалистов сдать ребенка в интернат, зачастую при молчаливом осуждении и даже брезгливости со стороны окружающих, без возможности работать (необходимо ухаживать за больным человеком), со страшной жизненной перспективой, - крайне безрадостна и тревожна.
Поэтому желательно, чтобы и общество научилось смотреть на этих детей, как на личности, а не просто как на инвалидов, тем более как на уродов. Чтобы СМИ уделяли внимание этим детям, и именно не в плане трагедии и уродства, а в плане того, что они являются личностями, и также дороги родителям, как и абсолютно здоровые дети. В нашем государстве дети-инвалиды ущемлены в правах даже по сравнению с инвалидами взрослыми и другими категориями граждан. Права детей-инвалидов не приравнены к правам инвалидов I и II групп.
Даже формулировка: "дети-инвалиды имеют право". Но нигде вы не услышите "дети-инвалиды обеспечиваются". А ведь это разные вещи!
Практические действия.
Выяснив потребность детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, пожилых людей, инвалидов в общении и практической помощи учащиеся СОШ №4, а точнее волонтёрский отряд детской общественной организации «Союз защитников прав ребёнка» провёл большую работу:
Волонтёрский отряд детской общественной организации Союз защитников прав ребёнка ведёт в школе активную деятельность по программе развития толерантности «Все различны – все равны». В рамках акции в школе регулярно проводятся лекции, устные журналы, беседы о необходимости не только видеть и сочувствовать чужой беде, но и принимать деятельное участие в жизни человека-инвалида рядом с тобой. А акция «Сердце на ладони» подарила десяткам инвалидов разного возраста не только трогательное красное сердечко из алого картона, но и частичку души волонтёра. За последнее время активистами волонтёрского отряда проведены акции «Поймай улыбку ребёнка» и «1000 дней до начала Игр». Акция «Поймай улыбку ребёнка» была проведена нашей организацией в 19 и 20 детском саду, а так же в начальных классах нашей школы. Волонтёрами нашей школы были розданы более 60 памяток для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми и созданы 115 фотографий улыбающихся детей, в том числе и детей-инвалидов, обучающихся в нашей школе.
Акция 1000 дней до Игр объединила 120 учащихся школы со спортсменами-инвалидами, призёрами чемпионатов России и Европы по лёгкой атлетике. Урок толерантности по отношению к «другим» людям, не во всем и не всегда похожим на нас в преддверии Игр 2014 стал для юных спортсменов своеобразным толчком для достижения новых результатов и спортивных побед. Когда рядом с тобой находится человек с физическими недостатками, достигший спортивных высот невольно возникает стремление проявить себя, понять и принять другое восприятие жизни.
Деятельное участие школьников-волонтёров в создании комплексного механизма обеспечения прав и интересов инвалидов поможет им самим более отзывчивыми к чужой боли и научить этому своих ровесников.
Заключение.
В заключение следует отметить, что права и обязанностей родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением как родительских прав, так и родительских обязанностей, а также прав и обязанностей детей дело обстоит благополучно. Но рассчитывать на порядочность всех граждан было бы глупо, поэтому на страже наших прав и свобод стоят законы. Семейное законодательство распространяется на всех граждан РФ. Причем наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Цель , поставленную перед собой я выполнила .При написании данной работы особое внимание я уделила законодательной базе по защите прав детства, старости и инвалидности, а также обратила внимание на нарушения, невыполнения многих законодательных актов РФ. У нас довольно много законов, обеспечивающих полную защиту населению , но к законодательной базе необходимо гуманное и ответственное гражданское общество, которое необходимо воспитывать с раннего детства и до глубокой старости всеми возможными средствами. Постоянный рост уровня инвалидности требует повышенного внимания общества к инвалидам, создания для них равных возможностей участия в создании валового национального продукта. Не менее важной проблемой встает духовность российского народа. Соприкосновение с инвалидами заставляет каждого человека обостренно воспринимать ценности жизни. Проводя анализ, я сделала вывод , что дети и взрослые должны терпимее относиться друг к другу , уважать мнения и решения каждого. Только так можно добиться взаимопонимания и в нашем обществе не будет одиноких стариков, детей и инвалидов. Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (классные часы) и иных учреждений (муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.
Для построения общества равных возможностей для инвалидов, и развития в социальной сфере соответствующих механизмов их реализации, прежде всего, необходимо формирование общественного сознания, усвоение ценностных ориентаций, стимулирующих устойчивые мотивы поведения всех членов социума по отношению к инвалидам. И начинать эту работу нужно с изменения воспитания по отношению к инвалидам. Я считаю, что в стране необходимо ввести в медицине особое понятие социальных медсестер, а среди учащихся старшей школы ввести учебную практику по патронажу больных на дому; выпускать специальные реабилитационные проспекты и реабилитационные средства для инвалидов по самообслуживанию; организовать выпуск электронных учебников и методических пособий для инвалидов по самореализации.
А школьным детским общественным организациям необходимо поддержать инициативу учащихся нашей школы по проведению благотворительных концертов и масштабных акций. Ведь необходимы объединенные усилия для более глубокого изучения проблем инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности: учебной, трудовой, досуговой, семейной, медицинской. Социализации инвалидов тесно связана с кадровым обеспечением и образованием.
Список литературы
7. Юридический словарь-справочник издательство « Эксмо» 1982.
8.Энциклопедия семьи М. издательство «Просвещение» 2003 г.
9. «Основы правовых знаний».учебник для 8-9 классов / С.И. Володина, А.М.Полиевктова, В.В. Спасская и др.-М.: ЗАО «Издательство «Вече» 2003 г.
Приложение 1.
Результаты исследования отношения государства
к положению инвалидов в обществе.
Изучив отчетные документы Управления социальной защиты, можно прийти к выводу, что в течение последних трех лет прирост инвалидов в городе увеличивался. В целом по России он составлял на 10 тысяч жителей от 69 до 73 случаев.
Прирост инвалидов
( Количество случаев на 10 тысяч жителей) Таблица 1
2009г. | 2010г. | |
Россия | 67,8 | 73,03 |
Кубань | 81,3 | 89,3 |
Лабинск | 50,2 | 66,5 |
В Лабинске – количество случаев меньше - от 50 до 66,5 случаев на 10 тысяч населения, но процент прироста высокий - 24,4%.
Социальная политика в отношении инвалидов в районе меняется от обычного ухода в четырех домах-интернатах до создания равных возможностей в социально-реабилитационном центре «Радуга». Для детей-инвалидов с когнитивными нарушениями организована и уже много лет эффективно работает коррекционная школа №8. В городе действует четыре общественных организации, работающих с инвалидами: Общество ВОИ (2748 человек), Совет ветеранов, который объединяет в своих рядах и инвалидов войны и труда, межрайонная местная организация Всероссийского общества слепых (104 инвалида), территориальная общественная организация Всероссийского общества глухонемых. (160 инвалидов).
Приложение 2
Результаты исследования
положения инвалидов и отношения общества к ним
В общей сложности было опрошено 146 человек
-62% учащихся постоянно общаются с инвалидами, это подтверждает факты высокого уровня инвалидов в общей структуре населения;
-56% учащихся знают о случаях несправедливости в отношении инвалидов со стороны государственных органов и общественных организаций. Возможно поэтому
-54% учащихся приходят к выводу, что общество делает не все, чтобы дать возможность инвалидам почувствовать себя полноценными.
Считают ли респонденты социальную помощь инвалидам достаточной?
Таблица №2
Вопрос | Вы считаете социальную помощь инвалидам достаточной? | |
Ответ | Да | Нет |
Работники Реабилитационного центра «Радуга» | 0% | 100% |
Инвалиды | 44% | 66% |
Учащиеся - инвалиды | 0% | 100% |
Родители детей-инвалидов | 8% | 92% |
Считают недостаточной:
-100% учащихся, потому что впервые столкнулись с проблемами;
-92% родителей детей-инвалидов, так как верят, что смогут изменить ситуацию к лучшему и тратят для этого много сил и средств;
-66% пожилых инвалидов, просто смирились с де-факто.
Повышенные социальные ожидания больных к профессиональной деятельности и личности медика отражают следующие данные:
88% - родителей детей-инвалидов нуждаются в медицинской помощи узких специалистов
83% пожилых инвалидов нуждаются в систематическом наблюдении участковым врачом на дому;
Анализ анкетирования, проведенного с пациентами Лабинской больницы, указывает на дефицит таких качеств со стороны медработников как уважение к больному - 44%, доброжелательность - 58%, тактичность – 72%, терпеливость -36%.Все опрошенные инвалиды испытывают нужду в морально-психологической поддержке окружающих. Дети-инвалиды заинтересованы в расширении зоны их творческих интересов, круга общения, что характерно для их возраста.
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Новогодние гирлянды
В поисках капитана Гранта
Будьте как солнце!
Как напиться обезьяне?