Цель проекта - изучить, собрать и систематизировать сведения о пресных водах и их охране. Автор проекта решил показать вклад школьников в охрану пресных вод, проанализировать полученные сведения и выявить возможность поддержания чистоты нашей реки. В рамках проекта проведён мониторинг качества питьевой воды.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 137 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Аджим
Малмыжского района Кировской области
Сохраним воду вместе
Работу выполнила
Нуриева Динара
Руководитель
учитель биологии
и химии
Воронина Л. А.
Аджим 2011
Оглавление
Введение………………………………………….……………………..………...
| 3 |
Глава I. 1.1. «Экология – безопасность – жизнь» 1.2. История водных артерий нашего поселения……………....……………… | 5 |
Глава II. Оценка качества поверхностных вод……………..……………………………. | 6 |
Заключение. ………………………...………………………………………........ | 9 |
Перспективы… ………………………………………………………...………... | 12 |
Список литературы……………………………………………………………… | 13 |
Приложения……………………………………………….………………….….. | 14 |
1. Введение.
Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем увлечь.
Охранять зорко нашу природу –
Это Родину, значит, беречь.
(М. Андронов)
Автор экологического водоохранного проекта «Сохраним воду вместе» живёт в селе Аджим Малмыжского района Кировской области. Люди, приезжающие в гости отмечают то, что наша местность отличается не только красотой, но и чистотой. А ведь многие жители городов лишились возможности экологически грамотного общения с природой, что приводит к загрязнению воздуха, почвы, внутренних вод.
«Берегите родную природу!» - как часто мы слышим эти слова! Но задумываемся ли мы над смыслом этих слов? Не всегда! А сколько заботы о будущем вложено в этом призыве! Родная природа – источник не только чистого воздуха и экологически чистых продуктов, но и красота, и душа Родины.
Участвуя в ежегодной природоохранной операции «Наш дом – Земля», особое внимание мы обратили на водоёмы, выявили основные источники загрязнения реки Аджимка и её притоков. Наиболее существенными источниками загрязнения являются следующие:
1. Коммунально–бытовые стоки, которые содержат большие количества поверхностно - активных веществ (губительно сказываются на флоре и фауне), органики (разложение её вызывает дефицит кислорода и водоём умирает).
2. Сельскохозяйственные стоки с животноводческих ферм, смывы с полей удобрений и ядохимикатов.
3. Атмосферные и талые воды несут вымываемые из атмосферы загрязнители антропогенного происхождения, особенно в период весеннего паводка.
А поскольку потребность человека в пресной воде на 80% удовлетворяется за счёт речного стока, перед нами встала проблема, связанная с охраной природных вод.
Нас заинтересовала история реки Аджимка и легенды, связанные с ней, каково экологическое состояние реки Аджимка, родников - притоков, питающих её? Всё это говорит об актуальности темы, которая интересна автору как исследователю.
Автором была выдвинута гипотеза: если организовать природоохранную деятельность, то будет дольше сохраняться чистая пресная вода.
Таким образом, была поставлена цель - изучить, собрать и систематизировать сведения о пресных водах и их охране.
Объектом исследования является такое явление, как утрата значимости охраны природы на фоне хищнического использования природы.
Предмет исследования: вклад школьников в охрану пресных вод Аджимского поселения.
Задачи проекта:
- вовлечь учащихся в проведение конкретных мероприятий по сохранению и улучшению окружающей среды;
- показать полную и подробную картину вклада школьников в охрану пресных вод Аджимского поселения;
- проанализировать полученные сведения и выявить возможность поддержания чистоты пресных вод через иные мероприятия (перспективы проекта).
Глава I.
1.1.
Китайская мудрость гласит:
«Если вы думаете, что вам нужно
идти, то вы уже идёте».
Если мы будем беречь родную природу каждый в меру своих сил и способностей, то из наших маленьких усилий родится могучая река противодействия бездушной и разрушительной деятельности человека! Нельзя придерживаться принципа «После нас хоть потоп!».
В связи с ухудшением экологической ситуации на территории России ежегодно проводятся дни защиты от экологической опасности под девизом «Экология – безопасность – жизнь». И мы активно включаемся в природоохранную операцию «Наш дом – Земля», состоящую из нескольких мероприятий. Экологические акции: «Чистый двор», «Чистая вода», «Чистый воздух» и другие. Озеленение и благоустройство памятных и мемориальных мест, проведение экологических субботников. Очистка берегов водоёмов и русел малых рек и ручьёв. Выявление и ликвидация несанкционированных свалок, а также участие в экологических конкурсах и экспедициях.
1.2.
А что это за место, где мы родились? Этот вопрос встаёт перед каждым из нас, и мы решили собрать легенды, связанные с родниками нашей местности.
Река Аджимка является правым притоком реки Вятки. Она берет свое начало далеко за пределами Аджимского поселения в лесу недалеко от бывшего населенного пункта Михеево (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Легенду о Святом ключе слышали многие, в результате поисков письменного источника, выяснилось, что эта легенда описана в исследовательской работе Никулиной Марины и в Интернете (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Река Марков Ключ названа в честь Марушки, мужчины, который жил за концом деревни Исаево, недалеко от истока этого ключа. Река по себе неглубокая, но с крутым левым берегом и пологим правым. Эта речка богата множеством хороших ключей, которые питают реку чистой водой. Благодаря ключам речка и зимой не замерзает. А жители деревни используют ключи и речку для бытовых нужд.
Интересен такой факт. Родников в нашем поселении огромное множество, а село Аджим окружают ключи с четырёх сторон света. С юга – Святой ключ, на востоке на левом берегу р. Аджимка – Исаевский родник, на севере – Кучанский родник, на западе – родник, который находится между Аджимом и Верхней деревней.
Поверхностные воды прудов, реки Аджимка и её притоков используется в хозяйственных целях, как место отдыха и рыболовства.
Глава II.
На реке Аджимке есть два больших пруда – в Верхней деревне и в Аджиме. Эти пруды построены давно, и экологическое состояние их желает лучшего. В Аджиме пруд спускали, но, ни разу не чистили, а в Верхней деревне пруд не спускали, ни разу. Вода в прудах уже застойная - весеннего половодья для его чистки недостаточно. Пруды летом начинают «цвести и пахнуть», рыба, пойманная в пруду, иногда пахнет болотом. Верховья прудов с каждым годом все больше заносятся илом и песком, а также зарастают ивой и рогозом. Раньше на старом пруду в Верхней деревне росло много кувшинок. Сейчас их нигде не встретишь. Но зато цапли стали по весне каждый год прилетать сюда. На берегу пруда р. Аджимка в зарослях рогоза выводят птенцов в течение более трёх лет дикие утки. В Аджиме на пруду в 2005 году даже останавливалась на ночлег пара белых лебедей, в 2009 году – несколько белых лебедей (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), а в 2010 году останавливалась пара чёрных лебедей.
Автору проекта стало интересно, что сделано школьниками Аджимского поселения, и какой личный вклад он может внести в изучение и сохранение уникальных источников пресной воды нашей местности. Таким образом, косвенно участниками проекта являются все учащиеся МОУ СОШ с. Аджим и Нуриева Динара, ученица 8 класса, под руководством учителя биологии и химии Ворониной Л. А.
Этапы работы:
Первый этап (май - октябрь 2010 года) – изучение проблемы, литературы. Много информации дал школьный музей с. Аджим, литературные источники. Автор узнал об особенностях внутренних вод Малмыжского района, обобщил данные об использовании пресных вод населением, выявил, в каких природоохранных мероприятиях участвуют школьники, какие существуют экологические проблемы вод нашей местности.
Работа с литературой, в школьном музее МОУ СОШ с. Аджим, встречи с интересными людьми позволили узнать много нового по теме исследования.
Второй этап (ноябрь-декабрь 2010 года) - сбор сведений и систематизация полученных материалов, описание роли школьников в охране пресных вод, анализ полученных сведений, оценка результата работы по теме исследования.
Третий этап (январь 2010 года) – обобщение и подведение итогов, вывод.
Четвертый этап (февраль 2011 года) – подготовка и показ презентации.
Пятый этап (март – апрель 2011 года) – дополнение проекта и рефлексия.
В процессе работы над проектом была проведена работа с литературой, имеющейся в фондах школьной библиотеки, с Интернетом, с вещественными и письменными источниками школьного краеведческого музея, с устными источниками – меморатами жителей Аджимского поселения. Так собраны и созданы письменные источники, фотографии, подтверждающие изложенные факты.
Поработав с письменными источниками школьного музея, побеседовав со старшей вожатой Просвиряковой Людмилой Михайловной, мы познакомились с данными мониторинга экологического состояния пресных вод р. Аджимка, который проводится ежегодно на уроках краеведения.
Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой и не вызывать ухудшения состояния здоровья.
Проводя мониторинг в рамках проекта, мы решили определить качество поверхностных вод.
Существуют основные показатели качества питьевой воды. Их условно можно разделить на группы:
Проводя мониторинг органолептических показателей родниковой, речной и талой воды мы использовали шкалу для определения запаха воды и шкалу привкуса питьевой воды (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Качество воды определяется по наличию в ней химических включений, которые раньше всего обнаруживают наши органы чувств: обоняние, зрение. Так, например, микрочастицы меди придают воде некоторую мутность, железа – красноту.
В ходе проекта автором проведён неполный химический анализ родниковой, речной и талой воды. Результаты помещены в приложениях (Приложения 5 - 10) по следующим химическим показателям:
1.Определение pH универсальным индикатором.
2.Определение сульфатов.
3. Определение концентрации активного хлора в свободной и связанной формах.
4.Определение ионов меди.
5.Определение органических веществ в воде.
6. Определение концентрации нитрат-аниона.
В 2009 году наше сельское поселение включилось в государственную программу «Чистая вода – в каждый дом». Вода трёх ключей, кроме Святого, будет поступать в наши дома уже в 2011 году по этому проекту. Глава Аджимского поселения Хайрутдинова Римма Мударисовна предоставила информацию о качестве родниковых вод. Она рассказала, что в рамках включения в государственную программу «Чистая вода – в каждый дом» была неоднократно проведена экспертиза грунтовых вод и ознакомила нас результатами лабораторных исследований воды родников № 2 (в конце Аджима), № 3 (Кучанский родник), № 5 (Исаевский родник). Мы узнали следующее. Микробиологические исследования от 15.12.2010 показали, что по исследуемым микробиологическим показателям пробы воды соответствуют СанПиН 2.1.4.1074 – 01. Вода в них без запаха, без привкуса, прозрачная, жёсткость ниже допустимого норматива. Согласно протоколу лабораторных испытаний, в воде родников нет бактерий и спор, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02
Заключение.
Вовлекая учащихся в природоохранную операцию «Наш дом – Земля», мы провели следующие экологические акции:
- оформляем цветочные клумбы на территории школы (ПРИЛОЖЕНИЕ 13);
- участвуем в расширении посадок яблоневого сада вокруг территории школы;
- заложили берёзовую аллею памяти в честь 60-летия Великой Победы;
- на правом берегу Аджимки посадили 3.000 саженцев сосны, которые со временем внесут свою лепту в очистку воздуха и воды.
- проводим мониторинг, исследуя экологическое состояние реки Аджимки (ПРИЛОЖЕНИЕ 14);
- проводим экспедиции по очистке родников реки Аджимка (ПРИЛОЖЕНИЕ 15);
- участвуем в конкурсе сочинений, пишем стихи о родном крае (ПРИЛОЖЕНИЕ 16), занимая призовые места в конкурсах различного уровня.
- исследуем качество питьевой воды и её экономию на уроках предмет краеведческой направленности.
Ожидаемый результат этой акции состоит в том, что будут собраны и систематизированы сведения о свойствах воды в реке Аджимка для мониторинга изменения качества вод в лучшую или худшую сторону.
2. Проводя мониторинг качества поверхностных вод, мы получили следующие результаты:
Интенсивность запаха | Характер появления запаха | Оценка интенсивности запаха | Вода | ||
речная | талая | ключевая | |||
Нет | Запах не ощущается | 0 | + | ||
Очень слабая | Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды) | 1 | |||
Слабая | Запах замечается, если обратить на это внимание | 2 | + | ||
Заметная | Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде | 3 | + | ||
Отчётливая | Запах обращает на себя внимание и заставляет вас воздержаться от питья | 4 | |||
Очень сильная | Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению | 5 |
II. Определение характера запаха.
Характер запаха естественного происхождения | Вода | ||
речная | талая | ключевая | |
Неотчётливый или отсутствует | + | ||
Землистый | + | + | |
Гнилостный | |||
Плесневый | |||
Торфяной | |||
Травянистый | |||
Другой (укажите, какой) |
III. Определение цветности
Цветность воды | Вода | ||
речная | талая | ключевая | |
Слабо-желтоватая | + | ||
Светло-желтоватая | |||
Жёлтая | + | ||
Интенсивно-жёлтая | |||
Коричневатая | + | ||
Красно-коричневатая | |||
Другая (укажите, какая) |
IV. Определение мутности
Мутность воды | Вода | ||
речная | талая | ключевая | |
Слабо опалесцирующая | + | ||
Опалесцирующая | |||
Слабо мутная | + | ||
Мутная | + | ||
Очень мутная |
Как показало проведённое исследование, речная и талая вода имеют загрязнения.
Ключевая вода не загрязнена и пригодна для использования. Вода имеет благоприятные органолептические свойства:
- прозрачная;
- бесцветная;
- не имеет запаха и привкуса;
- обладает освежающим действием.
3. Проанализировав качество воды по химическим показателям, мы получили следующие результаты. Вода всех трех проб в целом соответствует нормативам ГОСТа (Приложение 17).
Перспективы проекта.
Природа нуждается в защите человека, нашей помощи. Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? А потому, что, если мы срочно не окажем помощь природе, она умрёт. Охрана природы – дело не только взрослых, но и нас, детей.
Перспективы проекта:
- расширить знания об экологическом состоянии вод нашей местности через проведение системы мониторинговых исследований.
- устанавливать таблички в местах охраняемых объектов природы;
- создать из числа учащихся объединение «Голубой патруль», цель которого – охрана и защита водоёмов.
- поработать над присвоением статуса памятник природы «Гидрологический памятник – родники Аджимки».
Список литературы.
3. В.И.Колчанов, А. М. Прокашев и др. «Природа, хозяйство, экология
Кировской области г. Киров 1996 год.
Лист Мёбиуса
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Извержение вулкана
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Медведь и солнце