Географические названия встречаются повсюду. Они сопровождают нас с самого детства, без них человеку не обойтись. В каждом населенном пункте непременно существует множество микротопонимов, которыми пользуются местные жители или которые помнят, по крайней мере, старожилы. Поиски и сохранение таких названий - одна из важнейших и неотложных задача краеведения. Кто в своё время не задавал себе вопрос, откуда произошло название родного села, реки и озера? К сожалению, некоторые древние названия рек, лесов, озер, деревень заменены современными. Таким образом, теряется связь с прошлым. А ведь многие кажутся понятными, если рассмотреть те или иные имена, то можно обнаружить много любопытного.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по краеведению | 105 КБ |
Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников
«Эврика, ЮНИОР»
Топонимы станицы Николаевской
Выполнена
Жуковым Дмитрием Владимировичем
Учеником 5 класса
МБОУООШ №8
Успенского района
Руководитель
Карташова Наталья Николаевна.
Учитель кубановедения
МБОУООШ №8
Успенского района
2013
Содержание
1.Введение ………………………………………………..3
2. Цель, задачи……………………………………………4
3. Обзор литературы……………………………………..5
4. Методика исследования………………………………6
5. Основная часть…………………………………………7-9
6.Заключение………………………………………………10
7. Литература……………………………………………….11
Жуков Дмитрий Владимирович 3
Краснодарский край, Успенский район,
станица Николаевская
МБОУ ООШ №8 5 класс
Топонимы станицы Николаевской
Научный руководитель: Карташова Наталья Николаевна,
учитель кубановедения, МБОУ ООШ №8
Введение
Географические названия встречаются повсюду. Они сопровождают нас с самого детства, без них человеку не обойтись. В каждом населенном пункте непременно существует множество микротопонимов, которыми пользуются местные жители или которые помнят, по крайней мере, старожилы. Поиски и сохранение таких названий - одна из важнейших и неотложных задача краеведения. Кто в своё время не задавал себе вопрос, откуда произошло название родного села, реки и озера? К сожалению, некоторые древние названия рек, лесов, озер, деревень заменены современными. Таким образом, теряется связь с прошлым. А ведь многие кажутся понятными, если рассмотреть те или иные имена, то можно обнаружить много любопытного.
В 2015 году мы отметим 180-летие нашей станицы Николаевской. К этой знаменательной дате ученики и учителя нашей школы решили выпустить альманах «Край родной – Николаевский». И мы решили внести свою лепту. Нас заинтересовала история малой родины, нашего родного края. Ведь в станицах, хуторах, селах – прошлое нашего народа. В них – радость, горе, воспоминания, торжество и мечты народа. Некоторые населенные пункты – очень древние, а иные образовались совсем недавно. Каждая станица индивидуальна своей окружающей средой, своими старожилами. С течением времени много хуторов, станиц пропало. Иные просто перестали существовать по той причине, что население покинуло их.
Родина… Отечество… Отчизна… - для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, - это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина — Россия. И это место принято называть “малая родина”.
Уходят века, но память о них остается в топонимах. Мы задались целью узнать, что могут рассказать местные топонимы о жизни наших предков - о тех, кто осваивал землю, на которой мы живём. С этой целью решили выполнить исследовательскую работу.
4
Степень изученности темы: Сначала мы изучили теоретический материал о топонимах. Затем начали собирать топонимы. При выяснении происхождения топонимов встретились с определенными трудностями. Материалы, связанные с этой темой очень разбросаны. Можно сказать, что топонимика малой родины не исследовалась. Использовали интернет – ресурсы, историю краснодарского края и рассказы жителей станицы.
Актуальность работы: Собранный в одну работу материал будет представлять большую ценность при изучении истории родного края. Важно сохранить топонимы, их происхождение.
Практическая значимость исследования: Собранные материалы можно использовать на уроках географии, истории, краеведения и поместить в создающийся альманах о нашей малой родине.
Цель работы. На основе подбора, систематизации и обобщения имеющихся источников восстановить историю станицы Николаевской, выявить элементы исторического опыта, отражённые в топонимах.
Задачи:
1)изучить историю возникновения и существования станицы Николаевской ;
2)выявить возможность использования исторического опыта в современных условиях.
5
Обзор литературы
Интерес к осмыслению географических названий появился на самых ранних этапах цивилизации. Ещё античные историки и географы пытались объяснить тот или иной топоним в известной им населённой части мира.
Научный период топонимики в Росси начался лишь в XIX веке. В 1812 году появилась статья А. Х. Востокова «Задача любителям этимологии», где впервые сформирована точка зрения на возникновение многих гидронимов, в числе которых Ладога, Волга, Дон, Днепр.
Другой зачинатель русской топонимии, Н. Н. Надеждин, в работе «Опыт исторической географии русского мира» (1837) связывает изучение топонимов с историей расселения славян и соседних народов. Основы современного изучения топонимического материала были заложены в работе А. Селищева «Из старой и новой топонимии» (1939).
Большим событием в русской, славянской и мировой топонимической науке явилось издание в 1962г. фундаментального исследования В. Н. Топорова и О. Н. Трубачава «Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья».
В 1964г. под редакцией В. А. Никонова и О. Н. Трубачева выходит сборник материалов «Принципы топонимики», авторы которого рассматривают основные принципы и пути топонимических исследований (А. И. Попов), главнейшие направления и аспекты изучения топонимии (Э.М. Мурзаев), применение картографического метода в топонимике (Е. М. Поспелов) и др.
В. А. Никонову принадлежит заслуга создания в середине 60-х годов книг «Введение в топонимику» и «Краткий топонимический словарь», которые и теперь не потеряли своей ценности. О значении и важности внедрения топонимических сведений в учебный процесс писали многие известные географы: Э.М. Мурзаев, В.А. Жучкевич, В.П. Максаковский, Е. М. Поспелов.
6
Методика исследования
Материалом для работы послужили различные источники информации: научно-популярная, справочная, энциклопедическая и учебная литература, материалы периодической печати и средств массовой информации, а также рассказы местных жителей.Методика исследования была традиционной: во время работы производился подбор информации из различных источников, анализировались и сопоставлялись факты, осуществлялось их обобщение.
Одним из основных методов является опрос. Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек, респондент не посредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой, общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию. Однако всегда следует учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.
7
Основная часть
В своей работе мы исследовали найденные нами 14 микротопонимов
Микротопонимами называют обычно не указываемые на картах названия урочищ, болот, лесов, лугов, покосов, уголков города или села. Эти названия необычайно ценны как образцы местных говоров и словообразований, а также как свидетели прошлой истории края. Часто только микротопоним и указывает на место, где прежде была деревня или какое-то здание в городе.
Начнем с названия станицы. Откуда оно произошло?
1.Станица Николаевская, как говорят старожилы, была образована в 1822 году. (в официальных документах стоит дата 1825 год) Она расположена возле бывшей Николаевской крепости, построенной в конце 1820 года. Сама крепость была построена вместо редута Святого Николая, который располагался в долине реки Кубань и был затоплен в1818 году в результате сильного разлива реки. От названия редута и произошло название нашей станицы.
2. Балки:
«Армянская» - расположена к северу от станицы Николаевской. В середине 18 века на данной территории располагалось поселение армян. Селение имело выгодное положение, так как рядом с ним проходил тракт связывающий Армавир и Ставрополь. Армянское население занималось торговлей.
«Ягодная» свое название балка получила от произрастающей здесь в большом количестве земляники. Наши предки собирали ягоды для своих нужд и на продажу.
«Черная»
Черная балка – Ставропольская возвышенность, получила название по цвету земли, которая здесь имеет черный цвет, так как очень богата перегноем и отличается большим плодородием. В свое время казаки на здешних полях получали самые большие урожаи.
«Рябцева Балка»
В 12 километрах от станицы находился хутор Рябцев, который был основан тремя братьями казаками Егором, Николаем и Алексеем Рябцевыми.
Хутор перестал существовать в 20х годах прошлого столетия, когда в стране началось расказачивание. Постройки снесли, а братьев сослали в Сибирь.
8
3. Воды
Речка «Земзюлька»
ЗЕМЗЮЛЬКА — речка, протекающая на юго-западе Сенгилеевской котловины. Название, возможно, состоит из двух слов. Так, например, слово «земь»— древнерусское. Оно означает место, где много камней или глины. Слово «Юл» с чулымско-тюркского переводится как речка (Мурзаев, 1984).
Если соединить эти два слова, то получится, что Земзюлька — речка, протекающая по глинистой земле. Но это лишь только предположение.
Местное население передает из поколения в поколение легенду о данной реке: «……Земзюлька берет начало из родников «Острого кургана. В далекие времена на месте этих родников стояли колодцы, которые служили источником влаги для торговцев, кочевых племен, черкесов и любого живого существа. А сама река была широка и глубока, в ней водилось много рыбы, что было на руку местному населению. Но вот однажды во время военных действий между казаками и черкесами, река начала мелеть. Прямо на глазах очевидцев воды становилось все меньше и меньше, сначала все обрадовались тому, что рыбу можно поймать голыми руками, а потом призадумались……
Что же случилось с рекой. Как выяснилось позже черкесы, чтобы извести русскую армию решили оставить ее без воды. Для этого они закидали колодцы промасленными бурками и камнями, а сверху засыпали землей. Речка почти перестала существовать, и лишь маленький ручеек да огромные валуны на дне напоминают нам о былом могуществе реки. Многие поколения пытались найти исток Земзюльки, но степь умеет хранить свои тайны….»
Протока«Мурзабек» - в 19 веке данная территория принадлежала черкесам которые жили на левом берегу Кубани. Здесь они очень часто переправлялись на правый берег и совершали набеги на земли казаков. Черкесами командовал Мурза-Бек, который был, смел, отважен, умело вел своих воинов за собой в атаку, за что снискал уважение у своего народа. Казаки же данную протоку назвали в память о былых сражениях с черкесами.
Речка «Харичкина»
Искусственно прокопана от реки Кубани в 1866 году казаком Семеном Харичкиным, с целью строительства мукомольной водяной мельницы.
4. Горы
Гора «Баба»
В 16 километрах к северу от станицы находится гора Баба.
9
вершина, расположена в 10 км на северо-восток от села Успенского (правый берег р.Кубань, западные отроги Ставропольской возвышенности). Предположительно на вершине стояло каменное изваяние, оставленное (установленное) половцами (средневековая кочевая народность, тюркская группа). Поэтому, вероятно, название изменено и по-ногайски будет выглядеть как <бабай> - <дед, старик>, а это значит, что каменные фигуры являются изображением воинов-мужчин.
«Волчьи ворота»
ВОЛЧЬИ ВОРОТА — узкий проход в Ставропольской горе. По мнению В. Гниловского, название связано с тем, что прежде здесь водилось много волков. Есть еще одна версия: местные жители часто сравнивали завывание ветра с голосом этих хищников. Прекрасная панорамная точка на Сенгилеевскую котловину и близлежащие окрестности. Есть еще Волчьи Ворота между горами Сейна и Холодная (Ставропольская возвышенность).
Гора «Недреманная»
НЕДРЕМАННАЯ — гора-останец Ставропольской возвышенности. В период Кавказской войны на вершине горы располагался казачий пикет. Частые набеги горцев не давали возможности казакам «дремать», отсюда и пошло ее название.
Курганы «Два брата» - в 8 км на восток от станицы находятся два кургана очень похожие друг на друга. Здесь были убиты два казака станицы Убеженской, поэтому и курганы получили такое название.
Земельные участки:
1.«Чищенное»
Земельный участок, расположенный в 4 км к юго-востоку от станицы. В 19 и начале 20 века здесь находился хутор Чищенный, который был основан на расчищенном от леса участке земли казаками станицы Николаевской.
2. «Корея»
Земельный участок, расположенный в 2 км к востоку от станицы. В 50-60 годы 20 века на данной территории жили корейцы. Они занимались выращивание риса в пойме реки Кубань.
10
Заключение.
Исследуя топонимы, мы пришли к выводу, что топонимы - это мост между прошлым и настоящим. Как много, оказывается, могут рассказать топонимы о жизни моих предков. Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого. Происхождение некоторых топонимов прозрачно. Но далеко не всегда можно сразу сказать: откуда взялось имя и почему его дали месту? История возникновения некоторых топонимов хранит тайну. Топонимы, в основном, по происхождению можно разделить на две группы. Первая построена на человеческих именах, иногда личных, иногда родовых, фамильных. Вторую группу составляют те, внутрь которых человек как бы закладывает сжатое, иногда очень яркое описание признаков того места, которое он называет.
Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Поэтому надо сохранить топонимы, так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков. «Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память», - пишет Г.П.Солицкая в книге «Занимательная топонимика». Микротопонимы это часть истории моего края. Они нуждаются в бережном отношении и сохранении. Многие из микротопонимов в настоящее время не употребляются, многие забыты. Но есть краеведы, знатоки истории , которые бережно несут их и передают молодому поколению. Наша задача не прерывать эту нить.
11
Литература
1.Агеева Р.А. Происхождение имен рек и озер. – М., 1985
2.Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М., 1983
3.Жучкевич В.А. Общая топонимика. – 3-е изд. – Минск, 1980
4.Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. – М., 1966 и 2010 (второе издание)
5.Никонов В.А. Введение в топонимику. – М., 1965
6.Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. – М., 1984
7.Мурзаев Э.М. География в названиях. – М., 1979
8.Попов А.И. Географические названия. Введение в топонимику. – М.-Л., 1965
9.Попов А.И. Следы времен минувших. – Л., 1981
10.Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. – М., 1988
11.Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – М., 1988
12.Поспелов Е.М. Топонимика и картография. – М., 1971
13.Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. Пособие для учителей. – М., 1961
14.Суперанская А.В. Что такое топонимика? – М., 1985
15.Успенский Л. Имя дома твоего. – В книге: Слово о словах. Имя дома твоего. – Л., 1974
16.Успенский Л.В. Загадки топонимики. – 2-е изд. – М., 1973
17. История станицы Николаевской
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Участника конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани
1. | Фамилия, имя, отчество субъекта персональных данных | Я, __________________ ________________ ___________________, (фамилия) (имя) (отчество) |
2. | Документ, удостоверяющий личность субъекта персональных данных | паспорт серия _____________ номер _______________, кем и когда выдан _______ _______________________________________________________________________ свидетельство о рождении серия _____ номер _______________, кем и когда выдан ________________________________________________________________________ |
3. | Адрес субъекта персональных данных | зарегистрированный по адресу: ______________________________________________________, |
4. | Родители (законные представители) | __________________ ________________ ___________________, (фамилия) (имя) (отчество) паспорт серия _____________ номер _______________, кем и когда выдан _______ _______________________________________________________________________ зарегистрированный по адресу: ______________________________________________________, |
даю своё согласие своей волей и в своем интересе на обработку с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» моих персональных данных (включая их получение от меня и/или от любых третьих лиц) | ||
с целью: | ||
5. | Цель обработки персональных данных | документирования факта, этапов и процесса моего воспитания и обучения, констатации достижения мной установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); индивидуального учёта освоения мной образовательной программы, подтверждения достигнутого образовательного ценза (уровня), удостоверяемого соответствующим документом об образовании и хранения моих персональных данных; регистрации по месту пребывания (в случае проживания в общежитии); посещения учреждений с пропускным режимом (научные институты, лаборатории и т.п.) |
в объёме: | ||
6. | Перечень обрабатываемых персональных данных | фамилия, имя, отчество, фото, пол, дата рождения, место рождения, гражданство, документ, удостоверяющий личность (вид документа, его серия и номер, кем и когда выдан), регистрационный номер участника/номер личного дела, место жительства, место регистрации, телефоны (в том числе мобильный), адрес электронной почты, материалы вступительных испытаний, место учебы, текущая и итоговая успеваемость, результаты участия в образовательных и творческих мероприятиях, опыт выполнения творческихили исследовательских проектов, материалы по итогам Олимпиады, информация о смене фамилии, имени, отчества, сведения о родителях: фамилия, имя, отчество, адрес, телефон; информация о руководителе (сопровождающем) – фамилия, имя, отчество и контактный телефон |
для совершения: | ||
7. | Перечень действий с персональными данными на совершение которых дается согласие | действий в отношении персональных данных, которые необходимы для достижения указанных в пункте 6 целей, включая без ограничения: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, публикация на сайтах ГБОУДОД «ЦДОДД» www.cdodd.ru; кратких персональных данных (ф.и.о. участника группы, место учебы и уровень достижений в программе); трансграничную передачу персональных данных с учетом действующего законодательства |
с использованием: | ||
8. | Общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных | как автоматизированных средств обработки моих персональных данных, так и без использования средств автоматизации. |
9. | Срок, в течение которого действует согласие | Для участников конкурса «Эврика, ЮНИОР» настоящее согласие действует со дня его подписания и на срок 12 месяцев после окончания соревнования или до дня отзыва в письменной форме. |
10. | Отзыв согласия на обработку персональ-ных данных по инициативе субъекта персональных данных | В случае неправомерного использования предоставленных персональных данных согласие на обработку персональных данных отзывается моим письменным заявлением. |
11. | Дата и подпись субъекта персо-нальных данных | ____ _________ 20____ года ____________________ __________ (фамилия, инициалы субъекта п.д.) (подпись) |
12. | Дата и подпись родителя (законного представителя) | ____ _________ 20____ года ____________________ __________ (фамилия, инициалы родителя, (подпись) законного представителя.) |
Заявка
участника конкурса учебно-исследовательских проектов школьников
«Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани
в 2013-2014 учебном году
Ф.И.О. (полностью) | Жуков Дмитрий Владимирович | |
Секция | «Краеведение», | |
Название проекта | Топонимы станицы Николаевской | |
Сведения об участнике | ||
Дата рождения | 7 мая 2002г | |
Домашний адрес (с указанием индекса, край, населенный пункт и т.д.) | 352724 Краснодарский край Успенский район станица Николаевская улица Школьная 2 | |
Контактные телефоны (федеральный код, домашний, мобильный) | 79002972813 | |
Электронный адрес | - | |
Сведения о родителях | ||
Ф.И.О. мамы (полностью | Жукова Надежда Ивановна | |
Ф.И.О. папы (полностью) | Жуков Владимир Евгеньевич | |
Контактные телефоны | 89282410754,79002972813 | |
Сведения об образовательном учреждении (в т. ч. учреждения дополнительного образования) | ||
Полное название образовательного учреждения (в соответствии с Уставом) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №8 станицы Николаевской муниципального образования Успенский район | |
Класс | 5 | |
Телефон образовательного учреждения (с указанием федерального кода) | 88614060185 | |
Сведения о научном руководителе | ||
Ф.И.О. научного руководителя (полностью) | Карташова Наталья Николаевна | |
Звание, должность, место работы, научного руководителя | Учитель кубановедения МБОУ ООШ №8 | |
Контактные телефоны (федеральный код, домашний, мобильный) | 89280413602 | |
Электронный адрес | kartaschova.natasha2013@yandex.ru |
Снежный всадник
Галка в чужих перьях
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Глупый мальчишка
Сила слова