В работе дается объяснение, как образ русалки проявляется в разных направлениях культкры и литературы
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_rusalki_v_literature.docx | 27.07 КБ |
Образ русалки в литературе, изобразительном и прикладном искусстве
С детства в наше сознание, в наш читательский опыт входят волшебные сказки. И если читателю разного возраста предложить перечислить героев именно волшебной сказки, то, несомненно, ими окажутся в первую очередь мифологические персонажи - Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей и т.д. Эти герои созданы народным сознанием именно как мифологические, чаще всего персонифицирующие те или иные явления природы.
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению. Одним из самых ярких и показательных явлений такого рода является славянская мифология. В своей работе я хочу коснуться вопросов о культуре, литературе и музыке. В этой связи очень важно ознакомиться, хотя бы кратко, с историей возникновения славян и с историей возникновения самой мифологии. Тема мифологии широка и многогранна. Но она поддается и делению на более частные и узкие темы. В своей работе я ограничусь лишь несколькими, которыми можно считать, на мой взгляд, самыми важными. Эти темы:
Особое внимание я хочу уделить особым и очень симпатичным нам существам – русалкам.
Цель данной работы – ознакомление с широким кругом вопросов о мифологических существах славян.
Из цели вытекают следующие задачи:
Откуда же взялось и как появилось такое странное и завораживающее слово «русалка»?
Название «русалка» старые писатели и ученые соединяли со словами: русло (по местожительству русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос у русалок), а также выводили от древних имен священных рек: Росса и Руса. Первое словопроизводство не объясняет окончание - алка. Второе не соответствует обычному представлению о русалках, у которых волосы не всегда русые, а большей частью зеленые.
Вернее словопроизводство от древнерусского названия праздника и игр: русалии; и теперь у малоросов кое-где первый день Петрова поста зовется русали. Источник этих слов западно-европейский: латинское rosalia, греческое средневековое - название праздника и игр. С запада заимствованы были русскими эти игры и праздненства, которые распространялись вместе с христианством. Христианские rosalia совпали на Руси, по времени, с древним языческим праздником в честь заложных покойников. К этому языческому празднику и привилось новое, христианское название: русали, Русальная неделя. Отсюда уже вполне естественное появление название: Русалки, то есть те существа, которых чествуют в праздник русалий, на Русальной неделе.
Особый интерес для исследователя представляет сопоставление героев в их фольклорном варианте и авторской работе, где главной проблемой является проблема их адекватности.
В фольклоре русалки - героини легенд, преданий, поверий, обрядов и обычаев народов разных стран. Они живут в водной стихии, отличаются от человека рыбьим хвостом и вступают с человеком в сложные отношения.
Этот мифологический персонаж в фольклорных сказках встречается очень редко. А вот в литературной сказке он получил более широкое распространение - В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, В.В. Набоков, И.В. Гёте и другие. И, конечно, всемирно известна русалка, вернее, русалочка, созданная талантом и фантазией великого датского сказочника Х.-К. Андерсена.
Обращение к русальской мифологии убеждает нас в неоднозначности этого образа и по происхождению, и по отношению к человеку.
Русская культура – это уклад жизни русского народа. Она включает в свой состав в качестве важнейших частей единого целого укорененные в национальном сознании идеи и верования, характерный для русских образ мышления, ценностные ориентации народа и свойственные ему переживания. Эта целостность национальных мироощущений и воззрений выражает себя в мифологии, в представлениях о мире и человеке, в фольклоре, в богословии, в различных теориях и учениях, в искусстве, литературе, в традиционных способах поведения и взаимопонимания, в обычаях обустройства личной и общественной жизни. Из единства всех составляющих возникает неповторимый облик национальной культуры. Образ русалок зачастую используется в искусстве различных народов.
Влияние литературы прослеживается и в творчестве художников, например Н.М. Крамского, чья картина 1871 г. «Русалка» создана под впечатлением названной повести Гоголя. «Русалка» К.Е.Маковского появились, видимо, тоже в результате обращения к Гоголю. Интересно отметить, что если В.Стасов и особенно Вс.Гаршин раскритиковали картину Маковского за слишком «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов», то именно эти качества привлекли большинство современников художника, обеспечив успех полотна.
Над образом русалки работал В.А.Серов (эскиз 1880-хгг.). Близка народно-поэтическому «Русалка» И. Билибина (1934), сопровождаемая собственноручной подписью художника: «Русалка парней завлекает и топит».
Из скульпторов, воплотивших в своих материалах образ русалки, можно назвать П.А.Ставассера («Русалка», 1847), П.П.Забелло («Русалка»,1876) и, разумеется, С.Т.Коненкова с его серией деревянных лесных духов, среди которых приютилась и трогательная русалочка.
Остается добавить, что образ русалки привлекал и композиторов: в 1848 г., взяв за основу произведение А.С.Пушкина, А.С.Даргомыжский создает оперу «Русалка»; в 1883 г. Н.В. Лысенко завершает работу над оперой «Утопленница» по мотивам повести Н, В. Гоголя «Майская ночь или Утопленница».
Арнольд Ю.К. (1811-1898)
Русский музыкальный теоретик, критик, композитор, вокальный педагог. Автор трудов по древнерусскому пению: «Теория древнерусского церковного и народного пения..." (1880), "Гармонизация древнерусского церковного пения...» (1886) и др., в которых рассматривал русское осмогласие на основе так называемой звукорядной теории гласа, ныне устаревшей. Ему принадлежат музыкальные произведения. Перевел на немецкий язык либретто опер "Руслан и Людмила", "Русалка", "Юдифь", "Орлеанская дева".
Даргомыжский А.С. Опера «Русалка»
Сочинение А. С. Даргомыжского по одноименной поэтической драме А. С. Пушкина — одно из любимейших в русском оперном репертуаре.
Вынашивая замысел оперы «Русалка», композитор внимательно изучил всё значительное, что было в литературе того времени, - образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно – русские народные песни. Он и сам записывал их, приезжая для этого в своё небольшое родовое имение. Не удивительно, что русская народная песня занимает всё большее место во всём его творчестве. Работа над оперой затянулась на многие годы, почти на десятилетие. Причин тому было не мало. Главная из них заключалась в равнодушии, а под час и враждебности со стороны дирекции императорских театров.
В Большом театре под конец сезона показали премьеру "Русалки". Она открыла новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых русских опер.
Дворжак А. Опера «Русалка»
В 1900 году он написал оперу «Русалка» - поистине классическое произведение чешского музыкального театра.
ВЫВОДЫ
Проанализировав факты и материал о русалках – одной из наиболее интересных составных частей мифологии, я пришла к следующим выводам.
Для того чтобы понять истоки, нужно, прежде всего, понять и изучить фольклор, календарные обрядовые песни и древние заговоры, археологию, этнографические материалы и славянский язык.
Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных народов. Каждая группа живет в различных местностях и живет по своим законам, правилам. Бытие древних славян было тесно связано с природой. Они могли находиться в местах, для нас кажущихся совсем «непоколебимыми».
Окружающий мир редко был добр к человеку, но все же люди выживали в этих условиях, изобретая все новые приспособления для жизни.
Виды мифологических существ разнообразны. В мире есть как добрые, нейтральные, так и злые существа. Русалки – одна из наиболее загадочных существ мифологии славян. Их происхождение разнообразно. Русалки живут в различных средах. Внешний вид русалок также разнообразен, как и отношение их к человеку. Внешний вид зависит от места проживания. Обереги от русалок имеют огромную силу, охраняя и защищая человека от злых чар прекрасной русалки.
Мастер-класс "Корзиночка"
Одеяльце
Свинья под дубом
Сказка "Морозко"
Дымковский петушок