Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 760 КБ |
ОХРАНА И ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Естественные науки: охрана здоровья
МАОУ – СОШ №16, 11 класс, г.Альметьевск
Хасанова Регина
Научный руководитель:
Назарова Н.М., учитель-дефектолог
Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Используемая литература
Приложения
Введение
Изучение проблем охраны зрения школьников в наше время приобретает особую актуальность. Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. До 90% информации об окружающем мире поступает с помощью органа зрения. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Поэтому актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сомнений, поскольку каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Охрана зрения детей относятся к числу важнейших интернациональных медико-социальных проблем современного общества. Это обусловлено не только уникальной ролью зрительного анализатора в восприятии мира, но и высокой распространенностью зрительных нарушений.
Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.
Современные достижения офтальмологии, физиологии и психологии коренным образом изменили понимание охраны нарушенного зрения. В настоящее время охрана трактуется не как пассивное неупотребление зрения, а как широкий комплекс лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на дальнейшее снижение зрения и его развитие.
Цель данной работы - подробно изучить снижение зрения в период школьного обучения за 11 лет, проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей и определить основные пути и методы сохранения зрения.
Задачи:
Методологическую основу доклада составили труды: «Охраняем и развиваем зрение» Г.В.Никулина, Л.В. Фомичева. В своей работе авторы раскрывают вопросы охраны и развития зрения младших школьников, имеющих нарушения зрения и обучающихся в условиях общеобразовательной школы. Данная книга носит теоретико-практическую направленность, а также посвящена анализу современных подходов к организации специальной поддержки детям, имеющим нарушения зрения. «Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения» Л.И.Плаксина, Л.А.Григорян. Данная работа отражает содержание лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы по реабилитации детей, страдающих глазными заболеваниями. «Охрана зрения у детей » Э.С.Аветисов. В данном труде раскрываются вопросы по сохранению ослабленного зрения, представлены основные направления работы по охране зрения детей с нарушениями зрения, дается фонд упражнений и заданий, направленных на снятие общего и зрительного утомления, на развитие определенных зрительных функций.
Основная часть
1.Современный подход к проблеме нарушения зрения детей школьного возраста
Образовательный процесс в современной школе предъявляет повышенные требования к органу зрения. Все чаще и чаще "расплатой" за качественное среднее образование становится ухудшение зрения детей и подростков. Так, по данным Всероссийской диспансеризации детского населения глазная патология вышла на второе место после заболеваний опорно-двигательного аппарата. Поэтому в настоящее время большое значение имеет совместная деятельность медицинских и образовательных учреждений по охране зрения детей.
Город Альметьевск пошел по пути создания кабинета охраны зрения непосредственно в образовательном учреждении. И на сегодняшний день накоплен опыт в этом направлении в школе №16, где кабинет охраны зрения детей стабильно работает уже седьмой год. В школе создана хорошая материальная база для восстановительного лечения детей с врожденными и рано приобретенными заболеваниями глаз и кроме классов охраны зрения, лечебно-профилактическая работа по охране зрения постепенно переходит и на обычные классы.
Важно отметить, что создание подобных классов охраны зрения детей не требует очень много дорогостоящей аппаратуры, и по этому доступно любому бюджетному учреждению. В кабинете работают опытный врач-офтальмолог Степанова Л.А. и медсестра-ортоптистка Гареева В.А..
Учащиеся данных классов имеют диагнозы: косоглазие (сходящееся и расходящееся), амблиопия, врожденная миопия, астигматизм, гиперметропия и др.
Для лечения зрения детей в кабинете охраны зрения школы имеется специальная аппаратура: синоптофор, амблиотренер, бивизиотренер, мускултренер периметрический, ПОЗБ 1 для близи, а также компьютер и компьютерные программы для лечения зрения «eYe» (Ай), «Relax!».
Оснащенность кабинета современным офтальмологическим оборудованием позволяет обследовать детей на высоком профессиональном уровне. При этом проверяется не только острота зрения, но и исследуется бинокулярное зрение, оптическое строение глаза, оценивается положение глаз, прозрачность сред глаз, глазное дно.
В течение учебного года учащиеся с нарушениями зрения получают четыре курса аппаратного и компьютерного лечения. По данным мониторинга зрительных функций в классах охраны зрения многие дети улучшили зрение. Учащиеся привыкли к восстановительному лечению, с удовольствием идут на аппаратное лечение и мотивированы на получение положительного лечебного эффекта.
В учебных помещениях созданы благоприятные офтальмо-гигиенические условия. Соблюдается необходимый световой режим от 1000 до 1500 лк. Кабинеты оборудованы тренажерами, предназначенными для занятий по укреплению мышц глаз. В процессе обучения, воспитания и в коррекционной работе используется оригинальный дидактический материал, специальные средства наглядности и оптические средства коррекции зрения (СанПиН 2.4.2.576-96, утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.96 №49).
Важный раздел работы классов охраны зрения детей в школе - это профилактика зрительных нарушений учащихся. Большую помощь в этом оказывают педагоги. Врач организует, а учителя проводят гимнастику для глаз на уроках, используют элемент пересаживания детей в соответствии со зрительными функциями, раздают детям глазные тренажеры для использования их на уроках. Санитарно-просветительная работа проводится непосредственно в школе. До каждого родителя доносится информация о зрительных нарушениях его ребенка и рекомендации врача-офтальмолога. Только совместными усилиями медиков, педагогов и родителей можно достичь успехов в профилактике зрительных нарушений у учащихся группы риска и профилактике осложнений у детей, уже имеющих зрительные нарушения.
2. Исследование зрения у школьниеков выпускных классов средней общеобразовательной школы в период с 1 по 11 класс
Работа квалифицированного детского врача-офтальмолога непосредственно в школе имеет важное научно-методическое значение. Именно врач-офтальмолог дает истинную картину глазной заболеваемости, ее структуры и возрастной динамики. Так, исследования врача–офтальмолога Л.А.Степановой в течение нескольких лет в школе № 16 показатели, что к 6-му - 7-му классу (а это возраст 11-12 лет) количественно вся глазная патология уже почти сформирована, а в более старшем возрасте происходят качественные изменения, т.е. утяжеление патологии. В подтверждение этого заключения в январе 2009 года проведено обследование зрительных функций у всех учащихся 11-х классов. Всего было осмотрено 36 учащихся 11 классов, а в частности 11 «А» класс - 25 учащихся, 11 «Б» спортивный класс – 11 учащихся.
Проведен мониторинг офтальмологических заключений детей поступивших в первый класс школы №16.
Результаты осмотра офтальмологом детей при поступлении в 1-й класс
Острота зрения | 1 «А» класс 25 школьников | 1 «Б» класс 11 школьников | Всего 36 школьников | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
нормальная острота зрения (1,0 и выше) | 24 | 96 | 11 | 100 | 35 | 97,2 |
снижена: | 1 | 4 | 0 | 0 | 1 | 2,8 |
0,9 – 0,5 | 1 | 4 | 0 | 0 | 1 | 2,8 |
0,4 – 0,1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
По результатам исследования зрительных функций врачом-офтальмологом 11 лет назад был выявлен высокий процент первоклассников с нормальной остротой зрения - 97,2%, снижена острота зрения лишь у 2,8% школьников.
Врачом-офтальмологом осмотрены 1 «А» и 1 «Б» классы. В 1 «А» классе выявлен 1 школьник с нарушением зрения, что составляет 4% от общего количества учащихся. В спортивном 1 «Б» классе детей с глазной патологией обнаружено не было.
В 7-м классе картина глазной заболеваемости изменилась. Новые данные, полученные в результате проведенного в конце 2010 года мониторинга зрительных функций учащихся 7-классов в возрасте 11-12 лет, показывают, что школьников с нарушением зрения стало больше. В 7 «А» классе выявлено уже три школьника со сниженным зрением, и в 7 «Б» классе у одного учащегося появилось зрительное нарушение
Результаты осмотра офтальмологом учащихся в 7-м классе
Острота зрения | 7 «А» класс 25 школьников | 7 «Б» класс 11 школьников | Всего 36 школьников | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
нормальная острота зрения (1,0 и выше) | 22 | 88 | 10 | 90,9 | 32 | 88,9 |
снижена: | 3 | 12 | 1 | 9,1 | 4 | 11,1 |
0,9 – 0,5 | 3 | 12 | 1 | 9,1 | 4 | 11,1 |
0,4 – 0,1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
В целом мы видим снижение остроты зрения, так как к 7-му классу зрение у учащихся ухудшилось с 2,8% до 11,1%. Детей без патологии зрения стало меньше 88,9%.
В сентябре 2013 года врачом-офтальмологом получены новые данные обследования зрительной системы учащихся 11 класса в возрасте 16-17 лет. Зрение у школьников продолжает ухудшаться, появились новые учащиеся с нарушением зрения, а у учащихся со снижением остроты зрения, произошли качественные изменения, то есть утяжеление патологии.
Результаты осмотра врача-офтальмолога учащихся 11-го класса
Острота зрения | 11 «А» класс 25 школьников | 11 «Б» класс 11 школьников | Всего 36 школьников | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
нормальная (1,0 и выше) | 19 | 76 | 10 | 90,9 | 29 | 80,6 |
снижена: | 6 | 24 | 1 | 9,1 | 7 | 19,4 |
0,9 – 0,5 | 3 | 12 | 1 | 9,1 | 4 | 11,1 |
0,4 – 0,1 | 3 | 12 | 0 | 0 | 3 | 8,3 |
По проведенным обследованиям остроты зрения можно предположить, что зрения стало ухудшаться у школьников в период с 7 по 11 класс. Именно в этот период усложняется школьная программа, и учащиеся активно готовятся к сдаче ЕГЭ.
Исследования показали, что у учащихся в основном прогрессирует такое зрительное нарушение как миопия. Если в 1-м классе данной патологии ни у кого обнаружено не было, то в 11-м классе это нарушение наблюдается у пяти школьников, что составляет 13,9% от общего количества учащихся 11 классов.
Важно отметить, что в нашей школе хоть и наблюдается рост нарушений зрения, однако показатели глазных патологий значительно ниже Всероссийских данных. Без сомнения, подобный результат стал возможен благодаря совместной работе медицинских работников и педагогов. В школе запланировано расширение деятельности по охране зрения школьников, и она готова к сотрудничеству с любыми образовательными и медицинскими учреждениями в этом направлении.
3. Организация охраны и профилактики зрения в современной школе
Школьная программа обширна и сложна. Ребенку приходится значительное время проводить за учебниками и тетрадками. При этом глаза выполняют значительную зрительную работу. После уроков, вопреки рекомендации врачей, дети не гуляют на свежем воздухе, а проводят все свое свободное время у телевизора или компьютера.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего зрения - это прежде всего процесс воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
Ученые связывают нарушение зрения и с общим состоянием организма, поэтому занятия физической культурой крайне необходимы детям. Ведущие ученые рекомендуют привлекать детей к занятиям в основной группе по физической культуре. Дети со слабым зрением могут сдавать посещать уроки физкультуры, заниматься в спортивных секциях, участвовать в соревнованиях, что имеет не только оздоровительное, но и психологическое значение. Разумеется, физические нагрузки должны дозироваться с учетом возраста и подготовленности ребенка.
Кроме того, для учащихся младших классов рекомендуется включать в занятия физической культурой (например, в уроки физкультуры) специальные упражнения (2-3) для глаз, например, такие: при исходной позиции ноги на ширине плеч, руки в стороны, круговые движения руками вперед и назад. В это время следить за кончиком большого пальца. Повторить 3-4 раза. Второе упражнение такое. Исходная позиция: сидя на стуле, скамейке, зажмурить и открыть глаза. Выполняется в среднем темпе, повторить 3-4 раза.
Каждый учащийся уже в начальной школе должен овладеть рядом важных навыков. Из них самый трудный для усвоения: соблюдение необходимого расстояния от глаз до рабочей поверхности (тетради, книги). Овладение правилами самоконтроля и применение их. Кроме того, в начальной школе ребенок должен знать, что надо:
▪ заниматься при достаточном и правильном освещении (Приложение № );
▪ соблюдать ритм зрительной работы, гигиену просмотра телевизионных передач (Приложение № );
▪ выполнять гимнастику для глаз и уметь давать глазам отдых (Приложение № ).
К сожалению, есть семьи, где этим нормам не уделяется внимание или даже поощряется, когда дети подолгу смотрят телевизор, дети заняты, и не мешают взрослым.
Рассматриваемый вопрос, как никакой другой, требует единства требований к детям со стороны школы и семьи. Родителям надо помнить самим, и объяснить детям, что длительный просмотр телепередач приводит к утомлению нервной системы, зрения, отнимает время от прогулок, двигательной активности.
Дети должны знать, как сохранить хорошее зрение, для этого родители и учителя должны проводить целенаправленную воспитательную работу, но охране зрения.
В 1 классе для охраны зрения необходимо, прежде всего, воспитание правильной посадки во время занятий (Приложение № ). Для уменьшения нагрузки рекомендуется делать перерывы во время зрительной работы. Очень хорошо если у вас есть возможность посмотреть вдаль. Переключение зрения с близкого предмета на далекий дает отдых глазам.
Учеными замечено, что у жителей сельской местности зрение лучше, чем у горожан это связано с тем, что в сельской местности больше простора для глаз, а глаз горожанина постоянно «натыкается» на стены. К тому же для глаз вредны геометрически правильные формы и полезны всевозможные «завитушки», на них глаз отдыхает.
Все эти рекомендации надо учесть и при оформлении комнаты и рабочего места школьника (Приложение № ).
Школьникам младших классов необходимо рассказать о том, что при помощи глаз мы узнаем о цвете, форме, размерах предметов. Что глаза помогают нам познавать окружающий нас мир, учиться, выполнять различную работу. Как человеку с плохим зрением труднее стать летчиком, моряком, достичь успехов в спорте, на сцене. Для примера завяжите глаза ребенку, и пусть он попробует без помощи зрения сделать простейшие действия, например, сходить на кухню налить воды. Ребенок должен в полной мере осознать необходимость заботы о сохранении зрении и сознательно выполнять правила, для того чтобы сберечь зрение: заниматься при достаточном освещении, свет должен падать слева, должны соблюдаться: необходимое расстояние от глаз до книги и правильная посадка во время занятий, выполняться простейшая гимнастика для глаз.
Говоря об уходе за глазами необходимо рассказать ребенку, что при утреннем умывании следует промывать и глаза, но нельзя тереть и трогать глаза руками.
Родители должны помнить, что к концу учебного года острота зрения у школьника несколько снижается. Чтобы компенсировать ухудшение зрения желательно провести летние каникулы активно, на свежем воздухе в лагере или на даче где нет компьютеров и телевизора, но много простора и свежего воздуха.
4. Профилактика возникновения нарушений зрения у школьников образовательных учреждений.
Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение санитарных правил освещенности в классах. Согласно гигиеническим нормативам, освещенность на рабочих местах должна составлять 300 люкс. Освещенность классных досок – 500 люкс. Немаловажное значение имеет цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат. (Приложение № )
Не менее важным факторами профилактики возникновения нарушений зрения являются правильная посадка учащихся (Приложение № ) и использование удобной мебели, соответствующей росту (Приложение № ). В настоящее время используются различные виды школьной мебели: столы с горизонтальной поверхностью и парты – наклонной. Неудобство горизонтальных столов заключается в том, что при зрительной работе вблизи учащиеся вынуждены наклонять голову. У детей мышцы шеи развиты слабо, и они не могут долго держать голову в вынужденном положении.
Голова опускается все ниже и ниже, глаза слишком приближаются к предмету работы, аккомодационные мышцы глаза сильно напрягаются. В результате этого процесса при длительной зрительной работе происходит спазм аккомодации приводящий в дальнейшем к близорукости. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны педагогов и родителей за правильностью посадки учащегося в образовательном учреждении и дома и регулярное проведение физкультминуток.
Учебная деятельность постоянно спряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников – 15 – 20 минут, для учащихся среднего возраста 25 – 30 минут, для старших школьников – 45 минут и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы (Приложение № ). Во время перерыва (10 – 15 минут) глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты.
Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у учащихся. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при выполнении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом. Медицинский персонал образовательных учреждений должен давать учащимся, педагогам и родителям правильные рекомендации по организации зрительного режима в школьное и внешкольное время.
Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных вне учебных нагрузок детей и подростков в домашних условиях. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи в те дни. Когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. (Приложение № )
Одним из основных требований профилактики нарушений зрения является проведение систематических диспансерных осмотров учащихся врачом - офтальмологом не реже одного раза в год.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование функциональных нарушений зрения, следует относить:
Проведением профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития нарушений зрения у учащихся должны заниматься не только врачи – офтальмологи, но и медицинский персонал, администрация, педагоги образовательных учреждений и родители.
Дети должны знать, как сохранить хорошее зрение для этого родители и учителя должны проводить целенаправленную воспитательную работу, но охране зрения.
Родители должны помнить, что к концу учебного года острота зрения у школьника несколько снижается. Чтобы компенсировать ухудшение зрения желательно провести летние каникулы активно, на свежем воздухе в лагере или на даче где нет компьютеров и телевизора, но много простора и свежего воздуха.
Заключение
Можно сделать вывод, что направление работы школы по созданию классов охраны зрения, работы по коррекции зрения, и профилактическому сопровождению офтальмологической службой учебного процесса выбрано правильно.
Изучены медицинские карты школьников 11 классов, с целью выявления зрительных нарушений у этих учащихся в 1-м , 7-м и 11-м классе. Составлены таблицы результатов осмотра врачом-офтальмологом по разным возрастным периодам. По результатам этих таблиц дана объективная оценка по снижению остроты зрения у учащихся к 11-му выпускному классу.
В ходе исследования выяснено, что глазная патология увеличивается количественно и происходят качественные изменения в 11 «А» классе, а в 11 «Б» спортивном классе состояние зрительных функций стабильно с 7 по 11 класс. Здесь можно сделать вывод о том, что активное занятие спортом, а именно хоккеем, оказывает положительный оздоровительный эффект и зрительный аппарат у учащихся-спортсменов укрепляется.
На основе полученных данных определены пути, методы по формированию охраны зрения у школьников общеобразовательной школы. Выяснено, что только совместными усилиями медиков, педагогов и родителей можно достичь успехов в профилактике зрительных нарушений у учащихся группы риска и профилактике осложнений у детей, уже имеющих зрительные нарушения.
Список литературы
Приложение №
Комплекс упражнений гимнастики для глаз для детей 6 – 9 лет(1 – 3 классы)
Приложение №
Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 10 – 18 лет (4 – 11 классы)
Приложение №
Пальминг
В научно-популярной литературе широко освещается методика лечения нарушений зрения, разработанная американским врачом У.Г. Бэйтсом (1860 — 1931). Только полностью исключив свет, считает автор можно дать глазам полноценный отдых.
Упражнение, позволяющее добиться этого, У.Г. Бэйтс назвал «пальмингом» («palming» от английского слова «palm»- ладонь).
Упражнение. Итак, необходимо удобно сесть за стол опираясь об него локтями. Высота стула подбирается таким образом, чтобы лоб оказался на уровне пальцев согнутых рук, а весь позвоночник был бы выпрямлен. Мягко закройте глаза и прикройте их ладонями рук. При этом ладони складываются крест-на-крест, так чтобы мизинец одной руки находился поперек основания четырех раскрытых пальцев другой руки. Пальцы рук скрестите на
лбу. Ладони необходимо сложить чашеобразно, чтобы они не давили на глазные яблоки, иначе это вызовет напряжение глаз. Чтобы проверить это, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. Это должно удаться свободно, без каких-либо помех.
Правильно подобранное положение ладоней должно удовлетворять двум основным требованиям:
1. глаза должны свободно открываться и закрываться под ладонями, т. е. ладони не должны оказывать на глазные яблоки никакого давления;
2. положение ладоней должно исключать возможность проникновения света под них и не должно требовать какого-либо напряжения рук. При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа, дабы не стеснять дыхания, а большие пальцы — спокойно лежать на височно-скуловой части лица.
Что вы видите во время пальминга? Скорее всего перед вами предстанут всякие довольно яркие штрихи, кружочки, облачка, полоски и т. д. Все эти калейдоскопические проявления являются результатом психического напряжения. Таким образом, вы сталкиваетесь с работой продолжающих сохраняться возбужденными зрительных центров вашего мозга. Ваша цель — добиться совершенно черного поля. Степень черноты, которую вам удалось добиться, будет показывать глубину расслабления, достигнутого вами.
Посидите спокойно в течение 2 – 3 минут. Черное поле появится автоматически, как только будет достигнута необходимая для этого степень расслабления тела и психики.
Подобное искусственное затемнение значительно ускоряет процесс расслабления мышц и улучшает кровообращение. Двухминутный пальминг настолько полно восстанавливает свойства сетчатки, что зачастую возникает иллюзия появления дополнительного источника естественного или электрического освещения.
Порядок выполнения пальминга следующий.
В таком положении нужно посидеть несколько минут. После пальминга свободно, без напряжения поморгайте примерно 10-15 раз.
Приложение №
Правильное питание.
Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно: А, С, В.
Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А — каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).
Витамин С связывает клетки, при его недостатке мускулы (глазные в том числе) теряют свой тонус. Плохое зрение в старости обусловлено, главным образом, недостатком витамина С, который является уникальным среди всех витаминов. Его следует потреблять ежедневно, так как наш организм не способен его вырабатывать. Недостаток витамина С приводит к слепоте, разрушению тканей, пиорее, аллергии и даже бесплодию. Основные источники витамина С: капуста, сладкий (зеленый и красный) перец, цитрусовые, все ягоды, листовые овощи, лук, помидоры, шпинат, яблоки, ананасы. Минимальное потребление витамина С – 100 мг, при особой необходимости – 150 до 250 мг.
Витамины В – комплекс питает нервную ткань глаза.
Витамин В1 (тиамин). Глаз – твердая масса нервной ткани, и поэтому должен получать достаточное количество витамина В1. Его нехватка вызывает у человека нервные расстройства. Пища, богатая этим витамином орехи, цельное зерно (кукурузы, ржи, пшеницы), пивные дрожжи, шлифованный рис и мед. Минимальный ежедневный прием – 15 мг, при большой недостаточности – 25 -35 мг.
Витамин В 2 (рибофлавин) помогает клеткам тела потреблять кислород, с помощью которого крахмал и сахар превращаются в мышечную энергию. Если в организме не хватает этого витамина, вы можете чувствовать жжение в глазах и веках. В тканях глаза лопаются мелкие кровяные сосуды. Лучшие источники В2: зеленые листовые овощи, яблоки, пивные дрожжи, шлифованный рис и пшеничные зерна. Минимальное ежедневное потребление – 5 мг. При недостатке – 15-20 мг.
Витамин В6. При его недостатке глаза испытывают сильное напряжение. Он природный транквилизатор. Пища, богатая этим витамином: капуста, пшеничные зерна, цельные рожь и кукуруза, яичный желток, и рыба всех сортов. Минимальное ежедневное потребление – 2 мг. При большой нехватке витамина В6 – 3 – 10 мг.
Витамин В12. Недостаток его в организме обедняет кровь, что соответственно ослабляет зрение. Лучшие источники: виноград и чистый виноградный сок, яичный желток, салат, черника и ее сок, финики, петрушка, чернослив, абрикосы. Минимальное потребление – 5 мкг, при недостатке витамина в организме – 10-25 мкг.
Калий для мягких тканей – то же самое, что кальций для костей. Плохое зрение часто – прямое следствие недостатка калия в организме. В больших количествах калий содержится в меде и яблочном уксусе. Ежедневную порцию калия можно получить следующим образом. Каждое утро необходимо выпить стакан воды с добавлением ложки меда и ложки яблочного уксуса. Кроме того, в течение дня необходимо съесть два салата из сырых овощей приправленного яблочным уксусом и растительным нерафинированным маслом. На десерт должны быть свежие, пареные или печеные овощи.
Приложение №
Организация рабочего места в школе и дома.
Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую его росту парту в классе.
Необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться. К ним относятся, прежде всего, достаточная освещенность рабочего места как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.
Приложение №
Освещение.
Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс — единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избы ток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 ч. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.
Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами — 300 лк.
На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50%.Освещенность комнаты снижается на 10—40%, если на подоконниках стоят высокие цветы или окна занавешены тюлевыми занавесями. Окно, возле которого стоит рабочий стол, лучше не загромождать цветами. Их можно расположить вблизи окна на полочках. На уровень освещенности помещения влияют степень отражения света от потолка, стен, пола, окраска мебели. Светлые тона повышают освещенность, например белый цвет отражает до 90% световых лучей, желтый — около 80%, голубой — 70%, зеленый — 60%, темно-зеленый — 22%. Поверхность, окрашенная в черный цвет, поглощает почти все лучи. Как правило, стены жилых помещений мало отражают света, так как завешены коврами, уставлены мебелью, чаще темно-коричневого цвета и т. д. Именно поэтому письменный или рабочий стол лучше всего поставить у окна, чтобы свет падал или прямо на стол, или слева (если стол стоит торцом к окну), иначе на тетрадь будет падать тень от правой руки, она окажется затемненной. Если вы пользуетесь секретером, то его также надо разместить так, чтобы свет падал слева на рабочую поверхность стола.
При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.
Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.
Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.
Естественное освещение
Каковы же условия, от которых зависит улучшение естественного освещения?
Прежде всего, ориентация окон здания по странам света, лучшей из которых является ориентация на юг, юго-восток и восток, это обеспечивает более высокие уровни освещенности и возможность более широкого и раннего проветривания помещений в результате прямого попадания солнечных лучей.
Другим важным условием является расположение зданий на открытом участке. Рекомендуемая высота окна —2,0—2,5 м, а ширина—1,8—2,0 м, расстояние верхнего края окна от потолка — 0,25— 0,5 м. Для максимального проникновения света в помещение оконные переплеты должны занимать не более 15% площади окна. Частые оконные переплеты снижают проникновение света в помещение на 30-40%.
В специально выстроенных для детских учреждений зданиях перечисленные нормативы предусматриваются в процессе проектирования, однако при эксплуатации нередко наблюдаются нарушения, соторые приводят к понижению уровня естественного освещения. Так, например, цветы, поставленные на окна, а не в простенках между ними, значительно ухудшают освещенность. Комнатные цветы и различные растения нельзя ставить в детских учреждениях на подоконники. Их надо располагать возле окон на специальных этажерках или в простенках между окнами на полу. Завешивать окна в групповой комнате детского сада следует только светлыми занавесками по краям оконного проема (на 10 — 15 см за его край), но ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна.
Запыленность и загрязненность окон, особенно выходящих на улицу, приводят к понижению освещенности в помещении до 40%. Источником загрязнения может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения.
Приведенные цифры являются обоснованием для проведения систематического контроля за состоянием оконных стекол. Очень важно регулярно (в детских садах раз в неделю) мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не ме-менее 3-х раз в году снаружи.
Благоприятная общая световая обстановка может быть достигнута при максимальном отражении и использовании солнечных лучей после их проникновения во внутрь помещения. Большое значение в этом отношении имеет окраска отражающих поверхностей, которая должна обеспечить высокие коэффициенты отражения света (потолок, стены, мебель). Правильная окраска должна обеспечивать также благоприятное распределение яркостей и их контрастов между поверхностями, находящимися в поле зрения детей. Это в большей степени определяет благоприятную световую обстановку для зрительной работы.
Искусственное освещение
В детских учреждениях широко используется искусственное освещение, причем не только в вечерние часы, но и в утренние и дневные, особенно в осенне-зимний период года. Поэтому для охраны зрения детей весьма важен вопрос о так называемом совмещенном освещении, т. е. дополнительном включении искусственного освещения к естественному.
К сожалению, вопрос о дополнительном автоматическом включении искусственного освещения до сих пор недостаточно разработан в гигиенической литературе. Пока это зависит исключительно от индивидуального отношения к этому воспитателей, среди которых еще широко распространено мнение о вреде смешанного освещения, и они предпочитают заниматься даже в полумраке.
Это очень вредно для детского глаза, так как его приспосабливание к низкому освещению сопровождается чрезмерным напряжением аккомодационного аппарата глаз. При частом повторении это может быть одной из причин ухудшения зрения. Между тем, исследования, хотя и немногочисленные, показывают, что смешанное освещение безвредно. Надо лишь заботиться о том, чтобы при смешанном освещении не ощущалось два совершенно раздельных световых потока.
Для того, чтобы избежать субъективизма во включении дополнительного искусственного освещения, лучшим и перспективным решением является устройство фотоэлектрического реле, автоматически включающего искусственное освещение при понижении уровня естественного освещения в наиболее отдаленной от окна точке помещения ниже 150—200 лк.
В новых нормах искусственного освещения предпочтение отдается люминесцентным лампам. И это не случайно, ибо последние в силу физических особенностей создают больше возможности для улучшения условий освещения. Этому способствует малая яркость люминесцентных ламп, наличие мягкого ровного света, более благоприятный спектр света.
Правда, хорошие качества люминесцентных ламп выявляются только при создании достаточного уровня освещенности, применении рекомендуемых светильников и рациональной схемы их оборудования. К сожалению, эти требования не всегда выполняются, что приводит к дискредитации хорошего вида освещения. До сих пор еще можно услышать высказывания о «вреде» люминесцентных ламп. В действительности же большой исследовательский материал по изучению влияния люминесцентного освещения на работоспособность и состояние зрительных функций в разных условиях (детского сада, школы, производства), наоборот, указывает на более благоприятное влияние люминесцентных ламп по сравнению с лампами накаливания. При организации искусственного освещения в детских учреждениях нельзя забывать о том, что необходимо не только обеспечить нормальный уровень освещенности, но и создать хорошее качество освещения, защитить глаза детей и воспитателя от возможной блескости. Это особенно важно при высоком уровне освещенности, если применяются лампы большой мощности. Использование открытых ламп, не защищенных арматурой, совершенно недопустимо. Это непозволительно даже при освещении люминесцентными лампами, хотя яркость их во много раз меньше яркости ламп накаливания. Открытые лампы слепят, и, если длительно работать при таком освещении, это вызывает понижение зрительных функций. Очень яркие открытые источники света (лампы большой мощности—150, 200 ватт) и более могут привести даже к неприятным ощущениям в глазах.
Для обеспечения хороших условий освещения решающее значение имеет тип светильника, т. е. источник света с арматурой, и правильная схема его размещения в помещении.
Тип светильника определяется распределением светового потока между верхними и нижними полусферами. Светильники, применяемые для освещения детских учреждений, относятся к светильникам рассеянного света. Они могут быть двух типов: 1) равномерно-рассеянного светораспределения, когда в каждую полусферу излучается не менее 50% всего потока (тип закрытой люцетты и молочного шара); 2) преимущественно отраженного светораспределения, когда основной поток направлен на потолок и верхнюю часть стены (от 60 до 90%) и отражается от них вниз на рабочие места. К этому типу светильников относятся кольцевые светильники (СК-300), наиболее предпочтительные для детских учреждений.
Светильник СК-300 состоит из 5 экранирующих металлических колец, 3-х кронштейнов, корпуса с металлическим электропатроном 4-27 и штанги с потолочной розеткой. Нижнее кольцо перекрыто силикатным молочным стеклом. Светильник покрыт белой эмалевой краской. Этот светильник — лучший из существующих в настоящее время для ламп накаливания. Он легкий, удобен в эксплуатации, доступен для очистки от пыли, не способствует концентрации тепла в связи со свободной циркуляцией воздуха между кольцами и, следовательно, не влияет на ухудшение микроклимата в помещении.
Следует помнить, что эти светильники рассчитаны только на 300-ваттную лампу. В случае же использования лампы меньшей мощности они сразу теряют свои благоприятные качества. Объясняется это тем, что лампа меньшей мощности будет выступать над верхним кольцом и, следовательно, оказывать весьма неприятное слепящее действие.
Лампы накаливания. При освещении лампами накаливания нормируемый уровень освещенности (100 лк) в групповой комнате площадью 62 м2 обеспечивается 6-ю светильниками СК-300. В случае применения молочных шаров количество электроточек должно быть увеличено до 8. Равномерность освещения создается размещением светильников в два ряда по три (светильники СК-300) или четыре (молочные шары) в каждом ряду: расстояние от наружной и внутренней стен до рядов светильников — 1,5 м, а между двумя рядами —3,0 м.
Люминесцентные лампы. Освещение люминесцентными лампами, как уже отмечалось, имеет ряд преимуществ перед лампами накаливания. Оно позволяет создавать больший зрительный комфорт - высокие уровни освещенности при меньшем расходе электроэнергии и более благоприятное соотношение яркости в поле зрения детей при отсутствии прямой и отраженной блескости.
В качестве источника света для освещения игровых комнат в детских яслях и садах рекомендуются люминесцентные лампы белого (ЛБ) или темно-белого (ЛТБ) света, которые оказывают наиболее благоприятное действие на зрительные функции.
Для освещения детских учреждений люминесцентными лампами следует применять светильники рассеянного света. Можно рекомендовать светильники типа ШОД (школьный, общего освещения, диффузный), подвесной, открытый сверху, с экранирующими металлическими решетками и рассеивателем из органического стекла. Он рассчитан на две люминесцентные лампы по 40 или 30 вт. Рекомендуется также люминесцентный потолочный плафон рассеянного света (ЛПР 240), рассчитанный на две сороковаттные лампы. При оборудовании групповой комнаты детского сада для создания нормируемого уровня освещенности в 200 лк общая электромощность должна составлять 900 вт и, следовательно, удельная электромощность, т. е. количество вт на 1 кв. м площади пола,— 15 вт/м2. Светильники размещаются по потолку в два ряда либо в виде буквы П.
На условия естественного и искусственного освещения следует обратить особое внимание при беседе с родителями, взяв в основу рекомендации, приведенные для детских учреждений. В семье, как правило, на это обращается мало внимания. Часто можно видеть, что дети рассматривают или раскрашивают картинки, вышивают, читают, рисуют, занимаются музыкой не только в самой неудобной позе, но и в темных местах комнаты и даже спиной к свету. Для создания уюта окна завешиваются красивыми, но не пропускающими свет занавесями. Поэтому надо рекомендовать родителям по возможности выделить ребенку наиболее светлую часть комнаты для его игр и некоторых обязательных занятий. Родители должны следить за тем, чтобы в помещение проникало достаточно солнечного света.
Можно также наблюдать, что в вечерние часы дети занимаются работой, связанной с участием зрения, при общем освещении комнаты декоративными светильниками, естественно, не отвечающими гигиеническим требованиям. И в домашних условиях очень важно, чтобы дети при выполнении зрительной работы, даже во время игры, пользовались местным освещением. Лучше всего для этого использовать светильники типа «школьных». Они снабжены непрозрачными абажурами, имеют широкий выход света, направленный на рабочее место; в них используются относительно невысокие мощности электрических ламп от 60 до 75 ватт
Приложение №
Роль физических упражнений.
При чтении, письме, рисовании, конструировании, выполнении столярных и слесарных работ, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10—15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10— 15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге можно сделать несколько физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.
Рабочая поза.
Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия.
Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из - за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.
Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.
В последнее время врачи гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса .вперед (рис. 3). При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия.
Во время чтения и письма напряженно работают мышцы спины, шеи, глаз и надо позаботиться о том, чтобы их работа протекала в благоприятных условиях.
Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют вашему росту и пропорциям тела (табл. 1) .
Таблица 1 . Соответствие роста школьника размерам мебели.
Рост школьника, см | Высота стула, см | Высота стола, см | Разница высот стула и стола, см |
120—129 | 35 | 57 | 22 |
130—139 | 38 | 62 | 24 |
140—149 | 41 | 67 | 26 |
150—159 | 44 | 72 | 28 |
160—169 | 47 | 77 | 30 |
170—179 | 47 | 79 | 32 |
Парты, школьные столы, стулья должны иметь фабричную цифровую и цветовую маркировку. На нижней поверхности крышки стола и сиденья стула ставят обозначения в виде дроби: в числителе группа стола, парты, стула; в знаменателе — диапазон роста школьников (например, Г / 160-175 ) . Значит, если ваш рост 165 см, вы должны сидеть за столом группы Г.
Свой рост можно измерить обычным ростомером. Если вы пользуетесь данными, записанными в медицинской карте, то к показателю роста надо добавить 2 см на обувь.
Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30—35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).
Таблица 2 . Размеры ученических парт, столов и стульев.
Группа мебели и цветовая маркировка | Рост школьника , см | Высота заднего края крышки стола над полом, см | Высота переднего края сиденья над полом, см |
А (желтая) | до 130 | 54 | 32 |
Б (красная) | 130 — 145 | 60 | 36 |
В (голубая) | 145 — 160 | 66 | 40 |
Г (зеленая) | 160 — 175 | 72 | 44 |
Д (белая) | выше 175 | 78 | 48 |
Приложение №
Просмотр телевизионных передач
Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях. Напряжение зрения объясняется не какой - то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение. Нужно помнить, что с возрастом непрерывно совершенствуется работа зрительного аппарата (это связано с ростом и развитием самого школьника). В период роста, как вы уже знаете, орган зрения легко поддается различным влияниям, благоприятным и неблагоприятным. Многие врачи считают, что близорукость возникает и развивается вследствие длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии, особенно выполняемой при плохих условиях освещения. У детей же нагрузка на зрение увеличивается из года в год. И с этим нельзя не считаться. Уже у трехлетних детей зрительная работа (рассматривание картинок, рисование, лепка, просмотр диафильмов, телепередач) занимает 1 ч в день (17чв неделю), у детей 5—6 лет — 2 ч в день (21 ч в неделю), у детей младшего школьного возраста 5—7 ч в день (30—42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста еще больше — 8—10 ч в день (48—60 ч в неделю).
Таким образом продолжительность зрительной работы детей дошкольного и школьного возраста в течение недели достаточно велика. Причем наибольшее время отводится просмотру телепередач, что, по мнению врачей, является одним из факторов, способствующих развитию или прогрессированию расстройств зрения.
Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране.
Экспериментальные исследования показали, что наибольшее утомление и напряжение зрения у людей возникает при слишком близком расположении к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. В семье каждый имеет свое излюбленное место перед телевизором. Вот лучше всего и расположиться удобно в кресле, на стуле (обратите внимание, они не должны быть слишком мягкими), на расстоянии не ближе 1—2 м от черно-белого телевизора и 2—3 м от цветного. Сидеть дальше 5—5,2 м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение.
Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты — глаза быстро устают.
Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.
Особенно сильно устают глаза, когда изображение на экране размытое, нечеткое, часто изменяются яркость и контрастность, появляются мелькания. Лучше всего настраивать телевизор не во время передачи, как это делают многие, а перед ней — по испытательной таблице, а потом лишь слегка подрегулировать контрастность изображения.
Приложение №
Чтение и зрение
При чтении зрительное восприятие текста представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких деталей.
Глазам во время чтения приходится проделывать колоссальную работу, связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Рассматривание текста, распознавание букв, особенно у неопытного читателя, связано с напряжением аккомодации для установления определенной кривизны хрусталика и усиления его преломляющей силы. В работу включается аккомодационная мышца глаза и одновременно напрягаются внутренние прямые мышцы глаз, которые поворачивают глазные яблоки кнутри и к носу.
Движение глаз вдоль строки осуществляется с помощью остальных глазодвигательных мышц. При этом многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после которых следует остановка. Скачки, т. е. собственно движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксация). Продолжительность фиксаций — от 0,2 до 0,6 с, скачков — 0,02 с. Во время чтения 97% времени приходится на фиксации, 3%—на скачки (у взрослых). Чем неопытнее читатель, тем чаще останавливается его глаз на строке. Это, конечно, зависит и от трудности текста. Опытный читатель при чтении простого текста делает мало пауз (4—6 остановок на строке), неопытный — 10—20. Помимо поступательных движений глаз вдоль строки, могут быть и возвратные движения (рефиксация), связанные с повторным возвращением к плохо понятному слову, потерей текста и т.д.
Возвратные движения особенно утомительны, так как глаза находятся в постоянном напряжении. Чтение взрослых характеризуется почти полным отсутствием возвратных движений глаз, поэтому менее утомительно для них. Естественно, помимо непосредственного восприятия текста, его рисунка, величины букв, строк, расстояния между буквами и строками, т. е. всего того, что определяет удобочитаемость текста, легкость его восприятия, мозг человека во время чтения совершает работу по осознанию содержания текста, эмоциональному его восприятию, запоминанию и анализу прочитанного. Интересно заметить, что при умственном утомлении физиологи обнаружили изменение в движениях глаз — утрачивается равномерность движения глаз, появляются длительные остановки, учащается число фиксаций и рефиксаций, снижается скорость чтения. Наблюдения показали, что при этом изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге, чаще начинает менять положение тела, прерывать чтение. Особенно вредно читать при недостаточной освещенности или книгу с нечетким шрифтом, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге. Все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, в глазах появляется ощущение рези, «песка»), усталости мышц шеи и спины.
Таким образом, чтобы избежать зрительного утомления при чтении, очень важно соблюдать следующие правила:
Как я избавился от обидчивости
Ералаш
Лист Мёбиуса
Волшебные звуки ноктюрна
Астрономический календарь. Октябрь, 2018