Есть в России местечко такое. Неприметное вроде…. Звучит!!!
Золотое оно, ключевое…. И названье имеет…. Ключи!
Село Ключи – моя малая Родина. Здесь я родился и прожил уже 15 лет. Немного ещё, но и уже немало. Я люблю своё село, горжусь всем, что здесь есть, и всеми, кто здесь есть.
Ключи – моя тихая Родина,
Певунья моя и красавица,
Неяркая, скромная вроде бы
Но как она людям нравится.
Хочется отметить, что наша земля Ключевская очень щедра и богата… Богата хорошими людьми, хорошими делами. Богата и интересна история нашего села. Работая в районном историко- краеведческом музее я узнал, что «основана деревня Большие Ключи (так село наше тогда называлось) в 1620 году. В 1662 году была переименована в село Златоустовское»[1]. Интересны судьбы людей, проживавших и проживающих в селе, интересны события, здесь происходящие, факты… Но я хочу остановиться на одном. Здесь, у нас в Ключах
На горе, на лобном месте
Церковь старая стоит…[2]
И вот в нынешнем 2008 году произошло событие, которое навсегда останется в памяти жителей не только нашего села, но и всех жителей Суксунского района.
В воскресенье, 26 ноября, в День Иоанна Златоуста, в церкви собралось много, очень много людей, знакомых, своих ключевлян и не меньше незнакомых. Оказалось, приехали сюда и священнослужители и верующие из Кунгура, Суксуна, п. Юг, Перми и даже Москвы. Отец Евгений – настоятель Суксунской Петропавловской церкви, отец Петр – настоятель Ильинского храма п. Юг, дьякон Лазарь этого же храма. И, конечно же, настоятель нашей церкви Воскресения Христова отец Владимир. Все в праздничных церковных одеяниях. Такие торжественные, важные, чинные. И такие счастливые, приветливые, доброжелательные…. Ровно в 9.00 началась служба - торжественная литургия в честь Иоанна Златоуста.
Сегодня – День Возрождения, День нового рождения церкви Воскресения Христова – долгожданный день вновь открывающегося большого Придела. Проникающее в душу и волнующее пение певчих. Торжественное, невольно заставляющее забыть обо всём другом зычное пение молитв священнослужителей. Совсем незаметно, как одно мгновение, пролетели 4 часа божественной литургии…
Обо всём этом поведала нам с братом наша бабушка Бабина Тамара Фёдоровна, которая пришла в этот день из церкви какая – то «новая», тихая, задумчивая. Вопросы сами слетали с уст : «Где была?», «Что случилось?».
Неожиданно для себя я стал задавать бабушке вопросы о церкви: «Когда?... Кто?... Почему?...»
И уже совсем сказал: «Бабушка, давай вместе постараемся узнать о нашей церкви больше, «разыщем» историю её «жизни». Ведь это будет интересно знать всем жителям села, и взрослым, и нам, детям. Ведь это наша история, наше прошлое, настоящее и будущее». Так было положено начало моей исследовательской работе.
История храма в нашем селе, не была ещё предметом специального изучения ни в трудах профессионалов – историков, ни краеведов. К сожалению, материал о нашей церкви не собран воедино, не систематизирован.
Целью моей работы является изучение и систематизация материалов об истории «жизни» храма, Ключевской церкви Воскресения Христова, как неоценимой исторической ценности святая святых для живущих сейчас и потомков.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
tserkov.doc | 149 КБ |
Управление образования Суксунского муниципального района
МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа».
Краевой конкурс исследовательских
краеведческих работ учащихся «Отечество».
Секция «Летопись родного края».
ИСТОРИЯ КЛЮЧЕВСКОГО ХРАМА.
Автор: Петухов Евгений
МОУ «Ключевская СОШ»
10 класс
Руководитель:
Хахилева Светлана Ивановна,
МОУ «Ключевская СОШ»,
учитель истории и обществознания.
Ключи – 2008.
Оглавление.
Введение.
Есть в России местечко такое. Неприметное вроде…. Звучит!!!
Золотое оно, ключевое…. И названье имеет…. Ключи!
Село Ключи – моя малая Родина. Здесь я родился и прожил уже 15 лет. Немного ещё, но и уже немало. Я люблю своё село, горжусь всем, что здесь есть, и всеми, кто здесь есть.
Ключи – моя тихая Родина,
Певунья моя и красавица,
Неяркая, скромная вроде бы
Но как она людям нравится.
Хочется отметить, что наша земля Ключевская очень щедра и богата… Богата хорошими людьми, хорошими делами. Богата и интересна история нашего села. Работая в районном историко- краеведческом музее я узнал, что «основана деревня Большие Ключи (так село наше тогда называлось) в 1620 году. В 1662 году была переименована в село Златоустовское»[1]. Интересны судьбы людей, проживавших и проживающих в селе, интересны события, здесь происходящие, факты… Но я хочу остановиться на одном. Здесь, у нас в Ключах
На горе, на лобном месте
Церковь старая стоит…[2]
И вот в нынешнем 2008 году произошло событие, которое навсегда останется в памяти жителей не только нашего села, но и всех жителей Суксунского района.
В воскресенье, 26 ноября, в День Иоанна Златоуста, в церкви собралось много, очень много людей, знакомых, своих ключевлян и не меньше незнакомых. Оказалось, приехали сюда и священнослужители и верующие из Кунгура, Суксуна, п. Юг, Перми и даже Москвы. Отец Евгений – настоятель Суксунской Петропавловской церкви, отец Петр – настоятель Ильинского храма п. Юг, дьякон Лазарь этого же храма. И, конечно же, настоятель нашей церкви Воскресения Христова отец Владимир. Все в праздничных церковных одеяниях. Такие торжественные, важные, чинные. И такие счастливые, приветливые, доброжелательные…. Ровно в 9.00 началась служба - торжественная литургия в честь Иоанна Златоуста.
Сегодня – День Возрождения, День нового рождения церкви Воскресения Христова – долгожданный день вновь открывающегося большого Придела. Проникающее в душу и волнующее пение певчих. Торжественное, невольно заставляющее забыть обо всём другом зычное пение молитв священнослужителей. Совсем незаметно, как одно мгновение, пролетели 4 часа божественной литургии…
Обо всём этом поведала нам с братом наша бабушка Бабина Тамара Фёдоровна, которая пришла в этот день из церкви какая – то «новая», тихая, задумчивая. Вопросы сами слетали с уст : «Где была?», «Что случилось?».
Неожиданно для себя я стал задавать бабушке вопросы о церкви: «Когда?... Кто?... Почему?...»
И уже совсем сказал: «Бабушка, давай вместе постараемся узнать о нашей церкви больше, «разыщем» историю её «жизни». Ведь это будет интересно знать всем жителям села, и взрослым, и нам, детям. Ведь это наша история, наше прошлое, настоящее и будущее». Так было положено начало моей исследовательской работе.
История храма в нашем селе, не была ещё предметом специального изучения ни в трудах профессионалов – историков, ни краеведов. К сожалению, материал о нашей церкви не собран воедино, не систематизирован.
Целью моей работы является изучение и систематизация материалов об истории «жизни» храма, Ключевской церкви Воскресения Христова, как неоценимой исторической ценности святая святых для живущих сейчас и потомков.
Задачи:
Старт моей работы потряс меня. Я был поражён, беседуя со старожилами села, фактами, которые подтвердили мою мысль об обязательности поиска материалов о нашей церкви. Так, незнание её истории привело, например, к тому, что на месте кладбища при церкви, люди построили дома. Ещё факт – при сооружении подвала в одном из домов хозяева наткнулись на скелет девушки – у черепа лежала огромная коса, которая рассыпалась при первом прикосновении.
История возникновения церкви.
Разыскивая материалы о нашей святыне, я обнаружил следующий интересный факт. Оказывается, на месте теперешней нашей святыни «в 1662 году в селе была построена деревянная церковь в честь Иоанна Златоуста, византийского церковного деятеля, епископа Константинополя с 398г. Годы жизни его 334 – 407. Это был блестящий оратор, автор проповедей, псалмов и т.д. Этот человек был идеалом проповедника как на Руси так и в Византии. Обличал общественную несправедливость. Именно за всё это не раз был в ссылке. Это один из самых почитаемых святых на Руси».[3]
Но, как свидетельствуют исторические данные, «лихие люди в селе сожгли» эту деревянную церковь.
В 1725 году прихожане – златоустовцы решили строить новую церковь, но уже не деревянную, а каменную. Было решено строить её в честь Воскресения Христова. Закончилось её возведение в 1775 году.[4] Таким образом, строилась она в течение пятидесяти лет «тщанием прихожан, при пособии доброхотных сборов и пожертвований»[5], - явствует из «Ведомости о церкви». Читая эту «Ведомость о церкви Воскресенской, состоящей Кроасноуфимского уезда Пермской Епархии в селе Ключах за 1917 год», я узнал также, что «Здание колокольни каменное с такою же в одной связи…; крыша покрыта железом и окрашена зеленой масляной краской».
«Бесстолпный храм с двухстолпной трапезной и колокольней сложен из красного кирпича и побелен. По всему зданию проходит декоративный венчающий карниз сложного рисунка, выполненный из простого кирпича, его рисунок повторяется в межъярусных карнизах колокольни»[6]
При завершении строительства церковь имела «престола три:
1 – Воскресения Христова,
2 – Иоанна Златоустого,
3 - Николая Мир – Ликийского Чудотворца».
Каменная церковь была украшением села. Крепка была! Ещё бы! От поколения к поколению передаются сведения о том, что на раствор кладки собрали с каждого двора по 300 яиц. Об этом знаем даже мы, дети XXI века. Вокруг церкви была сделана каменная ограда с железной решеткой. Часть её сохранилась до наших дней. Вот бы, восстанавливая храм, восстановили и её.
В Суксунском музее сохранилась фотография красавицы церкви.
В той же «Ведомости о церкви Воскресенской» записано, что « по штату при ней положены: два священника, штатный диакон, два псаломщика и просфорня». Крупных доходов за 1917г было получено 2426 рублей 80 копеек.»
Другие источники содержания членов притча и количество поступавшего в них дохода следующее: доброхотные сборы от прихожан, по военным обстоятельствам, весьма скудны. При церкви была земля, количество церковной земли среднее…, обрабатывается силами членами притча».
Почтовый адрес церкви: п/о Ключи Красноуфимского уезда, Пермской губернии. Ближайшими церквями Воскресенской церкви были: Никольская с.Брёхово, Иоанно – Предтеческая села Торговищенского, Вознесенская и Петропавловская завода Суксуна и Введенская села Верх – Суксун. Приписанных к Воскресенской церкви церквей нет. Часовен же четыре. Домов кладбищных и молитвенных к сей церкви приписанных два. «Дома не все находятся в удовлетворительном прочном состоянии, требуют ремонта». Исповедные росписи находятся в целости с 1798 г, копии с метрических книг хранятся в целости с 1772г.
«Опись церковного имущества заведена с 1900 года, хранится в целости, проверена 1908 году». «Приходо – раскладные книги хранятся в целости». «Книги до церковного круга подлежащие есть все».
В церковной библиотеке находилось на этот период «книг для чтения предназначенных 438 томов».
Церковные деньги в целости и сохранности учтенные. В кредитных учреждениях неподвижной суммой была следующая 12726 рублей 53 копейки[7].
Особенно интересны для нас, учащихся, сведения о школах. В приходе находились школы – 2-х классная Министерская в селе Ключи и три одноклассные земские школы в деревнях Шахарово, Мостовой, Полько. Надо отметить, что до 30 – х годов XIX века в Красноуфимском уезде не было ни одной школы. Первое учебное заведение было открыто « на счет казны» в 1835 году. И лишь в 1842 году по приказу Министерства государственных имуществ начали открывать приходские училища с целью дать крестьянским детям религиозно – нравственное воспитание и «первоначальные сведения», полезные в крестьянском быту. В приходские училища принимались мальчики не моложе 8 лет. В селе школы должны были организовывать церкви. Первыми учителями с 1860 года для крестьянских детей были священнослужители. Детей обучали грамоте священники, дьяконы, дьячки, некоторые их родственники и жены.
В Ключах такая первая приходская школа была открыта в 1858 году, в ней обучалось 9 мальчиков и 2 девочки.
Церковным старостой с 1917 года в Ключевской церкви был Александр Михайлович Пастухов.[8]
В «Ведомости о церкви Воскресенской» состоящей Красноуфимского уезда Пермской епархии в селе Ключи за 1917 год сведения закрепили своими подписями священник Всеволод Колокольников, священник Иоанн Будрин, диакон Николай Чернавин, диакон Павел Лутков, псаломщик Михаил Конюхов.
В клировой ведомости за 1921 год было записано: « кружечных доходов за 1021 год получено натурой в виде хлеба, крупы, яиц и т.п. – учета не производилось. Других источников дохода нет. Содержание притча весьма скудное. Положение становится все более критическим по случаю постигшего данную местность неурожаю хлебов и трав»[9].
В 1918 году вся церковная земля отошла во владение крестьян. Дома для священно и церковно служителей на церковной усадьбе деревянные, построены «тщанием прихожан». Всего 4 дома. Два дома для священников, один полукаменный 2-х этажный, другой одноэтажный отобраны и заняты советскими учреждениями. Священник вынужден был ютиться в плохой частной квартире. Дьякон жил пока ещё в церковном доме. Часовен – 4. Копии с метрических книг за 136 лет отобраны в местный Златоустовский Волисполком. Исповедные росписи находятся в целости с 1798г. Школы уже нет. В библиотеке находится для чтения 438 книг. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1916 году».
Голодные, тяжелые 1920 годы. Но, несмотря на все беды, трудности, неудобства служба и таинства в церкви ещё совершались. Последним настоятелем перед закрытием Ключевской церкви был Иоанн Александрович Будрин. Он родился 24 июля 1874 года в селе Торговище. Сын псаломщика. 19 марта 1892 года по окончании Пермского духовного училища был переведен в семинаристы с аттестатом 1 разряда. В Ключах служил с 1906 года. В 20 – е годы настоятель Воскресенского храма выживал тем, что ловил корабликом хариусов в реке Иргине. В 1937 году отца Иоанна арестовали. Вместе с другими священнослужителями района он был обвинен в создании «контрреволюционной повстанческой организации церковников». (Архивное уголовное дело Будрина Ивана Александровича 1847 г.р. уроженца с. Торговище. Священника церкви с. Ключи). По постановлению «тройки» УНКВД Свердловской области от 22 октября 1937 года осужден к 10 годам ИТЛ (лагерей) где и умер. Реабилитирован в 1968 году (посмертно). Интересен такой исторический факт: отец Иоанна Будрин был женат на дочери Красноуфимского священника, депутата Государственной Думы 4 созыва о. Алексея Будрина убитого в 1918 году большевиками и ныне причисленному к лику святых. Старшая дочь о. Алексея – Александра Алексеевна выходила замуж за о. Иоанна Будрина. Матушка умерла в 1920 году. Дочь их Елена Ивановна и её сестры замалчивали подробности дореволюционной жизни семьи: им давно был закрыт доступ в учебные заведения. Елена Ивановна даже побывала в Нарымской ссылке. В настоящее время живы потомки о. Иоанна Будрина – внуки Юрий Павлович Торопов и Татьяна Васильевна Сахарова. Они к тому же являются правнуками священномученика о. Алексея Будрина. Юрий Павлович помнит дедушку Ивана, к которому привозила его мать в 1934 году. Помнит он и Ключевской храм.
Штатным диаконом церкви был Николай Николаевич Чернавин. Он родился 22 апреля 1872г. Окончил курсы в Красноуфимском сельскохозяйственном промышленном училище в 1800г. Проходил должность помощника учителя в Златоустовском 2- м классном училище Красноуфимского уезда в 1892г.».
В архивных документах сохранилось ещё и дело Конюхова Михаила Прокопьевича 1868 г.р., уроженца с. Ключи, псаломщика церкви с. Ключи (священника с. Журавли). 22 октября 1937г приговорен к высшей мере наказания. Реабилитирован в 1968 году посмертно.
Сведения о штатных работниках церкви, от священника до просфорни я обнаружил в «Послужных списках священно – церковнослужителей…».
Так ужасна судьба служителей Божьих.
С арестом церковных служителей «умерла»» и церковь. Постепенно она с 1937 года пришла в полное запустение. В 1939 году её закрыли по просьбе Президиума Ключевского сельсовета Суксунского района Пермской области, который принял 28 ноября 1939 года такое постановление: «Просить президиум Суксунского РИКА на основе имеющихся материалов президиума перед областным исполнительным комитетом о закрытии нашей церкви, каковую необходимо использовать для клуба и других культурных нужд»[10].
На что следует Постановление оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Пермскому краю за № 2038 от 22 декабря 1939г. «О закрытии Ключевской церкви Суксунского района»:
«Ходатайство граждан Ключевского с/совета и Президиума Суксунского райисполкома о закрытии Ключевской церкви удовлетворить, здание передать под школу». В Пермском архиве сохранился целый ряд документов – жалоб, заявлений, просьб и ответов на них, которые свидетельствуют о тяжелой «борьбе» верующих села за открытие церкви. Верующие не успокаиваются и в феврале 1945 года Председателю Суксунского райисполкома т. Сосунову группа верующих церкви пишет заявление о передаче ей здания бывшей кладбищенской церкви.
В марте 1945 года Уполномоченному по делам русской православной церкви при СНК СССР т. Горбунову Председателем исполнительного комитета Суксунского района и Совета депутатов трудящихся т. Сосуновым было отправлено сообщение: «На Ваш № 31 от 12 февраля 1945 года сообщает, что в с. Б – Ключи имеется одна церковь «Иоанна Златоуста», которая решением Исполкома Молотовского Совета депутатов трудящихся № 66 от 31.01.1945 передана в распоряжение Бреховской МТС»[11].
И на новую просьбу верующих было отвечено: « Вторично поданное Вами заявление об открытии церкви « Во имя воскресения Христова…. Вам отказано»[12].
Так, с 1945 года Ключевская церковь стала «недействующей».
Заключение.
С начала 1990 годов началось возрождение старинных приходов в Прикамье. С каждым годом их количество растет. В нашем Суксунском районе до революции действовало около 20 православных церквей. Уже много лет действует Суксунская Петропавловская церковь, открыта церковь в селе Брёхово. И лишь совсем недавно с 2006 начались работы по налаживанию деятельности нашей церкви.
Как взгляну на этот храм я
Вся душа моя болит.
Льют и льют дожди ненастья,
Кровлю ветер оторвал
Не болит душа у власти
Будто кто заколдовал.
Но болит душа у женщин…
Пожилой и молодой.
Их надежды устремились
В этот старый храм родной
Они долго хлопотали
Чтоб открыли этот храм
Из Совмина написали:
«Начинайте службу там
Но до службы ещё долго –
Надо храм восстановить
Надо деньги на железо
Чтобы крышу починить.
«Храм чинить не женско дело» -
Заявили мужики.
И взялись за дело смело:
«Будем делать от души!»
В добрый путь, односельчане,
Закатайте рукава!
Пусть потомки не забудут
Ваши добрые дела!
Сначала «открыли» небольшой молельный деревянный домик возле храма. Усилиями верующих жителей села, живущих на территории села и уехавших от сюда, но не забывающих свою малую Родину, был восстановлен малый летний Придел храма, где по великим праздникам проводили службы о. Олег из Кунгура, о. Владимир из Суксуна. Отремонтировали крышу, купола. А в 2008 году началась усиленная работа по ремонту и реставрации храма. В 2008 году в Ключевском храме, в летнем его Приделе возобновилась регулярная служба. Сюда, в Ключевскую церковь, владыкой Иринархом был назначен настоятелем о. Владимир Шошин, прослуживший до этого 12 лет в Суксунской церкви. И потянулись сюда люди… На помощь, на службы, на молебны, на исповедь, к причастию…. Это прекрасный человек, чуткий, внимательный, спокойный, знающий свое дело. Его помощники: матушка Валентина Васильевна, сын Николай. А сколько местных помощников верующих… Обвинцева Г.Д., Ладыгина А.В., Плосконос Т.И., Стариковава Е.Н., Белоусова Н.А., Гордеева А.А., Кожевникова Д.П., Обвинцев Н.Н.
В большом зимнем Приделе были сделаны вновь двери, окна, закрыта часть крыши, установлены печи, сделано электрическое освещение, установлен Иконостас, Престол, Жертвенник. Тепло, уютно, торжественно. Особая обстановка, особое состояние, особое поведение. Кстати, немало ходит сюда и детей дошкольного и школьного возраста.
Но это уже другая история…. Полное возрождение старинного храма ещё впереди….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Словцов П.И. «Историческое обозрение Сибири» С – Пб; 1838 с. 117
2.Стихотворение «Храм». Александрова М.П. (из дневника православной верующей).
3.ГАПО, ф.297, оп., 3, д. 323, л.108
4.Юбилейная памятная книга для духовенства. Пермь. 1899 стр 266
5.Архивные документы. «Ведомость о церкви Воскресенской…»», лист 151.
6.ГАПО, Ф 297. Оп 3, Д – 323, Л 108
7.Сигов И. Народное образование в Красноуфимском уезде. Сборник пермского земства. Пермь, 1890, № 6, с.222
8.Клировая ведомость церкви за 1921год
9.Архивные документы. Выписка из протокола «18 заседания президиума Ключевского сельсовета Суксунского района Пермской области от 28.11.1939г
10.Копия документов в Архиве. Вх. №48 от 07.03.1945г. лист 65
11..Копия документов в архиве. Исх. № 263 от 09.04.1945г лист 67
[1] Словцов П.И. «Историческое обозрение Сибири» С – Пб; 1838 с. 117
[2] Стихотворение «Храм». Александрова М.П. (из дневника православной верующей).
[3] ГАПО, ф.297, оп., 3, д. 323, л.108
[4] Юбилейная памятная книга для духовенства. Пермь. 1899 стр 266
[5] Архивные документы. «Ведомость о церкви Воскресенской…»», лист 151.
[6] ГАПО, Ф 297. Оп 3, Д – 323, Л 108
[7] « Ведомость о церкви Воскресенской»
[8] Сигов И. Народное образование в Красноуфимском уезде. Сборник пермского земства. Пермь, 1890, № 6, с.222
[9] Клировая ведомость церкви за 1921год
[10] Архивные документы. Выписка из протокола «18 заседания президиума Ключевского сельсовета Суксунского района Пермской области от 28.11.1939г
[11] Копия документов в Архиве. Вх. №48 от 07.03.1945г. лист 65
[12] Копия документов в архиве. Исх. № 263 от 09.04.1945г лист 67
Л. Нечаев. Яма
Лягушка-путешественница
Воздух - музыкант
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Северное сияние