Цель: Выяснить рационально ли используют время современные школьники?
Творческая работа представлена в форме «презентации», где ребята приводят примеры из жизни великих людей, которые добились больших успехов в жизни, благодаря цене времени оставили нам и грядущим поколениям свои труды.
Основная мысль в ходе проекта, которую мы должны были донести до каждого учащегося: Выработать у себя чувство времени, умение рационально использовать для дела каждый час, каждую минуту; Заставить задуматься каждого присутствующего: Сколько стоит минута? Что за 1 минуту делают у нас в стране? Как рационально использовать время?
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_delu_vremya-potekhe_chas.doc | 354 КБ |
prilozhenie1_anketa_moy_den.doc | 52.68 КБ |
prilozhenie4_pamyatka_tsena_minutki.docx | 25.58 КБ |
prilozhenie3_protseess_raboty.doc | 1.67 МБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя (полная) школа п.Лыхма»
Социальный проект:
«Делу время, потехе-час»
Авторы:
Вихрова Ю.П., Вихрова О.П.,
Ковальчук Л.В., Поликарпова Л.Н.
Научный руководитель: Новоселова В.П., библиотекарь
Лыхма, 2010г.
Аннотация
Тема творческой работы: «Делу время, потехе-час»
Цель: Выяснить рационально ли используют время современные школьники?
Задачи:
Оформление, оборудование:
Аудитория: Для учащихся 1-11классов;
Форма: Презентация
Программное обеспечение, с помощью которых создан дидактический материал: Microsoft PowerPoint.
Содержание: Творческая работа представлена в форме «презентации», где ребята приводят примеры из жизни великих людей, которые добились больших успехов в жизни, благодаря цене времени и оставили нам и грядущим поколениям свои труды.
Основная мысль в ходе проекта, которую мы должны были донести до каждого учащегося: Выработать у себя чувство времени, умение рационально использовать для дела каждый час, каждую минуту; Заставить задуматься каждого присутствующего: Сколько стоит минута? Что за 1 минуту делают у нас в стране? Как рационально использовать время?
В приложениях к работе представлены анкета «Мой день» (Приложение1), которую мы провели среди учащихся, «Итоги опроса» (Приложение2), процесс работы-фотографии (Приложения 3)
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….4
1. «Время - моё богатство, время - моя пашня»……………………………………………….4
1.1.Факты из жизни великих людей………………………………………………………….4
1.2. Интересные факты………………………………………………………………………..6
2. Режим дня школьника………………………………………………………………………..7
2.1.Опрос «Мой день»………………………………………………………………………...6
2.2.Результаты опроса………………………………………………………………………...6
3. Заключение……………………………………………………………………………………8
4. Литература……………………………………………………………………………………10
5. Приложения…………………………………………………………………………………11
Делу время, потехе - час»
Введение
В юные годы мы редко следим за движением стрелок на циферблате. Представляется, что впереди длинная – предлинная жизнь и никогда ей не будет конца. Проходит юность, наступают зрелые годы, и человек часто говорит себе: «Сколько я потратил впустую времени, сколько бы я мог сделать!» Древние справедливо утверждали: «Время – моё богатство, время – моя пашня». Они считали, что потеря даже пяти минут – невозвратимая потеря.
1.«Время – моё богатство, время – моя пашня»
Специалисты утверждают: за 70 лет жизни человек проводит 23 года во сне, 13 лет за разговорами и 6 лет за едой. Прибавьте годы за школьной партой, студенческой скамьёй, рабочим станком, время на передвижение, на участие в общественной работе. Не трудно убедиться: мы не так богаты, чтобы попусту растрачивать не только недели или дни, но даже часы и минуты. Жизнь не стоит на месте: в значительной мере успех того дела, которому мы себя посвящаем, зависит от того, каким объёмом знаний мы запасаемся на дальнейшую дорогу ещё в юные годы.
1.1.Факты из жизни великих людей
Вот как работал академик В.А.Обручев, автор книг «Плутония» и «Земля Санникова». Каждый рабочий день он делил на «три дня». «Первый день» начинался утром и заканчивался к двум часам: наиболее работоспособные и ценные часы, отведённые для самой ответственной работы. «Второй день» длился с двух часов до шести. В это время учёный занимался более лёгким трудом. «Третий день» продолжался с шести до двенадцати ночи. В эти часы он читал, принимал участие в различных заседаниях, записывал прочитанный материал.
Как-то известный русский книговед – библиограф Николай Александрович Рубакин, желая подчеркнуть мысль о том, что любой человек может найти время для работы с книгой, произвёл следующий подсчет:
«Всякий может уделить чтению 1 час, а в воскресенье – 3 часа. Следовательно, 52 воскресенья по 3 часа дадут 156 часов. А 313 будней по 1 часу – это 313 часов чтения. Значит, в год получается 450 часов чтения. Это самое малое 5000 страниц! А при навыке – два-три раза больше». Интересно, сколько каждому из нас удаётся прочесть книг в год?
Незадолго до смерти Рубакин подвёл итог сделанного им. Он прочитал 250000 книг, собрал 230000 книг, написал 49 больших научных работ и 280 научно-популярных книг, составил и разослал 15000 программ по самообразованию, опубликовал 350 статей. Сюда не входят сотни отредактированных книг, тысячи писем, прочитанных и написанных в течение всей жизни. Рубакин прожил 84 года.
Многие выдающиеся люди умственного труда дожили до глубокой старости. Галилей прожил до 78 лет, Ньютон-85 лет, И.Павлов-86 лет, Л.Толстой-82 года, Айвазовский-83 года. Ещё в 18 веке известный врач Гуфеланд заметил: ни один ленивец не достиг глубокой старости.
В.Гёте – министр, поэт, ботаник и зоолог, физик и химик, писатель и педагог, философ и художник, драматург и библиотекарь. Основатель Ивенского университета, театра, библиотеки, музея – трудно найти какую-нибудь область знаний, где бы этот человек себя не проявил и не оставил глубокий след. Он написал 1600 стихотворений, сохранилось 100 поучений и поговорок в стихах, 1055 афоризмов в прозе, 3 большие поэмы, 3 романа, 54 пьесы, 20 книг «поэзии и правды», тысячи страниц научных сочинений, многочисленные переводы, 15000 писем. Веймарское собрание сочинений составляет 100 томов.[4]
Петр 1 любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках ». Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в
3-4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело он знал до тонкостей. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое очень любил (по сей день в разных музеях хранятся 12 принадлежавших Петру токарных станков, а было их всего 50). За свою жизнь Петр освоил 14 ремесел.
В 11 часов Петр садился обедать. За обедом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд, среди которых непременно подавали любимый Петром студень.
Иногда перед обедом царь заходил в трактир и выпивал там рюмку анисовой водки. Так как это происходило после занятий в Адмиралтействе, он шутил, «что адмиральский час» После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли.
Вечером Петр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. «Делу время, потехе - час», - частенько напоминал Петр окружающим.
«To академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник -
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник»,
- таким представлял себе Петра Великого Александр Сергеевич Пушкин. [1стр.314-315;]
1.2.Интересные факты
Часы говорят о времени, и остановить время нельзя, как нельзя его убивать, т.е. проводить его без пользы.
Наша задача: выработать у себя чувство времени, умение использовать разумно для дела каждый час, каждую минуту.
Рабочая минута – отрезок времени небольшой, но из минут складываются часы, смены, годы, пятилетки.
- Послушайте ход часов (будильник) Работа часов ни на секунду не прекращается, время течет непрерывно. Приложите ладони к своей груди, вы чувствуете, как стучит, работает ваше сердце. Оно работает всю жизнь без остановки, оно трудится и гонит кровь, чтобы каждый из нас каждую минуту был готов сделать что-то полезное. Давайте, молча посидим минуту. Видите, как длина минута! Что же делают в нашей стране за минуту?
2.Режим дня школьника
2.1 Режим дня школьника
Успешная работа по самосовершенствованию, учёба во многом зависят от правильного планирования вашего времени.
Для того чтобы, выяснить рационально ли используют время современные школьники, необходимо узнать как они проводят день, воспользовавшись примерной схемой, рекомендуемой психологами С.Е. Минкиной и С.Е. Шляхтиным Табл.1. [2.стр.130.]
Таблица1.Примерная схема режима для учащихся первой смены (при начале занятий в 8.30)
Время | Режимные моменты |
07.00 | Пробуждение |
07.00 – 07.30 | Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры. Уборка постели, умывание |
07.30-07.50 | Утренний завтрак |
07.50-08.30 | Прогулка перед школой и дорога в школу |
08.30-14.30 | Учебный процесс |
14.30-15.00 | Дорога из школы домой |
15.-00-15.30 | Обед |
15.00-17.30 | Пребывание на свежем воздухе, прогулка, подвижные игры и развлечения |
17.00-20.00 | Приготовление уроков |
20.00-21.30 | Ужин и свободные занятия |
21.30-22.00 | Приготовление ко сну(чистка одежды, обуви, проветривание комнаты, вечерний туалет) |
22.00-07.00 | Сон |
2.2.Опрос «Мой день». Приложение1.
Подготовили вопросы, провели опрос в среднем звене 5,6 и в 9классах, с целью узнать рационально ли используют время современные школьники. Всего опросили 49 учащихся средней школы п.Лыхма.
2.3. Результаты опроса. Приложение2.
Проанализировали анкеты учащихся, Подсчитали время, которое уходит на необходимые режимные моменты, это 21 час. и высчитали свободное время 3.05 часов в день, не включая время на прогулки и просмотры телевизора.
И пришли к выводу, что не всегда учащиеся проводят время с пользой, много времени тратиться в пустую, и не помнят народную мудрость: «Делу время, потехе - час».
3. Заключение
3.1. Вывод
Если сложить все минутки, получится много новых машин и станков, нефти и руды, света и домов, тканей и игрушек.
А если бы вдруг на одну минуту стали в стране все заводы и фабрики, то государство потеряло бы 50 миллионов рублей.
А ведь, сколько минут впустую тратится иногда на уроках? Их ведь так мало, всего 45 минут. Отвлечёшься, поговоришь с соседом, вот и убежала минутка. Не приготовился к уроку вовремя - минутка ушла.[5]
Приходим к выводу, что древние справедливо утверждали: «Время – моё богатство, время – моя пашня». Они считали, что потеря даже пяти минут – невозвратимая потеря.
А мы напоминаем «Делу время, потехе-час».
Материал интересный, заставляет задуматься каждого о том: А как же я провожу время? С пользой ли? Рационально ли?
Чтобы наш проект был полезным, мы разработали предложения для всех учащихся школ.
3.2.Наши предложения
1.Провести беседы с учащимися о цене времени:
2. В классных кабинетах разместить на стендах Памятки: «Режим дня школьника»; «Цена минутки», «Интересные факты»
3. Данный проектный материал, о цене времени разместить на сайте «Библиотека-храм, а чтение путь к нему» https://sites.google.com/site/klubbibliotekarej/ (Автор: Новоселова В.П.) , для всеобщего пользования;
Литература
Районная акция: « Я– гражданин России!»
Приложение 1.
Анкета: «Мой день»
А) 7:00
Б) 8:00
В) другое __________________________________________________
2. Как ты проводишь перемену?
А) повторяю домашнее задание на следующий урок
Б) отдыхаю
В) другое __________________________________________________
3. Чем ты занимаешься после занятий в школе?
А) делаю уроки (1час, 1,5часа 3часа)
Б) смотрю телевизор (1час, 1,5часа 3часа)
В) играю на улице (1 час, 2 часа 3часа)
Г) другое __________________________________________________
4. Что вы больше предпочитаете смотреть по телевизору?
А) фильмы
Б) новости
В) телепередачи
Г) другое __________________________________________________
5. Чтение книг
А) 1 час, 2часа, 3 и более часов;
Б) иногда читаю, но очень редко
В) я вообще их не читаю
6) Если у вас было бы много свободного времени, на что бы ты его потратил?
___________________________________________________________
Спасибо за участие!
Памятка
Пока бьют часы
Сорняки
Зимняя сказка
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Вокруг света за 80 дней