Данная работа представляет изученнный материал по видам и формам речевой агрессии. Ученица кроме того исследовала газетные статьи .
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat.proekt2.doc | 87 КБ |
proekt_po_russkomu4.pptx | 125.16 КБ |
VII районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ
«Я познаю мир»
«Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте»
Исследовательский проект.
Автор:
Кистерная Раиса Юрьевна,
Ученица 10 класса МКОУ СОШ№8.
Руководитель:
Ищенко Елена Владимировна,
Учитель русского языка и литературы.
Черниговка, 2013
Оглавление
2.1.Агрессия, её виды и цель. 4
2.2.Понятие речевой агрессии. 4
2.3.Классификация речевой агрессии. 5
2.4.Способы выражения речевой агрессии. 6
2.5.Последствия речевой агрессии. 8
5.Список использованной литературы: 11
Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. Агрессия, в том числе и речевая, является одной из составляющих противодействия добра и зла, терпимости и нетерпимости.
Актуальность исследования -
В современном мире средства массовой информации занимают достаточно большую нишу в духовной жизни общества. И, к сожалению, сейчас стало повсеместно проявляться явление речевой агрессии. Это происходит по многим причинам: снижение контроля за соблюдением речевых, лексических, этических норм; социальные, психологические предпосылки; падение культурного уровня населения. Речевая агрессия в СМИ проявляется по-разному.
Объект исследования – русский язык.
Предмет исследования – газетный текст (средства массовой информации).
Метод исследования – грамматический анализ текста.
Гипотеза:
Редакторы и журналисты газет знают о таком явлении как «речевая агрессия» и не используют её в своих статьях.
При создании исследовательской работы целью было рассмотреть явление речевой агрессии в СМИ.
Задачи:
Результат: доклад.
Презентация: выступление на Региональном конкурсе учебно-исследовательских работ
школьников.
План организации данного проекта:
1.Учитель выбрал тему.
2.Вместе с ученицей продумали возможные проблемы и выбрали актуальную.
3Ученица самостоятельно изучила теоретический материал.
4.Ученица проанализировала тексты газет и сделала выводы.
5.Ученица выступила на районном конкурсе исследовательских работ с публичной защитой.
6.Ученица приняла участие в Регионально конкурсе. Тезисы работы опубликованы
в сборнике «Шаги в науку» (Копия тезисов данного проекта и подобного по литературе прилагается)
Данная технология развивает умения анализировать, систематизировать, логически мыслить; совершенствует умение работы с текстом; вовлекает ученика во все виды речевой деятельности.
Теоретическая часть
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрирует ее в своей повседневной жизни.
В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя. Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.
Речевая агрессия - явление многогранное, которое может затронуть практически все сферы жизни человека по причине того, что общение фигурирует во всех этих сферах. Именно поэтому понятие «речевая агрессия» по-разному трактуется исследователями.
Речевая агрессия - осуществляемое средствами языка воздействие на сознание адресата, а именно явное и настойчивое навязывание собеседнику (читателю) определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты.
Речевая агрессия как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок или поражение в полемике».
Речевая агрессия - намеренная нацеленность на оскорбление или причинение вреда человеку посредством речевых различных речевых способов.
Сделав вывод из данных определений, я склоняюсь к тому, что под речевой агрессией следует понимать выражение средствами языка негативного эмоцианально-оценочного жесткого отношения к кому-,чему-либо, а также перенасыщение текста словесно выраженной негативной информацией.
Психологическая трактовка видов речевой агрессии:
1) требует немедленного подчинения;
2) угрожает неприятными последствиями ;
3) использует словесное оскорбление или унижение другого человека (группы лиц), проявляет сарказм или высмеивает.
Также можно выделить виды речевой агрессии по способу выражения:
По интенсивности речевой агрессии можно выделить следующие 2 вида:
По степени целенаправленности речевой агрессии:
Способ выражения речевой агрессии | Определение | Пример |
1. Немотивированное, затрудняющее понимание текста использование иноязычной лексики. | 1. Иноязычные вкрапления используются для создания определенного колорита, выделения какой-либо черты, специфика которой утратится, если заменить соответствующее слово его переводным эквивалентом. | 1. Сюда относятся слова и выражения, принадлежащие живым языкам - английскому, французскому, немецкому: happy end, c'est la vie, о'кэй, гуд бай, бонжур, пардон, мерси. Все эти слова и выражения могут быть употреблены в текстах любого языка и представляют собой межъязыковой словесный фонд. |
2. Экспансия жаргонизмов. | 2.Жаргонная лексика – это слова, употребление которых ограничено социальными факторами, например, принадлежностью к определенной социальной среде, или к возрастной категории, общностью интересов и т.п. Нередко их используют для интригующего заголовка. | 2. «Кто защитит семью? Скандалы последних дней, связанные с отмыванием краденых денег…» (Газета «Аргументы и Факты».-1999.-№38) |
3.Инвективная лексика. | 3.Инвективная лексика - лексика, уничижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме, которая контрастирует с принятыми в обществе нормами, может быть использована словесно или письменно. | 3.В качестве одного из самых безобидных примеров использования инвективной лексики можно привести откровенно инвективный заголовок статьи о деятельности члена Совета Федерации: «На хрена попу гармонь?» (Журналист. - 2004. - №3) |
4.Языковая демагогия. | 4.Языковая демагогия - это непрямое воздействие на адресата, «когда идеи, которые необходимо внушить ему, не высказываются прямо, а навязываются исподволь путем использования возможностей, предоставляемых языковыми механизмами» | 4. «Адвокат зарабатывает на смерти башкирских детей $ 1,5 миллиона!» (Газета «Комсомольская правда».-2004.-29 июня) [речь идёт о юристе, помогающем семьям детей, погибших в авиакатастрофе, получить материальную компенсацию]. |
5.Излишняя метафоризация. | 5.Метафоризация в газетной речи является одним из самых распространённых средств негативного отношения к кому-,чему-либо. | 5. «Настоящая русская литература. Не рукоделие всевозможных детективствующих дам, не площадные и заборные упражнения суперэлитных господ литераторов, а светлое и доброе русское Слово». (Литературная газета.-2005.-№4). |
6.Прецедентные тексты. | 6.Прецедентные тексты – это средство ёмкой, экспрессивной характеристики кого-,чего-либо в современной художественной литературе и публицистике. | 6. «…мышиная возня, поднятая литературными моськами ». (Литературная газета.-2005.-26 января). |
7. Перегруженность текста негативной лексикой. | 7. «Еврограбёж». – «Убийца не пожалел малыша» – заголовки статей газеты «Жизнь». |
Обзор средств создания речевой агрессии отнюдь не является исчерпывающим, но даёт представление о ситуации в целом. Современный публицистический стиль немыслим без выражения авторского «я», следовательно, без эмоционально-оценочного содержания текста, которое должен расшифровать читатель или слушатель.
Сама постановка данной проблемы возможна и необходима в двух аспектах:
Опасность применения речевой агрессии в средствах массовой информации состоит в том, что люди со склонностью к внушаемости могут проецировать речевую агрессию в реальную жизнь, а это уже может привести к агрессии физической.
Другая проблема заключается в том, что очень часто в обыденной жизни агрессия слова не осознается общественным сознанием как абсолютно неприемлемая и действительно опасная.
Таким образом, мы наблюдаем широкую распространенность речевой агрессии. При этом наблюдается относительная лояльность к этому явлению со стороны современного общества.
Для анализа речевой агрессии я взяла такие газеты:
Учредитель: Администрация Черниговского сельского поселения (частная газета).
Издатель: ИП Истомин.
№8 (391) 21-27 февраля 2013года.
Учредитель: Администрация Черниговского муниципального района Приморского края (муниципальная газета).
Издатель: МУП «Редакция районной газеты «Новое время».
№103 (10902) 21 декабря 2012года.
Учредитель, издатель газеты: ЗАО «Редакция газеты «Утро России», город Владивосток.
№19-20 (4666-4667) 21 февраля 2013 год.
Учредитель: ОАО «Ньюс медиа».
Издатель: ООО «Типография «Комсомольская правда», город Владивосток.
№42 24-30 октября 2012 года.
Результаты анализа занесены в таблицу:
Печатное издание | Формы проявления речевой агрессии. |
| нет |
Статья: «Когда власти Черниговского сельского поселения начнут решать проблемы жителей?» Автор Н. Споялова. Тема статьи: нет хозяина на селе. | «Село утопает в грязи, всюду помойки, кюветы не чищены, дороги не ремонтируют годами» - использование инвективной лексики, излишняя метафоризация, перегруженность негативной лексикой. «Посудите сами, уважаемые читатели, - четвёртая часть бюджета уходит на развитие культуры, где директором является жена главы поселения…» - скрытая языковая демагогия. Вывод: данные речевые формы используются автором с целью произвести впечатление на потенциального читателя. |
Статья: «Кто влезет на сочинскую пальму первенства» Автор А. Успенский. Тема статьи: критика сборной России в преддверии олимпиады в городе Сочи. | Название статьи: «Кто влезет на сочинскую пальму первенства» - экспансия жаргонизмов. «Но через его дырявую систему безопасности информация просочилась в СМИ» - прецедентный текст. «Евгений Плющенко из явного претендента превратился в тёмную лошадку» - инвективная лексика. «Не по-детски феерят скелетонисты» - экспансия жаргонизмов. «Собирается тряхнуть стариной и Светлана Болдыкова» - экспансия жаргонизмов. Вывод: используя обыгрывания форм слова и выражений, достигается эффект «стёба»- иронии. |
Статья: «Филя при мобиле» Автор: С. Винокуров. Тема статьи: «пропиарить» и высмеять. | «Действительно, за сумму, которую мобильная компания щедро «отсыпала»…» - экспансия жаргонизмов. Название статьи: «Филя при мобиле» - инвективная лексика «Сбросились, кто сколько смог» - экспансия жаргонизмов. Вывод: жаргонизмы используются с целью сформировать негативный портрет отдельного человека. |
Выводы:
Одной из главных опасностей речевой агрессии в СМИ является то, что молодое поколение начинает воспринимать это как речевую норму, а не как исключение из правил.
Неумеренное использование различных форм «языковой атаки» приводит к искажению мировосприятия, негативно воздействуют на языковую культуру, на психологию личности и провоцирует ответную агрессию.
4.Список литературы:
6.2. Гражданский кодекс.
Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации.
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.
2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.
Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.
4. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.
5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
6. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
Слайд 1
Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте. Автор: Кистерная Раиса Юрьевна, ученица 10 класса МКОУ СОШ№8. Руководитель: Ищенко Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы .Слайд 2
Введение . Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. Агрессия, в том числе и речевая, является одной из составляющих противодействия добра и зла, терпимости и нетерпимости. Актуальность исследования. Тема исследовательского проекта актуальна, т.к. в современном мире средства массовой информации занимают достаточно большую нишу в духовной жизни общества. И, к сожалению, сейчас стало повсеместно проявляться явление речевой агрессии. Это происходит по многим причинам: снижение контроля за соблюдением речевых, лексических, этических норм; социальные, психологические предпосылки; падение культурного уровня населения.
Слайд 3
Объект исследования – русский язык. Предмет исследования – газетный текст (средства массовой информации). Метод исследования – грамматический анализ текста. Гипотеза: Редакторы и журналисты газет знают о таком явлении как «речевая агрессия» и не используют её в своих статьях. При создании исследовательской работы моей целью было рассмотреть явление речевой агрессии в СМИ(в том числе и Черниговского района) . Задачи, поставленные мной, заключались в следующем: Выяснить, что представляет собой агрессия, её виды и цель. Определить, что означает речевая агрессия. Классифицировать речевую агрессию. Определить способы выражения речевой агрессии. Выяснить последствия речевой агрессии. Выяснить, появляются ли формы речевой агрессии в СМИ(в том числе и Черниговского района).
Слайд 4
Теоретическая часть. Агрессия, её виды и цель. В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной , служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной , ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты или на себя. Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.
Слайд 5
Понятие речевой агрессии. Речевая агрессия - явление многогранное, которое может затронуть практически все сферы жизни человека по причине того, что общение фигурирует во всех этих сферах. Именно поэтому понятие «речевая агрессия» по-разному трактуется исследователями.
Слайд 6
. Классификация речевой агрессии. Психологическая трактовка видов речевой агрессии :
Слайд 7
Виды речевой агрессии по способу выражения:
Слайд 8
Способы выражения речевой агрессии. 1. Использование иноязычной лексики. Иноязычные вкрапления используются для создания определенного колорита, выделения какой-либо черты. Сюда относятся слова и выражения, принадлежащие живым языкам - английскому, французскому, немецкому: happy end , c'est la vie , о'кэй , гуд бай, бонжур , пардон, мерси и т.д.
Слайд 9
2. Экспансия жаргонизмов. Жаргонная лексика – это слова, употребление которых ограничено социальными факторами. Нередко их используют для интригующего заголовка. «Кто защитит семью? Скандалы последних дней, связанные с отмыванием краденых денег…» (Газета «Аргументы и Факты».-1999.-№38) 3. Инвективная лексика. Инвективная лексика - лексика , уничижающая честь и достоинство другого лица.
Слайд 10
4. Прецедентные тексты. Прецедентные тексты – это средство ёмкой, экспрессивной характеристики кого-,чего-либо в современной художественной литературе и публицистике. «…мышиная возня, поднятая литературными моськами ». (Литературная газета.-2005.-26 января). 5. Перегруженность текста негативной лексикой. « Еврограбёж ». – «Убийца не пожалел малыша» – заголовки статей газеты «Жизнь».
Слайд 11
6. Языковая демагогия. Языковая демагогия - это непрямое воздействие на адресата, «когда идеи, которые необходимо внушить ему, не высказываются прямо, а навязываются исподволь». «Адвокат зарабатывает на смерти башкирских детей $ 1,5 миллиона!» (Газета «Комсомольская правда».-2004.-29 июня. 7. Излишняя метафоризация. Метафоризация в газетной речи является одним из самых распространённых средств негативного отношения к кому-,чему-либо . «Настоящая русская литература. Не рукоделие всевозможных детективствующих дам, не площадные и заборные упражнения суперэлитных господ литераторов…» (Литературная газета.-2005.-№4).
Слайд 12
Исследовательская часть. Для анализа речевой агрессии я взяла такие газеты: Информационно-аналитический еженедельник «Де-факто». Учредитель : Администрация Черниговского сельского поселения (частная газета). Издатель: ИП Истомин. №8 (391) 21-27 февраля 2013года. Газета «Новое время». Учредитель: Администрация Черниговского муниципального района Приморского края (муниципальная газета). Издатель: МУП «Редакция районной газеты «Новое время». №103 (10902) 21 декабря 2012года. Общественно-политическая газета «Утро России» (толстушка). Учредитель, издатель газеты: ЗАО «Редакция газеты «Утро России», город Владивосток. №19-20 (4666-4667) 21 февраля 2013 год. Газета «Жизнь» ( толстушка). Учредитель: ОАО « Ньюс медиа ». Издатель: ООО «Типография «Комсомольская правда», город Владивосток. №42 24-30 октября 2012 года.
Слайд 13
Информационно-аналитический еженедельник «Де-факто». Проанализировав все статьи в данном номере, выяснила, что в печатном издании №8 (391) от 21-27 февраля 2013года речевая агрессия не используется.
Слайд 14
«Новое время» Статья: «Когда власти Черниговского сельского поселения начнут решать проблемы жителей?» Автор Н. Споялова. Тема статьи: нет хозяина на селе. 1) Использование инвективной лексики, излишняя метафоризация, перегруженность негативной лексикой : «Село утопает в грязи, всюду помойки, кюветы не чищены, дороги не ремонтируют годами» . 2) Скрытая языковая демагогия: «Посудите сами, уважаемые читатели, - четвёртая часть бюджета уходит на развитие культуры, где директором является жена главы поселения…»
Слайд 15
«Утро России » Статья: «Кто влезет на сочинскую пальму первенства» Автор А. Успенский. Тема статьи: критика сборной России в преддверии олимпиады в городе Сочи. 1) Экспансия жаргонизмов: название статьи: « Кто влезет на сочинскую пальму первенства». 2) Прецедентный текст : « Но через его дырявую систему безопасности информация просочилась в СМИ ». 3) Инвективная лексика: « Евгений Плющенко из явного претендента превратился в тёмную лошадку ». 4) Экспансия жаргонизмов: « Не по-детски феерят скелетонисты » . 5) Экспансия жаргонизмов: « Собирается тряхнуть стариной и Светлана Болдыкова ».
Слайд 16
Выводы: Проанализировав статьи печатных изданий, выяснила, что речевая агрессия присутствует не во всех исследуемых мной номерах газет. В статьях данного номера общественно-политической газеты «Утро России» речевая агрессия допускается чаще, чем в других. При сопоставлении двух номеров печатных изданий Черниговского района «Новое время» и «Де-факто» выяснилось, что речевая агрессия присутствует только в данном номере газеты «Новое время». Речевая агрессия явно выражена в критических статьях.
Слайд 17
«Жизнь» Статья: «Филя при мобиле » Автор: С. Винокуров. Тема статьи: высмеять. Экспансия жаргонизмов: «Действительно, за сумму, которую мобильная компания щедро «отсыпала»…». Инвективная лексика: название статьи: «Филя при мобиле ». Экспансия жаргонизмов: «Сбросились, кто сколько смог».
Слайд 18
Заключение. Одной из главных опасностей речевой агрессии в СМИ является то, что молодое поколение начинает воспринимать это как речевую норму, а не как исключение из правил. Неумеренное использование различных форм «языковой атаки» приводит к искажению мировосприятия, негативно воздействует на языковую культуру, на психологию личности и провоцирует ответную агрессию.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Сказка про Серого Зайку
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Прекрасная химия
Сказка "Узнай-зеркала"
Девчата