Молодёжь России - это около 40 миллионов молодых граждан, чуть больше 30 % от общей численности населения страны, граждане в возрасте от 14 до 30 лет, не исключение. Социологические опросы показывают, что за последние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 1997 г. процент верующей молодежи составил 39-40 %, то уже в 2010 г. называется цифра в 58,2 % . Поэтому, интересным и актуальным, на наш взгляд, является исследование отношения студенчества, обучающегося в нашем учебном заведении, к религии. В Камчатском педагогическом колледже в марте 2011 года был проведен социологический опрос, целью которого явилось исследование отношения студентов колледжа к религии, уровень их знаний о содержании религии и степень личностного принятия религии студентами. Мы исходили из того, что религиозность как переживание - чувство уходящее корнями «в глубину бессознательного», а потому недоступно «объективным» методам исследования. Таким образом, мы исследовали особенности проявления субъективного отношения к религии, используя такие методы как наблюдение и анкетирование. Результаты исследования и выводы легли в основу доклада на Региональном интеллектуальном турнире «Содружество независимых государств», который был удостоен Диплома 1 степени.
Вложение | Размер |
---|---|
титульный и содержание | 29 КБ |
доклад и исследование | 24.67 КБ |
презентация | 2.04 МБ |
Приложение 34
КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»
Региональный интеллектуальный турнир
«Содружество независимых государств»
683013 г. Петропавловск-Камчатский
ул. Бохняка, 13; т. 236111
Директор: Подгорная Антонина Юрьевна
(по результатам самостоятельно проведенного
социологического опроса)
Выполнил: Дьяченко Виталий
студент II курса отделения
физической культуры
Руководитель: Борисенко
Инна Михайловна
г. Петропавловск-Камчатский, 2012 г.
Оглавление
Введение 3
Основная часть 5
Заключение 13
Литература 14
Приложение 15
Слайд 1
В наши дни, когда социальная действительность, характеризуется утратой умения ориентироваться в жизни - утратой, вызванной потерей веры в справедливость, добро, милосердие в людей и себя, в «нормальные человеческие отношения», роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает.
Слайд 2.
Молодёжь России - это около 40 миллионов молодых граждан, чуть больше 30 % от общей численности населения страны, граждане в возрасте от 14 до 30 лет, не исключение. Социологические опросы показывают, что за последние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 97 г. процент верующей молодежи составил 39-40 %, то уже в 2010 г. называется цифра в 58,2 % .
Слайд 3.
Выявить отношение к православной традиции помогают конфессиональные исследования. По данным социологических исследований, проведенных, например, социологическим факультетом Православного Свято-Тихвинского гуманитарного университета в 2008 г., верующими себя считают 71,2 % молодежи в России. Из них каждый второй себя назвал православным или христианином, почти 5 % респондентов отнесли себя к мусульманам, другие религии исповедуют лишь 1 % молодежи. Но при этом всего 3,5 % молодежи соблюдают посты, 9% причащаются и исповедуются не менее одного раза в год. Однако, этот же опрос показывает, что большая часть молодежи, причисляющая себя к православным верующим, не соблюдает ни постов, ни таинств, они просто выступают носителями православной традиции.
Слайд 4.
На Камчатке представлены многочисленные религиозные конфессии.
Слайд 5.
Причем по статистике Управления Минюста РФ по Камчатскому краю на осень 2010 года религиозные организации занимают третье место среди всех некоммерческих объединений, зарегистрированных на территории края - 54 организации, т.е. практически 6 %.
Поэтому, интересным и актуальным, на наш взгляд, является исследование отношения студенчества, обучающегося в нашем учебном заведении, к религии.
В Камчатском педагогическом колледже в марте 2011 года был проведен социологический опрос, целью которого явилось исследование отношения студентов колледжа к религии, уровень их знаний о содержании религии и степень личностного принятия религии студентами.
Мы исходили из того, что религиозность как переживание - чувство уходящее корнями «в глубину бессознательного», а потому недоступно «объективным» методам исследования. Таким образом, мы исследовали особенности проявления субъективного отношения к религии, используя такие методы как наблюдение и анкетирование.
Слайд 6.
Анкета включала следующие вопросы, представленные на слайде:
При обработке полученных данных определялись основные компоненты, раскрывающие отношение к религии:
а) знание основных понятий характеризующих религию их понимание;
б) личностно значимые мотивы отношения к Богу и различным религиям;
в) степень участия в религиозных обрядах.
Использовался метод контент-анализа.
В исследовании приняли участие 190 человек – студенты 1-4 курсов колледжа в возрасте от 16 до 24 лет.
Слайд 7.
Результаты ответа на вопрос «Что такое религия?» показали, что свыше 70 % опрошенных признают факт существования Бога; для 4 % выборки религия выступает как «средство манипуляции». 11% респондентов характеризуют религию как «исторически возникшую часть культуры общества и форму общественного сознания. И 12, 5% не смогли ответить на данный вопрос.
Слайд 8.
Для нас представляет интерес, как молодые люди обосновывают существование различных религий, а также как они относятся к другим религиям. 79% считают, связывают религию с существованием разных народов и национальностей.
Слайд 9.
Следующий вопрос позволил выяснить представление молодых людей о Боге, понимание его сущности и назначения. Данные ответов на вопрос: « Кто есть (такой) Бог?» свидетельствуют о том, что практически 50% часть молодых людей в Боге видят основного творца, хранителя, покровителя, помощника, спасителя души. 2 % отрицают существование Бога. И затруднились ответить на данный вопрос 50 % испытуемых.
Слайд 10
Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Верите ли Вы в Бога?» Ответы респондентов распределились следующим образом: 14,5 % испытуемых считают, что не верят в Бога; 73% исследуемой выборки, которых можно назвать верующими, поскольку верят в Бога, 6% выборки - доля сомневающихся в своей религиозной вере и 6,5% испытуемых исследуемой выборки не смогли ответить на данный вопрос.
Слайд 11.
Как известно, вера в Бога предусматривает соблюдение религиозных обрядов и праздников, посещение религиозного храма. Ответы на следующие вопросы: «Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды?» «Посещаете ли Вы религиозный храм?» «Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)?» свидетельствуют о том, что молодые люди в основном стремятся соблюдать религиозные обряды и стараются принимать участие в религиозных праздниках, однако редко посещают религиозный храм. Это на наш взгляд связано с возрождением роли религии в современной России и с одной стороны и стихийным приобщением современной молодежи к религии ее традициям и обрядам с другой.
Слайд 12.
Особый интерес представляют основные мотивы, побуждающие молодых людей посещать религиозный храм. В ответе на вопрос: «Почему вы ходите в церковь?» были выделены категории, представленные на слайде; доминирующим оказался «психотерапевтический» мотив – на него указали 49% респондентов. 24,5 % опрошенных выделили «нравственно-психологический» мотив.
Анализ полученных данных по мотивационным целям, позволил определить, степень личностного принятия религиозной веры молодыми людьми и выявить следующие типы религиозности.
К типу внешней религиозности мы отнесли тех, для которых религия лишь способ достижения личностных целей, это 49, %. К типу молодых людей с внутренней религиозной ориентацией мы отнесли 8%, которые стремятся стать ближе к Богу, познать его умом и сердцем. И к так называемой личной, (объединяющей два выше названных) типа религиозности, мы отнесли 33 % опрошенных, для которых религия выступает как забота о ближнем.
Слайд 14.
У каждого человека свое мнение о Боге и свой взгляд на роль, и значение религии в их жизни. В этой связи испытуемым предлагалось ответить на вопрос: «Что дает Вам вера в Бога?» В ответе на данный вопрос были выделены следующие категории, характеризующие различные аспекты значения религии в жизни молодых людей:
61% ответили, что «вера в Бога дает мне надежду, силу, моральную и духовную поддержку, помощь, внутреннее спокойствие, любовь, душевное благополучие и т.д.».
6% такие варианты ответов как «уверенность в не случайность происходящего в мире, объяснение явлений, не подлежащих научному мировоззрению, истинность». 33% опрошенных оставили без ответа. Роли религии в жизни респондента неопределенна.
Таким образом, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Большинство молодых людей, в виду несформированности представлений о религии не способны объяснить значимость религии в их собственной жизни.
Считаем, что гос-во и общество должны объединить усилия, чтобы расширить знания молодежи о религии, о её нравственном потенциале. Примером такой консолидации выступал эксперимент, а с 1 сентября 2012 года введение на условиях обязательного предмета с начального класса предмета «Основ религиозной культуры и светской этики».
Учитывая, тот факт, что 80% населения причисляет себя к русским, возможно такая мера позволит повлиять на формирование мировоззрения у будущего поколения россиян, повлияет на формирование духовной общности.
Но учитывая, тот факт, что на территории РФ проживает 160 национальностей, необходимо соблюдать Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений». Оставляя при этом за религией возможность влиять на развитие духовного мира человека и формирования его нравственных установок.
Слайд 1
КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» (проект по результатам самостоятельно проведенного социологического опроса) Выполнил: Дьяченко Виталий студент II курса отделения физической культуры Руководитель: Борисенко Инна Михайловна г. Петропавловск-Камчатский, 2012 г. Региональный интеллектуальный турнир «Содружество независимых государств» Приложение 33Слайд 2
71% - относят себя к верующей молодежи 35% - себя назвали православными или христианами 5% - респондентов отнесли себя к мусульманам 1% - молодежи исповедуют другие религии Из них: Социологическое исследование, проведенное социологическим факультетом Православного Свято-Тихвинского гуманитарного университета за 2008г.
Слайд 5
Социологический опрос студентов колледжа (2011 год, общее число респондентов – 190 человек, в возрасте от 16 до 24 лет) Анкета: 1. Что такое религия? 2. Почему в мире существуют разные религии? 3. Кто есть (такой) Бог? 4. Верите ли Вы в Бога? 5. Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)? 6. Почему вы ходите в церковь? 7. Что дает Вам вера в Бога? При обработке полученных данных определялись основные компоненты, раскрывающие отношение к религии: а) когнитивный компонент , связанный со знанием основных понятий характеризующих религию их разграничением, пониманием; б) мотивационно-оценочный компонент , отражающие личностно значимые мотивы отношения к Богу и различным религиям; в) поведенческий компонент - степень участия в религиозных обрядах Использовался метод контент-анализа
Слайд 13
«Что дает Вам вера в Бога?» 61% ответили, что «вера в Бога дает надежду, силу, моральную и духовную поддержку, помощь, внутреннее спокойствие, любовь, душевное благополучие и т.д.» 6% такие варианты ответов как «уверенность в не случайность происходящего в мире, объяснение явлений, не подлежащих научному мировоззрению» 33% опрошенных оставили без ответа. Роли религии в жизни респондента неопределена.
Глупый мальчишка
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
И тут появился изобретатель
Акварель + трафарет = ?
Пустой колос голову кверху носит