По каким критериям мы выбираем себе одежду в магазинах и с какой целью мы ее носим?
На уроках технологии мы знакомились с историей одежды, стилями и направлениями моды, но никогда не рассматривали моду с христианской точки зрения. Посоветовавшись с учителем технологии, я решила узнать больше на эту тему.
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda_v_khristianstve_golosova_sveta.docx | 996.89 КБ |
tit_list_raboty.docx | 174.63 КБ |
План работы:
I. Вступительная часть:
1.1.Обоснование выбора проблемы.
1.2.Постановка целей и задач исследования.
1.3. Продолжительность и источники исследования.
II.Основная часть:
1.1.ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ОДЕЖДЫ
1. 2. Назначение одежды в БИБЛЕЙСКИЕ ВРЕМЕНА
2. Как люди одевались.
2.1. МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
Туника
Плащ
Головные уборы Сандалии
Украшения
Прически
2.2. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Туника Плащ Головные уборы Сандалии Украшения Прически
2.3.Одежда в библейской символике.
2.4.Одежда христианина.
2.5.Отношение церкви к косметике и одежде.
III.Заключение:
Как быть современным в ХРИСТИАНСКОМ понимании слова?
Список литературы и источников.
Приложение
I.Вступительная часть:
Трудно в современном мире отказаться от соблазнов, особенно молодым девушкам. Глянцевые журналы пестрят головокружительными нарядами, блеском бриллиантов, дорогими шубами и шикарными машинами. В погоне за модой, девушки идут на многие поступки, теряют своё истинное «Я».
В последнее время возник небывалый интерес к внешнему виду молодёжи. Нам постоянно говорят об этом и дома и в школе, и даже на улице «бабульки». А моя прабабушка и вовсе называет моих подружек «антихристы», что мы стыд потеряли.
Я тоже ничем не отличалась от своих сверстниц, пока со мной не произошла одна поучительная история.
В воскресенье бабушка попросила сходить с ней на рынок – купить перчик. Я забежала за ней, она строго на меня взглянула (короткая юбчонка еле прикрывала мои ноги) и сказала, что нам надо зайти ещё в одно место. Подойдя к Церкви, она попросила меня подождать. Ждать пришлось долго, и не удержавшись, я вошла в Церковь.
Тишина, потрескивание свечей, красивое пение и Спокойствие…. И что-то ещё… В какой- то момент мне стало неуютно и я выскочила на улицу. Среди людей, находящихся в храме, я вдруг почувствовала себя лишней, крикливо вызывающей…
Я задала бабушке вопрос, что со мной не так. На что мне она ответила:
- Каждая Душа у человека изначально «Христианка». И то, что не чувствует человек с его пороками и грехами, тонко чувствует Душа. Ей стало стыдно и «заставила» тебе уйти из святого места, куда ты зашла в таком виде.
Я задумалась над тем, по каким критериям мы выбираем себе одежду в магазинах и с какой целью мы ее носим.
На уроках технологии мы знакомились с историей одежды, стилями и направлениями моды, но никогда не рассматривали моду с христианской точки зрения. Посоветовавшись с учителем технологии, я решила узнать больше на эту тему.
В силу актуальности затронутой проблемы цель данной работы заключается в том, чтобы на основе прочтения Библии и др. источников реконструировать картину какая одежда была у первых христиан и какую несёт она смысловую нагрузку. А также осмыслить тот факт, что без усилий со стороны самого человека, постоянного анализа своих действий, применения к собственным поступках критериев христианского понимания жизни, нельзя быть хорошим Христианином.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- совершить исторический экскурс в эпоху Христианства;
-ознакомиться с особенностями быта первых христиан; - изучить какое место в христианстве носила одежда;
-изучить роль и место православной одежды в современном обществе, сопоставляя сходство и отличие между одеянием в традиционной православной культуры и одеждой современных русских женщин;
- быть готовой противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
-развивать в себе нравственные и эстетические качества, стремление к опрятному внешнему виду.
Может, тема об одежде покажется кому-либо недуховной, но Библия говорит о ней и в Ветхом, и в Новом Завете. Одежда необходима человеку, и Сам Бог заботится о том, чтобы мы были одеты (Матф.6:30-32).
Мы неразлучны с одеждой от колыбели до гроба; с ней связано немало переживаний и чувств - здесь и радость приобретения, и горечь утраты. По одежде иногда можно узнать характер человека - гордый он или простой, можно определить, к какому сословию он относится: «Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских» (Матф.11:8).
Кто придумал одежду? Зачем она вообще нужна? Может ли она быть греховной?
Слово Божье не оставляет эти вопросы без ответа. Постараемся найти их.
У меня есть целых два месяца, чтобы узнать больше информации по данному вопросу. Многое я узнала на уроках истории, литературы и технологии, побывала я в Церкви, музеях города. В некоторых вопросах мне поможет моя прабабушка и учитель технологии.
Обязательно следует обратиться и к анализу научной и художественной литературы, которая поможет взглянуть в саму суть исследования моего вопроса.
Достигнуть цели мне помогут интернет - ресурсы, где я могу «побывать» в эпохе первых Христиан, рассмотреть и найти ответы на интересующие меня вопросы.
II. Основная часть:
1.ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ОДЕЖДЫ
Свое начало одежда берет не от сотворения мира, а из Эдемского сада. Бог сотворил человека без одежды, и это было «весьма хорошо».
Совершенно раздетые, Адам и Ева не испытывали трудностей ни внешне, при соприкосновении с окружающим миром или друг с другом, ни внутренне, с чем так знаком человек сегодня. «Не стыдились» - потому что было доверие друг другу, была внутренняя чистота, полное единение с Богом и друг с другом, не тяготила никакая вина. Такое состояние позволяло полную открытость.
Но с грехопадением все изменилось: внутренняя чистота утратилась, появился эгоизм, вместо доверия - обвинение, вместо единения - разделение, обособление собственной позиции, вместо счастья - проблемы. С грехопадением человек ощутил нужду в одежде и сделал себе опоясание. Но как только раздался голос: «Адам, где ты?», чувство страха и стыда заставило человека скрыться. Бегство Адама говорило о его разобщении с Богом.
По Своей великой любви к человеку Бог сделал Адаму и его жене одежду. С одной стороны. Он подтвердил этим, что между Богом и людьми, а также между самими людьми действительно произошел разрыв. С другой стороны, одев Адама и Еву, Бог решил проблему стыда и сделал возможным общение человека с Творцом. Одновременно решался вопрос тепла в связи с ожидающимся холодом и устранялась трудность, связанная с соблазном. Одежда защищала людей от искушения.
1. 2.НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ В БИБЛЕЙСКИЕ ВРЕМЕНА
Согласно Слову Божьему, изобретение одежды преследовало четыре цели:
Возникает вопрос: что относится к наготе и какие мерки здесь применимы.
Нагота должна быть покрыта одеждой - так учит Библия. «...Когда увидишь нагого,— одень его...» (Ис.58:7); «...И взяли пленных, и всех нагих из них одели из добычи, - и одели их, и обули их...» (2Пар.28:15).
Когда мы входим в какой-либо дом, хозяева не закрывают от нас своего лица, но иногда лихорадочно одергивают полы одежды, если она не в порядке (например, нет пуговицы на халате). Почему? Сама природа, или, другими словами, совесть наша, учит, что неприлично неблагообразное выставлять на обозрение. Более того, Библия учит, что каждый человек ответственен за то, чтобы покрыть наготу ближнего. И если у кого-то нет одежды для покрытия наготы, виновен тот, кто не покрыл его (Лук.3:11; Иак.2:15-16).
Непосредственное и самое понятное назначение одежды - защищать от холода (Прит.31:21; Иак.2:15-16).
Кроме этих двух задач, назначение одежды - показывать достоинство человека, кто он есть, и удерживать от греха.
Обнаружить истинные достоинства человека - нелегкое дело. И все же его внутренняя суть обязательно проявляется в каких-либо видимых формах, в том числе и в одежде.
Одна из функций одежды заключается в том, чтобы показать, кто этот человек - мужчина или женщина, служит ли он Богу или проводит время праздно, богобоязнен он или нечестив.
Одежда и честь человека непосредственно связаны между собой.
Издавна человек одеждой выражал почтение Богу. Например, первосвященник в своем облачении (Исх.28:1-3). Народ израильский перед встречей с Богом во время освящения тоже переменял одежды. Петр опоясался, когда узнал Иисуса (Иоан.21:7).
Посредством одежды честь человека может быть высоко поднята и подчеркнута, как это было с Иосифом, когда отец сшил ему разноцветную одежду (Быт.37:3), или же, наоборот, глубоко унижена и оскорблена, как было со слугами Давида, которым обрезали одежду по самые чресла (2Пар.10:4-5).
Очень часто одеждой человек пытается завоевать себе честь. Так фарисеи увеличивали края одежд, желая показать свое мнимое благочестие (Матф.23:5). С этой целью и сегодня еще пользуются нарядами и украшениями. Человек хочет сохранить за собой честь. Какую и каким путем - это другой вопрос, но потерять честь никто не хочет.
Существует христианская честь, о чем говорит Слово Божье: «Живите достойно благовествования Христова...» (Фил.1:27), и мирская честь. Одежда почти всегда с достаточной точностью показывает, какой честью мы дорожим.
В христианстве внутренняя красота - главная, а внешняя - второстепенная. Это особенным образом сказывается на одежде. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде...» (1Петр.3:3); «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами...» (1Тим.2:9-10);
В этих местах Священного Писания речь идет об одежде и украшениях.
Украшение в понятиях человека - это то, что делает его красивым, привлекательным и сглаживает недостатки.
В глазах Бога такая красота - ложна. Нарядность в одежде часто бывает верным знаком внутренней пустоты и порочности (Ис.3:16-23).
_____________________________________________________________________________
* Эти функции одежда выполняет и в наше время.
Бог ценит внутреннюю красоту и побуждает нас стремиться к ней. Придет час, когда Он Сам облечет нас в неземной наряд, и тогда внутренняя красота проявится видимым образом.
Естественно, в мире понятия о красоте совершенно другие. Там внутренняя красота если не в полном пренебрежении, то на заднем плане (1Цар.16:7). К сожалению, мирские взгляды нередко проникают и в церковь, особенно в среду молодежи.
Четвертая функция одежды - удерживать от греха. «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти.
И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству» (Числ.15:38-39).
С момента грехопадения плотская природа постоянно влечет человека к блуду: и сердце, и глаза его как бы настроены на это зло. Зная эту слабость человека, Бог повелел израильтянам вставлять в одежду знак, который напоминал бы о небесном. Тонкие голубые кисти на краях одежды - не для покрытия наготы, не для тепла. Увидев их, человек должен был вспомнить Бога, вспомнить Его заповеди и исполнить их, то есть воспротивиться похотливому влечению сердца и очей.
Падения и многие грехи начинаются именно с одежды. Один такой случай описан в первой книге Библии, Бытие. Однажды, когда Иуда шел стричь свой скот. Фамарь переоделась и села возле ворот. Встретив ее, Иуда не узнал свою невестку, но, благодаря одежде, принял ее за блудницу. За этим последовал грех.
2. КАК ЛЮДИ ОДЕВАЛИСЬ
Наше знание о древних стилях одежды далеко не исчерпывающе. Мы располагаем лишь несколькими рисунками и библейскими описаниями, которые, однако, не всегда соответствуют друг другу.
Во времена патриархов - от Авраама до Иакова - носили длинные, до лодыжек, одеяния, закрывавшие одно плечо и оставлявшие второе обнаженным. Верхний край одеяния был диагональным, нижний - зубчатым, поэтому оно не могло быть тканым. Наверно, его делали из шкур или войлока.
Богатые и бедные одевались, конечно, по-разному. У бедного крестьянина была простая одежда из овечьей или козьей шерсти, одна на все случаи жизни; так, бросив вызов обществу богатых иудеев, наряжавшихся в дорогие одежды, одевались пророк Илия и Иоанн Креститель.
А у богатых имелась зимняя и летняя одежда, одежда для работы и для отдыха. Ее шили из разных материалов - из тонкого полотна, даже из шелка. Некоторые зажиточные израильтяне тратили на одежду столько времени и денег, что Иисус был вынужден напомнить им об истинных ценностях: «и об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии... Если же траву полевую... Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф.6:28-30).
Различие между мужскою и женскою одеждою на Востоке не так резко обозначается, как у нас. Впрочем, между тою и другою все-таки было некоторое различие. Моисей нарочито воспретил всякий обмен одежд между двумя полами. Подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Общая одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин.
2.1. МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
Мужская одежда израильтян отличалась у бедных иудеев отличалась от той, что носили богатые. «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захода солнца возврати ее, – говорится в Книге Исхода, – Ибо она есть единственный покров у него; одеяние тела его: в чём он будет спать?»
В качестве нижней одежды использовалась набедренная повязка* либо короткая - от пояса до колен - юбка. Самые тяжелые работы выполнялись обычно в одних набедренных повязках. Одною из самых древних и простых одежд был кусок полотна льняного или хлопчатобумажного, обвиваемый вокруг чресл и достигавший до колен. Подобный кусок составляет также внутреннюю одежду, и он бывает так незначителен, что лица, не имеющие кроме сего никакой другой одежды считаются как бы обнаженными (Ис 20:2-4). То же говорится о Петре, что он опоясался одеждою, потому что был наг (Ин 21:7). В лучшей отделке эта внутренняя одежда делалась шире и длиннее и имела рукава; она иногда изготовлялась на ткацком станке и не имела швов (Исх 28:32). Хитон Спасителя был не сшитый, а весь тканый сверху (Ин 19:23).
Туники и плащи * иногда шили из шкур животных. Но подобным образом одевались обычно только беднейшие слои населения. В грубом облачении ходили и пророки. Когда больной царь Израиля услышал о человеке, который носит плащ из шкур животных (в русском переводе - «весь в волосах») и подпоясывается кожаным поясом, он сразу догадался, что речь идет о пророке Илие (4 цар.1). Так же был одет и Иоанн Креститель (Мк. 1:6).
Нижняя одежда, которую часто называют туникой, напоминала рубаху. Такие рубахи делались из шерсти, льна или хлопка. Одни туники были с простыми разрезами для рук, другие - с длинными рукавами.
В библейские времена специальной ночной одежды не было, люди просто распускали на ночь пояса и ложились спать в туниках. Мужская туника доходила до икр и могла быть красной, желтой, черной или полосатой.
Так как одежды приготовлялись длинные и свободно спускались до самых ног, то их обыкновенно препоясывали вокруг чресл поясами*. Это придавало фигуре красивый вид и предохраняло от запутывания во время труда или движения. По сему выражение - препоясывать чресла сделалось знаменательным образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности; тогда как другое выражение - снимать пояс означало предаваться покою и праздности (4Цар 4:29, Иов 38:3, Ис 5:27, Иер 1:17, Лк 12:35, Деян 12:8, 1Пет 1:13).
Пояса, иногда очень красивые, были из шерсти. В притче Мк. 31:24, где описывается идеальная жена, говорится: она «делает покрывала, и продает, и поясы доставляет купцам...».
Пояс представлял собой кусок материи, сложенный в несколько раз, так, что внутри образовывалось нечто вроде кармана, где носили монеты и другие вещи. (Мк. 6:8). У богатого пояс был кожаным, и он мог заворачивать внутрь кинжал или чернильницу, перо, или гребень, чтобы расчесывать бороду.
Пояс в данном случае имеет очень большое, даже символическое значение. В Евангелии от Матфея Христос говорит ученикам: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (10.9).
________________________________________________________________________________
* см. Приложение
После вавилонского плена как верхнюю одежду носят также распашной кафтан* до колен, с короткими рукавами, впоследствии у богатых израильтян входит в моду обычай носить несколько туник – одна поверх другой. Носили также драпировочный плащ, напоминавший греческий гиматий. Пастуху, которому приходилось ночевать на открытом воздухе, гиматий* служил и одеялом и подстилкой. Для бедняка плащ имел огромное значение; если плащ отдавался в залог, он должен был быть возвращен до захода солнца.
В холодную погоду бедняки, пастухи и ремесленники, странники – все, кто в этом нуждался, носили плащ – длинный, тёплый, шерстяной, состоявший из двух кусков ткани, сшитых на плечах и по бокам, где были оставлены прорези для рук.
Традиционной израильской одеждой, надеваемой поверх туники, был ефод* – верхняя рубашка из двух полотнищ, по углам которой могли быть выпущены семи- или восьминитяные кисти.
У богатых людей плащи были из дорогого шелка или льняного полотна, с широкими рукавами и голубой бахромой (Мф. 23:5).
Фарисеи, желая подчеркнуть свою религиозность и приверженность традициям, делали эти кисти вдвое длиннее, чем обычно. По краю ефод нередко отделывался синими полосами. Ефод подпоясывали дважды - длинным тканым поясом, наподобие шарфа*.
Головной плат – убрус*, то, что в наши дни получило название «арафатка», как уже было сказано, предохранял голову от самых разных «капризов» израильской погоды. Убрус мог быть пёстрым, полосатым или однотонным, часто белым, и представлял собой квадратный кусок материи, сшитый по диагонали. Его надевали, приложив складкой ко лбу и обвязывали шерстяным шнуром или кожаным ремешком, или узким куском свитой ткани. Во время молитвы иудеи надевали маленькие шапочки, покрывая сверху голову талитом* – шерстяным покрывалом.
Самая распространенная обувь древнего мира – сандалии*.
Обычно носили простые кожаные сандалии, иногда с деревянной подошвой. Такие сандалии носили ученики Иисуса (см. Мк. 6:9). Евреи снимали обувь, входя в дом, и омывали ноги прежде чем вступить внутрь. Самые бедные люди ходили босиком.
Вырезался кусок кожи того же размера, что и ступня. Длинный кожаный ремешок пропускали между большим и вторым пальцами ног и завязывали вокруг лодыжки. Такова простейшая модель сандалий. В них было не очень жарко, но ноги сильно пылились. Прежде чем войти в чужой дом или в святилище, сандалии всегда снимали. Снимать с гостей сандалии и мыть им ноги было обязанностью самого бесправного слуги.
По традиции правую сандалию снимали раньше левой. Человек, продававший свое имущество, снимал сандалию и вручал ее покупателю в знак того, что передает ему право собственности (как сделал родственник Вооза, см. Руфь 4:7).
Мужчины носили драгоценности и украшения. Нередко это было кольцо на пальце или же на шнурке, надетом на шею. Такими кольцами перстнями иногда запечатывали важные письма. Каждый перстень оставлял на мягком воске свой особый след (это называлось печатью), который указывал на то, кем отправлено письмо. Некоторые люди носили также амулеты, веря в то, что они помогут отогнать злых духов.
Мужчины стриглись ножницами и брили волосы бритвами с длинным лезвием. Иногда люди давали особые обеты и не стриглись в течение долгого времени.
2.2. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
В библейские времена женщины носили одежду сходную с одеждой мужчин.
Женская туника* - обычно синяя, часто с вышитой по трафарету кокеткой - достигала щиколоток. В каждой деревне существовали свои традиционные образцы вышивок. Но, в общем, женская туника мало отличалась от мужской.
Широкая, развевающаяся верхняя одежда с запонками, или пряжкою на груди, и покрывало, по всей вероятности, были главными принадлежностями оной. Покрывало у девиц считалось знаком скромности. Так, об Ревекке говорится, что она взяла покрывало и покрылась (Быт 24:65). Оно служило также знаком покорности, или почтения у женщин замужних (1Кор 9:3-10). В пророчествах Исаии встречается точное описание различных предметов женской одежды у Евреев (Ис 3:15-23). "В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо".
Как и мужчины, женщины носили туники из шерсти, хлопка или льна, но женские туники обычно были голубого цвета и доходили до лодыжек. У женских туник был треугольный вырез с вышивкой по краям.
Как и мужчины, женщины приподнимали подол туники, когда выполняли какую-нибудь работу, например, носили воду. Женщина могла использовать подол своего длинного платья в качестве сумки, так даже носили зерно.
Верхняя одежда женщин была длиннее, чем у мужчин - она скрывала ступни ног и стягивалась поясом на талии.
На головах женщин было навязано невероятное количество материи, крепившейся плетеными шнурками, что помогало защититься от палящего солнца. Часто женщины, в особенности незамужние, из скромности носили на лице покрывало (Быт. 24:65). Этот головной убор* следовало надевать во время молитвы. Женщины, носившие на голове кувшины с водой и другие тяжелые вещи, подкладывали под них специальные подушечки. Как и мужчины, женщины обычно носили кожаные сандалии*. Ремешок продевался между большим и вторым пальцами, а затем охватывал пятку (Лк. 3:16).
Женщины пользовались душистыми маслами: ладаном и миррой из Африки, алоэ и нардом из Индии, шафраном из Палестины и проч. Еврейские женщины носили множество украшений, включая браслеты на запястьях или выше локтей и ножные браслеты, издававшие звон при ходьбе.
Апостолы осуждают подобные заботы об украшении волос женщинами, как доказательство их тщеславия, несогласного со скромностью женщины Христианки (1Тим 2:9-10, 1Петр. 3:3-4).
Еврейки носили длинные волосы и часто заплетали их в косы.
Еврейки пользовались косметикой, подкрашивали ресницы и иногда красили пальцы рук и ног красной краской, называемой хной (Ис. 3: 18-21).
У большинства людей одежды было немного, и потому ее стремились сделать как можно более долговечной. Ее тщательно стирали с мылом, сделанным из оливкового масла, и полоскали в быстрых потоках, вымывающих грязь гораздо лучше тихой воды. Если кто-то разрывал свои одежды в знак траура, это свидетельствовало о глубине и искренности скорби.
2.3.ОДЕЖДА В БИБЛЕЙСКОЙ СИМВОЛИКЕ.
Итак, одежда - покрытие, облачение человеческого тела для защиты от внешних воздействий или для украшения, а также бытовой символ, организующий человека, создающий ему определенное состояние и несущий социальные функции.
Не зря говорят, что "по одежде встречают, а по уму провожают". Одежда не только дает представление о человеке и его социальном статусе, но и выражает эстетические идеалы общества в целом в ту или иную эпоху.
Сочетание частей одежды и дополняющих ее предметов образует ансамбль или костюм. Художественная выразительность последнего определяется его знаковой, символической структурой, образным замыслом, архитектоникой и ритмикой, цветом, рисунком, фактурой материалов и отделки.
Кожаные одежды в библейской символике были знаком грехопадения, так как люди стали нуждаться в одежде после него: если одеждой Адама и Евы были пояса из листьев фиговой пальмы, то после грехопадения появилась одежда из шкур⃰, имеющая явное тотемное значение. Например, пятнистая шкура леопарда обозначала Пана. В Библии запрещается мужчинам носить женские одежды, а женщинам - мужские.
Одежда стала, с одной стороны, знаком человеческой скромности и слабости, а с другой - она дает повод для тщеславия и самоутверждения, так как овеществляет социальный статус. Правила хорошего тона предписывают мужчине никогда не появляться на деловых встречах без пиджака и галстука, а деловой женщине непозволительно появляться на работе с голыми руками.
По одежде нередко определяется и профессиональная принадлежность. Например, учитель должен быть одет так, чтобы не отвлекать своим видом от учебы, а путана, наоборот, обычно ярко накрашена и вызывающе одета. Фартук и колпак - обязательные принадлежности повара или пекаря, а комбинезон рабочего показывает, что он в данное время находится на работе. Каска и фонарь стали неотъемлемыми признаками шахтера.
В религиозной традиции различается одежда праведников и нечестивцев. Так, запятнанная одежда означает, согласно библейской традиции, неправедность. Соответственно снятие запятнанных одежд означает снятие вины. Чистота одежды в древней Иудее была принципиальным символом. Предание гласит, что если Талмид Хохама обнаруживал на одежде пятно, то владелец этой одежды подлежал смертной казни.
Символика состояний передается через символику одежды, пример этому - "ризы спасения". Брачные одежды трактуются в Библии как одежда жениха и невесты. Но уже в Евангелии, где брачный пир означает встречу с евангельской истиной, брачные одежды воспринимаются как определенная нравственная подготовка, как элемент преображения и как радость по поводу обретения истины. Именно в этом смысле употребляется выражение "убелить одежды кровью Агнца", а выражение "хранить свою одежду" подразумевает быть бдительным и готовым к приходу Бога.
Одежда, в которую заворачивали тело покойника до погребения, называлась плащаницей.
Рвать на себе одежды - общеизвестный знак скорби. Цельная одежда без швов у христиан символизирует страдания Христа.
Одежда тесно связана с носящим ее человеком, что породило множество суеверий. Случайно надеть одежду наизнанку считается к удаче, но при этом надо так ее и оставить, чтобы удача не изменила. Правда, в ряде стран это, наоборот, считается плохой приметой, так как могут побить. Также к несчастью могут привести неправильно застегнутые пуговицы или крючки, хотя беды легко избежать, сняв и заново надев вещь. Во многих культурах плохой приметой считается зашивать одежду на себе: у одних народов - это знак смерти, у других - врагов и нужды, у третьих - потери памяти.
Надевая новую одежду, принято загадать желание, а при наличии кармана положить в него монетку. Считается, что на Пасху - а в некоторых странах на Троицу или Рождество - следует надевать новую одежду, а иначе будут преследовать неудачи.
Говорят, что одежды умерших носятся плохо и теряют прочность, даже если они вполне новые.
Плохой приметой считалось дарить старую одежду малознакомым людям. Вероятно, эти предрассудки своими корнями уходят в страх перед ведьмами и черной магией, одним из принципов которой является то, что всякая вещь, бывшая в контакте с человеком, может быть использована против него.
2.4. ОДЕЖДА ХРИСТИАНИНА
А вот что мне рассказала учитель технологии Прохватилова Ольга Валентиновна.
Всякому человеку, искренне пожелавшему вести христианский образ жизни, соблюдать законы и обычаи благочестия, становится понятно, что в таковом деле не существует мелочей и вещей наносных, внешних. Господь говорит нам в Св. Евангелии, что если мы будем верны в малом, то и над многим нас поставит. Одной из таковых вещей должно считать отношение к христианской одежде и внешнему виду.
Перефразируя известного русского писателя можно сказать: в христианине должно всё быть по христиански: и мысли, и дела и одежда... И это совершенно справедливо. Ведь отцы церкви и даже вселенские соборы оставили нам указания о приличествующей одежде для христиан.
Любая вещь в жизни имеет своё предназначение. Одежда - не исключение. Функции одежды заключены в следующем: во-первых, она прикрывает наготу, во-вторых, она согревает, в-третьих - она придаёт красоту. “По одёжке встречают...” - это высказывание, как нельзя лучше, подойдёт к сегодняшней проповеди.
Несмотря на то, что Господь выгнал людей из рая, Он сделал им кожаные одежды. Очевидно, что для этой цели Ему пришлось пожертвовать животным. Запомним - мы не можем прикрыть свою духовную наготу своими силами. Но жертва, которую Бог-Отец принёс, отдав на смерть Своего Сына Иисуса Христа, даёт нам право облечься в новые одежды.
Что это за одежды? Милосердие, благость, смиренномудрие (смирение), кротость, долготерпение и любовь, “...которая есть совокупность совершенства”. Однако перед тем, как облечься в новые одежды, необходимо снять старые. Это одежды греха: гнев, ярость, злоба, сквернословие, ложь и т.д. Представьте, как будет выглядеть человек в костюме от Кардена, под пиджаком которого видна старая, грязная, рваная рубашка. В духовном мире тоже “встречают по одёжке”. Христианин, одетый в новые одежды святости и праведности, несёт окружающим Божий аромат, “благоухание”. Человек же, который одет в ветхие одежды греха, вызывает лишь отвращение.
Итак, это нам решать - в какой одежде ходить. В одной из притч Иисуса (Мф. 22:1-14), говорится о свадебном торжестве, которое сделал один богатый человек для своего сына. Все приглашённые надели нарядные одежды и пришли на пир, а один гость пришёл в грязной одежде, продемонстрировав неуважение к хозяину, его сыну и к остальным гостям. Тогда слуги хозяина взяли этого гостя и выбросили вон, “во тьму внешнюю”. Эта пророческая притча говорит нам о дне, когда Иисус вернётся на землю за Своей Невестой - Церковью. На брачном пире, который состоится в облаках, будет много гостей. Попасть на эту свадьбу вечности можно будет только по специальному пропуску, коим является наша вера в Сына Божьего и любовь к Нему. Но, произойдёт также нечто ужасное - кто-то из гостей окажется не в брачной одежде.
Как такое сможет произойти? Это может значить лишь одно: человек не подготовился к встрече со Своим Господом, не пожелал расстаться с ветхой одеждой и облечься в новую, не внял предупреждениям Иисуса и Его апостолов, проигнорировал хождение в святости, праведности и любви. Увы, такой человек останется вне Бога, вне вечности, вне спасения. А ты, дорогой друг, уже принял решение следовать за Богом, отвергая грех? Принял ли ты решение облечься в новые одежды? Господь ждёт твоего решения.
Одежда не должна вызывать зависть (слишком дорогая, для других недоступная); не должна порождать отвращение (грязная, вонючая, неопрятная) и не должна вызывать похоть (третье относится, понятно, к молодым). Ибо так одевающийся - орудие демонов, через него они соблазняют людей, а грех - на нем.
Посмотрите на лилии полевые, на каждую букашку, как они соразмерны и прекрасны. И еще - как они приспособлены к своей среде обитания. Так и одежда должна быть не только элегантна, но и приспособлена ко времени и месту.
На уроки я всегда стараюсь элегантно одеваться, как на прием. Ведь я и иду на встречу, на встречу с будущим поколением. А эти встречи самые ответственные. Ученики берут пример с учителя, и всегда стоит задуматься не только над смыслом каждого слова и жеста, но и над своим внешним обликом.
Я никогда не следую моде, у меня давно выработался свой стиль. И когда какая-то вещь снашивается, я заменяю ее почти такой же новой. Это получается само собой. Мне мода кажется искусственной, нарочитой, специально кем-то выдуманной. Зачем бежать за ней? Стараться быть модным - не грешно, но это знак того, что, возможно, ты еще не сложился как самостоятельная личность, ты еще в плену массовой культуры.
Вкус в одежде, как и вкус во всем, - Божий дар. У одного он есть, у другого - нет. Один «кожей» чувствует правильное соотношение цветов одежды, материалов. У другого такое чувство отсутствует. Кое-чему можно научиться. Но стоит ли? Думаю, что - да. Радовать своим видом других, возвышать к красивому - дело Божие. Но именно радовать, а не выставляться - посмотрите все, какой я модный, крутой. Делать так - пошло, все, что напоказ, на внешний эффект, все, что не изнутри твоего естества, - пошло. И в словах, и в одежде.
Одежда, конечно, не часть «сокровенного человека», но - проявление личности вовне. Проявление тогда хорошо, когда органично. И тут, кстати, следует помнить, что неряшливость в одежде - это неряшливость души, а то и гордость: вот я какой хочу, такой и хожу, мне на других наплевать; развратность в одежде - развратность души, кичливость одеждой - явное проявление тщеславия.
Так мы должны поступать и сейчас, в том числе и при выборе одежды, когда идем в общественное место: мы должны помнить, что там немало людей бедных и они могу позавидовать твоей машине, твоей шубе, твоим перстням, что там есть молодежь, которая может прельститься, если одежда на тебе слишком открытая, слишком обтягивающая, что люди общаются порой тесно и нечистота твоей одежды будет им мешать. Помня все это, одеваясь в школу, вы всегда найдете подходящие вещи. Подходящие вам и радующие других.*
2.5. КАК ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ К КОСМЕТИКЕ И ОДЕЖДЕ
Вопросы одежды, косметики и украшений всегда были предметом больших разногласий в большинстве церквей и деноминаций. Несмотря на то, что христианство, прежде всего, в своей сути имеет дело с преобразованием сердца человека, внешний вид верующих всегда играл большую роль в их жизни.
По всей видимости эта проблема была известна христианам на самой ранней стадии истории церкви. Три новозаветних автора - Пётр, Павел и Иаков касаются вопроса одежды и украшений в своих посланиях.
Для всего Русского евангельского братства очень важно приобрести Библейский, сбалансированный взгляд на этот вопрос. Этот взгляд может быть сформулирован в нескольких принципах.
Новый Завет представляет достаточно ясное учение по вопросу внешнего вида женщины христианки, в контексте церковного богослужения и семьи.
Говоря о внешнем виде христианок, ни апостол Павел, ни апостол Пётр не предписывают каких-либо стилей одежды, причёсок или украшений в качестве «святых» и обязательных для христианок всех времён и всех культур.
Оба апостола, Пётр и Павел концентрируют своё внимание на верном состоянии сердца женщины христианки.
Следующие духовные качества внутреннего мира христианки должны играть определяющую роль в регулировании её подхода к своему внешнему виду:
Порядок - в то время как девушки и женщины должны заботиться о том, чтобы и внешний вид был «в порядке», им необходимо помнить, что основным, непреходящим источником их красоты является красота их души.
Скромность – девушки и женщины должны украшать себя, имея чувство стыдливости, а также почтения и уважения к другим. В основном, это касается того, чтобы избегать сексуально провоцирующей одежды, а также слишком кричащих, экстравагантных или дорогостоящих видов одежды и украшений которые будут отвлекать внимание окружающих.
Самодисциплина или трезвость ума - это качество говорит о способности видеть и придерживаться умеренности и уравновешенности в одежде и украшений. Умеренность представляется одним из ключевых принципов, позволяющих христианам находить здоровый баланс в их подходе к вопросам внешнего вида. Каждое общество, каждая культура имеет свои неписаные, общепринятые стили и стандарты входящие в рамки «умеренности». Когда женщина подходит близко или пересекает грань «умеренности» в стилях одежды или украшений она обязательно будет привлекать к себе повышенное внимание. В контексте богослужения, это будет нарушать атмосферу поклонения и почтения направленного к Богу, концентрируя внимание присутствующих на выделяющихся элементах одежды, прически или украшений.
Добродетель. Оба, Павел и Пётр говорят о добродетели как о наилучшем способе украшать себя. Добродетель является одним из самых значительных средств, через которые женщина, христианка может оказывать огромное влияние на свою семью и церковь.
III. Заключительная часть:
Как быть современным в ХРИСТИАНСКОМ понимании слова?
В последнее время наблюдается усиленное смешивание мужской и женской одежды.
Мужская становится все изысканней, мягче, бесформенней, а женская - мужеподобной. В гардеробе женщин все чаще появляются брюки и шапки, а у мужчин - цветастые облачения. Все это оправдывается просто: «Так удобнее», «Так теплее», «Я не белая ворона и отставать от моды не хочу», «На велосипеде невозможно без брюк» и прочее.
Что говорит Библия по этому поводу? - «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий сие» (Втор.22:5).
В одном из немецких переводов Библии этот стих звучит так: «Не должно исходить вида мужчины от женщины, ибо кто что-нибудь такое делает, тот мерзок перед Богом». Относится ли это постановление только к Ветхому Завету? - Нет. Сущность Бога не меняется. По сей день мерзко в глазах Господа все, что связано с идолопоклонством (Кол.3:5-6) и чародейством (Откр.21:8), мерзко какое бы то ни было половое извращение и блуд (1Фес.4:3-7), всякое небрежное служение Богу и неправедная жизнь (Тит.2:1-8).
Бог - противник всяких несоответствий, поэтому мерзок для Него тот, кто носит несоответствующую своему полу одежду.
Нередко можно услышать такие оправдания: «Это женские брюки», «Спортивный костюм - не мужская и не женская одежда, его можно носить всем». И все же лучше держаться от греха подальше, чем рисковать собственным спасением и спасением ближнего, позволяя себе сомнительную форму одежды. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15).
Итак, наша одежда, во-первых, должна соответствовать полу, чести и обстановке и не создавать обманчивого вида. Во-вторых, она не должна возбуждать нечистых чувств и соблазнять ко греху. Одежда должна быть достаточно теплой и простой, потому что тело наше - храм Духа Святого.
Будем носить такую одежду, которая не лишает Бога славы и не толкает ближнего на грех, чтобы нам и одетыми не оказаться нагими!
Скромное поведение, целомудрие девушки, порицание свободных связей, хранение семьи – все это основные нравственные составляющие общественной системы, залог будущего страны, необходимые условия воспитания новых поколений.
Так, во что же, все-таки одеваться современной православной женщине?
И на этот, как и на любой другой вопрос, ответ следует искать в Священном Писании.
«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут… Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь, и не говорите: “что нам есть?” или “что пить?” или “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 28–33).
Человек приходит в мир, чтобы спастись. Так давайте и будем думать о спасении и не тратить драгоценное время и средства на всякие пустяки.
Список литературы:
1.Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Авторы-составители: Н. Соснина. И. Шангина. - СПб.: Искусство – СПБ, 1998. – 284 с.
2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. М.: Азбуковник, 1999. – 661 с.
3.Соловьев С.М. История России с древних времен. – М., 1960. Кн. 1. – 1055 с.
4.Лысенко В., С.В. Комарова. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян восточной Европы. – СПб, 1992.
5.Детский христианский тематический лагерь «КОРАБЛИК»
6.Жизнь в библейские времена / Даули Тим № 12160. Жизнь в библейские времена. Издание 1-е. АвторДаули Тим. Издательство Российское Библейское Общество, 2007
7. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Авторы-составители: Н. Соснина. И. Шангина. СПб.: «Искусство - СПБ». 1998. С. 284.
8.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского язы-ка. Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. М.: Азбуковник. 1999. С. 661.
9. Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обрядах XIX —XX веков.
10. См.: Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006.
11. Устав о християнском житии. О хождении во одежде, еже неподобно християном. Аще муж или жена облекутся во одежду не по преданию отеческом, да будут анафема. Глава 34.
http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic.php?technology.12В)
http://gorka.tikhvin-ou.ru/ru/main.aspx?g
http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn
ПРИЛОЖЕНИЕ
Свое начало одежда берет не от сотворения мира, а из Эдемского сада. Бог сотворил человека без одежды, и это было «весьма хорошо».
Кожаные одежды в библейской символике были знаком грехопадения, так как люди стали нуждаться в одежде после него: если одеждой Адама и Евы были пояса из листьев фиговой пальмы, то после грехопадения появилась одежда из шкур.
По Своей великой любви к человеку Бог сделал Адаму и его жене одежду.
Богатые и бедные одевались, конечно, по-разному.
Слева: мужчины часто подтыкали тунику во время работы в поле.
В центре: еврейский мужской костюм.
Справа: костюм состоятельного человека.
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
Рис. Набедренная повязка
Рис. Туника
Рис. Плащ
Рис. Гиматий, плащ.
Рис. Ефод
Одежда первосвященника подробно описана в книге Исхода
Рис. Головные уборы
Головной плат – убрус, то, что в наши дни получило название «арафатка».
Рис. Сандалии
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Рис. Туника
Слева: костюм еврейки
справа: костюм богатой женщины
Рис. Сандалии
Рис. Головные уборы
БИБЛИЯ об одежде
«Библия учит скромности в одежде... Любые украшения, придуманные для того, чтобы привлечь внимание к тому, кто их носит, или вызвать восхищение, являются недопустимыми в той скромной одежде, о которой говорит Слово Божье». СИ, 287.
Евр. 2:10. Христос является вождем нашего спасения.
2 Тим. 2:3, 4. Верные христиане являются добрыми воинами.
Еф. 6:10—17; 1 Петр. 5:8, 9. Настоящая война. Борющиеся армии всегда имеют разное обмундирование. СЦ, т. 4, с. 628—647.
Быт. 3:7. Когда Адам и Ева всецело находились во власти сатаны, они одевались по его усмотрению. Эта одежда не могла прилично прикрыть ни верхнюю ни нижнюю части тела.
Быт. 3:15, 21. Когда Бог поселил в их сердцах вражду к дьяволу, Он изменил вид их одежды и одел их; Бог не принял их служения, когда они были наполовину одетыми.
Чис. 15:38, 39. Когда кто-то присоединяется к армии Господа, ему следует одеваться не так, как одевается мир. СЦ, т. 3, с. 366.
Ис. 3:16—24. Каждый такой фасон считается самым модным в некоторых частях мира.
Суд. 8:24. Измаильтяне носили серьги.
Ис. 3:16. Высокомерные всегда носят эти мирские украшения.
Притч. 7:10; Быт. 38:15. Блудниц узнавали по их одежде.
4 Цар. 9:30; Иез. 23:40. Иезавель «нарумянила лице свое и украсила голову свою». Румяна для лица и украшения относятся к светской моде.
1 Петр. 3:3—5. Святые женщины, которые верны Богу, не украшают себя таким образом. ДА, 523,524.
1 Тим. 2:9, 10. Народу Божьему следует носить скромные одежды. СЦ, т. 4, с. 643.
Два вида одежды, признанные левитским законом
Ис. 61:10. Одежды являются символом праведности Христа.
Ис. 64:4. Наша праведность — как запачканные лохмотья.
Втор. 22:11. Израильтянам было запрещено делать одежду из двух разных материалов, таким образом преподавалось то, что собственная праведность не может быть смешана с одеждой Христовой праведности.
Лев. 13:47—57. Если проказа была на «основе или на утоке» одежды, то ее должны были сжечь. Никому не позволялось носить одежду, которая подвергала опасности жизнь других людей. Проказа является прообразом греха. Самый коварный грех — это гордость, которая явилась причиной падения Люцифера.
Иез. 28:17. Одежда этого мира создана, чтобы поощрять гордость. Такие одежды не следует носить христианам. Исповедующие Христа могут сказать, что им дана одежда и что они не гордятся и считают, что ее носить не вредно; но в одежде может находиться зараза, и она может быть камнем преткновения для других и явиться причиной их духовной смерти. СЦ, т. 4, с. 640.
Лев. 13:58. Если бы одежду можно было изменить так, чтобы не быть похожим на этот мир, то ношение ее было бы безопасно для христиан.
Чис. 15:39. Одежда христианина должна напоминать ему о Законе Божьем.
Быт. 34:1, 2. Иаков позволил Дине вращаться среди молодых людей этого мира.
Быт. 34:4—31. Последовали бесчестье и позор.
Быт. 35:1—4. Тогда Иаков велел своим домочадцам переменить одежды и снять украшения. СЦ, т. 4,с.647.
Если бы Дина была одета так, как Бог определил Своему народу одеваться, ее бы не пригласили в среду принцесс и принцев этой земли. Бог предназначил простое одеяние для Своего народа, чтобы предохранить его от многих вражеских сетей. Скромно одетые молодые люди избегают многих искушений, которые постигают тех, кто носит одежды этого мира. СЦ, т. 3, с. 376.
Нав. 7:21. Мужчины, так же как и женщины, любят мирские наряды.
Мф. 23:5. Иисус порицал священников, угождающих своей гордости.
Различные предписания относительно одежды
Втор. 22:5. Женщинам не следует носить мужскую одежду; и мужчинам не следует носить женские вещи.
Притч. 31:21. Зимой следует носить верхнюю одежду СИ, 293.
Деян. 12:8. Одевайтесь соответственно в ночное время.
1 Тим. 2:9. Христианкам следует носить приличные одежды, вместо нескромных одежд этого мира, обнажающих ноги и грудь.
1 Тим. 2:9. От дорогих украшений следует отказаться. СИ, 207, 287.
Откр. 17:4, 5. Такие украшения подходят блуднице, но не христианке.
Откр. 19:8. Верные христиане, знающие, что Бог принимает одежды как прообраз праведности, не должны ходить в неряшливой и неопрятной одежде. СИ, 290; СЦ, т. 6, с. 96.
3 Ин. 2. Бог желает, чтобы мы были здоровы; верный христианин не может одеваться так, чтобы вредить своему здоровью. СЦ, т. 2, с. 531; СИ,288.
Откр. 1:13; Дан. 10:5. Одежда небесного покроя должна плотно облегать грудную клетку и бедра; а та, что сшита по мирской моде, сдавливает нежную, мягкую часть тела. Тяжесть одежды следует возлагать на плечи, а не на талию. СИ,292. Всем христианам следует одеваться скромно, заботясь о здоровье, со вкусом и опрятно, таким образом отображая принципы Небесного Царства. СЦ, т. 2, с. 66, 610-614; Вос, 248.
Одежда первосвященника подробно описана в книге Исхода:
«Вот одежды, которые они должны сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар (головное украшение) и пояс. (…) Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона, и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона, искусною работою. У него же должны быть на обоих концах его два связывающие нарамника, чтобы он был связан. И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из чистого золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона. И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых; шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне по порядку рождения их. Чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых, и вставь их в золотые гнезда. И положат два камня сии на нарамникиефода; это камни на память сынам Израилевым: ибудет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти. И сделай гнезда из чистого золота; и сделай две цепочки из чистого золота, витыми сделай их работою плетеною, и прикрепи витые цепочки к гнездам (на нарамниках их спереди).
Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод. (…) Он должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, – это один ряд. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. Четвертый ряд: хризолит, оникс, яспис. (…) Сих камней должно быть двенадцать по числу двенадцати имен сынов Израилевых. (…) К наперснику сделай две цепочки витые плетеною работою из чистого золота, и сделай к наперснику два кольца из золота и прикрепи два золотых кольца к двум концам наперсника. И вдень две плетеные цепочки из золота в оба кольца (…) а два конца двух цепочек прикрепи к двум гнездам, и прикрепи к нарамникамефода с лицевой стороны его.
(…) И сделай верхнюю ризу к ефоду, всю голубого цвета. Среди ее должно быть отверстие для головы; у отверстия ее вокруг должно быть обшивка тканая, подобно, как у отверстия брони, чтобы не дралось. По подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета и из крученого виссона вокруг по подолу ее; и позвонки золотые между ними кругом. Золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом. (…) И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезают на печати: «Святыня Господня». И прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так, чтобы она была на передней стороне кидара. И будет она на челе Аароновом (…) И сделай хитон из виссона и кидар из виссона, и сделай пояс узорчатой работы (…) и сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней». ( Исход, 28:1-40)
Умение одеваться
Одежда человека должна соответствовать своему назначению, быть простой и удобной, изящной и красивой, и в то же время разнообразной. Хорошо, когда человек одет по моде, просто и элегантно, по слепое подражание модному силуэту, чрезмерное подчеркивание модных линий без учета характерных особенностей своей фигуры может привести к крикливости, утрированности и вместо того, чтобы украсить человека, делает его смешным.
Чтобы платье было модным, красивым и удобным, оно должно соответствовать фигуре не только по своим линиям, пропорциям, отделке и силуэту, но и по ткани, цвету, рисунку. Цвет одежды должен сочетаться с цветом волос, глаз, кожи человека. Одежду нельзя также рассматривать вне ансамбля, то есть без сочетания с головным убором, обувью, перчатками, украшениями.
Основой для нормального решения этой задачи являются хороший вкус человека, умение выбрать форму и цвет, правильные пропорции и сочетания линий и элементов одежды. Стало быть, умение разобраться в том, пойдет ли женщине то или иное платье,- это прежде всего дело вкуса. Поэтому я хочу предложить вам некоторые, на мой взгляд, полезные советы.
Чтобы найти лучшее сочетание всех факторов (модели, ткани, цвета, рисунка, отделки), способствующее выявлению достоинств фигуры и смягчению ее недостатков, надо знать особенности своей фигуры не только в фас, но и в профиль, учитывать не только моду, но и возраст, рост и комплекцию.
Не менее тщательно, чем к выбору фасона, надо относиться к выбору ткани по ее фактуре, цвету и рисунку. Имеют значение не только цвет, но и его оттенки, а также сочетание с другими цветами.
При покупке тканей необходимо принять во внимание, что многие из них выглядят очень красиво и приятно при дневном свете и сильно проигрывают при искусственном освещении. Так, цвета приближающиеся к синему, при искусственном освещении теряют силу, а при естественном - выигрывают, а приближающиеся к желтому - наоборот. Поэтому ткань по цвету надо стараться выбирать при освещении, соответствующем условиям носки. Цвет юбки или блузки должен не только соответствовать ее назначению и сезону, но и сочетаться с теми вещами, с которыми ее будут носить.
Отдел общего и дополнительного образования администрации
городского округа г. Михайловки Волгоградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №10 г. Михайловки» Волгоградской области.
«Рождественские образовательные чтения»
Автор работы:
Голосова Светлана
учащаяся 8 «Б»класса
МБОУ СОШ № 10
Руководитель:
Прохватилова
Ольга Валентиновна
учитель технологии
2-36-02,
8-905-06-44-309
г. Михайловка
2012 г.
Отдел общего и дополнительного образования администрации
городского округа г. Михайловки Волгоградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №10 г. Михайловки» Волгоградской области.
«Рождественские образовательные чтения»
Исследовательская работа:
«Одежда христианина:
прошлое и настоящее»
Отдел общего и дополнительного образования администрации
городского округа г. Михайловки Волгоградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №10 г. Михайловки» Волгоградской области.
«Рождественские образовательные чтения»
Весёлая кукушка
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Несчастный Андрей
Привередница
Развешиваем детские рисунки дома