По данным Департамента образования г. Москвы, 52,3% ребят хронически больны, 12% из них страдают артериальной дистонией. Еще 12% - воспалением верхних дыхательных путей, включая тонзиллит, фарингит и синусит. Нарушения опорно-двигательного аппарата имеются у 11,5%, а у 7,5% детей плохое зрение.
Всероссийская диспансеризация 2002 года, в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.
Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем! Следующая печальная статистика навела нас на мысль провести исследование физического здоровья учащихся нашего класса.
Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю – здоровье».Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда мы его теряем.
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_fizicheskogo_razvitiya_uchashchikhsya_nashego_klassa.doc | 376.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Туранская основная общеобразовательная школа
Областной конкурс исследовательских работ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Работу выполнили:
Комякова Наталья
Цветкова Ксения
ученицы 8 класса
Руководитель:
Комиссарова
Евгения Николаевна
606860
Нижегородская область,
Ветлужский район,
с.Турань
Телефон:(831-50) 33-1-87
e-mail: ev.comissarova@yandex.ru
2013
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Исследование вопроса в научной литературе………………………............................5
Методика и результаты исследования…………………………………………………10
Практическая работа №1
Проведение антропометрических измерений…………………………………………11
Практическая работа №2
Определение своего типа телосложения………………………………………………14
Практическая работа №3
Проведение измерений развития грудной клетки…………………………………….16
Практическая работа №4
Проведение физиометрических измерений……………………………………………18
Практическая работа №5 Индивидуальный профиль физического развития.
Оценка гармоничности развития……………………………………………………… 21
Практическая работа №6
Гигиеническая оценка осанки…………………………………………………………..23
Практическая работа №7
Определение формы стопы методом получения отпечатка………………………..25
Практическая работа №8
Изучение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем………………………………………………………………………………….27
Практическая работа №9
Изучение физической работоспособности организма………………………………31
Практическая работа №10
Определение биоритмов (хронотипа) человека…………………………………..32
Практическая работа №11
Влияние образа жизни на состояние здоровья…………………………………………35
Выводы……………………………………………………………………………………38
Литература……………………………………………………………..............................39
Приложение………………………………………………………………………………40
Введение.
Здоровье человека – это его достояние и ценность. Здоровье не только обеспечивает жизнедеятельность, но и позволяет создать полноценную семью, плодотворно трудиться, интересно и активно отдыхать. Здоровье человека зависит от многих факторов.
Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю – здоровье».
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда мы его теряем.
Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90 – 95 % уже обременены «букетом» хронических болезней, а, сколько еще прибавиться за 11 школьных лет! В начале XX века количество не пригодных к службе в армии призывников было всего 10 %, к середине столетия – 50%, а сейчас – 80%.
По данным Департамента образования г. Москвы, 52,3% ребят хронически больны, 12% из них страдают артериальной дистонией. Еще 12% - воспалением верхних дыхательных путей, включая тонзиллит, фарингит и синусит. Нарушения опорно-двигательного аппарата имеются у 11,5%, а у 7,5% детей плохое зрение.
Всероссийская диспансеризация 2002 года, в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.
Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!
Следующая печальная статистика навела нас на мысль провести исследование физического здоровья учащихся нашего класса.
Цель работы: Выявить уровень физического развития учащихся нашего класса и предложить систему мер, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья.
Актуальность.
Ученые тесно связывают состояние здоровья с понятием физического развития. Поэтому так необходимо, чтобы мы научились самостоятельно проводить морфологические и физиологические измерения и на этой основе оценивали собственное физическое развитие. Очень важно изучение собственного здоровья и познания закономерностей его корректировки, укрепления и развития. В результате познавательной и практической деятельности мы должны научиться исследовать собственное здоровье, зависящую от него работоспособность, свои адаптационные возможности; правильно взаимодействовать со средой, устанавливать оптимальные социальные контакты.
Задачи:
Значимость работы: данная работа поможет выявить уровень физического развития класса и послужит основой для дальнейших исследований. Она поможет задуматься о необходимости быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
Гипотеза: Если учащихся класса не будут вести здоровый образ жизни, то уровень физического развития будет низким.
1. Исследование вопроса в научной литературе.
Отечественные и зарубежные специалисты выделили следующие основные группы факторов, обусловливающих здоровье человека. Дали оценку их воздействия относительно всех воздействий: биологические (наследственные) факторы – 20%, образ жизни человека -50-55%, экологические факторы – 20-25%, организация здравоохранения – 10%. Такие факторы, как образ жизни, качество окружающей среды, развитие и доступность здравоохранения тесно взаимосвязаны и зависят от информированности граждан и развития общества в целом. Влияние этих групп факторов в большей или меньшей степени может регулироваться самим человеком.
Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и «устранение» болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности все же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью каждого человека.
Не оправдано видение причины нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший «освобождению» человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.
«Быть здоровым – это естественное стремление человека», пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья.
Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье – это общественное здоровье через 10-30 лет. Кроме того, для плодотворной работы представителей разных областей знания в направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности у медиков.
Как нам известно, в настоящее время существует лишь единичные исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того, даже само понятие «здоровье» трактуется различными авторами по-разному.
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Самое раннее из определений здоровья – определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевых состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье – это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.
Согласно К. Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать «естественный врожденный потенциал человеческого призвания». Существуют и другие формулировки: здоровье – обретение человеком совей самостоятельности, «реализация Я», полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей.
К. Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен.
Ф. Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.
З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек – это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности.
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному.
Соматический – совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Социальный – мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру.
Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни.
И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм вес время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды. Г.Л. Опанасенко указывает, что, рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы. Г.А. Кураев, С.К. Сергеев и Ю.В. Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи предлагают определять здоровье, исходя, из основных функций организма человека. В соответствии с этим, здоровье может быть определено, как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных, инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни.
Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь – это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями – болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым.
И.А. Гундаров и В.А. Палесский отмечают: «При определении здоровья следует учитывать мнение, что здоровье и болезнь не соотносятся между собой по принципу дихотомии: либо есть, либо нет; либо человек здоров, либо болен. Здоровье предстает в виде жизненного континуума от 0 до 1, на котором оно присутствует всегда, хотя и в разном количестве. Даже у тяжелобольного есть некоторое количество здоровья, хотя его очень мало. Абсолютное полное исчезновение здоровья равнозначно смерти».
Здоровье человека является не только медико-биологической, но прежде всего социальной категорией, определяемой в конечном счете природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства.
Н.В. Яковлева выделяет несколько подходов к определению здоровья, прослеживающихся в прикладных исследованиях. Одним из них является подход «от противного», в котором здоровье рассматривается как отсутствие болезни. В рамках этого подхода осуществляются исследования в медицинской психологии и психологии личности, особенно выполненные медиками. Естественно, такое рассмотрение феномена «здоровье» не может быть исчерпывающим. Разные авторы приводят следующие недостатки такого понимания здоровья: 1) в рассмотрении здоровья как не болезни изначально заложена логическая ошибка, так как определение понятия через отрицание не может считаться полным; 2) данный подход – субъективен, так как в нем здоровье видится как отрицание всех известных болезней, но при этом за бортом остаются все неизвестные болезни;
3) такое определение имеет описательный и механистический характер, что не позволяет раскрыть сущность феномена индивидуального здоровья, его особенности и динамику.
П. Лисицин отмечает: «Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это – возможность полноценно трудиться, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить».
Современники А.С.Пушкина писали, что он был крепкого сложения, мускулистый, гибкий. Этому способствовала гимнастика. Л.Н.Толстой увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он совершал прогулки верхом по 20 и более верст за день. В 70 лет Толстой побеждал в беге на коньках молодежь, гостившую в ясной поляне. Он писал: « При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, Вечером я уже никуда не гожусь; ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».
Сегодня человечество проходит « испытание комфортом»: мы владеем большим количеством информации, больше успеваем, но и больше устаем.
Достижения науки и техники, современная организация учебного процесса резко увеличивают нагрузки на нервную систему. Добавим к этому и постоянно сопутствующие факторы риска: недостаток движения, переедание, порождающие многие хронические заболевания.
Каждый человек может и должен заботиться о своем здоровье. Для этого нужно уметь его оценивать. Феномен здоровья – это сложное комплексное (системное) понятие. Критериев здоровья много, но далеко не все они поддаются четкой оценке или методики их определения могут быть достаточно сложными. Важным условием общей характеристики здоровья является индивидуальная оценка состояния опорно-двигательной системы, гармоничности физического развития.
Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно - двигательной системы.
Под физическим развитием человека понимают совокупность функциональных и морфологических показателей, характеризующих состояние организма. За основу морфологических изменений (антропометрии) обычно берут три признака: длина тела, обхват груди и масса тела, которые в совокупности называют тотальными размерами тела. Тотальные размеры отражают общий уровень морфологического развития организма, что позволяет суммарно охарактеризовать физическое развитие человека. К основным физиометрическим (функциональным) признакам относятся: частота сердечных сокращений (ЧСС), показатели артериального давления, жизненный объем легких (ЖЁЛ), сила кисти (кистевая динамометрия).
Ученые установили существенные различия в скорости физического различия детей и подростков разного пола и возраста, разных этнических и территориальных групп. Для каждой из групп были разработаны стандарты физического здоровья, которые представляют собой цифровые таблицы – шкалы физического развития. При составлении таких таблиц антропологи используют метод сигмальных отклонений, где по каждому из параметров показаны границы нормальных отклонений с помощью среднеквадратичного отклонения – сигмы (σ).
Шкалы физического развития имеют большое практическое и научное значение. Так, сравнение индивидуальных данных с градациями такой шкалы позволяют оценить физическое развитие человека относительно средней нормы относительно данной возрастной, половой. Этнической, территориальной группы людей. Однако следует помнить, что «норма» физического развития – величина относительная, она не остается постоянной и может меняться под влиянием различных факторов.
Физическое развитие, особенно детей и подростков, является одним из важнейших показателей здоровья, и его уровень зависит не только от унаследованных особенностей организма, но и от целого комплекса природных и социальных факторов. Систематическое наблюдение и индивидуальная оценка роста и развития позволяет установить связь данных характеристик с режимом питания, двигательной активностью, физическим воспитанием.
Осанка.
Осанка – это привычное положение человека при стоянии, ходьбе или сидении. Осанка зависит от физиологических изгибов позвоночника и развития мышц туловища. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами, симметричным расположением плеч и лопаток, вертикальным положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп.
В России отличали осанку морских офицеров. За эталон красивой осанки обычно принимают осанку балерин, на постановку которой уходят многие годы упорного труда. Однако, потраченные на выработку красивой здоровой осанки, время и усилия восполнятся красотой и здоровьем на долгие годы. Правильная осанка обеспечивает оптимальную деятельность опорно – двигательного аппарата, правильное размещение внутренних органов, создает благоприятные условия для их функционирования и оптимизирует положение общего центра тяжести тела. Особенно следует подчеркнуть роль правильной осанки в нормальном функционировании спинного мозга, а через это нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов. При этом телу для сохранения равновесия требуется минимум усилий. Позвоночный столб человека имеет изгибы: шейный и поясничный лордозы направлены вперед; грудной и крестцовый кифозы направлены выпуклостью назад. Эти изгибы формируются у ребенка постепенно под воздействием нагрузок, поддерживаются мышечной системой и способствуют пружинящим движениям.
Нельзя забывать, что неправильная осанка портит не только фигуру человека, но и отрицательно влияет на работу сердца, легких, желудочно – кишечного тракта, что, в свою очередь, вызывает ухудшение обмена веществ и снижение физической и умственной работоспособности, провоцирует задержку роста. Следует отметить, что осанка влияет и на психоэмоциональный статус человека. Так, например, сутулость через безусловные рефлексы способствует формированию мрачного настроения, развитию «комплекса неудачника» и т.п.
К нарушению осанки приводят, прежде всего, слабое физическое развитие как результат недостаточности двигательной активности (гипотамия) и высокого удельного веса гипокинезии (хроническое, неадекватное уменьшение количества движения и силы мышечных сокращений преимущественно в крупных суставах). Это провоцирует развитие мышечной гипотрофии и ослабление связочно-суставного аппарата.
Осанка формируется с детства. Однако даже у взрослых людей она может меняться под влиянием окружающей среды и занятий спортом. Поэтому различные нарушения ее, особенно в раннем возрасте, могут быть полностью исправлены.
Ходьба.
Ходьба до известной степени оживляет и вдохновляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться.
Жан Жак Руссо
Ходьба – прекрасный способ снять мышечное утомление ног, возникающее при длительном сидении, нормализовать кровообращение в нижних конечностях и малом тазу, улучшить кровообращение головного мозга, восстанавливая тем самым интеллектуальную работоспособность, отрегулировать деятельность кишечника. При этом не следует путать ходьбу как физическое упражнение с традиционным передвижением. Очень полезно во время прогулок, туристическое переходов и просто в течение дня выполнить в комплексе общефизических упражнений с ходьбой. Эти упражнения можно применять в комплексе общефизических упражнений утренней гимнастики. Они помогают очень быстро восстановить работоспособность организма в целом, поднять настроение. Приемы оздоровительной ходьбы уместны по дороге в школу и домой. Например, откажитесь на 3-4 остановки от поездки на транспорте. Пройдите это расстояние быстрым шагом или пробежите его трусцой.
2. Методика и результаты исследования
Время проведения наблюдений и исследований: сентябрь – декабрь 2012г.
Объект наблюдений и исследований:
Объектом наблюдений и исследований явился организм человека учащихся класса. Проводилось изучение индивидуального физического развития школьников. С этой целью нами было изучено и исследовано подробно физическое развитие учащихся класса. Для оценки индивидуального физического развития учащихся проводились исследования методами антропометрии, физиометрии, соматоскопии, методом сигмальных отклонений, визуальных наблюдений. Определение биоритмов (хронотипа) учащихся проводилось методом тестирования.
Методика проведения исследований была взята из «Экологического практикума школьника» С.В.Алексеева.
Практическая работа № 1.
Проведение антропометрических измерений.
Цель работы: Освоить правила и технику исследования физического развития методами антропометрии.
Объект изучения: организм человека, его антропометрические данные.
Оборудование: Ростомер, медицинские весы, сантиметровые ленты, таблица стандартов физического развития.
Ход работы.
1. Измерение роста (длины тела) стоя.
Встать босиком на площадку ростомера в положение «пятки вместе, носки – врозь». Голову держать прямо так, чтобы верхний край ушной раковины и бровь были на одной горизонтали. Пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком касаться ростомера. Данные занесли в таблицу 1 и сравнили с таблицей стандартов физического развития. ( Приложение 1)
2. Измерение массы тела.
Массу тела измеряют с помощью рычажных медицинских весов. До начала работы проверяют точность весов. Во время взвешивания следует стоять посередине весовой площадки в легкой одежде, спокойно и прямо, не раскачиваясь. (Рис. 1). Данные занесли в таблицу 1 и сравнили с таблицей стандартов физического развития. ( Приложение 1)
3.Измерение окружности грудной клетки.
Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой в спокойном состоянии, при опущенных руках. Ленту накладывают на углы лопаток сзади, а спереди – по нижнему краю околососковых, пигментарных полей. У девушек с хорошо развитыми грудными железами ленту спереди проводят вдоль 4-го межреберья и соединяют по среднеключичной линии.
Ребра считают вдоль края грудины, проводя сверху вниз пальцем с легким нажатием. Данные занесли в таблицу 1 и сравнили с таблицей стандартов физического развития. (Приложение 1)
Таблица 1
Результаты антропометрических измерений класса.
Фамилия, имя учащихся | Длина тела | Вес | Окружность грудной клетки |
Вывод: При сравнении данных представленных в таблице 1 и на диаграмме (рис.1) с таблицей стандартов выяснилось, что по некоторым параметрам у учащихся класса имеются отклонения от нормы. Поэтому учащимся необходимо обратить внимание на свое здоровье.
Практическая работа 2.
Определение своего типа телосложения.
Цель работы: Освоить правила и технику определения своего типа телосложения..
Объект изучения: организм человека.
Оборудование: данные таблицы 1.
Ход работы.
Определили свой тип телосложения, пользуясь формулой: K = M / L,
где М – масса тела (кг), L – рост (см). Данные занесли в таблицу 2 и изобразили на диаграмме (Рис.4).
Используя следующие диапазоны значений К, определили тип телосложения:
0,28 – 0,31 – недостаточная масса, астенический тип сложения;
0,32 – 0,44 – нормальная масса, нормостенический тип сложения;
0,45 – 0,53 – чрезмерно большая масса, гиперстенический тип сложения.
Астеник – худощав, плоскогруд, мускулатура развита слабо.
Нормостеник – широкогруд, плечист, мускулатура развита отлично.
Гиперстеник – отличается плотным телосложением, «солидностью» фигуры.
Таблица2 Результаты определения типа телосложения.
Фамилия, имя учащихся | Тип телосложения | |
Рис.4 Диаграмма типа телосложения учащихся класса.
Вывод: Из данных, представленных в таблице 2 и диаграммы (рис.4), видно, что нормальный тип телосложения имеют только два человека, что составляет 40%, остальные учащиеся класса имеют отклонение от нормы.
Практическая работа 3.
Проведение измерений развития грудной клетки.
Цель работы: Освоить правила и технику исследования измерений развития грудной клетки.
Объект изучения: организм человека, его антропометрические данные.
Оборудование: сантиметровая лента.
Ход работы.
Рассчитать показатель развития грудной клетки (ПРГК):
ПРГК = d / L,
где d – окружность грудной клетки, L – рост (см).
Рассчитав свой показатель развития грудной клетки, сделайте вывод о гармоничности своего типа сложения: Данные занесли в таблицу 3.
Таблица 3
Фамилия, имя учащихся | Рост | Масса тела | Окружность грудной клетки | Расчетная масса тела. | Тип телосложения | Показатель развития грудной клетки (ПРГК) |
ПРГК < 50 – слабое развитие грудной клетки;
ПРГК = (50-55) – среднее развитие грудной клетки;
ПРГК > 55 – отличное развитие грудной клетки.
Вывод: Как видно из данных таблицы 3, отличное развитие грудной клетки имеет один учащийся, среднее – 1 учащийся, слабое – 3 учащихся.
Практическая работа 4.
Проведение физиометрических измерений.
Цель работы: Освоить правила и технику исследования физического развития методами физиометрии.
Объект изучения: организм человека, физиометрические измерения.
Оборудование: тонометры, ручные динамометры, таблицы стандартов физического развития.
Ход работы.
1.Частота сердечных сокращений (ЧСС) или пульс.
Подсчитать пуль можно на сонной, височной и других артериях, места пульсирующих точек на теле определяют у основания большого пальца на лучевой артерии. Для этого второй, третий, четвертый пальцы накладывают выше лучезапястного сустава. Измерение ЧСС осуществляется следующим образом: находят лучевую артерию и слегка прижимают ее к кости. Подсчитывают количество ударов за 15 секунд, полученный результат умножают на 4, получая, таким образом, ЧСС за 1 минуту (Рис.7).
Данные измерений заносятся в таблицу 4.
2. Артериальное давление.
Измерение артериального давления производится с помощью тонометра. Этот прибор состоит из полой резиновой манжеты, соединенной с резиновой грушей, и манометра. Манжету укрепляют на обнаженном плече и резиновой грушей накачивают в нее воздух для того. Чтобы сжать манжетой плечевую артерию и остановить в ней ток крови. К локтевому сгибу прикладывают фонендоскоп, чтобы прослушивать движение крови в артерии. Пока в манжету не накачен воздух, кровь по артерии течет бесшумно, никаких звуков через фонендоскоп не прослушивается. Когда в манжету накачан воздух, она сжимает артерию и останавливает ток крови. При помощи специального винта медленно выпускают воздух из манжеты до тех пор, пока через фонендоскоп е будет прослушиваться четкий, прерывистый звук ( тук-тук). При появлении этого звука по шкале манометра снимают показания в миллиметрах ртутного столба. Эта величина является величиной систолического (максимального) давления.
Если продолжать выпускать воздух из манжеты, то звук сменяется постепенно ослабевающим шумом, а затем совсем исчезает. В момент исчезновения звука также снимают показания манометра. Они соответствуют дистолическому ( минимальному) давлению (Рис.8). Данные измерений заносятся в таблицу 4.
Таблица 4.
Результаты физиометрических измерений.
Фамилия, имя учащихся | Частота сердечных сокращений | Систолическое давление | Дистолическое давление |
Вывод: Данные измерений показали, что пульс и давление учащихся соответствуют норме.
Практическая работа № 5
Индивидуальный профиль физического развития. Оценка гармоничности развития.
Цель работы: Используя индивидуальный профиль физического развития, оценить гармоничность собственного развития.
Объект изучения: организм человека, его антропометрические данные и
физиометрические измерения.
Ход работы.
Для наглядности изображения отклонений отдельных признаков вычерчивается индивидуальный профиль физического развития. С этой целью переносят значения сигмальных отклонений по каждому признаку на сетку таблицы, начиная отсчет о «нулевой» линии. (Таблица 5.)
Точки, отражающие величину сигмального отклонения признака, следует ставить по средней линии клетки того или иного показателя. По индивидуальному профилю легко установить и степень гармоничности физического развития. Развитие считается гармоничным (пропорциональным), если крайние значения сигмальных отклонений признаков отличаются друг от друга не более, чем 1 на ст. При непропорциональном развитии эта радость более 1 с
Таблица 5.
Сигмы | Рост | Вес | ОГК | АД | ЧСС |
+3 | |||||
+2 | |||||
+1 | |||||
-1 | |||||
-2 | |||||
-3 |
Выводы: Следует отметить, что в подростковом возрасте часто наблюдаются несоответствия между морфофизиологическими данными. Это обусловлено физиологическими процессами, связанными с развитием вторичных половых признаков. Так, до 11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков прирост длины тела больше, чем прибавка в весе. С 11 и 12 лет соотношения соответственно меняются. Из-за диспропорции в росте скелета и мышечной системы появляются неуклюжесть, угловатость в движениях, показатели мышечной силы и роста могут быть т негармоничными. В этот же период происходит закономерное развитие сердца: увеличиваются его размеры и масса. Однако диаметр кровеносных сосудов отстает в росте, в связи, с чем между емкостью сердца и просветом сосудов временное несоответствие, что сказывается на значении артериального давления. Выраженные изменения и со стороны системы дыхания. Прирост грудной клетки в среднем составляет 2 см. в год до подросткового периода, а у подростков – 3,5 см в год. Итогом является резкое увеличение объема легких, это приводит к большому интервалу в колебаниях ЖЁЛ: от 2640 см³ до 4180 см³, что мало отличается от показателей взрослых людей.
Практическая работа № 6
Гигиеническая оценка осанки.
Цель работы: Используя метод соматоскопии, исследовать осанку и дать гигиеническую оценку её состояния.
Объект изучения: организм человека.
Ход работы.
Под осанкой в положении стоя понимается привычная непринужденная поза человека, который держит тело и голову прямо. Правильная осанка способствует созданию наилучших условий для дыхания, кровообращения. При этом телу для сохранения равновесия требуется минимум усилий. Позвоночный столб человека имеет изгибы: шейный и поясничный лордозы направлены вперед; грудной и крестцовый кифозы направлены выпуклостью назад. Эти изгибы формируются у ребенка постепенно под воздействием нагрузок, поддерживаются мышечной системой и способствуют пружинящим движениям.
Неправильная поза вызывает более быстрое утомление и может способствовать появлению недостатков в физическом развитии: сутулости, лордической, кифотической или выпрямленной осанки, искривлению позвоночника (сколиозу).(Приложение 2)
Физическое развитие отражается на осанке – привычной позе человека в положении сидя и стоя. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, лопатки прижаты к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника выражены оптимально, соразмерно с его длиной, грудь слегка выпуклая, живот подтянут, ноги вытянуты в тазобедренных и коленных составах.
В норме позвоночник имеет четыре физиологических изгиба: два передних (лордозы) – шейный и поясничный и два задних (кифозы) – грудной и крестцовый. При преобладании одних над другими говорят об аномальных деформациях позвоночного столба. Деформации позвоночника приводят не только к внешним нарушениям, но и ведут к смещению внутренних органов, нарушению их функций, нередко вызывают хронические заболевания. Борьба за красивую осанку – это борьба за здоровье человека. Здесь особенно важным является школьный период, когда нарушения гигиенических норм нередко оборачиваются нарушением осанки детей.
Гигиеническую оценку осанки производят при соматоскопическом осмотре спереди, сбоку, со спины и при ходьбе по кабинету. При этом отмечают положение головы, уровень плеч, положение лопаток, изгибы позвоночника, состояние переднебрюшной стенки, кривизну коленных суставов.
Помимо соматоскопических методов оценки осанки выявить возможные нарушения можно следующим образом: встают к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались её. При нормальной осанке в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Осанку следует считать нормальной, если между стеной и поясницей проходит ладонь.
Контролируют правильность осанки в положении стоя так: встают спиной к стене, как было указано выше, щель между спиной и поясницей должна быть сужена до нормы. Отойдя от стены, следует сохранить принятое положение, запомнить его и пытаться удержать в будущем.
Средствами формирования правильной осанки являются физические упражнения и постоянный самоконтроль за соблюдением правильной позы.
Выводы: Точки касания стены были: пятки, икры, ягодицы, спина, затылок. Между стеной и поясницей проходит ладонь. Отсюда можно сделать вывод, что все учащиеся класса имеют нормальную осанку.
Практическая работа 7.
Определение формы стопы методом получения
отпечатка
Цель работы: определить наличие или отсутствие плоскостопия.
Объект изучения: стопа человека.
Оборудование и материалы: лист пористой бумаги, ярко-розовый раствор перманганата калия (КМпО4).
Дополнительная информация
Стопа человека несет на себе большую нагрузку веса всего тела. Ее деформация - плоскостопие - выражается в оседании свода стопы и часто сопровождается болевыми ощущениями в стопах и голени. Плоскостопие может сопровождаться также изменением костного скелета таза и позвоночника. Обнаружить плоскостопие можно уже у детей дошкольного возраста, начиная с 4-5 лет. До 5% случаев плоскостопия у детей наследственного происхождения. В основном же причинами его возникновения являются следующие: несоблюдение правил ухода за ногами, отсутствие достаточной тренировки мышц, неправильно подобранная обувь, излишний вес.
Ход работы.
Дома сделали отпечаток стопы. Для этого:
а) приготовили раствор КМпО4 розового цвета и смочили в нем голую стопу;
б) встали на пол обеими ногами, смоченную ногу поставили на лист бумаги для получения отпечатка и перенеся на нее весь вес;
в) полученный отпечаток высушили на воздухе.
Определение формы стопы проводили двумя способами.
1-й способ
Соединили середину пятки с серединой основания большого пальца (АВ) и середину пятки со вторым межпальцевым промежутком (АС) (рис.10).
Описание отпечатка стопы | Характеристика стопы |
Внутренний изгиб контура заходит за линию АС | Стопа нормальная |
Внутренний изгиб контура находится между линиями АВ и АС | Стопа уплощенная (плоскостопие 1 степени) |
Внутренний изгиб контура не доходит до линии АВ | Стопа плоская (плоскостопие II степени) |
2-й способ
Провели касательную к наиболее выступающим участкам внутреннего края стопы; из середины касательной восстановили перпендикуляр до наружного края стопы (АС) (рис. 11); вычислили процентное отношение АС
Рис.11
Таблица 7
Перешеек стопы, % | Характеристика стопы |
До 50 | Нормальная |
50-60 | Уплощенная |
Свыше 60 | Плоская |
Вывод: У одного из учащихся обнаружили плоскостопие первой степени.
Практическая работа № 8
Изучение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем
Цель работы: определить основные показатели, характеризующие функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем и их соответствие возрастным нормам.
Объект изучения: дыхательная и сердечно-сосудистая системы человека.
Оборудование и материалы: секундомер, кушетка, стул.
Дополнительная информация
В данной работе представлены функциональные пробы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации для выявления у школьников реакции дыхательной и сердечно-сосудистой систем на определенную нагрузку.
Функциональная проба — специальный вид испытания реакции организма человека в целом или отдельных его систем и органов на определенную функциональную нагрузку.
1. Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге)
1. В положении сидя сделали максимально глубокий вдох и выдох. Затем снова вдох (80% от максимального), включили секундомер. Закрыли рот, зажали пальцами нос и задержали дыхание.
2. Выключили секундомер в начале следующего (вынужденного) вдоха. Записали время задержки дыхания – Т1 (с). Данные занесли в таблицу 8.
2. Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи)
В положении сидя сделали глубокий вдох и выдох. Затем снова вдох (80% от максимального) и выдох, включили секундомер. Закрыли рот, зажали пальцами нос и задержали дыхание.
Выключили секундомер в начале следующего (вынужденного) вдоха. Записали вре
мя задержки дыхания - Т2 (с). Данные занесли в таблицу 8 и сравнили с показателями пробы Штанге и Генчи.(Приложение 3 )
Таблица 8
Показатели измерений дыхания при вдохе и выдохе.
Фамилия, имя учащихся | Т1 | Т2 |
Вывод: При сравнении данных представленных в таблице8 с таблицей проб Штанге и Генчи (приложение 3) выяснилось, что основные показатели, характеризующие функциональное состояние дыхательной системы у учащихся класса имеются незначительные отклонения и соответствуют их возрастным нормам.
3. Проба с приседаниями или подскоками (нагрузочная проба)
Сосчитали количество пульсовых ударов в минуту (Х1). Для этого сосчитали количество пульсовых ударов за 15 секунд и умножьте на 4. Сделали в течение 30 секунд 20 приседаний. Снова сосчитали пульс (Х2). Рассчитали коэффициент тренированности К по формуле:
К = Х2- Х1 : Х1 • 100 Данные занесли в таблицу9
Таблица 9
Результаты нагрузочной пробы.
Фамилия, имя учащихся | Х1 | Х2 | К% |
Сравнили полученные данные с таблицей 3 (Приложение 4 ) и выяснили, что два ученика имеют отличный уровень тренированности, два – хороший, один ученик -удовлетворительный уровень .
Рис.12 Диаграмма уровня тренированности учащихся класса.
4. Ортостатическая проба
Учитывается изменение реакции организма при переходе из горизонтального положения в вертикальное.
Работа проводилась в парах.
Повторили измерения, описанные в пунктах 1 и 2, три раза. Для оценки использовали усредненные данные.
УЧАЩЕНИЕ ПУЛЬСА ЗА 1 МИНУТУ
Вывод: Основные показатели, характеризующие функциональное состояние сердечнососудистой системы хорошие и соответствуют возрастным нормам.
Практическая работа 9.
Изучение физической работоспособности организма
Цель работы: определить уровень общей работоспособности организма.
Объект исследования: организм человека.
Оборудование и материалы: метроном, ступеньки деревянные высотой 35-50 см, кушетка.
Дополнительная информация
Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности наиболее адекватно отражает состояние центральной нервной системы и индивидуальные возможности организма. Уровень работоспособности зависит от тренированности человека, его физического, психического состояния и других факторов.
Ход работы.
Гарвардский «степ-тест»
Подобрали ступеньку, соответствующую нашему росту: бедро ноги, поставленной на ступеньку, должно быть параллельно полу. Поднимались на ступеньку в течение 4 минут в темпе 30 раз в минуту.
Таблица 10
Физическая работоспособность по показателю ИСТ
ист | Физическая работоспособность |
Не менее 90 | Отличная |
80-89 | Хорошая |
65-79 | Средняя |
56-64 | Ниже среднего |
Менее 55 | Плохая |
Каждый подъем выполняли на 4 счета: «раз» - одной ногой на ступеньку, «два» - другой ногой, «три» - одной ногой на пол, «четыре» - другой ногой на пол.
Сидя измерили количество пульсовых ударов за первые 30 секунд:
на второй минуте после нагрузки – Р1
на третьей минуте после нагрузки - Р2,
на четвертой минуте после нагрузки - Р3.
Рассчитали индекс степ-теста (ИСТ) по формуле:
ИСТ = Т • 100 : [2 • (Р1 + Р2 + Рз)]
Вывод: Используя данные таблицы 10 , сделали вывод о своей физической работоспособности. Физическая работоспособность учащихся класса хорошая.
Практическая работа 10.
Определение биоритмов (хронотипа) человека.
Цель: определить свой собственный хронотип.
Объект изучения: суточная активность организма.
Оборудование и материалы: медицинский термометр для определения температуры тела.
Дополнительная информация
Биологические ритмы — это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий.
Биоритмический тип человека определяется для согласования с ним режима труда и отдыха.
Большинство младших школьников (83,5%) относятся к утреннему типу; С возрастом зона дневной оптимальной работоспособности расширяется, и к 17 годам формирование хронотипа заканчивается.
Внимательно прочитывая тест определения биоритмов, последовательно заполняйте графу «Выполнение теста» в таблице.
Тест «Определение биоритмов»
(после каждого ответа в скобках указано количество баллов)
1. Когда вы любите вставать в свободный день?
С 5.00 до 6.30 (5).
С 6.30 до 8.00 (4).
С 8.00 до 9.30 (3).
С 9.30 до 11.00 (2).
С 11.00 до 12.00 (1).
2. Когда вы предпочитаете ложиться спать, если нет планов на завтра?
С 20.00 до 21.00 (5).
С 21.00 до 22.30 (4).
С 22.30 до О (3).
С 0 до 1.30 (2).
С 1.30 до 3.00 (1).
3. Всегда ли вы можете рано встать без будильника?
Всегда (4).
Иногда (3).
Редко (2).
Никогда (1).
4. Легко ли вы встаете утром?
Очень тяжело (1).
Достаточно тяжело (2).
Сравнительно легко (3).
Очень легко (4).
5. Насколько вы бодры в первые полчаса после вставания?
Большая вялость (1).
Небольшая вялость (2)
. Относительно деятелен (3).
Очень деятелен (4).
6. Какой у вас аппетит после вставания?
Нет аппетита (1).
Слабый аппетит (2)
Сравнительно хороший (3).
Очень хороший (4).
7. Как вы себя чувствуете в первые полчаса после вставания?
Очень усталый (1).
Немного усталый (2).
Относительно бодр (3).
Очень бодр (4).
8. Если на завтра нет никаких дел, когда вы ложитесь спать по сравнению
с обычным временем?
Почти всегда как обычно (4).
Позже на 1 час (3).
Позже на 2 часа (2).
Позже более чем на 2 часа (1).
9. Занятия физкультурой по утрам между 7 и 8 часами для вас благопри
ятное время?
Да (4).
Относительно приемлемо (3).
Довольно тяжело (1).
10. Когда вы настолько сильно устаете, что должны лечь спать?
До 21.00 (5).
До 22.00 (4).
До 0.30 (3).
До 2.00 (2).
После 2.00 (1).
//. Когда у вас период высшей работоспособности? С 8.00 до 10.00 (6). С 11.00 до 13.00 (4). С 15.00 до 17.00 (2).
С 19.00 до 21.00 (0).
12. Если вы ложитесь спать в 23.00, вы очень усталый?
Очень (5). Относительно (3). Слегка (2). Совсем нет (0).
13. Если вы заснули позже обычного, а на завтра нет дел, когда вы встаете?
Как обычно (4). Как обычно, но подремлю (3). Как обычно, но снова засыпаю (2).
Позже обычного (1).
14. Если вам пришлось бодрствовать ночью, например, отработать ночную
смену, как вы поступаете?
Сплю сразу после смены (1). Перед сменой дремлю, а после сплю (2). Перед сменой сплю, а после дремлю (3). Полностью высыпаюсь перед сменой (4).
15. Какое время вы выбираете для тяжелой физической работы?
С 8.00 до 10.00 (4).
С 11.00 до 13.00 (3).
С 15.00 до 17.00 (2).
С 19.00 до 21.00 (1).
16. Вас устраивает время занятий спортом от 22.00 до 23.00?
Да, полностью (1).
В общем, да, буду в неплохой форме (2).
Не слишком (4).
17. Какой рабочий график вам предпочтительней?
С 24.00 до 4.00 (1).
С 4.00 до 8.00 (5).
С 8.00 до 14.00 (3).
С 14.00 до 18.00 (2).
С 18.00 до 24.00 (1).
18. В какое время вы почувствуете себя на высоте?
С 24.00 до 5.00 и с 20.00 до 23.00 (1). С 4.00 до 8.00 (5). С 7.00 до 10.00 (4). С 10.00 до 16.00 (3). С 15.00 до 21.00 (2).
19. Говорят - «утренний» или «вечерний» человек. К какому типу вы себя
относите?
Четко к «утреннему» (6). Пожалуй, к «утреннему» (4). Индифферентный тип (3). Скорее к «вечернему» (2). Четко к «вечернему» (0).
Таблица 11
Средние показатели | результаты | |
Хронобиологический тип | Сумма баллов | Хронобиологический тип |
Ярко выраженный утренний («жаворонок») | Более 69 |
|
Слабо выраженный утренний | 59-69 | |
Индифферентный («голубь») | 42-58 | 5 |
Слабо выраженный вечерний | 31-41 | |
Сильно выраженный вечерний («сова») | Менее 31 |
Вывод: Учащиеся класса набрали от 45 до 59 баллов, что соответствует индифферентному хронобиологическому типу.(Приложение 5)
Практическая работа 11.
Влияние образа жизни на состояние здоровья.
Задачи: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.
Проанализировали свой образ жизни. Ответили на вопросы анкеты. Для этого из предложенных вариантов ответа выбирали наиболее характерный для нас, и соответствующий балл внесли в таблицу 3
Анкета.
А. Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья. (+2) .
Б. Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стареетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например, во время праздников и т.п. (+1)
В. Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания.(-1)
Г. Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким – то образом повлиять на здоровье. (-2)
А. Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье. (+2)
Б. Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятия физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно. (0)
В. Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочитаете другое занятие, например просмотр телепередач. (-1)
А. Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду или другие. (+2)
Б. Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом), либо в зависимости от настроения.
А. Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (+2)
Б. Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете его для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм. (+1)
В. Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (-1)
А. Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее. (+2)
Б. Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительную депрессию и пессимистическое настроение.(0)
В. Ничтожные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время можете находиться в раздраженном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете. (-2)
А. Если какое – то событие стало причиной сильного переживания, вы стареетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно забыть огорчающее вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать все от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. (+2)
Б. Когда случаются серьезные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень сложно справиться одному со своим негативным состоянием. (-2)
В. Если ваше отношение к жизни можно отнести к крайним проявлениям, описанным выше (А,Б), или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.
Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков и оценивается в – 4 балла.
Таблица 7.
Факторы образа жизни | Оценка в баллах. |
1. Особенности питания | +1 |
2. Особенности физической активности | +2 |
3. Закаливание | -1 |
4. Особенности режима дня, труда и отдыха. | +1 |
5. Особенности эмоционального состояния | +2 |
6. Жизненная позиция | +2 |
7. Вредные привычки: | |
курение | 0 |
употребление алкоголя | 0 |
употребление наркотиков | 0 |
Сумма баллов: | +7 |
Если сумма баллов равна от +9 до +12 , можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья.
Если сумма набранных баллов от +5 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющего уровня здоровья.
Если сумма баллов мене +5, вам необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.
Вывод: Как видно из данных таблицы 5, сумма баллов составляет +7 , следовательно, учащиеся класса ведут образ жизни, направленный лишь на поддержание и сохранение имеющегося здоровья
Выводы.
Наша работа по данной теме завершена, но мы уверены, что на следующий год мы обязательно продолжим наблюдения за своим физическим развитием. Мы постараемся дать оценку работоспособности учащихся класса и провести другие исследования.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1.Уровень физического развития учащихся класса является средним
2. Гармоничное развитие имеют только 60% учащихся класса.
Регулярные физические упражнения, рациональное питание активизируют процессы обмена веществ, укрепляют нервную и другие системы, оздоравливают весь организм, повышают его устойчивость, избавляют человека от лишнего веса.
Чтобы иметь отличный уровень физического развития и быть гармонически развитым мы предлагаем:
Всем нам надо задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем; что можно сделать для сохранения и укрепления здоровья? Прежде всего, по-настоящему захотеть этого. « Добыть и сохранить здоровье может только сам человек» - это слова известного хирурга Николая Михайловича Амосова. Всегда надо помнить: куда легче предупредить болезнь, чем излечиться от нее. Только бережное отношение к тому, что дано природой, могут сделать нашу жизнь долгой и счастливой.
Литература.
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. Учебное пособие для учащихся. – Самара. 2005.
2. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда: Учебник. Для дифференцированного обучения: 9 класс.- М., 1997.
3. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. – М., 1996.
4. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие. – М.,1996.
5. Дорохов А. Про тебя самого. – М., 1989.
6.Зверев И.Д. Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классы. – М., 2000.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблицы стандартов физического развития.
Длина тела
Возраст | Мальчики М ± см | Девочки М ± см |
14 | 163,0±9,1 | 160,8±6,3 |
15 | 168,0±7,2 | 160,9±5,8 |
16 | 175,0±6,2 | 162,6±4,7 |
Вес масса
Возраст | Мальчики М ± см | Девочки М ± см |
14 | 43,40 ± 7,35 | 52,78±3,77 |
15 | 56,70±7,02 | 53,29±6,97 |
16 | 65,69±7,92 | 59,09±5.87 |
Окружность грудной клетки
Возраст | Мальчики М ± см | Девочки М ± см |
14 | 80,1±7,1 | 82,5±6,3 |
15 | 83,5±5,7 | 83,7±5,4 |
16 | 90,4±5,2 | 83,4±4,6 |
Частота сердечных сокращений
Возраст | Мальчики М ± | Девочки ± |
14 | 76,9±9,6 | 78,8±8,3 |
15 | 74.4±8.1 | 76,3±6.5 |
16 | 76.7±10,0 | 76,9±10,0 |
Систолическое артериальное давление
Возраст | Мальчики М± | Девочки М± | Физиологическая норма М±1,5 Мальчики | Физиологическая норма М±1,5 Девочки |
14 | 116,5±10,1 | 108,6±9,4 | 101,4 – 131,6 | 94.4 – 122,7 |
15 | 113,6±12,6 | 108,6±9.4 | 95,0 – 132,2 | 94.5 – 122,7 |
16 | 115,9±12.4 | 108,6±9.4 | 93,8 – 124,5 | 94.5 – 122,7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Виды осанки:
а - нормальная, б - сутуловатая, в - лордическая, г – кифотическая, д- выпрямленная
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генчи
Возраст | Мальчики | Девочки | ||
Т1 | Т2 | Т1 | Т2 | |
14 | 64 | 25 | 54 | 24 |
15 | 68 | 27 | 60 | 26 |
16-17 | 71 | 29 | 64 | 28 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Уровень тренированности учащихся.
Коэффициент тренированности К, % | Уровень тренированности |
25 и менее | Отличная |
26-50 | Хорошая |
51-75 | Удовлетворительная |
76 и более | Плохая |
100 и более | Чрезмерная детренированность, очень высокая возбудимость сердца или наличие заболеваний |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Основные хронотипы человека
Хронотип | Пик активности | Спад активности |
«Жаворонок» (утренний тип) | 8- 1 0 ч утра | 7 ч вечера |
«Голубь» (индифферентный тип) | 3 ч дня | Явного спада активности не наблюдается |
«Сова» (вечерний тип) | 5-6 ч вечера | 7-11 ч утра |
Тип телосложения учащихся
40%
40%
20%
астеник
нормостеник
гиперстеник
Рисуем акварельное мороженое
Сказка "12 месяцев". История и современность
Загадка Бабы-Яги
Одна беседа. Лев Кассиль
Весенние чудеса