В презентации рассказывается о жизни и творчестве А.Галича.
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_galich.ppsx | 2.79 МБ |
Слайд 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: " Жизнь и творчество репрессированных писателей и поэтов " Александр Галич Выполнила ученица 7 " Б " класса, МОУ " Лицей № 4 " , Гертель АринаСлайд 2
Из воспоминаний Евгения Евтушенко об Александре Галиче: "Близкая мне (т.е. Евтушенко) женщина после тяжелой операции потеряла много крови и, как сказал мне ее врач, надежд на спасение было мало. Когда я навестил ее, она попросила, чтобы я привез ей магнитофон и записи песен Галича, которые она очень любила. Я рассказал об этой просьбе Александру Аркадьевичу, он, ни слова не говоря, положил гитару в чехол, поехал в больницу сам и вместо магнитофона пел для этой женщины примерно час. После этого случилось чудо - она выжила". Не в этой ли неспособности пройти мимо чужой судьбы разгадка превращения преуспевающего члена союза писателей и союза кинематографистов в опального поэта и барда? На столе у них икра, балычок, Не какой-нибудь "КВ" - коньячок, А впоследствии - чаек, пастила, Кекс "Гвардейский" и печенье "Салют"... А. А. Галич, " Плясовая "
Слайд 3
ГИНЗБУРГ АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ
Слайд 4
ГИНЗБУРГ АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ литературный псевдоним образован соединением букв из разных слогов имени, отчества и фамилии
Слайд 5
Г ИНЗБУРГ АЛ ЕКСАНДР АРКАДЬЕВ ИЧ
Слайд 6
А лександр ГАЛИЧ 19 октября 1918 – 15 декабря 1977
Слайд 7
Александр Галич (Гинзбург) родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (сейчас Днепропетровск) в интеллигентной еврейской семье. Отец — Арон Самойлович Гинзбург, экономист; мать — Фейга ( Фанни , Фаина) Борисовна Векслер, работала в консерватории. Брак родителей Галича был заключен тайно, по страстной взаимной любви. Однако был обречен на неодобрение родителей молодых людей в силу их имущественного неравенства: Красавица Фанни происходила из зажиточной семьи фабрикантов, а умница Аркадий – из бедной семьи, занимающейся врачебной практикой. Любящим ничего не оставалось, как начать самостоятельную жизнь в надежде лишь на собственные знания и умения. Будучи натурой артистической, Фанни страстно увлекалась театром. И родив сына, работала администратором филармонии. И мать и отец Галича на протяжении всей жизни отличались недюжинной работоспособностью. Эти качества передали своим детям – Александру и Валерию (последний стал известным кинооператором, среди снятых им фильмов – "Солдат Иван Бровкин", "Когда деревья были большими", "Живет такой парень" и др.).
Слайд 8
Благодаря матери Александр уже в раннем возрасте начал увлекаться творчеством - с пяти лет он учился играть на рояле, писать стихи. В восемь лет он стал заниматься в литературном кружке, которым руководил поэт Эдуард Багрицкий. В школе Александр учился на "отлично" и был всеобщим любимцем - кроме прекрасной игры на рояле, он хорошо танцевал, пел революционные песни, декламировал стихи. В 14 лет свет увидела его первая поэтическая публикация — стихотворение " Мир в рупоре " (Пионерская правда , 1932 г ., 23 мая, за подписью Александр Гинзбург). В июне 1934 года Гинзбурги переезжают на Малую Бронную.
Слайд 9
Окончив девятый класс десятилетки, Александр подает документы в Литературный институт и, к удивлению многих, поступает. Однако неуемному юноше этого мало, и он в те же дни подает документы еще в одно учебное заведение - Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, на драматическое отделение. И вновь, к удивлению родных и друзей, он принят. Чуть позже, когда совмещать учебу в обоих вузах станет невмоготу, Александр отдаст предпочтение театру и уйдет из Литинститута. Однако и в Оперно-драматической студии он проучится всего три года и покинет ее, так и не получив диплома. Причем поводом к уходу из студии послужит обида. Один из преподавателей студии, народный артист Л. Леонидов, однажды дал ему для ознакомления его личное дело. И там, среди прочего, Александр прочел слова, написанные рукой Леонидова: "Этого надо принять! Актера из него не выйдет, но что-то выйдет обязательно!" Юного студийца эта фраза задела, и он ушел в только что открывшуюся студию под руководством Алексея Арбузова. Было это осенью 1939 года. А в феврале следующего года студия дебютировала спектаклем "Город на заре", который был показан всего несколько раз - затем началась война.
Слайд 10
Первая жена Галича – москвичка, актриса Валентина Архангельская. От этого брака родилась дочь Алена. Вторая жена, с 1947 года – Шекрот (Прохорова) Ангелина Николаевна, детей от нее не было. Во время войны (из–за тяжелой врожденной болезни он был признан негодным к несению военной службы), стал одним из руководителей комсомольского Фронтового театра. После войны – драматургом. Его пьесы – "Вас вызывает Таймыр", "За час до рассвета", "Пароход зовут "Орленок"", "Много ли человеку надо ” – шли на–ура в Советском Союзе и за рубежом. По его сценариям были поставлены фильмы "Верные друзья", "На семи ветрах", "Государственный преступник", "Дайте жалобную книгу" и др. Совместно с кинематографистами Франции – фильм "Третья молодость", а с кинематографистами Болгарии – "Бегущая по волнам". Пьеса "Матросская тишина", написанная в 1958 году для открывающегося тогда театра "Современник", была впервые поставлена только в 1988 году О.Табаковым .
Слайд 11
Иван Шмелёв - До свиданья, мама, не горюй В 1947 году, в Ленинграде состоялась премьера спектакля по его пьесе "Походный марш". Песня из этого спектакля, тоже написанная Галичем - "До свиданья, мама, не горюй" - стала чуть ли не всесоюзным шлягером.
Слайд 12
В начале 50-х Галич был уже преуспевающим драматургом, автором нескольких пьес, которые с огромным успехом шли во многих театрах страны .
Слайд 13
Сценарии Галича, которые выходили в те годы из-под его неутомимого пера, тут же расхватывались режиссерами. Причем жанры, в которых работал Галич, были абсолютно разными. Например, в военной драме "На семи ветрах", снятой в 1962 году Станиславом Ростоцким , повествовалось о любви, опаленной войной, в комедии "Дайте жалобную книгу" ( реж . Эльдар Рязанов) - о предприимчивой девушке-директоре ресторана, в детективе "Государственный преступник" ( реж . Николай Розанцев ) - о поимке органами КГБ опасного преступника, повинного в гибели сотен людей в годы Великой Отечественной войны (за эту работу Галич был удостоен премии КГБ), в биографической драме "Третья молодость" ( реж . Ж. Древиль ) - о великом русском балетмейстере Мариусе Петипа.
Слайд 14
Между тем под внешним благополучием Галича скрывалась некая душевная неустроенность, которую он очень часто заливал водкой. На этой почве в 1962 году у него случился первый инфаркт. Однако даже после этого "звонка" Галич не распрощался с "зеленым змием". В начале 60-х в Галиче внезапно просыпается бард-сатирик, и на свет одна за другой появляются песни, которые благодаря магнитофонным записям мгновенно становятся популярными. Самой первой песней этого цикла была "Леночка" (о девушке-милиционере, в которую влюбляется некий заморский шах), написанная Галичем бессонной ночью в поезде Москва - Ленинград в 1962 году. В 1955 году Галича принимают в Союз писателей СССР, а три года спустя и в Союз кинематографистов.
Слайд 15
" Был я глупый тогда и сильный, Все мечтал я о птице синей, А нашел ее синий след – Заработал пятнадцать лет…" Хронологически цикл магнитиздатских песен Галича начался "Леночкой", после которой появились и другие его песенные вирши. Среди них "Старательский вальсок ", "Облака", "Тонечка", "Красный треугольник", "Аве Мария", "Караганда", "Ночной дозор", "Памяти Пастернака", "Баллада о Корчаке", "На сопках Маньчжурии", "Летят утки" и др. Однако его творчество развивалось как бы в двух руслах: с одной стороны -лирический мажор и патетика в драматургии (пьесы о коммунистах, сценарии о чекистах), с другой - пронзительная, гневная печаль в песнях. Эта раздвоенность многих раздражала. Когда Галич впервые исполнил несколько сатирических песен на слете самодеятельной песни в Петушках, многие участники слета обвинили его в неискренности и двуличии.
Слайд 16
Конфликт с властями В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу. Он выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых домашних концертах, собиравших ему очень небольшие заработки; его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился всё более популярен и которые изымались при обысках.
Слайд 17
Между тем слава Галича-барда продолжает расти. В марте 1968 года его пригласили на фестиваль песенной поэзии в новосибирском академгородке "Бард-68". Галич начал с песни "Промолчи", которая задала тон всему выступлению ("Промолчи - попадешь в палачи"). Когда же через несколько минут он исполнил песню "Памяти Пастернака", весь зал поднялся со своих мест и некоторое время стоял молча, после чего разразился громоподобными аплодисментами. Галич получает приз - серебряную копию пера Пушкина, почетную грамоту Сибирского отделения Академии наук СССР, в которой написано: "Мы восхищаемся не только Вашим талантом, но и Вашим мужеством..."
Слайд 18
Фестиваль бардовской песни. Новосибирск, 1968 г.
Слайд 19
В августе того же года, потрясенный вводом советских войск в Чехословакию, он пишет не менее "крамольную" вещь, чем "Памяти Пастернака " - "Петербургский романс". Его вызвали на секретариат Союза писателей и сделали первое серьезное предупреждение: мол, внимательнее отнеситесь к своему репертуару. Но Галич не может остановиться. Для него, человека пьющего, домашние застолья - единственный способ хоть как-то разрядиться. Магнитофонные записи с домашних концертов Галича продолжают распространяться по стране. Одна из этих записей становится для Галича роковой…
Слайд 20
В начале 70-х дочь члена Политбюро Дмитрия Полянского выходила замуж за актера Театра на Таганке Ивана Дыховичного. После шумного застолья молодежь, естественно, стала развлекаться - сначала танцевать, затем слушать магнитиздат : Высоцкого, Галича. В какой-то из моментов к молодежной компании внезапно присоединился и отец невесты. До этого, как ни странно, он никогда не слышал песен Галича, а тут послушал... и возмутился. Чуть ли не на следующий день он поднял вопрос об "антисоветских песнях" Галича на Политбюро, и колесо завертелось. Галичу припомнили все: и его выступление в академгородке , и выход на Западе (в "Посеве") сборника его песен, и многое-многое другое, на что власти до поры до времени закрывали глаза. 29 декабря 1971 года Галича вызвали в секретариат Союза писателей - исключать.
Слайд 21
Прошло всего лишь полтора месяца после исключения Галича из Союза писателей, как на него обрушился новый удар. 17 февраля 1972 года его так же тихо исключили и из Союза кинематографистов. После этих событий положение Галича стало катастрофическим. Еще совсем недавно он считался одним из самых преуспевающих авторов в стране, получал приличные деньги, которые от души тратил в дорогих ресторанах и заграничных вояжах. Теперь все это в одночасье исчезло. Автоматически прекращаются все репетиции, снимаются с репертуара спектакли, замораживается производство начатых фильмов. Оставшемуся без средств к существованию Галичу приходится пуститься во все тяжкие - он потихоньку распродает свою богатую библиотеку, подрабатывает литературным "негром" (пишет за кого-то сценарии), дает платные домашние концерты (по 3 рубля за вход). Все эти передряги, естественно, сказываются на здоровье Галича. В апреле 72-го у него случается третий инфаркт. Так как от литфондовской больницы его отлучили, друзья пристраивают его в какую-то захудалую клинику. Врачи ставят ему инвалидность второй группы, которая обеспечивала его пенсией... в 54 рубля.
Слайд 22
Вообще все последующие после исключения Галича из всех Союзов события наглядно показывали, что он совершенно не был к ним готов. Таких репрессий по отношению к себе он явно не ожидал. Хотя это-то и было странно. Ведь, сочиняя свои откровенно антипартийные песни, он должен был понимать, что играет с огнем . Тем временем весь 1973 год официальные власти подталкивали Галича к тому, чтобы он покинул СССР. Но он стоически сопротивлялся. Однако силы Галича оказались небеспредельны . В 1974 году за рубежом вышла его вторая книга песен под названием "Поколение обреченных", что послужило новым сигналом для атаки на Галича со стороны властей. Когда в том же году его пригласили в Норвегию на семинар по творчеству Станиславского, ОВИР отказал ему в визе. Ему заявили: "Зачем вам виза? Езжайте насовсем". При этом КГБ пообещал оперативно оформить все документы для отъезда. И Галич сдался. 20 июня он получил документы на выезд и билет на самолет, датированный 25 июня.
Слайд 23
22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американском радио "Свобода". Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 года от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору . " Я то думал – как–никак заграница, Думал память, как–никак, сохранится. Оказалось, что они, голодранцы, Понимают так, что мы – иностранцы! И вся жизнь их заграничная – лажа! Даже хуже – извините – чем наша ! " за антисоветскую деятельность. Согласно другим — агенты ЦРУ, которые боялись, что мучимый ностальгией Галич, который вовсю клеймил Запад, решит вернуться в Советский Союз и этим подорвёт имидж диссидентского движения. По поводу смерти Галича существует несколько версий. В пользу того, что это убийство, говорит тот факт, что Галич весьма неплохо разбирался в электронике и вряд ли мог неосторожно схватиться за оголённые провода . Согласно одним предположениям, Галича убили агенты КГБ , мстившие ему
Слайд 24
На следующий день после кончины Галича два московских театра — на Таганке и "Современник" — в антрактах провели митинги его памяти. В Театре Сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер, стихи Галича читал Александр Ширвиндт . 12 мая 1988 года Александра Галича восстановили в Союзе кинематографистов . 15 мая 1988 года — в Союзе писателей. Летом 1993 года Александру Галичу было возвращено российское гражданство. Александр Галич похоронен в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де- Буа . Год рождения на плите указан ошибочный - 1919.
Слайд 25
Источники информации, использованные при создании презентации: Федор Раззаков , "Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели", с .82-102. Док. фильм "Без "Верных друзей". Двойная жизнь Александра Галича", 2008 г., по заказу ГТК "Телеканал Россия". Док. фильм "Точка невозврата. Александр Галич", 2011 г., Россия, НТВ. Док. фильм "Александр Галич - Изгнание", 1989 г., Россия, объединение " ФОРА". http://kinozal.tv http ://www.bard.ru/galich / http :// ru.wikipedia.org СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Волшебная фортепианная музыка
Рисуем крокусы акварелью
Хрюк на ёлке
Для чего нужна астрономия?
Рукавичка