творческая работа по профориентации
Вложение | Размер |
---|---|
moya_professiya_v_budushchem-_biolog.docx | 200.67 КБ |
Содержание
1.6. Пути приобретения профессии. | 16 |
2. Личный профиль 2.1.Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). (Е.А. Климов) | 20 |
2.2. Карта интересов. (А. Е. Гомшток) | 21 |
2.3.Оценка коммуникативных и организаторских ( КОС) (Б.А.Федоришин) | 22 |
2.4. Опросник Айзенка | 23 |
3. Личный профессиональный план. | 24 |
3.1.Результаты дифференциально-диагностического опросника | 26 |
3.2. Карта моих интересов. (А. Е. Гомшток) | 26 |
3.3.Результаты оценки коммуникативных и организаторских склонностей ( КОС) (Б.А.Федоришин) | 27 |
3.4. Опросник Айзенка | 27 |
3.4. Результаты опросника Айзенка | 27 |
3.5. Основные решаемые задачи. | 28 |
4.Результаты деятельности | 29 |
Заключение. | 31 |
Литература | 32 |
Введение.
Первая серьезная и особо важная жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся старших классов, - это выбор будущей профессии. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Сделать хороший выбор профессии – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, доступна и посильна, и, наконец, способна приносить радость и удовлетворение. Если нет радости труда, не будет и успеха в работе. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии.
Определение профессии включает в себя очень многое, но, прежде всего:
Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:
В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий.
Материалы данной проектной работы будут полезны, интересны и необходимы для тех, кто только выбирает свое профессиональное будущее, связанное с биологической деятельностью.
Объединяющим началом всех профессий, представленных в данной работе, является профессия « Биолог ».
Данную профессию можно получить в институтах на разных факультетах и на всей территории России. Биолог занимается исследованием растительного и живого мира Земли. Цель подобных исследований неоднозначна. С одной стороны их результаты широко используются в медицине, фармакологии, селекционировании, животноводстве, растеневодстве, пищевой промышленности и других сферах. С другой — данные полученные в ходе биологических исследований оказывают помощь в прогнозировании природных катаклизмов, экологических катастроф.
Деятельность биолога зависит от специализации: ботаники занимаются растительным миром, зоологи — животным миром, анатомы и физиологи — человеческий организм и т.д. В середине прошлого столетия в биологии появилось несколько новых направлений, таких как эмбриология, вирусология, микробиология, генетика и ряд других.
Моя цель – стать биологом. Перспективная и материально выгодная профессия биолога только начинает своё развитие в нашем государстве, тогда как в мире второе место по популярности уверенно занимают микробиологи, генетики и биотехнологи.
Я поставил перед собой задачи:
1.История профессии
Биология (от греч. bios — жизнь и logos — наука) изучает жизнь во всех ее проявлениях, различные уровни ее организации. Сам термин «биология» был предложен в 1802 году Ж.Б. Ламарком и Г.Р. Тревиранусом независимо друг от друга. Современная биология уходит корнями в древность и берет начало в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). Крупнейшим биологом древности был Аристотель. В средние века накопление биологических знаний диктовалось в основном интересами медицины. Труды ученых древности, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (здесь известны труды Везалия, Галена и т. д.). В XIX веке резко возросло число изучаемых биологами объектов, поэтому ботаника, зоология тоже стали дробиться на разделы, которые впоследствии сформировались в самостоятельные отрасли биологии (эмбриология, гистология, микробиология и т.д.).
В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы. Ведется много интересных и новых исследований, особенно в таких областях, как биотехнология, генная инженерия.
Класс профессии: Эвристический (творческий)
Содержание деятельности: Наука биология изучает жизнь во всех ее проявлениях и уходит корнями в Древнюю Грецию и Египет. Труды ученых далекой древности положили начало анатомии и физиологии, ботанике и зоологии. С резким увеличением числа изучаемых объектов в ХIХ веке ботаника и зоология начали разветвляться на разделы эмбриологии, гистологии, микробиологии и т.д. Практические разработки и открытия биологов важны для промышленности, медицины, сельского хозяйства, охранных мероприятий.
Должен уметь: изучать видовое многообразие живых существ и растений, систематизировать, исследовать общие свойства и закономерности развития живых организмов, подготавливать и проводить лабораторные исследования в лабораторных и полевых условиях с ранее определенной целью. Анализировать результаты исследований и писать научные отчеты с конкретными практическими рекомендациями по улучшению условий в определенной отрасли и т.д.
Работа биолога зависит от специализации: Например, зоолог изучает особенности физиологии и анатомии животных, закономерности их развития и особенности поведения, многообразие видов, типов и т.п. Анатомы и физиологи изучают строение человека и особенности его жизнедеятельности, аномальное развитие отдельных органов и организма в целом. Селекционеры и генетики изучают формы и особенности размножения, развития разных классов и видов, наследственность и изменчивость, структуры и функции генов, выводят более продуктивные сорта растений и породы животных. Биофизики и биохимики изучают закономерности физико-химических явлений в живых организмах и влияние различных физических факторов и химических веществ на живые системы. Вирусологи и микробиологи исследуют закономерности размножения и распространения болезнетворных бактерий, вирусов, паразитов и выявление методов борьбы с инфекционными и вирусными заболеваниями.
1.1. Актуальность профессии.
Профессиограмма «биолог».
Наименование профессии | биолог |
Доминирующий способ мышления | адаптация - координация |
Область базовых знаний №1 и их уровень | естественные науки (биология, химия, физика), уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень | естественные науки (биология, химия, физика), уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область | биология |
Межличностное взаимодействие | частое по типу "рядом" |
Доминирующий интерес | исследовательский |
Дополнительный интерес | реалистический |
Условия работы | в помещении, мобильный |
1.2. Актуальность профессии.
Деятельность биолога не описать двумя словами. Это работа охватывает и медицину, и фармацевтику, и генную инженерию. Естественно, уровень компетенции такого специалиста довольно широк. Это осведомлённость в таких науках, как микробиология, химия, безопасность пищевых продуктов. Специалисты подобного профессионального уровня считаются ценными работниками. Они необходимы на предприятиях фармацевтической, парфюмерно-косметической, пищевой, ветеринарной и перерабатывающей отраслей промышленности.
1.3.Доминирующие виды деятельности профессии биолог.
Биологические приемы и методы играют ведущую роль при создании новых биологически активных веществ и лекарственных препаратов, предназначенных для ранней диагностики и лечения различных заболеваний. Созданы генно-инженерные штаммы кишечной палочки, дрожжей, культивируемых клеток млекопитающих и насекомых, используемые для получения ростового гормона, инсулина и интерферона человека, различных ферментов и противовирусных вакцин. Изменяя нуклеотидную последовательность в генах, кодирующих соответствующие белки, оптимизируют структуру ферментов, гормонов и антигенов (так называемая белковая инженерия). Важнейшим открытием явилась разработанная в 1975 г. Келером и С. Мильштейном техника использования гибридом для получения моноклональных антител желаемой специфичности. Моноклональные антитела используют как уникальные реагенты, для диагностики и лечения различных заболеваний.
1.4. Профиль личности специалиста.
Характеристика сотрудника.
Таблица №2
Качества, обеспечивающие успешность выполнения
профессиональной деятельности биолога:
Способности | Личностные качества, интересы и склонности |
|
|
Виды деятельности:
Рисунок №1
Профессиограмма « Учитель биологии»
Качества, обеспечивающие успешность выполнения
профессиональной деятельности:
Способности:
Личностные качества, интересы и склонности:
Качества, препятствующие эффективности
профессиональной деятельности:
Области применения профессиональных знаний:
1.5. Способы формирования экологического образования
через научно-исследовательскую деятельность.
Для формирования экологического мировоззрения разработана система работы:
1) работа по индивидуальной программе
2) изучение факультативных курсов «Экология России» и «Экологические проблемы человечества»
3) занятия в экологическом кружке
4) деятельность в школьном НОУ в секции «Экология»
5) участие в научно-исследовательских конференциях школьников и экологических конкурсах.
6) участие в дистанционных олимпиадах по профильным предметам
7) проведение экологических акций и мероприятий, направленных на повышения образования
8) посещение профильной экологической смены в ООЛ «Озёрный»
9) ежегодные экспедиционные поездки в заповедные места
10) ежегодные исследования флоры и фауны окружающей среды на базе СЮН
Главная цель всей работы в этом направлении - формирование личности, владеющей грамотной исследовательской технологией.
1.6. Пути приобретения профессии.
Биологический факультет – один из ведущих факультетов различных вузов. Обучаясь на факультете, можно получить профессию, востребованную обществом и солидное биологическое, химическое и педагогическое образование.
Биологические факультеты вузов выростили и замечательных ученых, талантливых преподавателей. Многолетние традиции классического образования – основа организации и содержания учебного процесса на факультете. Это, прежде всего, фундаментальный подход к преподаванию профильных предметов, научные школы, в рамках которых проводится исследовательская работа, доброжелательное отношение профессорско-преподавательского состава и атмосфера студенческого товарищества. В структуре факультета есть кафедры : ботаники; зоологии и экологии; анатомии и физиологии человека и животных; основ сельского хозяйства; методики преподавания биологии; общей и аналитической химии; органической и биологической химии.
При кафедрах работают научные проблемные лаборатории: биологические «Проблемы экологии и биоразнообразия»; химические «Ингибиторы коррозии металлов»; биохимическая по изучению нуклеотидов, нуклеопептидов и нуклеиновых кислот в организме насекомых, физиологическая по изучению физиологии органов чувств.
В эпоху реформирования классическое университетское образование успешно сочетается с инновационными подходами к преподаванию и научно-исследовательскому процессу. В рамках национального инновационного проекта проводится переоснащение факультетов новым оборудованием, что существенно повышает возможности кафедр в обеспечении наглядности занятий, придания им элементов интерактивности, организации научных исследований. С интересом можно заниматься выращиванием культуры тканей в лаборатории по биотехнологии, изучением структуры генома эукариот в биохимической лаборатории, флористическими и фаунистическими исследованиями в составе экспедиций кафедр зоологии и ботаники. В современных лабораториях можно познать азы здоровье сберегающих технологий и научиться оценивать экологическое состояние окружающей среды. О науке на биолого-химическом факультете стоит сказать особо. Новое оборудование открывает перспективы для выполнения научных работ на современном уровне.
При кафедрах существуют кружки, которые входят в состав научного общества. Ежегодно результаты научной работы подводятся на научных конференциях и публикуются в сборниках статей. Студенты факультета всегда чувствуют заботу преподавателей, которые стараются создать им комфортные условия для обучения.
Биология – наука о жизни, а значит, невозможно понять ее закономерности без практики. Выездные практики – неотъемлемая часть обучения на факультете. В первую очередь это агробиологическая станции, где студенты получают навыки практической биологической работы в природе: изучают флору и фауну, а также основы сельского хозяйства, постигают законы физиологии растений, учатся ландшафтному проектированию. Неотъемлемой частью летнего полевого сезона являются выездные студенческие практики по зоологии и ботаники. Не остается без внимания и студенческая жизнь, без которой нет, и не может быть настоящего университетского образования. В спортзалах работают секции по волейболу, футболу, бадминтону, баскетболу. Спортивные команды биолого-химического факультета принимают участие в спортивных первенствах . Каждую весну и осень туристический слет собирает множество участников. На большинстве кафедр активно действуют аспирантура и докторантура, работают Ученые советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Ежегодно лучшие студенты факультета получают рекомендацию для обучения в аспирантуре. Большинство выпускников факультета –руководители государственных и негосударственных образовательных учреждений, многие посвятили себя научной деятельности, работают экологами, дизайнерами, переводчиками. Ждут ВУЗы – умных, старательных, увлеченных биологией и химией, таких, для кого биология и личная жизнь неразделимы.
В последние годы на факультетах осуществляется переход на двухуровневую систему образования: бакалавр-магистр. Обучаясь в магистратуре, можно получить возможность реализовать себя в научной деятельности, заложить основу фундаментальных научных исследований для продолжения образования после окончания института.
Виды профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность;
научно-производственная и контрольно-экспертная деятельность: осуществление экологической экспертизы, решение проектных и производственных задач, требующих базовой и специальной биолого-экологической подготовки, организационная деятельность в области охраны природы и рационального природопользования;
педагогическая деятельность в области биологии и экологии;
биомониторинг и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее.
Куда пойти учиться: ВУЗы страны
2. Личный профиль
2.1.Дифференциально-диагностический опросник (ДДО).
(Е.А. Климов)
Цель: определение интересов и склонностей человека по различным типам профессий.
Интерпретация результатов
Сумма баллов ("+") будет показателем степени выраженности вашей осознанной склонности к одному из типов профессий (П, Т, Ч ,3, X). Максимальная сумма баллов указывает на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к той или иной сфере деятельности.
Результаты, полученные по ДДО, помогают ограничить круг выбираемых профессий теми или иными областями в соответствии с интересами и склонностями.
Опросник ДДО
2.2. Карта интересов. (А. Е. Гомшток)
Методика "Карта интересов" служит для определения профессиональной направленности человека. Использовалась как дополнение к ДДО для уточнения профессиональной направленности клиента.
Методика представляет собой опросник, состоящий из 144 вопросов-высказываний, которые клиент должен оценить в соответствии со своими интересами и проставить знак в лист ответов (++ /два плюса/ - если Вы очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем; + /один плюс/ - если Вам это просто нравится /любите/; О /ноль/ - если Вы не знаете, сомневаетесь; -/один минус/ - если это Вам не нравится /не любите/; - - /два минуса/ - это Вам очень не нравится).
Область профессиональных предпочтений определяется в соответствии с ключом.
2.3.Оценка коммуникативных и организаторских ( КОС) (Б.А.Федоришин)
Коммуникативные качества являются необходимыми для работы в сфере профессий "человек - человек". Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности. Поэтому для исследования была выбрана методика Б.А.Федоришина ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ (КОС)
Инструкция:
Вам нужно ответить на 40 вопросов бланка. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке "Листа ответов" поставьте знак "+", если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) - поставьте знак " - ".
Обработка результатов Цель обработки результатов - получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. В дешифраторе учитывается построчное расположение номеров вопросов в бланке для ответов. В ходе анализа результатов дают сначала оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей испытуемого. Для этого пользуются шкалой оценок.
2.4. Опросник Айзенка
Цель: определить тип темперамента.
Учащемуся предлагается ответить на 60 вопросов: "да" или "нет". Оценка результатов проводиться с помощью ключа. Данные вносятся на ось координат.
Рисунок №4.
3. Личный профессиональный план.
Главная цель | Моя цель – стать биологом. В биологию не должны приходить случайные люди, потому что приходится иметь дело с самым трудным, самым хрупким материалом – с природой.Считаю это реально осуществимой мечтой, так как совпадают три составляющих формулы выбора профессии: "хочу", "могу", "надо". По жизни стремлюсь познавать что-то новое и пытаюсь предать всё то, что узнал сам другим, которые нуждаются в этом. |
Становление личности | Формирование личности ученого-биолога или происходит на всем протяжении становления профессии. Процесс становления личности начинается задолго до поступления на работу. В школе я с начальных классов увлекался изучением живой природы. В среднем звене полюбил особо биологию. С 7 класса активно работаю в школьном НОУ в секции «Экология». Особенно увлекся исследованиями в области экологии и биологии. На индивидуальных занятиях с педагогом освоил азы исследовательской работы и стал проводить свои эксперименты и опыты на пришкольном учебно-опытном участке и дома на собственном подсобном хозяйстве. Каждый год навыки своей исследовательской деятельности предоставляю на окружных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Общительность, толерантность, эмпатию и организаторские способности я развиваю, работая в группе с другими учащимися. Формирование навыков исследовательской деятельности вместе с коммуникативными навыками позволило мне достичь успехов на конкурсах разного масштаба. В ВУЗе я буду совершенствовать школьные знания, и получать новые. Буду участвовать в различных мероприятиях. При каждом удобном случае я буду совершенствовать свои знания, посещать подготовительные курсы. |
Личные качества | Умён, трудолюбив, человек с активной жизненной позиции. Постоянно совершенствуюсь, познавая окружающее. Успешно обучаюсь в школе, проявляю лидерские качества и способности. Активно участвую в школьных мероприятиях и конкурсах. Являюсь вице-президентом МОУДООД «Новая Цивилизация» и министром экологии. |
Пути и средства достижения цели | Поступить я могу в высшие учебные заведения. ВУЗы дают наиболее качественную подготовку специалистов. В настоящее время я занимаюсь в школе развития академической одаренности по биологии на базе МОУ «СОШ№8», по индивидуальной программе по экологии. Для получения базовых знаний в области биологии и химии, обучаюсь в 10 классе естественно - научного профиля МБОУ «СОШ №8». Обучаюсь по особой программе для студентов с химико-биологическим профилем. |
Дальнейшие намеченные цели | Успешно сдать единый государственный экзамен по химии, биологии, математике, русскому языку. Поступить в престижный вуз на бюджетной основе. Закончить бакалавр, магистратуру, а так же аспирантуру. Для повышения уровня образования проходить практику на безе школ или педагогических институтов. |
Внешние сопротивления на пути достижения цели | В наших условиях рыночной экономики большинство ВУЗов с платными факультетами, но победа во всероссийском конкурсе позволила мне уже сейчас поступить в МСХА имени К. И. Тимирязева на бюджетной основе на любой факультет. А так же возможность поступить на бюджетной основе Владимирский педагогический университет, на естественно - географический факультет. |
Внутренние условия достижения цели | На протяжении 2-х лет я буду развивать в себе такие качества, как ответственность (понимание результатов своих поступков), сдержанность, организованность, самокритичность. |
Запасные варианты и пути их достижения | Все ВУЗы имеют не только дневное отделение, но и заочное. Не поступив на дневное отделение, у меня есть возможность устроиться на работу, и при этом учиться на заочном отделении. |
3.1.Результаты дифференциально-диагностического опросника (ДДО).
(Е.А. Климов)
Результаты, полученные по ДДО, помогли ограничить круг выбираемых профессий в области биологии в соответствии с моими интересами склонностями.
3.2. Карта моих интересов. (А. Е. Гомшток)
3.3.Результаты оценки коммуникативных и организаторских склонностей ( КОС) (Б.А.Федоришин)
Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
К (коммун.) | К (орг.) | Данные испытуемого | Баллы | Уровень проявления склонностей |
0,56 - 0,65 | 0,66 - 0,70 | 3 | средний | |
0,66 - 0,75 | 0,71 - 0,80 | Кк – 0.7 Ко – 0.75 | 4 | высокий |
0,76 - 1,00 | 0,81 - 1,00 | 5 | очень высокий |
3.4. Результаты опросника Айзенка
Вывод: у испытуемого выявлен тип темперамента – холерик.
Холерик – человек, быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к резким сменам настроения.
Полученные показатели являются нормой для подростков 12-17 лет.
3.5. Основные решаемые задачи.
Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпретацию данных, предложение новых решений.
4.Результаты деятельности
Алексеева Александра Владимировича
( олимпиады, конкурсы, общественная деятельность).
2008год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
Заключение.
При всем разнообразии биологических профессий, биолог является не только важной профессией, но и востребованной. Биология – наука, в настоящее время развивающаяся и финансируемая государством. Выбирая данное направление, можно в дальнейшем развиваться и как медик, и как работник сельского хозяйства, и как ученый – биолог.
Сопоставив требования профессии к человеку и собственные склонности и способности можно сделать вывод о моей пригодности к обучению профессии биолога.
Составленный план по достижению профессии позволяет мне сделать выбор между высшими учебными заведениями, так как результатом победы во всероссийском конкурсе стало приглашение на любой факультет в Московскую академию имени Тимирязева. Дальнейшая работа в этом направлении будет заключаться в углублении знаний по биологии и выборе учебного заведения.
Литература
Вокруг света за 80 дней
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Ворона
Госпожа Метелица
Позвольте, я вам помогу