Рассматриваемая тема недостаточно освещена в учебнике 6 класса. Почему Владимир в историю вошел под прозвищем Святой, хотя жизнь его была очернена грехами? Если грешный в мирской жизни Владимир после Крещения почитался Церковью и народом, то он должен был совершить какие-то великие благие дела, значительные и важные для народа, государства и Церкви. В ходе исследования изучена научная литература по теме, проанализированы взгляды историков на канонизацию Владимира, из первоисточников выделены факты о святости князя. В ходе работы сопоставлены законы канонизации и особенности канонизации русских князей, составлен "портрет" князя в глазах народа. В заключении отражены итоги исследовательской работы по данной теме.
Слайд 1
Работу выполнили: Гордиенко Ярослава Сторожев Михаил Москвин Валерий ученики 6 класса Полох Марина Анатольевна учитель истории Контактный телефон: 84214198278 e-mail : marina.poloh@yandex.ru Канонизация князя Владимира Святославича муниципальное казенное общеобразовательное учреждение с редняя общеобразовательная школа Аркинского сельского поселения 2013 АркаСлайд 2
И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы, И в Русь милосердия внес он закон — Дела стародавних, далеких времен, Преданья невянущей славы!.. (А.К. Толстой)
Слайд 3
Актуальность: в учебнике мало сведений о канонизации Владимира каждый гражданин должен знать о личностях, определивших исторический путь России жизнь и судьба Владимира может стать примером преодоления собственных слабостей
Слайд 4
Князь Владимир Святославович в жизни совершил множество грехов: начал свое правление с убийства брата Ярополка, был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками. Мы знаем, что Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Но в народе его ласково называли Владимир - Красное Солнышко, а Церковь канонизировала. Научная проблема
Слайд 5
и зучить научную литературу и первоисточники по теме, анализировать взгляды историков на канонизацию Владимира и зучить реальные заслуги князя перед Отечеством с оставить «портрет» князя в глазах народа и сопоставить с особенностями канонизации его Задачи:
Слайд 6
М етоды: подбор и изучение литературы анализ и сопоставление собранных в документах сведений, фактов.
Слайд 7
План 1. Путь от греховности к святости. 2. Канонизация Владимира как результат признания заслуг. 3. Наши выводы.
Слайд 8
…Курений восходил перед кумиром дым , Запекшаяся кровь видна была пред ним. Г. Херасков Бог Перун
Слайд 9
Князь Владимир вернулся со своей дружиной из удачного похода и решил возблагодарить языческих богов. Старцы-волхвы сказали: «Перун на этот раз требует крови человеческой. Бросим жребий на отрока или девицу». Жребий пал на варяга-христианина Федора и его сына. Прогнал их Федор. Разозлились язычники и убили отца и сына. Их смерть потрясла горожан и самого Владимира. Иными глазами посмотрел он на кровавые обряды язычников и задумался о праведности их веры. Легенда о принятии Владимиром христианской веры
Слайд 10
Выбор пал на христианскую веру. Понравилась Владимиру красота византийских храмов, да еще влюбился он в дочь императора Анну. Но негоже было христианке выходить за язычника. Владимир ожидал Анну в Корсуни , но заболел и ослеп. Прозрел же только в купели, во время Крещения. И уверовал. И стал праведным.
Слайд 11
” Рече бо нђгдђ о томъ святыи Иоаннъ Златоустъ : отъ чего познаемъ и разумђемъ свята человека, от чюдесъ ли или отъ дђлъ ? И рече : от дђлъ познати , а не отъ чюдесъ .” ”Памяти и похвале Владимиру” [180, с.243].
Слайд 12
При Владимире осуществился переход от завоевательных походов к укреплению границ Руси был остановлен натиск печенегов произошло переселение в города-крепости жителей с севера для несения сторожевой службы создаются оборонительные системы крепостей на юге страны
Слайд 13
укрепилось государство стали развиваться культура, архитектура, искусство, письменность укрепились гражданские отношения, изменился быт славян вырос международный авторитет Руси, укрепились внешние связи При Владимире на Руси введено христианство
Слайд 14
Закладка первого десятинного храма в Киеве
Слайд 15
Иерусалимский Патриарх Нектарий ( XVII век)писал: «Три вещи признаются свидетельствующими об истинной святости в людях: православие безукоризненное; 2) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови, и, наконец, проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес; 3) …свидетельством святости признается также нетление мощей или благоухание костей»
Слайд 16
Почему Константинополь не желал канонизировать Владимира? не были открыты мощи князя и не прославлены нетлением Владимир не был прославлен чудесами должны были забыться все его языческие требы
Слайд 17
"Каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, которые научили их православной вере. Прославим и мы по силе нашей, хотя малыми похвалами совершившего великие и чудные дела нашего учителя и наставника великого Кагана земли нашей Владимира". МИТРОПОЛИТ АНАСТАСИЙ. ВЛАДИМИРСКОЕ ПОСЛАНИЕ Председателя Русского Архиерейского Синода за границей Зарубежной Русской пастве Почему Киев, а затем Москва страстно желали канонизировать Владимира?
Слайд 18
Что нового мы узнали? канонизация Владимира проходила очень долго и сложно сначала народ, а потом Церковь признали его Святым он первым был крещен не по чудесам, а по делам своим
Слайд 19
Где мы применим эти знания? на уроках истории на внеклассных занятиях в олимпиадах, викторинах, конкурсах
Слайд 20
В ходе исследования для нас остались невыясненными точная дата и место канонизации Владимира: одни историки утверждают, что Креститель Руси признавался святым еще в XI веке, а другие называют вторую половину XIII века. Место канонизации также неизвестно – Новгород или Владимир?
Слайд 21
- http://ei1918.ru/drevnerusskoe-gosudarstvo/pervye-popytki-kanonizacii-olgi-i-vladimira.html Первые попытки канонизации Ольги и Владимира http://www.oldru.com/rus_hrist/05_02.htm - Планы канонизации http://www.agmi.ru/category/istoriya_rossii/znachenie_prinyatiya_hristianstva_na_rusi.phtml Значение принятия христианства на Руси http://www.urano.ru/bog-perun-–- groznyj-vladyka / Бог Перун – грозный владыка http://krotov.info/library/17_r/us/s_1938.htm Русь Святого Владимира http://www.klikovo.ru/db/msg/4203 - Цыпин Владислав протоиерей. Церковное право. Глава: 48. КАНОНИЗАЦИЯ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ Использованные ресурсы:
Слайд 22
http://900igr.net/kartinki/istorija/Potomki-Rjurika/054-Zakladka-Desjatinnoj-tserkvi-v-Kieve.html - Закладка Десятинной церкви в Киеве http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E5%F9%E5%ED%E8%E5_%D0%F3%F1%E8 – Крещение Руси
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Аркинского сельского поселения
Канонизация князя Владимира Святославича
Работу выполнили:
Гордиенко Ярослава
Сторожев Михаил
Москвин Валерий
ученики 6 класса
Полох Марина Анатольевна
учитель истории
2013
Арка
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Владимир в глазах историков и
летописцев……………………………….....…………………………………………………..5-7
Глава 2. Реальные заслуги князя перед Отечеством……………………………………………………………………………………8-10
Глава 3. Особенности канонизации
Владимира Святославовича……………………………………...........................................11-12
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………………………..14
Приложения…………………………………………………………………………………15-17
Введение
И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..
(А.К. Толстой)
В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко - легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке. Русская Церковь канонизировала Владимира спустя 200 лет после его смерти.
При изучении темы Владимир и Крещение Руси мы столкнулись со следующим противоречием: «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. В жизни он совершал множество грехов. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками. У него было пять жен и великое множество наложниц. Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства.[1]Но в народе его ласково называли Владимир - Красное Солнышко, а Церковь канонизировала».
Целью нашей работы явилось выяснение особенностей канонизации князя и причин любви к нему русского народа.
В ходе работы мы должны решить следующие задачи:
Рассматриваемая нами тема недостаточно освещена в учебнике. Почему Владимир в историю вошел под прозвищем Святой, хотя жизнь его была очернена грехами? Если грешный в мирской жизни Владимир после Крещения почитался Церковью и народом, то он должен был совершить какие-то великие благие дела, значительные и важные для народа, государства и Церкви.
Если в ходе исследования изучить особенности канонизации князей на Руси, а также
«портрет» князя в глазах народа и сопоставить их с реальными заслугами князя перед отечеством, то тогда будут понятны причины канонизации его и любви народа к нему.
В ходе исследования мы применим следующие методы: подбор и изучение литературы, анализ собранных в документах сведений, фактов.
Глава 1. Владимир в глазах историков и летописцев.
Владимир до поры предстает перед нами как закоренелый язычник, который духовным очищением осветил себе и Руси путь к духовному исцелению. Давайте вместе проследим этот путь.
«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…»
(Н.М. Карамзин)
«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа».
(С. М. Соловьёв)[2]
Почему историки так противоречиво отзывались о князе Владимире?
Во-первых, к власти Владимир пришел через убийство брата. Нестор пишет об этом: «В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним биться»… И пошел на Ярополка… И так убит был Ярополк… Владимир же стал жить с женою брата - гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк».[3]
Во-вторых, он был непомерно сластолюбив. У Владимира было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, после того как Рогнеда отказалась «разуть» (выйти замуж) за Владимира. Захватив Полоцк (принадлежавший ее отцу), Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. Кроме того, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложниц ему было мало. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», - так с осуждением писал о Владимире летописец.[4]
В-третьих, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления на Киевский престол, он устроил на холме возле своего дворца языческий пантеон - поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам…И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», - рассказывает летопись.[5] Вообще-то славянские боги не были кровожадными и довольствовались простыми жертвоприношениями (например, когда молили богов о победе, им приносили в жертву петухов). Исключением был Перун – кровожадный и жестокий бог войны. Он требовал человеческих жертв. Обычно волхвы жертвой выбирали младенца, а оставшимся в живых полагалось ликовать. Летописи повествуют о принесении в жертву первых христиан. Отец однажды отказался принести в жертву собственного сына (жертву выбирали по жребию), и языческая толпа растерзала его. Эти варяги-христиане - Феодор и сын его Иоанн - стали первыми в Русской земле мучениками за веру.
Возможно, некоторое время спустя языческий культ перестал устраивать князя как в политическом, так и в религиозном отношении, и Владимир задумался о выборе новой веры. "Повесть временных лет" рассказывает о приезде на Русь послов от мусульман из Волжской Булгарии ("пришли болгары магометанской веры"), западных христиан ("потом пришли иноземцы из Рима") и хазарских иудеев ("жидове козарьстии"). Последним прибывает посольство из Константинополя, которое князь выслушивает внимательнее всех. «Скажите царям так - обращается Владимир к посланникам императоров: «Я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение, о котором поведали мне посланные нами мужи»». И вскоре вся Русь принимает христианство. Историк Н.М. Карамзин так пишет об этом: «Исполнилось желание благочестивой Ольги, и Россия, где уже более ста лет мало-помалу укреплялось христианство, наконец, вся и торжественно признала святость оного».
Вернувшись в Киев после захвата Херсонеса, крещеный Владимир принялся активно насаждать христианство. Прежде всего, он повелел истребить всех кумиров. Нестор сообщает: «И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь,.. - делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе.
После крещения Владимир старался быть образцом христианского поведения: «Владимир же жил в страхе Божьем. И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: "Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?". Он же ответил: "Боюсь греха"»[6]
Князь заботился о просвещении: «Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: "В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных"».[7]
Владимир строил храмы, в том числе Десятинную церковь в Киеве, «и по другим городам стали ставить церкви».[8]
Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское «Житие» более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Нищие и убогие могли просить на княжеском дворе что угодно: пищу, деньги. А если они не в силах были добраться, то все это им привозили. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им нужно», - рассказывает летописец. «И не в Киеве одном, но по всей земле Русской - и в городах, и в селах - везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных - всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…», - это слова мниха Иакова, автора «Памяти и похвалы князю Владимиру».[9]
В «Похвале великому кагану Русской земли Владимиру», первейшей его заслугой было, по мнению Илариона, распространение на Руси православной веры - благоверия. «Тобою мы приобщились и жизнь Христа познали», - раскрывал мыслитель суть главного благодеяния Владимира. Скорчены были от бесовской лести, а тобою распрямились и на путь жизни вступили. Слепыми были от бесовской лести, а тобою прозрели сердечными очами. Немы были, а тобою мы речь обрели».[10]
Вывод: По-мнению иследователей жизни и деятельности Владимира Святославича, принятие христианства было переворотом, обновившим Русь и указавшим ей дальнейший путь. Этот переворот совершил Владимир – человек великий по своему времени. Священнослужители считают, что показательный пример раскаявшегося грешника Владимира стал чудом в христианизации Руси. В христианской вере - истоки нашей отечественной культуры. С верой Русь обрела письменность, обновила культуру, укрепила дух народа.
Глава 2. Реальные заслуги князя перед Отечеством.
Почему народ отождествлял Владимира с образом былинного русского богатыря, церковь причислила к лику святых, Екатерина II учредила орден Святого Равноапостольного князя Владимира, а мы почитаем его как легендарного князя Киевской Руси?
«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…».
(Н.М. Карамзин)[11]
В 980 г. вступил Владимир на великокняжеский престол и проявил себя не только смелым, отважным воином, как его отец Святослав, но и мудрым правителем, как его бабка Ольга. Владимир сел на Киевский престол и стал единовластно княжить во всей Руси. Как пишет Карамзин: «Владимир скоро доказал, что он родился быть Государем великим».
С принятием христианства представление о власти государя совершенно изменилось. Отныне князь действовал от Бога и поэтому должен был проявлять заботу о населении и о правосудии. Летописная традиция связывает с именем Владимира появление первых судебных и земельных уставов. «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милованье», — поучали князя приезжие греческие иерархи.
Став киевским князем, Владимир Святославич снова заставил платить дань вятичей, радимичей и другие племена, совершил ряд военных походов на ятвягов, волжских булгар, хазар.
Былины восславили Владимира не напрасно. Во время военных походов Владимир всегда добивался поставленных целей. Это не означает, что он был непобедимым: он мог проиграть отдельное сражение, но войны Владимир вел до победного конца. Заняв великокняжеский престол, он начал возвращать Руси все, что она утратила во время распрей. В 981 г. побил польского короля Мечислава, отобрал Холм, Перемышль и другие города. Потом решил вернуть земли, когда то принадлежавшие Святославу. Через два года он покорил вятичей, которым ничего не оставалось, как признать себя киевскими подданными. Ятвяги так же попросили пощады и признали Владимира своим господином. В этом же военном походе «заодно» он подчинил племена куров, ливов, эстов. Следом радимичи не смогли более противиться князю.
Но самым серьезным противником была Волжская Булгария, которой принадлежали исконно русские земли.Болгары брали дань с местных племен, торговали полученными мехами, продавали невольников и невольниц в страны Востока. Великий князь повел на Болгарию большую рать: и на ладьях, и конную. Сражения развернулись на Оке, на Волге. Победа осталась за русскими. С болгарами заключили мир и запретили появляться на отвоеванных Владимиром территориях.
Далее Великий князь отправляется в Тамань и завоевывает Хазарию и возлагает на нее дань, но прорыв Руси на море не мог обойтись без конфликта с Византией, которая не желала усиления Руси. Для безопасности Владимир заключает союзы с Германией и Западной Болгарией. Совместными силами греков жестоко разгромили в битве при Сардике (Средце).
Политические связи скреплялись браками. Слава о Великом князе распространилась далеко за пределы воюющих с Русью государств. Христианские монархи соглашались отдать за Владимира своих родственниц, несмотря на то, что он еще до сих пор был язычником.
Этот факт свидетельствует об авторитете Руси среди европейских государств.
Владимир не только расширяет русские земли, но и укрепляет их. Сначала он реформирует язычество, но оно не объединяет разные части Древнерусского государства. Затем принимает христианство в качестве единой государственной религии и изменяет систему управления частями государства. Князь укрепил государственный аппарат: сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Таким образом, управление огромным государством стало централизованным.
В то время Русь постоянно подвергалась набегам печенегов, поэтому Владимир укрепил южные рубежи Руси. Князь сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси. Заслуга Владимира в том и состояла, что он весь лесной север (Новгород, Чудь, Смоленск) заставил служить интересам обороны южной границы. Владимир построил сторожевые крепости вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Сулы, Росси, в них и служили северные люди. Он построил огромное количество городов по берегам рек, которые так же играли роль укреплений, в качестве обороны этих городов использовалась высокая насыпь и частокол («Змиевы валы»). Владимир первый создал целую линию защиты, которая могла усмирять и сдерживать врага, что, конечно же, само по себе дает право присвоить ему звание грамотного и дальновидного стратега.
Принятие христианства на Руси оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства. Оно укрепило центральную власть князя. Оно стало идеологической основой для объединения Руси в цельное государство. Киевская Русь стала равноправным партнером в разносторонних отношениях с европейскими странами: развивались политические, экономические, военные, культурные связи с ними. Христианство создало на Руси новый моральный кодекс, который укрепил семейные отношения, учил милосердию, уважению и любви к ближнему. Культура Руси значительно обогатилась: открывались новые школы, распространялись знания, письменность; основывались монастыри, где переводили и переписывали книги; строились великолепные храмы и отстраивались города; славянские мастера заимствовали опыт архитектурного и живописного искусства у византийских; при Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Русь ожила и расцвела.
Вывод: С Владимира обновляется Русь, народ, дух, культура. Русь обретает новый путь.
Владимир Святославич - креститель Руси, один из самых известных киевских князей. Заняв киевский престол, Владимир Святославич начал объединять русские земли под одним началом, укрепил систему управления ими, заботился об обороне южных рубежей. Именно на долю князя Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами — главными врагами Руси в конце X — начале XI века. Владимир укреплял и западные границы своего государства. Со времен Владимира взяла начало грамотность на Руси, каменное строительство.
Велики дела Великого князя!
Глава 3. Особенности канонизации Владимира Святославовича.
Причисление Владимира Святославича к лику святых до сих вызывает споры среди историков. Ясно одно: это событие скрыто за завесой тайны в силу каких-то особенностей, которые, возможно, нарушали установленный порядок.
Святых канонизировали в Византии. Во все времена в Церкви существовали строгие законы канонизации.
В XVII веке святым Церковь признавала тех, кому были присущи «три вещи»:
1.православие безукоризненное;
2.совершение всех добродетелей, проявление Богом чудес и знамений;
3.нетление мощей или благоухание костей.
Из «Повести временных лет» и из житий XI века мы знаем, как происходили первые канонизации русских святых. Почин принадлежал Великому князю. Народное почитание предшествовало канонизации и подготовляло ее. Дело князя было уговорить греческого митрополита, но это не всегда было легко. Перед канонизацией открываются или переносятся мощи святого, если они не были открыты раньше. С этого времени устанавливается ему праздник; составляется служба и сокращенное житие святого вносится в Пролог для богослужебного чтения.
Убиенных братьев Бориса и Глеба канонизировали по настоянию Ярослава Мудрого, и то только потому, что они были признаны мучениками. В то время святился только умерший за Христа. Но князем была придумана отговорка: Борис и Глеб своей смертью показали дьявольскую сущность Святополка. И поэтому Византия не смогла долго противиться канонизации братьев, тем не менее отказавшись признать святым Владимира – Красно Солнышко. По-видимому, потому, что не забыто было за такой короткий период его языческое поведение, до подробностей описанное позднее в летописях. Но очевидны были для всех русских людей заслуги Владимира перед Отечеством: былинный герой, легендарный полководец, мудрый правитель, креститель Руси, щедрый и нищелюбивый человек. Разве эти характеристики не могли являться доказательством истинной добродетели и православия безукоризненного для Константинопольского митрополита?
Еще одним из препятствий для почитания Владимира явился тот момент, что мощи его были обретены Петром Могилой лишь в XVII веке. Значит, доказать нетленность их ранее не представлялось возможным.
Следующий аргумент митрополита – с именем Владимира не связано никаких чудес, да и в небе не появлялся его образ. Стало быть, Бог не благословляет почитание его.
Точное время канонизации князя неизвестно. Умер князь в 1015 году, а первые сведения об официальном почитании как святого равноапостола относятся к XIV веку. Богослужебные книги отмечают днем памяти Владимира 15 июля. Возможно, начало почитания могло быть связано с победой в Невской битве. Но в житии Александра Невского в списках святых дня Невской битвы его имени нет! Хотя житие святого Владимира датируется второй половиной XIII века.
В Лаврентьевскую летопись внесено сказание о Невской битве, в котором повествуется о видении перед боем святых Бориса и Глеба, которые обещали помочь русским в сражении. Но Владимира с ними не было. Возможно, культ Владимира связан с поисками Небесных покровителей русской рати. Поэтому в один и тот же день почитают потомков Александра Невского и Владимира, датой смерти которого является 15 июля.
О месте канонизации Владимира также ничего достоверно не известно. Если почитание Владимира связано с Невской битвой, то и канонизированым он должен был быть сразу после Невской битвы в Новгороде. Это не представлялось возможным, потому что мощи его находились под руинами Десятинной церкви в Киеве.
Отсюда можно сделать вывод, что формальная канонизация Владимира так и не состоялась. Но древнерусское духовенство упорно и настойчиво добилось почитания просветителя.
Почему сначала Киев, а потом Москва страстно желали канонизировать Владимира?
Заслуги князя перед Отечеством были значимы и велики для русского народа и государства и поэтому на Руси святым его стали считать уже в XI веке.
Признание святости князя Византийской церковью в то время значило прежде всего наделение царской властью, данной от Бога. Поэтому начинателю этого дела Ярославу Мудрому крайне важно было добиться положительного результата, для того, чтобы великокняжеская власть его не подвергалась сомнениям.
Но особенности канонизации Великого кагана земли русской Владимира наводит нас на мысль о том, что причисление его к лику святых, скорее всего, было совершено русскими церковниками.
Вывод: Канонизация Владимира была своеобразной. Во-первых, произошла она спустя почти 200 лет, во-вторых, мощам его не было дано дара чудотворения. Поэтому в Церкви шли споры о святости Владимира, но заслуги князя перед Отечеством позволили преступить установленные правила. Кроме того, почитание этого князя приобрело церковно-государственные черты; идея святости древних русских князей была призвана укрепить авторитет великокняжеской власти.
Заключение
Каждый православный народ чтит первого из своих князей и царей, который дал своей стране Христа. За это мы благодарим князя Владимира, за это мы его вспоминаем.
Время канонизации князя Владимира, «апостола и крестителя» земли Русской – тайна, покрытая мраком. Святых канонизировали в Византии.
Одной из причин сопротивления канонизации Владимира явилось отсутствие чудес, связанных с этим именем.
По-видимому, другой причиной явилось то, что потребовалась не одна сотня лет для того, чтобы в народной памяти стерлись легенды о знаменитых пирах-попойках князя-Солнца, о его любви к женщинам и неимоверной жестокости.
По свидетельству Русской православной церкви святой Владимир оставил неизгладимый след в истории, конечно же, положительный. Владимира можно считать выдающимся политиком, талантливым полководцем. Но апостолом – нет.
Почему сначала Киев, а потом Москва страстно желали канонизировать Владимира?
Потому, что канонизированный князь мог выступать в роли объединителя русских земель.
Владимир Святославич на собственном примере стремился показать истинно христианское поведение - он был милостив, нищелюбив, ладил с собственной дружиной и с соседними государствами.
Князь предпринял ряд мер по укреплению государства: начал чеканить золотую и серебряную монету, устраивал походы на половцев и сооружал оборонительные укрепления по южным границам. Первые древнерусские монеты чеканились по византийским образцам.
В летописях рассказывается о строительстве городов вокруг Киева в оборонительных целях.
Крещение и женитьба на византийской царевне повысили статус и значимость молодого государства на международной арене.
Правя из Киева, князь "сажал" сыновей по волостям, что способствовало централизации государства.
После смерти Владимира вокруг его образа сложился былинный цикл. Народная память сохранила представление о Владимире как о радушном, хлебосольном князе, «Красном Солнышке».
Князя Владимира Святославича до сих пор почитают как человека, жившего для пользы и славы Отечества.
После изучения жизни и деятельности князя мы с уверенностью можем утверждать, что Владимир I - сложная историческая личность, единство и борьба противоположностей. Но для христиан он стал примером чудесного духовного исцеления, что в значительной степени повлияло на канонизацию Владимира.
В ходе исследования мы узнали об особенностях канонизации Владимира Святославича. Материалы исследования могут служить прекрасным дополнительным материалом для изучения тем христианизации Руси.
Список литературы
Интернет-ресурсы:
Приложения
Крещение Владимира
Князь Владимир
Закладка первого десятинного храма в Киеве
[1] http://www.portal-slovo.ru/history/39085.php?PRINT=Y
[2] http://www.detisavve.ru/prose/2012/75357/
[3] http://www.vehi.net/oldrussian/povest.html
[4] http://www.vehi.net/oldrussian/povest.html
[5] http://www.vehi.net/oldrussian/povest.html
[6] http://www.vehi.net/oldrussian/povest.html
[7] http://www.vehi.net/oldrussian/povest.html
[8] http://www.vehi.net/oldrussian/povest.html
[9] http://www.portal-slovo.ru/history/39085.php?PRINT=Y
[10] http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=patri.hilarion_kiev01#006
[11] http://rudocs.exdat.com/
10 осенних мастер-классов для детей
Без сердца что поймём?
Прекрасная химия
Денис-изобретатель (отрывок)
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью