Природные объекты в обрядной и орнаментальной символике Калужского края
Вложение | Размер |
---|---|
borisova.prirodnye_obekty_v_simvolike.zip | 1.96 МБ |
Содержание
Символы природы в народном быту
Обращение к природе в календарной обрядности
Современные обычаи, обращенные к силам природы
Природные объекты в обрядной и орнаментальной символике Калужского края
Наблюдать умиранье ремёсел ─
Всё равно что себя хоронить.
Арсений Тарковский
Введение
Мало кто теперь вспоминает, что глиняные и деревянные фигурки, изображения на ткани в далеком прошлом участвовали в магических обрядах, были зримым, реальным воплощением тотемов — мифических предков данного рода (племени), идолов, духов, богов, людей и животных, приносимых в жертву могущественным силам природы. Но сегодня мы можем сделать попытку понять, прочитать то, что было записано в «народной книге». Материалы, на которых она писалась, были разными. Жанры тоже разные — игрушка, вышивка, домашняя утварь, жилище и одежда. 4
Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы славян.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающим традиции народов России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца. Одна из главных дохристианских русских богинь так и называлась — Берегиня, то есть берегущая, оберегающая. Она часто изображалась в глиняной игрушке и вышивке, встречаются ее изображения и на прялке. Поразительно, что на протяжении тысячелетий народ рисовал, лепил, вышивал изображения только тех богов, животных, деревьев, которые несли в себе знаки созидательного, доброго, оберегающего начала, тех богов, которые помогали ему в выращивании урожая, в увеличении стада, в сохранении семьи, в благополучии потомства, защищали от болезней, беды, напасти. 4.
Содержание традиций в калужском народном искусстве слагалось из того, что было навеяно миром обрядов, празднеств, обычаев, превращалось в художественно-изобразительные символы. 7
…Сегодня народная культура является и действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности. Эти задачи требуют комплексного решения.
Но если изучение истории родного края доступно в рамках школьных программ, то экологическое воспитание и сохранение народных основ требуют особого внимания.
Слайд 2
Изучение народных пластов культуры стало возможным благодаря тесному сотрудничеству Дома творчества с Обуховским сельским Домом Культуры, и в частности ─ его директором Барулиной Ларисой Александровной.
Изучение обрядов и обычаев включает в себя сбор информации, ее систематизация и обобщение результатов; итогом изучения может стать активная творческая деятельность детей. Это находит выход в театрализации обрядов, в изготовлении обрядовых кукол, в проведении тематических праздников, классных часов и т.д., в подготовке которых непосредственное участие принимают дети объединений.
Слайд 3
Коллективом кружка «КЭТ и А» проведена определенная исследовательская работа в регионе, накоплен опыт применения в крестьянском быту образов и символов природы. Неоценимую помощь в этой части работы оказали старожилы деревни Обухово Дзержинского района Калужской области: Тихонова Анна Алексеевна ─ основатель школы «Ткач»,
Слайд 4
народные умельцы: вышивальщицы, ткачихи из окрестных деревень Обухово, Куровская, Железцево: Потапова Галина Ивановна, Акулина Ивановна Денисова, Анна Дмитриевна Васильева-Степченко, Авдотья Андреевна Васильева и другие, предоставившие свои материалы для изучения.
Результатом стал аналаз ряда обычаев календарных, бытовых, художественных.
Слайд 5
Целью нашей работы можно назвать следующее:
Задачи:
Для успешного решения этих задач мы предполагали изучить уже материалы, имеющиеся в Обуховском доме культуры, предоставленные местными жителями, а также найденные в специальной литературе и интернетресурсах, обобщить материал и сделать выводы о месте природы в народной обрядности, а также в художественной орнаментации жилища, предметов быта, одежды, ритуальных принадлежностей.
В этой работе мы коснемся только тех, что имеют прямое отношение к силам природы.
Символы природы в народном быту
Слайд 6
Еще до возникновения письменности народ начал пользоваться знаками орнамента, образами птиц, животных, людей, растений. Он рассказывал о своей жизни, о своих верах, обычаях, своем представлении о мире, — словом, обо всем, что окружало человека. Ткачество, вышивка, кружевоплетение – традиционные женские занятия в русской деревне. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства от матери – к дочери, от бабушки – к внучке. До наших дней на полотенцах, скатертях, одежде, головных уборах дошли «узоры», «узорочье» из седой старины. 2
Они были не просто декоративными элементами бытовых предметов, а несли определённое смысловое значение.
Народному мастеру мир представлялся цельным, нерасчлененным, человек существовал в гармонии с природой, растительным и животным миром. Разнообразные явления природы одухотворялись, "очеловечивались", наделялись антропоморфными чертами. Народная система мироздания находит свое отражение в творчестве, образы которого просты, основаны на наивном, непосредственном восприятии окружающей действительности. Символика разнообразных узоров калужской народной вышивки, ткачества, кружевоплетения, мотивов фасадной деревянной резьбы, пластических образов глиняной игрушки с древнейших времен имела глубокий смысл, но постепенно архаическое значение образов и мотивов в калужском народном искусстве претерпевало изменение, сливалось с образами окружающей природы, с фольклором, обычаями и обрядами, насыщалось бытовыми элементами. 3
Мало кто теперь вспоминает, что глиняные и деревянные фигурки, изображения на ткани в далеком прошлом участвовали в магических обрядах, были зримым, реальным воплощением тотемов — мифических предков данного рода (племени), идолов, духов, богов, людей и животных, приносимых в жертву могущественным силам природы.
Мы обратили внимание на внешние признаки присутствия символов природы в народном быту. Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах. 1 Сила образов,запечатлённых в ткачестве, вышивке и кружеве сродни силе образов заговорного слова и молитвы. Это обращение к высшим силам и стихиям природы о неизменности круговращения бытия и включение в это движение каждого отдельно взятого члена семьи, как частицы этого мира. 2
Слайд 7
Большое место в быту калужских крестьян занимали ткачество и вышивка — так называемая перевить (народные мастерицы называли ее "вырезы"). Украшенные браным тканым узором и вышивкой элементы традиционного народного быта — рубахи, поневы, занавески-фартуки, полотенца выполняли в калужском народном быту разнообразные функции. Чаще всего это были праздничные, подарочные или связанные с традиционными обычаями и обрядами предметы.
Слайд 8
Вышивкой укрaшaлись те чaсти костюмa, через которые, по представлениям нaших предков, злые силы могли проникнуть к телу человекa. Охранительным узором вышивки покрывались ворот, мaнжеты, подол, разрез горловины, края полотенца. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, тaк кaк в ее изготовлении участвовaли предметы, обильно снабженные заклинательным орнaментом (трепaло, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, гдe кoнчалась заколдованная ткaнь одежды и начиналось тело человека.
Слайд 9
Какие же узоры часто встречаются в орнаментах полотенец и отделки одежды? Прежде всего ─ это солярные знаки. Солярные знаки и ромбы в браном ткачестве ─ традиционный орнамент, концы полотенец украшались орнаментальными полосами с различными комбинациями этих знаков. Особенно часто они встречаются в тканых полосах на полотенцах, подолах рубах. B узорах солярным знакам придавалось особое значение. Издавна ими считались круг, прямой четырехконечный крест, круг c радиусами, круг c вписанным в него крестом. Почитание и обоготворение неба является центральным в системе религиозных воззрений древних людей. Для восточных славян аграрный культ солнца становиться центральным, т.к. их основное занятие — земледелие. Солярные знаки, зародившись в глубокой древности, сохранились в русской орнаментики до нашего времени.
Слайд 10
С изменением религиозных верований они трансформировались как по форме, так и по содержанию. К ним относятся возникшие в бронзовом веке (их формирование началось еще в неолите) колеса, круги, звезды и свастика. Они сохраняются в народном искусстве до сих пор, например, в орнаментации народной одежды, что отмечают многие исследователи. Розетки, крестообразные фигуры, круги, иногда со вписанной в них розеткой в шестиугольнике, ромбы и части их явились основой геометрического восточнославянского узора. 3
Слайд 11
Крест – это древнейший символ, существовавший у многих народов задолго до христианства; первоначальная форма креста имитировала древнее орудие для добывания огня, поэтому знак стал эмблемой сначала огня, а затем и небесного огня – солнца. Огонь для древних славян был очистительной небесной стихией, отпугивающей нечистую силу, поэтому и крест имеет аналогичную функцию.
Крест вбирал в себя почитание солнца и огня, но и имел в себе еще более сложную символику. Эта фигура образована четырьмя лучами, а это число у многих народов было священным, в котором заключалось понятие о четырех стихиях, сторонах света, временах года. У идолов их четыре головы ориентировали на четыре стороны света. У язычников крест оберегал владельца со всех четырех сторон. 3.
Слайд 12
«Светит солнышко на весь белый свет, на все четыре сторонушки». Причём прямой крест означает нахождение в наивысшей точке расцвета, на вершине. К примеру, в сутках – это полдень, когда солнце пребывает в зените своей силы. А косой крест («огнивец») обозначает движение. Так косым был крест апостола Андрея Первозванного – «Андреевский крест». 5.
Слайд 13
В вышивке подола рубахи, предоставленной жительницей д. Обухово, можно наблюдать ромбы ─ символы плодородия.
Ромбы и квадраты в народе называли «кругами», которые обозначали состояние плодородящей силы земли.
Слайд 14
Ромб как символ плодородия имел много разновидностей: с лучами, кудрями, и означал образ солнца, а с отростками, кудрями, косой сеткой орнамента — означал образ земли. Благополучие крестьянской семьи шло от земли-кормилицы, от урожая.
Слайд 15
Лучистый ромб ткачихи изображали косым пересечением двух пар параллельных лучей. Другое его название «репей».
Ромб может быть с крюками, ткачихи изображали ромб, у которого верхние и нижние лучи попарно загнуты навстречу друг другу. Похоже на то, как зерно в колосьях склоняет стебель к земле. 5
Слайд 16
Встречаются символы природы и в калужской фасадной резьбе. Самые ранние известия о калужских деревянных изделиях относятся к XVI веку. Этнографическая коллекция зафиксировала деревянные предметы крестьянского обихода XIX столетия: рубели, прялки, пряничные и набойные доски, украшенные выемчатой резьбой. Традиции художественной обработки дерева, бытовавшего в Калужском крае, явились основой для зарождения и развития архитектурной пропильной резьбы. Да и изначально Калуга была деревянной — "город рубленный"… И до настоящего времени сохранившиеся деревянные домики в Калуге и калужских селах приятно удивляют замысловатым пропильным декором. Наличники окон, подзоры, ветреницы и целые панели делались прорезными. 7
Слайд 17
Солярный знак — необходимый элемент орнаментации домовой резьбы Калужского края. Эти знаки сосредотачиваются на внешних сторонах домов, особенно, на фронтальной, что говорит об их защитной функции. Солярные знаки присутствовали повсеместно: на посуде они оберегали пищу, на мебели — охраняли владельцев при пользовании ею, на сундуках, ларях для зерна они берегли добро от порчи. Особенно много их на орудиях ткачества и прядения. Здесь солнце уподобляется колесу прялки, причем солнечные лучи становятся в мифологии нитями, наматываемыми на веретено. Прялка для наших далеких предков была отображением мироздания, а прядение олицетворяло нить судьбы человека. Поэтому прялки всегда богато украшались, запечатлевая в символических орнаментах мироздание. 3
Коловрат («коло» — круг, образ солнца, «врат» — вращение, возвращение, врата) — часто встречается в фасадной калужской резьбе и подразумевает движение солнца с востока на запад по кругу в течение дня и итоги года в целом, в широком значении этого слова. В более узком смысле: это обозначение сбора урожая. 5.
Слайд 18
Солярные знаки часто вышивались рядом c всадниками, олицетворявшими солнечное божество. Ряд женских фигурок c поднятыми вверх руками ─ «куколки» ─ изображал мольбу об урожае. Вестниками солнца были многочисленные птицы. B вышивке это «павы» c изящным контуром туловища и пышным хвостом, более скромные петухи и другие изображения.
Слайд 19
Вышитые на женском костюме, эти узоры несли в себе пожелания счастья и процветания семье, а двуглавая птица на головных уборaх была символом пожелания счастливого материнства.
Слайд 20
На полотенцах, в фасадной резьбе и в глиняной игрушке, кроме солярных знаков, встречаются изображения таких всемирно распространенных символов, как Древо жизни, конь, всадник, грифоны, птицы, медведи (барсы), растительный орнамент.
Полотенца, занимавшие важное место в жизни крестьян, украшались цветной перевитью, позднее вышивкой «крестом». Как ритуальный предмет полотенце украшалось богатой и сложной вышивкой.
Слайд 21
Первым сюжетом русского народного искусства по времени его появления, безусловно, является — дерево.
Слайд 22
Древо жизни: древнейший магический символ развития, символ жизни, исполнения желаний; изображенное на полотенце для свадебного обряда с инициалами новобрачных, дерево было залогом благополучия и процветания семьи, единства и преемственности поколений.
Слайд 23
Калужская традиционная игрушка — в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии, — одновременно представляла собой и явление народного искусства. Безудержная фантазия народных мастериц создает образ "Древа жизни" — собирательный образ природы, дающей жизнь всему живому. Этот мотив особый, хлудневский, не имеющий аналогий в игрушке других регионов. В чистом виде, в виде глиняного дерева, этот сюжет пришлось встречается во множестве вариантов, с птицами, гнездами, — в деревне Хлуднево Калужской области у мастеров Трифоновой К. П., Студницкой А. В и Самошенковой М. В.
Это был один из их излюбленных сюжетов. Промысел села Хлуднево Калужской области находится в центре России. Особенности росписи имеют либо очень древние корни, либо появились в результате миграции племен, тысячи лет назад появившееся в этих местах, пришло откуда-то с юга, из областей, близких к Индии. 4.
Слайд 24
Грифоны: стражи золота; изображение этих мифических существ ─ надежда на богатство в доме, силу в борьбе со злом.
Слайд 25
Медведи (барсы): по поверьям, медведь предвидит погоду, а потому ─ это знак предусмотрительности; эти когтистые существа обычно охраняли Древо жизни.
Слайд 26
Медведи — еще один излюбленный мотив глиняной хлудневской игрушки.
Слайд 27
Красочные птицы ─ «павы» ─ были спутниками солнечного божества; изображение птиц ─ обращение к древним богам с просьбой о счастье и душевном покое; изображение же голубей ─ это и заклинание на счастье и любовь в семье. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве.
Слайд 28
Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. В давние времена люди верили, что, например, птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло лето. [1].
Слайд 29
Происхождение и изготовление калужской глиняной игрушки, которая известна более как хлудневская игрушка, по этнографическим материалам связывается с праздничными гуляньями — "ярилками". Название «ярилки» происходит от имени древнеславянского бога солнца ─ Ярилы. Свист, производимый при помощи глиняного конька (конь ─ древнеславянский символ солнца), указывает на забытое, затерянное в веках магическое действо Гулянья проходили на пасхальной неделе в селах и городах губернии, и неотъемлемой принадлежностью этих гуляний были традиционные "свистульки", "гудухи", "сопелки", "грематухи" в виде конька, козы, вылепленные из глины, без поливы, с яркой раскраской. 7.
Обращение к природе в календарной обрядности
Не менее интересно обращение к силам природы в древних языческих обычаях, которые, впрочем, в наше время возрождаются и востребованы обществом. Радует тот факт, что в наше время люди все активнее приобщаются к этим вековым традициям.
Праздники, которые сопровождались обрядами, являлись своего рода вехами, отмечавшими начало того или иного периода с целью его благополучного завершения. Уверенность, что можно воздействовать на природу, чтобы обеспечить урожай, приплод скота и т.п., породила в сознании людей убеждённость в необходимости выполнения обрядов и следовании определённым обычаям. Обрядовые действия, заклинания призваны были, с одной стороны, подсказать будущее, с другой ─ воздействовать на природу, чтобы заручиться её поддержкой и обезопасить себя от возможных невзгод (неурожай, падёж скота, болезни и т.п.).
В календарной обрядности смешаны дохристианские верования: (поклонение земле, солнцу, воде, культ умерших предков) и православные.
Крестьянский земледельческий год начинался новогодними праздниками, получившими название «святки».
Это один из важнейших праздников, который длился две недели ─ с 25 декабря по старому стилю (Рождество) по 6 января (Крещенье). Многочисленные обряды, обычаи, поверья в эти дни имели особое значение, они должны были определить важнейшие события предстоящего года и обеспечить благополучие в наступающем году ─ урожай, плодовитость скота, личное счастье и здоровье.
Обращения к Матери-Природе в новогодних и святочных гаданиях встречаем постоянно. Например, из-под пятки правой ноги берут снег и приносят в избу для узнавания волос суженого. Или ищут камни в реке и достают их из колодцев. Если камень гладкий, то жених будет бедный, если шероховатый ─ то богатый.
Масленица ─ очень значимый праздник, отмечавший конец зимы.
Слайд 31
Масленица проводилась в течение недели перед Великим постом. Калужские записи дают чрезвычайно разнообразный материал, характеризующий этот обрядовый праздник: описания встречи, катания и похорон Масленицы,
Прощание с Масленицей, символизирующей зиму ─ это пародийные похороны, игра, в которой участвуют все жители села... Зима уходит, весна, новая жизнь на пороге. B конце праздника, напрыгавшись через костер, наевшись блинов, поют:
Уходи Зима холодная! Приходи лето жаркoе!
Со страдной порой, c цветами, с травой! ─
и сжигают на костре чучело Масленицы.
Почему сжигали чучела Маслениц? Ответ напрашивается сам собой. Кvклу Масленицу приносили в жертву, просили взамен яркого солнца, теплой весны, хорошего урожая. А еще в огне вместе с Масленицей сжигали неудачи, беды, несчастья, ожидая лучшей жизни.
Слайд 32
Куклы из соломы, катание с гор, валяние в снегу хранят в себе отголоски магических обрядов, связанных с подготовкой урожая.
Очистительная функция дерева не забыта и по сей день. Весной рубились пучки первых покрывшихся листьями побегов, и из изб выметался мусор и вся нечисть, накопленная за зиму.
В деревне Обухово, по словам Тихоновой Анны Алексеевны, на вербное воскресенье (воскресенье перед Пасхой) святили веточки вербы. Потом ими выгоняли первый скот на пастбище. Это действо должно было уберечь скот от болезней и бесплодия. Хранили веточки вербы целый год за иконой.
А на неделе Жен Мироносиц (вторая неделя после Пасхи), а не на Троицу, по словам старейших жителей деревни Тихоновой Анны Алексеевны и Потаповой Галины Ивановны, ходили в лес жарить яичницу. Парни отдельно, девки отдельно. На Троицу ходили в лес, плели венки и пускали их по реке.
Слайд 33, Слайд 34
Летние обряды наиболее многочисленны и разнообразны. Наиболее знаначимые из них отмечены народным календарем. Эти обряды приходятся на период цветения и поспевания злаков, плодов и овощей. Основное назначение обрядoв и обычаев ─ способствовать хорошему урожаю, отсюда такие ярко выраженные магические действия, как хороводы, обряд «кумления», поклонение березе.
Слайд 35
Нельзя пройти мимо березы. Береза ─ непременная участница всех праздников и обрядов начиная от Троицы. К березе относились как к существу, обладавшему неисчерпаемой жизненной силой. Поклонение березе было естественным. Целебный берёзовый сок придавал силу человеку, березовы дрова горели жарче других, из бересты (коры берёзы) плели обувь ─ лапти, делали домашнюю утварь, музыкальные инструменты (рожки). В день Святой Троицы березовыми ветками изгоняют из домов нечисть, вывешивая их у порога или выметая пол в доме.
Слайд 36
Немыслимы без березок Троицкие обряды. Девочки, девушки украшают их лентами, плетут венки из гибких березовых веточек.
Ветки берез свивали в венки в тайным умыслом. Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется! Веточки хранят и верят, что они ─ надежный оберег, дарующий счастье. Похожие обряды есть и в д. Обухово. О них упоминалось выше.
Бытовал в д. Обухово еще один интересный свадебный обряд, записанный со слов Тихоновой А. А. Наряжали бантами ёлку и ставили на стол в доме невесты в тот день, когда приезжал жених с дружкой за невестой. Девушек, которые пели, угощали семечками и конфетами (они лежали на столе). Есть также упоминания о том, что на свадьбе полагалось обсыпать молодых зерном и просом ─ на счастье и богатство.
Современные обычаи, обращенные к силам природы
Бытование обращений к магическим силам природы мы можем наблюдать и сейчас, практически на каждом шагу. Даже детям известно, например, что для исполнения желания надо съесть пятилепестковый цветок сирени или четырехлистник клевера. Что нельзя убивать пауков ─ они принесут в дом вести и богатство. Мы заговариваем молочный зуб, бросая его в щель пола: «Мышка-мышка, на тебе старый, дай мне молодой». Вся заговорная практика основана на обращениях к природе: к воде, к камню, к облакам, к деревьям и т.д. Мы встречаем «бел-горюч камень», «сине море», «дуб заветный», «Мать-Сыру-Землю» и многие другие объекты природы, призванные помочь человеку в решении его проблем.
Особое внимание следует уделить отношению людей к камням. Магическая их сила с древнейших времен признана и обращаемся мы к ней постоянно. То же можно сказать и о лечебных свойствах трав, использование которых не исключало, впрочем, и магических действий.
Повседневные народные приметы и поверья тоже, как правило, связаны с природой. О результатах предстоящих хозяйственных дел, какого-либо задуманного предприятия, о погоде, о грозящих несчастьях и о многом-многом другом узнавали, наблюдая за миром вокруг:
Кошка лапкой моет мордочку ─ к гостям.
Карканье вороны на доме предвещает несчастье хозяину.
Вой собаки означает несчастье.
Когда дым поднимается столбом ─ то будет хорошая погода.
Заключение
Можно сделать следующий вывод.
Обряды и обычаи, обращенные к силам природы, сопровождали человека с момента его рождения до самой смерти. Символика калужской народной вышивки, ткачества, мотивы фасадной деревянной резьбы, образов глиняной игрушки, календарная и семейная обрядность с древнейших времен имели глубокий магический смысл, но постепенно сливались с образами и явлениями окружающей жизни, природы как части её. Природа для человека стала источником создания оригинальных орнаментальных композиций. В древние времена в России орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и вороте рубашек делались вышивки, которые служили человеку “охраной” от всякой нечисти. Тематика вышивок отражала языческие верования и обряды, птица, например, означала тепло и сулила богатый урожай. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
Современные обычаи, поверья, приметы лишь подтверждают глубокое проникновение образов природы в мировосприятие и мироощущение человека.
Изучение обрядов и обычаев родного края дает нам ещё одну возможность познакомиться с историей своего народа, глубже понять корни народного искусства, ремесла, быта.
У каждого нового поколения, входящего в мир, есть нравственный долг ─ беречь красоту, созданную предыдущими поколениями. Память o прошлом ─ звено между настоящим и будущим. Из этой памяти мы черпаем опыт, который предостерегает нас от ошибок, даёт силы и вселяет веру. Тысячи памятников истории и культуры составляют наше наследие. Наша задача ─ сохранить их и передать уже своим детям.
Для чего нужна астрономия?
Шелковая горка
Астрономический календарь. Июнь, 2019
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
О чем поет Шотландская волынка?