Выполнила: .Добровольская Ксения
Проверила: Бондаренко И.В.
Вложение | Размер |
---|---|
ekstremalnye_vidy_sporta.docx | 709.63 КБ |
Выполнила: Добровольская К.
Проверила: Бондаренко И.В.
Введение.
Как ни странно, но на свете есть множество людей, которые не могут жить без протирания коленками, локтями и головами асвальта после неудачного приземления, или которые не могут уснуть без пролёта на сноуборде 20 метровой дистанции и выполнив трипл-бэкфлип-360-indy grab (что означает тройное сальто с разворотом на 360 градусов и с инди грэбом), я уж не говорю про роллеров и скейтеров, которые не щадя свои детородные органы скользять по трубам. И все эти люди тоже делают историю, хотя некоторые считают их за сумасшедших, которым надоело жить…
Как ни старайся, но никто не сможет объединить отдельно взятые экстремальные виды спорта в какие-нибудь группы и подгруппы, каждый спорт – это свой мир, в который посторонним вход запрещён.
Но я всё-таки решил объединить эти виды в две группы: 1) Это те, в которых используется доска; 2) В которых используются замудрёные конструкции с колёсами.
Часть 1.
Удивительно, но к концу двадцатого столетия, просто до отказа напичканного всевозможными техническими наворотами, авангардный спорт как раз потянулся к простоте. Обычная, если не сказать примитивная, доска стала определять форму и содержание всех новомодных развлечений. К доске приделали парус и стали глиссировать по волнам – появился виндсерфинг. Имея за плечами парашютный купол, на доске придумали выпрыгивать из вертолёта и в свободном падении имитировать скольжение и головокружительные трюки – родился скай-серфинг. К доске приделали колесики, и сформировалась уличная спортивная культура – скейтбординг. Но досочная идея не стояла на месте, и совсем недавно появился вейкбординг – катание на доске за буксировочным катером. И, естественно, доскомания не могла оставить без внимания зимний спорт, снега и горные склоны. Снежную доску – сноуборд – можно считать великой спортивно-развлекательной выдумкой современности, которую на “ура” поддержало молодое поколение с энтузиазмом, соизмеримым разве что с прежним выбором “Пепси”. В своём докладе я более подробно остановлюсь на пяти самых известных досочных течениях – Серфинг, ВиндСерфинг, Кайтинг, Вэйкбординг, Сноубординг.
Скайсерфинг
Скайсерфинг- прыжки с лыжей на выполнение различных фигурв свободном падении- относительно молодой вид парашютного спорта. Появившисьнедавно, он получил очень бурное развитие в России. Аэродинамика лыжникасильно отличается от простого свободного падения, поэтому прыжки с лыжей считаются практически другим видом спорта. Так как вся работа идет в свободном падении, то для оценки прыжка необходим воздушный оператор, который снимает весь прыжок и на основе этой видеозаписи ставится оценка. Таким образом команда состоит из двух людей - лыжника и оператора.В зачет идет только 50 секунд прыжка. Оценивается мастерство и артистизм выполнения фигур и работа оператора. Для того чтобы лыжа не мешала в аварийных ситуациях существует механизм отцепки лыжи. В случае если лыжа тяжелее чем 20 г/см она должна быть оборудована собственным парашютом. Прыжки с лыжей - сложный вид спорта и допускаются к нему только очень опытные спортсмены, хотя в данный момент, по словам одного из скайсерферов, только ленивый не хочет прыгать с лыжей. Хоть это высказывание не вполне соответствует истине, но динамика развития этого вида спорта просто поразительна.В 1995 году на чемпионате мира наши спортсмены заняли достаточно высокие места, несмотря на практически полное отсутствие соревновательного опыта в этом виде. Российские спортсмены показали отличные результаты на международных соревнованиях.А в 1998 году российский скайсерфер Валерий Розов занял первое место на X-Games.
Сноуборд
В 1929 году австриец Джек Буртшеет вырезал доску из фанеры, прикрепил ее к ногам конскими вожжами. Правда спустился он с горы или нет, остается неизвестным. Первые борды сильно отличались один от другого по размеру, форме и материалам и даже по способу компоновки этих самых материалов. Однако если отбросить косметические и производственные детали, выяснится, что дизайн нынешних сноубордов по-прежнему основан на концепциях первых пионеров нового вида спорта. Никаких серьезных изменений в эволюции бордов не было до проекта Тома Симса в 1963г. Его первый сноуборд мало чем отличался от доски с коньками, приспособленными для скольжения по снегу. На дизайн бордов Симса повлияло его увлечение серфингом. Кое-кто может возразить, но большинство согласится с тем, что все началось со Snurfer’а. В 1965г. отец заметил, как дочка пытается стоя на санках скатиться с горы. Изобретательный отец Шерман Поппен отправился в гараж, нашел детские горные лыжи, сцепил их вместе, положил на них резиновый коврик и прикрепил к переду веревку - «для управления». Новый снаряд был чуть длиннее, но примерно равен по ширине первому «скиборду» Симса - он стал прямым предшественником раннего сноуборда Бертона. Езда на Snurfer’е была сродни стоянию на тобоггане. Свои новые санки он подарил дочке Уэнди на Рождество 1965, и лицо зимы изменилось навсегда. В 1966г. Snurfer дебютировал в качестве первого промышленно производимого сноуборда. Как гласила первая реклама «Катание на Snurfer’е классическая зимняя альтернатива. Настоящая сенсация в зимнем спортивном инвентаре. Новая перспектива получить кайф от катания с гор. За последующие десять лет через магазины детских и спортивных товаров было продано несколько сотен тысяч Snurfer’ов (слово составлено из двух Snow и Surfer - снег и серфингист; условно"Снегосерфер".) По мере выхода серфинга на серьезные общепризнанные позиции и по мере нарастания увлечения скейтбордом в конце 60х - начале 70х гг. все больше людей захватывала идея серфинга по снегу. Эта эра ознанована появлением двух основных типов сноубордов. Можно оспаривать право Snurfer’а на первенство в этой области, потому что технически это не был сноуборд (у него не было креплений), но именно его форма вдохновила всех остальных. Первым бордом Джейка Бертона Карпентера был Snurfer. 14 лет спустя он основал Burton Snowboards и оттюнинговал Snurfer. Это полностью относится и к основателю Winterstick Дмитрие Миловичу, предложившему в 1970г. второй основной оригинальный дизайн сноуборда. Winterstick’и шли от концепции доски для серфинга с намеком на принцип лыж. Милович запатентовал свое изобретение в 71г., а через год на рынке появились первые доски ручной работы. Эти борды очень отличались от Snurfer’а и в них явно было заметно влияние серфа. Ранние сноуборды имели сердцевину из прессованного пенопласта в оболочке из стекловолокна, почти как обычный серф. Сверхширокий нос и расщепленный ласточкин хвост делали Winterstick почти идеальным в легком пушистом снегу и придавали ему очень естественную способность «писать дугу». Желобки снизу повышали качество маневра на пушистом снегу. Имелись также металлические канты - эволюционная ошибка, т.к. канты на мягком снегу ничего не дают. Следующие 15 лет металлические канты на сноубордах не появляются.и В 1969г. очертаниями доски для серфинга вдохновился Боб Уэбер - Skiboard. Упор на место для ног привел Уэбера к мысли о креплениях - следующий этап в эволюции сноуборда. В итоге он все же запатентовал свое изобретение в 1972г. В начале 70-х сноубордисты пожинали плоды своих удач. Snurfer был признан повсеместно вслед за началом повального увлечения скейтбордом. Winterstick попал в журнал Powder и Newsweek. Пика своей эволюции сноуборд достиг снова только в 1977г. В этом году Симс дебютировал со своим первым промышленно выпускаемым бордом Flying Yellow Banana (Летающий желтый банан) из штампованного пластика с деревянным верхом от скейтборда Lonnie Toft (Лонни Тофт). Дифферент креплений у Банана был очень невелик, т.к. Симс доверил разработку креплений другим. Первые сноубордисты пользовались креплением из двух кривых кусков пластика Sky Hooks (Небесные крючки) или традиционным лыжным креплением для монолыжи. Спортсмены часто вставляли блоки между декой и фланцем борда для фиксации изгиба. В том же 1977г. уроки труда одной средней школы стали базой для пионера сноубординга. Майк Олсен сделал доску из «березы и луана, горизонтально ламинированных (ламинация - процесс наложения слоев; здесь горизонтальное склеивание слоев при производстве сложных композитных материалов, - Е.Ч.) вместе» (по словам Олсена). Он вырезал носовую часть, прикрепил старые Sky Hook’и, прикрутил какие-то металлические полосы по краям и стал ждать снега. Ничего эволюционного в этом пока не было. Это были первые шаги нового сноубордиста, который потом изменит лицо спорта своим Lib Tech и Mervin Manufacturing. Опять же в 1977г. Джейк Бертон Карпентер перебрался в Вермонт и всерьез принялся за разработку модели на основе Snurfer - чем он собственно и занимался все 70-е гг. Его эксперименты с материалами и моделями в конце концов станут отражением большой части эволюции сноуборда до его нынешнего состояния, в т.ч. и тупиковых направлений. Первые борды Бертона изготавливались из горизонтально ламинированного твердого клена с резиновым ковриком сверху. Они очень напоминали Snurfer за исключением длинных металлических окантовок с боков. В 1978г. серфингист, плотник и дизайнер Чак Барфут работал на Симса, который вместе с Бобом Уэбером обратился к нему с просьбой построить прототип сноуборда. Этот борд основывался на комбинации предыдущих досок Уэбера и Симса, а равно и на Winterstick Миловича. У него был широкий «ласточкин хвост», одно крепление из резиновой ленты и полиэтиленовая скользящая поверхность. Длиной в пять с половиной футов (167см), четырнадцать дюймов шириной (36 см), с V-образным низом с желобком с каждой стороны, небольшим подъемом и гибкой фибергласовой окантовкой ручной доводки борд разрабатывался исключительно для пушистого снега. Эти сноуборды разительно отличались от Бертоновской версии для Восточного побережья США из-за различий в качестве снега - Симс проверял свои разработки в Тахо (Калифорния), а Бертон на жестком снегу Северо-Востока. Различие в отношении к сноуборду в этих двух регионах отразилось и на эволюции дизайна. Почти сразу лагерь Бертона на Восточном Побережье зацепился за консервативную модель, а Симс на Западном предлагал спортсменам версии, навеянные серфингом и коньками, стараясь сразу раздвинуть рамки моделирования. К 1980г. несколько фирм и множество энтузиастов экспериментировало в области разработки сноубордов. Хотя сноуборд получил признание в качестве достойной альтернативы горным лыжам, горнолыжные курорты стойко держались за лыжи. Основное влияние на сноуборд по-прежнему оказывали серфы (обычный и винд). Основная масса сноубордов представляла собой пенопласт в стекловолокне, с окантовкой, V-образным основанием с желобками. Говоря по правде, это были модели скорее для воды, чем для снега, но пришло время полностью переменить дизайн сноуборда и поклонники катания на снежных волнах сделали это под влиянием коньков.
К 1980 году сноубординг имел статус общенационального увлечения. Несколько журналов, увлекающихся серфингом и коньками, стали печатать статьи о сноубординге и оборудовании для него. К 1986г. произошел всплеск популярности сноуборда. Родилась современная индустрия сноубординга. Организованная конкуренция, новые и заимствованные материалы, инновационные разработки и отдельные новаторы придали всему этому большое ускорение. Первые официальные соревнования по сноубордингу прошли на курорте Ски Купер в г.Ледвилль (Колорадо). Этот съезд выдающихся мастеров катания на сноуборде и представителей фирм стал катализатором множества полезных идей. Возможно именно здесь впервые сноубордисты получили право воспользоваться подъемниками. Однако важнее всего было то, что «появилась арена для будущих соревнований», как сказал один из первых участников Джефф Грелл. Тем временем Пол Грейвс вел подготовку к первому общенациональному состязанию по сноуборду. Грейвс стоял практически у истоков промышленного выпуска Snurfer’а и считается отцом любительских соревнований по сноубордингу. Соревнования на Snurfer’е устраивались еще в 1968г. и были по-своему очень серьезными, но стоит упомянуть о двух событиях, имевших место на соревнованиях Snurfer 1979: Джейк Бертон Карпентер появился на своем варианте Snurfer’а - одном из своих первых сноубордов. Это было также первое соревнование по сноуборду с привлечением коммерческих спонсоров и национальным освещением в средствах массовой информации. Грейвс понял важность этих двух моментов как факторов организации более крупных состязаний и следующие два года отдал продвижению идеи нового крупного национального соревнования по этому виду спорта. Первый Национальный чемпионат по сноусерфингу проводился в феврале 1982г. недалеко от Вудстока, штат Вермонт на лыжном курорте Суисайд Сикс. Впервые участники соревнований со всей страны, включая Джейка Бертона Карпентера и Тома Симса, состязались друг с другом в четко оговоренных дисциплинахвременных рамках. Основным этапом был спуск под названием Фейс (лицо), вызывающий страх у большинства катающихся одним только видом. Так как навык спуска был еще далек от совершенства и доски не особо хорошо слушались своих хозяев главной целью было уцелеть. В 1983г. за организацию чемпионата взялся Бертон. Он переместил его в Страттон в том же Вермонте и переименовал в Национальный чемпионат по сноубордингу. Вскоре после того Том Симс вернулся в Калифорнию и представил публике Всемирный чемпионат по сноубордингу на лыжном курорте Сода-Спрингз на озере Тахо. Городская свалка Тахо-Сити была местом рождения халфпайпа, а поэтому было естественно, что соревнования пройдут именно здесь. К тому моменту имелось два национальных чемпионата - на Восточном побережье у Бертона, и на Западном у Симса, и один мировой. Появилось соперничество компаний, положительно отразившееся на состязаниях и конструкциях досок. Это здоровое соревнование толкнуло развитие сноуборда в нужном направлении. Гонка велась на предмет раздвижения границ дизайна доски. Winterstick уже в середине 70-х делал борды с основанием Р-tex. Бертон использовал Р-tex для прототипа в 1980г., но предложил их к промышленному использованию только к 83-84 гг. Но и тогда они были доступны только в модели Competition Performer. Это был первый из дизайн-концептов и материалов, заимствованных у индустрии горных лыж, что выглядит как ирония судьбы, если вспомнить презрение производителей горных лыж к сноуборду и тот факт, что сноубордисты не хотели иметь с лыжами ничего общего. Однако необходимо отметить, многие из лучших перемен в конструкции досок родились напрямую от горных лыж после ряда ориентированных на серф кружных путей эволюции. На чемпионате мира в 1983 Том Симс выиграл с большим преимуществом из-за того, что у него были металлические канты-поребрики. Это был первый шаг в нужном направлении - замена навеянных серфом направляющих, на металлические канты. Однако модели с металлическим кантом дебютировали у Симса и Бертона только в 1985г - кант вытеснил бесполезные направляющие и стал новым стандартом сноуборда. Несмотря на очевидные достоинства металлического канта управляемость все же сильно не дотягивала. Простое ременное крепление на подъеме на типовых досках было недостаточным и некоторые спортсмены добавляли крепление на мысках ботинок. Потом Джефф Грелл изобрел высокое пяточное крепление. Первые серийные крепления появились в 1983г. Грелл начал работать с Симсом: переделал его первоначальный дизайн и помог ему запустить его первые высокие крепления в 1985г. По мере нарастания увлечения сноубордом и эволюции досок на новый спорт обратили внимание бывалые горнолыжники. Многие сменили вид горных катаний. И Крис Сандерс и Майк Олсен - оба горнолыжники перешедшие на сноуборд и запустившие собственные сноубордовые компании. Сандерс стартовал со своей Avalanche Snowboards в 1983, а Олсен в 84г. с Gnu Snowboards. Оба они известны тем, что улучшили показатели бордов, применив технологии горных лыж. Avalanche уже производил прогрессивные модели с вертикальной ламинацией досок с деревянной сердцевиной по принципу конструкции горных лыж, а Симс и Бертон все еще экспериментировали с пенопластовой сердцевиной и горизонтальным наложением слоев, как в серфах. Сандерс позаимствовал прогиб доски от горной лыжи примерно равной длины, что позволило равномерно распределить давление на лыжу и дать толчок ездоку для нового поворота. Прогиб был важным этапом для сноуборда, теперь он есть на всех сноубордах.
К середине 80-х гг. технология производства досок очень интенсифицировалась. Многие компании обратились к европейским производителям горных лыж в связи с резким ростом спроса на борды. Основу большинства составлял Р-tex и высокие пяточные крепления были повсеместно. В 1985г. на горе Бейкер состоялся первый Слалом горы Бейкер; Бертон и Симс выпустили борды с металлическими кантами. Майк Олсен выбросил на рынок первую направленную доску. До того задник норовил увести сноуборд в сторону и часто оказывалось, что человек едет с горы задом наперед и не в силах перевернуть доску назад. Однажды Олсен сломал одну лыжу и решил покататься на оставшейся. Тогда-то он и понял, что прогиб в сочетании с бокорезами при более точной центровке позволяет надежно управлять бордом той ногой, что впереди, а не пытаться контролировать той, что сзади. К 85 году все было на месте: основание из P-tex с металлическими кантами вместо стекловолоконных направляющих, высокие пяточные крепления вместо ремня на подъеме стопы и хорошая талия. Оставался вопрос, где стоять на доске. Доски Олсена и Сандерса были относительно отцентрованы, а вот Бертон и Симс делали упор на смещение к хвосту. Крепление сдвинулось к центру только в 1987г. когда Barfoot представил первый борд для фристайла с двойным креплением. В конце 80-х по стране стали появляться одна за другой компании, производящие сноуборды, т.к. основные изменения в конструкции на тот момент уже были сделаны. Спорт и индустрия вокруг него значительно усилились. Сноубордистов становилось все больше и горнолыжные территории вынуждены были учитывать, что не только горнолыжники пользуются склонами. Самые дальновидные разрешили сноубордистам пользоваться своими подъемниками и наняли инструкторов по сноубордингу. Молодой спорт перешел на другой этап, началась новая глава в его истории. И все же потребуется несколько лет, и только к 1990г. сноубординг станет общепризнанным и равноправным братом горных лыж, а производители горных лыж соизволят включиться в игру. Тогда и только тогда сноубординг станет таким, каким мы знаем его сейчас.
С выходом на сноуборд-сцену маститых горнолыжных фирм начались эксперименты с автоматическим горнолыжным креплением для досок. Эти крепления до сих пор мучаются болезнями роста, какими мучался сам сноуборд в начале своей спортивной карьеры. По примерным оценкам специалистов в этой области, девяносто процентов профессионалов до сих пор пользуется комбинацией ремень/мягкий ботинок. Постоянно растет число сноубордистов за счет горнолыжников, которые хотят попробовать себя в новом спорте вместе или вместо обычного традиционного катания с гор. Изначально горнолыжники относились к сноуборду с откровенным интересом. Постепенно с возникновением «нормы» - непослушных, буйных подростков на сноубордах - они стали считать себя ущемленными. Индустрия горных лыж приняла защитные меры, а сноубордисты только радовались своей исключительности и спешили закрепить стереотипы. Сейчас все изменяется. Ключ к взаимодействию и пониманию среди тех, кто катается с гор, - общение. Сегодня отказ допустить на свои склоны сноуборд среди горнолыжных курортов считается вопиющим, а ведь не так давно катание на лыжных склонах было привилегией тех, кто ведет себя очень хорошо. Незаконное пользование подъемниками было в порядке вещей. По сравнению с 7% курортов, не пускавших сноуборд к себе в 1985г, на сегодня осталось только пять «закрытых» курортов: Мэд Ривер Гленн, штат Вермонт, Алта и Дир Вэлли, штат Юта, Таос Ски Вэлли, штат Нью-Мексико, и Аспен в Колорадо.
В сезоне 1997-98 гг. число любителей сноуборда в США перевалило за 4 миллионаи он остается самым интенсивно растущим спортом (за сезон 98-99 год прирост составил 33%) Сноубординг больше не ассоциируется с приходом новых людей. Небольшой приток молодых людей обязателен и имеется ежегодно, но все больше меняется демографическая структура в сноубординге. Рассасывается границы «мы-они» с горнолыжниками. У обычного отдыхающего горнолыжника гораздо меньше времени на склоне, тогда как сноуборд интересней и катающиеся на нем проводят на склонах больше времени с большей пользой. В будущем сноубординг ждет только успех. C 1998 (Олимпиады в Нагано) сноуборд признан олимпийским видом спорта.Как известно, наши спортсмены в нем не участвовали не прошли олимпийский отбор. Дело в том, что в этом виде спорта сейчас уже существует две федерации : Любительская и Профессиональная. Так вот конкуренты на период Олимпиады объединились и “распилили” снежный склон пополам: в каждой дисциплине на старт допускалось лишь по 15 спортсменов от каждой федерации. В число 15 любителей наши пока не входят. В профессионалах вообще никого нет. Впрочем, большинству болельщиков довольно зрелищные соревнования сноубордистов запомнились не столько борьбой за медали, а…допинговым скандалом вокруг канадского участника. У него в результате допингтеста была обнаружена марихуана. Но президент МОК Самаранч решил это, разрастающееся как снежный ком, дело быстро замять. Почему? Одна из версий звучит довольно интересно: сноуборд не что иное, как новая молодежная “тусовка” в горах. А какой же “снежный хиппи” без сигареты с “травкой” в зубах…С такими аргументами категорически не соглашаются японские эксперты. Помимо чисто моральных аргументов о несовместимости спорта и наркотиков, они приводят и специальные выкладки. Известный исследовательдопингов профессор Токийского университета Сигзаки Муто, например, заявляет, что марихуана вполне может сыграть особую роль в сноубординге, который отличается повышенным риском и требует от спортсмена умения перешагнуть через “барьер” страха. “Марихуана искусственно снимает беспокойство и напряжение, создает специфический синдром “человека, которому море по колено”,- утверждает эксперт.-Именно поэтому ее в полной мере можно считать допингом, ставящим других спортсменов в неравные условия”. Напомним, что на Олимпиаде в Нагано были розыграны четыре комплекта медалей: слалом-гигант и хаф-пайп у мужчин и женщин. По прогнозам специалистов, на грядущей Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити могут появиться новые дисциплины параллельный слалом и бордеркросс.
Стоит остановиться на истории одной из дисциплин сноуборда – ХалфПайп. Поиски истоков халфпайпа уводят нас в прошлое, в те времена, когда скейтеры и сноубордисты лишь мечтали о скольжении по волнам, доступном серферам. Океанская волна с ее мощью и совершенством формы была предтечей халфпайпа. Подвижность воды нашла отражение в форме гидротехнических сооружений. Трубы, дамбы, бассейны и каналы лишены острых граней, подверженных ее разрушительному действию . К 1975 году скейтеры перебрались с наклонных, на плоских улиц в текучие линии каналов и бассейнов, продолжая, тем не менее, поиски совершенных изгибов. Они нашли их в трубе. Так халфпайп стал самым популярным элементом скейт-парков середины семидесятых, подарив скейтерам движение по волне - благодаря максимальному упрощению формы осушенного бассейна. Когда в конце семидесятых скейтеры и серферы начали осваивать сноуборд, они занялись поисками рельефа, который дал бы им знакомые ощущения. Благодаря действию ветра, воды и гравитации плавные перегибы весьма распространены в природе. Заснеженные долины рек, выглядящие почти как замерзшие волны или дренажные каналы, не могли не привлечь внимания сноубордеров. В 1978 году калифорнийские горнолыжные курорты в районе озера Тахо не реализовали потенциал сноубординга, закрыв свои склоны для сноубордистов. Те, в свою очередь, тратили свободное время на поиски хороших мест для катания. ”Тогда не у каждого студента была машина - поэтому нам было нужно место для катания неподалеку” - вспоминает 29-летний житель Тахо Боб Кляйн. Друг Кляйна Марк Анолик, прогуливаясь в 1979 году в округе Тахо-Сити, набрел на великолепное местечко, принадлежащее Tahoe-Truckee Sanitation Company . Это была просто городская свалка. Ни кто не был уверен , что под снегом - излучина реки или обрывистая насыпь. Но здесь был въезд и пара пригорков- то, что искали пионеры сноуборда. Слухи о трубе быстро распространились и в ближайшие дни на новом месте начали кататься Марк, Боб Кляйн, Аллен Эмбристер и Терри Кидуэлл. Друзья назвали это место Тахо Сити Пайп. С начала 1980 года, благодаря работнику местной телефонной компании и страстному скейтеру Майку Чантри, о трубе узнал мир скейтеров. “Майк взял меня туда чуть ли не с завязанными глазами, так как Боб не хотел огласки” - вспоминает Том Симс. “Это обижало других ребят, ведь из огромного количества бордеров всего мира лишь единицы катались в Тахо Сити Пайп.” В течение следующих нескольких лет трубу начали посещать про-скейтеры Роб Роскопп, Стив Кабальеро, Скотт Фосс. Ленсмен из Thrasher magazine, а позже International Snowboard Magazine немного опоздал - не в трубу, конечно, но в компанию. По сегодняшним стандартам Тахо Сити Пайп не являлся в полной мере халфпайпом. “Труба сама по себе имела только одну кромку” - говорит Чантри - “Чтобы привести ее в порядок приходилось помахать лопатой.” Это не останавливало Терри и Аллена. “Уж если Кидуэлл и Эмбристер влезали в трубу - она принимала нужную форму. Они дольше строили, чем катались”- вспоминает Боб Кляйн. В то же время, идея постройки халфпайпа для сноуборда по размерам халфпайпа для скейта оказалась нереальной. Кроме того само оборудование для сноуборда в начале 80-х не способствовало прогрессу в этой области. “Мы были на досках с креплениями на резинках и максимум на что мы рассчитывали - скатиться с одной стены и въехать на другую “- объясняет Боб - “О прыжках не могло быть и речи.” Кейт Киммель приехал из Берлингтона, Вермонт в конце 1983 года. Том Симс дал ему телефон Майка Чантри. Майк показал Кейту трубу. “Она была всего в половине квартала ходьбы от моего дома и я проводил там все свое время ”- говорит Кейт - “ Я познакомился с Терри и Алленом и мы стали планировать наши совместные занятия.” Прошло немного времени и фото Кейта, штурмующего Тахо Сити Пайп, украсило обложку первого номера журнала Absolutely Radical.
Приблизительно в 1982 году Эдди Харгрейвс и его брат Кэри начали кататься на естественном квотерпайпе через дорогу от курортного местечка Шугар Баул, рядом с Калифорния'с Доннер Саммит. Джоэл Гомес, сегодня владеющий магазином Sessions Snowboard Shop и Майк Чантри , работавшие тогда инструкторами по сноуборду на Сода Спрингс, частенько туда заезжали. Дэмиан Сандерс и Шон Палмер тоже часто бывали здесь. Оба в то время катались за Avalanche Snowboards. “ Стартовая стена представляла собой длинный спуск” - поясняет Кейт Киммель -“ Если Тахо Сити Пайп ограничивал возможности разгона и нам приходилось надстраивать стену, чтобы получить прибавку в скорости, то на Доннер Халфпайп вы могли забраться так высоко, как вам хотелось.” Все эти пригорки , называемые райдерами трубами , были лишь немного измененными формами естественного рельефа. Так было до 1983 года , когда Том Симс организовал первый Мировой Чемпионат в Сода Спрингс, Калифорния, где был построен искусственный халфпайп. Это были первые соревнования по сноуборду в халфпайпе. ”Я привлек Чантри чтобы убедить руководство Сода Спрингс построить халфпайп”- говорит Том Симс. “Они построили трубу, но не все было так хорошо. Я был ужасно разочарован. Команда Burton Team объявила нашим соревнованиям бойкот, считая халфпайп дисциплиной, не нужной сноубордингу.”
Понятно, что эти первые соревнования были очень важны для Джейка Карпентера и Тома Симса. Это была битва между скейтерами Западного и сноусерферами Восточного Побережья. Райдеры Симса отдали три года тренировкам в пайпе, а райдеры Бертона были мастерами в скоростном спуске. Стоило им оказаться вместе, как между ними начинали проскакивать искры.
“Пайп был отвратительным.,” говорит Кейт Киммель, не имевший тогда возможности оплатить регистрационный сбор. “ Две примитивные снежные насыпи высотой не более четырех футов.” Райдеры, в течение трех лет занимавшиеся формированием стен своей трубы, безусловно знали, чего они хотят. Гораздо труднее было добиться понимания персонала курорта. Пайп в Сода Спрингс был построен высоко на горе, где склон был слишком крут и бордеры постоянно боролись со скоростью. Однако, пусть это и не был халфпайп всеобщей мечты - это была отправная точка. Идея постройки удобного пайпа с помощью техники занимала мысли уже не одного человека. В 1984 и 1985 годах Сода Спринг перенес трубу ниже по склону, где уклон был меньшим и райдеры начали прыгать. Благодаря успеху этого пайпа строительство трубы начинают в Слайд Маунтин, Невада, курорте на восточной стороне озера Тахо.
С 1986 года, когда Мировой Чемпионат перенесли в Брекенридж, Колорадо, дела пошли на лад. Дейв Элден с помощью своего отца Пола убедил руководство курорта Брекенридж помочь ему в постройке трубы. Служащие курорта даже не понимали, что они строят. “ Нам с Дейвом пришлось убеждать руководство курорта, что халфпайп не является скоростной дисциплиной “- вспоминает Фрэнк Ричардс, сегодня маркетинг-менеджер TransWorld SNOWboarding Magazine. “ Они считали, что это альпийский вид спорта и хотели, чтобы мы одевали шлемы.” Пайп, построенный в Брекенридже Дейвом Элденом был коротким и широким. Его длина была около 150 футов, ширина - 60 футов, стены имели высоту 4 фута и не были вертикальными - и он был намного удачнее пайпа в Сода Спрингс. Брекенридж, таким образом, выпустил вихрь увлечения пайпом в Колорадо. Там в эти годы были построены еще две трубы - одна в Берфауд Пасс, вторая в Вольф Крик для соревнований , организованных Майком Майнардом для Southwest Snowsurfers Association. Однако ни один курорт не строил постоянных халфпайпов - все они строились лишь для соревнований. Для Чемпионата 1987 года пайп был перенесен с 8-го склона Брекенриджа на 9-й, где оставался и в последующие 6 лет. Почти общепризнанно, что лучшим халфпайпом Брекенриджа за всю его сноубордическую историю был именно пайп 1987 года. Он имел около 200 футов длины, 40 футов ширины, почти вертикальные 6-футовые стенки с 4-футовыми площадками наверху, ” и дерево внизу справа, которое Роб Морроу протаранил во время своего выступления,” добавляет Тина Бэсич. Этот халфпайп оставили для желающих кататься и он стал первым постоянным пайпом на горнолыжных курортах. С 1988 года халфпайп превратился в магнит для масс-медиа. Журналы, телевидение - все хотели рассказать о том “ как эти дикие бордеры катаются в снежных халфпайпах.” В это время и на других курортах поняли, что для привлечения сноубордистов необходимо строить пайпы.
Весной 1988 года Джейк Бертон решил, что после 6 лет проведения Открытого Чемпионата США по сноубордингу в Стрэттоне в его программу, наконец, пора включить халфпайп, который немедленно превратился в важнейшую часть соревнований. Позже, летом 1988 года, решение о строительстве постоянных халфпайпов принимают также Сноу Саммит и Джун Маунтин в Калифорнии и Уотервиль Вэлли. Нью Хемпшир. Все три курорта отстраивают насыпи пайпов из грунта, расчитывая покрыть их плотным снегом в зимний период. Идея выглядит удачной. Сноу Саммит пользуется чертежами, предоставленными Томом Симсом. Эрик Уэбстер в компании местных райдеров и внука владельцев Маммот Маунтин Ронни МакКоя помогает на Джун Маунтин и Уотервиль Вэлли.
Однако, с приходом зимы казавшаяся такой удачной идея “ грунтового пайпа” показала свою невысокую функциональность. Снега было достаточно - 2-3 фута в течение всего сезона, однако его уплотнение и формирование представляли проблему для водителей ратраков, знавших, что под снегом грунтовая насыпь. Невольно они своими ножами срезали кое-где слой снега до земли. Днем грунт разогревался на солнце и снег в этих местах подтаивал, а ночью замерзал, образуя на стенах ледяные потеки. Свои проблемы были в Джун Маунтин. Материалом для стен пайпа здесь послужили сложенные стопами тюки сена. Неожиданно, прямо во время проведения соревнований Оп Про 1989 , сено самовоспламенилось и начало тлеть под снегом. Дым выбивался через черные проталины. Фотограф Бад Фосетт провалился по колено, снимая соревнования. Соревнования прошли не смотря ни на что. В Колорадо Брекенридж продолжал строительство старым способом - сгребая ратраками длинный снежный вал и пробивая в нем затем трубу от середины к краям, с последующей формовкой стен лопатами. В 1989 году журнал TransWorld SNOWboarding назвал этот халфпайп “лучшим пайпом года”. Он имел 300 футов длины, 40 ширины и две большие площадки наверху. В Стрэттоне снежный мастер по пайпам Лил Блейздэл изготовил специальный совок для ратрака и курорт стал заметен в мире сноуборда. Но о проведении соревнований задумались и на других курортах, иногда крошечных, как Тироль Бэсин недалеко от Медисона, Висконсин. В 1991 году в Русуцу Рисорт, в Японии прошли соревнования в ранге Кубка Мира - Victoria Japan Snowboard. В 1990 году, имея в своем распоряжении почти ровное поле с двумя подъемниками, Дон МакКей, главный менеджер Тироль Бэсин, решает построить лучший в мире халфпайп. Вместе с горным инженером Дейвом Роджерсом они строят 400-футовый пайп, полностью соответствующий стандартам Мирового Кубка. Райдеры Дейл Реберг, Нэйт Коул, Джейк Блаттнер и Джо Кертис расхваливали его всем, но им мало кто верил. Мир открыл это секретное местечко только в июне 1993-го, когда там прошли первые соревнования. Пайп в Русуцу идеально соответствовал требованиям Кубка. “Снег там был грязноват,”говорит Джими Скотт. “Но это был один из лучших халфпайпов, на которых мне приходилось кататься.” Строители Русуцу использовали геодезические инструменты и специальные ковши для ратраков, чтобы построить пайп в точном соответствии с размерами, опубликованными в Правилах Международной Федерации Сноубординга. Им пришлось подвозить снег с прилежащих склонов, но пайп получился на славу, правда был немножко коричневат. Так Русуцу и Тироль Бэсин показали, что если курорт поддерживает строительство пайпа, отличная труба может появиться везде, где есть хоть немного снега. В 1991 году началась эпоха механизации строительства пайпов. Сельский механик из Колорадо Дуг Уоуг представил свой Pipe Dragon. Машина имела специально разработанный наклонный изогнутый скребок. Буксируемая ратраком, она формировала абсолютно гладкие стенки пайпа. “Дракон” был принят на вооружение в Вейле, Элдоре, Сноумассе, Уоттермилке и Коппер Маунтин, позволив небольшим курортам справиться со строительством халфпайпов. Однако у него был недостаток - ограниченность регулировок не позволяла увеличивать радиус кривизны стенок, который был маловат для выполнения эффективных прыжков. “Это было похоже на катание на мелкой стороне бассейна,” говорит экс-чемпион мира по пайпу Джефф Браши. После 1991 года интерес к пайпу начал падать. Были тому причиной отвратительно сконструированные пайпы Professional Snowboard Tour of America, или часто необъективное судейство, но многие бордеры забросили пайп и занялись трюками на столах для пикника, ящиках и скольжениями по перилам. Это было начало нашествия the New School. Джими Скотт, победитель Кубка Мира ISF 1993 года по халфпайпу, уверен, что это произошло по вине курортов, плохо следивших за состоянием пайпов, а не из-за отсутствия у бордеров желания кататься в трубе. “Я знаю, что имей мы качественные, прочные пайпы, нашлось бы очень много желающих покататься,” говорит Джими. “Все, с кем я катаюсь, говорят, что пайпы хреновые,” говорит Джефф Браши. “Но я не думаю, что с пайпом покончено. Это не скейт. Там вы встаете на доску и разучиваете новую сотню уличных трюков. Но когда вы не в трубе со своим сноубордом - все, что вы можете делать, это больше крутиться.” Джефф и Джими полагают, что если развивается вертикальный сноубординг, то и площадки для этого вида спорта должны развиваться вместе с ним. Безусловно, лучшие райдеры мира могут ездить в любой трубе, но в хорошем пайпе ваши возможности ограничивает лишь небо. Большинство сноубордистов говорят, что с большой охотой катались бы на хороших пайпах, если бы курорты их строили. Халфпайпу уже 10 лет и, как сказал Джефф Браши, он не хочет уходить. Но для этого необходимо, чтобы курорты поверили в работоспособность пайпов. Курорты делают деньги и если они поймут, что хороший халфпайп будет приносить доход - они его построят.
В России история сноуборда начинается с тех же времён, и если бы не некоторые казусы, то наша страна могла бы быть лучшей в мире по производству досок. Рассказ ведётся от лица Алексея Остатнигроша.
В 1976 году, еще 12-ти летним шкетом, я катался на санках. Вдруг увидел нечто необычное. Этим необычным был 40-летний мужчина, который ехал вниз на широкой лыже из пластмассы и держался при этом за привязанную к носку лыжи веревку. Выглядел он как наездник на скакуне, да и только. Поворачивать он не мог, но гордо тормозил в конце горки, отклоняясь назад и ставя лыжу на незагнутый хвост. Я, конечно, полез знакомиться и узнал, что зовут его дядя Боря, полное имя Борис Иванович Ковалев. Но так его никто не называл, а просто дядя Боря или позднее Бор. Этот человек собирал вокруг себя дворовых ребятишек и делал для них эти лыжи, а так же лыжи с сиденьем (DGECK) и ездил кататься с ними в Крылатское или на Ленинские горы. Условием получения вожделенного снаряда было умение на нем кататься: научился кататься – получи аппарат бесплатно. Как выяснилось, он нашел идеи этих снарядов на страницах спортивных американских каталогов с выставки "Спорт и отдых в США" в Москве. Дядя Боря многое изменил и добавил. Путем бесплатных занятий с детворой он развивал этот новый вид спорта. Его то и можно считать родоначальником кособокого спорта в России. Я сам получил DGECK в 1978 году, а снёрфер (сноусёрфер) в 1980 году. Мой друг Лёха Мельников получил DGECK на год раньше, а снёрфер на год позже. Мы с удовольствием катались со всей кодлой лет эдак пять. Но потом стало чего-то не хватать, а именно возможности прыгать, поскольку ноги просто стояли на резиновом коврике. Тогда я придумал привязать к хвосту лыжи резинку от эспандера. Подъезжаешь к трамплину и летишь. И что вы думаете, получилось – полетел. Мы с Лёхой прыгали на снёрферах по 10 метров, и это был фантастический рекорд. Именно это и было стартом. К 1985 году, сменив много разных вариантов, я пришел к выводу, что надо крепить две ноги и отказываться от веревки. И тогда появился первый сноуборд, а два месяца спустя – первый сноуборд с вращающимися вокруг своей оси креплениями для левши и правши, а так же для изменения угла постановки ног на доске. В мире это появилось гораздо позже, а сейчас любые крепления изготавливаются именно так. Так что этот немаловажный узел сноубордического снаряжения можно считать российским изобретением. А потом были журналы с фотками заграничных бордов и попытки усовершенствовать имеющиеся. У досок появилась талия, канты, крепления стали лучше. Мы с Мельниковым лили их для себя и друзей из резины. И, наконец, в 1988 году после олимпиады в Калгари Маслаченко (известный спортивный комментатор и большой фанат горных лыж) привез фирменный борд. Это был BARFOOT 144, он предназначался для Глеба Секретте. Его мама из Канады прислала доску как подарок. Посмотрев борд и поняв, как мы отстали, я и Лёха бросились искать кого-то, кто знает, как делаются лыжи, потому что фирменный борд был сделан почти по этой технологии. Далее я бы сказал, что нам очень повезло с людьми, которые абсолютно бескорыстно помогали нам, чем могли, за что им огромное СПАСИБО!
Другой Валера (Валера Новиков, известный в те времена как скейтер, горнолыжник, слаломист и опытный столяр по основному занятию) сделал из дерева матрицу по обводам фирменного борда и первый деревянный клин (основу доски). А ровно через месяц 1 апреля 1988 года в деревне Муханки первый отечественный сноуборд с деревянной сердцевиной, стеклопластиком, скользяком и кантами коснулся остатков весеннего снега, и странно – он поехал и даже гнулся. В этих испытаниях участвовали Алексей Остатнигрош и Глеб Секретте, который дико радовался, что из этой сумасшедшей затеи что-то получилось. Мельников первую доску почти не делал, а смотрел на мои потуги с хихиканьем постороннего наблюдателя. Но поняв, что это не бред торжественно помог приклеить скользячку. И с этого момента все доски – это наше с ним общее произведение. Именно 1 апреля 1988 года можно считать днем рождения GROMEL (ОстатниГРОш и МЕЛьников). В начале мы назывались А2 – два Алексея. Но это было недолго. Первый год доски делались в моей квартире, и доложу я вам, что технология производства была неповторима в своем варварстве. Евсеева в холодный пот бросало при виде деревянного болвана, струбцин, ржавых напильников и большого количества Hi-Tech материалов, погрязших в стеклопластиковой пыли, летающей по квартире вперемежку с собачьей шерстью моего любимого колли Скейлика. Такие материалы, как кевлар, карбон, титан и т.д. обменять, по-тихому, на огненную воду было проще, чем оформлять через бухгалтерию, кто-нибудь мог не разрешить покупку, "это же подрыв обороноспособности страны". Оборудования даже для лыжного производства было мало, а то немногое, что годилось для SNBRD-производства, приобрести было просто невозможно. Поэтому выкручивались, как могли посредством выдумки, своих рук и такой-то матери. Так после двух лет скитаний по квартирам отцов прародителей производство, неуклонно совершенствуясь, перестало в них (квартиры) влезать. Да и санитарная обстановка оставляла желать лучшего. В комнате, где я спал, стоял болван (матрица), сохли доски, лежал инструмент. Пару раз я ложился спать на диван, забыв стряхнуть с него стеклопластиковую пыль. Поутру незабываемое чувство, скажу я вам. Ангельское терпение наших родителей наконец истощилось, нужно было переезжать. И тогда мы переехали в мастерские школы номер 875, где работал Бор, и замаскировались под "индивидуальных трудовых деятелей". Именно так официально это и называлось. Это была эпоха кооперативного движения, этакий НЭП номер два. К тому моменту мы выпускали единственную модель 152 см. с фанерной сердцевиной и иногда делали модель 175 см с вертикальным набором деревянных реек. Они ездили ничего себе, народ хвалил. Покупали Питер, Москва, Кавказ, Красноярск, Эстония и даже Югославы иногда. Все было хорошо - доски неплохие, даже сезон на Кавказе отхаживали без поломок, только дизайн был нулевой. И тогда в нашей жизни появился одаренный от бога художник, редкой души человек в смысле разгильдяйства (ценнейшее качество сноубордиста), профессиональный лентяй и красавец мужчина Савичев Алексей Владимирович двадцати трех лет (далее проходит по делу как Дизайнер), который, по его словам "начал красить нашу помойку". Говоря серьезно, он очень хорошо уловил сноубордический стиль дизайна досок. Часто придумывал новый дизайн и нестандартные приемы его нанесения (пиво особенно способствовало творческому процессу). Бизнес пошел значительно веселее. К нам потянулись пижоны, их жены, новые русские и даже действительно богатые люди. Пришлось расширяться, и тогда встал вопрос об оборудовании. Решено было сделать настоящий SNBRD-пресс. Валера Евсеев нарисовал нам принципиальную схему финского пресса MAKRON, сказал, что нас любит и обязательно принесет нам в психушку передачу. Работа кипела около месяца и, в конце концов, "строителям" открылось зрелище неописуемое. Два ручных пресса для сдавливания бумажных отходов производства 1940 года были соединены вместе засунутой внутрь формой для сноуборда, состоящей из найденных на свалке швеллеров, каленого высококачественного алюминия, феноловых прокладок для полиграфической печатной машины, а функцию электроподогрева выполняли специальные элементы, снятые с Миг-27. В общем – "натуральный SNBRD-пресс – дитя конверсии". Несмотря на опасения, первая доска получилась на удивление хорошая, и главное процесс изготовления сократился в несколько раз. Революция свершилась: GROMEL стал настоящей SNBRD-фабрикой. Кончились времена квартирно-гаражных экспериментов. Далее появились новые люди: Мишка Студенков (бессменный супервайзер), рабочие – Князев и Волчков (Кирпич), ныне звезда российского сноубординга. Мишка сам работал и руководил ими мастерски, да и ребята были смышленые – работу знали. Дела зимой шли ничего себе (т.е. деньги были), да и летом тоже "ничего" (т.е. вообще ничего не зарабатывали). Но в целом фирма жила, производила товар на радость покупателям и нам самим. Вопрос с креплениями мы решили, найдя ученых, которые разработали специальную марку полиуретана и отлили их в лаборатории одного НИИ. Жесткие крепления мы заказали за "живые деньги" в институте им. Курчатова. Их точили на станках, на которых обычно делали детали для "………" (аж подумать страшно). Потом мы решили стать спонсорами и дали денег на открытое первенство Москвы по сноуборду (слалом на Лен. горах). Соревнования прошли ничего себе. Мацукевич из Питера (чемпион России по скейт-слалому) занял первое место. Я занял второе. Мельников занял третье место. Дизайнер занял место в карете скорой помощи (он упал на трассе и вывихнул плечо). Далее мы совсем обнаглели и замахнулись на самое святое – улицу Горького. Можете не верить, но это действительно было. Между станциями метро Маяковская и Белорусская в спортивном магазине появилась витрина GROMEL или сокращенно "GM snowboards", отлично оформленная Дизайнером и великолепно освещенная системой, любезно предоставленной начинающим коммерсантам музеем В.И. Ленина. Она была единственной витриной русской фирмы на улице Горького на протяжении двух лет и вообще одним из немногих лучей света в темном царстве ночной Москвы начала девяностых годов. В 1993 году атмосфера в стране потребовала наличия "крыши", а мы ее не могли оплатить. Дело было продано более богатой и гораздо более защищенной фирме за солидную, по тем временам, сумму в валюте. Эта фирма умела делать деньги, но не умела их зарабатывать и живое дело превратилось в груду железа, стоящую в углу. Мой друг Леха Мельников уехал с женой первым в Австралию летом 1993 года. Там он проработал год на сноубордической фирме "Planet Snowboards", потом ушел в компьютеры за деньгами. Я пытался воссоздать дело на новом уровне. Мы с Михой Студенковым сделали вторую фирму в подвале собственного дома. Назвали ее GROSTU. Имеющийся опыт, изменения в технологии, Мишкины руки и трудолюбие, привезенные из Австрии лучшие в мире материалы и комплектующие позволили создать действительно качественный товар. Но далее мелких серий дело не пошло. В 1994 году я эмигрировал с родителями в США, пытался работать в мире сноуборда, но тоже, в конце концов, стал WEB-deweloperom. Но до сих пор мы (сначала я четыре года, а сейчас мой друг Вадик) пугаем местное население уже старым, но еще здравствующим ассиметриком фирмы GROSTU, который классно режет повороты пятый год и не ломается даже под 90-килограмовыми мужиками на "черном склоне". Когда местные узнают, что этот монстр сделан в России, то у них глаза быстро выпадают на пол. Они надуваются как индюки, но делать нечего – глотают, при этом становясь заметно холоднее и вежливее. Кстати, Мельников делает то же самое в Австралии. В середине 90-х годов образовалась российская ассоциация сноуборда,которая стала проводить любительские и профессиональные соревнования по таким видам катания как халф пайп, биг эйр и слалом. В 1996 году открылся первый в России летний Сноуборд-лагерь на Эльбрусе. С тех пор проводится каждый год! 27 сентября 1997 г. в центре Москвы, на манежной площади, состоялось грандиозное сноубордическое шоу "BALLANTINE'S URBAN HIGH" на которое съехалась вся элита мирового сноуборда а также лучшие российские сноубордеры. Третий год (1998-00 гг.) В Москве проводится фестиваль экстримальной музыки и спорта "Чистая энергия Nescafe". В 1998 году он проходил на поклонной горе, а в след году в Крылатском. В январе 1998 г. на Домбае прошел зимний сноубордический лагерь, на который съехались лучшие российские бордеры и прочий народ. Все весело отпраздновали 20-ти летие фирмы "Burton" и порешили собираться каждый год. В 1999 году зимний сноуборд лагерь в Домбае, прошел несмотря на переживаемый страной кризис и плохую погоду, только поменял название на "Не олимпийские игры" (в честь известного магазина)... В марте 1998 года прошел фестиваль "EXTREME FEST'98" организованный Федерацией экстримальных видов спорта. И в завершение чемпионат по сноуборду в Кировске, организованный Федерацией сноуборда и Фирмой O'Neill.
В Новосибирске же Сноуборд – это один из трёх X-спортов который хоть как-то развивается…
Сама история начинается с 95 года, когда Семён Оглоблин привёз из москвы советскую доску, она очень понравилясь его приятелям и оно начали пользовать её по-назначению. Но так как одной доски было мало, то они начали делать из фанеры приспособления напоминнающие сноуборды, и так как первооткрывателям было не очень интересно кататься по Новосибирским 300-метровым склонам, то больше всего времени они проводили за катанием по-снегу прицепившись за машину (максимальная скорость 82 км/ч). Последующие два года были проведены в поездкакх по-другим городам в мини снб-парки. И было решено вместе с Таштагольскими бордерами построить в Шерегеше приличный парк, что и было сделано в 97 году. Там провели первый фестиваль сноуборда Сибири. В конце 97 года была зарегестрировани организация “Новосибирский СНБ-Клуб”. Летом 99 года был найден очень хороший спонсор, который помог построить уже в Новосибирске (в Ключах) Сноуборд парк, там был проведён этап кубка России и несколько открытых чемпионатов области. В конце того же сезона злобные начальники “Ключей” выгнали Снб-Клуб с их горки и летом 2000 года началось строительство парка на Горской. В это же время учрежденя федерация сноуборда Сибири. В этом сезоне прошло открытое первенство Новосибирской области и Этап кубка России с призовым фондом в 5000 долларов, котарый собрал райдеров со всей России от Камчатки до Москвы.
Часть 2.
Если в первой части среди видов практически ничего небыло одинакового, то во всех следуших есть общие направления – стрит и верт.
Веpт это катание в pампе (чаще всего в Half-pipe) и включает в себя тpюки в воздухе (пpи вылетах, т.н. Air-tricks), всевозможные пеpевоpоты, скольжения по кpаю pампы (коупинг) и дpугие.
Стpит - это главным обpазом езда по гоpодским пpепятствиям или по смоделиpованным пpепятствиям в скейт-паpке. Обычно это пpыжки на тpамплинах с выполнением Air-тpюков, скольжение по пеpилам и т.д.
Данные виды находятся в большем андерграунде, чем виды из первой части т.к. аудиториу данной категории составляют в большей части подростки.
BMX
История умалчивает, когда и кто придумал BMX, но все же он существует и продолжает развиваться во всем мире, и в нашей стране. Как и большинство современных видов спорта, BMX был создан в Америке. Сначала это был просто маленький велосипед, не предназначенный ни для каких трюков! На нем просто ездили! Вскоре отвязные парни, которым надоело просто ездить, начали прыгать, и носиться по улицам. И производители стали разрабатывать и предлагать новые конструкции таких велосипедов. Среди первых были: Haro, GT, Hutch, Skyway и Mongoose. Но все же самые реальные байки производили только GT и Haro. Торомоза были просто никакими! В то время наилучшими тормозами были ACZ Z-Rims, но они были сделаны из пластика или нейлона. Об их качестве выводы делайте сами! Вскоре была созадана "Американская Фристайл - Ассоциация (AFA)". Она объединяла сотни райдеров-гонщиков, flatland'еров и фанатов Vert. Все райдеры старались следовать традициям AFA и надевали полную защиту, не взирая на дисциплину. К тому времени не было шлемов "Protec", так что приходилось делать "cherry picker'ы" и "nourie stand'ы" в огромных шлемах Ecko. В AFA были начинающие, опытные, эксперты и профессионалы, разделённые на 4 группы: от 13 и младше, 14-15, 16-18, 19 и старше. В одном из состязаний было 120 участников в категории 16-18 среди экспертов по флэтлэнду. Лучшие райдеры соревновались как во флэте, так и в верте. Деннис Мак-Кой (Dennis McCoy) был известен своим флэтлэндом.
Уход за байком был частью катального дня. Перед катанием нужно было протирать торомоза, закручивать пеги (тогда они наворачивались на ось, что довольно часто приводило к поломке оси). В 80е не было хромовых ободов (а хром - наилучшая поверхность для торможения), так что научиться делать Endo, было круто! Вскоре появился первый настоящий фристайловый байк "Haro Sport". У него были опускающиеся пеги, тормоза "mags" и GYRO (система, позволяющая вращатся рулю на 360 градусов, не запутывая тормозные тросики). В 1988 появились первые байки, перешедшие на "990е тормоза". Появляются новые компании. Самый навороченный Haro продавался с 48-спицевыми ободами. В то время рама все еще оставляла желать лучшего. Год службы, максимум два - все, что вы могли ожидать от своей рамы.
Компания Hammer представила защиту для голеней. Они использовали для смягчения неопрен и вспененную резину. Это было настоящим спасением для многих райдеров, потому что они просто "убивали" свои голени об педали и пеги. В истории BMX есть 3 года, в которые он не то, что не развивался, а просто исчезал! Это время с 1989 по 1991 года. Соревнования прекращались, байкерам надоело тратить огромные средства на покупку зап.частей, и починку велосипедов. Журналы либо закрывались, либо не соответствовали тематике. 1991 год становился смертью фристайла. Но появился парень, готовый сделать байки немного лучше. Его звали Билл. Началось возрождение фристайла. Компания Standard Industries представила первую длинную закаленную ось для фристайла, что позволило исполньзовать пеги с новой технологие крепления - deep socket bolt on (они прикручивались болтом, как на современных байках). Matt Hoffman провел BS - Bicycle Stunt - серию соревнований. Это были первые соревнования, доказавшие, что чем меньше правил и чем "безбашеннее" участники, тем лучше. Без исключений, флэт, верт и стрит - все было там. Был ли ты профи или только начинающим - не было разницы! Серия BS была началом для X-Games и B3 (X-Trials). Появился журнал "Ride" и представил фристайл в таком виде, в каком никто этого раньше не делал. Они допускали (о, нет!) нецензурные слова на своих страницах и давали рекламу маленьких компаний. Hoffman Bikes "раскрутилась" и райдинг начал подходить к высшей точке своего развития. Похоже, это был лучший год для соревнований. Райдеры наконец-то осознали, что могут внести изменения в индустрию и начали делать это. GT и Haro, будучи не в состоянии составлять конкуренцию другим фирмам, выпускавшим все новые байки, начали переделывать свои. GT была настолько популярна, что она захватила большую часть рынка. Dennis McCoy выиграл BS, и по итогам года стал лучшим. Но на арену вышел новый райдер, который стал наступать на пятки Dennis'у. Это был канадец Jay Miron. В 1995 ESPN начинает активную деятельность. Hoffan решил завязать с соревнованиями, и занятся своей байковой компанией. BS переходит под контроль ESPN. В первую очередь, они убрали из соревнований начинающих. Cказали, что также не прочь бы избавиться и от флэтлэнда. А "заварил" эту кашу McGoo. Он был настоящий "ступором". Он призывал детей не кататься, и объяснял, какой тратой времени является участие начинающий в соревнованиях. А нужно лишь было провести соревнования для 500 ребят на три дня! И люди рассказали бы об этом гораздо лучше, чем ESPN или любой журнал. Все знали, что есть парни, которые проедут 1000 километров, чтобы занять последнее место среди начинающих и приедут домой с большим желанием кататься, чем когда-либо! В 1996 ESPN продолжает разговоры об исключении flatland из X-Games (бывший BS). Времена, когда в журналах было по 10-15 фото flatland отходят. Vert становиться основным направлением. Тогда стали делать 900, Flair (сальто назад на 180 градусов), и оставалось только сделать то же самое на большем вылете. Стрит становится самым интересным на соревнованиях, так как площадки меняются от места к месту. Разное расположение трамплинов заставляет райдеров кататься по-разному в каждом новом месте.
Чтобы совсем уж ограничить число райдеров, ESPN стало допускать к участию 30 человек в каждом классе среди профессионалов и "середняков". Все райдеры должны зарегистрироваться заранее. Райдеров заставляли кататься по тем же трассам, что и скейтеров и скейтбордистов. Как бы это плохо ни звучало, это еще не конец света. Местные соревнования снова набирают популярность.
В России BMX начал действительно развиваться только в прошлом году. Сейчас bmx'еров можно встретить на улицах крупных городов, таких как Москва, Питер и города поменьше: Сосновый Бор и Псков. Первые люди начинают делать 360 и реальные вылеты. Flatland развили московские циркачи, которые делают просто невероятные трюки. Есть несколько парков с трамплинами для DirtJumping'a. Но все же мы отстали от Америки лет на 6-8. Как бы печально это ни звучало, но нам никогда их не догнать, если не появится звезда, которая докажет всему миру, что Россия тоже что-то может...
Скейтбординг.
В пятидесятых годах фанаты серфинга пилили роликовый конек на две половинки и приворачивали к доске, на которой катались босиком. Дело было в Калифорнии, но имя "первопроходца" до сих пор неизвестно. В шестидесятых - скейтбординг был просто копией серфинга, разница была лишь в среде обитания. Серферы воспринимали свое "изобретение", как возможность тренировок на суше. Основой было умение стоять на доске, а главное - объезжать препятствия. В это же время новым увлечением заинтересовалась коммерция, появилась команда "SUPER SURFER SKATEBOARD TEAM", ребята показывали невероятные по тем временам вещи: езду на руках, прыжки с бордюров. В 1962 году были зарегистрированы первые патенты, в 1964 появился журнал "Skateboarder", который основали люди из журнала "Surfer". В семидесятых - возник фристайл, появились трюки, которые сейчас принято относить к old school; начинает развиваться индустрия скейтбординга. В 1974 году были выпущены первые полиуретановые колеса, которые раньше были стальными и очень тяжелыми, и первые специализированные подвески - они были в два раза шире, чем до этого... В эти же годы появились первые деки из клееного шпона, которые изготавливали в прессе по матрице. В середине 70-х были разработаны колеса под прецизионные подшипники. Скейтбординг во многом еще походил на серфинг, но бордеры начали придумывать что-то свое. Кризис в индустрии недвижимости продвинул скейтбординг еще на одну ступень выше: сотни бассейнов стояли пустыми и скейтеры оккупировали их... так зарождался верт - скейтинг. В 1975 году скейтбординг начал свое шествие по миру, в каждом городе были площадки для скейтинга, всем в мире было известно, что это такое, и все фанатели... В конце 70-х годов появилась первая доска, у которой был загнут не только хвост, но и нос - эта форма стала стандартом для всех фирм.
1981 год - очень тяжелое время для скейтбординга, журналы и площадки закрывались... Это и послужило толчком того, что скейтеры вышли на улицы, скейтбординг становится новой манерой жизни на улице и вызовом на профессионализацию катания в рампе. Уличное катание еще более усовершенствовало технологию изготовления досок. В 80-х появились ребята из "Bones Brigade", до них никто еще не показывал такого крутого скейтбординга.
В 90-х в скейтбординге смешались почти все стили; появились первые доски со "сликом" (slick) - слоем скользкого пластика на нижней поверхности доски. Не смотря на то, что они лучше скользили по объектам, в наше время эти доски встречаются редко.
В России только в середине 80-х, благодаря выходу на экраны фильмов с участием профессиональных американских скейтбордистов, на улицах стали появляться ребята на досках. Сначала их было очень много, но скоро массовое увлечение пошло на спад, остались только самые убежденные поклонники скейтинга.
Тогда же скейтом стали увлекаться в других крупных городах - в Питере, Саратове, Риге, Севастополе, Ялте. Примерно в это же время Москву посетила команда про-скейтеров "THRASHER". Американцы показали настоящее искусство катания на досках, а на прощание подарили свое оборудование русским друзьям. Очень скоро это оборудование пришло в негодность, но появились умельцы, которые сами начали делать доски, похожие на фирменные, а самые сложные детали отливались нелегально на оборонных предприятиях из ворованных материалов…
Со временем увлечение скейтбордингом стало принимать цивилизованные формы: в Санкт-Петербурге и Саратове появились федерации скейтбординга, которые стали инициаторами проведения соревнований.
В Новосибирске в начале 90-х годов даже было два очень хороших скейтер-парка, с двумя рампами, от которых к началу нового века остался только один фанбокс на стадионе спартак. В данное время как я ни старалса, но не смог найти ни одного скейтера на наших улицах…. А жаль, ведь скейтбординг самый зрелещный аггрессив спорт.
Aggressive Inline Scating
Никто в точности не уверен, когда появились первые роликовые коньки. Похоже, что первые ролики были просто переделкой ледовых коньков, хотя считается, что еще за 500 лет до этого японские супер-шпионы ниндзя молнией скользили по каменным полам замков своих врагов, раскатывая на хитро закрепленных бамбуковых каточках. Первым признанным изобретателем роликовых коньков был бельгиец Джозеф Мерлин (Jozeph Merlin). Он изготовил первые ролики с металлическими колёсами в 1760-м году. Он показал своё изобретение в Лондоне, катаясь по полу и играя на дорогой скрипке. Говорят, что из-за того, что его коньки не могли повернуть или остановиться, он врезался в зеркало и получил серьёзные увечья. Первый "удачный" показ роликовых коньков состоялся в 1849-м году, когда француз Луи Легранж (Louis Legrange) использовал роликовые коньки, чтобы изображать катание на ледовых коньках в пьесе "Le Prophete". Он сделал ролики, приделав к ледовым конькам маленькие колёсики. В середине девятнадцатого века множество других изобретателей приняло вызов и появилось большое количество различных типов коньков. Все они, однако, страдали теми же недостатками, что и коньки Мерлина - их было невозможно эффективно контролировать и остановить. Итак первая волна популярности роликов пошла от Джеймса Плимптона, получившего в Нью-Йорке патент на четырехколесные коньки с парой осей - <тележки>, или <табуретки>. Чуть позже появился ринк-хоккей и фигурное катание на роликах, до сих пор популярные в Англии, Португалии, Германии, Италии и Австралии. Вторая волна началась в 20-е годы во Франции (перечитайте первые главы "Лолиты" Набокова) и к концу Второй мировой войны охватила всю Западную Европу. Но еще в 1916 году особо лихие феминистки не просто катались на роликах, а еще катали перед собой обруч от бочонка с помощью специального крючка. Для этого шили специальные платья (по тем временам вызывающе короткие и облегающие). Еще с ХIХ века для роликов строились огромные крытые катки, многие из которых потом были заброшены. Но в 80-е годы нашего века пришла эра "диско", только в Соединенных Штатах тогда работало 6 тысяч ангаров с громкой музыкой, легким баром и душевыми. Диско-ролл-шузы, на которых все еще докатывают многие пионеры экстрим-культуры, имеют двухосную платформу и полужесткий или мягкий ботинок с тормозом впереди - они действительно хороши для танцев, но и устойчивы на вылетах с трамплинов. На них скользят по перилам и крутят сальто, но по лестницам на них не скатишься - это уже другое поколение "копыт". Тем не менее, уже с <тележек> в роликах, наряду со спортивным и танцевальным направлением появился уличный экстрим - Street Style (Стрит Стайл). Вскоре его объявили вне закона, и появились даже специальные дорожные таблички . Трюки на скейтборде, роликовых коньках, а потом и на велосипеде - не в спортзале или в цирке, а просто на улице, а чаще еще и на памятниках, соборных лестницах и прочих центровых местах, вскоре стали головной болью для полиции, дворников и городских властей, предметом дискуссий в прессе и дебатов в парламентах. Любимая тема скейт-комиксов: вокруг типичный городской криминал (мужик выкидывает с балкона тещу, негры тащат телевизор из разбитой витрины, от машины откручивают колеса), а в центре толстяк-полисмен, увешанный наручниками и дубинами хватает за шиворот маленького мальчика на роликах. Вот оказывается главное зло! Однако те же власти вынуждены расширять зоны безмоторного транспорта, а в них создавать специальные подразделения полицейских на роликах (самое крупное в Париже). Уличный стиль стал воплощением пацифистских и экологических ценностей нового поколения, нового взгляда на независимость, свободу передвижения и свободу в целом. А большие деньги, которые западная промышленность извлекает из любого молодежного увлечения, вскоре сокрушили военизированные устои спорта и воспитания. В 1995 году американская корпорация ESPN получила патент на проведение X-games (Экстрим-игры). Это стало официальным признанием стритстайла и четко отделило его от спорта. Все-таки, откуда он взялся? Как это не странно, дух стритстайла происходит от такого пляжного (а потому безответственного и анархичного) развлечения как серфинг (катание на доске по гребню приливной волны). Уже в конце пятидесятых годов ленивые калифорнийские и австралийские серферы стали скатываться на пляж, стоя или сидя на тележках из автомастерских. У нас они до сих пор никак не заменят промасленных ватников, а вот на западе под машины механик закатывает на специальной тележке с подшипниками вместоколес. В 1965 году появились первые заводские (мануфактурные) роликовые доски. Считается, что впервые полиуретановые колеса для роликов разработала и изготовила фирма <Криптоникс>. Долгое время скейтбординг развивался как некое цирковое <уродство> - необычная акробатика, которой серфингисты коротали время штормов. Лишь в начале 80-х в так называемом фристайле (танцевальной акробатике на плоской площадке) Родней Маллен из Флориды ввел технику <олли> - прыжка с помощью подбива загнутого края доски. На другом краю Америки, в Калифорнии в это время фермеры перешли на капельное орошение, и огромное количество оросительных каналов перешли во владение скейтеров. Вскоре появилась первая профи-команда , выступавшая на рампе, специальном сооружении с плоским дном и закругленными (не в пример каналу) краями. Продажа досок резко подскочила, но команды скейтеров все же больше напоминали бродячий цирк и были жестко отгорожены от молодежи, прежде всего опасностью рампы (попробуй скатись с высоты в 3 или даже 5 метров) и ее недоступностью (3 тысячи долларов минимум). К середине 80-х годов уже была известна техника вылетов, флипов (сальто), грэбов (хваток), грайндов и слайдов (скольжений), но зрителей это уже не удивляло, а массовому движению развиваться было негде. Скейт-фирмы закрывались... Но фирма Powell-Peralta вовремя поддержала молодых скейтеров, для которых доска стала частью, а точнее центром всего стиля жизни. Они просто не расставались с ней ни в школе, ни в супермаркете, ни на вечеринке. Они хулиганили - вели себя вызывающе, одевались не как все, не знали границ. Им не нужна была рампа - они скользили по перилам и прыгали на парковые скамейки. Вскоре уровень продажи стритовых роликовых досок достиг миллионов. Запрет на хулиганское катание по городскому центру вскоре привел к появлению скейт-парков со специальным оборудованием, имитирующим городские <препятствия>: скамейки, перила, ступени, съезды, парапеты. Рядом со скейтерами на них стали <колбаситься> роллеры и велосипедисты, выполняя практически те же трюки и не меняя их название. Например легендарная темка Мак Твис 540 придумана и сделана еще в те времена на роликовой доске. Ее автор Майк МакГилл. Техника прыжка очень быстро развивалась благодаря скейтеру Тони Алва. На рампе был королем Тони Хок. В Германии Титус Диттманн, сначала учитель физкультуры в гимназии, потом лидер уличного экстрима в Европе и миллионер, наряду со скейтбордным бизнесом основал фирму Титус Ролл Спорт и активно продвигал <тележки> на рампе и в стрите. В начале 91 года начался экстрим в Крыму, а потом наУкраине. В Москве в начале 90-х Наталья Бондаренко стала писать о роликовых коньках в прессе и продвигать "Activity-Team", команду <Радиация>, которую собрал Роман Дырин (Акробат).К тому времени в России уже было два относительно мощных соперничающих центра скейтборда: Ленинград (первую рампу сварил собственноручно Сергей Синодалов) и Саратов, где до сих пор минирампа - лучшая в России Под влиянием этих центров находился украинский Харьков. В российских соревнованиях участвовали обычно и скейтеры Риги. На открытом кубке Поволжья в 92 году выступали скейтеры 20 стран, помимо Центрального телевидения эти соревнования снимал американский <Суперчэнел>. В Питер приезжал сам Родней Маллен и были взаимные с Калифорнийской лигой (самой сильной в мире) обмены для поездкок на соревнования. В августе 93 года Рома Акробат впервые стал чемпионом России в агрессивных роликах, выступая все еще на <табуретках>. Всего тогда выступило в рампе человек 6, честно говоря, по сравнению со скейтбордерами, трюков они почти не делали. Новое большое безумие 90-х годов и новая волна уличной культуры крейзи-роллеров связаны с "блэйдами" ("лезвиями"): четыре колеса в ряд на полозьях (фреймах), укрепленных на высоком жестком ботинке. Их рождение произошло в Лас-Вегасе, где в 1981 году на промышленной выставке встретились американский хоккеист Скотт Ольсон и итальянец Джузеппе Кавазин, производитель коньков для хоккея и ботинок для горных лыж. В начале 90-х годов число роллеров в мире оценивалось Всемирной федерацией ролл-спорта в 90 млн человек. Сейчас только молодая итальянская фирма "Роучес" хвастает тем, что обула 40 миллионов. Вероятно, те же масштабы у "Роллерблэйд" (США - Италия), чуть скромнее у "Бауэр" (Швейцария-Канада) и "Ультравиллс" (США). Сейчас эти фирмы сражаются за российский и украинский рынки. Фирмы, сделавшие деньги на серфинге, скейтборде, горных лыжах и других близких развлечений, предлагают своим клиентам и роликовые коньки, например престижнейшая американская фирма "К2" или австрийская <Оксижен> из группы, теннисная делает неплохие колеса. Интересно, что в Москве за 96 год произошла потребительская революция: 8 сентября среди полутора тысяч роллеров, собравшихся в честь Дня Москвы на Поклонной горе было не более 30 в хороших коньках. Остальные спотыкались на китайских подделках из дешевой яркой пластмассы - такие боты называют "погремушками" или "тарахтелками". 5 апреля 97-го года в Лужниках на 1 международном фестивале экстрим-культуры уже несколько сот москвичей летали на настоящих "копытах", причем "Роучес" в России пока теснит конкурентов, несмотря на то, что "Роллерблэйд" засел на лучшем для торговли месте - имеет свой отдел в ГУМе. В статье журнала "Ровесник" (?4,1997), описывающей роликовый бум лета 96 года в Москве, можно заметить 2 полюса пост-советского потребления (характерных и для электроники, и для одежды): сколачивание состояний на дешевых китайских подделках, с одной стороны, и - с другой - страсть новых русских к самым дорогим фирмам. Люди, почуявшие "волну", продавали тогда по пять фур коньков в неделю, скупая в Китае по 10-15 долларов за пару и доводя розницу до 80 долларов.Совсем другая, западная волна прошла через сеть престижных спортивных салонов и автомагазинов. На аллеях Александровского сада и Парка Горького можно оценить настоящее буйство мобильности конца ХХ века: где сотовый телефон, по которому, разъезжая на роликах, дает команды он, и длина ног его спутницы, доведенная дизайном роликов до настоящего шока, логично сочетаются с их джипом.
В Новосибирске же всё появилось совсем недавно, а начало развиваться (не без помощи меня) только в 2000 году…
Известная ныне Новосибирская команда инлайн скейтеров NskXTeam зарождалась в 1999 году. Тогда в Энске на агресивных роликах хорошо катались лишь Олег (первооткрыватель роликов в новосибирске) и пара его друзей, хотя это нельзя было назвать агрессивом. Максимум что они могли сделать - это 360, несколько грэбов и пару скольжений на низких трубах и гранях. А будушие члены команды катались кучками по-два - четыре человека и с завестью смотрели на них, т.к. не умели и этого. Так они чертили соими роликами асфальт до наступления зимы. И вот ранней весною 2000 года три ученика Гимназии №1 : Стас"Мосян"Аммосов, Игорь"Гарик"Данилов и Ваня"Pico"Бурков решили собрать всех райдеров новосибирска (их было тогда около 12 человек) в одну команду, чтобы общими усилиями вывести уровень катания в Новосибирске на должный уровень, ведь как говорится "Один в поле не воин". Датой образования NskXTeam считается день выборов Президента РФ. Так Как считается, что с приходом Путина началась "белая" поласа в жизни России, так же получилось и с инлайн скейтингом в эНСКе. Мастерство роллеров начало расти как на дрожях, все выезжали кататься практически каждый день т.к. было намного интересней заниматься этим всем вместе, помогали друг другу, исправлять ошибки, каждый снабжал команду информацией из интернета, журналов и т.д. И уже к началу лета команда перегнала "первооткрывателей" (в копилке команды были разнообразные грэбы скольжения и развороты на 540 и только один Мосян умел делать МистФлип) и ей надо было выходить на новый уровань......Но мешал один казус - в новосибирске был только один трамплин и несколько лестниц через которые можно было что-то делать..... Мы начали обращаться в различные спортивные магазины за спонскорской поддержкой, но всё напрасно.... Отойдя от темы спонсорства хочу сказать, что в это время оказалось, что в Академ Городке (Отдалённая часть Новосибирска) есть несколько роллеров, которые, по их словам, катаются очень хорошо, мы сразу организовали экспедицию.....В результате проведённого мероприятия было выявлено 5 роллеров на уровне NskXTeam 99года, одного перспективного - Тима "Кимикадzа", одну девушку роллера - Катю (для нас тогда это была экзотика, хотя и сейчас отаётся) , трамплин 1 - 0,5 - 0,4 метра и трубу 2 метра длиной и 0,2 вышиной. Вобщем нас это не вдохновило нас на новые подвиги.... Под конец весны идя домой я увидил, что недалеко от места моего обитания открывается новый магазин под названием СпортМастер я начал рыться в отдалённых уголках моего мозга в попытках вспонить это название, и наконец меня осинило. Это же тот магазин который спонсирует команду Рочес-Россия!!!!!!!!! Мы стали ждать дня открытия. И надеялись что добрые дяденьки и тётеньки из этого магазина возьмут нас под свою опеку...... Дождались...Никто не решался заговорить о спонсорстве и Вот в один солнечный день мы пришли к ним с прошением... Но оказалось, что пока мы боялись, академовские тоже пришли с такими же намерениями (на их - то уровне). СпортМастер оказался очень хорошим магазином и создал свою команду в которую вошли четыре чувака из NskXTeam и два из Академа. На первых парах было решено сделать парочку нормальных трамплинов и трубу, но через неделю до нас дошли слухи что некий Кайгородов (Комерческий директор Новосибирского Речного Вокзала) хочет сделать мини-скейтпарк на набережной. После непродолжительных трёхсторонних переговоров (Гарик и Мосян, СпортМастер, Кайгородов) было решенио сделать рампу и трубу, а потом и всё остальное, и отметить это дело мини-соревнованиями с призом Roces - Khuti, которые были назначены на 17.06.2000. "Хотели как лучше, получилось как всегда" . Рампу поставили только в день праздника утром, и начал лить дождь..... прошёл он только за час до начала и роллеры вылезли на незнакомый объект. Вобщем за час они научились делать в рампе 540 и три человека Флипы (которые до этого никогда не пробовали), хотя всё выглядело очень-очень сыро. Выиграл главный приз Капитан NskXTeam и команды CпортМастера Мосян. Следующий месяц прошёл в тренировках на рампе и было два дерьмовых выступления На Дне Города и Празднике Иван-Купалы..... 05.08.00 Был праздник Philips на котором выступала наша команда в рампе. Это было супер выступление, команда вышла на очень хороший уровень для Новосибирска, все крутили чёткие 540, мисти, бэк, фронт флипы с высоким вылетом (кстати забыл сказать что рампа-то на самом дели по буржуйским и Московским меркам для скольжения). Потом был праздник Coca-Cola и Wax на котором команда выступала впервые на трамплинах. Это былотоже суперское шоу правда волнения было даже больше чем перед первым выступлением на рампе..........Тут наступил сентябрь.....пора учёбы, но роллерские будни продолжаются....Прошли соревнования в стрите под эгидой Wax (Победили Рома (трамплин), Олег Дивногорский (Труба)) на этом выступлении Мосян показал впервае БэкФлип, потом были показательные на Мемориале Раевичя. Зимой было проведено несколько показательных выступлений в ночных клубах (Пионер, Отдых и т.д.) Но зимой не умерает и Новосибирский стрит, райдеры каждые выходные выезжают поскользить по трубам и ждут лета.
Заключение.
В заключение следует сказать, что на свете существует ещё много х-видов спорта, которые не менее интересны (B.A.S.E. jumping, Trial и т.д.). Также придумываются новые: snake (по типу скейтборда, но с закреплёнными ногами), kick board (самокат для прыжков). Новые виды будут открываться и открываться, может даже кто-то решится на “бегингн по рельсам в метро”, так что не стоит забывать о тех первопроходцах, которые не щадя себя (в прямом значение этого слова) патались подарить этому миру приспособления, с помощью которых люди могли получать кайф естественным путём, а не сидя в подвалах с бутылкой в руке.
Содержание:
Часть 1
1.2 Кайтинг
1.3 Вейкбординг
1.4 Скайсерфинг
Часть 2
2.1 BMX
2.2 Скейтбординг
Заключение
Вокруг света за 80 дней
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Что есть на свете красота?
Где спят снеговики?
Солдатская шинель