Данная работа посвящена исследованию влияния социальных сетей на личность подростка. Исследование проводилось с помощью опросов, анкетирования, наблюдения, а также привлечения литературы по психологии и социологии. В работе представлены методы исследования, анализ, а также предложены альтернативы времяпрепровождению в социальных сетях.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_sotsialnykh_setei_na_lichnost_podrostka.pdf | 2.52 МБ |
vliyanie_sotsialnykh_setei_na_lichnost_podrostka.doc | 87.5 КБ |
Содержание
Введение
Глава I. Подростковый возраст и его психологические особенности.
Глава II. Выявление влияния социальных сетей на личность подростка.
Глава III. Альтернативы социальным сетям.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Представить современных подростков без социальных сетей сегодня просто невозможно. Одноклассники, ВКонтакте, ФэйсБук настолько заполонили разумы юных школьников, что даже случайных знакомств сейчас не бывает, все встречи спланированы через Интернет. Уже в раннем детстве появляется зависимость подростков от социальных сетей. Начиная с 3х лет, дети могут самостоятельно включать компьютер и играть в полюбившиеся игры, а со школьной скамьи первым делом регистрируются в социальных сетях и ищут своих новоиспеченных одноклассников. Подростки «выходят на прогулки» в социальные сети, где становятся частью общества зачастую без должного контроля со стороны своих родителей. Усердно оформляя свои страницы, подростки, демонстрируют свой внутренний мир. Ведь те по сути уже являются их своеобразными визитными карточками.
Актуальность проблемы влияния социальных сетей на процесс социализации подростков очевидна, так как в такой важный этап становления личности мои одноклассники и друзья большее количество свободного времени проводят в Интернете.
Цель моего исследования: оценка влияния социальных сетей на личность подростка.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Исследование проводилось с помощью таких методов, как:
- социологическое исследование среди учащихся 5-7 классов МБОУ СОШ № 16 города Павлово путем анкетирования;
- обращение к собственному опыту общения в виртуальном пространстве;
- наблюдение в социальных сетях;
- анализ литературы по теме.
Объектом исследования стали учащиеся 5-7 классов МБОУ СОШ №16 г. Павлово. Данный возраст был выбран не случайно. На мой взгляд, это пик подросткового возраста и самый опасны и восприимчивый этап в становлении личности.
Глава I. Подростковый возраст и его психологические особенности.
В психологии и педагогике подростковый возраст – это возраст примерно от 11 до 15 лет. Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом от детства к взрослой жизни. Подростка в последнее время называют английским словом тинейджер (teens – возраст от 13 до 19, age – возраст)[1].
Подростковый возраст – это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение[2].
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому[3].
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение является для подростков очень важным информационным каналом. Он формирует у подростка навыки социального взаимодействия. Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Любой подросток мечтает о закадычном друге. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании[4].
У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает[5]. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.
Подростковый возраст – это важный этап социализации личности. Социализация – процесс взаимодействия людей, в ходе которого они приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе, становятся личностью[6].
Таким образом, мы видим значимость и особенность этого возраста в становлении личности. Мы рассмотрели психологические особенности, ведущую деятельность, формы и интересы общения подростков. Но следует отметить, что в последнее время обострилась ситуация влияния Интернета на подрастающее поколение. Из всего Интернет - пространства особое влияние на молодежь оказывают социальные сети. Современные подростки все свои потребности в социализации находят именно здесь. Некоторые считают, что это приносит пользу, другие же склонны различать в этом явлении негативные последствия.
Глава II. Выявление влияния социальных сетей на личность подростка.
1.1 Результаты анкетирования
Среди учащихся 5-7 классов МБОУ СОШ № 16 города Павлово путем анкетирования было проведено социологическое исследование, целью которого было выявить, какое влияние на их социализацию оказывают социальные сети. Возраст опрошенных подобран в рамках подросткового: 11 лет – 30 человек, 12 лет – 15 человек, 13 лет – 35 человек, 14 лет – 20 человек. Всего опрошенных – 100 человек.
Приведем результаты нашего исследования:
Да – 94%; Нет – 6%
ВКонтакте – 94%
Одноклассники – 45%
Мэйл.ру – 30%
Фэйсбук – 11%
Твиттер – 8%
Общение с друзьями – 100%
Слушаю музыку – 90%
Смотрю видео – 69%
Играю – 54%
1. Быстрое общение даже на дальнем расстоянии - 60 %;
2. Проще общаться – 23%
3. Удобно, если болеешь – 17%
Отнимают много времени – 100%
Да – 67% ; Нет – 33%
Да – 35%
Нет – 55%
Не всегда – 10%
Выявить частоту и длительность нахождения подростков в социальных сетях нам удалось с помощью наблюдения. Из 100 выбранных мною учащихся только 22% посещают свои страницы в течение 20 минут и меньше. Остальные 88% находятся в сети от 30 минут до 3 часов. Следует отметить, что чаще в «online» в вечернее и ночное время.
В результате проведенного опроса и наблюдения мы получили всю необходимую информацию, по которой можно провести наше исследование.
Посмотрим на ситуацию глазами школьников и представим, что же значат социальные сети для подростков:
Наиболее популярные сети Facebook и Twitter. Главная цель – использование сети для общения, но есть и дополнительные возможности: добавление фото- и видеоматериалов, организация сообществ[7].
Созданная русским студентом Павлом Дуровым социальная сеть ВКонтакте набрала таких оборотов, которых никто не ожидал. Аудитория зарегистрированных пользователей на сегодняшний день превышает 25 млн. человек.[8].
Не уступает по рейтингам общение в соц. сетях среди подростков таких, как «Одноклассники» и «Мой Мир».
А теперь оценим положительные и отрицательные стороны влияния этих социальных сетей.
С развитием Интернет – технологий мир очень сильно изменился. Вслед за ним меняется и образ мысли, и образ жизни молодых людей. Например, общение упростилось до максимального уровня. В наше время огромное расстояние между людьми теперь не помеха для их коммуникации. Достаточно иметь компьютер или ноутбук, подключенный к Интернету, и специальное программное обеспечение, которое дает возможность общаться, слышать и видеть друг друга[9].
Подростки могут сказать гораздо больше через сеть, чем в реальной жизни, и не чувствовать себя при этом неудобно: у них есть время обдумать свою мысль и выразить ее наиболее точно.
В юности многие ведут дневники, описывая там свои самые сокровенные мысли. Но сегодня большинство молодых людей предпочитает вести блог, чтобы получить мнения других людей по различному поводу.
Сеть дает возможность неуверенному в себе подростку почувствовать себя востребованным. Он заводит новые знакомства, не опасаясь того, что возможно в дальнейшем с этим человеком не о чем будет поговорить. Вступая в группы по интересам, не боится того, что может быть отвергнутым.
Подростки выкладывают фото и видео, не боясь осуждений со стороны, и не обращая внимания на постороннюю критику. В сети они не боятся быть непонятыми, недооцененными. Все, что может быть отвергнуто обществом, принимает Интернет.
Когда человек заполняет свою личную страницу, он создает свой виртуальный образ. Вскоре эта личность развивается и живет в сети своей жизнью так, как хотелось бы прожить в реальности.
Заполняя анкеты, которые являются составляющими частями любой социальной сети, человек наконец-то может реально задуматься над своими интересами и желаниями. Поэтому многие считают, что сетевые странички являются своеобразным зеркалом души современной молодежи и способствуют развитию личности. Самовыражаются в сети 67% школьников. Некоторые выкладывают результаты своего творчества – стихи, песни, музыку, видео. Это также происходит и через оформление их страниц: интересы, увлечения, хобби.
В сети можно почерпнуть значимую для образования позитивную, познавательную информацию. Например, «В Контакте» является самым крупным в Рунете хранилищем аудио, видео и фотоматериалов по многим учебным предметам, которые можно слушать, просматривать и скачивать. Наверное, неслучайно выбор учеников нашей школы принадлежит именно этой сети – 94%. Там же 35% опрошенных нами используют приложения «Готовые домашние задания по всем предметам и для всех классов». Кроме того, социальная сеть – это быстрая передача или распространение информации о школе, классе, мероприятиях и новостях учащихся.
Мы видим, что с одной стороны, социальные сети дают подростку все то, что ему необходимо в этом возрасте: социализацию, коммуникации, самовыражение, создание своего образа, нахождение интересов и формирование взглядов, а главное – самостоятельность!
1.4. Отрицательные стороны влияния социальных сетей.
Влияние социальных сетей на подростков может быть отчасти как позитивным, так и негативным.
У подростков появляется зависимость от виртуального мира. Вечерние прогулки по городу, посещение культурных мест, кафе теперь с легкостью заменит вербальное общение к сети. Такой путь приводит к аутизму и полной деградации личности, как составляющей общества.
При злоупотреблении сетью у молодых людей на подсознательном уровне развивается фобия (страх) общения с реальными людьми. Подростки стесняются знакомиться в жизни с противоположным полом, возникают трудности с речевыми оборотами. Ведь гораздо проще зайти в Интернет и написать сообщение невидимому объекту. Становится сложно заводить новых друзей. Общение современных людей мутирует в сторону подмены истинных чувств и ощущений на виртуальные переживания.
Часто подростки в сети дают себе новое имя. Отказываясь от своего имени, не теряют ли они себя? Многие из них под влиянием этого фактора становятся двуличными, выдавая себя в сети за того, кем в реальной жизни они совершенно не являются, что потом проецируется на действительность.
Многие из наших учеников подтвердили, добавляет себе в друзья незнакомцев, что делает их потенциальными жертвами обмана. Для Интернет – мошенников социальные сети – золотая жила. Например, с помощью такой сети, как «В Контакте» можно продать что угодно и кому угодно. Для поглощения рекламной информации более благодарной аудитории не найти. Создаются соответствующие группы, рассылаются приглашения и предложения, добавляются в друзья...
Общение в социальных сетях снижает и упрощает уровень грамотности. При переписке язык упрощается, допускаются грамматические ошибки, к которым люди привыкают и впоследствии не могут избежать в живой речи. Кроме того, не используются и забываются языковые средства, которыми так богат национальный язык.
Современные технологии позволяют выйти в социальные сети даже с телефона. Поэтому многие ученики могут заходит туда даже на уроках. А это мешает образовательному процессу.
88% учащихся тратят время на пребывание в сети от 30 минут до 3 часов в день. В результате – безразличие к учебе, ухудшение оценок, нехватка времени для чтения художественной литературы и иного обогащения внутреннего мира.
В ходе исследования было установлено, что самые частые и долгие посещения происходят в ночное время. Отсюда следует причина недосыпания, умственной утомляемости подростков, которая очень опасна в этот возрастной период.
Неконтролируемое взрослыми зависание в сети может влиять на формирование моральных норм, отличающихся от принятых в обществе: пропаганда употребления алкоголя и наркотиков, убийств, изнасилований, распространение порнографии и т. д.
В подростковом возрасте происходит социализация личности, ей необходимо общение. Современная социальная психология давно уже столкнулась с феноменом «одиночества в толпе» — одиночества среди людей, в крупном коллективе или большой организации. Как ни странно, но способствует этому развитие телекоммуникационных и компьютерных технологий. Таким образом, происходит снижение коммуникативного потенциала подростков.
Глава I I I. Альтернативы социальным сетям.
Как мы смогли отметить, негативного влияния социальных сетей на процесс социализации учащихся значительно больше, чем положительного. Точнее сказать, оно гораздо опаснее и вреднее. Но, на мой взгляд, это не повод отказываться раз и навсегда от их использования. Достаточно просто свести к минимуму все опасные факторы.
1. Важно, чтобы у подростка была постоянная альтернатива соцсетям: в первую очередь, дружеское общение с родителями, во вторую - спорт, рукоделье, физический труд, чтение литературы, кружки. В идеале несовершеннолетнему не стоит входить в интернет без взрослых, видящих происходящее на мониторе. Взрослые должны разъяснять подросткам, какие опасности скрыты в сети, и как их избежать[10].
2. Необходимо освещение этической стороны использования сетей: какие фото и видео можно размещать, а какие нельзя.
3. Подросткам необходимо тренировать силу воли, твердость характера, вводя для себя ограничения времяпровождения в сети.
5. Важно осознавать, что социальные сети это всего лишь проект, вид развлечения и виртуального общения со знакомыми, а не часть жизни.
6. Необходимо заниматься поиском альтернативных способов времяпрепровождения. Например, занятие спортом, рисование, вышивание, чтение книг. Ну и, несомненно, нужно оказывать больше внимания своей реальной жизни: проблемам в школе, в семье, друзьям, а также увеличивать время пребывания в компании реальных, а не виртуальных друзей[11].
Заключение.
В своей работе мы провели социологическое исследование по теме «Влияние социальных сетей на личность подростка». Опрос и анкетирование были проведение среди учащихся 5-7 классов МБОУ СОШ №16 г. Павлово.
Данный возраст бы выбран неслучайно. В первой главе мы установили, что подростковый возраст (от 11 до 15 лет) - это самый сложный, но в то же время важный этап в социализации личности. Происходит «второе рождение» личности. Ведущей деятельностью подростка является коммуникативная деятельность. Подросток ищет себя, свои интересы, взгляды, ценности, свой образ. Как было установлено нами, оказалось, что все эти задачи подросткового образа он находит в социальных сетях. В ходе исследования были выявлены такие проблемы: 94% опрошенных учеников зарегистрировались в сети для общения. 88 % проводят там от 30 минут до 3 часов каждый день, особенно часто в ночное время. В своей работе мы дали оценку такому времяпрепровождению.
В результате анализа проведенного исследования получилось 7 пунктов положительного влияния и 11 – отрицательного.
Отрицательными факторами являются фобии (страхи) общения с реальными людьми, снижение уровня грамотности, а также патологическую зависимость от Интернета, которая отрицательно сказывается на учебе, психическом здоровье, умственной утомляемости и качестве жизни в целом. Многие из наших учеников добавляет себе в друзья незнакомцев, что делает их потенциальными жертвами Интернет - мошенников.
В ситуации недостатка родительского внимания ребенок ищет пути самореализации и самоактуализации в воображаемом мире, отдавая «виртуальной жизни» все больше и больше времени.
Ученые доказывают, что происходят изменения в развитии головного мозга молодежи потому, что они все меньше участвуют в деятельности, которой занимались многие поколения на протяжении тысячелетий. Я не против технологий и компьютеров. Но прежде чем подростки начнут общаться в социальных сетях, они должны научиться выстраивать взаимоотношения с реальными людьми.
Разумеется, есть и положительные моменты. Это и коммуникация на дальних расстояниях, и возможность полноценного общения для замкнутых, неуверенных в себе подростков, и самовыражение, интеграция подростков по интересам и взглядам, быстрый способ обмена информацией. Главное, на мой взгляд, взрослым необходимо найти общий язык с подрастающим поколением и рассказать о возможных последствиях чрезмерным увлечением социальными сетями или их аналогами.
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.
Полученную в ходе исследования информацию, на мой взгляд, необходимо показать и распространить среди подростков нашей школы: показать на уроках обществознания, классных часах и родительских собраниях. Надеюсь, взвесив и просмотрев положительные и отрицательные стороны влияния социальных сетей, они сделают правильный выбор!
Список использованной литературы
[1] Кравченко, А.И. Обществознание: учебник для 7 кла. Общеобразовател.учрежд./ А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М.: ООО «ТИД»Русское слово – РС», 2010
[2] www.fraui.ru›podrostkovyiy-period
[3] Кон, И.С. Психология ранней юности/И.С. Кон. – М, 1989
[4] Кон, И.С. Психология ранней юности/И.С. Кон. – М, 1989
[5] Психология: словарь/под. Ред. А.В. петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990
[6] Психология: словарь/под. Ред. А.В. петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990
[9] Кент П. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. - 267 c.
[10] http://www.nnmama.ru/PsyArt1
[11] Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, Санкт - Петербург, 2003.
Мальчик и колокольчики ландышей
Мост Леонардо
Почему люди кричат, когда ссорятся?
За еду птицы готовы собирать мусор
Военная хитрость