У каждого населённого пункта, как и у человека, своя судьба. Материал об одной сибирской немецкой деревне и её жителях собрала автор работы.
«Прошлое и настоящее деревни
XVIII Партсъезд Омского района,
Омской области»
Дулева Валерия Валерьевна, 13 лет
ученица 72 класса
Руководитель работы:
Иванина Татьяна Павловна,
преподаватель истории
БОУ города Омска «Гимназия № 43»
2012 г.
Оглавление.
I. Введение…………………………………………...с. 3.
II. Основная часть………………………………..с.4 - 7.
1. История возникновения деревни.
2. Советский период в истории деревни.
3. Постсоветский период в истории деревни.
III. Заключение……………………………………… с.8.
IV. Библиографический список……………………..с. 9.
V. Приложения
I
Десять лет назад мои родители купили дом в деревне XVIII Партсъезд, и теперь наша семья каждое лето проводит здесь, поэтому я считаю её своей второй родиной. Мне стало интересно, когда и как появилась моя деревня, почему у неё такое необычное название. Можно предположить, что история деревни как-то связана с немецкими корнями, так как в селе проживает много немецких семей. Но, несмотря на то, что деревня сравнительно молодая, недавно отмечалось её семидесятилетие, мне не удалось найти её письменную историю, а коренных жителей почти не осталось, так как многие из них уехали, в основном, в Германию. Сегодня в деревне много жителей Омска, которые, как и наша семья, приезжают сюда поработать на огороде и отдохнуть от городской суеты. При современном темпе жизни, общении только по телефону, люди, к сожалению, забывают о своих корнях, не задумываются о своей родословной, о месте, где они родились и живут. Думается, что каждый человек должен свято хранить память о местах, связанных с его рождением, детством и юностью, чтобы не выросли потом «Иваны, не помнящие родства». Человек, не знающий своих корней, истории своих предков, малой родины, не может по - настоящему любить свой народ, свою Родину. В этом и заключается актуальность данной работы.
Цель работы - узнать историю деревни XVIII Партсъезд.
Задачи работы:
Объект исследования – история деревни XVIII Партсъезд.
Предмет исследования – проследить все этапы существования деревни и их своеобразие.
Хронологические рамки данной работы охватывают небольшой период: 30 годы XX века – начало XXI века.
Территориальные рамки: территория Омского района, Омской области.
Использование исторического и логического методов позволили анализировать конкретные явления в определенный период времени.
Основным источником для воссоздания истории деревни, стали воспоминания наших уважаемых односельчан старшего поколения, которые помнят разные периоды её истории. Часто я слышала рассказы уже не самих участников событий, а их потомков. Мне удалось увидеть редкие теперь предметы немецкого быта коренных жителей села, небольшое количество сохранившихся фотографий. По крупицам удалось собрать устную информацию, а документальное подтверждение мне предстоит ещё найти. В местной газете «Призыв» за 1989 год было несколько статей о жителях деревни этих лет.
Основные результаты исследования: выяснена причина и дата появления немцев в деревне XVIII Партсъезд, прослежены основные этапы её существовании, собран материал о традициях местных немцев.
Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках по истории края, классных часах в школе, но наиболее интересна она для жителей нашей деревни.
II
В живописном месте лесостепного края Омской области, в окружении берёзовых лесов, всего в двенадцати километрах на северо – восток от города Омска, раскинулась двумя улицами деревня с необычным названием XVIII Партсъезд.
По рассказам старожилов села, её история началась в предвоенные годы. Международные отношения в 30-е годы прошлого века, в связи с приходом нацистов к власти в Германии, очень осложнились, да и внутри страны Советов шла активная борьба с «врагами народа». По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам, трудолюбие и достижения которых были общепризнанными. Не было проблем и в отношении добрососедства с другими национальностями Советского Союза. По данным переписи населения 1939 года на территории Западной Сибири проживало 101,4 тыс. немцев.[1]
В 1937—1938 гг. НКВД была проведена так называемая “немецкая операция”. Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. Основной ее задачей, как она понималась местными руководителями НКВД–УНКВД, то есть теми, кто эту операцию непосредственно проводил, была ликвидация “очагов” и “базы” шпионско-диверсионной и повстанческой деятельности германской разведки в СССР. [2] В конце 1930-х гг. за пределами АССР Немцев Поволжья были закрыты все ационально-территориальные образования — немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский. 17 ноября 1938 г. все “массовые операции” были завершены.[3]
Видимо, в рамках борьбы с «пособниками фашистов» в марте 1939 года был расселён колхоз имени Тельмана и на базе подсобного хозяйства одной из городских организаций образовано село - колхоз им XVIII Партсъезда. Название получили в честь проходившего в Москве главного собрания единственной в стране партии ВКП(б), решения которого были обязательными для выполнения всеми жителями страны. Переселенцы, как и все, искренне верили в светлое будущее и в строительство социализма.
Первая семья приехала сюда на ещё по снегу санях – Биер Наталья Фридриховна, Филипп Давыдович и их пятеро детей. Из воспоминаний первой жительницы Натальи Фридриховны: « …Первая мученица. Я думала, они меня повезли в тайгу – тут такой лес был. 8 марта утром приехали – я и муж, и пятеро детей. В октябре – шестой родился. Вообще, их у меня десять. Шесть дочерей и четыре сына. Медаль есть у меня – «Мать-героиня». А приехали мы сюда все из Новинки. Там и родители жили, и бабушки, и прабабушки. Русские немцы».
Разместили первых переселенцев 8 семей в бараке, а летом стали жить в сарае. Разметили колышки, вытянув жребий, кому, где строиться. Объединившись по четыре семьи, стали строить саманные жилища. Саман делали из смеси глины, соломы и воды, и строились без фундамента. Работа была тяжёлая, видимо, природное немецкое трудолюбие помогло выжить и устроиться на новом месте. Как рассказывала Биер Н.Ф., в строительстве дома принимали участие соседи, друзья хозяина. За помощь в строительстве не платили, хозяйка готовила на всех обед и угощала строителей. Амбары раньше делали просто: выкапывали в земле большую яму, укрепляли стены и стелили деревянный пол, при отсутствии дерева пол делали из глины. В те времена большинство домов имели именно такое строение. Эти дома были теплые, в них не было сырости, и они служили долгое время.
В сентябре 1939 года дети уже пошли в школу. Ивана Тимофеевича, первого учителя, вспоминают с теплотой, потому что, не смотря на строгость, был справедливым и очень интересным человеком.
В колхозе было 112 коров, дававших в год по 1000 килограммов молока. Обслуживало их 12 доярок. Сенокосные угодья и земельную пашню в 150 га обрабатывали на двух колёсных и двух гусеничных тракторах, но основная работа в поле и на ферме делалась вручную. Труднее всего приходилось женщинам, которые работали наравне с мужчинами. А на их руках были ещё и дети. Но труд для них не был в тягость – это было естественное состояние человека, который без труда не представлял своего существования. Из воспоминаний Биер Н.Ф.: «Дояркой была, и сеяла, и боронила – всё руками. Детей на замок – сама на работу. Никакого отказа – где нужно, там и работала. С песнями шли на работу, и с работы с песнями».
Первым председателем колхоза был Гусев Павел Семёнович.
Только чуть-чуть устроились, а тут началась война. Постановление ГКО СССР от 10 января 1942 года[4] обязывало мобилизовать для работы на лесозаготовках, промышленном и железнодорожном строительстве 120 тыс. немцев-мужчин в возрасте от 17 до 50 лет из числа выселенных после ликвидации АССР НП в Новосибирскую и Омскую области, Красноярский и Алтайский края и Казахскую ССР. Наконец, постановлением ГКО от 7 октября 1942 года мобилизация была распространена и на немцев в возрасте от 15 до 16 и от 51 до 55 лет, также этим постановлением мобилизовывались и все женщины-немки в возрасте от 16 до 45 лет (кроме беременных и имеющих детей в возрасте до 3 лет).[5] Остались дома только старые, больные люди и малолетние дети, и на их плечи легла непосильная работа. "Трудармия" представляла собой в действительности лагеря для принудительных работ, окруженные высоким колючим забором с вооруженной охраной. В нищете, унижении, тесноте лагерей огромное число трудармейцев умерло от голода и отчаяния, холода и непосильной работы. Трудармия была расформирована только в 1947 году. Выжившим немцам разрешалось вернуться в места поселения, но, и много лет спустя после войны слова "трудармия" и "спецкомендатура" произносить во всеуслышание было не принято.
В 1951 году колхоз имени XVIII Партсъезда соединили с колхозом «Ленинский путь», центральная усадьба которого находилась в селе Андреевка. Наша деревня стала бригадой этого колхоза, потеряла слово «имени» и стала, видимо, для краткости называться XVIII Партсъезд. В это время построена новая ферма, склады, обширный машинный двор, где появилось много разнообразной сельскохозяйственной техники, которая часто обновлялась, особенно в 70-е годы.
1 марта 1969 года на базе колхоза образован совхоз «Путь Ильича», в котором село XVIII Партсъезд стало отделением №2. В 1989 году на отделении добросовестно трудились 77 рабочих, 15 механизаторов, 43 человека в животноводстве. В это время отделение № 2 признано лучшим в совхозе «Путь Ильича». И в этом заслуга таких людей как: Анна Леонтьевна Жукова, Галина Александровна Гинер, Эмилия Яковлевна Мут, Андрей Филиппович Шенгальц, Август Вильгельмович Толкмит, Герта Вильгельмовна и Александр Мартынович Гайнцы. И, конечно же, Вебер Владимира Яковлевича - управляющего отделением совхоза "Путь Ильича" Омского района Омской области, которому в 1993 году присвоили звание - "Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации".
Это было время расцвета села. Создавались новые семьи, рождались дети. Деревня строилась, перестраивалась и менялась на глазах. Построили просторную школу, в марте 1969 года открылся детский сад на 40 мест. 1979 году перевезено из деревни Половинка здание сельского клуба. Добротные дома для рабочих совхоз начал возводить в 1961 году. Когда появилась возможность выписывать стройматериалы, новые дома стали расти как грибы на улицах Молодежная, Производственная и Центральная. Доходы рабочих совхоза росли, благосостояние улучшалось, даже появились личные автомобили, а мотоциклы и велосипеды были у каждого подростка в деревне.
А в 90-е годы для деревни наступили тяжёлые времена. Не могло не коснуться и нашей деревни всё то, что произошло в стране и в сельском хозяйстве в эти годы. Отделение совхоза было распущенно. Еще даже в начале 90-х годов это была хоть и небольшая, но процветающая деревня. Но с развалом совхоза, не стало работы, закрылся детский сад. Всё совхозное имущество растащили по дворам, и прежнего благополучия уже не было. Казалось, что деревня умирает. Многие из местных жителей уехали на свою историческую родину в Германию, но ещё, видимо, долго скучали по родным местам, писали письма, приезжали. Интересно, что старики, пережившие тяжёлые 40-е годы, недоверие и унижение от власти, покидали деревню со слезами.
От прежних благополучных лет сохранились медпункт, магазин, да еще начальная школа. Как и раньше к уроку здесь призывает звонок колокольчика. Школьная жизнь идет обычным порядком. Особенность лишь в том, что за соседними партами сидят ученики разных классов. Ведь на всю школу их всего 6 учеников и учит их всех сразу одна учительница. Объяснив новый материал первоклашкам, дает им самостоятельное задание и переключает свое внимание на следующих учеников. И так по кругу. "Это постоянно надо быть начеку, постоянно следить успевать за всеми детьми, чтобы не получилось, что одни работают, другие сидят в это время, потому что все сделали", - отметила директор, завуч, учитель начальной малокомплектной школы Ришмит Е.В.
Но пока живут здесь такие замечательные люди, у которых развито сильное чувство принадлежности к семье, приверженность к старым обычаям и привычкам, готовность помочь соседям, трудолюбие и старательность, наша деревня будет жива. Лучшим доказательством тому стал праздник села «Это было недавно. Это было давно», посвящённое 70-ю деревни. В тот день на импровизированной сцене у школы всех жителей приветствовали глава Андреевского сельского совета, староста деревни и завклубом. Сейчас жителей в деревне 219 человек, долгожителю Жуковой Анне Леонтьевне – 87 лет. Поздравили и вручили подарки также юбилярам в связи с 60-летием: Толкмиту Александру Августовичу. Семейную пару Лобовых поздравили с серебряной свадьбой.
Традиционным уже конкурсом стал конкурс «Лучшая хозяйка» Над поляной летали песни, прорываясь сквозь берёзовое окружение. Было весело. Нет, не разучились мы радоваться. И, именно, в этот день в беседах с пожилыми немцами-земляками, я расспрашивала их о культурных традициях, обычаях, которые они до сих пор соблюдают. Посещая их дома, я отметила, что немецкие усадьбы выделяются чистотой и порядком. В них есть хозяйственный двор, где находится скот, и чистый двор: дом, летняя кухня, гараж. Немецкую пищу отличает обилие мучных блюд: лапша, галушки, клецки, пироги; мясные блюда: свинина с квашеной капустой, рулеты («штрудель»); супы и бульоны («нудль»). Раньше было широко распространено вязание, изготовление кружев и вышивание. Немцы села сохранили свой национальный язык. В семьях в основном разговаривают на родном языке пожилые люди, дети чаще всего не умеют говорить по-немецки, особенно, если смешанный брак с русскими. Разговорная речь жителей отличается от современного немецкого языка.
Каждая немецкая семья перед каждым праздником чистила и убирала в доме, во дворе. «Немецкое» Рождество отличается от нашего. Его справляют 25 декабря. Оно почитается больше чем Пасха и Новый год. Подготовка к празднику занимает почти месяц. В Сочельник, 24 декабря, украшают ёлку, зажигают свечи и поют рождественские песни. Рождество – семейный праздник и принято дарить подарки. В подарке для ребенка непременно должны лежать 5 вещей: игрушка, сладость, монетка, что-нибудь из одежды и школьная принадлежность. Ровно в 6 вечера начинается обед с традиционными, очень вкусными, национальными блюдами, много выпечки.
А главным весенним праздником по народному календарю считается Пасха (Остерн). Это подвижный праздник и отмечается каждый год в первое воскресенье после первого полнолуния, в начале весны, то есть в конце марта - середине апреля. Традиционно красили яйца. Говорили, что пасхальные яйца и подарки на Пасху приносит пасхальный заяц. В середину такого зайца помещали яйцо. Накануне Пасхи дети или взрослые мастерили гнёзда для пасхального зайца, куда, согласно легенде, он приносил и клал пасхальные яйца и подарки для детей. Для этого заранее в специальных ящичках, корзиночках высевали и проращивали семена пшеницы или овса. К Пасхе появлялись всходы. Туда втайне от детей выкладывались крашеные яйца, конфеты, печенье и другие сладости. Кто не высевал зёрна пшеницы, те делали гнёзда в шапке или вырывали в виде ямок во дворе, устилая сеном или мхом. В честь пасхального зайца пели песни или рассказывали стихи
III
Поисковая работа – встречи с жителями деревни, работа в библиотеке, поиск материала в Интернете - позволила мне окунуться в прошлое моей деревни, ощутить связь времён и поколений. Работая над данной темой, я узнала много нового и интересного из истории теперь уже моей малой Родины, необычную историю её названия, связанного с очередным съездом ВКП(б), определявшим тогда судьбу страны. Узнала, что заселение населённого пункта немцами в предвоенные годы происходило насильственным путём. Прослежена их трудная судьба в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Выяснила, что в 50-70-е годы совхозное, да и подсобное хозяйство процветало, деревня активно развивалась и застраивалась. Рабочие совхоза получали за добросовестный труд хорошую зарплату, и начали приобретать бытовые предметы долгого пользования. Собран материал по традиционным обрядам и праздникам немцев, проживающих в деревне.
Трудные 90-е годы, поставили деревню на грань выживания, когда хозяйство развалилось, а жители стали уезжать на историческую родину, покидая родные места. Я уверенна, что сейчас моя деревня переживает второе рождение. И это проявляется в том, что многие держат личное хозяйство, а это значит, что они здесь надолго. Городские жители покупают в нашей деревне дома и переезжают жить сюда. А также в деревне скоро образуется новая улица, и в этом году создались 3 новые семейные пары и, наконец, то, что новорождённых детей в этом году уже 6 человек. А совсем недавно от взрослых узнала, что из Германии возвращается семья Вебера Владимира Яковлевича, значит родные просторы милее сердцу, чем европейское благополучие.
Будет ли дальше расти, и развиваться деревня зависит от нас и политики правительства. На примере изучения истории этого населенного пункта можно проследить политику государства по отношению к немецкому населению в нашей стране. Изучив собранный материал, я пришла к выводу, что история населённого пункта схожа с историей жизни человека: рождение в муках, страдания, горе, счастье, успехи и неудачи, но главное это люди, трудом которых и славится деревня, город, страна.
IV
V
Вид деревни. Фото автора.
Первые саманные дома. Фото автора.
Постройки советского периода. Фото автора.
Деревня в настоящие дни. Фото автора.
Деревенская школа. Фото автора.
Личное подсобное хозяйство. Фото автора.
Мут Яков Фридриховия и Мут Эмилия Яковлевна
фотография 1955г. из семейного архива (автор неизвестен), по приезду в деревню.
Мут Я. Ф. на рабочем месте. Фото из семейного архива.
Супруги Мут. Фото из семейного архива.
Немцы в России Электронный ресурс: http://festival.1september.ru:8080/articles/562471/ Режим доступа: 19.01.12 г.
[2] Н.Охотин, А.Рогинский. Из истории “немецкой операции” НКВД 1937-1938 гг. , Москва, 1999.
[4] Ю.А. Горьков "Государственный Комитет Обороны постановляет (1941-1945). Цифры, документы". - М.: Олма-Пресс, 2002.
[5] Там же.
Рыжие листья
Как я избавился от обидчивости
Рисуют дети водопад
Рисуем осенние листья
Есть ли лёд на других планетах?